Ключевые смыслы Евхаристии: смысл седьмой

Диакон с дискосом на голове


"...дающий просящему премудрость и разум..."
(из молитвы священника на Трисвятое)


Седьмой ключевой смысл: Священнодействие Собора: собирание Христова Мира в Христа.


Мир Христов, по сути, не имеет иного места, как только в Самом Христе Иисусе. Поэтому собирание Христова Мира в Христа начинается сразу по входе в Святое Святых, начинается через таинственный диалог диакона и священника*:

Отдав кадильницу диакону и преклонив голову, священник говорит диакону: "Помяни меня, брат и сослужитель".
Отвечая диакон говорит: "Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем."
Преклонив голову, диакон в свою очередь: "Помолись обо мне, владыка святой."
И священник: "Дух Святой найдет на тебя, и Сила Всевышнего осенит тебя."
И диакон: "Тот же Дух будет содействовать нам во все дни жизни нашей."
И снова он же: "Помяни меня, владыка святой."
И священник: "Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и в век вечный."


(* Сразу после каждения Даров на Престоле и непосредственно перед Просительной ектеньей, см. Шестой ключевой смысл.)


В этом диалоге примечателен смысл, перекликающийся со смыслом диалога Разумного разбойника и распятого Иисуса (см. Лк. 23:42-43), примечательно поминовение священства*, а не конкретного священника. Но более всего, как представляется, здесь примечательно дословное повторение Благовестия Ангела Гавриила Марии: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк. 1:35). Т.е. в данном диалоге одновременны и смыслы Распятия, и смыслы Рождества.
Иными словами, собирание Христова Мира в Христа, по сути, как бы подобно зачатию Самого Иисуса: Собор призван собой явить воплощение Спасителя – живого Господа Небесных Сил и Земли, и всех и вся что в них. Вернее – призван предоставить вознесшемуся Господу Сосуд – образовать Ему Плоть-Тело, где бы Он, как Сын Человеческий, смог бы приклонить голову. – А это и есть исполнение Церкви в Царстве Христовом, но уже – здесь-и-теперь (в конкретном месте и времени). Как раз о таком исполнении мы и молимся, что бы Он сохранил его**.

А теперь же, после извещения в диалоге диакона и священника о крестном благовестии приближающегося Благого***, после исповедания Его Мира в Соборе (см. завершение Шестого ключевого смысла), мы призваны явить любовь к друг другу, дабы в единомыслии исповедать Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную****. И тут же – молитва священника: "Возлюблю́ Тя, Го́споди, кре́посте моя́, Госпо́дь утвержде́ние мое́ и прибе́жище мое́."

– Ибо только через любовь к ближнему (когда мы бытийно видим взаимно обусловленное и взаимно полагающее непременное дополнение друг друга – его в нас, а себя в нем), делающей нас подобными Богу, мы можем приблизиться к познанию Бога Любви. Ибо только любовное благодарение, всецелое и от всего сердца, делает нас подобными Ему. А уподобление Богу открывает двери ведению Бога.


(* По сути – священства Первосвященника Христа-Мелхисидека – Царя Славы, Царя Правды и Благодеяния, Царя Мира – Царя Спокойствия, Полноты и Совершенства – Целостности.
** См., напр., молитву Второго антифона от священника: "… исполне́ние Це́ркве Твоея́ сохрани́…".
*** Ср. с притчей о Царстве Небесном в десяти девах, вышедших навстречу жениху: "… раздался крик: вот, жених идет…", – Мф. 25:6.
**** Из обращения диакона к Собору ("Возлю́бим друг дру́га, да единомы́слием испове́мы.") и ответа Собора ему.)


Любовь к друг другу мы являем здесь через взаимное приветствие-целование, через "я вижу тебя": ты – искренний мой, радость моя. И именно потому – "Христо́с посреде́ нас. – И есть, и бу́дет."*

Именно теперь и возможно, и необходимо Соборное единомысленное исповедание (перед друг другом и перед Владыкой всех) ведения Бога и Его домостроительства** – исповедание, внимающее премудрости разумного ведения***. Именно это словесное исповедание полагает явное начало раскрытия дара Христова Богопознания.


(* Приветствие священников/диаконов друг друга в алтаре.
Ср. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", – Ин. 13:35.
** Символ веры произносится всем Собором, в том числе и священником перед Соборными Дарами на Престоле.
*** Собственно, всякая молитва призвана быть предельным вслушиванием в Голос Бога, вслушиванием – через наблюдение за молитвой. А слышание и слушание Его Голоса и есть ведение.
Ср.: "Огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы ополчением их хранимые и наставляемые достигли мы единения в вере и разумения неприступной Твоей славы…", – из окончания молитв 6-го часа. "…дающий просящему премудрость и разум…", – из молитвы священника на Трисвятое.
Именно поэтому на Великом входе диакон переносит Соборные Дары на дискосе именно на голове.)


В данном случае, исповедание веры через ее Символ (исповедание – как акт действия) есть преддверие Благодарения. Благодарения Бого-Человека и нас, следующих за Ним, – Благодарения Собора, пребывающего в Христе. Благодарения, как бытийно-творческого Акта, обновляющего весь Мiръ и, в первую очередь и особенно, – Человеков. А последних – через обновление самой глубины и основания человеческого – через ипостасную глубину и через бытийное ведение* – через духовное знание.
Именно поэтому (по причине преддверия) данное исповедание веры, как начально-базовый уровень Богопознания, стало крещенским, произносимое вновь крещаемым и еще не участвовавшим в Соборном Благодарении.


(* Преобразующее наше сознание** и могущее сделать совершенным по совести** совершающего Благодарение. См. контрапунктом: "… приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести** совершенным воздающего служение Богу", Евр. 9:9.
Совершенство по совести достигается на пути делания порученного Господом***. И осознания полной немощи собственной самостоятельности и своего малодушия в этом делании и видения черноты своей собственной одежды. Но и – веры, что ради спасения именно таких и пришел Спаситель, – что и побуждает сделать шаг на встречу к Нему, и надежды в отсутствии всякой надежды. И – в радости встречи с Ним, когда Он сам выходит навстречу.
** Это – два смысловых значения одного и того же греческого слова, по Стронгу 4893, употребленного в данном месте послания ап. Павла к евреям.
*** Ср.: "Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать", – Лк. 17:10.)


Текст Символа веры, в Никейской, Константинопольской и Халкидонской редакциях и в его последующих переводных вариантах, несет на себе и печать Святым Духом творимого Богопознания. И отпечаток исторически обусловленного (а потому – преходящего) образа мышления людей, принимавших участие в его составлении, и конечного смысла их вопрошания (которое, отчасти, также исторически обусловлено). И след исторических и богословских событий и коллизий, сопутствовавших указанным участникам.
Исповедание веры посредством Символа веры, в первую голову, есть исповедание Троицы единосущной и нераздельной. Поэтому текст данного Символа:
– о Троичном Боге – об Отце, и Сыне, и Святом Духе;
– об исторически-земном различении как бы достаточно самостоятельного проявления действий и Отца, и Сына, и Святого Духа: Отца – Бога Вседержителя, Творца всего; Иисуса Христа, Сына Марии, – Господа, Сына Бога, Ему единосущного, и Бога; Духа – Святого, единосущного*1 Богу, Господа, истинного*2 и животворящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого;
– о различении собственных внутри-Троичных отношений Отца, и Сына, и Святого Духа (имеющих место прежде всех век) и тех отношений между Троичными Ипостасями, которые имеют место уже по воплощении Спасителя: с одной стороны (до воплощения), Сын рождаем Отцом, Святой Дух исходит от Отца*3; а с другой (по воплощению) – Сын воплощается от Святого Духа и восходит к Отцу*4 и Святой Дух (добавляя к тексту) пребывает на Сыне*5;
– о Царстве Бого-Человека, которому уже нет*6 – нет и не будет конца;
– о Святом Духе, говорящем: говорившем и говорящем*7 (теперь и всегда) через пророков.


( *1 Единосущие Святого Духа присутствует в Константинопольской версии Символа.
*2 Истинность присутствует у Старообрядцев.
*3 Добавление к тексту Символа: Святой Дух пребывает в Сыне, см., напр., Иоанн Дамаскин, "Точное изложение…", книга 1, глава 8 : "… из Отца исходящего и в Сыне почивающего…".
*4 Ср.: "вошедшего на небеса и сидящего одесную Отца" текста Символа; см. также "… восхожу к Отцу Моему…", Ин. 20:17; (это восхождение/вознесение Бого-Человека к Отцу, как и воплощение от Святого Духа (как и: "… Христа, Который Духом вечным принес Себя непорочного Богу…", Евр. 9:14), имеет, как увидим далее, принципиальное значение для полноты понимания внутри-Троичных отношений).
И еще: "… Отец во Мне и Я в Нем", Ин. 10:38 и Ин. 14:10, – для внутри-Троичных отношений отношения "внутрь" совершенно исключены, т.к. Ипостасные Лица исключительно просты.
("Недро/лоно Отчее" (Ин. 1:18), если рассматривать, опять же, исключительно внутри-Троичные отношения, следует понимать только как посильное выражение именно и только предельной близости – сродности (единородности-единственности) Сына Отцу. А никак не так, что у Отца есть как бы некоторое лоно или недро, в котором находится Сын.
"Лоно/недро", на самом деле, – это, дословно, "грудь/объятие/лоно/пазуха/руки", – как возможные русские переводные варианты с соответствующих мест на иврите и греческом.
Смысл же "внутрь" – в "Я в Отце и Отец во Мне" – имеет место только как жизнь и слова Бого-Человека, по преимуществу как Сына Человеческого, рожденного Матерью, и с точки зрения исторически-земного различения как бы достаточно самостоятельного проявления действий и Отца, и Сына, и Святого Духа.)
*5 Ср.: "… я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на/над Нем", Ин. 1:32.
*6 У Старообрядцев: несть конца; – потому что Царство уже пришло в силе, оно – посреди нас, как исполнение Церкви.
Ср. Евр. 9:11 в пер. еп. Кассиана (Безобразова): "Христос же, придя, как Первосвященник будущих [b] благ… Прим.: [b] По некоторым древним рукописям: "нынешних"." А в греческом тексте "будущих", вообще, выделено в квадратные скобки, как позднейшая вставка. И тогда данное место может выглядеть так: "Первосвященник появившихся/произошедших/сделавшихся (по Стронгу 1096) благ", – которым и несть конца.
*7 Ибо Дары Святого Духа непреложны.)


Данное исповедание происходит в Соборе, который пребывает в Христе. А потому в тексте Символа веры:
– о единой Святой и Соборной Церкви, призванной быть апостольской во все веки и всему мiру…

Теперь, из преддверия, Собор готов ответить на призыв встать прямо – устремиться ввысь с благоговением, встать хорошо, встать со страхом и трепетом. Теперь Собор готов ответить на призыв внимать – дабы святое Возношение приносить в Мире.
И Собор отвечает, что данное святое Возношение – это милость Мира*, это жертва Хваления**.


(* Собственно, на вершине Фавора Мир – это Сам Христос.
** См. молитвенное в данном месте Службы: "Ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом, во́нмем, свято́е возноше́ние в ми́ре приноси́ти. – Ми́лость ми́ра, же́ртву хвале́ния.", "Горе́ име́им сердца́. – И́мамы ко Го́споду.")

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU