Что такое Символ веры


Для христиан знание и понимание Символа веры необходимо. Без этого невозможно быть сознательным и ответственным членом церкви.

Лет 15 назад в воскресной школе Данилова монастыря, где я тогда работал и учил мальчишек и их родителей, мама одного из воспитанников рассказывала нам случай. На улице кто-то из бездомных и нищих попросил у неё денег, мотивируя это тем, что он верующий и православный. И она, как человек образованный в церковных вопросах, решила испытать его: «Символ веры-то хоть расскажи!» Ответ попрошайки нельзя передать без жестикуляции. Он, разводя руками над головой, сказал: «Э... Мать, чтоб Символ веры знать, надо во-о-от такую голову иметь!» Мы, конечно, тогда все смеялись. Однако по сути, хоть и не понимая этого, бездомный был прав. Символ веры — очень непростая тема.

По мере сил в этой и следующих заметках постараюсь не только поделиться моим пониманием, что такое Символ веры и зачем он нужен, но и предложить комментарии и пояснения к тексту.

О вере

Чтобы не повторяться, напомню, что как-то о вере в Бога я уже писал. Здесь мне важно акцентировать внимание на том, что вера — это нечто из области личных отношений. Даже в простых разговорах мы часто произносим: «Я тебе верю», «я доверяю», «я верен тебе», «я уверен». Для меня вера — это некое выражение внутреннего отношения личной отдачи и своего личного посвящения. То же, что и в любви.

Сказать кому-то «я знаю, что ты...» — это значит сказать отстранённо, констатировать факт. Что, кстати, тоже важно. Но сказать «я верю» — значит показать включённость, единство и некие живые отношения. Я думаю, что вера — это во многом знание о себе. Это свидетельство о понимании себя и своей решимости, и включённости, и своего принятия Кого-то, и готовности к встрече с Кем-то. Вера, в конечном счёте, — это и своего рода видение, и знание, и ощущение, и опыт, и личные отношения.

У верующего, как и у любящего, нет внешних подпорок. Заученные слова, прочитанные книги, знания о чём-то, какие-то действия — всё это вторично по отношению к тем самым личным отношениям. Христианин как бы висит над небытием один на один с Богом, и связывать их может только личная и живая вера. У каждого свой «разговор», свой «договор», свои «счёты» с Христом, и, по большому счёту, никто не может вторгаться в эти отношения. Зачем же нужна формализация?

Как ни парадоксально, но вера требует формализации. И для этого, я думаю, есть несколько причин.

Первая — это осмысление и фиксация своего опыта, ради самоидентификации. Любой человек или любая группа нуждаются в ответе на вопросы: «Кто я?», «Кто мы?». И для ответа важна не только работа мысли, но и унификация понятий. Исходной точкой для христианского осмысления веры является Священное Писание — Библия. Если я христианин, то моя вера должна быть созвучна Библии.

Вторая причина — передача веры своим детям, или, более широко, последующим поколениям. Формализация веры и рождённые ей тексты — это своего рода учебные пособия в педагогике веры. Понятно, что педагогика шире и больше учебников или формул, а воспитание не сводится к передаче знаний, оно, скорее, передача жизненного опыта. Но и без знаний тут не обойтись. В кого и как мы верим? Кто наш Бог? Что Бог ждёт от людей? Что значат его заповеди? Эти вопросы не могут иметь разные ответы из поколения в поколение на протяжении истории. Необходимо единство, преемственность и соотнесённость с Евангелием, а значит — удобная для хранения и передачи форма ответов.

Правда, тут требуется одна оговорка. Христианам важно знать историю, но жить настоящим. Им важно понимать, чему тот или иной вероучительный текст учит их (лично каждого) сегодня, а не учил когда-то и кого-то.

Третья причина формализации веры — это позиционирование по отношению к иным и, если нужно, защита от противников и врагов веры. Позиционирование говорит, что веры бывают разные, и требует признания этого факта. Защита веры (апологетика) предлагает не только объяснить и сравнивать, но и противопоставлять и отделять. Для каждого верующего важны не только личные ощущения и переживания, но и ясные ответы на вопросы. Чем моя вера отличается от других? Как я могу ответить на разного рода вопросы и обвинения? Получается, что верующим людям необходимо умение выражать свою веру на общепринятом языке.

Зачем нужен Символ веры?

Не только христиане и не только верующие стремятся к единству. Любое сообщество, даже вечеринка, имеет границы, а значит, имеет и критерии принадлежности и условия пребывания внутри сообщества: во-первых, по цели и смыслу, во-вторых, по дисциплине. В идеале критерии и условия должны быть краткими и понятными. Для христиан, для Православной церкви такими критериями по цели и смыслу издревле были Символы веры — краткие и точно сформулированные самые важные истины. Символы веры выражают то, без чего вера неполна, или рассыпается, или становится чужой.

Символ веры, вернее, готовность его принять как краткое и общее выражение личной веры, и является одним из условий единства, то есть пребывания в христианской общине, в церкви. Наверное, можно сказать, что Символ веры — это те границы и очертания, в которых каждый христианин видит отражение своего опыта жизни с Богом. Символ веры выражает то главное, в чём каждый член христианской общины и Православной церкви солидарен с иными членами. Для христиан знание и понимание Символа веры необходимо. Без этого невозможно быть сознательным и ответственным членом церкви.

Как появился известный Символ веры?

Христианские общины древних церквей имели свои в чём-то различные символы веры. Так или иначе, различаясь, все они отвечали указанной выше цели. Прежде всего, символы веры изучались и впоследствии торжественно произносились новообращенными христианами перед крещением. Это было свидетельство о личной вере и о том, что подготовка пройдена. С глубокой древности христиане пели (и поют доныне) символы веры вместе перед Причащением Тела и Крови Хростовых в знак живого свидетельства не только о единстве, но и о том, что они именно христиане — ученики Христа.

Символ веры также традиционно произносили (и произносят) будущие священники и епископы перед рукоположением.

С началом имперского периода в жизни христианства (после 313 года) пришла и пора формулировки и унификации вероучения. Известный нам всем Символ веры появился во второй половине IV века, вероятно, в Иерусалимской Церкви. В основе своей он отражает истины веры, сформулированные на соборе христианских епископов в г. Никее в 325 году (I вселенский собор). Есть мнение, что Символ был доработан участниками Константинопольского собора (II Вселенского) в 381 году. В итоговой версии Символ веры оказался настолько удачным, что уже к середине V века вытеснил собой традиционные для той или иной местности символы, что и было закреплено официально на Соборе в г. Халкидоне (IV Вселенский) в 451 году. С тех пор и поныне подавляющее большинство христиан исповедуют свою веру словами Символа веры, именуемого Никео-Цареградским (Никео-Константинопольским).

Из выпуска от 13-05-2014 рассылки «Аргументы и Факты - статьи и комментарии»
Аргументы и Факты - статьи и комментарии

http://digest.subscribe.ru/style/religion/n1538712762.html

Комментарии (9)

Всего: 9 комментариев
  
#1 | Фокин Сергей »» | 16.05.2014 09:36
  
0
"Исторически сложилось, в христианстве существует два Символа Веры; - Никейский Символ и Никеа-Константинопольский, или проще назовём Цареградский.

Никейский Символ принят на Первом Вселенском Соборе в Никее 318 святыми отцами 325 году и подтверждён Константинопольским Собором 381года, III Вселенским Собором в Ефесе (431 г), Халкидонским Собором(451год), Тру́лльским Пято-шестым Собором (691 — 692г.). На Руси первые христианские поместные Соборы так же утверждали веру правила Никейского Символа.

Текст Никейского Символа:
«Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого;
- и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца (из сущности Отца), Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого (Сына) все произошло как на небе, так и на земле; - ради нас человеков и ради нашего спасения снисшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых;
- и в Духа Святого;
- говорящих же, что было (время), когда не было (Сына), что Он не существовал до рождения и произошел из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа или сущности, или что Он создан, или преложим, или изменяем, предает анафеме Кафолическая Церковь».
(цит. по Елизавета Волчегорская. СИМВОЛ ВЕРЫ: I-ый Вселенский Собор http://www.golos-sov..._id=1&gzt_id=18 )


История Цареградского Символа противоречива и загадочна. Православные историки сходятся в одном, что Символ не принимался на Константинопольском Соборе 381 года, от которого имеет своё название.

«Замечательно, – пишет историк Церкви А. П. Лебедев, – что собор Константинопольский 382 г. в своем послании к церкви Римской, разъясняя многие стороны догматической деятельности II Вселенского собора, не приводит и не упоминает Символа»…«Также нужно учесть и то, что на соборе не было делегации Римской Церкви (отсюда и письмо), и делегатов вдвое меньше, чем на Первом».
(«Вселенские Соборы IV и V века», А. П. Лебедев. Сергиев Посад, 1896 г., стр. 139).

Такого же мнения историк А.В. Карташев:
«Символ этот довольно рано (VI в.) приобрел на практике, без всякой формальной санкции, название Никео-Цареградского. Таким названием внушалась мысль, будто он издан II Вселенским собором, на что собор этот не был уполномочен. Ни самим собором (381 г.) и никем из его участников и современников этот символ веры II собору не приписывался. B специальной литературе эта отрицательная сторона выяснена неопровержимо». (Вселенские соборы. А.В. Карташев http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/...kie_sobory.htm ).

Третий Вселенский Собор 431 г. в Ефессе имеет в виду Символ Никейский. «На первом же своём заседании Собор зачитал текст Никейского Символа и поместил его в свои акты, беря его исходной точкой своих решений. …..Символ Константинопольский не был читан на Соборе…… Неверно,.., что в правиле 7-ом III Вселенского Собора разумеется Символ Никео-Цареградский» («Вселенские Соборы IV и V века», А. П. Лебедев. Сергиев Посад, 1896 г стр. 168, 176, а также стр. 285, 322).

Вселенский Халкидонский Собор 451 г. не отменял Никейского Символа, а утвердил в силу решения Константинопольского Собора: «Сохраняя порядок и все постановления о вере бывшего прежде в Эфесе святого собора… определяем, чтобы блистало преимущественно изложение правой и непорочной веры 318-ти святых и блаженных отцов, собиравшихся в Никее при благочестивой памяти Константине, бывшем императоре, но чтобы имело силу и то, что определено 150-ю святыми отцами в Константинополе для уничтожения возникших тогда ересей».

Как мы уже знаем, Константинопольский Собор не утверждал Символ Веры и его решения могли касаться только разъяснений о исхождении Святого Духа из сущности Отца, в вере и смысле Никейского Символа. И верно, если Сын предвечно рождается из сущности Отца, то и святой Дух непременно исходит сущности Отца, так как сущность Святой Троицы одна. Отцу единосущны Сын и Святой Дух. Это логическое заключение следует из Никейского Символа.

Но вопрос не в том или ином утверждения, а в Символе Веры, ибо истинных утверждений может быть весьма много, как всё Евангелие и учения святых православия, да Символ один. На то он и Символ, что бы быть принят Соборно в Духе Истины и быть флагманом всего догматического богословия.

Пято-шестой Вселенский Собор не внёс ничего нового и, по сути, повторил решение Халкидонского Собора. На первых поместных Соборах утверждается Никейский Символ Веры вплоть до реформы патриарха Никона.

Текст из Кормчей патриарха Иосифа 1650 года:

"Веруем во Единаго Бога Отца Вседержителя, видимым же и не видимым Творца.
И во Единаго Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, рождена от Отца единочадна, сеже есть от существа Отча: Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и яже на земли, нас ради человек, и за наше спасение сошедша и воплощшася и вочеловечьшася, и страдавша, и в третий день воскресша, и восшедша на небеса и паки грядуща судити живым и мертвым.
И в Духа Святаго.
Глаголющия же, бе время егда не бысть, и яко от несущих бысть, или от иного состава, или существа, или преложна, или пременна Сына Божия, таковыя проклинает Соборная и Апостольская Церковь. Аминь".


Со времен раскола и трагедии христианской веры на Руси, следует искать начало официального использования Цареградского Символа в современной редакции. Надобно признать, изменение Символа Веры, главная причина раскола христианства на Руси.

Никее-Царьградский Символ –

"1.Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2.И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, через Которого всё сотворено;
3.для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
4.распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
5.воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
6.восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
7.и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца.
8.И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
9.И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
10.Исповедую единое крещение во оставление грехов.
11.Ожидаю воскресения мёртвых
12.и жизни будущего века. Аминь".
"
#2 | Виктор Дворников »» | 16.05.2014 10:57 | ответ на: #1 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Сергей, большое спасибо за уточнение и дополнение.
#3 | Георгий Петров »» | 16.05.2014 16:06
  
0
Христианин верит в Истину - Бог есть Любовь и воплощающего Её в ЖИЗНЬ Бога - Христа Иисуса.
В символы и идолов верят язычники.
  
#4 | Троицкий Рувим »» | 16.05.2014 18:00 | ответ на: #3 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Символ Веры нелепо сравнивать с идолами язычников, ибо это Спасительный Иммунитет выработанный Святой Божией Церковью в ответ на возникновение в мире многообразной погибельной еретической лжи.
В первые века Христианства, среди гонений, был в употреблении более краткий, но Спасительный Символ Веры: ΙΧΘΥΣ "Ίησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ" - в переводе с греческого: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Ибо даже Вы, Георгий, приводите свои умозрительные уравнения, которые суть ни что иное, как Ваш личный Символ Веры. Только вот, совершенно напрасно Вы отделяете себя от Спасительного Церковного Единства. Ибо войти в Блаженную Вечность никак не возможно минуя Дверь Святой Церкви, котрую врата адовы не одолеют во веки. Прелазяй же инуде - вор есть и разбойник...
Воцарился Христос!!!
Аминь!
#5 | Виктор Бужинский »» | 08.03.2015 21:39
  
1
Предлагаю ознакомиться со статьей: http://cpyb.ucoz.com/publ/simvol_very_tretjego_rima/1-1-0-27. В ней высказывается мысль о том, что православным Символом веры является дораскольный, т.е. тот, который сейчас читают старообрядцы. Исключение прилагательного "истиннаго" как характеристики Бога Святаго Духа привело к тому, что из Символа веры была исключена Троица, т.е. Бог. Именно русский вариант Символа веры и является догматически завершенным Никейским Символом веры, т.е. наш русский Символ веры является оригиналом, а не переводом.
  
#6 | Aлeкcaндp С.У. »» | 08.03.2015 23:30
  
0
Τὸ Σύμβολον τῆς Πίστεως
Πιστεύω εἰς ἕνα Θεόν, Πατέρα, Παντοκράτορα, ποιητὴν οὐρανοῦ καὶ γῆς, ὁρατῶν τε πάντων καὶ ἀοράτων. Καὶ εἰς ἕνα Κύριον Ἰησοῦν Χριστόν, τὸν Υἱὸν τοῦ Θεοῦ τὸν μονογενῆ, τὸν ἐκ τοῦ Πατρὸς γεννηθέντα πρὸ πάντων τῶν αἰώνων· φῶς ἐκ φωτός, Θεὸν ἀληθινὸν ἐκ Θεοῦ ἀληθινοῦ, γεννηθέντα οὐ ποιηθέντα, ὁμοούσιον τῷ Πατρί, δι' οὗ τὰ πάντα ἐγένετο. Τὸν δι' ἡμᾶς τοὺς ἀνθρώπους καὶ διὰ τὴν ἡμετέραν σωτηρίαν κατελθόντα ἐκ τῶν οὐρανῶν καὶ σαρκωθέντα ἐκ Πνεύματος Ἁγίου καὶ Μαρίας τῆς Παρθένου καὶ ἐνανθρωπήσαντα. Σταυρωθέντα τε ὑπὲρ ἡμῶν ἐπὶ Ποντίου Πιλάτου, καὶ παθόντα καὶ ταφέντα. Καὶ ἀναστάντα τῇ τρίτῃ ἡμέρα κατὰ τὰς Γραφάς. Καὶ ἀνελθόντα εἰς τοὺς οὐρανοὺς καὶ καθεζόμενον ἐκ δεξιῶν τοῦ Πατρός. Καὶ πάλιν ἐρχόμενον μετὰ δόξης κρῖναι ζῶντας καὶ νεκρούς, οὗ τῆς βασιλείας οὐκ ἔσται τέλος. Καὶ εἰς τὸ Πνεῦμα τὸ Ἅγιον, τὸ κύριον, τὸ ζωοποιόν, τὸ ἐκ τοῦ Πατρὸς ἐκπορευόμενον, τὸ σὺν Πατρὶ καὶ Υἱῷ συμπροσκυνούμενον καὶ συνδοξαζόμενον, τὸ λαλῆσαν διὰ τῶν προφητῶν. Εἰς μίαν, Ἁγίαν, Καθολικὴν καὶ Ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν. Ὁμολογῶ ἓν βάπτισμα εἰς ἄφεσιν ἁμαρτιῶν. Προσδοκῶ ἀνάστασιν νεκρῶν. Καὶ ζωὴν τοῦ μέλλοντος αἰῶνος. Ἀμήν.

Symbol of Faith in Greek - Το Σύμβολον της Πίστεως

Символ Веры истинный
#7 | Виктор Бужинский »» | 09.03.2015 10:36
  
0
Так и я о том же
  
#8 | Aлeкcaндp С.У. »» | 11.03.2015 09:29
  
0
Во истинной Вере, Царствии Господнем, молитвах и Святой Руси (к единству во спасение)
#9 | Трошин К »» | 22.12.2015 13:00
  
0
Как дополнение к статье:
В Никео-Константинопольского Символе по отношению к Никейскому было сделано 10 добавлений, 4 изъятия и 5 изменений. Всего из 178 слов этого Символа только 33 заимствованы непосредственно из Символа Никейского, всё же остальное было внесено в качестве дополнения. Это даже не редактирование, а существенная переделка. Так, например, в нем (в Никео-Цареградском- Константинопольском Символе) опущено анафематствование и расширена третья часть, в которой провозглашается божественность Духа Святого и его равенство Отцу и Сыну. И в главном теряется смысл взаимоотношений Святой Троицы. Сын уже не из Сущности Отца, а единосущного Отцу. Такая трактовка не чёткая и позволяет сущность(природу Бога) считать обезличенной или частной, а то и вовсе отделять из ипостаси.

Правила Третьего Вселенского Собора 431 г. в г. Эфессе
Правило 7.
По прочтении сего, святой Собор определил: да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагати иную веру, кроме определенной от Святых отцов, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, или представляти, или предлагати хотящим обратитися к познанию истины, или от язычества, или от Иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, аще суть Епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, Епископы епископства, и клирики клира: аще же миряне, да будут преданы анафеме.


Правило 1 - Шестого Вселенскаго Собора

"Апостольская вера не преложна, и яже в Никеи Святых Отец, цела да пребывает, иже Ариево веление низвергоша, степени вводящее Божеству, единосущия ради."

Текст второй редакции Никейского Символа Веры принятый на Соборе во Владимире в 1227 году
Веруем во Единаго Бога Отца Вседержителя, видимым же и не видимым Творца.
И во Единаго Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, рождена от Отца единочадна, сеже есть от существа Отча: Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и яже на земли, нас ради человек, и за наше спасение сошедша и воплощшася и вочеловечьшася, и страдавша, и в третий день воскресша, и восшедша на небеса и паки грядуща судити живым и мертвым.
И в Духа Святаго.
Глаголющия же, бе время егда не бысть, и яко от несущих бысть, или от иного состава, или существа, или преложна, или пременна Сына Божия, таковыя проклинает Соборная и Апостольская Церковь. Аминь

Правила Третьего Вселенского Собора 431 г. в г. Эфессе
Правило 7.
По прочтении сего, святой Собор определил: да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагати иную веру, кроме определенной от Святых отцов, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, или представляти, или предлагати хотящим обратитися к познанию истины, или от язычества, или от Иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, аще суть Епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, Епископы епископства, и клирики клира: аще же миряне, да будут преданы анафеме.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites