Код Довженко



Вячеслав Боровских

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом»
(Мф. 17, 21).

Публично выразить свое отношение к методу доктора Довженко, совершившего переворот в отечественной наркологии в 80-х годах прошлого века, мне хотелось давно. Мешало этому, вероятно, нежелание переступать за рамки корпоративной этики, которая существует во врачебном сообществе. Многие мои коллеги, применяют этот метод. Среди них есть известные врачи-наркологи, которые значительную часть своей жизни посвятили методу Довженко, сделали на этом карьеру, а некоторые и состояние.

Метод Довженко, более известный как кодирование от алкогольной зависимости, на сегодняшний день является самой распространенной психотерапевтической технологией, применяемой для лечения хронического алкоголизма в нашей стране. Существуют попытки применения этого метода для лечения других зависимостей, таких, как наркотическая, пищевая, табачная и пр. В чем заключается метод Довженко? Это обыкновенный гипноз, осуществляемый в три этапа. Первые два этапа в виде разъяснительных бесед готовят пациента к третьему, на котором осуществляется само гипнотическое воздействие. «Здесь, в условно-научной форме(!), врач разъясняет содержание следующего, третьего этапа методики - "кодирование". До сведения больных доводится, что волей врача, "гипнотическим воздействием" и другими манипуляциями у них в мозгу сформируется устойчивым очаг возбуждения, который с момента "кодирования" будет контролировать их поведение в течение выбранного срока ("год", "три", "всю жизнь"). При этом допустимо сравнение гипнотического очага с часовым механизмом, взрывателем и т. д. У больного формируется сознание неотвратимости смерти при несоблюдении сроков "кодирования". Аналогичные приемы нередко используются в народной медицине. Несомненно, что семантическим ядром метода Довженко является формула внушения, которая заключается в том, что от недуга больного избавляет воля не самого больного, а воля психотерапевта. Эта установка принципиально отличается от традиционного использования воли самого пациента для преодоления болезни. Приняв волевое решение о необходимости лечения, определив самостоятельно минимальный срок полного воздержания от алкоголя, больной полностью доверяется врачу и следует его указаниям. Наряду с примерами полного излечения, по типу противопоставления, больным сообщается о смертельных исходах при употреблении спиртных напитков в период действия кода"(www.narkologia.info). В этом тексте под другими манипуляциями подразумевают некое дополнительное, как правило, не оговоренное в предварительных беседах, а значит, неожиданное для пациента, физическое воздействие на органы чувств человека во время произнесения врачом ключевой фразы. Сам Александр Романович Довженко использовал для этого хлорэтил, более известный в народе, как «заморозка», который он забрызгивал пациенту в открытый рот. Его последователи в качестве такой «примочки» к методу используют все, что может произвести на психику человека дополнительное, а иногда и главное, неизгладимое впечатление: яркий свет, электрический ток, громкий звук, вибрацию головы и пр.

За 30лет в обществе сформировались самые противоречивые взгляды на сам метод Довженко и на специалистов по его применению: от самых восторженных до самых негативных.

Недавно мне предложили принять участие в съемках телепрограммы «Пусть говорят» на «Первом канале». Это популярное ток-шоу, которое ведет Андрей Малахов. Дискуссия в студии была посвящена методу Довженко, поэтому я воспользовался случаем высказаться по этому поводу, как врач, стоящий на православных позициях. В качестве главных героев в студию были приглашены ученики и последователи доктора Довженко, среди которых – его родной сын Роман Александрович; известный врач-психотерапевт Юрий Вяльба – создатель первого в СССР медицинского кооператива и др. Среди тех, кто прошел через кодирование по Довженко был певец Александр Барыкин. Несколько человек выступали экспертами. Меня пригласили как противника метода Довженко. Всего в дискуссии принимали участие 13 человек.

В начале были воспоминания об Александре Романовиче Довженко, его неоценимом вкладе в отечественную медицину, который был по достоинству оценен государством присвоением ему звания Народного врача СССР и ордена Дружбы народов. Затем мирная беседа постепенно перешла в оживленные споры учеников по поводу того, кто из них первый ученик, и кто по праву обладает «кодом Довженко», т.е. кто истинный наследник метода, а кто – так, шарлатан. Слушать эти препирательства было не очень интересно, а, о самом Александре Романовиче, да еще из уст его детей и ближайших сподвижников я узнал для себя много нового, неожиданного и даже загадочно-мистического. Оказывается, юный Саша Довженко очень рано обнаружил у себя способности гипнотизера. Уже в возрасте 11 лет он без труда мог загипнотизировать сторожа в морском порту, чтобы вместе с друзьями проникнуть туда, куда вход запрещен. Из более поздних глав его биографии меня заинтересовало то, что феномен доктора Довженко, как таковой, стал возможен, благодаря мощной материальной и информационной поддержке Советского правительства и Политбюро ЦК КПСС. Вряд ли когда-нибудь еще в истории нашего Отечества, начиная с крещения Руси, государство предоставляло отдельно взятому врачу для осуществления им своей практики старинный, размером с небольшой дворец, каменный особняк на берегу Черного моря. Забота партии и правительства о провинциальном докторе вполне объяснима. Дело в том, что к тому времени пациентами и даже постоянными клиентами Довженко успели стать многие представители партийной и государственной элиты. Метод работал почти безотказно, поэтому благодарности пациентов не было предела. Еще одно обстоятельство, обеспечившее Довженко карьерную вертикаль и бешеную популярность в стране – это антиалкогольная компания 1985 года. Тогда идейным и материальным спонсором Довженко стал сам Егор Кузмич Лигачев, с подачи которого была создана система подготовки специалистов по лечению алкоголизма с помощью кодирования. Именно тогда появился «метод Довженко». Кодированию по этому методу подверглись сотни тысяч людей, страдающих алкогольной зависимостью, многие из которых прекращали пьянствовать и вели трезвый образ жизни. Я хорошо помню это время. Вся страна буквально молилась на Довженко и воспринимала его, чуть ли не спасителем рода человеческого.

Еще один любопытный факт: доктор Довженко имел выраженное пристрастие к антиквариату и насобирал довольно приличную коллекцию редких и дорогих предметов антикварного искусства. Но больше всего меня поразило то, как Александр Романович закончил свой жизненный путь. В семьдесят с небольшим лет у него случился инсульт с параличом и утратой речи. Находясь в своей квартире, прикованный к постели, он часто громко и истошно выл, чем приводил в недоумение и пугал соседей. Позже выяснилось, что в это время его, уже взрослые, дети от последней жены на глазах у беспомощного отца выносили из квартиры антиквариат. Присутствующий в студии программы «Пусть говорят» сын Довженко от второй жены, Роман, жаловался на то, что его не пускали к больному отцу, но так и не сказал кто именно. Неожиданно в студии появилась женщина, жительница столицы, которую представили как внебрачную дочь Довженко. Она заявила, что видела папу всего несколько раз и ничего не знала о его последних днях. Никто из присутствующих так и не смог внятно объяснить, как могло случиться, что Народный врач СССР Александр Романович Довженко скончался в полном одиночестве, и из-за отсутствия документов едва не был похоронен в общей могиле. Осталось загадкой и то, почему православный священник отказал в отпевании крещеному человеку, известному на всю страну.

Между тем, внимание участников телевизионной программы отвлеклось от личности основателя метода и переключилось на его последователей. Мнения звучали самые разные, но все соглашались с тем, что хорошие и плохие специалисты есть в любой сфере деятельности; что среди тех, кто занимается кодированием, есть люди одаренные и бездари, добросовестные труженики и шарлатаны. Некоторые даже говорили, что более 90% людей, занимающихся кодированием людей – обыкновенные жулики, а у половины из них нет даже среднего медицинского образования. Всех возмутило высказывание еще одного сына Довженко - продолжателя дела отца, живущего в Украине, о том, что для успешного кодирования достаточно иметь хорошие артистические способности. В судии стало довольно шумно, люди стали перебивать друг друга, и Андрею Малахову пришлось повысить голос, чтобы успокоить страсти.



Мне дали слово, как раз, в тот момент, когда один из участников дискуссии заявил, что метод Довженко значительно расширил возможности медицины и открыл бесконечные перспективы для оказания помощи людям, страдающим самыми различными заболеваниями. Я подумал, что другого такого случая мне не представится и высказал свою точку зрения. На мой взгляд, «метод Довженко» не только не расширил возможности медицины, но нанес ей сильнейший удар, от которого медицина, вероятно, еще нескоро оправится. То, чем занимался Довженко (а теперь – его многочисленные последователи), вряд ли можно назвать его методом, потому что Довженко ничего нового не изобрел. Всем этим человечество занимается с незапамятных времен, и называется это магией. То, что входило в повседневную практику древних египетских жрецов, южноамериканских курандейро, шаманов всех времен и языческих культов, проникло в советскую медицину и стало называться психотерапией. Именно в советскую медицину, потому, что такое было возможно только при известной степени духовного невежества нашего народа, до которой он докатился к середине 80-х годов прошлого столетия с одобрения Политбюро ЦК КПСС. Гипноз – это магия! Александр Довженко, обладавший способностями гипнотизера и дипломом врача, занимался обыкновенной магией. К медицине это не имеет никакого отношения. Кодирование – это духовная практика оккультного свойства. (1) Любому образованному человеку известно, что со времени отпадения ангела света от Бога духовность имеет две противоположные направленности. «Здесь дьявол с Богом борется, и место битвы – сердца людей» (Ф.М. Достоевский). Следовательно, если человек занимается духовной практикой, то одно из двух: либо он служит Богу, либо – Дьяволу. Третьего не дано! Кому мог служить советский гипнотизер в один из самых безбожных периодов нашей истории? В лучшие, с точки зрения духовности, времена в Европе и России магия считалась преступлением против человека и жестоко пресекалась. В законодательствах всех европейских (и исламских) государств были статьи, предусматривающие наказание за магическое воздействие на людей. Почему? Да, очень просто. Дело в том, что гипнотизер благодаря своим способностям, входит в общение с темной духовной реальностью, т.е. с бесами. Поэтому на пациента воздействует не сам гипнотизер, а бесы через него: через его речь, тембр голоса, темпо-ритм его слов, его телодвижения пр., в общем, через то, что мы называем харизмой человека. Дьявол, как ни странно, любит лечить. Не исцелять людей (это может только Бог), а именно лечить, делать так, чтобы человек перестал страдать, «обезболить», чтобы раны, которые мы наносим своей душе, живя по страстям, перестали болеть, но продолжали разъедать душу. В этом смысле, дьявол – величайший анестезиолог. Человек, который после одноразовой манипуляции освобождается от проблемы, которая мучила его десятки лет, будет уповать на человека-гипнотизера, а не на Бога, поклоняться твари, а не Творцу. Все, дело сделано, дьявол «потирает руки». Ему не составляет труда избавить человека о тяги к алкоголю на 3-5 лет, но не для того, чтобы осчастливить, а для того, чтобы лишить его великого шанса на спасение души, который предоставляют нам болезни и, связанные с ними страдания. Болезни, страдания, скорби, лишения и утраты отнюдь не являются абсолютным злом, а посылаются нам Богом, чтобы мы вспомнили о Нем, одумались, покаялись и припали к Нему – Источнику нашей жизни, который задумал и создал нас для Себя. Если бы не болезни и связанные с ними страдания, то мы все давно осатанели бы и погибли от самодовольства, как сам дьявол. Воздержанию от алкоголя без покаянных движений души, без усилий воли - грош цена. Закодированный алкоголик, которому навязана воля другого человека (читай: бесов), когда заканчивается срок кодировки, как правило, запивает с еще большей силой. Заболевание приобретает безудержный, прямо таки, бешеный характер. А что с ним происходило, пока он пока он был трезвый?

Приведу пример из личной практики в мою бытность зав. наркологическим отделением. Ко мне пришла женщина и попросила раскодировать ее мужа. Что случилось? - спрашиваю. Она рассказала такую историю. Когда муж пил, - вспоминала она, - он меня любил, я точно знаю. Когда трезвый, всегда мягкий, обходительный, о детях заботился, дорожил нами. По дому все делал. Когда напивался, ясное дело – сам свинья, свиньей и мы мучились. После пьянки всегда каялся, даже на коленях стоял, умолял, чтобы простила, обещал бросить пить, сам себя за пьянство ненавидел. После кодировки, сначала радовалась, что перестал пить, а потом увидела, что моего мужа, как будто, подменили. Со мной стал холоден, груб, начал руки распускать (пьяный такого не делал). Несколько раз дома не ночевал. Какое-то время скрывал, что у него любовница, врал, а потом и прятаться перестал. Детей затерроризировал. Для них хуже нет, когда папа дома. Домашними проблемами не интересуется, живет своей жизнью. Раньше все до копейки в дом приносил, ни в чем не упрекал, а сейчас стал жадный до денег. Нам с детьми выделяет только на самое необходимое и отчета требует. Копит на что-то. Раздражается по любому поводу. Если «вспыхнет», глаза, как у зверя становятся, начинает так орать, что перед соседями стыдно. Когда пытаюсь разговаривать по хорошему, чтобы понять, что с ним происходит, слышу только: «отстань», «это не твое дело», «я только сейчас жить начал» и т.д. В общем, мой муж превратился в какое-то чудовище. Я так больше не могу. Лучше бы он пил. Помогите!

Поверьте, что это типичная история. Как объяснить происходящее? В Евангелие этот закон духовного мира описывается так: «Когда нечистый дух оставляет человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого. (Лк. 11,24-26). Если душа человека, из которой, беса попросили выйти (не важно, кто), оказывается бесхозной, т.е. Бог не занял в ней Свое законное место, то, как говорят, - Свято место пусто не бывает. Это закон духовного мира, который нельзя обойти. Закодированный алкоголик сначала деградирует нравственно, а потом еще и запивает, как не пил никогда раньше. В тех редких случаях, когда не запивает, он может дойти до крайних степеней гордости, самолюбия и презрения к людям, уподобляясь тем личностям, которыми он водится.

Вернемся в студию. Не успел я закончить фразу, как вдруг один учеников Довженко буквально подпрыгнул на месте и начал громко и бессвязно возмущаться, называть все, что я сказал мракобесием. Его коллега, сидящий в противоположном углу студии, сказал мне, что я совершенно не разбираюсь в психотерапии, которая является вершиной медицины, и только те, у кого есть особый Божий дар, какой был у Довженко, могут ею заниматься и о ней судить. Ну, конечно, - сказал я,- психотерапия – это вершина медицины, а на вершине, как известно, дуют сильные ветры и под ногами скользко. По неосторожности и по неумению вести себя на вершине можно свалиться на дно самого глубокого ущелья. Психотерапия всегда невольно тяготеет к духовности, слишком это притягательная стихия, поэтому необходимо знать, хотя бы, элементарные правила духовной жизни. Ну, хотя бы, десять заповедей. Здесь главное – не заблудиться и не поддаться дьявольскому внушению о том, что ты – Богом одаренная личность. Боюсь, что эта беда случилась с доктором Довженко и его последователями. Можно быть честным человеком, желающим помогать людям, которые просят о помощи и не находят ее; увидеть у себя некие особые дарования, захотеть воспользоваться ими, но забыть о правилах духовной безопасности. Вероятно, таким, вполне порядочным и добросовестным человеком был доктор Довженко – наш советский доктор Фауст. Однако, на каждого Фауста найдется свой Мефистофель, и тогда самые благие намерения могут привести человека на дно ада, где он не только другим, но и себе уже помочь не сможет. С этих позиций многие факты из биографии Александра Романовича находят свое объяснение.

Впрочем, если человек хочет заниматься магией – пожалуйста. Сейчас за это не казнят, не лишают свободы и не выселяют из страны, как было раньше. Но в этом случае специалист, предлагая свои услуги, не должен называть себя врачом и надевать белый халат. Он обязан говорить правду, называть себя магом, колдуном, народным целителем, народным артистом, наконец. Только, пожалуйста, не выступайте от имени медицины. Ей, бедной, и так досталось за последние 20 лет. Доверие людей к медицине после того, как ее сделали заложницей рыночной экономики, упало так, что ниже не куда. Белых халат сейчас для многих «волков» стал овечьей шкурой, за которой можно не разглядеть жадного оскала. Мне, как врачу-наркологу, особенно больно видеть, что метод Довженко стал главной рекламной вывеской отечественной наркологии. Я надеюсь, что когда-нибудь мы преодолеем это тяжелое наследие советского прошлого.

Из присутствующих в студии меня поддержали два человека. Православный священник из г. Самара о. Александр сказал, что Александр Романович, обладавший незаурядными способностями, безусловно занимался оккультно-магической практикой, для которой характерна передача метода из рук в руки. Обстоятельства и характер смерти человека,- сказал о. Александр, - часто свидетельствует о том, насколько богоугодной была его жизнь, а мы увидели сегодня, как трагично уходил из жизни доктор Довженко. Александр Барыкин тоже согласился со мной и рассказал о своем нелегком пути избавления от алкогольной зависимости. Уже 16 лет он не употребляет алкоголя, ни в каком виде, только благодаря Православной церкви, куда он пришел после многочисленных сеансов кодирования по методу Довженко и всевозможных целителей, от которых едва не погиб.

Из всего, что я успел сказать на записи программы, в эфире прозвучала 1/10 часть. Так же обошлись и с другими участниками дискуссии, поэтому в итоге получилась самая обычная передача «Пусть говорят» с тремя блоками рекламы. Ну, и на здоровье.

(1) Оккульти?зм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающих существование скрытой связи человека с потусторонним миром. Учёные полагают, что оккультизм противоположен науке.

Вячеслав Боровских, врач-психотерапевт, директор православного центра медико – социальной реабилитации «Подвижни

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
  
#1 | Елена Бруйло »» | 21.06.2013 08:29
  
0
В.Боровских
Психология радости Часть 1.

«Да радость Моя в вас пребудет,

И радость ваша будет совершенна».

(Ин.15,11)

Человеку необходимо каждое мгновение своей жизни получать удовлетворение от того, что он живет. Есть множество различных понятий, которыми мы склонны описывать подобного рода состояния: удовольствие, наслаждение, чувство комфорта, счастье, радость и т.п. Насколько эти понятия разнятся между собой, мы выясним позже, а пока, для простоты изложения, предлагаю пользоваться понятием радость.

Радость это то, к чему человек стремится все время от рождения до смерти. Все, что мы делаем, мы делаем только для одного – чтобы порадоваться. Вся человеческая активность, совершаемая с утра до ночи, определяется только одним – стремлением к радости. Нам ничего другого не нужно, кроме вот этого - «мне хорошо».

Ради этого «мне хорошо» мы готовы на все потому, что если человек по какой-то причине утрачивает способность переживать радость, его жизнь не просто омрачается. Она теряет всякий смысл, и очень часто становится просто невозможной. Все самоубийства (у нас в России – около 60 тыс. ежегодно), так или иначе, связаны с утратой способности переживать радость. Понятие радости очень тесно связано со смыслом жизни. Думаю, что я не погрешу против истины, если скажу, что радость – это главное призвание человека. Обычно мы говорим, - у каждого человека свое призвание, но, вероятно, мы имеем в виду, что у каждого человека свой путь к этому общечеловеческому призванию, общей для всех нас цели – к радости. Возможно, радость, как призвание – это подлинная общечеловеческая ценность. История и современность открывают перед нами бесконечное разнообразие взглядов на способы достижения этого призвания. Какие – то из этих способов сложились в многовековые национально – культурные традиции, включающие в себя многочисленные народы, охватывающие целые страны и континенты. Но есть и такие, которые не выходят за рамки сиюминутных эгоистических потребностей.

Давайте попробуем найти подтверждение сказанному в объективной реальности. Посмотрите на тело человека. Оно, как будто, специально оборудовано чувствительными приемными устройствами, органами чувств, благодаря которым мы можем переживать радость от впечатлений, получаемых из окружающего мира. У каждого органа чувств есть свои особенности восприятия внешних впечатлений.

Благодаря зрению мы получаем до 95% информации о мире, в котором живем. Эта информация всегда эмоционально окрашена. Мы можем наслаждаться красотой живой и неживой природы, человеческого лица, космоса и пр. Когда нам недостает природной красоты (а это происходит всегда и везде), мы пытаемся сами украшать мир и наслаждаемся живописью, дизайном архитектуры, одежды и всего прочего, на что способна человеческая фантазия. Наш взор увлекается тем, что ему приятно (радует глаз), и мы стремимся удовлетворить потребность в радости способностью видеть. Однако, каждый человек на собственном опыте знает, что такое «неприятное зрелище», на которое «невозможно смотреть». Иногда мы даже закрываем глаза руками, чтобы защитить себя от отвратительной картины.

Благодаря обонянию мы можем наслаждаться всевозможными ароматами, наполняющими окружающий воздух. Природных ароматов бесчисленное множество, но человеку этого недостаточно, он не удовлетворяется естественными запахами и создает искусственные. Индустрия парфюмерии процветает с незапамятных времен и, вероятно, никогда не исчерпает свих возможностей из-за ненасытной потребности человека во все новых и новых сочетаниях и комбинациях запахов. Женщины понимают, о чем идет речь. Однако и здесь мы неизбежно сталкиваемся со страданием в виде неприятных и даже тошнотворных запахов.

Язык, как орган вкуса, обеспечивает нам наслаждение от еды. Мы все любим вкусно поесть. Кулинарные традиции – неотъемлемая часть каждой национальной культуры. Вместе с тем мы знаем, какими несдержанными бывают люди в своем стремлении поесть вкусно и разнообразно. Некоторые видят в этом главное удовольствие, и даже смысл жизни. Один мой знакомый, имея возможность путешествовать, делал это несколько раз в год только для того, чтобы попробовать новые экзотические блюда. Другие местные достопримечательности его интересовали гораздо меньше. Еда прочно связана с удовольствием, которое мы предвкушаем за несколько минут до обеденного перерыва. Но, вот беда. Стоит немного недосолить, пересолить или переперчить блюдо - мы огорчаемся и страдаем. Вспомните лицо Жени Лукашина из «Иронии судьбы», который попробовал заливной рыбы.

Природа изобилует звуками, которые ласкают слух. Земной жизни не хватит, чтобы насладиться всеми. Но того, что дает природа человеку всегда мало, нужно что – то еще. С незапамятных времен он сочиняет музыку, играет на музыкальных инструментах, звонит в колокола. В норме мы наслаждаемся симфонией и страдаем от какофонии, но бывает и наоборот. Благодаря звукам мы можем подниматься до высочайших эстетических переживаний, и в то же самое время нам не нравится, когда фальшиво играют и поют или когда железом по стеклу.

Вся поверхность тела – кожа и слизистые оболочки, которыми мы соприкасаемся с окружающим миром, очень густо усеяна всевозможными нервными окончаниями. Как приятно греться на солнышке. Кто–то в этот момент радуется легкому ветерку, обдувающему тело. Есть любители после горячей парной испытать настоящий восторг от обжигающего холода снежного сугроба. Мы любим, когда нас нежно обнимают, гладят, ласкают, целуют…, но терпеть не можем, когда нас по этому месту бьют или режут, или когда мы изнываем от жары, коченеем на морозе и т.д.

Есть нервные клеточки, и даже целые их скопления в виде подкорковых центров, которые возбуждаются при воздействии на них определенных химических веществ. При этом у человека меняются самочувствие и эмоциональная окраска окружающего мира. Они становятся более благостными. Человек может ощущать прилив душевных и телесных сил, веселость, беззаботность, приятную негу, иногда «расширение чувственного пространства», галлюцинации и пр. Все зависит от характера вещества, поступившего в организм. Это могут быть наркотики, алкоголь, никотин и другие психоактивные соединения. Если человек успел привыкнуть к этим веществам, то в их отсутствие он вынужден страдать, порой невыносимо. Здесь причина страданий – болезненные изменения тех самых подкорковых структурах.

Разумеется, когда вместо приятных ощущений мы получаем неприятности – это сигнал об опасности, который подает наш организм, и, значит, все имеет положительный смысл. Интересно другое: почему человека, призванного к радости, на пути к ней всегда подстерегает опасность, и он часто вынужден расплачиваться страданием за свое стремление к радости? Причем, страдать иногда приходится тем самым местом, которым хотел порадоваться, как, например, при венерических заболеваниях.

И, вообще, почему мир, в котором мы родились и живем, может таить в себе опасность и быть причиной наших страданий? Почему мы летом вынуждены прятаться в тень, а зимой кутаться в шубы? Мы имеем дело с явным несоответствием между призванием человека, выражающимся в его всегдашнем стремлении к радости, и объективной реальностью, в которую человек погружен. На лицо несоответствие желаемого действительному. Даже ребенок обнаруживает, что он либо недополучает той радости, к которой стремится (а иначе он не требовал бы все новых и новых игрушек, развлечений, сладостей и пр.), либо откровенно страдает, когда, например, объевшись мороженого, мучается от боли в горле, кашляет и температурит. Про взрослых и говорить нечего. Это они бесконечно изобретают все новые и новые искусственные способы получать удовольствия, потому что старые очень быстро надоедают. Пресыщенность и притупление чувств снижают интерес к очередному способу получать удовольствие, а страдания, которые почему – то неизбежно сопровождают весь этот процесс, нередко заставляют впадать в отчаяние, а кого – то, может быть, и задумываться над смыслом происходящего.

И в самом деле, что происходит? Посмотрите, ни одна земная радость или чувственное удовольствие и даже все они вместе взятые не могут в полной мере удовлетворить нашу потребность в радости. Хотя бы, потому, что любая земная радость имеет начало и конец. Даже самое восторженное чувство, доставляемое внешними впечатлениями, обязательно закончится, и нам для того, чтобы вновь это чувство пережить, нужно повторить способ его получения. И тут мы обнаруживаем одно убийственное обстоятельство. С каждым следующим повторением одного и того же способа получать радость степень ее переживания уменьшается, а потом и вовсе сходит на нет, тогда мы вынуждены новый источник радости. И так без конца. Обратите внимание, что какого бы высокого или низкого свойства не было чувственное удовольствие, мы всегда будем иметь дело с указанной закономерностью. Это закон природы. Дело в том, что удовольствия, воспринятые и доставленные органами чувств - зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием, в большей или меньшей степени вызваны выработкой в организме веществ, влияющих на эмоциональную сферу. Их химическое строение и вызываемое действие сходны с морфином, поэтому они называются эндорфинами или гормонами радости. Многократное повторение одного и того же чувственного воздействия приводит либо к снижению выработки эндорфинов, либо к снижению чувствительности к ним соответствующих структур центральной нервной системы, либо к тому и другому сразу. Чем интенсивней это воздействие, тем быстрее утрачивается вызываемое им удовольствие. Героиновый наркоман уже через несколько недель систематической наркотизации вынужден увеличивать дозу наркотика, чтобы получать от него ожидаемые ощущения. Через несколько месяцев героин уже не радует совсем, и наркоман вынужден бежать за очередной дозой не ради наслаждения, а чтобы избавиться от невыносимого душевного и телесного страдания, вызванного отсутствием наркотика.

Итак, вырисовывается какое–то радикальное расстройство нашей природы. С одной стороны: есть величайшая потребность в радости, определяющая всю жизненную активность, цели и смысл бытия человека; есть все возможности для излечения радостных переживаний из окружающего мира, благодаря органам чувств. С другой стороны - есть потрясающее несоответствие желаемого действительному: чувственные, земные впечатления либо не обеспечивают во всей полноте нашу потребность в радости, обрекая нас на бесконечные поиски земного счастья, либо просто заставляют нас страдать. В чем тут дело? Вероятно, мы имеем дело не только с расстройством нашей природы, но и со свидетельством о том, что человек не вмещается в земные рамки.

Продолжение следует
  
#2 | Елена Бруйло »» | 21.06.2013 08:55
  
0
Сколько мы стоим?
Автор: Вячеслав Боровских

«…Но притворитесь, этот взгляд

Все может выразить так чудно.

Ах, обмануть меня нетрудно,

Я сам обманываться рад!»

А.С.Пушкин.

Пожалуй, что только ленивый сегодня не высказал своего отношения к рекламе, которая так решительно вторглась в наше жизненное пространство итак прочно в нем обосновалась, что иногда кажется, уйди она завтра туда, откуда пришла, и наступит некий звуковой и цветовой вакуум. Ну, попробуйте представить улицы наших городов, подземелье метро, телевидение, радио, печатные издания и пр. без яркой и шумной рекламы. Она везде, где может оказаться человек, способный видеть и слышать. Даже там, где можно было бы, и оставить человека в покое, например в общественном туалете, и там она, родная.

Нынешние школьники и студенты уже не знают, что такое жить без рекламы. То, что называлось рекламой товаров и услуг в нашем докапиталистическом прошлом (каких - нибудь пятнадцать – двадцать лет назад), с высоты сегодняшних реалий даже рекламой не назовешь. Было, никого ни к чему не обязывающее напоминание товара или услуги о факте своего существования, порой даже без обратного адреса, похожее на первомайский призыв типа «Летайте самолетами Аэрофлота» или «Храните деньги в сберегательной кассе». Ну, ясное дело, рынка-то с конкуренцией не было. Все «гнали» план.

Молодежь сегодня спрашивает своих далеко еще не старых родителей, - а каково вам было жить без рекламы? Те отвечают, - мы были другими. Это верно. Реклама в ее нынешнем виде оказалась настолько мощным и самобытным социо-культурным феноменом, что можно смело говорить о наступлении новой эпохи в истории нашего народа. Имеется в виду не разница в экономическом укладе жизни, это особый разговор. Нас интересует разница в душевном здоровье двух поколений людей.

Чтобы понять, о чем идет речь, давайте попробуем выяснить отношения между современной рекламой и состоянием человеческой психики. Поверьте, здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Что нужно знать об устройстве собственной психики тому поколению, которое шагнуло из безрекламного пространства и времени в эпоху господства рекламы над умами и сердцами людей, а также подрастающему поколению, которое в эту эпоху родилось? Дело в том, что человек не свободен от того, чтобы ему была внушена мысль. Внушение-это, когда человек в результате определенного воздействия на него присваивает чужую мысль и потом руководствуется ею, как своей собственной. Для того чтобы что-то внушить необязательно прибегать к гипнозу. Будучи в здравом уме и твердой памяти, мы внушаем мысли друг другу с утра до вечера, не отдавая себе в том, когда именно и при каких обстоятельствах происходит внушение. Мы просто общаемся и не собираемся ничего внушать или присваивать чужие мысли. Надо признаться, мы вообще недооцениваем того, что с нами происходит, когда мы что-то говорим или кого-то слушаем. Не мешало бы знать, что любое внешнее впечатление, которое мы получаем из окружающего нас мира (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное или осязательное) становится нашим достоянием навсегда. Навсегда значит навечно. Даже те впечатления, которые мы воспринимаем неосознанно. Предположим, сижу я у себя дома кухне и за чашкой чая беседую со своей женой. Все мое внимание сосредоточено на этом действии. Одновременно из соседней комнаты, где работает телевизор, до моего слуха доносится мысль, озвученная каким-нибудь телевизионным персонажем. Своим сознанием я этого не отражаю, внимательно слушая жену. Тем не менее, мысль из телевизора спокойно проникает в мое подсознание, хранится там, и может быть в любой момент осознана (прийти мне в голову), не зависимо от того, хочу я этого или нет, со всеми вытекающими последствиями. Какими? Каждое утро мы просыпаемся с роем мыслей в голове, и все они стремятся завладеть нашим сознанием. Если мы не контролируем процесс, то многим из них это удается. И что тогда? Осознанная мысль задерживает на себе наше внимание. Источник происхождения этой мысли нам неизвестен (потому что восприняли ее неосознанно), следовательно, мы ее присваиваем, принимаем за продукт своего собственного ума. Исходя из этой ложной предпосылки, ум дает разрешение на запуск процесса мышления с подключением памяти, воображения, чувственных переживаний и пр. Разыгрывается такая стихия душевной деятельности, которая, если ее вовремя не остановить, может привести к тому, что будет сформировано желание, принято волевое решение и совершен поступок.

Все описанные события могут происходить настолько быстро, что человек очень часто не успевает проконтролировать сознанием то, что делается в его душе от момента осознания мысли до совершения поступка.

В общем-то, мы описали одну из универсальных моделей жизнедеятельности человека, все элементы которой принадлежат нам самим и реализуются свободно и творчески, кроме одного: той самой, первичной, зачастую очень простой мысли (помысла), которая «всплыла» в нашем сознании, привлекла к себе внимание и стала неким пусковым механизмом для всего остального. Она чужая, но присвоенная в результате внушения. Хорошо это или плохо для нас зависит от источника происхождения мысли. Если, например, она исходит от благонамеренного человека или ангела-хранителя, то мы в праве ожидать добрых последствий. Когда же источником помыслов являются люди злонамеренные или бесы, все наши интеллектуально-волевые творческие акты резко теряют в цене, т.к. приводят, так или иначе, к саморазрушению. При этом мы должны знать, что подавляющее большинство мыслей, которые, как мы говорим, приходят нам в голову, имеют подсознательное происхождение. Обстоятельствами, при которых конкретная мысль достигает нашего сознания, распоряжается один Бог.

Необходимо указать на еще один механизм внушения, который срабатывает с ничуть не меньшей эффективностью, чем упомянутый раньше.

Имеется в виду многократное повторение одного и того же внешнего впечатления. При этом варианте внушаемая мысль или зрительный образ буквально вдалбливаются в подсознание человека, когда тот вполне осознает все происходящее. При этом наше сознание, как человек, чья воля сломлена постоянно повторяющимся насилием, перестает сопротивляться, и соглашается на все с первого предъявления, лишь бы его не трогали, т.е. не препятствует проникновению внешних впечатлений в глубины подсознания. Что может случиться потом, мы уже знаем.

Теперь, когда выяснены некоторые особенности нашей психики, вернемся к разговору о рекламе. Дело в том, что принцип внушения заложен краеугольным камнем в основание любого рекламного продукта, будь то высокотехнологичный ролик, газетное объявление или номер телефона на фонарном столбе. Сверхзадача всякого рекламного действия – внушить как можно большему количеству людей мысль (ключевая фраза, слоган), яркий образ (брэнд), набор символов (номер телефона или адрес) и пр. Это главное. Это, если хотите – пуля, которая должна попасть в цель. Все остальное: авторские идеи, сценарии роликов, режиссура, игра актеров, компьютерные технологии, электронные и световые спецэффекты, полиграфия и пр.- пороховой заряд для пули. Готовый рекламный продукт являет собой своеобразный боевой патрон. Не хватает только пулемета, роль которого выполняют средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет, печатные издания), поверхности для размещения рекламы и т.д. Оружие подобного рода стреляет, как правило, короткими и длинными очередями. (Простите меня за оружейную аналогию, но если Вы вспомните многократно повторяющиеся рекламные ролики или щитовую рекламу с изображением одного и того же брэнда на каждом столбе вдоль центральных улиц крупных городов, то поймете, что она вполне уместна). Чем длиннее очередь и выше скорострельность, тем больше вероятность попадания в цель – подсознание людей. Чем крупнее СМИ, тем больше площадь поражения.

И вот, когда мы выбираем и покупаем тот или иной товар, нам кажется, что это результат нашего свободного волеизъявления. К сожалению, так бывает не часто. После многократного сидения у телевизора, регулярных прогулок по улицам города мы можем легко оказаться закодированными на совершение определенных действий. Очень часто приобретение товара происходит по неизвестным нам и независящим от нас мотивам. Так ведут себя люди после посещения грамотного гипнотизера. Они четко выполняют все, сделанные им, установки, ни на минуту не сомневаясь в том, что это продукт их собственного ума и свободной воли. А мы изо дня в день, из года в год посещаем подобные сеансы.

Однажды я узнал, что стоимость изготовления добротного рекламного ролика стоит десятки тысяч долларов, а стоимость одной минуты рекламного времени на ОРТ или НТВ – от15 тыс. долларов и выше. Ролик необходимо выдать в эфир много раз. Повторение – мать внушения (азбучная истина для любого рекламщика). В итоге суммы получаются астрономические. Значит реклама – дело беспроигрышное, срабатывает надежно, потому что надежно срабатываем мы как потребители товаров, когда действие рекламы лишает нас свободы выбора. Следовательно, покупают и продают не ролики и рекламное время, а нас, любителей «Поля чудес» и плоских шуток от Николая Фоменко, таких например, как «Моя совесть чиста - я ею не пользуюсь». Лично меня удручает не то, что со мной как с главным участником рекламного процесса никто не поделился, а то, что меня купили и продали, бесцеремонно вторгшись в мою психику и сделав из меня послушную куклу.

Мне могут возразить. Всем известно, что реклама – двигатель торговли и ее главная цель – продвижение товаров и услуг в условиях рынка, а то, что я описал – всего лишь средство. Я согласился бы с этим полностью, если бы мы жили лет двести назад, когда производство и потребление материальных ценностей имело масштабы, при которых реклама вполне соответствовала своему назначению, ради которого она изначально задумывалась – увеличению покупательского спроса и оптимизации торговли. Однако в 19 веке бурно растущее производство товаров и услуг в Европе впервые натолкнулось на неожиданное препятствие. Дело в том, что культура большинства европейских народов имеет христианские корни. Это подразумевает предпочтение духовных ценностей материальным. Во всяком случае, люди тогда были более разборчивыми в пользовании товарами и услугами и знали что такое воздержание. Проще говоря, они покупали далеко не все, что им предлагали. Над Европой навис кризис перепроизводства товаров. Уже не спасал никакой экспорт. Что делать? Идеального потребителя, имеющего ненасытные желания и готового покупать все, нужно воспитывать. Как этого добиться? И вот тут вспомнили о рекламе как о средстве воздействия на людей. Воспитание имеет главной целью подсознание человека. Реклама была переориентирована, и то, что было для нее средством, стало целью. Прежняя же цель стала вполне прогнозируемым побочным явлением. Кризис перепроизводства был преодолен, правда, ценой отказа миллионов людей от христианских ценностей.

С нами сегодня происходит то же самое. При отсутствии в обществе какой бы то ни было духовно – нравственной ориентации реальным инструментом формирования образа жизни, мировоззрения становится реклама. Ее эффективность в этом отношении уже проверена временем. Если посмотреть на рекламные слоганы (ключевые фразы) такие, как «Бери от жизни все», «Оттянись со вкусом», «Развяжи язык», « Твои правила», «Ведь ты этого достойна», «Уступи соблазну», «Новое поколение выбирает безопасный секс» и многие другие, а потом посмотреть на образ жизни наших детей и нас самих, то все станет ясно. Очевидно, что нынешняя духовно – нравственная атмосфера в нашем обществе сформирована не в последнюю, если не в первую очередь гипнотическим воздействием рекламы.

Реклама – действительно двигатель торговли, и работает она безотказно на основе проверенных историей законов психологии. При изготовлении рекламы, безусловно, используются оккультные технологии. Верю, что в нашей стране реклама, основанная на внушении, получит должную правовую оценку.

Православная церковь изначально расценивает это явление как тяжкий грех и призывает своих чад хранить чувства, т.е. не задерживать внимания на внешних впечатлениях, способных вызвать болезненные изменения души. В современных условия, когда реклама настигает нас везде. Где бы мы не оказались, хранить чувства – дело не простое. Впрочем, это во все времена было трудной задачей, которую человеку самому в полной мере решать никогда не удавалось. Христианская этика исходит из того, что без Бога нам вообще ничего не сохранить и, уж тем более, не развить. Церковь - единственное место на земле, где удается сохранить душу в наименее поврежденном состоянии. Сила внушающего воздействия рекламы заметно слабеет, если человек регулярно причащается. Полноценная церковная жизнь обеспечивает надежный духовный иммунитет, когда мы храним чувства: свои и наших детей.
#3 | Арина »» | 07.12.2014 18:18
  
3
При изготовлении рекламы используются не окультные науки, а сама наука, к сожалению. А про Александра Романовича конечно это вы зря. Про умерших говорят либо хорошо, либо вообще ничего не говорят, а уж тем более не устраивают такие поединки на ринге, в его отсутствие. А ещё и у кого на передаче! Про Александра Романовича ничего плохого сказать не могу. Мои старички знали его хорошо работая в медицине. Кстати дед, в подвале этого так называемого особняка, Дача Стамбуль ремонтировал для медиков Крыма, Феодосии мед.аппаратуру. Как психотерапевт Александр Романович имел колоссальную положительную энергетику которую при встрече с пациентами отдавал. Т.е. был психотерапевтом донором, в противоположность вампирам которые, подобно кощею без смертному просто насаживают на свою иглу душу пациента, "отделяя" тело, размещая его на параллельной волне и откровенно навязывают ему свою волю, но при этом из неё тянут себе в дипломы , книги и диссертации интеллектуальные наработки несчастных, определённо думая что "дарята" этого не замечают. Довженко да применял гипноз, но, гипноз это не магия. Гипноз и магия это совершенно разные определения, если второе вообще его имеет. Относительно артистических способностей. Конечно имел, как и его помощники, очень любил классическую музыку, много читал. Всё это ,в совокупности, вносило в сеанс лечения неповторимое творчество.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU