О Таинстве Исповеди и Его отличии от келейного покаяния.

О Таинстве Исповеди и Его отличии от келейного покаяния.
Исповедь – Церковное Таинство покаяния…
Исповедь – суть самое эффективное средство: увеличения как ненависти к исповедуемому главному пороку, так и потребности в противоположной этому пороку добродетели…
Отсюда же становятся понятными и ее аналогичные и цель, и смысл для исповедника...
Отсюда же становится понятным и термин "отпущения (оправдания, разрешения, прощения и пр.) грехов" - это как умаление кающегося в исповедуемом им пороке, так и возрастание его в противоположной этому пороку добродетели...

Ненависть же христианина к доминирующему в нем на данное время пороку и его потребность в противоположной ему добродетели – суть необходимые условия для правильного Причастия человека (вкушения им Тела и Крови Христовых как эффективнейшего Лекарства от этого главного порока)…

Исповедь кардинально отличается от келейного покаяния тем, что во время произношения священником разрешительной молитвы, через батюшку на исповедника нисходит Божественная энергия – благодать, которая как раз и осуществляет те самые таинственные и чудесные изменения в душе исповедника…

Отсюда же становится понятным и то, что не священник сам по себе исцеляет исповедника (он является "только свидетелем", посредником), а Христос благодатью Святого Духа...
Священник во время Таинства Исповеди является всего лишь необходимым инструментом (орудием) Божиим...
Чтобы не превозносились сами священники, и чтобы исповедники не гнушались "плохими" батюшками...
Благодать таинственно и сокровенно, максимально усиливает исповедника в его конкретной ненависти ко злу и в его конкретном добролюбии (при его соответственном покаянии)…

Когда Христос говорил апостолам что все грехи, которые они свяжут на земле, будут связаны на небесах и что все грехи, которые они отпустят, будут разрешены на небесах, он имел ввиду как раз действие Своей благодати, исцеляющей христиан посредством священников в Таинстве Исповеди...
"Связанность" же грехов символизирует либо неискренность покаяния исповедника, либо же его небрежный, формальный подход к Исповеди, усиливающие его либо в равнодушии, либо же и в порочности...

Не приносит пользы Исповедь и человеку, превращающему ее в "душеспасительную", длительную беседу с батюшкой...
Всему свое время и свое место...
Нельзя менять жемчуг на булыжник...
Для бесед надо выделять время вне Исповеди и богослужений...
К сожалению, и многие священники этого не понимают...

При келейном покаянии христианина на него тоже действует благодать Божия...
И она оказывает такое же действие...
Но не по своей силе...
Степень воздействия благодати на христианина при его келейном покаянии намного меньше, чем при его покаянии на Исповеди...
Поэтому и степень благого изменения человека при его келейном покаянии тоже намного меньше, чем при его исповедании...

Здесь у Вас может возникнуть вопрос: "А если священник является реально порочным или несведущим человеком и не хочет "отпускать грехи" реально кающемуся исповеднику, например, по зависти, по неприязни или просто по причине плохого настроения?...
Здесь надо почитать повнимательнее вышенаписанное и поверить, что Господь Сам сделает все и без желания батюшки...
Ни в коем случае нельзя унывать, роптать, осуждать, обижаться на батюшку, а необходимо каяться, смиряться и молиться за того священника...
А уж Господь обязательно все управит...
История церкви знает немало таких примеров...

Кроме таинственного воздействия, Исповедь полезна и по видимым, внешним причинам…
Человек состоит не только из духа и души, но и из тела, которое составляет с душою как бы одно неслитное целое…
Поэтому тело со всеми своими органами чувств сильно влияет на состояние и души, и духа человека (неотделимого от души)…
Одно дело, когда человек кается где-то вне храма (либо среди людей, либо наедине с собою)…
И другое дело, когда человек кается в святом, освященном и Таинствами и молитвами месте (Храме) - рядом алтарь со святым престолом, мощи святых в раках или ковчегах, Голгофа, исповедальный аналой с распятием и Евангелием, иконы, хоругви и др. святыни, сообщество единомысленных людей, соборная молитва, слушающий исповедание свидетель (священник) и пр., и пр. …
Эти, а также и другие внешние предметы и обстоятельства и храма, и Исповеди стимулируют исповедующегося к максимально сконцентрированному вниманию к содержанию слов своего покаяния, к жесткой фиксации их в его сознании…
Вся совокупность этих явных внешних и таинственных скрытых обстоятельств делают Исповедь незаменимым, необходимым и эффективнейшим условием церковной жизни христианина…

Положительное значение Исповеди для православного человека переоценить невозможно…
Исповедывать необходимо самый главный, преобладающий над всеми остальными в данное время - доминирующий порок…
Такой способ Исповеди является единственно правильным, а значит и единственно эффективным...

Определяется главный порок по т. н. "браням" - интенсивным, непрестанным, длительным действиям одних и тех же порочных помыслов (страстей)...
Если христианин затрудняется в определении главного порока среди двух–трех, то допустимо и исповедовать эти два–три порока как главные на данный период его жизни…

Очень важно после того, как христианин исповедовал главный порок и склонился под епитрахиль священника, от всего сердца продолжать просить Христа о даровании ненависти к главному пороку, о получении желания видеть его действия в себе (соответствующие страсти и грехи) и о даровании потребности в противоположной этому пороку добродетели - т. е. молиться о достижении цели Исповеди...
Этот момент Таинства является очень значимым, т. к. как раз в это самое время священник читает разрешительную молитву, и благодать Божия нисходит на исповедника (в количестве, соответствующем степени покаяния исповедника)...
Если исповедник кается только в одном (главном) пороке, то и вся благодать Божия действует только на один этот порок, соответственно же и умаляя его...
Если же исповедник исповедует не один, а несколько пороков - напр., три, то благодать Божия распределяет свое действие на все эти три порока (в три раза меньше на каждый порок по сравнению с исповеданием одного)...
Поэтому и умаление трех исповедуемых пороков происходит в три раза меньше...

Чем большее количество пороков исповедник исповедует на Исповеди, тем меньшее количество благодати Божией достается на умаление каждого их этих исповедуемых пороков...
В каждом человеке имеется огромное количество пороков (как правило, одних и тех же)...
Отличия могут быть только как в их абсолютной, так и в их относительной друг к другу величине...
Пороки всех людей можно сравнить с индивидуальными кучами щебня из камней разных горных пород, с разными размерами, цветом, твердостью и пр. характеристиками (где каждый камень - тот или иной порок того или иного человека)...
В каждой куче есть как самый крупный камень (главный порок), так и более меньшие по размеру, следующие за ним по порядку своей величины...
Именно в этом порядке и следует бороться с главными пороками (обычно их общее количество не превосходит десятка) - исповедуя только их по одному и по очереди на Исповеди по мере их умаления (когда вместо предыдущего главного порока доминанта переходит уже к следующему за ним по величине)...

Концентрацию благодати при правильной Исповеди можно сравнить с ударом трехкилограммовой кувалды по самому крупному камню...
Понятно, что через несколько таких ударов по нему (через несколько правильных Исповедей) - он превратится в песок (утратит свою доминанту в размере - в величине своей силы)...
Исповедание напр., трех пороков подобно ударам однокилограммовых молотков по ним...
Понятно, что потребуется гораздо больше ударов (Исповедей), чтобы разбить их в дребезги...
Исповедание же многих пороков (грехов) подобно щелчкам пальцами по камням...
Понятно, что никакого вреда камням человек щелбанами не принесет - только пальцы расшибет до крови...

Чем продолжительнее Исповедь, чем большее количество пороков (страстей и грехов) исповедует человек, тем меньшее количество благодати Божией приходится на каждый из них - тем бесполезнее (неправильнее) Исповедь...
И наоборот, чем короче Исповедь - чем меньшее количество пороков исповедует исповедник, тем эффективнее (полезнее) Таинство...

Чем больше покаяние исповедника, тем "тяжелее кувалда"...
Тем быстрее и эффективнее раскрошатся "камни" его главных пороков...
И наоборот - чем меньше покаяние исповедника - тем бесполезнее его Исповедь...

Исповедь - суть Таинство покаяния...
Если у исповедника отсутствует покаяние (напр., отсутствие желания видеть свое зло, невидение этого зла в себе - духовная
слепота, бесчувствие ко злу) - то это первое и единственное, в чем ему необходимо исповедываться...
Потому что покаяние - фундамент всех заповедей Христовых...
Покаяние - первая заповедь Иисусова, начинающаяся еще с Ветхого Завета и особо акцентировавшаяся в проповедях Предтечи Господня, Самого Господа и Его учеников в Новом Завете...
Строится ли дом с крыши?...
Дом строится с фундамента...
А построив дом - удаляют ли из-под него фундамент?...
Нет, конечно - ибо дом без фундамента ("на песке") - обязательно развалится...
Покаяние ("фундамент") не только должно предварять воцерковление ("строительство дома") христианина, но и всегда сопутствовать его воцерковлению (ибо это процесс - длиною в жизнь)...

Нельзя путать келейное покаяние (осуществляемое вне Исповеди, во всем и везде) с покаянием на Исповеди (только в главных пороках на новоначальной стадии очищения) с участием священника - "свидетеля" Христова...
Нельзя путать Исповедь и с беседой у психолога или психотерапевта, где человек облегчает душу через откровения своих неврозов и психозов...
Там хоть и нет благодати, но, тем не менее - там это полезно...
Исповедь же - суть Таинство...
Здесь совсем другие законы...
Законы не человечьи...
Законы Божии...
Там действует мастерство доктора (хотя и при помощи Господа)...
Здесь же действует (хотя и через посредника - священника) благодать Божия - т. е. Сам Господь...

Очевидно и то, что поскольку благодать нисходит на исповедника в строгом соответствии со степенью его покаяния, крайне неразумно использовать шпаргалки во время Исповеди, свидетельствующие как об отсутствии покаяния (превращающем Таинство в формальность - фарс), так и культивирующие дальнейшую нераскаянность горе-исповедника...

Возникает закономерный вопрос: "А если отсутствует покаяние, то что - исповедываться нельзя?"...
Ответ простой - такой же, каков и вопрос...
Не только - можно, но и нужно...
Но в этом случае исповедывать необходимо либо только отсутствие покаяния как такового, либо же отсутствие каких либо его компонентов...
Например - нежелание видеть имеющееся в себе зло (самое начало покаяния)...
Ибо обычное дело в наше время, когда человек либо вовсе не замечает свое собственное зло, либо же, видя его, не считает его таковым (ложно почитая его либо нейтральным предметом, либо же и вовсе добрым)...

Ну а теперь можно отметить и внешние аспекты Исповеди...
По церковным канонам в субботние, воскресные, праздничные и полиелейные дни, земные поклоны в храмах не полагаются...
Полезно соблюдать по послушанию эти правила и не вставать на колени во время произношения священником разрешительной молитвы...
Достаточно и поясного поклона, и обычного приклонения головы...
Важна ведь не поза сама по себе, а сокрушение сердечное, которому эта самая поза и помогает быть...
Благоразумно наклонять голову до уровня наперсного (перси - грудь) креста батюшки, тогда ему удобно держать епитрахиль и благословлять исповедника, нанося крестное знамение на его затылок...
Благоразумно не поворачиваться в сторону священника и не наклоняться ниже его пояса, утыкаясь носом ему в пах...
Это выглядит по крайней мере нелепо, вызывает недоумение и насмешки у людей немощных, инославных, атеистов и представителей других религий...
Как сама исповедь, так и склонение исповедника под епитрахиль должны осуществляться лицом, обращенным к исповедальному аналою, который в свою очередь, должен быть обращен к алтарю (на восток)...

Нередко после окончания исповедания возникает неловкая пауза, т. к. священник думает, что исповедь еще не закончена, а исповедник думает, что батюшка хочет что-то сказать ему...
Поэтому после окончания исповедания правильным будет сообщить, что исповедь закончена и назвать свое имя, например: "Неключимый/ая (негодный, неисправный) раб/а Божий/я (имя) исповедь закончил/а"...
И уже после этого (при отсутствии у священника вопросов к исповеднику) тот может склоняться под епитрахиль батюшки...

После же разрешительной молитвы исповедник должен нанести на себя крестное знамение, приложиться к распятию, опять наложить на себя крестное знамение, приложиться к Евангелию, опять нанести на себя крестное знамение, сделать поясной поклон и принять бдагословение священника, обратившись уже к нему лицом...
При этом по-прежнему нельзя забывать о цели и смысле Исповеди...
Поэтому всем этим действиям тоже должна сопутствовать просьба ко Христу о даровании как ненависти к главному пороку, так и потребности в противоположной ему добродетели (в виде соответствующих желаний, или и в словесной форме)...

А что же касается затруднения человека в различении пороков по их относительной друг к другу величине, то причиной этого является его слабая способность внимательно следить за своими помыслами, чувствовать скорбь от них, наблюдать за ними и анализировать их (отсутствие духовной нищеты и плача)…
Иногда же причиной этого затруднения может являться как отсутствие желания видеть в себе зло вообще, так и наличие нежелания видеть в себе зло в принципе (нежелание истинно каяться)...
Если же человек каяться хочет, то чтобы обрести способность наблюдать за собою (не столько за внешними действиями, сколько за внутренними), христианину необходимо каяться в духовной слепоте, в невнимательности к себе, в бесчувствии, просить Христа о подаянии и такого внимания, и соответствующей чувствительности…
А если необходимо, то исповедывать и невнимательность, и духовную слепоту - неспособность как вообще видеть страсти, так и различать пороки и страсти по их и абсолютной, и относительной друг к другу величине…
Хотя "брань" не заметить очень трудно, несмотря на то, что она и невидима...
Ведь главный порок проявляется в очень продолжительных по времени и силе, соответствующих ему порочных помыслах (страстях)...

Одна и та же порочная мысль или чувство могут часами и даже днями непрестанно накатывать на человека, подобно волнам морского прибоя на берег...
Или подобно шеренгам наступающих солдат вражеской армии во время их атаки...
Не случайно св. отцы называли действия главных страстей невидимой бранью...
Невнимательность человека связана с нечувствительностью его души к страстям...
Страсти должны вызывать в человеке скорбь, а не удовольствие, боль, а не радость, горечь, а не сладость...
Тогда они и чувствуются (видятся) человеком хорошо...
При развитых же злолюбии, сластолюбии, своеволии и гордости человека, он и не чувствует, и не замечает страсти либо вовсе, либо же с большим опозданием...

Неправильно и неэффективно каяться на Исповеди в грехах, т. к. у них есть причина – пороки…
Не устранив причину, никогда не избавишься и от следствия…
Поэтому неправильно и неэффективно исповедывать и второстепенные, меньшие, не главные пороки, т. к. и у них есть причина – доминирующий порок…
Только исповедуя причину всего зла в человеке – его главный порок, можно избавиться и от него самого до минимума, и от его следствий (и бранных страстей, и пороков второстепенных, и грехов)…
Исповедующий грехи, страсти и неглавные пороки, подобен человеку, который бъет кувалдой по огромной куче щебня в попытке измельчить его в пыль...
Понятно, что у него ничего не получится...
Рассудительный же человек станет не торопясь, без суеты, хоть и медленно, но верно, брать из кучи по одному камешку (начиная с самого крупного), класть по очереди их на ровную, твердую поверхность и точными, сильными ударами кувалды действительно превращать их в пыль...
Куча щебня будет непрерывно и неотвратимо уменьшаться...
Уменьшаться постепенно - от одного самого крупного камешка к другому самому большому, от него к следующему по величине т. д., пока огромная куча щебня не превратится в горсть песка...

Это и есть образ правильной Исповеди, где куча разнокалиберного щебня - суть совокупность всех "разнокалиберных" пороков человека, а удар кувалды - суть сама Исповедь христианина...
Оставшиеся же песчинки - это совокупность всех оставшихся в христианине умаленных пороков по окончании его этапа очищения...
Вместо же горы крупного щебня в христианине вырастет соответствующая по величине гора крупных жемчужин - противоположных порокам добродетелей (до воцерковления человека бывшая горсткой жемчужной пыли)...

Помните притчу Христа о "горе", по приказу верующего, ввергающего ее в море?
"Гора" - образ зла (пороков) в человеке до его оглашения, обращения, покаяния, и правильной Исповеди в том числе...
"Море" - покаяние христианина вообще, и его правильная Исповедь, в частности...
По мере же избавления от главенства того или иного порока, христианину необходимо исповедовать следующий за ним по величине доминирующий порок…
И так, по очереди умалять их, пока ни один из них не будет превосходить других по своей относительной величине…
Это - суть образ правильной Исповеди новоначального христианина, проходящего стадию очищения от главных своих пороков…
При благоприятных обстоятельствах и усердии христианина этот этап проходится им за 2 – 3 года…
Опыт и нашего времени это подтверждает...
Здесь мы даем скидку на немощность современных людей...
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин писал, что в его времена для очищения христианину достаточно было и полугода...
Когда же все пороки становятся равномалыми по своей величине, христианин переходит на стадию освящения…
А здесь уже другой порядок Исповеди…
Но сейчас об этом - не время…

Каяться надо во всем и всегда...
А исповедовать нужно (на новоначальном этапе) не грехи, не страсти и даже не пороки вообще как таковые, а только главный (доминирующий над всеми остальными) в данное время порок...

Все святые отцы единодушны во мнении, что евангельские больные телесными болезнями, обращающиеся ко Христу за исцелениями – суть образы людей, исповедающих свои болезни духовные (пороки)…
Например, человек, просящий прозрения, может быть образом человека, исповедающего свою слепоту духовную, свою неспособность видеть в себе зло; глухой - образ не слышащего голоса собственной совести; расслабленный - образ ленивого и нерешительного, и т. п. …
Каждая телесная болезнь в Евангелии – суть образ той или иной болезни духовной…
А больные в Евангелии – это и мы, современные, православные христиане…

Чаще всего люди в Евангелии ко Христу обращаются за исцелением от какой–то одной болезни…
Это могли быть: и слепота, и глухота, и немота, и расслабление, и проказа, и пр. …
Все эти телесные болезни - суть образы главных человеческих пороков…
Реже евангельские больные обращаются ко Христу с просьбой об исцелении сразу от двух болезней, например, от немоты и глухоты…
И совсем редко – от трех: например, и от немоты, и от глухоты, и от слепоты сразу…

В Евангелии есть история о кровоточивой женщине, которая двенадцать лет страдала кровотечением…
Она обращалась ко многим врачам, но, издержав все свое имение, только усугубила свою болезнь…
Имение женщины – суть ее жизнь, ее время и ее силы…
Кровь - суть образ всего совокупного зла в человеке...
Внутренний источник крови - суть ее главный порок...
Кровь внутри - суть пороки и страсти...
Кровь снаружи - суть грехи...
Непрестанность кровоточивости женщины - образ безрассудности неправильно исповедающегося христианина (например, исповедающего грехи), вовсе не уменьшающий его в исповедуемом им зле...
Двенадцать - символ полноты в Св. Писании...
Двенадцать лет бесполезного лечения женщины - суть вся бесполезная жизнь безрассудного христианина, исповедующего грехи, страсти и второстепенные пороки...
Даже если он тратит все свои силы и время...
Бесполезно...
А может быть даже и вредно...
Болезнь кровоточивой ведь усугубилась, как усиливается и любая человеческая болезнь, если ее не лечить, или лечить неправильно...

Человек, безрассудно исповедающийся, может полностью утратить свою способность со временем обрести и веру, и надежду, и любовь ко Христу, он может реально превратиться в сугубо формального христианина, подобного евангельским фарисеям...
Ведь и он так же как и кровоточивая женщина не видит положительных результатов в своей церковной жизни...
В лучшем случае такой человек становится просто равнодушным к жизни по заповедям Христовым и к своему дальнейшему воцерковлению...
А в худшем случае он может стать и хулителем Христовым, хулителем веры православной, уподобившись тем самым иудеям, распявшим Господа Иисуса...
Христианин не имеет права тратить свою жизнь впустую, напрасно…
Жизнь человека - суть талант Христов, его нельзя "закапывать в землю"...
Христианин должен пускать его в "оборот", тщательно живя как по всем Христовым заповедям вообще, так и правильно исповедуясь, в частности...

"7Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
(Матфей 3:7-10)"

Христианин должен приносить Христу плоды этой своей жизни…
Христианин обязан умаляться в своих пороках (во зле), а в добродетелях (в добре) возрастать…
А не то с ним будет как с той самой засохшей смоковницей, которую проклял Христос, не найдя на ней плода…
Евангельская смоковница - образ и нерадивого, безрассудного христианина в частности, а не только человека порочного вообще...
Иисус ее проклял несмотря на то, что тогда еще не наступило время для сбора плодов (была весна)…
А что бы с нею было, если бы была пора сбора урожая - осенью?...
А наше время - это ведь время сбора урожая:
Нет гонений на Церковь…
Везде восстанавливаются храмы, монастыри…
Повсюду продаются книги св. отцов, православные видео– и аудионосители…
В интернете полно православных сайтов…
И пр., и пр. …
Ну и где у нас, у современных православных христиан плоды духовной жизни?...
Есть ли кто-нибудь среди нас, кто имеет хотя бы сколь-нибудь достаточное покаяние?...
Мы уж не говорим о стяжании умной или сердечной молитвы, хотя иметь их обязаны все христиане (потому что только они и есть истинная молитва)…
Так что же это мы за христиане такие, если не можем обратить ко Христу хотя бы мысль?...
А ведь обязаны устремлять все свое сердце…
Зато порассуждать мы любим… Это - соответствует св. отцам, это – не соответствует…
И сидим, сложив ручки и ножки…
А жизнь проходит, не за горою тот самый "одиннадцатый час"…
Может быть, пора нам уже и за ум браться?...
Ведь скоро уже "двенадцать" лет как мы все страдаем и страдаем "кровотечением"…

"Многие врачи" кровоточивой – суть грехи, страсти и второстепенные пороки человека…
Обращение ко "многим" врачам кровоточивой – образ исповедания безрассудным христианином этих многих своих пороков, страстей и грехов…
И немудрено, что болезнь ее только усугубилась, т. к. невозможно, борясь с симптомами, вылечить болезнь, нельзя, уничтожая следствия, победить причину…
Да и снаружи-то у кровоточивой женщины была непрестанная, всегдашняя грязь (грехи)...
"Источник крови" кровоточивой женщины – суть образ главного порока…
Внутриутробная ее кровь - суть образ второстепенных пороков и страстей...
Внешняя ее кровь - суть образ телесных порочных поступков (грехов)...
Источник крови в ней - причина течения крови как внутри ее тела, так и снаружи...

Подобно этому и главный порок в человеке является причиною всех остальных его пороков, страстей и грехов...
Как и многие другие евангельские больные, женщина исцелилась от одной этой своей болезни, лишь только с надеждою и верою один раз прикоснулась всего лишь к краю одежды Христа…
В Евангелии сказано, что у нее тотчас иссяк источник крови...
Единое обращение кровоточивой женщины ко Христу (Единому Врачу) - суть образ исповедания христианином единого же, главного своего порока...
Иссушение источника крови - суть образ умаления, исцеления главного человеческого порока (главной духовной болезни) после его исповедания...

Исповедь…
Таинство…
Попробуем…
Ничего ведь не потеряем - и так бесплодны…
Ведь и так нам нечего терять кроме своих пороков…
Ведь каждая наша Исповедь как точная копия предыдущей…
Хоть размножай на ксероксе и отправляй батюшке по факсу…
Или в электронном виде по интернету…
Нам думается, что это время не за горами, если все и дальше так же пойдет…
А может быть, мы хотим и Царство Небесное с вечным блаженством по факсу получить?...
Когда помрем?...
Ой, доиграемся…
Пишем длинные отчеты о проделанных грехах…
Фарс…
Превращаем Таинство Покаяния в профанацию…

Нам даже лень самим прочитать свое собственное сочинение на заданную тему…
Мы с лживым смирением подаем наш огрызок покаяния батюшке…
И он, с трудом разбирая, читает (зачастую в полутемноте) за нас каракули нашего эпоса, отрыжку нашего литературного шедевра под названием покаяние…
Раз батюшка за нас и кается, и исповедается, то, может быть, он и в рай пойдет тоже за нас?...
Полная профанация Таинства…
Исповедающий грех по бумажке подобен человеку, который пришел к стоматологу, достал шпаргалку и читая ее, говорит врачу, что у него острая(!) зубная боль...
Исповедающий множество грехов по бумажке, подобен человеку со множеством бумажек, который ходит в поликлинике по всем(!) врачам, всякий раз достает очередную шпаргалку и по ней сообщает, что у него очень(!) болят и сердце, и печень, и желудок, и голова, и пр., и пр. ...
Знает ли текст человек, который читает по бумажке?...
Даже и ежику понятно, что не знает...
Может ли человек каяться в том, чего не знает?...
Даже и ежу понятно, что не может...
А ведь Исповедь является Таинством покаяния, а не чтения...
Полная профанация Таинства...
Какие-то механика, автоматика, ритуал, обряд, проявление церковного формализма, обмирщения и фарисейства...

Тот же, который даже и сам-то не читает, но отдает бумажку батюшке, вообще подобен слепому, который, придя к глазному врачу, и недоуменно пожимая плечами на его вопрос о причине визита, подает врачу шпаргалку, в которой написано о слепоте...
Фарс и безрассудство...

А еще все неправильно исповедающиеся подобны больным, которые, издалека приехав в больницу, зашли в ее фойе и, целый день походив около раздевалки, так и уехали ни с чем домой (что называется, "не солоно хлебавши")...

Посмотрим же на себя, пока мы еще на пути…
Годы ведь прошли…
А воз и ныне там…
Древо познается по плодам…
Раз нет плодов, значит, что-то не в порядке с деревом…
А мы виним жизнь…
Виним обстоятельства…
Переводим стрелки…
Адам – на Еву…
Ева - на змея…
А все вместе – на Христа, Который есть Податель всех обстоятельств…
Как бы нам не стать тем самым рабом лукавым и злым, закопавшим свой талант…

Все обстоятельства нашей жизни без исключения – суть талант Христов…
Не обстоятельства нам мешают, а наше лицемерие, безрассудство и лень…
Мы сами мешаем себе…
Как бы нам через ропотливость не стать лицемерными хулителями Христовыми…

В четвертом-пятом веках жили два монаха – два друга…
После окончания своего земного пути Святая Церковь их канонизировала, как прп. Иоанна Кассиана Римлянина (360 г. - 433 г.) и прп. Германа…
Так вот, когда они были молодыми и в телесной силе, они посетили почти все лучшие монастыри Палестины и Египта…
Пятый век по Рождеству Христову являлся расцветом египетского и палестинского монашества…
Некоторые монастыри достигали численности в десять тысяч монахов и более…
Монастыри изобиловали великими аскетами, духоносными отцами…
Прп. Иоанн и прп. Герман как пчелы, перелетающие с цветка на цветок, переходили из монастыря в монастырь, от одного великого аскета к другому…
Они записывали все свои беседы с отцами, а после многих лет своих путешествий написали книгу этих собеседований, автором которой и признается прп. Иоанн Кассиан Римлянин…
В этой книге черным по белому написано о том, что все силы христианина, все его внимание должны быть прежде всего направлены на борьбу с самым главным своим пороком, как с причиною всех остальных…
Еще раз хотим отметить, что это является единодушным мнением всех великих монахов четвертого века Египта и Палестины, с которыми беседовали прп. Иоанн и прп. Герман…
Мы обратились за подтверждением к прп. Иоанну не потому, что оно является единственным, а потому, что с нашей точки зрения, его книга является среди всех аскетических, авторских, святоотеческих произведений самой авторитетной…
И мы не встречали никогда, ни одного мнения, ни одного св. отца, противоречащего мнениям, изложенным в книге этих собеседований прп. Иоанна…
Мнения всех св. отцов, которых мы читали, согласны с ними…
Можно еще добавить, что прп. Иоанн в своей книге особо выделяет восемь главных человеческих пороков как наиболее часто встречающиеся причины всех остальных...
К ним он отнес: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость...

Если же обратиться к писаниям св. отцов, живших относительно недавно, то можно привести в пример книгу свт. Феофана Затворника "Страсти и борьба с ними"…
В этой книге свт. Феофан даже рисует страсти человека (по терминологии сайта – пороки) в виде дерева...
Общий смысл рисунка (в контексте нашего сайта) можно передать следующим образом: ствол дерева – главный порок; ветви же, которые из него растут – пороки меньшие; ветки, растущие из ветвей – меньшие меньших пороки; тонкие веточки – страсти, листья – грехи…

А теперь представьте себе хилого лесоруба, который раз в месяц, или раз в полгода, или раз в год (да хоть и каждый день) приходит в лес (в храм), подходит к огромному дубу (главный порок) и, рубя (исповедь) тупым, ржавым топором (безрассудство) по его бесчисленным листьям (грехи) и веточкам (страсти), пытается свалить его…
Ежики, которые в это время сидят под соседней елкой и наблюдают за лесорубом, помирают со смеху…
Потому что от такой процедуры слабые и больные веточки и листья отваливаются, дерево очищается и растет еще лучше…
Лесоруб этот – образ исповедающего свои грехи, страсти и второстепенные пороки…
Ежики – образы бесов безрассудства…
А теперь представьте себе другого - могучего лесоруба, который не менее одного раза в неделю приходит в лес и рубит острейшим, огромным топором дерево под корень…
Ежикам уже совсем не до смеха… Потому что даже и они понимают, что скоро дуб рухнет и они останутся без желудей…
Такой лесоруб – образ внимательного, чуткого ко злу христианина, исповедающего свой главный порок…

Не будем же и мы дурнее ежиков…
Когда христианин исповедает не только один главный порок, а и еще один-два, то ему понадобится больше времени и сил, чем лесорубу, более внимательному и чувствительному к своим страстям…
Такой человек подобен лесорубу, который не только ствол дерева рубит под корень, но одновременно тюкает и еще по одной–двум ветвям…
Вред он, конечно, дереву приносит…
Хотя это и не очень эффективно…
Ветви почти сразу восстанавливаются…
Ствол–то ведь еще функционирует…
Но все же и такой лесоруб со временем завалит этот дуб…

Иногда же на деревьях из–за плохой экологии или в результате каких-нибудь генетических мутаций образуются какие–то уродливые новообразования…
Вы, наверное, их наблюдали хотя бы иногда…
Так и в жизни православных бывает…
Из-за гордости их...
Или для примера окружающим…
Или по причине особого промысла Божия…
Даже и св. отцы иногда падали…
Вспомните Давида – богоотца…
Соломона – его сына…
Да и в христианские времена это бывало нередко и с опытными аскетами…
Ибо немощен человек…
Смертные грехи: блуд, убийство, прочее…
Безусловно, такие грехи христианину необходимо незамедлительно исповедовать…
И чем скорее, тем лучше…

Есть и еще одно исключение из правил...
Это когда человек уже в сознательном, взрослом возрасте пришел к познанию истины, искренне покаялся и от всего своего сердца, отныне решил начать усердно жить по всем заповедям Христовым (т. е. воцерковляться)...
В этом случае ему необходимо на своей первой Исповеди каяться во всех своих грехах за всю свою предыдущую, нецерковную, сознательную жизнь, хоть сколько нибудь отягощающих его совесть (которые он помнит)...
Такой новообращенный в православие человек, вспоминая всю свою прошедшую во зле (по заповедям человеческим) жизнь, как бы отсекает ее от себя, расстается с нею раз и навсегда, устремляясь отныне в жизнь новую, стремящуюся только к добру, в жизнь по заповедям Христовым...
Новообращенному человеку полезно воспользоваться, например, книжкой архимандрита Иоанна (Крестьянкина), в которой он предлагает свой замечательнейший опыт построения исповеди...
В ней предлагается покаяние по ветхозаветным и новозаветным заповедям Божиим...
Полезно вооружиться ручкой, бумагой, несколькочасовым временем и не торопясь, наедине и в спокойной обстановке, обстоятельно написать свое максимально подробное (насколько только это возможно), искреннее покаяние во всей своей предыдущей, доцерковной жизни...
Поэтому рассудительность, рассудительность, и еще раз рассудительность…
Свт. Феофан категорически рекомендует не бороться с грехами и меньшими пороками, а призывает в первую очередь бороться с причиной всего человеческого зла – его главным пороком (главной страстью по терминологии свт. Феофана)…

Согласны были с вышеизложенным и Оптинские старцы во главе с прп. Амвросием...
Здесь же мы предлагаем Вам лишь небольшую выдержку из письма прп. Варсонофия Оптинского одному из своих духовных чад...

Вооружиться сначала против своей главной страсти

Преподобный Варсонофий учил, что враг обычно особенно напирает на какую-то одну страсть:
«Враг всегда особенно нападает с одной стороны, напирая на какую-либо одну страсть. Например, завлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребролюбием, ибо он этим может разрушить свою работу: пожалуй, станет человек скупиться и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет ещё напирать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу».
Старец объяснял, что лучше всего начинать борьбу, вооружившись вначале против своей главной страсти:
«Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой и т.д.»
По совету старца, чтобы найти свою главную страсть, надо молиться:
«Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, – сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться».

Замечательными по контексту являются и соответствующие записи из дневника св. прав. Иоанна Кронштадтского, которые мы приводим в ссылке ниже:
http://www.foma.ru/article/index.php?news=4686

В Св. Писании отсутствует термин "страсть" (страстность)...
Там обычно (особенно часто в Псалтири) применяется термин "порок" (порочность)...
"Страсть" же - термин святоотеческий, аскетический, введенный монахами для удобства ведения духовной жизни, содержавший также в себе и наше понятие порока...
Тем более, что термин неукоризненной страстности применяется и в понимании первородного греха по отношению к человеческому телу, как к зависимости его от пищи, питья, дыхания, труда (усталости), температуры, и пр., и пр. ...
Термин страсть имеет также смысл и как просто страдания человеческие...
Но некоторые св. отцы определяли страсти практически так же, как и мы на нашем сайте (прп. Исаак Сирин, например, писал, что страсти рождаются из человеческого ума)...

На нашем сайте мы приняли решение как можно точнее следовать терминологии Св. Писания, не забывая и о святоотеческой терминологии...
Мы решили конкретизировать понятия и страстности, и порочности, и страсти, и порока, чтобы избежать двойственности и даже множественности в их понимании...
Тем более, что пороки неотделимы от страстей как их причина...
Там, где возникает страсть, там же обязательно присутствует и ее причина - порок (ведь любая страсть является внутренним проявлением того или иного порока)...
А борясь со страстями, человек одновременно борется и с соответствующими им пороками...
Так что мы сумели избежать противоречия святоотеческой терминологии, лишь немного уточнив, дополнив и конкретизировав ее...

В Евангелии есть еще одна замечательная история о бесноватом Гадаринском…
Этот бесноватый тоже является образом каждого человека после грехопадения его прародителей…
Каждый человек и страстен, и тленен, и смертен…
Это истина Церкви…
Все люди имеют все пороки в той или иной степени…
В том бесноватом был "легион" бесов, которые вышли из него и вошли в две тысячи пасущихся рядом свиней… Пороков, страстей и грехов в человеке – "легион"… Несчетное число…
Попробуйте-ка их все исповедовать...
Сколько в мире существует предметов, столько же существует и "родов" удовольствия, которые получает человек, употребляя их...
Сколько существует родов удовольствия, столько же существует и пороков, т. к. порок - это и есть любовь человека (потребность, стремление) к тому или иному виду (роду) удовольствия...
Количество же предметов, приносящих человеку удовольствие, непрестанно растет в геометрической прогрессии, в связи с научно-техническим прогрессом...
Пропорционально им растет и порочность человека...
"Последние времена"...

Прп. Макарий Великий в своей молитовке говорит, что грешен всеми своими и словами, и делами, и помышлениями, и всеми своими чувствами…
Он вопиял, что "...николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою..."...
Он, в отличие от нас, не сочинял свое покаяние, т. к эта молитва является плачем его сердца…
И это – Великий Макарий, духоносный человек, стяжавший дар самодвижной, непрестанной молитвы, которого современники называли "земным богом"…
Перечисляет ли он свои бесчисленные грехи подробно?...
Конечно, нет, т. к. это, во-первых, вредно, а во-вторых, невозможно по причине их бесчисленного множества...

Все св. отцы единодушно утверждали, что человек в результате грехопадения прародителей непрестанно согрешает (напр., прп. Петр Дамаскин)...
Он очень образно и ярко писал, что первым(!) признаком начавшегося(!) выздоровления души воцерковляющегося христианина является видение им грехов своих - бесчисленных как песок морской(!)...
И св. отцы писали об этом не из теории, а из собственного опыта...
И если начинающий воцерковляться человек (т. е. не обладающий еще ясными духовными зрением и чувствительностью - смиренномудрием) видит в себе неисчислимое зло, то святые люди видели в себе все виды зла непрестанно...
И это - святые...
А уж мы-то и тем более всегда грешим стопроцентно, когда, забывая о Христе, все свое внимание обращаем к предметам своей любви, тем самым все более культивируя свою порочность…
А если мы и помним о Христе, то все равно грешим, т. к. какая-то часть нашего внимания всегда и обязательно отвлекается к каким-нибудь внешним или внутренним предметам ради удовольствия от них…
Даже во время молитвенного правила рассеянностью своего внимания мы свидетельствуем о своей любви не ко Христу, а к удовольствию от той или иной твари, т. е. совершаем внутренний грех…

Мы непрестанно грешим в той или иной степени…
Если уж и Вел. Макарий "...николиже...", то уж что говорить про всех нас с Вами?...
Поэтому, если подробно исповедовать все наши и грехи, и пороки, и страсти, то надо будет на Исповеди каяться в течении недели или нескольких недель (необходимо будет вспомнить все свои слова, дела, помышления и все чувства, совершенные нами за все время, прошедшее с нашей последней Исповеди)…
Даже и идиот, наверное, скажет, что это - полное безумие…
А если не ВСЕ исповедовать, то какую часть?...
5%?..., 10%?..., 20%?...
А почему не другое количество?…
Идиотская ловушка безрассудства, в которую неизбежно попадает всякий, кто борется со следствиями, а не с причинами…
Слепые всегда и обязательно "падают в яму"…
Особенно если их ведут другие слепые, которые говорят, что они видят…
И все упадут в "яму"…
Постараемся же открыть глаза...
Постараемся смотреть внимательно...
Постараемся не упасть в яму...

Человек непрестанно дышит...
Каждый день он принимает пищу, питье, а если болен, то и регулярно, по рецепту, выписанному врачом, употребляет всевозможные лекарства...
Человек умывается, занимается физкультурой и пр…

Исповедь для души неизмеримо важнее, чем все вышеперечисленные предметы для тела…
Чем чаще христианин исповедается, тем лучше…
Больно видеть, когда люди, пришедшие в храм не подходят на Исповедь...
Они не просто "закапывают талант" (только сохраняя его), но они его выбрасывают...
А ведь и сохранивший его, но не пустивший в "оборот", в Евангелии был отправлен в геенну...

Равнодушие, небрежность или и презрение к Таинству свидетельствуют о соответствующем отношении и к Подателю Таинства...
Ведь Таинство подается бесплатно, надо только подойти к Нему...
Мало того, что Таинство бесплатно, но и наоборот, через него подается животворящая благодать Божия, значимость и важность которой для спасения человека невозможно переоценить...
Как можно ударить кувалдой по камешку, раскрошив его в пыль, так же можно ударить и Исповедью по главному пороку, доведя его до минимума…

Надо стараться исповедоваться хотя бы раз в неделю…
Это тот самый случай, когда можно применить и народную мудрость: кашу маслом не испортишь…

Самое правильное время для Исповеди – перед Божественной Литургией, когда христианин вкушает Тело и Кровь Христовы, как Лекарство от главного порока…

Чем меньше времени проходит между Исповедью и Причастием, тем с большим смирением подходит христианин к Чаше, находясь еще и под таинственным воздействием исповедальной благодати, и под впечатлением от внешних факторов Исповеди...

Если же это невозможно, то тогда самое правильное время - после вечерней службы, предваряющей Литургию…
Если это тоже невозможно, то и во время вечернего Богослужения…
Если и это невозможно, то уж и во время Литургии…

Христианин должен стараться разделять время для Богослужения и Исповеди, если существует такая возможность…
Богослужение особо, Исповедь особо…

И Богослужение, и Исповедь являются драгоценными талантами Божиими, поэтому христианину их надо вкушать особо, не смешивая, иначе он утрачивает возможность полноценного и всецелого получения и усвоения Их животворящей благодати…

К сожалению, в наши "последние" времена богослужения редко отделяются от Исповеди и по объективным, и, увы, по субъективным причинам…


"…один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
...и, призвав его, сказал ему: "что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять". Тогда управитель сказал сам в себе: "что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом".
И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: "сколько ты должен господину моему?" Он сказал: "сто мер масла". И сказал ему: "возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят". Потом другому сказал: "а ты сколько должен?" Он отвечал: "сто мер пшеницы". И сказал ему: "возьми твою расписку и напиши: восемьдесят".
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители."…

"Богатый человек" (господин) – Господь Иисус Христос…
"Управитель" – каждый человек…
Любому человеку, появившемуся из небытия в эту земную жизнь, Господь дает в управление "дом" (его человеческое естество) - и временное смертное тело, и бессмертные его душу и дух…
"Имение" – суть добро, которое присутствует в той или иной степени в каждом человеке с самого его рождения…
Потенциал же добра, приобретаемый человеком во время его Святого Крещения просто колоссален…
"Расточать" – вести порочную жизнь, уменьшаясь в добре и возрастая во зле…
"Призывание управителя" – действие благодати Божией на человека, отвращающее его от жизни злой и обращающее его к жизни доброй, по заповедям Христовым (покаяние, оглашение)…

"что это я слышу о тебе?" - сожаление оглашаемого человека о своей злой, доцерковной жизни…
"дай отчет в управлении твоем" - покаяние оглашаемого человека в своей нечестивой жизни (в пороках, страстях, грехах и пр. зле)…
"ибо ты не можешь более управлять" - решимость оглашенного человека оставить порочную жизнь в прошлом и больше никогда к ней не возвращаться…
"что мне делать?" - обращение к так необходимым при исполнении заповедей Христовых ведению и благоразумию (рассудительности) - способность человека всегда осознанно совершать правильные поступки, ясно понимая, что надо делать, с какой целью, как, где, когда и в какой мере…
"господин мой отнимает у меня управление домом" - заповеди Христовы категорически запрещают человеку вести порочную жизнь…
"копать не могу" - осознание кающимся человеком своей духовной нищеты, немощности и неисправности, отсутствия добра в себе, видение своей полной неспособности жить по заповедям Христовым без помощи Иисусовой…

"просить стыжусь"…
Нередко мы видим т. н. "нищих" на улице, явно способных прокормить себя самостоятельно: иждивенцев и лентяев, которые рассказывают всем мимо проходящим о своих реально вымышленных "уважительных" причинах, не позволяющих, якобы, им получить кусок хлеба каким–то другим способом, кроме как милостыней – "просить"…
Нередко так бывает и с нами в нашей духовной жизни – мы "не стыдимся просить" (прикрываем свое нерадение якобы неблагоприятными обстоятельствами, придумываем для себя и других людей причины, по которым мы якобы не можем исполнить ту или иную заповедь Христову)…
"Косим", что называется, под ревностных христиан, являясь на самом деле теми самыми, уличными симулянтами (лженищими), "переводя стрелки" на внешние и внутренние обстоятельства, снимая с себя всякую ответственность за свою бездеятельность и собственную лень…
"просить стыжусь" - означает "симулировать духовную немощь стыжусь", т. е. решение оглашенного не имитировать покаяние и духовную нищету, не играть в христианскую жизнь, а вести деятельную, ревностную, тщательную, усердную, насколько действительно позволяют ему обстоятельства, православную жизнь, жизнь по всем Христовым заповедям (прежде всего каяться)…

"знаю, что сделать" - рассудительность, необходимая при жизни по заповедям Иисусовым, т. е. совокупность ведения и благоразумия (усвоенные христианином абсолютные и относительные истины) и способность правильно пользоваться ими…
"чтобы приняли меня в домы свои"...
"домы" - Церковь воинствующая, земная…
"принятие" в Церковь – воцерковление оглашенного человека, вхождение его в состав Церковного организма через предваряющие покаяние и решимость усердно жить по заповедям Христовым…
"домы" - это еще и Церковь торжествующая, т. н. "небесные обители"…
"принятие" в Церковь торжествующую – это и вхождение человека в ее состав после исхода его души из тела (спасение)…

"когда отставлен буду от управления домом" - это и отвращение человека от своей порочной жизни перед воцерковлением, и его телесная смерть во время исхода души христианина из своего тела…
"должники господина" - все совокупное зло (человеческие неправда, мораль, нравственность, пороки, страсти, грехи)...
"призвав" - выявление и определение всего зла христианина через его наблюдение за собою, при исполнении им заповедей Христовых, через внимание к страстям (порочным помыслам) и грехам (порочным телесным действиям)…
"каждого порознь" - духовное зрение, способность христианина различать все свои пороки по отдельности, в соответствии с их их конкретными проявлениями (страстями и грехами)…

"сказал первому: "сколько ты должен господину моему?"…
"первый" - главный (доминирующий) порок…
"сказал" - способность христианина выявлять как свои пороки вообще, так и главный свой порок, в частности…
"сколько ты должен господину моему?" - способность адекватно оценивать как относительную величину каждого порока друг по отношению к другу, так и их условную, абсолютную, индивидуальную величину…
Прп. Никодим Святогорец в своей книге "Невидимая брань" дает одноименное название и проявлениям главных пороков...
Он называет бранью действие в человеке страстей главного порока...
Помыслы доминирующего порока подобны морскому прибою, они как волны на берег непрестанно и методично накатывают на человека...
Например, чувство обиды может возникать в человеке в течение нескольких часов и даже нескольких дней подряд непрерывно, с интервалом в несколько секунд или в несколько десятков секунд...
Вот уж, действительно, брань...

"Он сказал: "сто мер масла"" - плод духовного зрения христианина: определение им условной абсолютной величины его главного порока…
"И сказал ему: "возьми твою расписку"" - покаяние христианина на Исповеди в главном пороке…
"и садись скорее, напиши пятьдесят" - уменьшение величины главного порока в христианине после его покаяния на Исповеди, условно вполовину…

"Потом другому сказал"…
"Потом" - после искреннего, сердечного покаяния христианина на Исповеди, главный порок в нем теряет уже свою преобладающую над другими пороками величину...
Главный порок после всецелого покаяния христианина в нем на Исповеди, уже теряет свой былой статус доминирующего, уменьшившись до величины, соответствующей степени раскаяния в нем (и в соответствии с замыслом Божиим О нем) и уже не требует дальнейшего исповедания, а только келейного покаяния…
"другой" - следующий по степени своей величины за предыдущим, ставший уже теперь главным, другой порок…
"сказал" - внимание к новому, главному пороку, наблюдение за ним, его анализ…
"а ты сколько должен?" - та же способность определять относительную и абсолютную величину любого порока вообще и нового, главного порока, в частности…

"Он отвечал: "сто мер пшеницы"" - результат того же внимания христианина, определение абсолютной величины следующего "по росту" его главного порока…
"И сказал ему: "возьми твою расписку" - покаяние христианина на следующей Исповеди в его следующем главном пороке…
"и напиши: восемьдесят" - уменьшение абсолютной величины второго, главного порока христианина за одну Исповедь условно на 20%...

"Должники" - это и все окружающие христиан ("управителей") люди, т. е. все те "ближние", среди которых они живут...
Это и люди, с которыми христианин ежедневно сталкивается по жизни (на улице, в транспорте, на работе и т. д.)...
Это и люди, которых христианин видит по телевизору, о которых он слышит по радио, о которых он слышит от других людей...
Это и те люди, о которых христианин вспоминает…
Ибо все люди без исключения, в той или иной мере являются грешниками, именно теми самыми "должниками" Божиими…
Наипаче же "должники" - это те, встречающиеся христианину люди, которые совершают явные для него порочные действия, явные свободные и сознательные грешники ("неверные")…
"Дом господина" - это и наше человеческое общество, членами которого мы все являемся…
"Дом господина" - это и Церковь земная, воинствующая...
"Дом господина" - это и семья каждого христианина, т. н. малая Церковь...
"Управление домом" - это и посильное участие христианина в спасении своих "должников" (в первую очередь членов его семьи, членов его церковной храмовой общины и единоверцев)…
А посильно и рассудительно помогая спасаться ближним, христианин тем самым спасает и самого себя ("приобретает себе друзей, принимается ими в вечные обители")…
Христианин, сея любовь (спасение), любовь же (спасение) и пожинает, т. е. во зле ("богатстве неправедном") умаляется, а в добре ("друзьях") возрастает…

Общение "управителя" с "должниками" - это и рассудительное отношение христианина к "должникам" как к его собственным духовным зеркалам (показывающим ему его собственные, аналогичные пороки, которых он либо не замечает по невнимательности или бесчувственности, либо же в которых он не хочет каяться)…
Это и его собственное покаяние, и его покаяние за "должников", как за себя самого…
Это и его скорбь от видения зла, которое он наблюдает и в "должниках", и в себе…
Это и безропотное терпение христианином этой скорби (кротость)…
Это и молитва христианина и за себя, и за его зеркала (за "должников")…
Это и желание вечного блаженства "должникам", устремленное христианином ко Христу…
Это и чувство благодарности христианина к своим "должникам" за то, что они помогают ему исполнять такое большое количество заповедей Христовых, казалось бы, на пустом месте…
Это и чувство благодарности христианина ко Христу, так премудро все устрояющему…
Это и одно уже хотя бы то, что христианин не поддается на внешние соблазны, не соглашается с порочной жизнью, которая ему повсюду навязывается (одно уже хотя бы это позволяет ему "пускать в оборот" окружающее его зло и испытывать чувство искренней благодарности к его носителям - своим "должникам")…
Внешнее зло существует в этом мире прежде всего для того, чтобы напоминать о присутствии его в самом христианине, чтобы христианин уклонялся от него, боролся с ним, умалялся в нем (т. е. каялся в нем и смирялся)…
А уклоняясь от зла и устремляясь к добру (каясь), человек возрастает в той самой "силе" своей воли, которою только и "берется Царство Божие"…
Зло является всегда присутствующим, промыслительным элементом при исполнении христианином любой Христовой заповеди (то самое "богатство неправедное")…

"И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил"…
"похвала господина" - радость Христова о спасении христианина…
"управитель неверный" - порочный человек до своих обращения и воцерковления…
"догадливо" - рассудительно…
"поступил" - покаялся, обратился: отрекся от жизни по заповедям человеческим и обратился к жизни по заповедям Христовым (премудрость)…

"ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде"…
"сыны века сего" - кающиеся грешники (образ евангельского "мытаря", Лк.18)…
"догадливость" - рассудительность, приобретаемая грешниками через покаяние и усердную жизнь по всем остальным Христовым заповедям…
"сыны света в своем роде" - грустная ирония Христа о людях, которые мнят себя праведниками (образ евангельского "фарисея", Лк.18) и поэтому отвергающих и покаяние, и Христа, и собственное свое спасение…
Ибо люди, отвергающие покаяние, по определению (ибо покаяние является первой заповедью) не могут исполнить ни одной другой заповеди Христовой, и поэтому остаются в безумии, закономерный итог которого – вечное их мучение в геенне…

"И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители"…
"богатство неправедное" - зло внутри христианина (в "управителях") и в окружающих его людях (в "должниках")…
"друзья" - добро внутри христианина и в окружающих его людях…
"приобретение" - жизнь христианина по заповедям Христовым с использованием зла и добра в виде средств для исполнения этих заповедей (стяжание добра и утрата зла)…
Как использовать зло, мы уже писали выше…
Ну а использовать добро христианину надо с точностью до наоборот…
Добро существует на белом свете, чтобы к нему стремиться, чтобы возрастать в нем ("приобретать друзей"), чтобы с его помощью приближаться и соединяться с его Источником - Христом…
Христианин должен не только каяться во зле, которое он видит в ближних, но и высматривать (подобно Антонию Великому) в каждом человеке добродетели, чтобы брать их в пример себе...
Это очень полезно и для профилактики осуждения и тщеславия...
"обнищание" - умаление православного человека во зле через его жизнь по Христовым заповедям…
"принятие" - вхождение христианина в Церковный организм не только еще в этой его, земной скоротечной жизни, но и вхождение его в Церковь торжествующую после исхода его души из тела (вхождение "в обители" бесконечных его блаженства и обожения)…
Постараемся же и мы по мере наших силушек быть "управителями догадливыми"...
Чтобы и нас Христос "похвалил"…
Чтобы Иисус радовался...

Скопировано с сайта:
http://dyatel.3dn.ru/publ/2-1-0-19
http://dyatel.3dn.ru/publ/2-1-0-20
http://dyatel.3dn.ru/publ/2-1-0-28
http://dyatel.3dn.ru/publ/2-1-0-21
http://dyatel.3dn.ru/publ/2-1-0-22
http://dyatel.3dn.ru/publ/21_odin_chelovek_byl_bogat_i_imel_upravitelja_na_kotorogo_doneseno_bylo_emu_chto_rastochaet_imenie_ego/1-1-0-105

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
     
1
святые многословием не грешат...
#2 | Александр »» | 13.01.2015 21:12
  
0
Антоний Сурожский говорил что Церковнослужители всех времен будут судимы Господом только за то,что возвеличивали Бога за счет умаления человека.Господь и так велик и бесконечен -так что не обязательно валяться в пыли,стеная о своих "грехах".К тому подмечено что попы обвиняют
мирян в тех пороках,которыми сами и больны.Сами по своим грехам неспособные внимать Богу и святым его -отказывают в этом праве и остальным.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites