Error: Incorrect password!
11 апреля. Мучеников Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих. Преподобного Иоанна пустынника.

11 апреля. Мучеников Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих. Преподобного Иоанна пустынника.

29 марта по старому стилю / 11 апреля по новому стилю
среда
Светлая седмица – сплошная. Среда Светлой седмицы

Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364).
Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских. Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся (переходящее празднование в среду Светлой седмицы).
Св. Михаила Викторова исп., пресвитера (1933).
Касперовской иконы Божией Матери (переходящее празднование в среду Светлой седмицы).

Деян., 5 зач., II, 22–36. Ин., 4 зач., I, 35–51.

В среду на вечерне cтихира, глас 5:
Тебе́, Воплоще́ннаго Спа́са Христа́/ и Небе́с не разлучи́вшася,/ во гла́сех пе́ний велича́ем,/ я́ко Крест и смерть прия́л еси́ за род наш,/ я́ко Человеколю́бец Господь,/ испрове́ргий а́дова врата́,/ тридне́вно воскре́сл еси́,// спаса́я ду́ши на́ша.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.2:22–36; Ин.1:35–51)
Истину Воскресения разум может доказывать своими соображениями на основании Писания, и силу его доводов не может не признать неверующий, коль скоро не заглушено еще в нем чувство истины. Верующий же не требует доказательств, потому что Церковь Божия преисполнена светом Воскресения. Верны и убедительны оба эти указателя истины.

Но против соображений разума могут рождаться и встречаться противосоображения, и вера может быть препираема и колеблема недоумениями и сомнениями, извне приходящими и внутри возникающими. Нет ли неприступной ограды для истины Воскресения? Есть. Это будет, когда сила Воскресения, воспринятая еще в крещении, начнет действенно обнаруживаться в истреблении растления души и тела, водворении в них начал новой жизни. Такой будет ходить во свете Воскресения, и ему безумным покажется всякий, говорящий против истины Воскресения, как тому, кто ходит днем, говорящий – будто теперь ночь.


Священномученик Марк, епископ Арефусийский
Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361–363). По указанию равноапостольного императора Константина Великого (память 21 мая) он разрушил идольское капище. Когда вступивший на престол Юлиан начал преследовать христиан и возрождать язычество, враги решили отомстить святому Марку. Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой старец был проведен через весь город и предан на истязания. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болото, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали все новые и новые муки, сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело святого мученика медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине в добычу пчелам. Но святый старец словно не замечал боли, и это еще больше раздражало мучителей. Жители города Арефусии, видя несокрушимую твердость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием его бесед обратились ко Христу. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в Первом слове на Юлиана.

Блаженный Феодорит рассказывает о святом мученике диаконе Кирилле, который в царствование равноапостольного Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал мучителей слепотой, язвами и другими страшными болезнями.

В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан – священников, а также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. За страшные мучения святые мученики получили победные венцы в Царствии Небесном, а мучители праведное воздаяние – вечную муку в аду.

Преподобный Иоанн Египетский, пустынник
Во время гонений на христиан благочестивая вдова Иулиания скрывалась от преследований с двумя малолетними детьми Иоанном и Фимистией. Своих детей она постоянно учила молитвам и чтению Священных Книг. Время от времени отрок Иоанн тайно посещал ближнюю обитель, подвергая себя опасности. Однажды ему повстречался благочестивый человек, который посоветовал найти для молитв более пустынное место. Возвратившись домой, отрок сказал матери, что идет к одному благочестивому человеку. Думая, что сын скоро возвратится, мать отпустила его. Иоанн отправился к пустыннику Фармуфию и, приняв от него благословение, удалился в пустыню. Молодой подвижник нашел пустой глубокий колодец, в котором было много змей, скорпионов и других гадов, и, помолившись, бросился вниз, но, чудесно поддержанный Ангелом, остался невредим. На дне колодца он провел в молитве с крестообразно сложенными руками без пищи и сна сорок дней, пока змеи не покинули колодец. Однажды Ангел, приносивший пищу пустыннику Фармуфию, принес хлеб и для святого Иоанна. Ангел не приносил хлеб прямо Иоанну, чтобы юный подвижник не возгордился. С тех пор святой отрок получал Небесную пищу через Фармуфия. Юному подвижнику пришлось испытать много искушений от диавола. Бесы принимали образ матери, сестры, родственников и знакомых святого Иоанна, чтобы разжалобить подвижника и заставить его прервать подвиг. Все они с плачем поочередно подходили к колодцу, прося преподобного Иоанна выйти к ним. Все это время святой не прекращал молитвы и по окончании ее произнес: «Отойдите от меня», – и бесы исчезли.

До самой своей блаженной кончины, последовавшей в IV веке, святой Иоанн жил в колодце, непрестанно подвизаясь в посте и молитве. Промыслом Божиим для его погребения пришел инок Хрисихий, подвизавшийся в пустыне в течение тридцати лет. Накануне преставления преподобный Иоанн после долгих просьб подробно рассказал Хрисихию о своем житии и подвиге спасения. После его смерти у места его подвигов происходили многочисленные чудеса.

Преподобные Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря.
Точно неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в самородных пещерах горы, которую местные жители называли «святой горой». Монастырская летопись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска по прозвищу Селиши: «Раз случайно пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама».

Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен лишь один Марк. О нем свидетельствуется: «В начале прежде некий старец живяше на потоце Каменце при пещере, егоже неции ловцы видяху у триех камений, лежащих над церковию Пресвятой Богородицы пещерною; но о сем известно не могохом обрести, каков бяше старец, и коего рода, или како и откуду в сие место прииде, и колико время поживе, и како скончася». Второй игумен Печерской обители внес имя старца Марка в монастырский синодик. Преподобный игумен Корнилий (память 20 февраля) усомнился в верности этой записи и велел изгладить его имя из синодика. Внезапно он тяжело заболел и получил откровение, что наказан за то, что приказал вычеркнуть имя преподобного Марка из монастырского диптиха. Испросив прощение слезной молитвой у гроба старца Марка, игумен Корнилий восстановил его святое имя. Когда была выкопана пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми.

В 1472 году крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». (Есть предание о том, что некий юродивый монах Варлаам часто приходил к пещере и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанавливалась.)

На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу «Шестник» – переселенец. Он был родом из «Московския страны» и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, поставленной от пскович» во имя святителя Николая и великомученика Георгия, вместе со священником Исидором духовно окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную «Богом зданную пещеру», чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия.

Вскоре заболела его жена и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене «Богом зданной пещеры», но ночью ее гроб был «изставлен из земли невидимою Божиею силою». Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось «на верху земли». Тогда стало ясно, что это – знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы и стал подвизаться еще усерднее.

Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он стал просить священников Псковского Троицкого собора освятить ее, но те решились не сразу, «ради необычного места». Тогда преподобный Иона испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила.

15 августа 1473 года пещерный храм был освещен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы – прозрела слепая женщина – «посла Милосердый Бог начало Своих великих даров Пречистою Своею Материю». (Эта икона, которую называют «старой» в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы с житием Ее, написанной около 1521 года псковским иконописцем Алексеем Малым, хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. Икона с житием – храмовая икона пещерной церкви.) День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел во Господу. По смерти на его теле обнаружили кольчатый панцирь, который был повешен над его гробом как свидетель данных подвигов преподобного, но при набеге немцев он был похищен.

Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы.

Святитель Евстафий исповедник, епископ Вифинийский, уже в начале подвига был ревностным иноком, кротким и мудрым, исполненным великой веры и любви к ближним. За свою добродетельную жизнь он был поставлен епископом города Вифинии (римская провинция на северо-западе Малой Азии) и много лет управлял своей паствой, показывая пример добродетельной жизни и совершенства. Во время иконоборческой ереси святой Евстафий смело выступил против еретиков, защищая почитание святых икон. Враги-иконоборцы донесли на него императору, и святителю пришлось претерпеть заключение в темницу и жестокие побои. Наконец святого епископа Евстафия лишили кафедры и сослали в заточение. Скончался святой исповедник в IХ веке в ссылке, в течение трех лет перенося оскорбления, лишения, голод и нищету.

Собор преподобных отцев, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся
В сре­ду Свет­лой сед­ми­цы Пра­во­слав­ная Цер­ковь празд­ну­ет Со­бор пре­по­доб­ных от­цов, на Бо­го­ше­ствен­ной Го­ре Си­най под­ви­зав­ших­ся. О Си­най­ском мо­на­сты­ре рас­ска­зал на­сто­я­тель ни­же­го­род­ско­го хра­ма в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» про­то­и­е­рей Алек­сандр Ма­ла­фе­ев:

«На по­лу­ост­ро­ве Си­най я спо­до­бил­ся по­бы­вать два­жды. Пер­вый раз – с груп­пой ни­же­го­род­цев от па­лом­ни­че­ско­го цен­тра на­шей епар­хии. Во вре­мя этой по­езд­ки нам уда­лось по­мо­лить­ся в мо­на­сты­ре свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны и со­вер­шить вос­хож­де­ние на го­ру Си­най.

Са­ми сте­ны оби­те­ли дей­ству­ют на всех па­лом­ни­ков осо­бен­ным об­ра­зом. Си­най­ский мо­на­стырь, как из­вест­но, – один из са­мых древ­них в ми­ре хри­сти­ан­ских мо­на­сты­рей. Он был ос­но­ван еще в IV ве­ке у биб­лей­ской го­ры Хо­рив (Си­най), где Мо­и­сей встре­тил­ся с Бо­гом. До сих пор со­хра­ни­лась в ска­ле рас­ще­ли­на, ку­да Мо­и­сей спря­тал­ся, чтобы не ослеп­нуть от си­я­ния Бо­жи­ей сла­вы. Из стен оби­те­ли вы­шло мно­же­ство по­движ­ни­ков, пре­по­доб­ных от­цов, чья па­мять со­бор­но празд­ну­ет­ся в сре­ду Свет­лой сед­ми­цы.

В мо­на­сты­ре есть мно­го дру­гих уди­ви­тель­ных мест, свя­зан­ных с про­ро­ком Мо­и­се­ем. Это тер­но­вый куст – Неопа­ли­мая Ку­пи­на, ко­то­рый до сих пор буй­но рас­тет в оби­те­ли неда­ле­ко от ча­сов­ни Неопа­ли­мой Ку­пи­ны. Па­лом­ни­ки его не ща­дят, каж­дый пы­та­ет­ся се­бе ото­рвать ве­точ­ку. Свя­той ал­тарь ча­сов­ни рас­по­ло­жен над кор­ня­ми Неопа­ли­мой Ку­пи­ны. Мо­и­се­ев ко­ло­дец – это ме­сто в ска­ле, от­ку­да Мо­и­сей по по­ве­ле­нию Бо­жию из­во­дил во­ду, уда­рив по ска­ле сво­им жез­лом. Неда­ле­ко от мо­на­сты­ря – ска­ла с от­пе­чат­ком зо­ло­то­го тель­ца, идо­ла, ко­то­ро­го евреи сде­ла­ли во вре­мя пер­во­го вос­хож­де­ния Мо­и­сея на го­ру Си­най, ко­гда он по­лу­чил от Бо­га ка­мен­ные скри­жа­ли За­ве­та с де­ся­тью за­по­ве­дя­ми.

Око­ло мо­на­сты­ря на­хо­дит­ся кост­ни­ца – мо­на­стыр­ская усы­паль­ни­ца, где со­бра­ны остан­ки мо­на­хов, под­ви­зав­ших­ся в раз­ное вре­мя в этой оби­те­ли. Ме­сто су­гу­бо бла­го­дат­ное. Над кост­ни­цей – неболь­шой храм, где мы от­слу­жи­ли с на­шей груп­пой ли­тур­гию в 12 ча­сов но­чи. Ощу­ща­ешь осо­бый ду­хов­ный подъ­ем: слов­но на кры­льях те­бя дер­жат мо­лит­вы этих по­движ­ни­ков, остан­ки тех, кто ты­ся­чу лет на­зад здесь жи­ли, мо­ли­лись... Я чи­тал жи­тия мно­гих Си­най­ских от­цов, все они бы­ли ве­ли­ки­ми пост­ни­ка­ми, ве­ли стро­гую жизнь: кто вку­шал раз в два дня, кто – два ра­за в неде­лю. В этой кост­ни­це на­хо­дят­ся мо­щи мо­на­ха-вра­тар­ни­ка, ко­то­рый ото­шел ко Гос­по­ду, си­дя у во­рот. В та­ком си­дя­чем по­ло­же­нии, в пол­ном мо­на­ше­ском об­ла­че­нии он на­хо­дит­ся в стек­лян­ной ра­ке.

Вто­рой раз Гос­подь спо­до­бил ме­ня по­бы­вать на го­ре Си­най вме­сте с вла­ды­кой Ге­ор­ги­ем во вре­мя па­лом­ни­че­ства Его Вы­со­ко­прео­свя­щен­ства по свя­тым ме­стам Егип­та. Од­ним из пунк­тов па­лом­ни­че­ства был как раз Си­най­ский по­лу­ост­ров, мо­на­стырь свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны. Во вре­мя этой по­езд­ки со­вер­ши­лось чу­до. Го­то­вясь к па­лом­ни­че­ству, мы пи­са­ли пись­ма с прось­бой, чтобы на­ше­му вла­ды­ке раз­ре­ши­ли со­вер­шить ли­тур­гию в этом мо­на­сты­ре.

Во вре­мя пе­ре­го­во­ров нам от­ка­за­ли, со­сла­лись на то, что ни­кто в этом мо­на­сты­ре из не мест­ных ар­хи­ее­рев ли­тур­гию не слу­жил. Ра­нее раз­ре­ша­ли слу­жить в ча­совне, ко­то­рая на­хо­дит­ся на вер­шине го­ры Си­най, но на тот мо­мент она бы­ла за­кры­та на ре­став­ра­цию.

Мы все усерд­но мо­ли­лись, по­зво­ни­ли в Иеру­са­лим­скую пат­ри­ар­хию, на­шли на­сто­я­те­ля мо­на­сты­ря, ар­хи­епи­ско­па Си­най­ско­го, – и Бо­жи­ей ми­ло­стью наш вла­ды­ка стал пер­вым ар­хи­ере­ем-па­лом­ни­ком, ко­то­рый воз­гла­вил ли­тур­гию в Си­най­ском мо­на­сты­ре».

Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.

Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток.

Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя.

В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели, и икона чудесным образом обновилась.

От святого образа Пресвятой Богородицы, находившейся в доме помещицы, впоследствии произошло множество чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. К ней стало постоянно стекаться много паломников, и в 1844 году Касперова, считая невозможным удерживать чудотворный образ в своем доме, отнесла икону в местный Никольский храм.

В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону. А с 1853 года и жители г. Николаева получили возможность с 1 июля по 1 августа поклоняться Касперовской иконе Божией Матери в своих храмах.

В Севастопольскую войну 1853–1855 гг. Одесса, осажденная неприятельским флотом, переживала тяжелые времена. В августе 1854 года святой чудотворный образ крестным ходом был торжественно перенесен в городской кафедральный собор, где пребывал до 20 мая 1856 года.

В 1855 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после того, как одесский архиепископ Иннокентий при большом стечении верующих отслужил молебен перед Касперовской иконой, враг отступил, город остался невредим. По общему верованию Одесса была спасена благодатью чудотворного образа. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим».

Главным местопребыванием чудотворной иконы продолжает считаться село Касперовка, но образ находится там недолго. Ежегодно к 1 октября он приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, в праздник Вознесения переносится в Херсон, где пребывает до 29 июня, а затем до 1 августа ей поклоняются жители Николаева. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites