23 апреля. Мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х.

10 апреля по старому стилю / 23 апреля по новому стилю
понедельник
Седмица 3-я по Пасхе.

Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249–251).
Мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). Сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского (1821).
Сщмч. Флегонта Понгильского пресвитера (1938); мч. Димитрия Вдовина (1942).

Деян., 17 зач., VI, 8 – VII, 5, 47–60. Ин., 13 зач., IV, 46–54.

Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2:
Благообра́зный Ио́сиф,/ с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми,/ во гро́бе но́ве, закры́в, положи́,/ но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2:
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ Воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.

Кондак мучеников, глас 2:
Му́ченическая честна́я па́мять прии́де днесь,/ веселя́щи вся́ческая,/ Тере́нтия прему́драго и дружи́ны его́./ Те́мже у́бо стеце́мся, да прии́мем исцеле́ния,/ си́и бо благода́ть от Бо́га прия́ша Ду́ха Свята́го// исцеля́ти неду́ги душ на́ших.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.6:8–7:5, 47–60; Ин.4:46–54)
Св. Стефан говорит: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет... Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?». Только нерукотворенный храм сердца боговместим, как сказал Господь: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Как это совершается – непостижимо для нас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп.2:13)

Не рассуждай и только отдай Господу сердце твое, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито – и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя; Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение.


Святой мученик Терентий и его дружина
Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.

Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями - Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.

Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.

После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.

Святые мученики Иаков пресвитер и диаконы Азадан и Авдикий скончались в Персии при царе Сапоре около 380 года. Они были взяты вместе с епископом Акепсимом (память 3 ноября). После долгого томления голодом в темнице страдальцам вложили в ноздри горчицу с уксусом, обнажили и повесили на всю ночь на морозе. Утром, после новых истязаний, их снова заключили в темницу и там обезглавили.

Священномученик Григорий V Константинопольский (Ангелопулос), патриарх
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий V, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, три­жды за­ни­мал ка­фед­ру (1797–1799, 1806–1808, 1819–1821). В то вре­мя Гре­ция на­хо­ди­лась под тя­же­лым ту­рец­ким игом. Мно­гие пат­ри­о­ты-гре­ки жи­ли на­деж­дой вновь за­во­е­вать го­су­дар­ствен­ную не­за­ви­си­мость. Они на­хо­ди­ли де­я­тель­ную и ав­то­ри­тет­ную под­держ­ку у му­же­ствен­но­го бор­ца за сво­бо­ду сво­ей Ро­ди­ны – свя­то­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия V. Его свя­зи с гре­че­ски­ми пат­ри­о­та­ми вы­яс­ни­лись толь­ко по­сле то­го, как Алек­сандр Ип­си­лан­ти пе­ре­шел со сво­им вой­ском ре­ку Прут про­тив сул­та­на Ма­хму­да. Один из дру­зей свя­ти­те­ля со­ве­то­вал ему бе­жать из Кон­стан­ти­но­по­ля в Мо­рею. Свя­ти­тель от­ве­чал на это: «Я пред­чув­ствую, что ры­бы Бос­фо­ра бу­дут есть мое те­ло, но я умру спо­кой­но во имя спа­се­ния мо­ей на­ции».

В день Свя­той Пас­хи, 10 ап­ре­ля 1821 го­да, свя­то­го пат­ри­ар­ха схва­ти­ли и по­ве­си­ли на во­ро­тах пат­ри­ар­хии, а за­тем бро­си­ли те­ло в мо­ре.

Гре­че­ские мо­ря­ки за­ме­ти­ли ме­сто, где бы­ло бро­ше­но те­ло свя­ти­те­ля, на­шли его и на ко­раб­ле ке­фа­ло­ний­ско­го ка­пи­та­на Мак­ри Скла­во­са под рус­ским фла­гом до­ста­ви­ли в Одес­су. Там в гре­че­ской Тро­иц­кой церк­ви те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но 19 июня 1821 го­да. Из Моск­вы для мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ло при­сла­но пат­ри­ар­шее об­ла­че­ние и мит­ра с кре­стом, при­над­ле­жав­шая свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху Ни­ко­ну (1652–1658).

В 1871 го­ду по хо­да­тай­ству гре­че­ско­го пра­ви­тель­ства раз­ре­ше­но бы­ло пе­ре­не­сти мо­щи свя­ти­те­ля Гри­го­рия из Одес­сы в Афи­ны к тор­же­ству пя­ти­де­ся­ти­ле­тия не­за­ви­си­мо­сти Гре­ции. В честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Гри­го­рия в Афи­нах бы­ла со­став­ле­на осо­бая служ­ба. Его по­двиг воз­ве­стил о тор­же­стве хри­сти­ан­ства в воз­рож­ден­ной Эл­ла­де.

Про­то­и­е­рей Фле­гонт Пон­гиль­ский
Свя­щен­но­му­че­ник Фле­гонт ро­дил­ся 28 мар­та 1871 го­да в се­ле Ка­ря­е­во Уг­лич­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Пон­гиль­ско­го. Окон­чив Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Фле­гонт Ни­ко­ла­е­вич стал учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в се­ле Смо­лен­ском, что в Крас­ном Бо­ру в Яро­слав­ском уез­де; в 1895 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ва­си­льев­ское в Юх­ти Уг­лич­ско­го уез­да, а через два го­да пе­ре­ме­щен ко хра­му в се­ле Же­лез­ный Бо­рок Яро­слав­ско­го уез­да. В 1905 го­ду отец Фле­гонт был пе­ре­ве­ден слу­жить в Ни­коль­ский храм в Яро­слав­ле и стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в несколь­ких учеб­ных за­ве­де­ни­ях го­ро­да. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он слу­жил свя­щен­ни­ком при 663-м пе­хот­ном пол­ку и ис­пол­нял пас­тыр­ские обя­зан­но­сти в во­ен­ных ла­за­ре­тах. Рев­ност­ное слу­же­ние свя­щен­ни­ка сде­ла­ло его ши­ро­ко из­вест­ным в Яро­слав­ле, и при­хо­жане хра­ма ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го ста­ли про­сить ар­хи­епи­ско­па Яро­слав­ско­го Ага­фан­ге­ла (Пре­об­ра­жен­ско­го) на­зна­чить его слу­жить к ним в храм; вла­ды­ка ис­пол­нил их прось­бу, и с 1915 го­да отец Фле­гонт стал слу­жить в этом хра­ме. В том же го­ду он был на­граж­ден зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом и несколь­ко лет спу­стя – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен од­ним из бла­го­чин­ных го­ро­да Яро­слав­ля.
Про­то­и­е­рей Фле­гонт Пон­гиль­ский был аре­сто­ван 7 сен­тяб­ря 1929 го­да в пе­ри­од, ко­гда уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь и в Яро­слав­ской епар­хии бы­ло од­новре­мен­но аре­сто­ва­но несколь­ко де­сят­ков свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян. Без­бож­ни­ки в то вре­мя поль­зо­ва­лись лю­бым по­во­дом для уни­что­же­ния Церк­ви. Та­ким по­во­дом в дан­ном слу­чае по­слу­жи­ла пе­ре­пис­ка яро­слав­ско­го ду­хо­вен­ства от­но­си­тель­но де­кла­ра­ции мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го), а так­же дей­ствия на­зна­чен­но­го мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем пра­вя­щим ар­хи­ере­ем в Яро­славль ар­хи­епи­ско­па Пав­ла (Бо­ри­сов­ско­го), ко­гда он де­мон­стра­тив­но от­слу­жил служ­бу под Но­вый год в со­от­вет­ствии с но­вым граж­дан­ским ка­лен­да­рем, что в Яро­слав­ской епар­хии бы­ло в то вре­мя не при­ня­то; ве­ру­ю­щие уви­де­ли в этом по­ступ­ке вы­ра­же­ние на­ме­ре­ния ид­ти по пу­ти об­нов­лен­цев в уго­жде­нии без­бож­ни­кам.
Как бла­го­чин­ный и из­вест­ный сво­им рев­ност­ным слу­же­ни­ем пас­тырь, отец Фле­гонт из­дав­на поль­зо­вал­ся боль­шим до­ве­ри­ем Яро­слав­ских ар­хи­ере­ев; ко­гда был аре­сто­ван и со­слан епи­скоп Ту­та­ев­ский, ви­ка­рий Яро­слав­ской епар­хии Ве­ни­а­мин (Вос­кре­сен­ский), то имен­но через от­ца Фле­гон­та он стал ве­сти пе­ре­пис­ку с пра­вя­щим ар­хи­ере­ем Яро­слав­ской епар­хии Пав­лом (Бо­ри­сов­ским).
Со­труд­ни­ки ОГПУ пи­са­ли в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии: «В ав­гу­сте 1928 го­да гла­ва ти­хо­нов­ской церк­ви… мит­ро­по­лит Сер­гий пуб­лич­но через пе­чать вы­пу­стил об­ра­ще­ние, в ко­то­ром при­знал, что за пе­ри­од ре­во­лю­ции ос­нов­ным прин­ци­пом цер­ков­ной по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти бы­ло по­ло­же­ние: “ло­яль­ность к со­вет­ской вла­сти есть из­ме­на пра­во­сла­вию”. Вы­дви­гая в про­ти­во­вес это­му прин­ци­пу по­ло­же­ние, что каж­дый ве­ру­ю­щий и цер­ков­но­слу­жи­тель без вся­ко­го ущер­ба для сво­ей ре­ли­гии мо­жет быть вполне ло­яль­ным граж­да­ни­ном Со­вет­ской Рес­пуб­ли­ки, Сер­гий при­звал всех ве­ру­ю­щих и пас­ты­рей стать на этот но­вый путь, а кто не мо­жет пе­ре­ло­мить се­бя, пред­ла­гал от­стра­нить­ся от цер­ков­ных дел и не ме­шать…
Ес­ли пер­вое вре­мя де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­о­не­ров-ан­ти­сер­ги­ев­цев про­яв­ля­лась… внут­ри цер­ков­ни­ков, ан­ти­со­вет­ская же но­си­ла скры­тый ха­рак­тер, то с вес­ны 1929 го­да, в мо­мент обостре­ния клас­со­вой борь­бы и во­ен­ной опас­но­сти, в про­ти­во­вес раз­вер­нув­шей­ся кам­па­нии по соц­со­рев­но­ва­нию и укреп­ле­нию обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны, эта цер­ков­ная груп­пи­ров­ка осо­бо рез­ко ста­ла про­яв­лять се­бя, вы­сту­пая с яр­ко ан­ти­со­вет­ски­ми ло­зун­га­ми, как на­при­мер: “Ве­ру­ю­щий граж­да­нин не мо­жет свою без­бож­ную ро­ди­ну счи­тать сво­ей ро­ди­ной и тем па­че ра­до­вать­ся ее успе­хам…”»
От­ца Фле­гон­та об­ви­ня­ли в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, за­клю­чав­шей­ся в том, что он об­суж­дал со свя­щен­ни­ка­ми во­про­сы цер­ков­ной жиз­ни и по­ло­же­ние Церк­ви в без­бож­ном го­су­дар­стве, от­кры­то ста­вя­щем сво­ей це­лью ее уни­что­же­ние. Бу­дучи до­про­шен, он ска­зал сле­до­ва­те­лю: «В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю и на за­дан­ные во­про­сы от­ве­чаю, что я хо­тя и со­стою бла­го­чин­ным, но ни в ка­ких неле­галь­ных со­бра­ни­ях не участ­во­вал. Пись­ма от епи­ско­па Ве­ни­а­ми­на я по­лу­чал. Нын­че в июне ме­ся­це я по­лу­чал пись­ма от него, но со­дер­жа­ния их я не знаю, по­то­му что они бы­ли адре­со­ва­ны хо­тя и на ме­ня, но для пе­ре­да­чи ар­хи­епи­ско­пу Пав­лу».
3 ян­ва­ря 1930 го­да Кол­ле­гия ОГПУ вы­нес­ла при­го­вор, ка­са­ю­щий­ся трид­ца­ти трех об­ви­ня­е­мых – свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян Яро­слав­ской и Ива­нов­ской епар­хий; про­то­и­е­рей Фле­гонт был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край.
Отец Фле­гонт был осво­бож­ден 10 но­яб­ря 1932 го­да. Же­лая быть бли­же к се­мье, про­жи­вав­шей то­гда в по­сел­ке Но­во­ги­ре­ево под Моск­вой, но в то же вре­мя, как от­быв­ший за­клю­че­ние по по­ли­ти­че­ской ста­тье, не имея воз­мож­но­сти по­се­лить­ся в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от Моск­вы, он по­се­лил­ся на гра­ни­це Мос­ков­ской и Вла­ди­мир­ской об­ла­стей и устро­ил­ся ра­бо­тать на же­лез­ной до­ро­ге. В 1936 го­ду он ра­бо­тал ве­сов­щи­ком на стан­ции Хра­пу­но­во Но­гин­ско­го рай­о­на, но был уво­лен по тре­бо­ва­нию пас­порт­но­го сто­ла, как от­бы­вав­ший ра­нее срок за­клю­че­ния. Отец Фле­гонт по­се­лил­ся в по­сел­ке Пе­туш­ки в од­ной квар­ти­ре вме­сте с вы­слан­ны­ми за сто­ки­ло­мет­ро­вую зо­ну свя­щен­ни­ка­ми и устро­ил­ся ра­бо­тать сто­ро­жем на топ­лив­ный склад при же­лез­ной до­ро­ге.
В 1937 го­ду под­ня­лось са­мое об­шир­ное и бес­по­щад­ное го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, ко­гда ста­ли аре­сто­вы­вать­ся не толь­ко те свя­щен­но­слу­жи­те­ли, ко­то­рые то­гда слу­жи­ли в хра­мах, но и те, кто, вер­нув­шись из ссы­лок и ла­ге­рей, оста­ва­лись без ме­ста. Про­то­и­е­рей Фле­гонт был аре­сто­ван 4 де­каб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Сра­зу же по­сле аре­ста ему был устро­ен пер­вый и по­след­ний до­прос.
– След­ствию из­вест­но, что вы в сен­тяб­ре 1937 го­да вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные взгля­ды, вы­ска­зы­ва­ли недо­воль­ство по­ли­ти­кой пар­тии и пра­ви­тель­ства. Дай­те по­ка­за­ния! – по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Нет, ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел, – от­ве­тил про­то­и­е­рей Фле­гонт.
– След­ствию из­вест­но, что вы в ок­тяб­ре 1937 го­да вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные взгля­ды. Дай­те по­ка­за­ния.
– Ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных взгля­дов я не вы­ска­зы­вал и не мог вы­ска­зы­вать.
– Об­ви­ня­е­мый, ва­ша контр­ре­во­лю­ци­он­ная де­я­тель­ность до­ка­за­на по­ка­за­ни­я­ми ря­да сви­де­те­лей. Я тре­бую прав­ди­вых по­ка­за­ний!
– Я се­бя ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
След­ствие бы­ло за­кон­че­но на сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста свя­щен­ни­ка, и 9 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Про­то­и­е­рей Фле­гонт Пон­гиль­ский скон­чал­ся 23 ап­ре­ля 1938 го­да в од­ном из ла­ге­рей Но­во­си­бир­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites