4 ноября. Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).

22 октября по старому стилю / 4 ноября по новому стилю
суббота

Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).
Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450). Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).
Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937).
Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.


Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56.
Лит. – Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.


Тропарь Бо́жией Ма́тери пред иконой Ее Казанской, глас 4:
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех м"олиши Сы́на твое́го́, Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех, и ско́рбех, и в боле́знех, обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́/ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя/ избавле́ния всех зол./ Всем поле́зная да́руй/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак Бо́жией Ма́тери пред иконой Ее Казанской, глас 8:
Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому Спа́сению, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.
*****
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником Казанской иконы Божией Матери, с Днем народного единства. Замечательно, что решением государственных властей именно этот день был определен как день празднования самого главного и основного, без чего не может существовать государство и без чего атомизируется, распадается человеческое общество, – народного единства… Вспоминая здесь, под кремлевскими стенами, победу, которая была одержана ополчением Минина и Пожарского, вспоминая трехдневную молитву и пост этого ополчения перед Казанской иконой Божией Матери, мы и сегодня, обращаясь к Царице Небесной, просим, чтобы Она простерла Свой Покров над державой Российской, над всей исторической Русью, сохраняя нас от исторического беспамятства, от разрушения нравственного чувства, от всяких заблуждений, могущих привести к разрушению личности, семьи, общества и государства. И верим, что Царица Небесная услышит наши молитвы.

Казанская икона Пресвятой Божией Матери
4 ноября (22 октября по старому стилю) в Православной Церкви установлено празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой "Казанская".
Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году – 21 июля (8 июля по старому стилю) – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 г. По легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. В стране наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В это же время Россия подверглась нападению польских войск, которым обманным путем удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена, который в это время возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения, русский народ встал на защиту родины.
По благословению патриарха Ермогена на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Пресвятой Богородицы (скорее всего, как считают специалисты, копия с подлинной). Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Она стала главной святыней ополчения.
В марте 1612 г. русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось со Святыней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. Русские войска испытывали огромные трудности: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия.
В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью.
По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению (впоследствии епископу Суздальскому), заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что "предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена".
Воодушевленные таким известием русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. освободили Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.
25 октября русские дружины и жители Москвы в благодарность за избавление свое от врагов торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся чудотворную Казанскую икону, священные хоругви и другие московские святыни. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену.
В память избавления Москвы от поляков, по повелению царя Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Церковью было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве особое празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 г., по повелению царя Алексея Михайловича, местные празднования – казанское 21 июля (8 июля по старому стилю) и московское 4 ноября (22 октября по старому стилю) – стали общероссийскими.
После изгнании поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. В 1620 г. на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, была перенесена в новый храм.
После пожара 1635 г. вместо деревянного собора был построен каменный на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г.
В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. – снесен.
В1990-1993 гг. Казанский собор в Москве был восстановлен. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери "Казанская".

Святой равноапостольный Аверкий
Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иераполь те времена населяли, в основном, язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников. Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей. Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и рапространял славу Христову.

Святые мученики Александр епископ, Ираклий воин и жены Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия за исповедание Христа умерщвлены в III веке в Адрианополе. Этот век известен как время распространения христианства среди язычников. Невзирая на гонения, воздвигнутые на христиан, епископ Александр безбоязненно обращал в святую спасительную веру и крестил много язычников. Начальник области, где жил святитель, приказал воинам пытками добиться отречения Александра от Христа. Святитель терпеливо переносил ужасные мучения. Пораженный этим, воин Ираклий уверовал во Христа, за Которого страдал епископ Александр. Вслед за ним исповедали себя христианками Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия.

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249–251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября).

архиепископ Угличский. Священномученик Серафим (Самойлович)
Свя­щен­но­му­че­ник Се­ра­фим, ар­хи­епи­скоп Уг­лич­ский (в ми­ру Са­мой­ло­вич Се­мён Ни­ко­ла­е­вич) ро­дил­ся 19 июля 1881 го­да в го­род Мир­го­род Пол­тав­ской гу­бер­нии.
В 1902 го­ду Се­мён окон­чил Пол­тав­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию и по­лу­чил ме­сто учи­те­ля Уна­лаш­кин­ской двух­класс­ной шко­лы на Аляс­ке в Аме­ри­ке. В 1905 го­ду на­хо­дил­ся на той же долж­но­сти в Сит­ке, где и был по­стри­жен в ман­тию епи­ско­пом Ин­но­кен­ти­ем (Пу­стын­ским) и через ме­сяц ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. В 1906 го­ду отец Се­ра­фим — на­сто­я­тель Ну­гек­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Се­вер­ной Аме­ри­ке. В 1907-1908 го­дах он пре­по­да­ёт в Сит­кин­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. В Аме­ри­ке Вла­ды­ка был спо­движ­ни­ком прео­свя­щен­но­го Ти­хо­на, бу­ду­ще­го Пат­ри­ар­ха, ко­то­рый вы­со­ко це­нил рев­ност­но­го мис­си­о­не­ра-ас­ке­та.
В 1908 го­ду отец Се­ра­фим яв­лял­ся по­мощ­ни­ком Вла­ди­кав­каз­ско­го епар­хи­аль­но­го мис­си­о­не­ра, а в 1909 го­ду — ду­хов­ни­ком Алек­сан­дров­ской Ар­дон­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. В 1910 го­ду его на­зна­ча­ют сна­ча­ла на­мест­ни­ком Мо­гилёв­ско­го Брат­ско­го пер­во­класс­но­го мо­на­сты­ря, а за­тем, по же­ла­нию прео­свя­щен­но­го Ти­хо­на, за­ни­мав­ше­го то­гда Яро­слав­скую ка­фед­ру, пе­ре­во­дят на долж­ность на­мест­ни­ка Толж­ско­го Яро­слав­ско­го мо­на­сты­ря.
Там отец Се­ра­фим пи­шет се­рьёз­ный труд по ис­то­рии Толж­ской оби­те­ли, при­уро­чен­ный к её 600-ле­тию. Он от­кры­ва­ет шко­лу пче­ло­вод­ства для маль­чи­ков-си­рот, а с на­ча­лом вой­ны устра­и­ва­ет ла­за­рет.
С 1915 го­да отец Се­ра­фим яв­ля­ет­ся на­мест­ни­ком Уг­ли­че­ско­го По­кров­ско­го мо­на­сты­ря. В фев­ра­ле 1920 го­да он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Уг­лич­ско­го, ви­ка­рия Яро­слав­ской епар­хии.
Вла­ды­ка вхо­дил в так на­зы­ва­е­мый «Па­рал­лель­ный Си­нод», су­ще­ство­вав­ший с мол­ча­ли­во­го одоб­ре­ния Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на в Свя­то-Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. Он был ос­но­ван свя­щен­но­му­че­ни­ком ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ром (Поз­де­ев­ским) и в него во­шли вид­ные ар­хи­ереи: ар­хи­епи­скоп Ан­дрей (Ухтом­ский), епи­скоп Ар­се­ний (Жа­да­нов­ский), епи­скоп Се­ра­фим (Звез­дин­ский) и епи­скоп Гу­рий (Сте­па­нов).
При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния «Па­рал­лель­но­го Си­но­да» сле­ду­ет счи­тать мне­ние его чле­нов о том, что Пат­ри­ар­ший Си­нод, на­хо­див­ший­ся под плот­ным кон­тро­лем Г. П. У., был неэф­фек­ти­вен и вы­нуж­ден был встать на при­ми­рен­че­ские по­зи­ции. Мыс­лил­ся он как «по­сто­ян­но дей­ству­ю­щее Пред­со­бор­ное со­ве­ща­ние» и глав­ной це­лью его бы­ла под­го­тов­ка тай­но­го По­мест­но­го Со­бо­ра, спо­соб­но­го раз­ре­шить цер­ков­ные про­бле­мы без дав­ле­ния вла­стей. Ос­но­во­по­ла­га­ю­щи­ми ре­ше­ни­я­ми «Да­ни­лов­цев» бы­ли:
1. Утвер­жде­ние прин­ци­пов де­цен­тра­ли­за­ции цер­ков­ной жиз­ни как наи­бо­лее эф­фек­тив­но­го спо­со­ба со­про­тив­ле­ния кон­тро­лю боль­ше­ви­ков над Цер­ко­вью;
2. Тай­ные по­став­ле­ния ар­хи­ере­ев и свя­щен­ни­ков. Та­ким об­ра­зом, «Па­рал­лель­ный Си­нод» явил­ся тем за­клад­ным кам­нем, на ко­то­ром ста­ла утвер­ждать­ся Ка­та­комб­ная Цер­ковь.
С июля 1922 го­да Вла­ды­ка на­хо­дил­ся в Яро­слав­ской тюрь­ме и по­сле осво­бож­де­ния, в 1924 го­ду был воз­ве­дён Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном в сан ар­хи­епи­ско­па. В 1925 го­ду Вла­ды­ка яв­лял­ся вре­мен­но управ­ля­ю­щим Яро­слав­ской епар­хи­ей.
Свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Иосиф (Пет­ро­вых), бу­дучи од­ним из За­ме­сти­те­лей Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля, на слу­чай сво­е­го аре­ста на­зна­чил в 1925 го­ду вре­мен­ных за­ме­сти­те­лей, в их чис­ле и Вла­ды­ка Се­ра­фим. В 1926 го­ду, 16 (29) де­каб­ря по­сле аре­ста свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых), Вла­ды­ка вы­пус­ка­ет По­сла­ние о вступ­ле­нии в долж­ность За­ме­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля. Он управ­лял Цер­ко­вью до ап­ре­ля 1927 го­да, за­тем пе­ре­дал управ­ле­ние осво­бож­дён­но­му из за­клю­че­ния мит­ро­по­ли­ту Сер­гию (Стра­го­род­ско­му).
Из­вест­но, что Вла­ды­ку в 1927 го­ду вы­зы­ва­ли в Г. П. У. в Моск­ву, где пред­ла­га­ли ему при­нять ком­про­мисс­ные усло­вия ле­га­ли­за­ции Церк­ви, ука­зав ко­го на­зна­чить чле­на­ми Си­но­да. На это Свя­ти­тель от­ве­тил от­ка­зом, пред­ло­жив сво­их чле­нов Си­но­да и в их чис­ле мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва). «Ведь он же си­дит», — го­во­рят че­ки­сты. «А ведь он у вас си­дит, осво­бо­ди­те его», — от­ве­чал Свя­ти­тель. За та­кой от­вет он был вско­ре аре­сто­ван.
По­сле вы­хо­да «Де­кла­ра­ции» мит­ро­по­ли­та Сер­гия, Свя­ти­тель при­мкнул к «Яро­слав­ской оп­по­зи­ции», воз­глав­ляв­шей­ся свя­щен­но­му­че­ни­ком мит­ро­по­ли­том Ага­фан­ге­лом (Пре­об­ра­жен­ским, па­мять 3 ок­тяб­ря). С со­жа­ле­ни­ем он пи­сал в ян­ва­ре 1928 го­да о том, что «по­спеш­но и без­ого­во­роч­но» пе­ре­дал мит­ро­по­ли­ту Сер­гию за­ме­сти­тель­ские пра­ва. Он умо­лял мит­ро­по­ли­та Сер­гия про­явить му­же­ство и из­дать дру­гую Де­кла­ра­цию «во ис­прав­ле­ние пер­вой», ко­то­рая «от­во­дит от слу­же­ния Ис­тине, а лжи Бог не по­мо­га­ет». Он при­зы­ва­ет мит­ро­по­ли­та об­ра­тить взо­ры к ста­рей­ше­му иерар­ху мит­ро­по­ли­ту Яро­слав­ско­му Ага­фан­ге­лу, пе­ре­дав ему за­ме­сти­тель­ские пра­ва. В ап­ре­ле 1928 го­да мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем (Стра­го­род­ским) Вла­ды­ка был ли­шён ка­фед­ры и за­пре­щён в свя­щен­но­слу­же­нии. Вско­ре по­сле­до­вал арест и за­тем вы­сыл­ка из Яро­слав­ля в Мо­гилёв в Буй­нич­ский Свя­то-Ду­хов мо­на­стырь.
В сво­ём ян­вар­ском 1929 го­да «По­сла­нии ко всей Церк­ви» Свя­ти­тель про­дол­жал об­ли­чать по­ли­ти­ку мит­ро­по­ли­та Сер­гия в тяж­ком гре­хе «увле­че­ния ма­ло­душ­ных и немощ­ных бра­тий на­ших в но­во­об­нов­лен­че-ство», за что вско­ре был вновь аре­сто­ван (фев­раль 1929 го­да) и при­го­во­рён к пя­ти го­дам ла­ге­ря. Но По­сла­ние Свя­ти­те­ля ши­ро­ко разо­шлось по всей стране и бы­ло опуб­ли­ко­ва­но в Бел­гра­де.
В за­клю­че­нии на Со­лов­ках Вла­ды­ка был на об­щих ра­бо­тах. Тас­кая кир­пи­чи на по­строй­ку зда­ния, Вла­ды­ка упал с ле­сов и пе­ре­ло­мал се­бе рёб­ра, ко­то­рые неудач­но срос­лись, что сде­ла­ло его ин­ва­ли­дом. В мар­те 1932 го­да он был осво­бож­дён из ла­ге­ря и со­слан на три го­да в Се­вер­ный край, где воз­гла­вил тай­ную Цер­ковь, ста­вил свя­щен­ни­ков, со­вер­шал по­стри­ги. По вос­по­ми­на­ни­ям ду­хов­ных чад, «он сла­бел те­лес­но, но ду­хом был твёрд. Он счи­тал, что в эпо­ху го­не­ний не долж­но быть цен­тра­ли­зо­ван­но­го Цер­ков­но­го Управ­ле­ния. Епи­скоп дол­жен управ­лять сам сво­ей епар­хи­ей.
При­мер­но в 1934 го­ду Вла­ды­кой бы­ло на­пи­са­но ещё од­но По­сла­ние, в ко­то­ром мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский) объ­яв­лял­ся за­пре­щён­ным в свя­щен­но­слу­же­нии за свою ан­ти­ка­но­ни­че­скую де­я­тель­ность, на­чи­ная с 1927 го­да. Для утвер­жде­ния это­го По­сла­ния в Ар­хан­гель­ске со­сто­ял­ся «ма­лый ка­та­комб­ный со­бор», ре­ше­ния ко­то­ро­го долж­ны бы­ли стать ос­но­вой для всех ссыль­ных епи­ско­пов и ду­хо­вен­ства. Су­ще­ству­ют све­де­ния, что Пат­ри­ар­ший За­ме­сти­тель мит­ро­по­лит Пётр (По­лян­ский) пи­сал из ссыл­ки, что Рос­сий­ские Прео­свя­щен­ные долж­ны са­ми на­ло­жить пре­ще­ние на мит­ро­по­ли­та Сер­гия за его ан­ти­ка­но­ни­че­ские де­я­ния.
В мае 1934 го­да Свя­ти­тель сно­ва был аре­сто­ван в Ар­хан­гель­ске по об­ви­не­нию в со­зда­нии но­вой «контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции сто­рон­ни­ков ис­тин­но-пра­во­слав­ной церк­ви» и при­го­во­рён к пя­ти го­дам ла­ге­рей. За­клю­че­ние от­бы­вал в Сус­лов­ском от­де­ле­нии «Си­б­ла­га». Вла­ды­ка был рас­стре­лян в ла­ге­ре 22 ок­тяб­ря (4 но­яб­ря н. ст.) 1937 го­да.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-го столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.
Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа.
Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.

До начала XX века Якобштадтская икона Божией Матери была единственной чудотворной святыней Латвии. Святой образ был обретен во время русско-шведской войны 1654–1667 гг. При переправе через Западную Двину солдат шведской армии Яков Гудынский поддел копьем плывшую по реке дощечку. На берегу он с ужасом обнаружил, что по древку копья от дощечки течет кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Шведский солдат принес образ в ближайший православный храм святого Георгия Победоносца. Храм, при котором была небольшая монашеская община, находился в слободе Гольмгоф (с 1670 года – г. Якобштадт, ныне – г. Екабпилс). Передав образ братии монастыря, солдат принял православие, а затем иноческий постриг и навсегда остался в обители.
В 1675 году чудотворная икона Божией Матери была перенесена в новый, построенный на пожертвования православного купца Якова Раткевича, Свято-Духовский храм.
Более трех столетий Якобштадтская икона была единственной чудотворной иконой Латвии. К ней съезжались паломники, по молитвам перед святым образом совершались многочисленные чудотворения. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров; в 1878 году крестный ход со святыней вокруг обители остановил быстро распространявшийся огонь.
Почитание чудотворного Якобштадтского образа Пресвятой Богородицы было поистине всенародным: ежегодно с 1901 по 1914 год икона приносилась из Екабпилса для поклонения в Ригу, Митаву (Елгаву) и Спасо-Преображенскую пустынь.
Во время первой мировой войны чудотворная икона была утрачена.
В 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II московские иконописцы по сохранившимся описаниям создали новый список чудотворного образа. До перенесения в Ригу и Екабпилс список пребывал в Ризоположенском храме Московского Кремля, где в праздник положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне он был освящён.
19 июля Якобштадтская икона была торжественно встречена в Риге, а 25 июля святыня возвратилась в Свято-Духов мужской монастырь, где и будет пребывать всегда.
Иконография иконы необычна – небольшой по размерам (приближенный к оригиналу) образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках поддерживают предстоящие архангелы Михаил и Гавриил, на заднем плане изображен Свято-Духов монастырь в современном виде.
31 июля 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II празднование Якобштадтской иконе Божией Матери внесено в Православный церковный календарь.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites