Смысл и мера поста

9
5 марта 2014 в 11:09 5170 просмотров
В православном календаре имеются особые дни – дни поста. По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением, это порыв души, ищущей чистоты, стремящейся преодолеть свою греховность и освободить дух от рабства телу. «Кто не любит поста, – говорят святые, – тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею».

Главная задача поста – это покаяние, сокрушение о грехах. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в год или ещё реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души – главного нашего сокровища, данного нам Богом. Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди.

Пост – это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединён с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах неприлично постом есть сладко и обильно.

Нужно знать меру поста. Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить несколько степеней физического поста: отказ от мяса; отказ от молочного; отказ от рыбы; отказ от масла; лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди и по благословению батюшки. Но и в воздержании необходимо проявлять благоразумие и рассудительность. Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнёт брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.

Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определённое время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: «Употребляй самую простую и дешёвую пищу».

Нарушающим пост по болезни или иной немощи следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.

В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении всё, что сможет, например откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как-то он пришёл к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.

Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придёт время, и они познают сладость воздержания.

Из древности

Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание Спасителю и пророку Моисею, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста – Четыредесятница. Церковные историки считают, что в том виде, в котором Великий пост существует сегодня, сложился постепенно и окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращённых на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушёные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешённых продуктов.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нёс подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И, для того чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.

Кроме воздержания в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов, поклоны, как и пост, имели ту же задачу – «томить плоть свою, да не воюет на дух».

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Таин, они увещевали верующих причащаться каждую неделю Великого поста. Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о братьях, находящихся в бедности и в узах.

Особое воздержание соблюдалось в Великом посту в супружеской жизни перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Испытание постом

Зачем Церковь ввела в свой годичный круг посты и почему человек должен ограничивать себя в пище? На эти вопросы мы попросили ответить настоятеля Шелтозерского Спасо-Рождественского прихода иеромонаха Досифея (Ларионова).

– Если человек не имеет определённых рамок и считает, что ему позволительно всегда и во всём удовлетворять любое своё желание, тогда, в принципе, он существует так же, как существует животное, которое, если, например, набредает на пищу, то обязательно её съест, а не будет, глядя на лакомый кусочек, убеждать себя в том, что в данный момент ему это делать не надо. Но человек тем и отличается от животного, что имеет разум, которым руководствуется в своей жизни.

Ничто так не закаляет характер человека, как постные дни, в этом я убедился на своём малом опыте. Матушка Параскева, которая трудится на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге, готовит пищу для духовенства, и как-то она мне рассказывала, что в годы гонения на Церковь работала поваром в ресторане и в дни Великого поста часто разносила на подносе блюда с аппетитно пахнущим куриным мясом. И её это нисколько не соблазняло.

Если вы хотите закалить свою волю, то пост вам в этом особенно поможет. Важно и то, что это приобретённое в посту качество вы можете использовать во время борения со страстями. Утесняя своё чрево, вы оставляете в своей душе место для благодати Божией, готовите себя для её восприятия. Святой Серафим Саровский советовал вставать из-за стола без чувства сытости. «Оставляй место для Духа Божия», – говорил преподобный.

Но порой человек не находит успокоения в посту, потому что его пост часто сопряжён только с ограничением пищи и образовавшееся от физического поста в его душе пространство не наполняется духовными приобретениями. И человек не понимает, почему он стал таким раздражительным, почему недоволен собой. По выражению святых отцов, пост как птица, которая возносится к небу. Эта птица должна иметь два крыла, одно крыло – это ограничение в пище, а другое – молитва.

От Средокрестья до Страстной

Середина Великого поста (среда четвёртой, Крестопоклонной недели) называется в народе средокрестьем, а по-церковному – преполовением Святой Четыредесятницы. Далее течение поста знаменуется следующими событиями.

В четвёртое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое стояние Марии Египетской (или Мариино стояние) – утреня, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов. Жизнь св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, служит примером истинного покаяния и убеждает нас в милосердии Божием.

Суббота на пятой неделе – Похвала Пресвятой Богородице, совершается чтение акафиста. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу.

В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Лазарева суббота приходится между Четыредесятницей и Вербным воскресеньем. За богослужением в этот день вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря, на утрени поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поётся «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

В шестое воскресенье Великого поста отмечается Вход Господень в Иерусалим. На всенощной после прочтения Евангелия не поётся «Воскресение Христово», а читается 50-й псалом и освящаются распускающиеся ветви вербы или других растений. Освящённые ветви раздаются молящимся, с которыми при зажжённых свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение).

Страстная седмица выходит за рамки 40-дневного поста и посвящена воспоминаниям страданий и смерти Иисуса Христа. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают чёрные. Все дни Страстной называются Великими.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенность богослужения этих дней: на утрени после шестопсалмия и «Аллилуия» поётся тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поётся песнь: «Чертог Твой вижду, Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия Преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются 12 частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 часа дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма Плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», Плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU