1 июня. Священномученика Патрикия, еп. Прусского. Преподобного Корнилия Комельского, чудотворца.

19 мая по старому стилю / 1 июня по новому стилю
пятница
Седмица 1-я по Пятидесятнице. Всех святых. Троицкая седмица

Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Прп. Корнилия Комельского, чудотворца (1537). Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) и вел. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407).
Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284–303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (790).
Сщмч. Матфия Вознесенского пресвитера (1919); сщмч. Виктора Каракулина пресвитера (1937); сщмчч. Онуфрия, архиеп. Курского, Антония, еп. Белгородского, Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, Ипполита Красновского, Николая Садовского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Александра Саульского, Павла Брянцева, Павла Попова, Георгия Богоявленского пресвитеров и мч. Михаила Вознесенского (1938); прмч. Валентина Лукьянова (1940).


Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Рим., 82 зач., II, 14–29. Мф., 14 зач., V, 33–41. Блгв. кн.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

На этот день с воскресенья, 21 мая, может быть перенесена полиелейная служба равноапп. Константина и Елены (см. Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава).

Если в этот день совершается полиелейная служба равноапостольных Константина и Елены с 21 мая, то на утрене читается Евангелие от Иоанна, 36 зач., X, 9–16, а на литургии – чтения дня и равноапостольных: Гал., 200 зач., I, 11–19. Ин., 35 зач. (от полу'), X, 1–9.

Тропарь и кондак Пятидесятницы
Тропарь праздника, глас 8:
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Кондак праздника, глас 8:
Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Тропарь благоверного князя Димитрия, глас 3:
Вели́ка обре́те в беда́х тя побо́рника земля́ Ру́сская,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже на Дону́ Мама́еву низложи́л еси́ горды́ню,/ на по́двиг сей прия́в благослове́ние преподо́бнаго Се́ргия,/ та́ко, кня́же Дими́трие,/ Христу́ Бо́гу моли́ся,// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак благоверного князя Димитрия, глас 2:
По́двиги твои́ми, свя́те Дими́трие,/ страну́ на́шу Бог сохрани́,/ да́вый тебе́ си́лу непобеди́мую./ И ны́не, предста́телю кре́пкий,/ соблюда́й моли́твами святы́ми/ град твой Москву́ невреди́м// от всех наве́т вра́жиих.

Тропарь преподобной Евфросинии, глас 8:
По земне́м вдовстве́ Небе́сному Жениху́ себе́ уневе́стивши/ и в кня́жестем черто́зе подви́жнически пожи́вши,/ по́слежде и черто́г, и чад твои́х Бо́га ра́ди оста́вила еси́, преподо́бная Евфроси́ние,/ и вше́дши во оби́тель, тобо́ю созда́нную,/ и во и́ночестем о́бразе мно́ги по́двиги показа́ла еси́,/ и свято́е твое́ житие́ по благода́ти Бо́жией блаже́нною кончи́ною увенча́ла еси́./ И ны́не предстоя́щи Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобной Евфросинии, глас 2:
Вся кра́сная ми́ра сего́, я́ко су́етная, презре́вши/ и те́ло твое́ посто́м и бде́нием изнури́вши,/ непреста́нными моли́твами Бо́гу угоди́ла еси́,/ преподо́бная Евфроси́ние,/ и, дар исцеле́ний от Него́ прия́ти сподо́бльшися,/ слепо́му прозре́ние и мно́гим неду́жным исцеле́ние дарова́ла еси́./ Те́мже ра́достно взыва́ем, глаго́люще:// сла́ва Бо́гу, просла́вльшему святы́я Своя́.

Кондак священномученика Патрикия, глас 4:
́Яко светосия́нен добро́тою свяще́нства/ и муче́ния кро́вию преукра́шен,/ с пострада́вшими с тобо́ю, Патри́кие, Христу́ предстоя́,/ о нас помина́й,// я́ко страда́лец честны́й.

Тропарь равноапостольных Константина и Елены, глас 8:
Креста́ Твоего́ о́браз на Небеси́ ви́дев/ и, я́коже Па́вел, зва́ние не от челове́к прие́м,/ в царе́х апо́стол Твой, Го́споди,/ Ца́рствующий град в руце́ Твое́й положи́,/ его́же спаса́й всегда́ в ми́ре моли́твами Богоро́дицы,// Еди́не Человеколю́бче.

Кондак равноапостольных Константина и Елены, глас 3:
Константи́н днесь с ма́терию Еле́ною/ Крест явля́ют, всечестно́е Дре́во,/ всех у́бо иуде́ев посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных люде́й:/ нас бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.2:14–29; Мф.5:33–41)
«А Я говорю вам: не противься злому» (Мф.5:39); иначе – отдай себя на жертву своенравию и злобе людской. Но этак и жить нельзя? Не беспокойся. Кто заповедь эту дал, Тот же есть и Промыслитель, и Попечитель наш.

Когда с полною верою, от всей души пожелаешь так жить, чтоб не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. Оттого бывает, что, претерпи только первые натиски злобы, – люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит в семью, а потом из поколения в поколение.


Святой Патрикий
Святой Патрикий был епископом города Пруссы в Вифинии, Малая Азия. Он открыто и смело проповедовал учение Христа Спасителя и обличал заблуждения язычников. За это был взят вместе с тремя пресвитерами Акакием, Менандром и Полиеном и приведен на допрос к правителю города Юлию. В то время Юлий уезжал лечиться на горячие источники, он приказал вести за собой и христианского епископа с его пресвитерами, заключенными в железные оковы. Омывшись в теплых источниках, Юлий принес жертву своим богам и, призвав святого Патрикия и других узников, предложил им принести жертву языческим богам, угрожая в случае отказа истязаниями.

Святой Патрикий на это отвечал: "Я христианин и поклоняюсь Единому Истинному Богу, Иисусу Христу, Который создал небо и землю и эти теплые источники на пользу всем людям". По повелению Юлия святого бросили в горячий источник, с твердой верой мученик молился о помощи: "Господи, Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему", - и остался невредим.

В бессильной ярости Юлий приказал отсечь головы святителю Патрикию и трем его пресвитерам.
Кончина мучеников последовала либо около 100 года, либо в 362 году

Преподобный Корнилий Комельский происходил из боярского рода Крюковых. Его брат Лукиан служил при московском велико-княжеском дворе. Когда Лукиан, достигнув преклонных лет, решил удалиться в монастырь преподобного Кирилла Белоезерского, за ним последовал и Корнилий, с раннего возраста стремившийся к отшельнической жизни. Приняв пострижение, юный Корнилий начал свои иноческие подвиги с тяжелого послушания – в хлебне, носил тяжелые вериги, а в редкие часы отдыха занимался списыванием церковных книг. Позднее из любви к уединению преподобный Корнилий оставил Белозерскую обитель, посетил Ростов. В Новгороде святитель Геннадий (память 4 декабря) пытался удержать его при себе, но подвижник поселился в пустынном месте недалеко от Новгорода. Когда и здесь его стали посещать люди, стремившиеся к иноческому житию, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь, а позже, в 1497 году, поселился в Комельском лесу, неподалеку от Вологды, где устроил себе келлию. К месту подвигов преподобного Корнилия стали собираться иноки, и он в 1501 году построил на этом месте деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В том же году митрополит Симон посвятил преподобного Корнилия в сан иеромонаха. В 1512 году, когда число братии возросло, преподобный построил каменный храм и написал для братии Устав, составленный на основе Уставов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Это был третий Устав, написанный русским святым для монашествующих. Преподобный Корнилий Комельский отличался щедростью к бедным, во время голода им был устроен приют для детей на монастырском дворе. За любовь к бедным и сиротам преподобный Корнилий много раз удостаивался благодатного видения преподобного Антония Великого (память 17 января), к которому питал особое благоговение и воздвиг в честь великого подвижника храм в своей обители. Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря. Некоторое время он подвизался и в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Подвижник повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию и затворился в своей келлии.

Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерский край. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Многие ученики преподобного Корнилия также прославились святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский (память 23 января), Кирилл Новоезерский (память 4 февраля), Иродион Илозерский (память 28 сентября), Адриан Пошехонский (память 5 марта), Лаврентий и Кассиан Комельские (память 16 мая).

Общецерковное празднование преподобному Корнилию (19 мая) установлено 25 января 1600 года патриархом Иовом и собором епископов. Житие преподобного составлено учеником его Нафанаилом в 1589 году. Имеются служба и похвала святому, сохранился Устав, написанный преподобным Корнилием (Устав издан: Архимандрит Амвросий, «История Российской иерархии». Ч. IV. М., 1812, С. 661–704).

Благоверный князь Димитрий Донской
Бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской ро­дил­ся в 1350 го­ду, вос­пи­ты­вал­ся под ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля Алек­сия Мос­ков­ско­го. Хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие свя­то­го кня­зя Ди­мит­рия со­че­та­лось с его та­лан­том вы­да­ю­ще­го­ся го­судар­ствен­но­го де­я­те­ля. Он по­свя­тил се­бя де­лу объ­еди­не­ния рус­ских зе­мель и осво­бож­де­нию Ру­си от та­та­ро-мон­голь­ско­го ига.

Со­би­рая си­лы для ре­ша­ю­ще­го сра­же­ния с пол­чи­ща­ми Ма­мая, св. Ди­мит­рий про­сил бла­го­сло­ве­ния у пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ста­рец во­оду­ше­вил кня­зя, на­пра­вил ему в по­мощь мо­на­хов-схим­ни­ков Алек­сандра (Пе­ре­све­та) и Ан­дрея (Ос­ля­бю). За по­бе­ду на Ку­ли­ко­вом по­ле (меж­ду ре­ка­ми До­ном и Непряд­вой) в день празд­ни­ка Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы князь Ди­мит­рий стал име­но­вать­ся Дон­ским. Он устро­ил Успен­ский мо­на­стырь на ре­ке Ду­бен­ке и со­здал храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на мо­ги­лах пав­ших во­и­нов. Свя­той Ди­мит­рий пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 19 мая 1389 го­да, был по­хо­ро­нен в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля.

Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383), была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.

Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре.

Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет.

Икона преподобных Авраамия и Корнилия Палеостровских
Преподобный Корнилий Палеостровский, Олонецкий, родился в Пскове, был основателем иноческого жития на острове Палий Онежского озера в конце ХIV века. Несмотря на уединенность острова, к нему вскоре собрались братия, для которых он построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и трапезный храм в честь святого пророка Илии. Последние годы жизни преподобный проводил в пещере, в полуверсте от обители, пребывая в постоянной молитве. Свой подвиг подвижник усугублял ношением тяжелых вериг. Блаженное преставление преподобного совершилось около 1420 года, мощи его были перенесены в храм обители его учеником, преподобным Авраамием Палеостровским (память 21 августа), который также прославился подвижнической жизнью и был позже погребен рядом со своим духовным наставником в Палеостровской обители.

Благоверный князь Иоа́нн (в иночестве Игна́тий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий
Свя­той бла­го­вер­ный князь, в ино­че­стве Иг­на­тий. Сын бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча Уг­лич­ско­го. Был за­клю­чен в тем­ни­цу дя­дей сво­им, ве­ли­ким мос­ков­ским кня­зем Иоан­ном III Ва­си­лье­ви­чем, и то­мил­ся в ней без ви­ны 32 го­да, под­ви­за­ясь в мо­лит­ве и ею уте­ша­ясь в скор­бях сво­их. Чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, при­нял схи­му с име­нем Иг­на­тий. Скон­чал­ся 19 мая 1522 г. в воз­расте 45 лет. От те­ла пре­по­доб­но­го кня­зя изо­шло бла­го­уха­ние, на­пол­нив­шее весь го­род. Был по­гре­бен в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ди­мит­рия При­луц­ко­го.

Преподобный Сергий Шухтомский
Преподобный Сергий Шухтомский (в миру Стефан) был схимонахом Шухтомского (Шухтовского) монастыря, расположенного в селе Шухтоме (Шухтове) в 50 километрах от города Череповца. Святые мощи его были погребены под спудом монастырской церкви, ставшей после упразднения монастыря приходским Покровским храмом. Сведения о благочестивой и подвижнической жизни преподобного Сергия приведены в пространной надписи на его гробнице. В ней говорится, что 19 мая 1609 года, в день памяти священномученика Патрикия, епископа Прусского, преставился раб Божий, инок и схимник Сергий, в царствование великого князя Василия Иоанновича Шуйского и при Святейшем Патриархе Ермогене. «Погребено же бысть его трудолюбивое тело в часовне у церкви Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, что в Шухтове, во области града Белоозера».

Далее надпись сообщает о том, что святой угодник родился и воспитывался в Казани и, подобно святому Сергию Радонежскому, в младенчестве вместо материнского молока питался «ячменным и неквасным суслом». С возрастом он стал принимать в пищу только сухой хлеб и немного воды, да и то лишь два раза в неделю. От юности он глубоко почитал иноческий чин, но себя самого считал недостойным его и свою жизнь проводил в странничестве. Оставив Казань, преподобный Сергий отправился в паломничество в Палестину, Константинополь и Грецию, поклоняясь святым местам и обучаясь монашеской жизни. Затем, как сообщает надпись, «непострижен из Палестины прииде в Великий Новград в соборную церковь Софии Премудрости Божией; из Новаграда пойде в Соловецкую обитель преподобных отец Зосимы и Савватия».

В 1603 году святой угодник Божий пришел в Вологодский край, где принял постриг от настоятеля Череповецкого Воскресенского монастыря архимандрита Исаии, который, будучи иконописцем, написал впоследствии образ своего святого постриженника. Приняв постриг, преподобный возложил на себя строгий подвиг, пребывая день и ночь без сна в посте и коленопреклоненных молитвах; у него даже не было постели; лишь иногда он немного спал, стоя на локтях и коленях.

Преподобный Сергий преставился в возрасте 50 (или 75) лет. Еще при жизни он был прославлен от Господа многочисленными чудотворениями и удостоен дара пророчества. О внешнем облике святого схимника в надгробной надписи сказано, что он был невысокого роста, у него было бледное округлое лицо, черные кудрявые волосы, не было бороды, а одевался подвижник в черную рясу и длинную мантию. Преподобному Сергию издавна составлен тропарь и кондак.

Святой мученик Калуф Египтянин жил в III веке, происходил из города Фивы. За исповедание веры Христовой был схвачен и приведен к правителю города. По его приказу святого повесили вниз головой с тяжелым камнем на шее и жестоко избили. Страдалец неустанно повторял: «Я все терплю ради надежды на блаженство в будущей жизни». Потом его отвязали и стали принуждать принести жертву идолам, но святой не согласился. Наконец, он был брошен в огонь и там принял мученическую кончину. Это произошло в 303 году. Пострадал святой мученик Калуф в гонение императора Максимиана Геркула, соправителя Диоклитиана (284–305).

Преподобный Иоанн, епископ Готфский, жил в VIII веке. Будущий святитель родился по усердной молитве своих родителей и с юности подвизался в иночестве. Преподобный совершил путешествие в Иерусалим и в продолжение трех лет обошел все святые места, а затем возвратился на родину. В то время император Константин Копроним иконоборец (741–775) изгнал Готфского епископа, и готфские христиане стали усердно просить святого Иоанна быть их епископом. Святой Иоанн отправился в Иверию (Грузию), сохранившуюся от распространения иконоборческой ереси, где был хиротонисан. По возвращении к готфам он был принужден вскоре покинуть их и, скрываясь от преследования хазаров, удалился в Амастриду, где прожил 4 года. Услыхав о смерти кагана, святитель сказал: «Через 40 дней я пойду судиться с ним перед Христом Спасителем». Действительно, через 40 дней святитель скончался, это произошло в то время, когда он обращался с поучением к народу, в 790 году. Тело святителя было перенесено в монастырь Парфенит, расположенный в Крыму у подошвы горы Аю-Даг, где прежде жил святитель у построенного им большого храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Память святителя Иоанна, епископа Готфского, празднуется также 26 июня.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites