Куклы и солдатики, кубики и конструкторы, снежные крепости и шалаши из одеял и подушек, догонялки и прятки — мир детской игры столь интересен и разнообразен! В рождественские каникулы — время игр и активного отдыха для детей — мы поговорим о том, во что, как и в каком возрасте интересно и полезно играть ребёнку.
|
УЧИМСЯ ИГРАТЬ |
УЧИМСЯ ИГРАТЬ
Игра для ребенка — это дорога в большой мир. Через нее он узнает новые слова и понятия, обучается навыкам, правилам поведения. Многим молодым мамам кажется, что все дети непременно должны хорошо играть. Это же так интересно — столько увлекательных игр и игрушек существует в наши дни! Но на самом деле психологи отмечают, что современные дети не умеют играть. В чем же причина?
Как и всем навыкам, играть ребенка нужно учить. С раннего детства развивать его воображение, фантазию, кругозор. Малыш должен уметь играть с любыми предметами, придумывать ролевую игру с любым подручным материалом. Как научить этому? Очень просто, надо лишь самим включить фантазию. Например, гуляя с малышом во дворе, возьмите камушек и листик и скажите: «Камень — это собачка, а листик — это самолет, давай отправимся с собачкой в путешествие на самолете. Куда мы сегодня полетим?» Любая подобная игра увлечет малыша, сначала он будет слушать и наблюдать за вашими действиями, а позже научится сам придумывать героев, сюжеты, место действия. Ему будет не скучно, когда рядом нет игрушек. Развивая воображение с раннего детства, ребенок будет активнее участвовать в детских играх.
Научиться играть ребенку легче в многодетной семье. Ребенку интересно познавать новое, видеть, как получается или не получается то или иное действие у его братьев и сестер. Главное, чтобы в игре было интересно и младшим, и старшим. Если ребенок в семье один, то он вовлекает маму во все свои игры — как активные, так и настольные. Ему нужен собеседник, участник, помощник. Особенно после трех лет ребенок будет искать общения в игре. В этом возрасте уже можно приглашать домой друзей и самим активнее выходить «в люди», гулять на больших детских площадках. Но если ваш ребенок — интроверт, который умеет и любит играть один, не давите на него, он сам втянется в ту или иную игру, если она будет ему интересна. И не забывайте похвалить ребенка, если он начинает играть с другими ребятами: «Какой ты молодец, играешь с друзьями!» Поддержка мамы очень важна для ребенка.
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Зима дарит детям и взрослым массу возможностей: катание с горки, лыжи, коньки, санки, игра в снежки, лепка снеговиков!
Рассказывать о известных зимних играх не имеет смысла, мы лишь подскажем, как можно их разнообразить. К примеру, катание с горки. Если во дворе собралось несколько детей, можно увлечь их настоящим соревнованием: расставить вдоль горки какие-то предметы (палочки, совочки, лопаты), получится настоящая трасса, по которой можно ездить, кто быстрее, либо усложнить задание — нужно дотронуться до всех предметов во время спуска.
Лепку снеговика можно соединить с рисованием. Если не полениться и захватить из дома краски, то можно вылепить целый снежный город и раскрасить всех его обитателей.
Для дошкольников и детей раннего школьного возраста будет очень интересна приключенческая игра. Детей можно распределить на две команды. У каждой команды есть определенный предмет, который необходимо спрятать в пределах небольшого пространства. Цель каждой команды — найти, что и где спрятано.
Для мальчиков будет интересно строить из снега крепости и дома, девочки могут «печь» снежные торты и украшать их взятыми из дома пуговицами, найденными еловыми шишками. Можно даже взять из дома свечи и поставить их на «праздничный торт».
Детям интересно сбивать мишени — установите палочки или вылепите какой-то предмет, а затем устройте соревнование на меткость. Если в каждую игру добавить немного фантазии, то домой и вы, и дети придете в самом добром расположении духа!
НЕНАСТНЫЙ ДЕНЬ? ИГРАЕМ ДОМА!
В непогоду перед каждой мамой встает вопрос: как увлечь ребенка на целый день? Как правило, к середине дня, а то и раньше, малыши начинают скучать. Запаситесь на такой случай настольными играми, соответственно возрасту ребенка.
Для деток 2,5–3 лет подойдут лото и домино, паззлы, картонные фигурки, которые нужно складывать по какому-то признаку. Детям 3–4 лет интересны более сложные настольные игры, так называемые «ходилки с кубиком». Такие игры учат ребенка размышлять, считать, выполнять определенные задания, играть по правилам. Во время игры ребенок учится размышлять: какая цифра больше, а какая меньше — что желательно, чтобы выпало на кубике. Эти игры — первая ступень в подготовке к обучению в школе. Если в семье несколько детей, они могут играть все вместе. Но правила игры должен объяснить взрослый, чтобы все игроки их поняли и договорились соблюдать. Потому что то, как взрослый объяснит новую игру, будет в дальнейшем использоваться детьми самостоятельно.
Если старшие братья-сестры не точно или неправильно объяснят задания, то у младших может появиться путаница в голове. Также детям будут интересны игры на ловкость и координацию движений. Названия у них разные, а суть в том, чтобы из выстроенного палочками или другими фигурками дома вытаскивать по одному предмету, при этом конструкция не должна разрушиться. Очень увлекают детей игры на точность — сбивание мишеней. Помимо привычных кеглей это может быть старая русская игра — катание деревянных яиц с горки. Горку можно соорудить и самим — из кубиков, например. Либо выпилить помост из досочек вместе с папой. Выбирайте игру в зависимости от характера и интересов вашего ребенка. Если малыш неусидчивый, ему будут интересны более активные игры. Но и к настольным играм его тоже надо постепенно приучать — играть с каждым разом чуть дольше, чтобы формировалась привычка доводить дело до конца, выполнять установленные правила, приучаться к порядку.
Существует большое количество дидактических игр, в них важно присутствие взрослого. Он должен правильно объяснить ребенку задание и посмотреть, как он с ним справляется, корректировать по мере выполнения, подсказывать, направлять. Существует множество игр на изучение азбуки, цифр, счета, геометрических форм, времени. В изучении букв ребенку помогут картонные карточки, разбитые на две части: одна — изображение предмета, другая — начальная буква в слове. Здесь можно играть нескольким детям в форме соревнования — кто быстрее найдет нужную карточку.
Всем детям нравятся ролевые игры. К ним также можно добавить элемент обучения. К примеру, играем в летчиков или капитанов корабля. Вырезаем из бумаги маленький самолетик или кораблик, расстилаем большую карту мира (ее можно приобрести в книжном магазине) и начинаем путешествовать, узнавать, что растет в теплых странах, что мы возьмем с собой в холодные страны, каких животных мы можем встретить в Африке, и так далее. Можно вырезать разные фигурки животных из журналов и развозить их по карте в нужные места. Если ребенок увлекается космической темой, можно купить карту космоса и вырезать из бумаги ракету.
Для школьников в ненастный день будут интересны традиционные морской бой, головоломки, игра в составление слов из букв заданного слова и настольные игры, ориентированные на их возраст. Как правило, это экономические игры. Настольных игр дома должно быть много, они — главная альтернатива телевизору, компьютеру и лени.
УЧИМСЯ ПРОИГРЫВАТЬ
В каждой игре ребенку важно научиться не столько выигрывать, сколько проигрывать. Иногда дети начинают вести себя агрессивно по отношению к выигравшим, кто-то кричит, что он все равно победил, кто-то — ломает игру. Маме нужно успокоить ребенка и предложить поиграть снова в эту или другую игру, а также объяснить, что каждый что-то умеет лучше другого. Ребенок должен научиться принимать поражение спокойно. Ведь через детскую игру он учится воспринимать жизненные ситуации, которые не всегда бывают радостными, учится терпеть, выполнять правила до завершения дела, каким бы неприятным оно ни было. Часто старшие начинают «поддаваться» младшим, либо взрослые успокаивают ребенка: «ну хорошо, все-таки ты выиграл». Постоянно идти на поводу у эмоций ребенка не стоит. Первые поражения в жизни нужно научиться воспринимать достойно. Некоторые дети, начиная проигрывать, стараются немножко схитрить в игре, чтобы одержать победу. Но ребенок должен усвоить, что не соблюдать правила — значит поступать нечестно.
ДОМАШНИЕ ИГРЫ
Тренируем внимание
Выкладываем на поднос разные игрушки и предметы: машинки, куколки, солдатики, детальки конструктора, самолетики и т. п. Дети запоминают, что выложено на подносе, затем отворачиваются, ведущий прячет под покрывало один предмет, и дети должны угадать, какой предмет исчез.
Домашний футбол
На ковре обозначаем веревочкой или кубиками рамку ворот, берем маленький шарик от настольного тенниса либо мячик похожего размера и катим его ногой в рамку ворот. Победит тот, кто попадет в ворота большее число раз.
Рассказываем истории
Выбираем картинку из книги либо домашнюю фотографию. Затем один из участников начинает рассказывать историю, которую он на ней видит. На некотором моменте мы останавливаем его, и продолжает следующий ребенок.
НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
Мыльные пузыри
Многие считают мыльные пузыри исключительно летней забавой. А ведь даже зимой, когда за окнами трещит мороз, можно устроить детям настоящий воздушный праздник!
Существует немало рецептов приготовления раствора для мыльных пузырей. Предлагаем три самых популярных и простых в приготовлении.
Вариант первый
На 200 г любого моющего средства необходимо взять 600 мл воды и 100 мл глицерина (продается в аптеке). Все хорошо размешать. С глицерином пузыри более плотные.
Вариант второй
Кусок хозяйственного мыла надо натереть на крупной терке. В 400 мл горячей воды растворить 4 ст. л. мыльной стружки. Раствору дать постоять неделю, чтобы мыло растворилось, после чего добавить в него 2 ч. л. сахара. Оставить до растворения сахара, затем перемешать — готово. Этот рецепт сложнее первого, но того стоит — пузыри получаются плотные, масса очень пенистая и продуктивная.
Вариант третий
Нам потребуется: 50 мл геля для душа (можно взять шампунь или жидкое мыло), 60 мл воды, 0,5 чайной ложки сахара. Все соединить, перемешать. Готово!
Цветные пузыри
Мыльные пузыри можно сделать цветными — это будет настоящий мыльный фейерверк, от которого любой ребенок придет в восторг! Для этого приготовленный раствор разлить по маленьким баночкам и окрасить пищевыми красителями разных цветов. Такие пузыри можно не только выдувать — ими можно рисовать! Отпечатки цветных пузырей на бумаге очень сливаются в причудливые узоры, из них можно также создавать красочные фоны для других творческих работ. Рисовать цветными пузырями можно на кусках картона, обоев, на снегу.
Воздушная «матрешка»
Очень интересно выдувать пузыри один в другом, по принципу матрешки. Для этого нужны ровная поверхность (например, плоская тарелка) и тонкая соломинка. Дно тарелки смажьте раствором. Первый пузырь надуйте так, чтобы он полусферой лежал на тарелке. Теперь аккуратно введите соломинку внутрь этого пузыря и надуйте второй пузырь внутри. И так далее — третий, четвертый… Можно соревноваться, кто больше надует пузырей. Это увлекательное занятие для всей семьи!
Ледяное чудо
Идея для морозного денька: попробуйте надуть мыльный пузырь на морозе! Если мороз ниже семи градусов, пузырь замерзает, шарик становится резным, будто кружево, как морозный узор на окнах. Удивительная красота получается! Только для морозных пузырей надо использовать раствор без глицерина, лучше всего — из хозяйственного мыла.
Полезные советы:
Для приготовления мыльных растворов не подходит жесткая вода, лучше использовать остуженную кипяченую воду.
Из пенообразующих средств больше всего подходят для мыльных пузырей шампунь и жидкое мыло. А для самых маленьких можно использовать шампунь «без слез».
Можно вместо трубочек для коктейля использовать проволочные кольца разного диаметра, сделанные своими руками. Чем больше диаметр кольца, тем больше получаются пузыри. Детям будет приятно сделать такое кольцо собственными руками — они почувствуют себя настоящими мастерами.
Подготовила Анна Вострикова, мама пятерых детей, г. Самара
Комментарии не найдены ...