7 мая. Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов. Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах.

24 апреля по старому стилю / 7 мая по новому стилю
понедельник
Седмица 5-я по Пасхе.

Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).
Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мч. Александра Лионского (ок. 177). Мчч. Пасикрата и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Прп. Елисаветы чудотворицы (V). Прп. Фомы юродивого (546–560). Сщмч. Бранко пресвитера (1941) (Серб.).
Мч. Сергия Архангельского (1938).
Молченской иконы Божией Матери (1405).


Деян., 30 зач., XII, 12–17. Ин., 32 зач., VIII, 42–51.

Тропарь и кондак Преполовения

Тропарь Преполовения, глас 8:
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак Преполовения, глас 4:
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Тропарь мученика Саввы Стратилата, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Са́вва/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь мученика Саввы, глас 5:
Земна́го са́на по́яс оста́вив и по́чести, страда́льче,/ пред мучи́телем, льсти́вым царе́м/ Христа́, Бо́га су́ща, испове́дал еси́/ и Того́ ра́ди мно́га страда́ния подъя́л еси́, славне́./ Тем прекра́сным побе́ды венце́м увя́злся еси/ от Царя́ всех ца́рствующаго,/ с Небе́сными во́и све́тло преукра́шен./ Предстоя́ Тому́, Са́вво,// моли́, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак мученика Саввы, глас 4:
Непобеди́мый я́влься стратила́т,/ ва́рварския ко́зни победи́л еси́/ и, страда́льчествовав, сла́вне, тверде́йше,/ мно́жество враго́в неви́димых побори́л еси́,/ те́мже вене́ц испле́л еси́ побе́ды./ О нас моли́ Христа́, Са́вво всеблаже́нне,// ве́рою почита́ющих тя.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.12:12–17; Ин.8:42–51)
Господь объяснял иудеям, почему они не веруют в Него, чем бы вы думали? Тем, что Он истину им говорит: «А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин.8:45). Ложь обратилась, как говорится, в плоть и кровь их и сделала истину невместимою для них. Отчего и ныне не веруют? Оттого же; Господь истину говорит, потому и не веруют. Но как же это? Ведь они все ученые и только у них речей, что об истине? Речей-то много, да дела никакого.

Плетение систем их то же, что плетение паутинное; только они не замечают этой непрочности. Начала систем их без оснований, и последующие повороты их без доказательств; а они все-таки удовлетворяются ими. На предположения такой образовался позыв, что, кажется, они одни составляют все содержание их умов; и, однако это слывет солидным образованием. Туман мечтаний напущен ими на немногие добытые ими факты; и эти последние восстают в этом тумане совсем в другом виде, чем они есть на самом деле; однако, это слывет областью истины непреложной. Так-то ум стал гнил, и так-то испортили его вкус! Как вместиться в него истине? Вот и не веруют они Господу, Который говорит одну только истину.


Мученик Савва Стратилат, Римский
Му­че­ник Сав­ва про­ис­хо­дил из готф­ско­го пле­ме­ни. Сво­ей храб­ро­стью он до­стиг вы­со­ко­го чи­на во­е­во­ды-стра­ти­ла­та и слу­жил при им­пе­ра­то­ре Авре­ли­ане (270–275). С юно­сти Сав­ва был хри­сти­а­ни­ном и усерд­но сле­до­вал за­по­ве­дям Хри­ста, по­мо­гал неиму­щим, по­се­щал в тем­ни­цах за­клю­чен­ных хри­сти­ан. За чи­стую и доб­ро­де­тель­ную жизнь свя­той по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ния и Име­нем Хри­ста ис­це­лял боль­ных, из­го­нял бе­сов. Ко­гда им­пе­ра­тор узнал, что свя­той Сав­ва хри­сти­а­нин, он по­тре­бо­вал от него от­ре­че­ния. Му­че­ник сбро­сил во­ин­ский по­яс и под­твер­дил, что не оста­вит свою ве­ру. Его би­ли, опа­ля­ли све­ча­ми, бро­си­ли в ко­тел со смо­лой, но му­че­ник оста­вал­ся невре­ди­мым. Ви­дя его му­че­ния, уве­ро­ва­ли во Хри­ста 70 во­и­нов, ко­то­рых тут же усек­ли ме­чом. Свя­то­го Сав­ву бро­си­ли в тем­ни­цу. В пол­ночь во вре­мя мо­лит­вы му­че­ни­ку явил­ся Хри­стос и оси­ял его све­том Сво­ей Сла­вы. Спа­си­тель по­ве­лел ему не бо­ять­ся, но дер­зать. Укреп­лен­ный, му­че­ник Сав­ва пе­ре­нес на­ут­ро но­вые му­че­ния и был утоп­лен в ре­ке († 272).

Преподобный Савва Печерский
Пре­по­доб­ный Сав­ва Пе­чер­ский под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII ве­ке. В ру­ко­пис­ных свят­цах, в «Кни­ге о свя­тых» и в ка­ноне служ­бы Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным он на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 24 ап­ре­ля ра­ди те­зо­име­нит­ства со свя­тым му­че­ни­ком Сав­вой Стра­ти­ла­том. Па­мять пре­по­доб­но­го Сав­вы празд­ну­ет­ся так­же вме­сте с со­бо­ром пре­по­доб­ных от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) и со­бо­ром всех Ки­е­во-Пе­чер­ских чу­до­твор­цев (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста).

Пре­по­доб­ный Алек­сий, за­твор­ник Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII ве­ке. Мо­щи его бы­ли от­кры­ты по­сле 1675 го­да. Па­мять пре­по­доб­но­го Алек­сия со­вер­ша­ет­ся 24 ап­ре­ля по­то­му, что его мо­щи по­чи­ва­ют ря­дом с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Сав­вы Пе­чер­ско­го. Па­мять так­же с со­бо­ром пре­по­доб­ных от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) и с со­бо­ром всех Ки­е­во-Пе­чер­ских чу­до­твор­цев (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста).

Му­че­ни­ки Па­си­крат и Ва­лен­тин про­ис­хо­ди­ли из ми­зий­ско­го го­ро­да До­ро­сто­ла и бы­ли во­и­на­ми при пра­ви­те­ле Ав­со­лане. Па­си­кра­ту бы­ло 22 го­да, а Ва­лен­ти­ну – 30 лет.

Ко­гда на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан, му­че­ни­ки Па­си­крат и Ва­лен­тин от­кры­то ис­по­ве­да­ли ве­ру Хри­сто­ву. На су­де му­че­ник Па­си­крат плю­нул на идо­ла Апол­ло­на, от­ка­зав­шись при­не­сти жерт­ву.

Брат свя­то­го Па­си­кра­та пла­кал и уго­ва­ри­вал его хо­тя бы для ви­да при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но му­че­ник по­ло­жил на жерт­вен­ник в огонь свою ру­ку и ска­зал: «Те­ло смерт­но и сго­ра­ет на огне; ду­ша же бес­смерт­на и пре­зи­ра­ет все ви­ди­мые му­ки». Му­че­ник Ва­лен­тин так­же за­явил о сво­ей го­тов­но­сти по­стра­дать за Хри­ста.

Ко­гда му­че­ни­ков ве­ли на казнь, за ни­ми сле­до­ва­ла мать свя­то­го Па­си­кра­та и уве­ща­ла сы­на не бо­ять­ся смер­ти за Хри­ста. Оба му­че­ни­ка бы­ли усе­че­ны ме­чом († 288).

Му­че­ни­ки Ев­се­вий, Неон, Леон­тий, Лон­гин и 40 иных при­сут­ство­ва­ли при стра­да­ни­ях ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия († 303, па­мять 23 ап­ре­ля) и уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Их за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. По­сле каз­ни ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан (284–305) из­дал указ, чтобы все уз­ни­ки при­нес­ли жерт­вы идо­лам. Му­че­ни­ки от­ка­за­лись. Их би­ли же­лез­ны­ми пру­тья­ми, по­ка не об­на­жи­лись внут­рен­но­сти, а за­тем от­сек­ли ме­чом го­ло­вы († 303).

Пре­по­доб­ный Фо­ма Юро­ди­вый был ино­ком од­но­го из мо­на­сты­рей в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской (Ма­лая Азия). Он нес по­слу­ша­ние по сбо­ру ми­ло­сты­ни на нуж­ды мо­на­сты­ря. Ко­гда пре­по­доб­ный Фо­ма при­хо­дил в го­род Ан­тио­хию Си­рий­скую, то при­ни­мал на се­бя юрод­ство.

Эко­ном од­ной из церк­вей Ана­ста­сий, ко­то­ро­му на­до­е­ли прось­бы пре­по­доб­но­го Фо­мы, уда­рил его по ще­ке. При­сут­ство­вав­шие упре­ка­ли Ана­ста­сия за гру­бое об­ра­ще­ние с юро­ди­вым, но пре­по­доб­ный Фо­ма успо­ко­ил их, го­во­ря: «С это­го вре­ме­ни ни я от Ана­ста­сия ни­че­го не при­му, ни Ана­ста­сий не смо­жет мне ни­че­го по­дать». Эти сло­ва ока­за­лись про­ро­че­ски­ми. На дру­гой день Ана­ста­сий скон­чал­ся, а пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся по до­ро­ге в свой мо­на­стырь в церк­ви свя­той Ев­фи­мии в при­го­ро­де Даф­ни. Его по­греб­ли на том ме­сте, где хо­ро­ни­ли стран­ни­ков.

Через неко­то­рое вре­мя над гро­бом пре­по­доб­но­го по­греб­ли некую стран­ни­цу. Через че­ты­ре ча­са зем­ля из­верг­ла гроб стран­ни­цы. Ее сно­ва по­греб­ли здесь же, но утром гроб опять ока­зал­ся по­верх зем­ли. То­гда ее за­хо­ро­ни­ли в дру­гом ме­сте.

То же по­вто­ри­лось и при по­гре­бе­нии дру­гой жен­щи­ны. Все то­гда по­ня­ли, что пре­по­доб­ный Фо­ма не же­ла­ет, чтобы над ним бы­ла по­гре­бе­на жен­щи­на. О слу­чив­шем­ся со­об­щи­ли Ан­тио­хий­ско­му пат­ри­ар­ху Домну (546–560). По его по­ве­ле­нию мо­щи пре­по­доб­но­го Фо­мы бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ан­тио­хию и по­став­ле­ны в гроб­ни­це, где по­чи­ва­ли мо­щи мно­гих свя­тых му­че­ни­ков. Над эти­ми мо­ща­ми, ис­то­ча­ю­щи­ми мно­гие ис­це­ле­ния, по­стро­и­ли неболь­шую цер­ковь.

По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Фо­мы в Ан­тио­хии пре­кра­ти­лась мо­ро­вая яз­ва. С то­го вре­ме­ни жи­те­ли на­ча­ли еже­год­но чтить па­мять пре­по­доб­но­го Фо­мы.

Преподобная Елисавета чудотворица
Пре­по­доб­ная Ели­са­ве­та еще от утро­бы ма­те­ри сво­ей бы­ла из­бра­на на слу­же­ние Бо­гу, ибо преж­де рож­де­ния ее ма­те­ри ее бы­ло воз­ве­ще­но от Бо­га, что у нее ро­дит­ся дочь, ко­то­рая бу­дет из­бран­ным со­су­дом Свя­то­го Ду­ха. От юных лет от­дан­ная на слу­же­ние Бо­гу и уне­ве­стив­шись бес­смерт­но­му Же­ни­ху Хри­сту, свя­тая Ели­са­ве­та в Ан­гель­ском чине слу­жи­ла Бо­гу, в чис­ле дру­гих дев ино­кинь[1], по­стом и тру­да­ми из­ну­ряя свое те­ло, и так уго­ди­ла Бо­гу, что по­лу­чи­ла от Него дар ис­це­лять неду­ги лю­дей, не толь­ко те­лес­ные, но и ду­шев­ные. Сво­ею мо­лит­вою она ис­це­ля­ла вся­кую те­лес­ную бо­лезнь, сво­и­ми же ре­ча­ми и бо­го­дох­но­вен­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми вра­че­ва­ла ду­ши че­ло­ве­че­ские, на­став­ляя их к по­ка­я­нию и ко вся­ким доб­ро­де­те­лям. Одеж­дою для нее слу­жи­ла од­на толь­ко жест­кая вла­ся­ни­ца, и, хо­тя те­ло ее мёрз­ло от хо­ло­да, дух ее все­гда го­рел пла­ме­нем бо­же­ствен­ной люб­ви. Бу­дучи по­став­ле­на игу­ме­ни­ею над сест­ра­ми, свя­тая по­ка­за­ла еще боль­шие по­дви­ги, за­бо­тясь о спа­се­нии душ их.

Воз­дер­жа­ние ее бы­ло чрез­мер­ное, ибо она про­во­ди­ла мно­гие го­ды, не вку­шая хле­ба и пи­та­ясь толь­ко од­ни­ми пло­да­ми и ово­ща­ми, мас­ла же и ви­на она ни­ко­гда не вку­ша­ла во всю свою жизнь. Весь­ма ча­сто она по­сти­лась по со­ро­ка дней, по­доб­но ве­ли­ко­му Мо­и­сею[2], ни­че­го в это вре­мя не вку­шая[3]. В те­че­ние трех лет она, под­ра­жая сми­ре­нию Еван­гель­ско­го мы­та­ря (Лк.18:13), не воз­во­ди­ла сво­их те­лес­ных очей на небо, ду­шев­ны­ми же сво­и­ми оча­ми все­гда взи­ра­ла к Жи­ву­ще­му на небе­сах Бо­гу и, со­зер­цая Его сво­ею мыс­лию си­дя­щим на пре­сто­ле вы­со­ком и пре­укра­шен­ном, окру­жен­ным се­ра­фи­ма­ми, она не об­ра­ща­ла сво­их мыс­лей к пред­ме­там зем­ным. Ко­гда, по обык­но­ве­нию, она на­едине мо­ли­лась но­чью, то бы­ла свы­ше оси­я­ва­е­ма небес­ным све­том.

Кро­ме то­го, свя­тая Ели­са­ве­та со­вер­ша­ла и мно­гие чу­де­са: од­на­жды она умерт­ви­ла мо­лит­вою сви­ре­по­го змея; в дру­гой раз она ис­це­ли­ла од­ну жен­щи­ну, дол­гое вре­мя стра­дав­шую кро­во­те­че­ни­ем, так­же из­го­ня­ла нечи­стых ду­хов из лю­дей, со­вер­ша­ла мно­го и дру­гих чу­дес. Чу­де­са со­вер­ша­лись ею не толь­ко при жиз­ни ее, но и по­сле ее бла­жен­ной кон­чи­ны. На гроб­ни­це ее по­да­ва­лись мно­го­раз­лич­ные ис­це­ле­ние бо­ля­щим; так на­при­мер, на гро­бе ее по­лу­ча­ли про­зре­ние мно­гие сле­пые. Да про­слав­ля­ет­ся чрез нее Хри­стос Бог, див­ный во свя­тых Сво­их!

Об обстоятельствах явления Молченской иконы Божией Матери предание рассказывает следующее. В начале XIV века из разоренных татарами киевских пределов пришли в землю Путивльскую два инока и поселились в тихом и пустынном месте – в пещере на горе Чудной близ Молченского болота. Отшельники принесли с собой чудный образ Пресвятой Богородицы. После смерти иноков их погребли в устроенной ими же пещере. Это место было пустынным и диким, заросшим дремучими лесами, по которым бродили только бортники, собиравшие дикий мед. Однако во времена княжения Василия Дмитриевича (1389–1425 гг.) и при митрополите Киприане Божией Матери было угодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.
МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние и на ветвях липового дерева он увидел икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».

Духовенство Путивля в сопровождении городских властей и множества народа, узнав от бортника о чудесном явлении иконы, тотчас же отправилось на указанное место и обнаружили ее находящейся на дереве и окруженной небесным светом. Тут же был отслужен молебен Пресвятой Богородице и многие получили исцеление.

На месте явления святого образа сначала была выстроена часовня, а затем воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь – Молчанская Софрониева пустынь.

После разорения обители в смутное время чудотворный Молченский образ был перенесен в Путивль и помещен в новопостроенный там монастырь.

Бесчисленные тайны хранят подземные пещеры и ходы Молчанского Рождества Богородицы Печерского монастыря – по преданию в них могла проехать тройка лошадей, а протяженность достигала 25 километров. Подземным ходом монастырь был соединен с Молчанской Софрониевой пустынью – местом явления чудотворной иконы Богородицы, – и с княжеским теремом на соседнем холме. В советское время на территории монастыря в Путивле располагался завод радиодеталей. Обитель пострадала в эти годы больше, чем за весь предшествующий период своего существования. В 1991 г. в монастырских храмах возобновились богослужения. В 1997 г. Монастырь получил статус женского, в нем развернулись восстановительные работы. Чудотворная Молченская икона Божией Матери, которая после закрытия монастыря в 1925 г. хранилась у одного путивльского священника, была возвращена в обитель. Матерь Божия со Своего чудотворного образа неоскудно подает милость и благодать всем прибегающим к Ней с верой и молитвой.

На этой иконе Богоматерь изображена в короне, на правой руке Ее Богомладенец, а в левой – лествица. Перед Богородицей изображен молящийся человек.

Мученик Се́ргий Архангельский, ро­дил­ся 4 сен­тяб­ря 1898 го­да в се­ле­нии По­гост Де­ся­тая Пят­ни­ца Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го. В 1910 го­ду Сер­гей окон­чил сель­скую шко­лу, а в 1915 го­ду – Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. В 1916 го­ду он по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но окон­чить ее уже не успел, так как про­изо­шла без­бож­ная ре­во­лю­ция и все ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния бы­ли боль­ше­ви­ка­ми за­кры­ты. В 1919 го­ду Сер­гей был при­зван в Крас­ную ар­мию и слу­жил в ней, ис­пол­няя обя­зан­но­сти экс­пе­ди­то­ра. В 1922 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в со­бор­ную цер­ковь в го­ро­де Ве­рее, где, по сви­де­тель­ству бла­го­чин­но­го, «вел се­бя от­лич­но, к бо­го­слу­же­нию и тре­бо­ис­прав­ле­ни­ям от­но­сил­ся ис­прав­но»[1].
Впо­след­ствии он слу­жил пса­лом­щи­ком в По­кров­ском хра­ме в се­ле Ку­пе­ли­цы Ве­рей­ско­го уез­да, где на­сто­я­те­лем был его род­ствен­ник, свя­щен­ник Илия За­ча­тей­ский[2], а за­тем в хра­мах Пав­ло-По­сад­ско­го рай­о­на.
В 1937 го­ду был аре­сто­ван пса­лом­щик хра­ма Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Са­у­ро­во-Упол­зы Пав­ло­во-По­сад­ско­го рай­о­на и Сер­гей Ва­си­лье­вич по­сту­пил слу­жить на его ме­сто, но через два ме­ся­ца – 27 но­яб­ря 1937 го­да – и он был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске.
– Вы ли­ша­лись пра­ва го­ло­са? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Да, ли­шал­ся. С 1922 го­да по день опуб­ли­ко­ва­ния кон­сти­ту­ции.
– Кто еще ли­шал­ся из­би­ра­тель­ных прав из ва­ших род­ствен­ни­ков?
– Отец, Ва­си­лий Дмит­ри­е­вич Ар­хан­гель­ский, как свя­щен­ник. Дво­ю­род­ная сест­ра Ма­рия Ар­ка­дьев­на За­ча­тей­ская, жи­ву­щая в се­ле Ку­пе­ли­цы Ве­рей­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, как же­на свя­щен­ни­ка.
– Дай­те по­ка­за­ния, кто из ва­ших род­ствен­ни­ков был ре­прес­си­ро­ван ор­га­на­ми НКВД.
– Муж дво­ю­род­ной сест­ры Илья Алек­сан­дро­вич За­ча­тей­ский.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­лом о том, что вы си­сте­ма­ти­че­ски ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив про­во­ди­мых пар­ти­ей и пра­ви­тель­ством ме­ро­при­я­тий. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний. В чем вы­ра­жа­лась ва­ша ан­ти­со­вет­ская де­я­тель­ность?
– Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся и по это­му во­про­су по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.
– След­ствию из­вест­но, что вы ве­ли аги­та­цию за крах со­вет­ской вла­сти, го­во­ри­ли, что ско­ро при­дут Де­ни­кин, Кол­чак, сме­тут со­вет­скую власть, и мы то­гда по­ве­сим всех ком­му­ни­стов. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
– В аги­та­ции за крах со­вет­ской вла­сти и по­ве­ше­ние ком­му­ни­стов ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Это­го я ни с кем ни­ко­гда не го­во­рил.
– След­ствию из­вест­но, что вы го­во­ри­ли, что со­вет­ская власть за­ду­ши­ла на­ло­га­ми: вы не име­е­те ни ско­та, ни зем­ли – а на­ло­ги да­вай пла­ти. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Меж­ду мной, Ни­коль­ским, Со­ко­ло­вым и По­ме­ран­це­вым дей­стви­тель­но был раз­го­вор о том, что я не имею ско­та, до­ма и ни­че­го, а ме­ня по­че­му-то обя­за­ли мя­со­по­став­кой. Так­же сре­ди нас был раз­го­вор, что сей­час аре­сто­вы­ва­ют свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Дру­го­го мы ни­че­го не го­во­ри­ли.
– Вы про­дол­жа­е­те от­ри­цать, не хо­ти­те да­вать по­ка­за­ния, хо­ти­те скрыть от след­ствия свою контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Еще раз тре­бу­ем от вас от­кро­вен­ных по­ка­за­ний.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся и оста­юсь при ра­нее дан­ных мной по­ка­за­ни­ях.
– Что вы го­во­ри­ли от­но­си­тель­но аре­ста свя­щен­но­слу­жи­те­лей?
– От­но­си­тель­но аре­ста свя­щен­но­слу­жи­те­лей у нас был раз­го­вор со свя­щен­ни­ком Со­ко­ло­вым и диа­ко­ном Ни­коль­ским о том, что к нам при­хо­дят ча­сто из дру­гих при­хо­дов лю­ди, чтобы окре­стить ре­бен­ка, ко­то­рые го­во­рят, что у них аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка, но за что аре­сто­ва­ли и сво­их мне­ний по это­му во­про­су ни­кто не вы­ска­зы­вал.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, а 29 но­яб­ря и все след­ствие бы­ло за­вер­ше­но. 3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла пса­лом­щи­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Пса­лом­щик Сер­гий Ар­хан­гель­ский умер в за­клю­че­нии 7 мая 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites