Монастыри Метеоры

34
https://www.facebook.com/lassa80
20 апреля 2012 в 20:47 69164 просмотра 11 комментариев

Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.

Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины.[1] В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

(от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»), они возвышаются на величественных скалах Фессалийской равнины.

Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины.[1] В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

Отшельники

По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.

Согласно большинству исследователей[2], первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.

Святые Отцы Метеорские молите Бога о нас

Образование монастырского комплекса


В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию. В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет.Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор». Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры».

Перечень монастырей

Расцвет монашеской страны приходится на XVI век. Величие этого места и его естественная природная безопасность от нашествий грабителей и разбойников, которую ощущали монахи благодаря высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени крупную организованную монашескую общину с множеством монастырей, которые росли и укреплялись с помощью многочисленных даров и вкладов правителей и архонтов. В результате, многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри (полужирным выделены ныне действующие монастыри)[5]:
Двор монастыря Русану

«Архангелов» (греч. Ταξιαρχών)
«Вериг Апостола Петра» (начало XV века) (Αλύσεως Αποστόλου Πέτρου)
«Вседержителя» (Παντοκράτορα)
«Иоанна Бунильского» (Ιωάννου του Μπουνήλα)
«Иоанна Предтечи» (середина XVII века) (Προδρόμου)
«Ипсилотерас или Каллиграфов» (середина XV века) (Μονής Υψηλωτέρας / Καλλιγράφων)
«Калистрата» (Καλλιστράτου)
«Миканской Богоматери» (вторая половина XIV века) (Παναγίας της Μήκανης)
«Преображенский» (της Μεταμόρφωσης)
«Русану или Арсану» (Ρουσάνου / Αρσάνου)
«Святого Антония» (XIV век) (Αγίου Αντωνίου)
«Святого Варлаама» или Всех Святых (Βαρλαάμ / Αγίων Πάντων)
«Святого Георгия Мандиласа (Палаточника)» (Αγίου Γεωργίου του Μανδηλά)
«Святого Григория» (XIV век) (Αγίου Γρηγορίου)
«Святого Димитрия» (Αγίου Δημητρίου)
«Святого Модеста» (XII век) (Μοδέστου)
«Святого Монастыря или Богородицы» (вторая половина XV века) (Αγίας Μονής)
«Святого Николая Бандова или Кофина» (около 1400 года) (Αγίου Νικολάου του Μπάντοβα)
«Святого Николая Анапавсаса» (Αγίου Νικολάου Αναπαυσά)
«Святого Стефана» (Αγίου Στεφάνου)
«Святой Троицы» (Αγίας Τριάδος)
«Святых Апостолов» (начало XVI века) (Αγίων Αποστόλων)
«Святых Феодор» (Αγίων Θεοδώρων)
«Сретения» (Υπαπαντής)[6]

Эти 24 монастыря существовали в период расцвета монастырского государства, однако постепенно оно начало приходить в упадок.

Действующие монастыри

В настоящее время действует только шесть монастырей:

мужские — «Преображения», «Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святой Троицы»;
женские — «Русану или монастырь святой Варвары», «Святого Стефана».[4]

Другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.

До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по подвесной лестнице, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках. Таким же образом на вершину скал поднимались все строительные материалы для возведения монастырских строений, а также продукты питания и другие необходимые для монастырской жизни вещи.

Метеоры. Скалы Божие


https://www.youtube.com/watch?v=BjDtoIiemTU

Метеоры. Обитель Преображения (Великий Метеор):


Преображенский монастырь (Великий Метеор):

Мужской монастырь Преображения Господня (греч. της Μεταμόρφωσης του Σωτήρος), известный также как Великий Метеор (греч. Μεγάλο Μετέωρο) расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года.

Главный собор монастыря (кафоликон) - Преображенский собор - построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане с двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и с апсидами по бокам. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых. В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены они сами, держащие в руках монастырь. Иоасаф (до пострига был последним сербским царём в 1371-1372 годы) расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами. Он помогал и другим обителям Метеор, защищая их права царскими грамотами.

В 1484 году собор был восстановлен и заново расписан, о чём свидетельствует надпись на южной стороне алтаря. Дошедшая до нас роспись собора фресками высокого художественного уровня была выполнена в 1552 году неизвестным мастером. В 1791 году для собора был изготовлен деревянный резной иконостас с позолотой, украшенный фигурками животных и растений.

В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая.

Большой метеорский монастырь. Икона из диптиха. Кон. XIV в.

У входа в монастырь находится полуразрушенный скит святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. Там в пещере жил основатель монастыря, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп.
Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни монастыря предметов.
Для нас, иноков Метеоры, эти камни — родной дом, они — наш Акрополь. Наша Святая София, сущность элленизма…
Монашеская жизнь нам в радость, и мы не променяли бы это счастье ни на какие блага и сокровища мира.
И если бы Бог дал нам не одну, а тысячу жизней, мы еще в ранней юности отдали бы эту тысячу жизней, лишь бы жить здесь, на этих святых скалах.
Афанасий, настоятель монастыря Великая Метеора,
1989 г.

История Метеоры

Метеора была бы необычным явлением даже без своих известных на весь мир монастырей: монастыри стоят на вершинах великолепных нерукотворных каменных башен, как бы вырастающих из земли на Фессалийской равнине и устремленных в небо. Геологи считают, что эти башни образовались тысячи лет назад в процессе постепенного обмельчания огромного озера, покрывавшего некогда все окрестные земли. Самая высокая башня поднимается на 415 метров над городком Каламбака и называется Платилитос. На ней стоит монастырь Великая Метеора. Окружающие ее башни также выглядят весьма внушительно. Название Метеора (буквальное значение — «висящая между небом и землей») — в наши дни относится ко всему комплексу огромных каменных столбов; вначале же это было лишь название монастыря на башне Платилитос, данное ему его основателем преподобным Афанасием.

Неизвестно, когда здесь впервые поселились монашествующие. К одиннадцатому веку, согласно древним источникам, в пещерах и кельях нижних этажей «каменного леса» уже жило множество отшельников. Сначала они забирались на отвесные скалы, просовывая ступни в щели, а потом соорудили примитивные леса, положив доски поверх деревянных клиньев, вбитых в трещины в скале. Подъем на такую огромную высоту облегчали веревки, свисавшие из пещер и с каменных выступов. Отшельники построили себе здесь жилища, прилепив их к скалам, как орлиные гнезда, не только из свойственной монахам любви к уединению. На греческие земли периодически совершали набеги пираты-сарацины, и недосягаемые высоты Метеоры давали безопасный приют тем, кому пришлось покинуть доступные для сарацинов прибрежные области.

К началу двенадцатого века Метеора уже вела организованную жизнь. По воскресным и праздничным дням иноки спускались из своих пещер для совместного участия в Таинствах и Богослужениях в храме в Дупиани, который они называли между собой Кирьяко (от греческого слова Кирьяки — воскресенье). Эта каменная церковь, посвященная Пресвятой Богородице, до сих пор стоит у дороги в Кастраки под монастырем святителя Николая. Монахов становилось все больше, и община стала известна как Скит Дупиани или Стаги, — название, которое, возможно, образовалось от слияния слов сту агиос (место святых), сокращенных в процессе частого использования до стагус.

Большой метеорский монастырь. "Не рыдай Мене, Мати". Икона из диптиха. Кон. XIV в.

В начале четырнадцатого века молодой монах по имени Афанасий, спасшись бегством после разграбления каталонскими наемниками Горы Афон, основал на вершине Платилитос первый общежительный монастырь, посвятив его Преображению Господню. К концу четырнадцатого века здесь было уже двадцать два монастыря, образовавших «Литополис (Скальный Город) Стаги». Большинство этих монастырей были приведены в порядок и расширены в пятнадцатом-шестнадцатом веках, когда Метеора достигла своего расцвета как крупный монашеский центр. Сначала здешними монастырями неофициально руководил Прот (настоятель) общины Стаги, а в 1490 году главой над ними стал настоятель монастыря Преображения (Великая Метеора). В дальнейшем турецкая оккупация и различные внутренние и внешние проблемы привели к упадку монашеской жизни Метеоры. Во время II Мировой войны итальянские и немецкие оккупанты разграбили многие здешние монастыри. То немногое, что уцелело, подверглось осквернению со стороны коммунистов в последовавшей за этим гражданской войне. В наши дни из двадцати двух монастырей действуют только шесть: святителя Николая, Великая Метеора, Варлаам, Руссану, Святой Троицы и святого первомученика Стефана. Два из них, святого Стефана и Руссану — женские. Это не так уж неожиданно, как может показаться, принимая во внимание факт, описанный шведским путешественником Ионасом Бьорнсталем, посетившим монастырь святого Стефана в 1779 году: «вначале это была обитель для женщин, любящих уединение, потом она оказалась заброшенной, и в конце концов здесь поселились монахи».

Великая Метеора по традиции исполняет функцию управления всеми здешними монастырями. Она расположена на вершине Платилитос в конце дороги, за Варлаамом. Название «Метеора» (что буквально означает «между небом и землей») получила от основателя монастыря, преподобного Афанасия, который пришел сюда примерно в 1340 году.

Преподобный Афанасий родился в 1302 году в знатной семье в Ипатии, в средневековом городе Неа Патра и был крещен с именем Андроник. Он был блестяще образован, чему во многом обязан своим выдающимся интеллектуальным способностям. После безвременной кончины родителей и захвата его родного города каталонцами в 1318 году, Андроник отправился со своим дядей в Салоники, а потом на Афон, где они надеялись принять монашество. Но Андроник был слишком молод, поэтому ему, согласно афонской традиции, пока нельзя было остаться на Святой Горе. В течение следующих четырнадцати лет он путешествовал по восточной Греции и Криту, знакомясь с христианскими подвижниками, среди которых были такие светильники как Григорий Синайский и Даниил Молчальник. Он прилежно изучал опыт тех, кто хорошо разбирался в тонкостях подвижнической жизни. В возрасте тридцати лет вернулся на Святую Гору и был принят послушником двумя монахами-пустынниками — Григорием и Моисеем. Вскоре его постригли с именем Афанасий.
Однако его пребывание на Святой Горе оказалось недолгим. Грабительские набеги турок и политические интриги вынудили Афанасия и его духовного отца Григория покинуть Афон. Какое-то время они жили в Салониках, а потом, по совету сербского епископа Иакова, отправились в Фессалийский скит Стаги, который впоследствии стал известен всему миру под названием Метеора. Они обосновались на вершине скалы Стилос. Спустя некоторое время Афанасий, по благословению своего духовного отца, перебрался в пещеру пониже и посвятил всего себя уединенной молитве. Григорий же прожил на вершине Стилос более десяти лет. Его называли «Стилит».

В 1340 году Афанасий, искавший еще большего уединения, снова перешел на новое место, на этот раз на величественную, просторную вершину Платилитос. В древней рукописи Патриарха Константинопольского Метрофиса III, датируемой 1580 годом, говорится:

Движимый Божественной любовью, святой инок Афанасий полетел на крыльях Святого Духа к этой солнечной вершине над Стаей, называемой Метеорой — самой высокой из всех. Там он нашел святое место, истинный райский сад, в котором вместо плодоносных деревьев возрастали подвижники, носившие в себе

Божественные плоды Святого Духа.


Афанасий жил здесь в пещере рядом с вершиной. Паломники, поднимаясь по ступеням Великой Метеоры, видят эту уединенную келью-часовенку. Однако Афанасию не удалось долго скрывать свою подвижническую жизнь и богатый духовный опыт, и вокруг него начали собираться ученики. Уступив их мольбам, Преподобный отказался от уединенной жизни и основал первую общежительную монашескую общину Стаги. Храм, в котором они служили, посвящен Божией Матери Метеорской. Потом братия построила еще один храм, освятив его в честь Преображения Господня, и постепенно так стал называться весь монастырь. Преподобного Афанасия считают выдающимся духовным руководителем и отцом Метеоры. Он не был священником и до конца дней (он умер в 1382 году после непродолжительной болезни) так и остался простым монахом. Его подвижническая жизнь на вершине Метеоры, продолжавшаяся сорок лет, была впоследствии воспета в стихах: Эту твердую и неприступную скалу, Отче, Ты превратил в дорогу — путь к Камню, что во главе угла.

Преемником отца Афанасия, почитающимся наравне с ним как сооснователь монастыря, был его духовный сын, монах Иоасаф. Он сменил отца Афанасия после смерти последнего вследствие «единодушного желания всех отцов и братий». Иоасаф хорошо подходил для исполнения возложенных на него обязанностей. По происхождению он был царского рода — Иоанн Уресис Ангелос Комнин Палеолог, сын Симеона, сербско-греческого царя Фессалии и Эпира. Его мать происходила из династии правителей Эпира, отец был потомком Византийских Императоров, а брат — Сербским правителем (Душан Властитель). В возрасте десяти лет сам он был официально признан соправителем своего отца. В 1371 году, после смерти отца, юный Принц остался один на Троне, однако его правление продлилось недолго. В 1372 году, в возрасте двадцати двух лет, он отрекся от Престола, сменив царскую багряницу на монашеское одеяние и приняв имя Иоасаф. После смерти преподобного Афанасия полностью принял на себя руководство братством Великой Метеоры. С тех пор он только один раз надолго покидал монастырь, когда в 1393 году Фессалию захватили турки, что для бывшего Царя, в случае его обнаружения, было равносильно смертному приговору. Ему пришлось уехать из Метеоры и отправиться на Святую Гору в Ватопедский монастырь. Там он прожил два года.
Согласно монастырским хроникам, Иоасаф расширил и перестроил храм, возведенный преподобным Афанасием. Эта новая церковь стала впоследствии алтарем того храма, что стоит на этом месте в наши дни.
Период наивысшего расцвета монастыря пришелся на шестнадцатое столетие и начался после посещения Патриарха Константинопольского Иеремии I, предоставившего Великой Метеоре привилегии и автономию по образцу афонской Лавры. Примерно в это же время Великая Метеора и ее настоятель получили негласную духовную власть над остальными монастырями Метеоры. Тогда же был построен и расписан нынешний католикон (главный храм, собор), большая трапезная и кухня, лазарет и дом для престарелых монахов. В последующие века к монастырскому комплексу добавились два небольших храма — святого Иоанна Предтечи и святых Константина и Елены. В бывшей трапезной теперь разместился прекрасный музей со множеством древних икон и церковных сокровищ. Монастырская кухня, лебедка и сеть для подъема людей на вершину остались в том же виде, что и в прежние века. Паломник может также посетить усыпальницу, в которой покоятся кости почивших насельников монастыря.
В Национальной библиотеке в Афинах хранится Евангелие в серебряной обложке, принадлежавшее преподобному Иоасафу. Оно написано на пергаменте, а внутри на обложке имеется подпись преподобного Иоасафа.

Дальнейшая судьба монастыря была нелегкой. В 1609 году его разграбили и подожгли турки. Еще через несколько лет, в Великую Пятницу 1616 года, паша Янины по имени Арлан-бей явился сюда со своей свитой, делая вид, что хочет посмотреть монастырь. Как только монахи подняли их при помощи лебедки наверх, паша и его люди открыли огонь и убили нескольких монахов, после чего начали разграблять монастырь. Завершилась эта серия катастроф пожаром 1633 года.

В 1809 году был до смерти замучен известный священник папа Тимиос Влахавас, вдохновитель восстания противАпи Паши, турецкого правителя Янины. Настоятеля Великой Метеоры отца Парфения (Орфидеса) паша силой доставил в Янину и держал в застенках в наказание за предполагаемую помошь Метеоры повстанческому движению. Британский полковник по фамилии Лик, посетивший Великую Метеору в 1810 году, сообщал, что настоятель с двумя своими людьми и иноками из других монастырей все еще находятся в тюрьме, ожидая выкупа. Их посадили за то, что они давали восставшим пишу.

Паша не ограничился этим наказанием. Турецко-албанские пушки стерли с лица земли монастырь святого Димитрия, нанесли огромный урон другим монастырям Метеоры, стоящим на более низких скалах. Отец Хризантос из Трикалы, бывший свидетелем этих событий, пишет: «Паша схватил папу Тимиоса Влахаваса и отослал его к визирю, а тот изрубил его на куски. Когда война окончилась, визирь закрыл все монастыри Метеоры, а настоятеля отвез в Янину, где он пребывает и по сей день». Сын Али Паши, Вели Паша, ставший правителем Фессалии в 1812 году, наложил огромные штрафы на те деревни, которые, как он подозревал, укрывали повстанцев. Во времена его правления в какой-то период в Метеоре жили беженцы, более пятисот бездомных христианских женщин и детей.
В девятнадцатом и начале двадцатого века количество братии постоянно росло. Меньше всего иноков там было после II Мировой войны, когда местные жители отреставрировали Великую Метеору и превратили ее в гостиницу для туристов. К счастью, в наши дни здесь снова расцветает монашеская жизнь. Братия, вдохновленная любовью к своему монастырю и его святым, старается хранить верность монашеским традициям. Здешние иноки служат исповедниками и миссионерами для десятков тысяч паломников и туристов, ежегодно посещающих Метеору.

Почившие святые Метеоры не оставляют современных иноков своими молитвами и утешением, зная, на какие жертвы им приходится идти ради поддержания монашеских традиций Великой Метеоры. Даже в наши дни монахи рассказывают о случаях чудесной помощи по молитвам преподобных Афанасия и Иоасафа.

Ночное бдение

Преподобный Афанасий многим помог своей молитвой, являясь тем недужным и одержимым, что приезжают сюда в надежде на исцеление. В 1994 году в Великую Метеору приехал не особенно верующий молодой человек с женой, страдавшей раковым заболеванием. У них были две маленькие дочери, шести и девяти лет, и мать рассказала монахам, что, по словам врачей, жить ей осталось недолго. Супруги приехали в монастырь в надежде на исцеление и провели ночь без сна у мощей преподобных Афанасия и Иоасафа. Посреди ночи муж услышал звук шагов в храме и поднялся посмотреть, кто это. К своему изумлению он увидел прямо перед собой святого Афанасия, точно такого, как он изображен на иконе. Святой пристально посмотрел на него и сказал: «Ты должен иметь веру и передать заботу о своей жене Богу, все устрояющему тебе во благо». Вскоре молодая женщина умерла, а муж, уверившись после встречи с Преподобным, что такова была воля Божия, обратился ко Христу и теперь регулярно посещает службы и вместе с дочерьми участвует в церковных таинствах.

Церковь в деревне Ипатия


Монастырь недавно закончил строительство храма в деревне Ипатия, недалеко от Ламии, на том месте, где стоял дом преподобного Афанасия. Строительство начал один местный житель, которому Святой предстал в видении и попросил воздвигнуть в память о нем храм. К 1993 году, к моменту кончины этого человека, были лишь наполовину возведены стены. После его погребения местный священник пришел в монастырь и, рассказав братии о видении, предложил довести строительство до конца. Иноки согласились, и местные власти отдали им эту землю. Когда строительство церкви возобновилось, главы преподобных Афанасия и Иоасафа, покоившиеся в раке в монастырском храме, начали мироточить и издавать дивное благоухание.

Отец Иоасаф

Один молодой инок, подвизающийся в монастыре, имея особую любовь к преподобному Иоасафу, попросил постричь его с именем Иоасаф. преподобный Иоасаф менее известен, чем преподобный Афанасий, и за последние шестьсот лет это оказался лишь второй случай присвоения его имени иноку Великой Метеоры. Во время пострижения глава преподобного Иоасафа замироточила.
» Иоасаф, вечнозеленое, изобилующее листвой древо,
…согревающее всех — святой, кроткий,
тихий, искусный, прекрасный росток царского древа…»
Так писал митрополит Лариссы Иоасаф в 1422 году. А спустя столетия анонимный гимнограф пел, славя основателей монастыря:
«Взойдя на вершину скалы, о, святый Иоасафе и мудрый Афанасие, вы вознеслись к вершинам добродетели, а оттуда — к высоте Небес «.
День памяти преподобных Афанасия и Иоасафа празднуется 20 апреля.

Метеоры. Обитель Преображения (Греция) (ТК Глас).



Метеоры

Метеоры. Русану. Обитель святой Варвары


Метеоры. Русану. Обитель святой Варвары (Греция) (ТК Глас).
Время создания монастыря Русану (греч. Μονή Ρουσάνου) или Арсани (греч. Αρσάνη) и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира - братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.
Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года в течение 20 лет старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря, которое в настоящее время в обновленном виде действует как женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары.

Кафоликон монастыря - церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора - страдания святых и «Восшествие на престол» - многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

Метеоры. Русану. Обитель святой Варвары (Греция) (ТК Глас)




Метеоры. Варлаам. Обитель Всех Святых

Монастырь Варлаама (греч. Μονή Βαρλαάμ) или Всех Святых (греч. Αγίων Πάντων).
В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы.
В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью - отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом. Однако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами, построенная по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. После смерти братьев - Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни.
Церковь Трех Святителей, однонефная базилика, при её последнем восстановлении в 1627 году была расписана фресками схимником Ефремом Сирийским, одним из самых известных насельников монастыря, плодотворным церковным автором.
Церковь Всех Святых также богата украшена фресками предположительно кисти Франгоса Кателаноса - живописца критской школы, многие работы которого находятся в Великой Лавре Афона. Также в церкви имеется несколько мозаик из слоновой кости и перламутра. В юго-восточном углу притвора находится захоронение основателей монастыря Нектария и Феофана.
В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.

Метеоры. Варлаам. Обитель Всех Святых (Греция) (ТК Глас).



Метеоры. Обитель Святой Троицы

Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы (греч. Μονή Αγίας Τριάδος), представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней - вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос.
Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год. Также достоверно неизвестно, является ли упоминаемый в монастырских хрониках монах Дометий его основателем.
В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь. При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен и расписан в 1682 году монахом Никодимом, о чём свидетельствует надпись над входом с внутренней стороны здания, прочитанная французским археологом XIX века Л. Хозе. Вероятно до того как были пробиты ступени, здесь было место затворничества какого-то схимника.
В северо-западной части монастыря находится кафоликон, посвящённый Святой Троице. Это маленький собор в византийском стиле, крестообразный, с двумя колоннами, низким куполом, состоит из центральной части, притвора и ризницы. Согласно имеющийся в соборе надписи фрески в нём были выполнены в 1741 году священнослужителем Анатолием и его родным братом Никодимом. Придел перекрыт полусферическим перекрытием, над внутренней частью двери имеется надпись, которая сообщает, что собор построен в 1689 году, а первый раз расписан фресками в 1692 году. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой были расхищены во времена иностранных завоеваний неизвестными варварами вместе с монастырскими колоколами. Удалось сохранить 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь святого Стефана.

Метеоры. Обитель Святой Троицы (Греция) (ТК Глас).


Греция. Святые Метеоры. Православный монастырь Русану.

Метеоры. Обитель святого Стефана

Монастырь Святого Стефана (греч. Αγίου Στεφάνου) - самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров.
На каменной арке над входом в монастырь до 1927 года сохранялась замурованной плита с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана. Основание самого монастыря относится к концу XIV века. Он был построен Анатолием Катакузиносом и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря. В 1545 году константинопольский патриарх Иеремия I провозгласил монастырь ставропигальным и вывел его из-под юрисдикции епархии Стаги.
В 1798 году была сооружена церковь святого Харлампия - кафоликон монастыря. Церковь большей частью не расписана, иконостас выполнен в технике резьбы по дереву и украшен позолоченным крестом.
В конце XIX века монастырь населяли 31 монах, но к 1960 году он почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский, и сегодня процветает.
Монастырская трапезная используется для экспозиции монастырских реликвий, к наиболее ценным из которых относятся: дискос с потиром (1631 год); множество переносных икон XVII-XVIII веков; рукопись Божественной литургии 1404 года, написанная одним из основателей монастыря.
Монастырь ведёт большую просветительскую работу в области возрождения византийской музыки, проводит обучение в области иконографии.

Метеоры. Обитель святого Стефана (Греция) (ТК Глас).



Монастыри Метеоры


Метеоры. Обитель Святого Николая Анапавсаса


Монастырь святого Николая Анапавсаса (греч. του Αγίου Νικολάου Αναπαυσά), называемый также Радостным (греч. Άσμενος). Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой скале в XII-XIII веках. Основание монастыря приписывается монаху Никанору, имевшему фамилию Анапавсас (Αναπαυσάς), которая и вошла в название монастыря. Впрочем, не исключено, что эпитет Αναπαυσάς (успокоитель) связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря.
Небольшая площадь скалы, на которой расположен монастырь, вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление лабиринта.

Монастырь Метеора

На первом уровне расположена маленькая церковь, посвящённая святому Антонию. Её алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить только одного священнослужителя.
На втором уровне расположен собор святого Николая - кафоликон монастыря. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчен низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынуждено обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. Собор святого Николая был построен около 1527 года на средства митрополита города Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чём свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор.
На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.

Метеоры. Обитель святого Николая (Греция) (ТК Глас).




Greece Meteora Megalou Meteorou



http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D1%8B

http://renatar.livejournal.com/70279.html Греция. Монастыри Метеора

http://www.molitva.gr/2011/10/monastyr-velikaya-meteora/ Монастырь Великая Метеора

http://www.agiaellada.ru/kalendar/afanasiy-i-ioasaf-meteorskie.htm

Комментарии (11)

Всего: 11 комментариев
#1 | Анна Гор. »» | 23.04.2012 13:17
  
8
Лидия, спасибо за прекрасные иллюстрации к божественным Метеорам.
Храни Вас Господь.

Greece Meteora

Тихие заводи снятся под утро,
Снится безмолвный покой.
И вдалеке, невесомые будто,
Горы плывут над водой.

В заводях этих купается солнце,
Тихо плывут облака.
Звон колокольный то тише,то звонче,
Слышится издалека........
иеромонах Симон - " Тихие песни уединения."

Есть на земле удивительные места, где небесная благодать непостижимо сочетается с красотой творения, а богатство земных даров с высотой подвижнического духа.
Такова Святая Метеора - горная монашеская страна,второй после Святой Горы Афонской центр православного монашества в Греции.
#2 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 23.04.2012 13:21 | ответ на: #1 ( Анна Гор. ) »»
  
9
Так хочу в Грецию, мечтаю побывать там! Верю что обязательно Господь сподобит посетить божественные места!
Красивый стих! Спаси Бог Анна!
#3 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 12.08.2012 13:36 | ответ на: #1 ( Анна Гор. ) »»
  
9
Монастырь Варлаама. Иконы.

Иисус Христос

.

Матерь Божья Ходотаица

.

В храме.

Монастырь Варлаама

Роспись в храме, Святые Метеоры



В монастыре Варлаама в Метеоре (Греция) такая своебразная фреска расположенная над выходом из храма.


Длинная свирель. Фрески в монастыре Варлаам. Метеоры.



Фреска придела храма монастыря Варлаама. Метеоры. Греция. 1566 г



Фрески из монастыря свт. Николая в Метеорах


Реставрированные фрески из монастыря Святой Троицы, Метеоры.


Фреска Феофана Критского. XVI в. Монастырь в Метеоре, Греция.

Под небом голубым Есть город золотой С прозрачными...

http://renatar.livejournal.com/70279.html
#4 | Анна Гор. »» | 13.08.2012 11:14
  
7
Meteora Greece.Μετέωρα
#5 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 14.01.2013 18:48
  
7

Монастырь Русану, или обитель св. Варвары.

Из обители, благодаря особому расположению, видны другие монастыри.
С ее стен, взору паломника открывается величие неповторимых пейзажей Метеор.
В этом благодатном месте каждый верующий ощущает такой духовный подъем, словно оказался перед Небесными вратами,
открывающими вход в Горний мир.

Монастырь Русану.
Действующий женский монастырь с милым и уютным внутренним двориком, попасть в который можно через новый мост.

Монастырь стоит на относительно невысокой скале и до него легко добраться через мост, построенный из дерева в 1868 году и замененным в 1930 на мост из более прочного материала. Несмотря на это, его расположение довольно впечатляющее, так как со всех сторон его окружают резкие обрывы.

Монастырь покрывает всю поверхность плоскости скалы и состоит из 3х уровней: Церковь и кельи расположены на первом уровне, а два других уровня – это жилые помещения, приемный зал, выставочный зал и дополнительные кельи.

Время создания монастыря Русану и происхождение его названия доподлинно неизвестны.
По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом.
Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира — братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.

Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор).
Сейчас монастырь процветает. В нем живет огромное число монахинь. Трехэтажное строение монастыря, которое в настоящее время в обновленном виде действует как женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары.

Трудно поверить, что в 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников.
С 1950 года в течение 20 лет в полном одиночестве, благочестивая старица Евсевия из соседней деревни Кастраки, в ежедневных молитвах и хлопотах, до самой смерти, поддерживала порядок в старинном здании монастыря.

Кафоликон монастыря - церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии.

Исключительную ценность представляют собой фрески притвора - страдания святых и «Восшествие на престол» - многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада.
Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас. Неумолимое время не сохранило имен талантливых иконописцев, но ему не удалось стереть со стен светлые лики древних святых.

Святые Метеоры



"Meteora Sacra". Песнопения праздника Преображения Господня Спасо-Преображенского монастыря Великой Метеоры.

http://www.mp3poisk.net/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
#6 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 27.05.2013 21:52
  
7
Слава Богу за всё !!!
#7 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 14.06.2013 20:12 | ответ на: #2 ( Лидия Новикова ) »»
  
7
Лидия Новикова ""Так хочу в Грецию, мечтаю побывать там! Верю что обязательно Господь сподобит посетить божественные места!""


Господь сподобил и на 22 мая мая побывала по святыням Греции и Италии а также на праздничной литургии Николая Чудотворца, также были и на Божественных Метеорах -- делюсь своими фотографиями!!! С лава Богу за всё!!!! Мечты сбываются!!!!
#8 | Анна Гор. »» | 18.06.2013 13:43 | ответ на: #7 ( Лидия Новикова ) »»
  
3
Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного промысла Твоего, благодарим Тя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости, поющим: Слава Тебе, Боже, во веки.


Акафист Иисусу Сладчайшему


Хор Троице-Сергиевой лавры
#9 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 20.06.2013 20:45 | ответ на: #8 ( Анна Гор. ) »»
  
6
Слава Богу за всё!!!!
#10 | Ирина »» | 17.02.2015 15:53
  
2
Спасибо огромное, Лидия.Мне как раз было очень важно узнать о соборе СВЯТЫХ МЕТЕОР.То что я смогла увидеть и прочесть - так прекрасно.Словно побывала в Греции
#11 | Ирина »» | 18.03.2015 04:33
  
2
Я побывала в этом неописуемом месте в декабре 2013 году. Забыть увиденное невозможно: сколько буду жить, столько буду помнить! С момента возвращения прошло больше года, но мечта вернуться туда ещё раз не даёт покоя. Господи, помоги мне снова побывать в Греции и поклониться Твоему величию, явленному нам в Метеорах! Ведь невозможно было создать всё, что видишь там, без помощи Божией! Воистину, это наглядное пособие для нас, слабых и маловерных, чтобы понять: С БОГОМ НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО! Дорогие, я всем вам и себе желаю побывать в этом святом месте!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites