10 июня. Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского. Святителя Геронтия митрополита Московского и всея России.

28 мая по старому стилю / 10 июня по новому стилю
воскресенье
Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Глас 1-й.
Петров пост.
Разрешается рыба.

Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX).
Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Прп. Елены Дивеевской (1832). Свт. Геронтия, митр. Московского и всея России (1489). Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Свт. Германа, еп. Парижского (576). Сщмч. Елладия еп. (VI–VII).
Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) (служба может быть перенесена на субботу, 27 мая).
Прмчч. Макария Моржова, Дионисия Петушкова, сщмч. Николая Аристова диакона, мчч. Игнатия Маркова и Петра Юдина (1931); прп. Ираклия Мотяха исп. (1936); прмц. Гермогены Кадомцевой (1942).
Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.


Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8. Лит. – Рим., 81 зач. (от полу'), II, 10–16. Мф., 9 зач., IV, 18–23. Свв.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

Служба совершается по Октоиху и Минее-Май (М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. Ч. 3). На утрене поется величание Всем святым, в земле Русской просиявшим.

Тропарь и кондак воскресные 1-го гласа
Тропарь:
Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жизнь./ Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче:/ сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Кондак:
Воскре́сл еси́ я́ко Бог из гро́ба во сла́ве,/ и мир совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя, и смерть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Ева ны́не от уз избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты еси́, Иже всем подая́, Христе́, воскресе́ние.

Тропарь русских святых, глас 8:
́Якоже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Ин тропарь русских святых, глас 4:
Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы,/ от земли́ на́шея возсия́вшия/ и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия,/ прииди́те, воспои́м, ве́рнии:/ о всеблаже́ннии земли́ Росси́йския засту́пницы,/ моли́теся ко Го́споду,/ да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́,/ исцеля́я сокруше́ние ея́,// и ве́рныя лю́ди своя́ уте́шит.

Кондак русских святых, глас 3:
Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны моли́тся Бо́гу./ А́нгели с ним славосло́вят,/ и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют,/ о нас бо мо́лят вси ку́пно// Преве́чнаго Бо́га. Величание русских святых: Ублажа́ем вас,/ чудотво́рцы на́ши сла́внии,/ зе́млю Ру́сскую доброде́тельми ва́шими озари́вшии/ и о́браз спасе́ния нам// светоявле́нно показа́вшии.

Тропарь святителя Геронтия, митрополита Московского глас 6
Днесь душа всяка веселится/ на память успения святителя Христова Геронтия,/ премудрости ревнителя/ и кротости учителя,/ смирению наказателя,/ учением Божественных словес верныя насладившаго./ Русскаго митрополита похвалим,/ святительства паству приимшаго,/ украсившаго Церковь Христову./ Тем и Христос видя твое благопроизволение,/ причте тя в лик праведных,/ святителю Геронтие,/ моли Христа Бога и Пречистую Богородицу/ непрестанно о всех нас.

Кондак святителя Геронтия, митрополита Московского глас 2

Божиим Духом иночество вожделе/ и восприя Духа Святаго благодатию,/ и святительства сана сподобился еси,/ содержаще престол Русския Митрополии,/ и бысть пастырь и учитель от рода русскаго,/ пасый стадо Христово словесных овец,/ и обрете благодать от Господа, Геронтие святителю,/ Емуже всегда о нас непрестанно молися,/ спастися душам нашим.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.2:10–16; Мф.4:18–23)
Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидали лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что, узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер – вера в Господа и общение с Ним по силе веры.

Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд.

Тут причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.

Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский
Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский, жил во 2-й половине VIII века. За свою богоугодную жизнь он был возведен в сан епископа Халкидонского. Святитель Никита отличался милосердием, всегда помогал нищим, в своем доме принимал странников, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IХ века. У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты – святой Игнатий.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский
Свя­ти­тель Ге­рон­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, был воз­ве­ден на пер­во­свя­ти­тель­скую ка­фед­ру 29 июня 1471 го­да. Преж­де он был на­сто­я­те­лем Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Москве, до 1455 го­да воз­ве­ден в сан епи­ско­па Ко­ло­мен­ско­го.

Вре­мя прав­ле­ния свя­ти­те­ля Ге­рон­тия озна­ме­но­ва­но рас­ши­ре­ни­ем цер­ков­но­го стро­и­тель­ства. По­сле по­жа­ра в ап­ре­ле 1471 го­да был за­но­во по­стро­ен мит­ро­по­ли­чий дом и дру­гие стро­е­ния. В 1481 го­ду им бы­ла за­ло­же­на цер­ковь По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ще­на 21 ав­гу­ста 1486 го­да. При уча­стии свя­ти­те­ля Ге­рон­тия стро­ит­ся Успен­ский со­бор в Крем­ле, освя­ще­ние ко­то­ро­го со­сто­я­лось 12 ав­гу­ста 1479 го­да. 24 ав­гу­ста про­ис­хо­ди­ло тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра в но­вый со­бор.

В пе­ри­од прав­ле­ния свя­ти­те­ля Ге­рон­тия ослож­ни­лись от­но­ше­ния Церк­ви с ве­ли­ким кня­зем Иоан­ном III.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий об­ла­дал твер­дым ха­рак­те­ром и от­ста­и­вал неза­ви­си­мость Цер­кви от втор­же­ния ве­ли­ко­го кня­зя в цер­ков­ные де­ла. Меж­ду ни­ми воз­ник­ли спо­ры, в ко­то­рых при­ни­мал уча­стие и ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Вас­си­ан, ду­хов­ник ве­ли­ко­го кня­зя. На неко­то­рое вре­мя мит­ро­по­лит Ге­рон­тий оста­вил ка­фед­ру и уда­лил­ся в Си­мо­нов мо­на­стырь. Но так как боль­шин­ство ду­хо­вен­ства при­зна­ва­ло право­ту пер­во­и­е­рар­ха, ве­ли­кий князь Иоанн III про­сил у свя­ти­те­ля Ге­рон­тия про­ще­ния и обе­щал не вме­ши­вать­ся в цер­ков­ные де­ла. По­сле это­го свя­ти­тель воз­вра­тил­ся на ка­фед­ру. Бу­дучи непре­клон­ным в де­лах цер­ков­ных, свя­ти­тель Ге­рон­тий все­гда был доб­рым со­вет­чи­ком и со­юз­ни­ком ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го в де­лах го­судар­ствен­ных. Так, в 1478 го­ду Нов­го­род Ве­ли­кий был окон­ча­тель­но под­чи­нен Москве. С это­го вре­ме­ни на Нов­го­род­скую ка­фед­ру воз­во­ди­лись ар­хи­пас­ты­ри, из­бран­ные в Москве.

В 1483 го­ду свя­ти­тель Ге­рон­тий на непро­дол­жи­тель­ное вре­мя вновь уда­лил­ся в Си­мо­нов мо­на­стырь из-за бо­лез­ни, но вско­ре воз­вра­тил­ся и бла­го­по­луч­но управ­лял цер­ков­ны­ми де­ла­ми до бла­жен­ной кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей 28 мая 1489 го­да, на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий был по­гре­бен в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля. Со­хра­ни­лись не­сколь­ко гра­мот и по­сла­ние к ве­ли­ко­му кня­зю, со­став­лен­ные мит­ро­по­ли­том Ге­рон­ти­ем. По­сле кон­чи­ны на­ча­лось его по­чи­та­ние. В XVII ве­ке в Успен­ском со­бо­ре бы­ла из­вест­на ико­на свя­ти­те­ля Ге­рон­тия. В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» со­дер­жит­ся ука­за­ние о на­пи­са­нии его изо­бра­же­ния вме­сте со свя­ти­те­ля­ми Ки­при­а­ном, Фо­ти­ем и дру­ги­ми пер­во­и­е­рар­ха­ми.

Свт. Игнатий, еп. Ростовский.
Святой Игнатий родился от благочестивых родителей и был воспитан ими во всякой христианской добродетели. Убедившись в суете мира сего, он отрёкся от мира и принял пострижение в монашество. Так как он проводил жизнь весьма добродетельную, то был назначен первоначально архимандритом, а потом епископом города Ростова. Приняв под свое попечение епархию ростовскую, он с великим вниманием пас стадо свое. Пробыв во святительстве двадцать шесть лет, преставился ко Господу в 6796-е лето от сотворения мира, рождества же во плоти Бога Слова в 1288-ом году, в 28-ой день месяца мая, в пятницу, после вечерни.
Узнав о кончине святого, весь город Ростов собрался к телу его; все горько плакали и рыдали, сожалея о кончине общего пастыря и учителя всех, помощника и заступника в бедах и скорбях, ходатая вдовицам и сиротам, питателя нищих и убогих, наставника и учителя иерейского и монашеского чина и советника князей и вельмож. Взяв честное тело святителя Игнатия, все понесли его в церковь, но по причине множества народа, собравшегося в нее, не могли внести его внутрь церкви, а поставили пред церковью; после этого начали петь погребальные песнопения.
В это время проходили мимо церкви две благочестные монахини, одна из них называлась Феодосиею; она была супругою протодиакона святителева Павла, но тотчас же, по вступлении в законный брак, они посвятили себя девственной и чистой жизни. Всю жизнь свою они подвизались в посте и молитвах. Многие могли засвидетельствовать чистоту жизни их. Когда блаженный Павел отошел ко Господу, то супруга его приняла пострижение в иночество. Узнав о кончине святителя Игнатия, она пришла поклониться мощам его; вместе с нею пришла и другая инокиня по имени Ксения, проводившая столь же добродетельную и богоугодную жизнь. Эти две инокини и еще некоторые благочестивые люди. которые сподобились откровения божественного, видели такое чудо: когда честные мощи святителя Игнатия были несены к церкви, то святитель Божий встал из гроба в своем архиерейском облачении, пошел по воздуху и стал высоко в воздухе над церковью; затем благословил весь народ и весь город; потом вошел в пещеру, ископанную в земле около жертвенника, где был ему приготовлен и гроб.
Это открыл Бог инокиням тем, а также и еще некоторым благочестивым людям для прославления угодника Своего и в показание всем святости его; этим Господь показал людям, что святитель Игнатий заслужил милость от Господа и сподобился одинаковой части со святыми.
Около того же времени случилось и другое чудо: некий архимандрит Стефан имел со дня рождения своего один палец пригнутым к ладони; когда он прикоснулся к честному телу святителя Игнатия, тотчас скорченной палец его выпрямился, стал здравым, как и прочие пальцы.
Потом честное тело святителя Игнатия было внесено в церковь. Утром следующего дня все снова собрались к мощам угодника Божия, дабы сотворить обычное служение и воспеть погребальные песнопения. Когда положили тело святителя Божия во гроб и дали в руку ему свитки, в которых написаны были имена всех тех, кого святитель Игнатий посвятил в сан пресвитерский и диаконский, то угодник Божий, как живой, простер руку свою и принял свитки. Все, видевшие чудо это, преисполнились великого страха и радости и прославили Бога. Молитвами сего угодника Божия, святителя Игнатия да сподобимся и мы быть вместе с ним участником благ вечных, уготованных о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому воссылается слава вечно. Аминь.

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская
Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.
В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни. Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее.
Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.
Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.
Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась.
Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.
Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.
Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли».
На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. В оби­те­ли до ее за­кры­тия в 1927 го­ду хра­ни­лись цер­ков­ные кни­ги, где эти слу­чаи бы­ли по­дроб­но опи­са­ны, но до нас они не до­шли.
26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, Бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. 22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии.
Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.
По мо­лит­вам пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской со­вер­ша­ют­ся чу­де­са ис­це­ле­ния от бо­лез­ней ног, су­ста­вов, зуб­ной и го­лов­ной бо­ли, ду­шев­ных рас­стройств и дру­гих за­боле­ва­ний.

Святая мученица Еликонида
Свя­тая му­че­ни­ца Ели­ко­ни­да жи­ла в III ве­ке в го­ро­де Фес­са­ло­ни­ки. Во вре­мя го­не­ния на по­сле­до­ва­те­лей Хри­ста свя­тая Ели­ко­ни­да при­шла в го­род Ко­ринф и ста­ла убеж­дать языч­ни­ков оста­вить слу­же­ние бес­чув­ствен­ным идо­лам и по­кло­нить­ся Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу, Твор­цу все­лен­ной. За эту про­по­ведь она бы­ла схва­че­на и при­ве­де­на к пра­ви­те­лю Пе­рин­нию, ко­то­рый и лас­ка­ми, и угро­за­ми тщет­но пы­тал­ся скло­нить свя­тую к при­не­се­нию жерт­вы идо­лам. Свя­тая му­че­ни­ца бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям, но му­же­ствен­но пе­ре­нес­ла их. То­гда ее бро­си­ли в го­ря­щую печь, но она вы­шла от­ту­да невре­ди­мой, ибо Ан­гел Гос­по­день осту­дил жар. Счи­тая свя­тую «вол­шеб­ни­цей», пра­ви­тель при­ду­мы­вал для нее но­вые му­че­ния. С го­ло­вы ста­ли сди­рать ко­жу, грудь и го­ло­ву ей опа­ля­ли ог­нем. Оста­но­вив пыт­ку, су­дья сно­ва при­нял­ся уго­ва­ри­вать свя­тую Ели­ко­ни­ду при­не­сти идо­лам жерт­ву, обе­щая ей по­че­сти и зва­ние жри­цы. Вне­зап­но свя­тая со­гла­си­лась. Ли­ку­ю­щие жре­цы и на­род по­ве­ли ее в ка­пи­ще при зву­ках труб и ли­тавр и, по прось­бе свя­той, оста­ви­ли ее там од­ну. Но свя­тая Ели­ко­ни­да, ис­пол­нив­шись бо­га­тыр­ской си­лы, по­верг­ла и раз­би­ла всех идо­лов. Про­ждав дол­гое вре­мя, жре­цы во­шли в ка­пи­ще. Уви­дев ра­зо­ре­ние, они при­шли в безум­ную ярость и по­влек­ли свя­тую де­ву с кри­ка­ми: «Пре­дать вол­шеб­ни­цу смер­ти!» Свя­тую му­че­ни­цу ста­ли из­би­вать, а по­том бро­си­ли в тем­ни­цу, где она про­ве­ла 5 дней. В тем­ни­це свя­той му­че­ни­це явил­ся Хри­стос Спа­си­тель со свя­ты­ми Ар­хан­ге­ла­ми Ми­ха­и­лом и Гав­ри­и­лом и ис­це­лил ее от ран. На­ко­нец свя­тую от­да­ли на рас­тер­за­ние зве­рям. На нее вы­пу­сти­ли трех го­лод­ных львов, но зве­ри по­до­шли с по­кор­но­стью к му­че­ни­це и ли­за­ли ей но­ги. Тол­па языч­ни­ков кри­ча­ла и тре­бо­ва­ла смер­ти «вол­шеб­ни­це». Но в это вре­мя львы вы­ско­чи­ли с аре­ны и бро­си­лись на лю­дей, ко­то­рые в ужа­се бе­жа­ли. Не зная бо­лее, что пред­при­нять, пра­ви­тель при­ка­зал от­сечь го­ло­ву свя­той Ели­ко­ни­де. Свя­тая с ра­до­стью по­шла на казнь и услы­ша­ла го­лос, при­зы­вав­ший ее в небес­ные се­ле­ния. Те­ло ее бы­ло с бла­го­го­ве­ни­ем по­хо­ро­не­но хри­сти­а­на­ми. Кон­чи­на ее по­сле­до­ва­ла в 244 го­ду.

Свя­щен­но­му­че­ник Ел­ла­дий епи­скоп за ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста был бро­шен в огонь, но остал­ся невре­дим; му­че­ни­че­ски скон­чал­ся от тяж­ких по­бо­ев. В служ­бе свя­то­му ска­за­но, что в тем­ни­це его по­се­тил Гос­подь Иисус Хри­стос и ис­це­лил от ран. По неко­то­рым ис­точ­ни­кам, свя­той Ел­ла­дий по­стра­дал от пер­сов во вре­мя на­ше­ствия их на во­сточ­ные об­ла­сти Рим­ской им­пе­рии в IV ве­ке.

Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших
Преподобные отцы, во Святой Горе Афонской просиявшие:

Ага­пий Ва­то­пед­ский (Афон­ский), прп.: †?; Мр. 1
Ага­фан­гел Ес­фиг­мен­ский, прмч.: †1819; Ап. 19; Окт. 29
Ака­кий Но­вый, Кав­со­ка­ли­вит (сжи­га­тель ка­лив – ша­ла­шей), прп.: †1730; Ап. 12
Ака­кий Но­вый, Сяр­ский, Афон­ский, прмч.: †1816; М. 1
Ан­то­ний Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ан­то­ний Пе­чер­ский, ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах: †1073; Ил. 10; С. 2 || Пе­чер.; Пе­чер., ближ.
Ар­се­ний Ко­нев­ский, прп.: †1447; Ин. 12 || Ка­рел.; Новг.; Пе­терб.
Ар­се­ний I Серб­ский, ар­хи­еп.: †1266; Окт. 28 || Серб.
Афа­на­сий Афон­ский, игу­мен: †1000; Ил. 5 || Всех прп.
Афа­на­сий I Кон­стан­ти­но­поль­ский, пат­ри­арх: †1311; Окт. 24
Афа­на­сий III Па­те­ла­рий, Кон­стан­ти­но­поль­ский, Лу­бен­ский, пат­ри­арх: †1654; М. 2
Вар­со­но­фий Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ва­си­лий Со­лун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский), ар­хи­еп., исп.: †ок. 870; Ф. 1
Гав­ри­ил Свя­то­го­рец, Ивер­ский (Афон­ский), прп.: †X; М. 13; Ил. 12
Ге­де­он Ка­ра­калль­ский, Афон­ский, прмч.: †1818; Д. 30
Ген­на­дий Ва­то­пед­ский (Афон­ский), до­хи­ар (эко­ном), прп.: †?; Н. 17
Ге­ор­гий Афон­ский, мч.: †1794; Окт. 2
Ге­ор­гий Свя­то­го­рец, Ивер­ский (Афон­ский), кти­тор, пре­ла­га­тель Св. Пи­са­ния на ивер­ский язык: †1066; М. 13; Ин. 27
Ге­ра­сим Но­вый, На­та­рас, Ке­фа­ло­нит, Афон­ский, иером.: †1579; Ав. 15; Окт. 20
Ге­ра­сим Эв­бей­ский, прп.: †XIV; Д. 7
Гри­го­рий Ви­зан­тий­ский, Афон­ский, прп.: †нач. XIV; Ап. 6
Гри­го­рий До­ме­стик (ре­гент), Афон­ский, прп.: †ок. 1360; Окт. 1
Гри­го­рий Па­ла­ма, Со­лун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский), ар­хи­еп.: †ок. 1360; Н. 14; 2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста
Гри­го­рий Серб, Мол­чаль­ник, Афон­ский, кти­тор: †по­сле 1405; Д. 7
Гри­го­рий Си­на­ит, прп.: †1310 (1346); Ав. 8
Да­мас­кин (в ми­ру Диа­ман­дис) Афон­ский, Кон­стан­ти­но­поль­ский, прмч.: †1681; Н. 13
Да­мас­кин Но­вый, Га­бров­ский, игу­мен, прмч.: †1771; Ян. 16
Да­ми­ан Ес­фиг­мен­ский, прп.: †1280; Ф. 23
Да­ми­ан Но­вый, Фило­фе­ев­ский, Ла­рис­ский, прмч.: †1568; Ф. 23; 3-я Неде­ля по Пя­ти­де­сят­ни­це
Да­ни­ил Афон­ский, прп., зод­чий, уче­ник прп. Афа­на­сия Афон­ско­го: †980; Ил. 5
Да­ни­ил II Серб­ский, ар­хи­еп.: †1338; Д. 20 || Серб.
Ди­о­ни­сий Афон­ский, кти­тор оби­те­ли св. Иоан­на Пред­те­чи: †по­сле 1380; Ин. 25
Ди­о­ни­сий Ва­то­пед­ский, прмч.: †1822; Ил. 31
Ди­о­ни­сий До­хи­ар­ский (Афон­ский), прмч., уче­ник прмч. Иа­ко­ва Ко­стур­ско­го: †ок. 1520; Н. 1
Ди­о­ни­сий Фило­фе­ев­ский, Олим­пий­ский, игу­мен, чу­до­тво­рец: †XVI; Ян. 24
До­ме­ти­ан Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
До­ме­тий Ди­о­ни­си­ат­ский, Афон­ский, игу­мен, спо­движ­ник прп. Ди­о­ни­сия Афон­ско­го: †1380; Ин. 25
До­ме­тий Фило­фе­ев­ский, Афон­ский, прп.: †XVI; Ав. 7
Ев­до­ким Ва­то­пед­ский (Афон­ский), прп.: †XVII; Окт. 5
Ев­ста­фий I Серб­ский, ар­хи­еп.: †ок. 1285; Ян. 4 || Серб.
Ев­фи­мий Ва­то­пед­ский (Афон­ский), игу­мен, прмч.: †1276 (1280); Ян. 4
Ев­фи­мий До­хи­ар­ский (Афон­ский), прп.: †X; Н. 9
Ев­фи­мий Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ев­фи­мий Но­вый, Афон­ский, Кон­стан­ти­но­поль­ский, прмч.: †1814; Мр. 22; М. 1
Ев­фи­мий Но­вый, Свя­то­го­рец, Ивер­ский (Афон­ский), прп., сын прп. Иоан­на Свя­то­гор­ца: †1028; М. 13; Ил. 12
Ев­фи­мий Но­вый, Со­лун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский), иеро­ди­а­кон: †889; Окт. 15
Еф­рем II Серб­ский, пат­ри­арх: †1399; Ин. 15 || Серб.
Иа­ков До­хи­ар­ский (Афон­ский), иеро­ди­а­кон, сщ­мч., уче­ник прмч. Иа­ко­ва Ко­стур­ско­го: †ок. 1520; Н. 1
Иа­ков Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Иа­ков Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч. (дру­гой): †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Иа­ков Ко­стур­ский, До­хи­ар­ский (Афон­ский), прмч.: †ок. 1520; Н. 1
Иг­на­тий Но­вый, Афон­ский, Кон­стан­ти­но­поль­ский, прмч.: †1814; М. 1; Окт. 20
Иеро­фей Но­вый, Ка­лам­ский, Иве­ря­нин, иером.: †1745; С. 13
Ила­ри­он Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ила­ри­он (в ми­ру Иоанн) Кри­тя­нин, Афон­ский, прмч.: †1804; С. 20
Илия Ар­ду­нис, прмч.: †1686; Ян. 31
Ин­но­кен­тий Ко­мель­ский, Во­ло­год­ский (в ми­ру князь Ох­ля­би­нин), прп.: †1521; Мр. 19 || Во­лог.; Новг.
Иоанн Бол­га­рин, мч.: †1784; Мр. 5
Иоанн Ку­ку­зель, Афон­ский, до­ме­стик (ре­гент), прп.: †XII; Окт. 1
Иоанн Свя­то­го­рец, Ивер­ский (Афон­ский), прп., отец прп. Ев­фи­мия Но­во­го (Свя­то­гор­ца): †998; М. 13; Ил. 12
Иоан­ни­кий Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Иоан­ни­кий I Серб­ский, ар­хи­еп.: †по­сле 1272; М. 28 || Серб.
Иоасаф Афон­ский, прмч., уче­ник свт. Ни­фон­та II Кон­стан­ти­но­поль­ско­го: †1536; Окт. 26
Иоасаф Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Иов Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ис­и­хий Хо­ри­вит, без­молв­ник (ис­их­аст), прп.: †VI; Окт. 3
Кал­лист I Кон­стан­ти­но­поль­ский, пат­ри­арх: †ок. 1363; Ин. 20
Кал­лист II Ксан­фо­пу­ла, Кон­стан­ти­но­поль­ский, пат­ри­арх: †по­сле 1397; Н. 22
Ки­при­ан Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ки­при­ан Мос­ков­ский и всея Ру­си, митр., чу­до­тво­рец: †1406; М. 27; С. 16 || Во­лын.; Моск.
Ки­при­ан Но­вый, Кон­стан­ти­но­поль­ский, прмч.: †1679; Ил. 5
Ки­рилл Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Кон­стан­тин Афон­ский, мч.: †1819; Ин. 2
Кон­стан­тин Ро­дос­ский, мч.: †1800; Н. 14
Кон­стан­ций Рус­ский, иером., прмч.: †1743; Д. 26
Кос­ма Зо­граф­ский (Афон­ский), иером., от­шель­ник: †1323; Ф. 23; С. 22
Кос­ма Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Кос­ма Это­лий­ский, Афон­ский, Ал­бан­ский, рав­но­ап., иером.: †1779; Ав. 24
Леон­тий Про­зор­ли­вый, Афон­ский, прп.: †1605; Ин. 18
Лу­ка Од­рин­ский, Ми­ти­лен­ский, Афон­ский, прмч.: †1802; Мр. 23; 3-я Неде­ля по Пя­ти­де­сят­ни­це
Ма­ка­рий Но­вый, Кий­ский, Афон­ский, прмч.: †1590; Окт. 6
Ма­ка­рий Со­лун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский), прмч., уче­ник св. Ни­фон­та Кон­стан­ти­но­поль­ско­го: †1523; С. 15
Мак­сим Грек, прп.: †1556; Ян. 21; Ин. 21 || Моск.; Ра­до­неж.; Твер.
Мак­сим Кав­со­ка­ли­вит (сжи­га­тель ка­лив – ша­ла­шей), Афон­ский, прп.: †1354; Ян. 13
Мар­ти­ни­ан Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ми­на Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ми­хей Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Нек­та­рий Би­толь­ский, Ка­рей­ский, Афон­ский, прп.: †1500; Д. 5, 15
Нек­та­рий (в ми­ру Ни­ко­лай) Ври­улль­ский, прмч.: †1820; Ил. 11
Нео­фит Ва­то­пед­ский (Афон­ский), про­с­мо­на­рий (непре­стан­ный мо­лит­вен­ник), прп.: †?; Ян. 21
Нео­фит До­хи­ар­ский (Афон­ский), прп.: †X; Н. 9
Ни­ки­та Сла­вя­нин, Афон­ский, иером., прмч.: †1808; Ап. 4
Ни­ки­фор Афон­ский, прп., учи­тель свт. Гри­го­рия Па­ла­мы: †XIV; М. 4
Ни­ко­дим Ал­бан­ский, Охрид­ский, Ми­ро­то­чец, прмч.: †1722; Ил. 11
Ни­ко­дим Ва­то­пед­ский (Афон­ский), прп.: †XIV; Ил. 11
Ни­ко­дим Свя­то­го­рец, прп.: †1809; Ил. 14
Ни­ко­дим Серб­ский, ар­хи­еп.: †1325; М. 11 || Серб.
Нил Ми­ро­то­чи­вый, Афон­ский, иером.: †1651; М. 7; Н. 12
Нил Сор­ский (Май­ков), прп.: †1508; Ап. 7; М. 7 || Во­лог.; Новг.
Ни­фонт (Ни­фон) Афон­ский, прп.: †1330; Ин. 14
Ни­фонт II Кон­стан­ти­но­поль­ский, пат­ри­арх: †1490; Ав. 11
Онуф­рий Хи­лен­дар­ский (Афон­ский), прмч.: †1818
Па­вел Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Па­вел Кси­ро­по­там­ский, прп.: †820; Ил. 28
Па­и­сий Ве­лич­ков­ский, прп.: †1794; Н. 15
Па­и­сий Хи­лен­дар­ский (Афон­ский), Бол­гар­ский, прп.: †по­сле 1762; Ин. 19
Пар­фе­ний Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Па­хо­мий Рус­ский, Афон­ский, прмч.: †1730; М. 7, 20 (на Пат­мо­се), 21 (на Афоне)
Петр Афон­ский, прп.: †734; Ин. 12
Про­ко­пий Вар­нен­ский, Смирн­ский, прмч.: †1810; Ин. 25
Ро­ман Кар­пе­ни­сий­ский, прмч.: †1694; Ян. 5; Ф. 16
Ро­мил Бдин­ский, прп.: †по­сле 1375; Ян. 16
Сав­ва Ви­шер­ский, Нов­го­род­ский, прп.: †1461; Окт. 1 || Новг.; Твер.
Сав­ва Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Сав­ва Кры­пец­кий, Псков­ский, прп., уче­ник прп. Ев­фро­си­на Псков­ско­го: †1495; Ав. 28 || Псков.
Сав­ва I Серб­ский, ар­хи­еп.: †1237; Ян. 12; М. 6 || Серб.
Сав­ва II Серб­ский, ар­хи­еп.: †1271; Ф. 8 || Серб.
Сер­гий Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Сер­гий Об­нор­ский, Ну­ром­ский, Во­ло­год­ский, прп., уче­ник прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го: †1412; Окт. 7 || Во­лог.; Ра­до­неж.
Си­лу­ан Афон­ский, прп.: †1938; С. 11 || Тамб.
Си­ме­он Бо­сой, Фило­фе­ев­ский, Фла­му­рий­ский, Афон­ский, игу­мен: †XVI; Ап. 19
Си­ме­он Ми­ро­то­чи­вый (в ми­ру Сте­фан Нема­ня, царь Серб­ский), Хи­лен­дар­ский (Афон­ский), кти­тор: †1200; Ф. 13
Си­мон Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Си­мон Ми­ро­то­чи­вый, Си­мо­но­петр­ский (Афон­ский), прп.: †1257; Д. 28
Ти­мо­фей Ес­фиг­мен­ский, Афон­ский, прмч.: †1820; Ап. 19; Окт. 29
Фе­о­дор Ми­ти­лен­ский, мч.: †1784; Ян. 30
Фе­о­до­сий Тра­пезунд­ский, митр.: †XIV; Ян. 11
Фе­о­липт Фила­дель­фий­ский, еп.: †ок. 1325
Фео­на Со­лун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский), митр.: †XVI; Ап. 4
Фе­о­фан Но­вый, Афон­ский, игу­мен: †XV; Ав. 19
Фе­о­фил Ми­ро­то­чи­вый, Афон­ский, прп.: †1548; Ил. 8
Фило­фей (в ми­ру Фе­о­фил) Афон­ский, прп.: †?; Окт. 21
Фило­фей Ка­рей­ский, Афон­ский, прп.: †кон. XV; Д. 5
Фо­ма Зо­граф­ский (Афон­ский), игу­мен, прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Фо­ма Ма­ле­ин, прп.: †X; Ил. 7
пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Ивер­ские (Афон­ские): †1276 (1280); М. 13
пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Ка­рей­ские (Афон­ские): †1260–1281; Д. 5
инок Ка­рей­ский, удо­сто­ив­ший­ся яв­ле­ния Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла: †X; Ин. 11
12 пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Ва­то­пед­ских (Афон­ских), со сщ­мч. игу­ме­ном Ев­фи­ми­ем Ва­то­пед­ским: †1276 (1280); Ян. 4
4 му­че­ни­ка Зо­граф­ские (Афон­ские), ми­ряне, по­стра­дав­шие с прмч. Зо­граф­ски­ми: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
5 уче­ни­ков прп. Афа­на­сия Афон­ско­го: †980; Ил. 5

Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ти­хий, епи­скоп Ме­ли­тин­ский, со­труд­ник свя­тых апо­сто­лов, по­стра­дал за Хри­ста в го­ро­де Ме­ли­тине в I ве­ке.

Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.

Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

Икона Божией Матери Галичская-Чухломская «Умиление» явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг.
После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем.

С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и, укрепляемый молитвами Пресвятой Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в которую перенес икону.

Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону.

Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича.

В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь.

Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites