 |
Бельгия советует Украине бежать от Евросоюза настолько далеко - насколько возможно. |
Гость программы - Вероника Юрьевна Крашенинникова, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН), член Общественной палаты РФ, кандидат исторических наук.
Ведущий - Армен Оганесян.
А. Оганесян: Понятно, что речь пойдет об Украине и обо всем, что вокруг складывается, о ситуации под названием "украинский кризис". Я не буду говорить много вводных слов. Все смотрят телевизор, все понимают, что ситуация, с одной стороны, радостная, а с другой стороны, достаточно тревожная. Мы видим реакцию на действия России. Много вопросов связано именно с этой реакцией.
Давайте сначала ответим на так такой очень серьезный вопрос: "Политический кризис на Украине и события, разворачивающиеся в его ходе, можно трактовать как показатель изменения той мировой политической системы, которая сложилась по итогам распада СССР и социалистического лагеря. Насколько правы те, кто утверждает, что конфликт из-за Крыма - это очередная серьезная заявка на изменение сложившегося в мире геополитического статус-кво?"
Кстати, этот вопрос перекликается с точкой зрения Киссинджера, который сказал, что все, что сейчас происходит вокруг Украины и Крыма, может вообще перевернуть весь статус-кво, к чему мы привыкли после окончания "холодной войны", изменить всю политическую картину мира.
В. Ю. Крашенинникова:
Стивен Хэдли, предыдущий руководитель Совета национальной безопасности США, также говорил, что Россия сейчас пытается пересмотреть правила статус-кво, созданные после распада Советского Союза. Но я надеюсь, что мы собираемся пересмотреть этот статус-кво, потому что в положении державы, потерпевшей поражение, долго находиться мы не можем.
Однако нынешнее присоединение Крыма к России - это одно событие. Чтобы говорить о том, что идет процесс пересмотра статус-кво, нужен ряд событий. Поэтому я бы предложила подождать и посмотреть, какие действия последуют. Хотелось бы надеяться, что это переломный момент и начинается действительно процесс собирания земель. Хотя этот процесс в некоторой степени начался и раньше вместе с интеграционными процессами.
Присоединение Крыма - это часть интеграционных процессов, потому что оно произошло по инициативе, по просьбе Автономной Республики Крым. И это очень важный аспект. Это очень важный способ действия в данном случае. Ни в коем случае эти процессы не должны идти силой и кровью. Россия сегодня собирает земли путем инициативного присоединения других регионов или государств к нашей стране.
А. Оганесян: Да, наверное, вопрос можно ставить так, что Крым вряд ли станет таким "спусковым крючком" для "эффекта домино", к чему мы бы привыкли, хотя на Западе, очевидно, такие опасения есть, и они высказываются. В общем, все боятся призрака возрождения Советского Союза в каком-то качестве.
Но тем не менее возникает довольно сложный вопрос. Этот вопрос, по сути, вызов Москве, и не только руководству страны, но и народу. Можно себе представить, что после воссоединения Крыма те силы, которые строят новый порядок на Украине, придут или уже пришли в такую степень озлобления, что это может вылиться в давление на восток и юг.
Правда, есть и другие признаки. Например, Яценюк в обращении к жителям юга и востока Украины делает такие заявления (насколько он их выполнит, я не знаю), что русский язык де-факто и де-юре будет государственным, уж как минимум региональным. Говорит, мол, ходите в любой храм Киевского патриархата или Московской патриархии, и вообще все будет очень хорошо, а вступление в НАТО - это не на повестке дня. То есть явные пассы в сторону озабоченности и тревог, присущих югу и востоку.
Если мы все-таки увидим, что ситуация с югом и востоком Украины складывается драматически или трагически, то что тогда делать России?..
Александр Проханов считает, что украинские власти ведут страну под диктовку Белого дома.
-- Это уже гражданская война. Можно тешить себя какими-то ложными надеждами, но, после того как прошла Женевская конвенция, стало понятно, что это все фикция. Недаром после приезда Байдена войска двинулись на восток Украины.
По мнению писателя, США не нужна война на Украине, но и мир для американцев не является целью.
-- Вначале мне казалось, что целью Америки было создание базы НАТО, но я ошибался. Целью США является создание на Украине кромешного ада. Чтобы там годами длился хаос. Турбулентность страшнее войны. Локальные стычки, как протуберанцы, будут пробивать российскую границу. Это источник непрерывной боли для России.