23 февраля. Священномученика Харалампия. Мучениц дев Еннафы, Валентины и Павлы.

10 февраля по старому стилю / 23 февраля по новому стилю
четверг

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202).
Блгв. кн. Анны Новгородской (XI). Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Прп. Лонгина Коряжемского (1540).
Прав. Галины (III). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).
Сщмчч. Петра Грудинского и Валериана Новицкого пресвитеров (1930).
Иконы Божией Матери «Огневидная».


Иуд., 78 зач., I, 11–25. Лк., 110 зач., XXIII, 1–34, 44–56.

Тропарь священномученика Харалампия, глас 4:
Я́ко столп избра́нный Це́ркве Христо́вой/ и свети́льник при́сносве́тлый всея́ вселе́нныя,/ прему́дре показа́ся, Харала́мпие,/ возсия́ в ми́ре муче́нием,/ разруши́ и́дольское мракобе́сие, блаже́нне,/ сего́ ра́ди яви́ся предста́тель Христу́,// моли́ся спасти́ся нам.

Кондак священномученика Харалампия, глас 8:
Подо́бствовав благода́тию свяще́нства, сла́вне,/ Це́рковь све́тло украси́л еси́ Бо́же́ственным страда́нием,/ е́же за Христа́ прия́л еси́ до́блественно, ра́дуяся, Харала́мпие,/ честны́й свети́льниче всеми́рный, осиява́яй концы́,// я́ко непобеди́мый.
*****
Личность оттачивается прежде всего в общении с другими людьми; через это общение мы получаем и радости, и скорби, и вдохновение, и разочарование. И если рассмотрим заповеди Божии, то увидим, что и они связывают святость человека со способностью правильно выстраивать отношения с людьми. Именно через этот опыт общения с другими и формируется внутренний мир человека, так что люди становятся либо святыми, либо грешниками.

Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, мученики Порфирий и Ваптос и три жены мученицы пострадали в 202 году.
Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой при этом обращался к мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!»

Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены.

Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения.

Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193–211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской (западная часть Малой Азии), и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде. Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языческом храме. По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, из которой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Во гневе Господь поколебал землю, великий страх напал на всех, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом.

Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям – прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харалампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни.

Дочь императора блаженная Галина погребла тело мученика с великой честью.

Святые девы-мученицы Еннафа, Валентина и Павла
Святые девы-мученицы Еннафа, Валентина и Павла пострадали в 308 году при императоре Максимиане II Галерии (305–311). Святая Еннафа происходила из города Газы (на юге Палестины), святая Валентина была родом из Кесарии Палестинской, а святая Павла – из окрестностей Кесарии.

Первой на суд к правителю Фирмилиану была доставлена святая Еннафа, мужественно объявившая себя христианкой. Ее били, а потом привесили к столбу и начали строгать тело. Святая Валентина, обвиненная в непочитании богов, была приведена в языческий храм для принесения жертвы, но смело бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к пылавшему на нем огню. Ее нещадно били и приговорили вместе со святой Еннафой к усечению мечом. После всех была приведена святая Павла, которую подвергли многим мукам, она же переносила их, при помощи Божией, с великим терпением и мужеством. Перед смертью Павла возблагодарила Господа, укреплявшего ее в подвиге, и, поклонившись присутствовавшим христианам, преклонила свою главу под меч.

Благоверная княгиня Анна Новгородская
Благоверная княгиня Анна Новгородская, супруга великого князя Ярослава Мудрого, дала истинное христианское воспитание своим детям, отличавшимся крепкой верой в Бога, трудолюбием, правдивостью и ученостью. Сын ее Мстислав стал впоследствии великим князем Киевским, а дочери – королевами западно-европейских государств. Сама же княгиня, оставив мир, ушла в монастырь, где и окончила свои дни в строгом послушании и молитве в 1056 году.

Преподобный Прохор Печерский родом был из Смоленска и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна (1089–1103). Был он великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище «лебедника». При этом никто и никогда не видел его печальным.

При жизни святого на Русской земле наступил голод. Прохор стал еще усерднее собирать лебеду и готовить из нее свой «хлеб». Некоторые последовали его примеру, но не могли есть эту пищу из-за горечи. Прохор же раздавал свой хлеб из лебеды нуждающимся, и вкус его был лучше пшеничного. При этом заметили особенность – хлеб был вкусным лишь тогда, когда его брали с благословения преподобного. Стало это известно игумену и братии, и слух о Прохоре разнесся повсюду.

Через некоторое время не стало в Киеве соли, отчего народ сильно страдал. Тогда преподобный, собрав золу из всех келлий, начал раздавать ее нуждающимся, и по его молитвам зола становилась чистой солью. По проискам продавцов соли, которые рассчитывали на наживу, князь Святополк отобрал у Прохора его «запасы». Когда их принесли на княжеский двор, все убедились, что это – обыкновенная зола. Но через три дня, когда Святополк приказал ее выбросить, а преподобный благословил людей брать из кучи, зола снова оказалась солью.

Чудо переродило жестокосердного князя: он стал усердным молитвенником, помирился с игуменом Печерского монастыря и весьма почитал преподобного Прохора. Когда же приблизился час кончины святого, князь поспешил к нему, оставив дружину, хотя шла война, – получил его благословение и собственноручно отнес тело святого в пещеру. Возвратившись, Святополк легко одержал победу над половцами, обратившимися в бегство и бросившими свой обоз. Так велика была сила молитвы святого Прохора.

Скончался преподобный в 1107 году, и был погребен в Ближних пещерах. Память его также 28 сентября и во 2-ю неделю Великого поста.

Преподобный Лонгин Коряжемский
Преподобный Лонгин Коряжемский первоначально подвизался в обители преподобного Павла Обнорского, затем жил в Борисоглебском Сольвычегодском монастыре. Оттуда он со своим другом Симоном удалился вверх по Вычегде к устью реки Коряжемки. Здесь, в глухой местности, в 10 верстах от Сольвычегодска, подвижники построили келлию и часовню. Когда к ним собрались братия, они воздвигли храм во имя святого Николая, устроили обитель (1535), в которой преподобный был игуменом. Близ церкви находился колодец, выкопанный самим преподобным. После кончины святого в 1540 году тело его было погребено, по завещанию, при входе в храм, а спустя 16 лет было положено в самом, храме. Память преподобного Лонгина совершается по особой службе, с кратким жизнеописанием, составленной в давнее время.

Относительно времени и места явления Огневидной иконы Божией Матери никаких сведений не сохранилось. Пресвятая Богородица на этой иконе изображена одна, без Младенца Иисуса. Лик Ее обращен в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, и это послужило поводом к наименованию иконы Огневидной.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU