Пост и воздержание - о различиях и общем между ними.

Пост и воздержание - о различиях и общем.
"5 Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица - чернее тьмы.
(3 Ездры 7:55)"

И пост, и воздержание (говение), и благоговение - почти синонимы, т. е. слова, имеющие почти один и тот же смысл...
Но в церковной жизни повелось еще от Ветхого Завета, что пост чаще всего относят только к воздержанию от пищи и питья (от предметов внешних)...
В Священном Писании под постом подразумевается полное воздержание от употребления любой пищи и любого питья (примером тому являются и Моисей с сорокадневным постом на Синае, и др. пророки, и Сам Господь Иисус Христос после Своего Крещения в Иордане)...
В последствии же, в связи с немощностью человечества, Церковь постановила дифференцированный подход к пощению разных по своим духовной и телесной силам людей...
Характерным примером церковной снисходительности является т. н. заговение, предусматривающее непосредственно перед тем или иным постом мягкое воздержание христиан от тех или иных продуктов питания...
Заговение позволяет чревоугодной немощности людей легче (мягче) перейти из этапа возможного объядения к периоду лишения себя той или иной любимой еды...

Современный пост предусматривает для христиан возможность их избирательного воздержания: от мяса, от животных продуктов, от рыбы, от растительного масла (елея), от вина, от горячей растительной пищи (сухоядение), от сырой (холодной) растительной пищи, от воды (полное воздержание от пищи и питья)...
Пост как общепринятый в наше время термин является частным случаем воздержания внешнего - от наружных предметов (не только от пищи и питья, но и от телевизора, компьютера, празднословия, развлечений, от всего того, с чем человек может соединяться посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и пр.)...

Благоговение же (благое, доброе воздержание) относят обычно к посту внутреннему - к воздержанию от страстей (от стужевания) и стремлению к благостям (трезвению)...
Понятие воздержания относят обычно ко всем видам христианского поста, т. к. под ним подразумевается частичное или полное ограничение в употреблении тех или иных духовных или материальных предметов...
Воздержание - суть самоограничение христианина в употреблении им того или иного творения Божия или творения человеческого (например, страстей и др. зла) которые он использует обычно с целью получения того или иного рода удовольствия...
Воздержание - суть общий случай случаев частных (поста и благоговения)...
Поэтому когда применяется термин воздержание, то могут подразумеваться и пост, и благоговение...
Разница же между постом и благоговением состоит в том, что христианский пост без благоговения быть не может, а благоговение без поста быть может (у христиан, прошедших этап очищения от главных пороков)...

Цель воздержания (так же как и цель исполнения христианином любой другой заповеди Христовой) - радость Господа Иисуса...
Смысл поста (так же как и смысл любой другой заповеди Христовой) для христианина заключается в том, чтобы разлюбить и зло, и творения Божии как источники удовольствия...
Смысл поста (так же как и смысл любой другой заповеди Христовой) для христианина состоит и в том, чтобы удовольствие разлюбить, а Господа Иисуса Христа полюбить...
А полюбив Христа - соединиться с Ним...
А соединившись с Иисусом - спастись...
И спастись не только еще здесь - в земной мимолетной жизни (в церкви), но и в жизни бесконечной (в Царстве Божием - в Церкви)...

Через воздержание (как и через исполнение всех др. заповедей Иисусовых), христианин радует Господа своим спасением (своими бесконечными обожением и блаженством)...
Воздерживаясь от употребления той или иной твари или от того или иного рода зла, христианин, соответственно, воздерживается и от того или иного рода удовольствия, получаемого от них...
Воздерживаясь же от того или иного рода удовольствия, христианин соответственно уменьшает и свою зависимость от него - он умаляется в своей любви к нему (в своей потребности в нем)...
Уменьшаясь же в своей любви к удовольствию вообще (к любой твари и к любому роду зла), христианин приобретает главную свою способность - возрастать в любви к Господу Иисусу Христу...
Уменьшаясь же в своей потребности к удовольствию (а также к твари и ко злу, приносящим его), христианин возрастает тем самым в главной своей потребности ("алчбе и жажде") как в добре, так и в его Источнике - Господе Иисусе Христе...

Через благоразумное воздержание христианин приобретает и возможность, и способность любить Христа всем своим существом (благоговеть)...
Христос становится для постящегося христианина самым главным Предметом в его жизни ("Сокровищем")...
После окончания земной телесной жизни, душа такого христианина отходит к Предмету своей любви, к своему "Сокровищу" - Христу...
Такой человек исполняет замысел (волю) Христа о себе - он достигает состояния своих бесконечных блаженства и обоживания...
Поэтому Христос и радуется...
Поэтому Христос и радуется, когда христиане постятся или исполняют другие Его заповеди...
Потому что через жизнь по заповедям Христовым (в том числе и через воздержание) христиане спасаются - они достигают своего бесконечного блаженства во Христе, соединяясь в Нем со Святою Троицей и сами реально становясь богами...

В заключение напомним Вам о необходимости благоразумия при любом роде воздержания (особенно от пищи и супружеской близости)...
Очень важно придерживаться и умеренности, и своевременности...
Нельзя новоначальным христианам, каковыми мы все являемся, превышать меру, которая неизбежно приводит к сильной скорби, которая в свою очередь приводит к печали и унынию (которые отвлекают внимание христианина от Христа к себе самим)...
Превышение меры при посте пищевом приводит и к телесной слабости человека, и к его неспособности выполнять свои общественные (например, семейные) и производственные обязанности...
Одинаково важны как постепенность, так и неуклонность поста...
Торопливость же и нетерпение - от безрассудства и гордости...
Нельзя торопиться, а не то будет вред, а не польза...
Всему свое время, своя мера и свое место...
Важность благоразумия при любом роде воздержания невозможно переоценить...

Только своевременное, уместное и умеренное воздержание (от любого предмета, независимо от его природы) может быть правильным (полезным) для христианина...
Неблагоразумное же (от гордости, невежества, заблуждения и пр.) воздержание может быть не просто бесполезным, но и крайне вредным для безрассудного "подвижника"...
Кроме того, существует и нечестиво-бесчинный тип безумного воздержания, неотделимый от стужевания (культивирования страстей)...

Понятию благоговения, таким образом, противостоит термин злоговения...
Злоговение является свободным и осознанным воздержанием безумных людей (бесов) не только от истины и добра вообще (напр., от заповедей Господних), но и от Самого Источника добра - от Господа Иисуса Христа...
Безумное воздержание человека от добрых предметов может привести его в состояние полного неприятия им ни Самого Бога, ни Его благодати - в состояние его полной неспособности соединяться с Христом...
Именно злое воздержание не позволяет усопшему человеку войти в Царство Небесное - соединиться с Церковью во Христе (с Ее неизреченным бесконечным блаженством)...
Именно безумное воздержание принуждает умершего телом человека выбрать для своего вечного пребывания геенну с ее неизреченными страданиями...
Привыкший ко злу и отвыкший от добра (особенно от благодати Божией) безумный человек испытывает от добра (особенно от благодати Божией) несказанные муки...
Привыкший к воздержанию от благодати Божией нечестивый человек в Царстве Небесном испытывает несказанно большие муки, чем в геенне...
Благодать Божия жжет бесчинного человека подобно огню...
Геенна - суть способ (место) существования привыкшего к отсутствию благодати безблагодатного (привыкшего ко злу) человека...

В Ветхом Завете есть замечательная иллюстрация на данную тему...
Когда евреи были пленены халдеями и угнаны в изгнание в Вавилонское рабство, то три добролюбивых отрока радостно пребывали внутри огненной печи, жар от которой был настолько силен, что попалил насмерть множество стоящих окрест нее халдейских язычников...
Один и тот же печной огонь (внутри печи!) орошал благочестивых отроков прохладною росою, и тот же самый огонь (снаружи!) не только не позволял халдеям приблизиться к печи, но и даже пожег их на расстоянии!...
Даже и волосы на головах святых отроков не были опалены - расхаживая внутри печи, они радостно распевали благодарственные и хвалебные песни Богу...
Печь здесь - образ Царства Небесного, Церкви, Христа...
Огонь печи - образ благодати Божией...
Отроки - образ усопших праведников, посвятивших свою земную жизнь исполнению заповедей Христовых, важнейшая из которых - правильное воздержание...
Радость отроков - образ бесконечного и неизреченного блаженства праведников в Царстве Небесном...
Неповрежденность отроков - свидетельство их духовного родства, их подобия и Христу, и Его благодати...
Попаление язычников печным жаром - образ мучительного и смертельно опасного воздействия Благодати Христовой на нечестивых людей не только и не столько еще в их земной жизни, сколько в загробном мире...
Стояние же халдеев поодаль от печи - образ отдаления от Царства Небесного (от благодати Христовой) нечестивых во аде, образ пребывания в геенне безумных людей, зло воздерживавшихся в земной жизни...
Непривычный к добру человек в геенне испытывает муки от отсутствия привычных на земле удовольствий...
Но несравненно более тяжкие страдания он испытал бы в Царстве Небесном от благодати Христовой...

Геенна и Царство Небесное - два единственно возможных способа (места) существования для усопших человеческих душ...
Геенна - проявление любви Божией по отношению к усопшим людям, не терпящим добра, это милость Христова по отношению к ним...
Жар, который ощущали халдейские язычники, стоящие поодаль от печи, хоть и обжигал их, но все-таки был терпим для них и был несравним по своему воздействию с теми летальными последствиями, которые ожидали бы их, попади они вовнутрь полыхающей огнем печи...
И хоть души людей в геенне и испытывают сильнейшие муки, все же они являются значительно меньшими по сравнению с теми страданиями, которые они ощущали бы, пребывая в Царстве Небесном...


Скопировано с сайта:
http://dyatel.3dn.ru/publ/60_vopros_quot_chto_takoe_vozderzhanie_i_post_i_v_chem_mezhdu_nimi_raznica_quot/2-1-0-194

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Елена »» | 15.07.2015 14:26
  
0
Здравствуйте.
Хороший отзыв о книге по теме воздержания.
http://otzovik.com/review_2200291.html
Спаси Бог.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites