1 июля. Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула. Преподобного Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах. Боголюбской иконы Божией Матери.

18 июня по старому стилю / 1 июля по новому стилю
воскресенье
Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Петров пост.
Разрешается рыба.

Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула (70–79).
Прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Сщмчч. Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова и Сергия Кроткова пресвитеров, прмч. Никанора Морозкина (1938). Обре́́тение мощей свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1997).
Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл. (1157). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровская (XIII) и Московская (1157). Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946). Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после1 18 июня).


Утр. – Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12–35. Лит. – Рим., 103 зач., X, 1–10. Мф., 28 зач., VIII, 28 – IX,. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

Празднование совершается 18 июня (при совпадении этого числа с воскресным днем).
Чтения Пресвятой Богородицы на литургии читаются, если совершается служба в честь Боголюбской иконы Божией Матери. При совершении воскресной службы в соединении только со службой мч. Леонтия на литургии – чтения дня и мч. Леонтия: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI,.

Тропарь и кондак воскресные 4-го гласа
Тропарь:
Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак:
Спас и Изба́витель мой/ из гро́ба, я́ко Бог, воскреси́ от уз земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,/ и я́ко Влады́ка// воскре́се тридне́вен.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской, глас 1:
Боголюби́вая Цари́це,/ Неискусому́жная Де́во, Богоро́дице Мари́е,/ моли́ за ны Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти нам оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды на́ша и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Свое́ю покры́й нас от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых враг защити́// и спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской, глас 3:
Де́ва днесь предстои́т Сы́ну,/ ру́це Свои́ к Нему́ простира́ющи,/ святы́й князь Андре́й ра́дуется,/ и с ним Росси́йская страна́ торжеству́ет,/ нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица// Преве́чнаго Бо́га.

Тропарь мученика Леонтия, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Лео́нтий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Леонтия, глас 3:
Мучи́телей посрами́л еси́ лука́вая кова́рства/ и е́ллинов обличи́л еси́ безбо́жное служе́ние,/ возсия́л еси́ богоразу́мие всем челове́ком уче́ньми благоче́стия,/ богому́дре му́чениче./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять почита́ем любо́вию,// прему́дре Лео́нтие.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.10:1–10; Мф.8:28–9:1)
Гадаринцы видели дивное чудо Господне, явленное в изгнании легиона бесов, и, однако же, всем городом вышли и молили Господа, «чтобы Он отошел от пределов их» (Мф.8:34). Не видно, чтобы они враждебно относились к Нему, но не видно и веры. Их объяло какое-то неопределенное страхование, по которому они желали только: иди мимо, куда знаешь, только нас не касайся.

Это настоящий образ людей, которые мирно в имениях своих живут. Сложился около них порядок вещей не неблагоприятный; они привыкли к нему, ни помышлений, ни потребности нет, чтобы изменить, или отменить что, и боятся они сделать какой-либо новый шаг. Чувствуя, однако, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое, – они всячески избегают случаев, могущих довести их до таких убеждений, чтоб, прикрываясь неведением, жить покойно в старых привычках. Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги и заводить беседу о духовных вещах, из опасения растревожить свою совесть, которая, пробудившись, начнет понуждать одно бросить, другое принять.


Мученики Лео́нтий, Ипа́тий и Феоду́л
Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул были римскими воинами. Святой мученик Леонтий, грек по происхождению, в правление Веспасиана (70–79) служил военачальником в императорских войсках в финикийском городе Триполи. Христианин Леонтий отличался храбростью и благоразумием, к нему с глубоким уважением относились воины и граждане Триполи за его добродетели.

Император назначил римского сенатора Адриана правителем Финикийской области, с полномочиями преследовать христиан и в случае отказа принести жертвы римским божествам предавать их мучению и смерти. По дороге в Финикию Адриану донесли, что святой Леонтий отвратил многих от поклонения языческим богам. Правитель послал трибуна Ипатия с отрядом воинов в Триполи, чтобы найти и задержать христианина Леонтия. По дороге трибун Ипатий сильно заболел и, находясь при смерти, увидел во сне Ангела, который сказал: «Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: «Бог Леонтия, помоги мне»». Открыв глаза, Ипатий увидел Ангела и сказал: «Я послан задержать Леонтия, как же я призову его Бога?» В это время Ангел стал невидим. Ипатий рассказал воинам, в числе которых был и его друг Феодул, о своем сне, все они вместе трижды призвали на помощь Бога, Имя Которого исповедал святой Леонтий. Ипатий сразу исцелился ко всеобщей радости воинов, и только Феодул сидел в стороне, размышляя о чуде. Душа его прониклась любовью к Богу, и он уговорил Ипатия немедленно пойти вдвоем в город на поиски святого Леонтия.

При входе в город их встретил неизвестный человек и пригласил к себе в дом, где щедро угостил путников. Узнав, что гостеприимный хозяин и есть святой Леонтий, они упали на колени и просили его просветить их верой в Истинного Бога. Здесь же совершилось Крещение, а когда святой Леонтий произнес над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещенных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь. Остальные воины в поисках своего начальника пришли в Триполи, куда прибыл и правитель Адриан. Узнав о происшедшем, он приказал привести к себе святого Леонтия, трибуна Ипатия и Феодула и, угрожая им мучениями и смертью, потребовал отречения от Христа и жертвоприношения римским богам. Все мученики твердо исповедали веру во Христа. Святого Ипатия подвесили на столпе и строгали железными когтями, а святого Феодула беспощадно били палками. Видя непоколебимость мучеников, им отрубили головы мечом. Святого Леонтия после истязаний отправили в темницу. Утром он предстал перед правителем. Адриан пытался прельстить святого исповедника почестями и наградами и, ничего не достигнув, предал истязаниям: святой мученик целый день висел вниз головой на столпе с тяжелым камнем на шее, но ничто не могло заставить его отречься от Христа. Правитель приказал бить палками страдальца до тех пор, пока он не умрет. Тело святого мученика Леонтия выбросили за город, но христиане с честью предали его погребению вблизи Триполи. Кончина святых мучеников последовала около 70–79 гг.
Допрос святого Леонтия, его страдания и смерть записал на оловянных дощечках присутствовавший на суде писец (комментарисий). Эти дощечки были положены в гроб святого мученика.

Преподобный Леонтий, канонарх Печерский, с юных лет поступил в Киево-Печерскую обитель, где принял постриг. Он обладал прекрасным голосом и, когда обучился грамоте, исполнял послушание канонарха. Преподобный Леонтий преставился молодым в ХIV веке и за самоотверженный подвиг спасения прославлен Господом благодатным даром чудотворений. Мощи святого подвижника находятся в Дальних пещерах, память его совершается также 28 августа, в Соборе Киево-Печерских святых.

Священномученик Василий Смирнов, пресвитер
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 29 мар­та 1870 го­да в се­ле Ка­зан­ском Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Пав­ла Смир­но­ва. В 1890 го­ду Ва­си­лий окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен учи­те­лем в Спас­скую цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу гра­фа Ор­ло­ва-Да­вы­до­ва в Брон­ниц­ком уез­де.
С 1892 го­да Ва­си­лий стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Ни­ко­ло-За­яиц­ком хра­ме в Москве. Со дня ос­но­ва­ния 1 ок­тяб­ря 1901 го­да Ни­ко­ло-За­яиц­кой цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы он пре­по­да­вал в ней За­кон Бо­жий, од­новре­мен­но он был за­ко­но­учи­те­лем в несколь­ких цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах, при­чем в боль­шин­стве из них пре­по­да­вал бес­плат­но. 11 мар­та 1907 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 28 де­каб­ря 1914 го­да – во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му. 21 мая 1921 го­да отец Ва­си­лий был на­граж­ден ка­ми­лав­кой, 11 мая 1924 го­да – на­перс­ным кре­стом, 25 мар­та 1927 го­да – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1929 го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ни­ко­ло-За­яиц­ко­го хра­ма и слу­жил в нем до его за­кры­тия в 1933 го­ду. С 1933 го­да и до аре­ста он слу­жил в хра­ме в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» в се­ле Зна­мен­ском Кун­цев­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден мит­рой.
16 мар­та 1938 го­да со­сед­ка свя­щен­ни­ка по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ка НКВД да­ла про­тив него по­ка­за­ния, ска­зав, что тот со­вер­шал тре­бы у се­бя на квар­ти­ре, а так­же го­во­рил, что со­вет­ская власть устра­и­ва­ет го­не­ние на ре­ли­гию и аре­сто­вы­ва­ет пра­во­слав­ных, и убеж­дал жен­щин, со­брав­ших­ся у него на квар­ти­ре, что нуж­но дер­жать­ся ве­ры в Бо­га, что со­вет­ская власть про­су­ще­ство­вать дол­го не мо­жет, так как боль­ше­ви­ки на­силь­ствен­но взя­ли власть.
21 мар­та за­ме­сти­тель на­чаль­ни­ка Мос­ков­ско­го управ­ле­ния НКВД май­ор Се­ме­нов под­пи­сал справ­ку на арест свя­щен­ни­ка. На сле­ду­ю­щий день отец Ва­си­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. И сра­зу же на­ча­лись до­про­сы. Сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка, при­хо­ди­ли ли к нему ли­ца из об­ще­ствен­но­сти для под­пис­ки на го­судар­ствен­ный за­ем. Отец Ва­си­лий от­ве­тил, что при­хо­ди­ли, но из-за тя­же­ло­го ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния он ни­ко­гда на за­ем не под­пи­сы­вал­ся. Сле­до­ва­тель спро­сил, прав­да ли что он го­во­рил: «Га­зе­ты пи­шут, что все­го мно­го, – все это вра­нье, мно­го толь­ко для ком­му­ни­стов, а ра­бо­чие це­лый день сто­ят в оче­ре­дях, а как опоз­дал, так уволь­ня­ют»? Свя­щен­ник от­ве­тил, что, дей­стви­тель­но, он го­во­рил, что рань­ше, в ста­рое вре­мя, луч­ше жи­лось, «ни­ка­ких оче­ре­дей не бы­ло, а те­перь при со­вет­ской вла­сти вез­де и всю­ду со­зда­ют­ся оче­ре­ди и ра­бо­че­му труд­но до­стать для се­бя про­дук­тов, а боль­ше­ви­ки толь­ко го­во­рят – все­го мно­го, а на са­мом де­ле ни­че­го нет».
10 мая сле­до­ва­тель про­вел оч­ную став­ку меж­ду от­цом Ва­си­ли­ем и лже­сви­де­те­лем, ко­то­ро­го свя­щен­ник по­чти не знал, о чем и за­явил сле­до­ва­те­лю и ска­зал: «За­пи­сан­ные фак­ты контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и по­ка­за­ния на оч­ной став­ке... пол­но­стью опро­вер­гаю и се­бя ви­нов­ным... не при­знаю».
7 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Смир­нов был рас­стре­лян 1 июля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Священномученик Алекса́ндр Крутицкий, пресвитер
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1898 го­ду в се­ле Сал­ты­ко­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Сер­гея Мат­ве­е­ви­ча Кру­тиц­ко­го; мать умер­ла, ко­гда Алек­сандр был мла­ден­цем, отец – ко­гда Алек­сан­дру ис­пол­ни­лось пят­на­дцать лет, и его при­ня­ла на вос­пи­та­ние сест­ра от­ца, Ели­за­ве­та Мат­ве­ев­на, его крест­ная мать. Окон­чив Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, Алек­сандр по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но окон­чить ее из-за ма­те­ри­аль­ных труд­но­стей и на­сту­пив­шей ре­во­лю­ции не успел и в 1917 го­ду стал слу­жить пса­лом­щи­ком на ме­сте по­чив­ше­го от­ца в Успен­ской церк­ви в се­ле Сал­ты­ко­во. По со­ве­ту сво­ей крест­ной ма­те­ри Алек­сандр же­нил­ся на уро­жен­ке се­ла Об­раз­цо­во Щел­ков­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да де­ви­це Пе­ла­гии Цы­га­но­вой. Она бы­ла из мно­го­дет­ной кре­стьян­ской се­мьи, бы­ла при­уче­на к тя­же­ло­му кре­стьян­ско­му тру­ду, тре­бо­вав­ше­му физи­че­ской си­лы, твер­до­сти ха­рак­те­ра и нрав­ствен­ной устой­чи­во­сти; до кон­ца жиз­ни Пе­ла­гия слу­жи­ла Гос­по­ду пе­ни­ем в цер­ков­ном хо­ре; у них ро­ди­лось трое де­тей, два сы­на и дочь.
В 1917 го­ду Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и на­зна­чен слу­жить в храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ло Об­раз­цо­во на ва­кант­ное ме­сто пса­лом­щи­ка. В 1929 го­ду он был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в сры­ве сель­ско­хо­зяй­ствен­ных за­го­то­вок, но су­дом был оправ­дан и осво­бож­ден. Несмот­ря на всё уси­ли­ва­ю­щи­е­ся го­не­ния, кон­ца ко­то­рым не бы­ло вид­но, отец Алек­сандр ре­шил свою жизнь все­це­ло по­свя­тить слу­же­нию Бо­гу и Церк­ви; он по­дал пра­вя­ще­му ар­хи­ерею со­от­вет­ству­ю­щее про­ше­ние и в 1933 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к По­кров­ской церк­ви в се­ле Хо­му­то­во. При­хо­жане по­лю­би­ли его за крот­кий нрав и бес­ко­ры­стие. В се­ле жи­ли три вдо­вы, по­те­ряв­шие му­жей в Первую ми­ро­вую вой­ну. Свя­щен­ник все­гда им по­мо­гал и преж­де, чем вспа­хать зем­лю се­бе, па­хал и за­се­вал им.
От­ца Алек­сандра аре­сто­ва­ли во вто­ром ча­су но­чи 3 мар­та 1938 го­да. Он был к аре­сту го­тов и вос­при­нял го­то­вя­щий­ся ему жре­бий спо­кой­но. При обыс­ке за­бра­ли не толь­ко кни­ги, но и те ве­щи, ко­то­рые, с точ­ки зре­ния со­труд­ни­ков НКВД, пред­став­ля­ли хоть неболь­шую ма­те­ри­аль­ную цен­ность: у же­ны свя­щен­ни­ка, Пе­ла­гии, од­ну серь­гу из уха вы­ну­ли, а дру­гую – вы­рва­ли.
Сна­ча­ла от­ца Алек­сандра по­ме­сти­ли в ка­ме­ре пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния в го­ро­де Щел­ко­во, а за­тем – в тюрь­ме в Москве. 5 мар­та ему бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние, что он, «бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен, сре­ди окру­жа­ю­щих про­во­дит контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность». Озна­ко­мив­шись с тек­стом об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния, отец Алек­сандр от­ка­зал­ся под ним под­пи­сы­вать­ся, за­явив, что с ним не со­гла­сен.
– В ка­ком го­ду вы бы­ли ли­ше­ны из­би­ра­тель­ных прав? – спро­сил его по­сле это­го сле­до­ва­тель.
– В 1918 го­ду, и не вос­ста­нов­лен в них и до­ныне, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Бы­ло ли ва­ше хо­зяй­ство рас­ку­ла­че­но?
– Нет. Мое хо­зяй­ство рас­ку­ла­че­но не бы­ло.
– Под­вер­гал­ся ли кто из ва­ших род­ствен­ни­ков ре­прес­си­ям со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти?
– Ни­кто не под­вер­гал­ся.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми дан­ны­ми о том, что вы за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью. При­зна­е­те ли се­бя в этом ви­нов­ным?
– Нет, ви­нов­ным я се­бя не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник, и на этом до­про­сы и след­ствие бы­ли окон­че­ны.
14 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сандр Кру­тиц­кий был рас­стре­лян 1 июля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)
«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Июнь».
Тверь. 2008. С. 376-379

Боголюбская икона Божией Матери
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174; память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Икона Божией Матери Боголюбская-Московская была написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо почитаться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года.

Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.

История чтимой иконы обители Успения Пресвятой Богородицы в Пюхтицах – образа Божией Матери «У источника» связана с именем великого всероссийского пастыря и молитвенника святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В 1894 году инокини обители подарили отцу Иоанну в день Ангела икону, на которой было изображено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтицах. Батюшка молился перед этим образом и завещал его некой благочестивой супружеской чете из Санкт-Петербурга, которая перед своей кончиной передала святую икону монахине Вирсавии, бывшей насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Однажды явившись инокине во сне, Пресвятая Богородица велела возвратить Ее образ в Пюхтицкую обитель.

Произошло это в 1946 году, на Пасху. А вскоре, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери (18 июня), образ Богородицы «У источника» вернулся в свою обитель. Сестры монастыря во главе с престарелой настоятельницей игуменией Алексией II (в схиме Сергией), встретили святую икону, перед которой молился и с которой не расставался до самой кончины святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Ныне святой образ Пречистой Девы Богородицы находится в главном приделе Успенской церкви Пюхтицкой обители.

Икона Божией Матери Боголюбская-Зимаровская, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска, а во время нашествия татар (ХIII в.) была расколота и брошена в кусты, где сама чудесным образом срослась, но одна половина ее так и осталась выше другой.

Во второй половине ХVIII века эта икона находилась у помещика Лопухина, жившего в Москве. Ввиду ветхости образ хранили в числе других вещей в кладовой. Во время моровой язвы 1771 года одному заболевшему жителю Москвы в сонном видении было приказано совершить молебен перед иконой, находившейся в доме Лопухина. Икону отыскали и передали болящему, который после совершенного молебна исцелился и возвратил чудотворный образ. От иконы совершались и другие подобные исцеления.

Перед кончиной (ок. 1780 г.) владелец иконы завещал отправить ее на свою родину, в село Зимарово Рязанской губернии, находившееся в 18-ти верстах от города Раненбурга. В 1848 году в этом городе свирепствовала холера. Жители немедленно отправились за чтимым образом в село Зимарово, и, когда древняя чудотворная икона Божией Матери Боголюбской была принесена в город, угроза опасной болезни исчезла

Коробейниковская Казанская икона Божией Матери
Коробейниковская Казанская икона Божией Матери, величайшая алтайская святыня, единственный в Сибири чудотворный образ, находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова (Усть-Пристаньского района Алтайского края) с начала XX века. Храм был возведен в 1902 г. под руководством строителя-зодчего Борзенко, освящен в 1903–1904 гг. и представлял собой замечательный памятник церковной архитектуры. В храме, украшенном росписью, пребывало множество святых икон, среди которых своей поразительной красотой выделялся большой Казанский образ Божией Матери, получивший в дальнейшем наименование Коробейниковского. Пресвятая Богородица в пурпурном одеянии и благословляющий Богомладенец были изображены на золотом фоне в мозаичном обрамлении.

В 1938-м году храм был закрыт, разграблен и превращен в зернохранилище. Казанскую икону Божией Матери, брошенную под ноги, спасла от поругания местная жительница, слепая женщина Ольга Перегудова по прозвищу Олюшка Темная, в конце 1990-х годов канонизированная в лике местночтимых святых. Пресвятая Богородица явилась благочестивой Ольге во сне, повелев забрать икону из оскверненного храма. Образ был сильно поврежден, различимы были только очи Богородицы и Божественного Младенца. Через некоторое время произошло чудо – икона обновилась, засияла новыми красками, от нее начали происходить чудеса.

В нескольких благочестивых семьях хранилась чудотворная икона, прежде чем в июне 1994 года наступило время возвращения образа в Коробейниково.

До 29 июня 1994 года Коробейниковская Казанская икона Божией Матери пребывала в Покровском кафедральном соборе г. Барнаула. Тысячи верующих смогли поклониться чудотворному образу.

2 июля 1994 года многолюдным крестным ходом чудотворная икона была возвращена в восстановленный Казанский храм села Коробейникова. Она стала почитаемой святыней Богородице-Казанского мужского монастыря, открытого в селе. В воспоминание этого события и было установлено празднование Коробейниковской Казанской иконе Пресвятой Богородицы.

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Лилия Никул »» | 30.06.2018 18:53
  
2
1 ИЮЛЯ ЦЕРКОВЬ СЛАВИТ ПРЕСВЯТУЮ БОГОРОДИЦУ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «БОГОЛЮБСКАЯ»

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Тропарь праздника
Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие, моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 30.06.2018 21:32
  
2
Тропарь и кондак воскресные 4-го гласа
Тропарь:
Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак:
Спас и Изба́витель мой/ из гро́ба, я́ко Бог, воскреси́ от уз земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,/ и я́ко Влады́ка// воскре́се тридне́вен.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской, глас 1:
Боголюби́вая Цари́це,/ Неискусому́жная Де́во, Богоро́дице Мари́е,/ моли́ за ны Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти нам оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды на́ша и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Свое́ю покры́й нас от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых враг защити́// и спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской, глас 3:
Де́ва днесь предстои́т Сы́ну,/ ру́це Свои́ к Нему́ простира́ющи,/ святы́й князь Андре́й ра́дуется,/ и с ним Росси́йская страна́ торжеству́ет,/ нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица// Преве́чнаго Бо́га.

Тропарь мученика Леонтия, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Лео́нтий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Леонтия, глас 3:
Мучи́телей посрами́л еси́ лука́вая кова́рства/ и е́ллинов обличи́л еси́ безбо́жное служе́ние,/ возсия́л еси́ богоразу́мие всем челове́ком уче́ньми благоче́стия,/ богому́дре му́чениче./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять почита́ем любо́вию,// прему́дре Лео́нтие.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites