«Печальная и даже трагическая реальность нашего времени заключается в том, что многие говорят об обожении человека... не упоминая о пути и методах достижения цели. Это фундаментальная ошибка. Ибо, как и во всех науках, если нет метода, не будет и результатов. Эта истина относится и к православному богословию. Когда богословие не указывает путь и метод, то есть аскетический исихастский метод, оно никогда не сможет привести человека к конечной цели. Такое богословие опасно».
Митрополит Иерофей (Влахос)
Сведения о проекте
Работа над издательским проектом «Путь умного делания» началась в 1997 году. На этот труд автора вдохновил архимандрит Кирилл (Павлов), преподавший свое благословение и молитвенно поддержавший наше начинание. В 1999 и 2000 годах вышли в свет первые издания авторской книжной серии.
Наши публикации и аудиобеседы обращены к людям, ищущим духовного совершенствования, а наша цель – привлечь внимание к святоотеческой традиции, познакомить с основами аскетического учения Православной Церкви, дать представление о принципах и методах исихастской практики.
Исихазм, как наиболее возвышенный вид подвижнической жизни, как самый прямой путь к достижению христианского совершенства, к стяжанию обожения Святым Духом, от начала воцерковления Руси стал стержневым направлением духовного подвига наших предков. И хотя в древней отечественной традиции мы не встречаем термина исихазм, само это понятие неразрывно связано с русской аскезой, только бытовало оно в иных лексических формах: это, прежде всего, подвиг священнобезмолвия, это умное, или внутреннее, делание, это трезвение, или умно-сердечная молитва.
Особо отметим то, что содержание наших книг и бесед имеет разные планы. С одной стороны, они рассчитаны на самый широкий круг христиан, готовят начинающих к овладению навыком словесной молитвы и переходу к молитве умной. С другой – здесь же найдут для себя полезный материал те, кто уже имеет опыт умно-сердечного делания и устремлен к стяжанию начальной исихии, те, кого интересуют особенности подходов к соединению ума с сердцем и использование художественных приемов. Надеюсь, публикуемые нами материалы смогут помочь углубленности в молитвенную жизнь, помогут предупредить угрозу вражеских нападений, подскажут, как уберечься от преткновений на этом пути.
Более подробные сведения о нашем проекте и об изданиях, вошедших в серию «Путь умного делания», можно найти в рецензии «Приближение к таинству», помещенной в данном разделе, а также в материалах «Искусство молитвы» и «Единственный путь» в разделе «Тексты».
От души благодарен Андрей. Особенно хорошо что есть ауди. Пара цитат из искусства молитвы:Молитва словесная безплодна,молитва словесная опасна..... .Воображение есть дверь куда входит диавол,ни какая другая способность не пропускает его в душу,лишь воображение дружит с ним.
Да, воображение есть плод рассудочной деятельности человека. И через него враг поимел власть над ним. Опасное дело жить рассудком без умного созерцания.
А вот. что говорит о рассуждении священное писание
К Римлянам 10
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по [рассуждению]. 3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией.
2-е Петра 1
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели [рассудительность, 6 в рассудительности] воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
1-е Коринфянам 10
15 Я говорю [вам] как [рассудительным; сами рассудите] о том, что говорю.
Еф.5:17 [Итак, не будьте
нерассудительны, но познавайте,
что есть воля Божия].
У созерцающего разсуждение в норме, на своем месте. Если ум зрит и слушает Бога, то разсудок работает на своем месте, анализирует окружающий мир. Когда ум сливается с разсудком, то получается смесь гремучая. Он теряет Божее водительство. У Апостола Павла было в се на своих местах и у тех, кому он говорил, судя по всему тоже. У нас работает биокомпьютер без толку, потому что связь с Богом утеряна. Ум блудит и пресмыкается перед разсудком, обслуживая его своими энергиями.
Андрей, все эти созерцания и делания без реального приложения, путь в ад кромешный. Что значит реальное приложение, это когда от твоего занятия есть реальная, ощутимая польза посторонним людям. Остальное всё суета, вроде молитвы о всём мире. Совершенно безадресная, ни к чему не обязывающая, но очень некоторыми любимая. А вот молиться о конкретном человеке всегда трудно, а порою и опасно. Потому как входит в духовные сферы реального человека, а не отвлечённого понятия, и потому не затрагивающая духовные силы, духовного Мира. А борьба с реальными духами, посредством вмешательства Божьего, чрезвычайно сложное, тяжёлое, и как я сказал, опасное делание. Помнишь как дух восстал на экзорцистов в деяниях, и человек исколошматил пророков?
Абсолютно все люди, за которых я молился, включая и тебя брате, стали моими врагами, вернее стали считать меня своим врагом, ну или как-то изменили своё доброе ко мне отношение. А ведь я не раз предупреждал на форуме. Что прежде чем просить кого-то, помолиться о тебе, нужно быть готовым к тому, что за тебя будут молиться. Ибо плоды молитвы другого человека, это не конфетина с неба, или какая-то разливающаяся по телу благодать, а чаще всего видение своей греховности, и борьба духовного мира против того за кого молятся,, дабы ты человече согрешил, и тем лишил себя, пользы от молитвы за тебя.
Иак.2:18 Но скажет кто-нибудь:
"ты имеешь веру, а я имею дела":
покажи мне веру твою без дел
твоих, а я покажу тебе веру мою из
дел моих.
И ещё один очень важный момент для сползания в грех, это наша учительность.
Иак.3:1 Братия мои! не многие
делайтесь учителями, зная, что мы
подвергнемся большему
осуждению,
И потому, я давно уже не пишу ничего учительного, только по конкретной ситуации в теме, и то немного.
Вопрос спорный и более философский, нежели полезный для ближнего моего. Я в таком случае вспоминаю Марию Египетскую, которая ничего не знала, ни какого богословия, ни канонов, ни правил, ни молитв, ни отцов, ни их советов, не ходила в церковь, но однако же ходила по водам, чего не мог делать патриарх, владевший всем арсеналом знаний, молитвенного опыта и делания.
Значит, дело лежит в другой плоскости, через которую имеем общение с Богом.
Мы много говорим о царстве небесном, но при этом не помним слов Христа об этом царстве:
Лук.17:21 и не скажут: вот, оно
здесь, или: вот, там. Ибо вот,
Царствие Божие внутрь вас есть.
Почему то у всех этот момент ассоциируется с царством посмертным, а ведь Господь сказал совершенно об ином.
Царство Небесное или в переводе - Царство Небес, действующее внутри нас. Означает закон Бога небесного пребывающий в нас, если мы творим волю Его. Когда творим по условию Его, царствующего на небе. Вспомни - Отче наш, да будет воля твоя на земле, как и она уже есть на небе.
То есть, небесные всегда живут по условию жительства небесного и его порядкам, мы же, порядки устанавливаем свои.
Царство небесное внутри нас есть, когда мы живём по заповеди Его, и это никаким боком не касается молитв, канонов, учений, поучений и прочего. Всё это учит нас понять и осознать, жить по заповеди Христа, и более ничего!
Если человек понял, что нужно относиться к людям, как к самому себе, и так поступает, он уже совершает волю Божью, живёт по заповеди, и как совершенный, более ни в чём не нуждается.
Иоан.15:12 Сия есть заповедь
Моя, да любите друг друга, как Я
возлюбил вас.
И заповедь эта не тяжела, как сказал Христос.
Наиболее неблагоприятное место для спасения, это как ни покажется странным, монастыри. Там по сложившимся условиям люди отстранены от многих искушений, и лишены непосредственной борьбы со страстями, препятствующими, жить по заповеди.
Побеждающему дам - говорит Бог, ну а не побеждающему, соответственно и не дастся.
Одних ограничивают по закону, другие ограничивают себя сами. Ограничение в любом заключении, не есть борьба, но освобождение от неё. Потому многие отцы и говорят, что в монастыре легче, но будет ли за это награда.
[12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.]
Если ты спрятался за стенами, какой из тебя образец?