«Э, ТО ТАКОЙ ЛУКА, ЧТО ВСЕ БУДУТ СПРАШИВАТЬ У НЕГО»
Э, то такой Лука, что все будут спрашивать у негоВладыка Антоний прозрел в лице инока Луки, - так вначале звали преподобного Лаврентия, - великого в будущем молитвенника и сделал на него запрос в монастырь Рыхлы. Однако, когда по воле Господа Лука долго не приезжал, и владыка постоянно справлялся, как обстоят дела с его переводом, братия и настоятель обители заревновали и в сердцах говорили: «все Луку, да Луку, будто и людей больше нет...»
Владыка же Антоний возразил им на это так: «Э, то такой Лука, что все будут спрашивать у него». Эти его слова через некоторое время сбылись полностью.
Да и сам Лука не очень желал оставлять молитвенное пустынное место, где он пребывал, и которое очень пришлось ему по душе. И вот однажды молодой инок, уснув слезами скорби на глазах, удостоился видения во сне лика Царицы Небесной Троицкой, Которая была на паперти и оттуда благословляла его. Лука даже проснулся от страха, а утром, приняв ночное благословение Пречистой Девы Марии за волю Божию, немедленно отправился в путь.
Когда он прибыл в Чернигов, то сразу же отправился к владыке Антонию, а встретив его сказал: «Вот, Владыко святый, я приехал». «Хорошо, - ответил тот, - будешь обучать мальчиков-семинаристов».
А когда через некоторое время преподобный зашел в церковь, то увидел там лик Царицы Небесной, в котором признал Ту, что видел во сне и Которая его благословила.
Если ты видела, что человек плачет, как ты могла кушать?
Как предсказал владыка Антоний про инока Луку, так и произошло: люди нескончаемым потоком тянулись к доброму старцу, ни один не ушел от него не согретый христианской любовью, и не ободренный.
Вот, что вспоминает инокиня Анна о преподобном:
- У Батюшки была безграничная любовь к людям. Был такой обычай у нас в монастыре: именинницы в день своего ангела причащались святых тайн, потом, брали просфору и шли к Батюшке. Он отламывал маленький кусочек и поздравлял с днём Ангела. Часто оставлял именинниц разделить трапезу. И вот один раз мне пришлось быть на этой трапезе... Батюшка кушал из маленького горшочка деревянной ложкой... Вдруг поднимает голову и говорит матушке келейнице П.:
- Пойди, посмотри, там кто-то пришёл, пусть зайдет сюда.
Матушка П. посмотрела, увидела женщину, которая стояла и сильно плакала, просила пропустить к Батюшке. Матушка, жалея старца, сказала:
- Когда Батюшка покушает, тогда пройдёте.
А Батюшке: "Обедайте, Батюшка, там никого нет".
Отец Лаврентий взял несколько ложек своей похлебки, повернул голову и опять говорит:
- Я тебе говорю, что там стоит женщина и плачет.
И сам приподнялся с места...
Вскоре перед нами появилась женщина средних лет, которая сильно плакала. Батюшка провел ее в свою келию... Минут через десять женщина вышла совсем другой, с улыбкой радостно поклонилась и ушла. А Батюшка сел за стол и говорит матушке П.:
- Если ты видела, что человек плачет, как ты могла кушать?
"Нужно всех любить, жалеть, прощать, молиться"
Вот что о старце вспоминали его духовные чада:
- У Батюшки было любвеобильное сердце. Он говорил: "Как можно давать эпитимии? Ведь и так все в скорби. Нужно всех любить, жалеть, прощать, молиться. Я никому не давал эпитимии".
- Батюшка всех любил, всех уважал, призывал всех своих чад к миру, говорил: "Если которая сестра "горячая”, вспыльчивая характером и не может сдержаться в слове, то прежде чем подымать скандал, сними с себя подрясник, положи четки и тогда начинай доказывать свою правоту. Если так будете поступать, никогда не будете ругаться...
Если кто в течение дня не сдержал себя в мире и любви к ближнему и поссорился с кем–либо и имеет на кого неприятное чувство, до заката солнца должен обязательно примириться, то есть попросить прощение".
Преподобный Лаврентий о молитве
Батюшка всегда советовал: "Занимайтесь больше молитвой Иисусовой!", очень уважал Домницкую матушку игуменью, говорил, что у нее идет молитва непрестанно: "Она чаек пьет, а молитва в сердце бьет".
Батюшка любил точность и аккуратность в церковной службе, был недоволен, когда не вычитывали кафизмы. Говорил: "Лучше солнцу перестать светить, чем кафизмы перестать читать"...
Батюшка часто повторял: "Счастливы те, которые записаны в "Книге Жизни"".
А на вопрос сестер, кто же записан в "Книге Жизни", отвечал:
- У кого влечение к церкви, тот записан.
Когда его одна женщина спросила, что нужно делать, чтобы быть записанным в "Книгу Жизни", отвечал: "Нужно читать молитву Иоанна Златоуста "Господи, не лиши мя небесных Твоих благ"..., ежедневно утром и вечером ходить в церковь, и Господь спасет, если будешь умом беседовать с Ним".
Житие святых БЕРЕГИТЕСЬ САМОСВЯТСКОЙ УКРАИНСКОЙ ГРУППЫ (ЦЕРКВИ) И УНИИ!
Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии!«Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная - Русская».
_________________________________
Преподобный Лаврентий говорил настойчиво и строго, с предупреждением, что наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов.
В Польше была тайная иудейская столица. Иудеи понуждали поляков завоевывать Русь. Когда поляки завоевали часть Руси, то отдали иудеям в аренду православные монастыри и церкви. Священники и православные люди не могли без их разрешения совершать никаких треб. Теснили и притесняли православных со всех сторон, покровительствуя Польше, католичеству и унии.
Иудеям очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали сначала завоеванные поляками и отданные им в аренду русские земли Малороссия. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и назвали Окраиной. Слово окраина — это позорное и унизительное слово! Какая окраина? Чего, почему окраина?! Ведь за этой мнимой иудо-польской окраиной находятся другие страны и государства. И позже по их же указке поляки узаконили нам понятия Украина и украинцы, чтобы мы охотно забыли свое название русский, навсегда оторвались от Святой и Православной Руси.
Преподобный Феодосии, игумен Киево-Печерский, писал, чтобы мы не хвалили чужую веру и ни в коем случае не соединялись с католиками и не оставляли Православную Веру. Близкие по духу великие Архиепископы Лазарь Баранович, Святитель Феодосии Черниговский и Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский, — они всеми силами старались по слову Господа Иисуса: «Да вси будут едино», быть с Православной Россией, чтобы вместе составить Святую Русь. И чтобы навсегда освободиться от польского владычества и от гнета иудеев и их аренды и избавиться от чуждого нам католичества и унии душепагубной, введенной и насажденной угрозами, пытками, насилием и смертью. И еще Батюшка сказал: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте.
В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии».
Киево-Печерской Лавры наместник отец Кронид Батюшке возразил, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Батюшка ответил грустно и печально:
«Бес в них войдет и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной Веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил».
Какие Батюшкины драгоценные слова, им нет цены: Батюшка все предвидел и знал наперед. Теперь явился украинский самосвятский архиерей, назвал себя Киевским Патриархом. Да он не знает и забыл, что в Киеве никогда не было Патриарха... И некоторые себе на вечные мучения и к своему стыду кричат в безумии: «Наш Патриарх».
Батюшка предупреждал, чтобы мы были верны Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которые ввели в смуту верных людей, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили.
«Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» И что Православная Церковь есть Тело Христово (разве можно Тело Христа разделять?), и, наконец, Церковь есть нешвенный хитон Господень, (который, подобно Арию, нельзя разрывать).
И не помнят, что Един Бог, едина вера и едино крещение.
Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».
Батюшка при этих словах помолился обо всех заблудших и отступивших от правоверия, заплакал и сказал: «Нет, не призовет их Господь к покаянию, не спасутся, ибо недостойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым Ангелом-Хранителем... В них, заблудших и отступивших от правоверия, нет благодати Святаго Духа, спасения и получения Царствия Небесного. Нам, православным, ничего не надо, а только Православной Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу! И откалываться, и отходить от нее - величайший и непростительный грех и в сей жизни, и в будущей - это хула на Духа Святаго».
И Батюшка озарился светом неземным, окончив свою беседу словами: «Слыши и виждь!» - так Святое Евангелие гласит, - и добавил: - Будут глухи и слепы!»
_________________________________
Однажды Преподобный Старец Лаврентий сказал, что у нас очень мало архиереев. Поэтому потом пришли к нему матушка-регентша с сестрами и, разворачивая церковный календарь, сказали: «Батюшка, посмотрите, сколько архиереев много.»
А отец Лаврентий грустно взглянул и сказал: «Да я вижу только четырех, да ещё пятый будет».
И тяжело вздохнув, начал рассказывать, вытирая глаза от слёз: «Наступает последнее время, когда и духовенство увлечется мирским суетным богатством. Они будут иметь машины и дачи, будут посещать курортные места, а молитва Иисусова отнимется! Они и забудут о ней! Потом они сами пойдут не той дорогой, которой нужно идти, а людей малодушных поведут за собой! Но вы будьте мудры и рассудительны. Красивые их слова слушайте, а делам их не следуйте!
И вам я говорю и очень сожалею об этом, что вы будете покупать дома, убивать время на уборку больших красивых монастырских помещений. А на молитву у вас не будет хватать времени, хотя давали обет нестяжательства!
Спастись в последнее время не трудно, но мудро. Кто преодолеет все эти искушения, тот и спасется! Тот и будет в числе первых. Прежние будут как светильники, а последние — как солнце. Вам и обители приготовлены другие. А вы слушайте да на ус мотайте!»
«Всегда есть и Апостолы, есть и Иуды, только лица меняются, а время - одно и тоже».
«Многие и многие из этих священников погибнут за свою небрежность и нерадивую духовную жизнь! Большинство священства предадут Святую Церковь и поведут за собой народ. Они не будут думать о своем спасении, а тем более о других».
Батюшка говорил, что священнослужители станут сокращать службы, вначале Псалтырь, а потом часы. Господь не потерпит, да как шарахнет, как колокольня в высоту, так будут вниз падать. И от страха многие призовут имя Господне и по вере спасутся.
Одному диакону, который еще жив, но уже стар, Батюшка прямо сказал: «Ты доживешь до времени, когда будет антихрист, не бойся, а говори всем, что это "он" и не нужно бояться».
Во время разрухи Батюшка благословил двум сестрам поехать в Иверскую страну. «Там бес не воссядет, гонения не будет, а в «другое время» будет незначительное, так как Матерь Божия охраняет это место», - сказал Старец . «…и будет в России гонение.»
«За эти все неудобства, за этот холод да голод, что человек терпит ради Бога, его ждет награда на небе. Ради Небесного Жениха можно и нужно потерпеть все!»
Преподобный Лаврентий (Черниговский) «ЦАРСТВО БОЖИЕ НЕ БРАШНО И НЕ ПИТИЕ»
Царство Божие не брашно и не питие
Батюшка (Лаврентий (Черниговский) - прим.ред) священникам, монахам и диаконам ни в коем случае не велел стричь волосы и брить бороду.
Говорил, что большой позор бритым и стриженым арихиереям.
Еще Батюшка говорил о духовных лицах: есть Апостолы и есть Иуды, только лица поменялись, а время одно и то же.
Батюшка был ревнитель и поборник Православной Веры, Церкви и Ея правил и уставов. И не так, как написано в житии, что Батюшка был недоволен на владыку Бориса за то, что вместо будничной службы - полиелейная, а вместо полиелейной - всенощная. Сильно недовольствовал схиархимандрит о. Лаврентий на владыку за сокращение церковных служб. Батюшка никому не благословлял сокращать и требы, например, Крещение, погребение и др. Батюшка говорил, что труднее было написать, чем пропеть и прочитать. Недоволен был тем, что не прочитают псалом, а без страха Божия кричат: «Слава», а на литургии прервут молитву ко Святому причастию, открывают царские врата, чтец кощунственно кричит, не окончивши молитву: «Аминь», а священнослужитель: «Со страхом Божиим»... И тут разве страх Божий; тут не благоговение, а небрежение и бесстрашие Божие. Такие священнослужители сами не спасаются и не дают другим. Вместо недостойных священнослужителей служат Ангелы, говорил Батюшка. Архиереи и священники, любители сокращать службы церковные, пойдут в вечный огонь, а верующие будут спасены молитвой, постом и добрыми делами.
Батюшка очень сожалел, что сокращают церковные службы, и верующие поэтому их не посещают и не ходят в церковь. Горе, горе таковым служителям святаго алтаря - вечный огонь и такова тьма.
Пришел к о. Лаврентию и регент Киево-Печерской Лавры иеромонах Феодосии (в сх. схиигумен Антоний). Батюшка строго приказал блюсти церковный устав Лавры и в случае, если архиерей осмелится сокращать службу и спешить, чтобы он ответил посланным: ага, спешит, некогда, пускай не служит. Будут просить раньше почитать третий и шестой час до прихода архиерея, не соглашайся ни в коем случае - ибо это ненавистно и противно Богу. Так и случилось. Приехал архиерей (не знаю какой и откуда), вышел посланный из алтаря на клирос и доложил о. Феодосию читать только третий час, а шестой опустить, на блаженных поменьше стихов и как можно быстрее. О. Феодосий вошел в алтарь и спросил: «Почему нужно сокращать службу и спешить побыстрее окончить?» Ответили ему со злом: «Владыка спешит уезжать». В это время он увидел в алтаре стоящего о. Лаврентия и громко сказавшего: «Пускай уезжает!» Кроме о. Феодосия никто не видел о. Лаврентия, а голос его слыхали и некоторые другие, но не все. О. Феодосия уговаривали до прихода архиерея прочитать третий и шестой час, но он строго ответил: «В древности такого не было, и в архиерейском чиновнике написано: когда облачат архиерея, читают часы. Нового в Богослужение вводить не надо». И добавил громко им: «Если спешит Владыка, пускай лучше не служит и уезжает». Владыка служил, и служба шла по уставу полным лаврским порядком.
Батюшка заповедал: молиться и поститься. В Праздники Великие и в Воскресенья ни в коем случае не работать: хоть град с неба, а пускай все на месте стоит. Среду и пятницу и все посты Батюшка велел соблюдать строго. Многим благословлял поститься в понедельник наравне со средой и пятницей и некоторым не вкушать мясной пищи, говоря: «Царство Божие не брашно и не питие».
Батюшка советовал многим ходить вечер и утро, а наипаче на Литургию ежедневно… Батюшка говорил, что прежде Праздники соблюдаются в церкви и по примеру церкви дома.
О всехвальный отче Лаврентие, приими сие малое моление, от нас грешных тебе приносимое, и призри милостивно с высот небесных на нас, просящих твоего ходатайства у Престола Пресвятыя Троицы, да подаст твоими молитвами мир и благоденствие стране нашей, пастырем силу в молитве, иноком подкрепление на пути совершенства в подвизех смирения и послушания, вдовицам и сиротам заступление, немощным подкрепление, недугующим духом и душею от бесов избавление, больным исцеление, путешествующим Ангела Хранителя. Всем чтущим с любовию память твою, веру искреннюю и непоколебимую. И по преставлении в жизнь вечную приведи нас ко Христу твоими молитвами, да с тобою прославляем Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.