Ф.М.Достоевский: «Одно совсем особое словцо о славянах…»

Ф. М. Достоевский
«Хочу сказать одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать. Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян!

Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер в этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.

Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.

Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени».

Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, — коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии. Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей, — эту войну поняли ли, наконец, славяне теперь, как вы думаете?

Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как устроятся, — признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это? Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощью Европы, которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их.

Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России.

Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против неё.

О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению. Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.

У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился наконец принять портфель президента совета министров.

России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества.
Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать.


Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство.

Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море.

России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае.

Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности?

О, конечно, Россия всё же всегда будет сознавать, что центр славянского единства — это ОНА, что если живут славяне свободною национальною жизнию, то потому, что этого захотела и хочет ОНА, что совершила и создала всё ОНА. Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?»

/Ф.М.Достоевский, ПСС в 30-ти томах, ПУБЛИЦИСТИКА И ПИСЬМА тома XVIII-XXX, ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ ноябрь 1877, Том 26, глава II, параграф III, издательство «НАУКА» Ленинград 1984/

Комментарии (12)

Всего: 12 комментариев
  
#1 | Сергей И. »» | 23.02.2014 11:21
  
41
Не поя, не кормя ворога не наживёшь. Русским народом эта мудрость рождена и испытана. Эта статья, которая сегодня более актуально, чем в то время, когда была написана, лишний раз подтверждает, что Ф.М.Достоевский не только великий писатель, но и пророк. Почему такая неблагодарность у западных славян к Великой России и великороссам, сказать, не задумываясь, трудно. Дух гнилого запада, возможно, сыграл свою роль. Причин много. Но что есть, то есть.
#2 | Органова Т.М. »» | 23.02.2014 12:04
  
16
Только потому Россия так поступает, что она тысячу лет христианская страна и заветы своего Спасителя сохраняет в сердце: "Нет больше той любви как если кто отдаст душу свою за друзей своих".
  
#3 | Сергей И. »» | 23.02.2014 12:15
  
13
За друзей положить жизнь благородно. Но не за врагов. Подобрал, к примеру, добрый человек на улице замёрзшего пса, принёс его домой и обогрел. А пёс оказался бешеным. Отогрелся и перекусал всю семью. Если дающий взаймы слёзно просящему знает, что этот бедняга просит на пропой души или на игру в карты (где он всё и спустит), то на небесах нашего благодетеля за такую доброту по головке не погладят.
#4 | татьяна »» | 23.02.2014 22:10
  
14
Любит Россия заботиться о друзьях своих,без их желания,лучше б о своем народе многотерпимом позаботилась!там смотри и друзья подтянулись.Насильно мил не будешь.
  
#5 | Андрей Рыбак »» | 23.02.2014 22:35 | ответ на: #4 ( татьяна ) »»
  
4
Это точно. Думаю, что надо хлебнуть лиха, чтобы отрезвиться. Голос народа будет удовлетворен.

http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Events/Sochi2014/spbvideo_NI429044_Ceremoniya-zakritiya-XXII-zimnih-Olimpiyskih-igr
#6 | Органова Т.М. »» | 24.02.2014 22:54 | ответ на: #3 ( Сергей И. ) »»
  
9
Я не предлагаю бездумно бросаться на защиту всех и каждого. но восхищаюсь своими предками, которые были выше мудрости земной, а руководствовались небесной. Вот и сейчас перед нами выбор - скоро будет решаться судьба Крыма. Что же мы выберем?
#7 | Органова Т.М. »» | 24.02.2014 22:56 | ответ на: #4 ( татьяна ) »»
  
8
Болгарский народ просил помощи у России, и Россия не отказала ему.
#8 | Анна »» | 25.02.2014 13:04
  
26
Чистая психология. Так ведут себя отдельные личности, а также и нации, и народы. Ненависть и отвращение к тому, кто в какой-то момент оказался более сильным, покровителем. В таких ситуациях индивидуум страшиться себя в своей слабости, ненавидит того, кто был её свидетелем. Уверенна, что у многих такие истории в жизни были. Надо же как Ф.М. сказал, всё в точку...
К слову, я - коренная киевлянка. Пишу это 25 февраля 2014 года. В своём русскоговорящем городе я в меньшинстве.
  
-2
Мы ВСЕ больны своею болью
Но; мало, кто из нас так болен
Другою болью, как - своею болью
К КРЕСТУ ПРИШПИЛЕННЫМ ГВОЗДЁМ
+++
вик…..!!!

+++
Мир прост, но ОН УСЛОЖНЁН до Абсурдного Хаоса: существами, которых сложно даже назвать людьми! Хотя Хаос был заложен в нашем Мире осознанно изначально. И в каждом из нас в его пространстве изначально существует два пути; один называется дорогой, а второй стезёй. Дальше можно было бы не продолжать для задумчивого индивидуума:---для не задумывающего нужны пояснения и разъяснения. А так как наше общее пространство состоит из пространств наших индивидуальностей; люди, которых сложно даже назвать людьми. Они то и пользуются таким состоянием этого пространства:---они принадлежат дороге идущей в одном направление. Они также толкают людей, не думающих в своём пространстве на эту дорогу! Вот почему у нас так и УСЛОЖНЁН наш МИР до Абсурдного состояния нашего Хаоса, заложенного в нас изначально ИМ:--- то есть ТВОРЦОМ всего и всея. Почему я ЕГО назвал ТВОРЦОМ? Да потому что на этом пространстве столько уже наломано дров и столько перемен в умах людей каждого отдельного пространства, что даже одного слова хватить! Чтоб начать ломать сложившее пространство. Вначале на маленьком участке этой дороги, по которой в основном мы и двигаемся. Дороге определённой как основной той кастой людей, которых сложно даже назвать людьми. Но есть и стезя что идёт параллельно, у которой тоже корень изначальности есть в нас во всех. А почему не даётся в подавляющем своём большинстве нам людям:---то-есть индивидуумам. И стезя даётся только ЧЕЛОВЕКАМ. Той особи людского пространства, что не подвержена ХАУСУ И ТЕМ БОЛЕЕ ХАУСУ АБСУРДНОГО. Но даже из таковой среды названным словом ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Выходят или получаются единицы сказанным словом ЧЕЛОВЕК. И пока более-менее точное определение такому существу дал наш русский ЧЕЛОВЕК; это писатель М. Пешков (псевдоним литературный известный как М Горький). вик…..!!!
+++
#10 | Владимир »» | 27.02.2014 08:46
  
11
Крупнов Василий Иванович.Что за бред ты тут принес? Сам то понял, что накалякал?
#11 | максим »» | 29.10.2015 15:29
  
2
У русских людей свой крест.
У каждого из нас есть свой крест, который складывается из страданий, болезней, человеческого непонимания – из всего того, что нам кажется в этой жизни горьким, обидным и причиняет боль.
Господь говорит, что мы должны нести этот крест, если хотим последовать за Ним. Обращая к нам слова: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10.39)
Поэтому, если кто хочет сохранить свою прежнюю греховную жизнь, тот потеряет свою вечную душу для Бога и вечности. Человек, живущий только для себя, по эгоистическим принципам, который старается взять от этой жизни все самое лучшее, уйдет в ту будущую жизнь ни с чем. А тот, кто добровольно откажется от своей греховности ради Господа, не побоится отдать свое другому, найдет в себе силы, чтобы понести не только свой крест, но и крест ближнего, сбережет свою душу, то есть свою жизнь, для Царства Божия.
#12 | смит »» | 09.12.2015 15:45 | ответ на: #3 ( Сергей И. ) »»
  
2
За друзей положить жизнь благородно . . . - где такое написано ?
Что вы знаете о друзьях или о благородстве ? . )

Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
Притчи Глава 20 : 23
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites