Почаев: на разломе Востока и Запада

Почаев: на разломе Востока и Запада

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Станислав Минаков

В этом году исполнилось 180 лет со дня присвоения статуса Лавры Почаевской обители, верно именуемой западным форпостом Русского Православия. Находится эта святыня на Украине, на севере Тернопольской области, южная часть которой, как помним, является одной из трех составляющих так называемой «Галичины», вместе со Львовщиной и Ивано-Франковщиной.


Отчая вера и ее носители здесь испытывают многовековое католическое давление Рима, греко-католической унии, якобы сохранившей православный обряд, но почитающей верховенство Папы Римского.

Почаевская лавра — одна из духовных точек в цивилизационном разломе Востока и Запада Европы. Тем ценней и весомей усилия и заслуги героев здешнего антизападного стояния; и тысяч безымянных, и двух прославленных Русским Мiром — преподобного Иова и Амфилохия Почаевских.
Полтысячелетия назад преподобный Иов Почаевский (урожденный Иван Железо), настоятель обители, крепкий духом и верой, оправдывая свою фамилию, всячески боролся с униатами, и не случайно и сегодня к его честным мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего православного мира. Будучи настоятелем, Иов проводил также просветительскую деятельность, при нем в типографии князя Константина Иваном Федоровым была напечатана первая полная славянская Библия — Острожская.

Преподобный Амфилохий (Головатюк) — наш современник, почивший в первый день 1971-го года, являет собой пример духовного сопротивления злу века нынешнего. И если почитать на жития этих двух великих бойцов с тьмой, покоящихся теперь рядом друг с другом, в одной пещере Почаевской горы, то становится понятно, что объятья ада с веками не ослабевают, а порой и усиливаются, что антирусский поход Запада длится и длится.

Что мы видим и сегодня, во дни Рождественского поста, на бесноватом киевском майдане — куда, похоже, собрались все еретические отщепенцы и сектанты — и раскольнические служители так называемого «киевского патриархата», и автокефальщики и, разумеется, греко-католики, камлающие в микрофоны и ведущие свою паству в геенну огненную.

«Всё меняется не очень», сказал стихотворец, наш современник. И в самом деле: вот что писал в 1632 г. митрополит Исаия Копинский Московскому Патриарху:

«Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается».

Вот именно им – «худым и не славным» – крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству выпало бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы и стал игумен Почаевской обители — преподобный Иов.

Он жил в годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 г. и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преп. Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание, для укрепления Православия.

* * *

Статус лавры Почаевский монастырь получил много позже священной борьбы преп. Иова. Всего у Русского Православия — пять лавр. Две, обе Свято-Троицкие, находятся на территории Российской Федерации — Сергиева (в Сергиевом Посаде, Лаврой является с 1744 г.) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге, Лавра — с 1797 г.). И три — на Украине.

Киево-Печерская Лавра (статус получен в 1598 г.) является, как указали святые отцы, наряду со Святой горой Афон, Иверией и Дивеевым, одним из четырех уделов Богородицы на Земле.

Не случайно на Юге Руси, то есть на территории нынешней Украины, все Святые Лавры — и Киевская, и Почаевская (статус с 1833 г.), и Святогорская (с 2004 г.) — посвящены Успению Богородицы, нашей покровительницы и заступницы. Неслучайные, как видим, разворачиваются и битвы на святых русских надднепровских холмах…

Нашим врагам униатам (греко-католикам) — палец в рот не клади. Любое молчание они расценивают как слабость и сразу начинают наглеть. Кто-то из «восточников» Украины экстремально, но небезосновательно называет это «синдромом давно не битой морды». Неопровержимый факт: при правлении В. Ющенко в Киеве впервые в истории униаты выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. Их кардинал Святослав Шевчук горделиво называет себя «патриархом» (хотя такого статуса в Ватикане нет!), возможно, ему не дают покоя «титулы» такого же самозванца, Филарета (Михаила Денисенко), самовозглавившего некий «киевский патриархат».

Уже начиная с 1991 г., самосвяты там и сям — не только в Киеве, но и в Западных областях Украины — захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, которая после судьбоносного Харьковского архиерейского собора 1992-го года стала именоваться Украинской православной церковью Московского патриархата. Слава Богу, в Харькове нет ни одного храма т. н. «киевского патриархата». Правда, есть два храма «автокефалов».

Показателен провиденциальный казус: 4 июля 2009 г. во время рыбалки погиб от удара молнии (!) оранжевый нардеп Украины четырех созывов, бывший председатель ющенковской Ровенской облгосадминистрации Василь Червоний.

Он был отлучен от Церкви каноническим владыкой Иринеем еще в 1992 г., руководил избирательным штабом Ющенко в Ровенской области в 2002 и 2004 гг., являлся членом «высшего церковного совета киевского патриархата», церковным старостой их ривненского кафедрального собора, кавалером многих отличий этой секты. На 10 июля рокового для себя года пан Червоний готовил принятие Ровенской областной радой постановления, запрещающего въезд Патриарха Кирилла на территорию Ровенской области, но, как видим, не успел. Он был и известным погромщиком: громил редакции газет, избивал журналистов, призывал разобраться с «жидами и москалями» и, наконец, вот факт, ради которого мы вспомнили здесь об этой персоне: в октябре 2003-го Червоний руководил отрядом боевиков, вооруженных металлическими прутьями, пытавшихся захватить Почаевскую Лавру. К счастью, безрезультатно.

Один известный современный русский литератор так прокомментировал «случай с Червонием»: «Сообщение о том, что хоть одного мерзавца убила молния, вселяет надежду, что Господь и впрямь долготерпелив, но наказывает больно».

* * *

По преданию, около 1240 г. на Почаевской горе появились, спасаясь от татарского погрома, уцелевшие киево-печерские иноки. Еще в древности это место сделалось чудодейственным и благодатным, несущим на себе невидимый знак избранничества —явления Пресвятой Богородицы. Тогда пронеслась молва: «Поча Діва творити чудеса». Из двух слов «Поча Діва» впоследствии возникло одно — Почаів.

Мы паломничали здесь несколькими харьковскими семьями, приехав на микроавтобусе «Газель» в августе 2004-го.

Если ехать с востока, то за Дубненским районом Ровенской области начинается Тернопольская область — с Кременецкого района. Весь этот участок покрывают великолепные леса. А перед самым въездом в Кременец появляются очень красивые высокие всхолмия, поляны и луга, напоминающие альпийские.

По дороге за городком Кременец, через несколько километров, на въезде в деревню Великие Бережки увидели вдалеке мелькнувшую на горизонте Почаевскую Лавру, стоящую на отдельной горе с плоской вершиной. Гора эта выпирает из равнины и сверкает в воздусях золотыми куполами.

Мне много раз доводилось бывать в лаврах, но впервые возникло ощущение, что святый град парит в синеве — словно Небесный Иерусалим.

Утренний туман и сверкающая роса на траве в бору реликтовых сосен, падающие сквозь стволы ранние солнечные лучи чем-то напомнили нам пейзажи русского грека Куинджи, уроженца Приазовья.

И с моста, что на въезде в село, Лавра видна издали очень хорошо. Постояв недолго на берегу речке Иквы в В. Бережках, мы полюбовались далекой Лаврой, словно предвосхищая ее…

* * *
В Лавру мы попали в середине дня, и сразу потянулись на службу в Троицкий собор.

Храм этот был построен к 300-летию Дома Романовых. В его интерьере потрясает огромное паникадило в старинном стиле, отлитое в форме короны, подаренное Императором Николаем II, страстотерпцем. Собор создан архитектором А. Щусевым в 1906—1911 гг. в древнерусском стиле: приземистый, с широким барабаном, одним мощным куполом. Над тремя вратами — красивые мозаики: Спас Нерукотворенный, Почаевская Богородица и Голгофа — по эскизам Николая Рериха, тогда еще не отпавшего от православия.

Близким прототипом почаевского Троицкого собора может служить и Троицкий собор, находящийся в Лавре Сергиевской под Москвой, и храм Антониева монастыря в Новгороде.

На церковнославянском языке шло чтение часов, по говору было слышно, что молодой русоволосый батюшка — уроженец здешних мест. Нас вместе с иными паломниками набралось человек тридцать. После произнесения пастырского слова батюшка погрузил большую кисть в ведро со святой водой… Первое же его движение, то есть первая ж капля святой воды, упавшая в народ, призвела мощное воздействие: моложавый мужчина стал кричать, стонать и подвывать. А священник всё окроплял и окроплял его. Тот упал: сипел и бился.

Другой случай воздействия вычитки благодатного батюшки мы наблюдали уже во дворе. На лавочке у монастырской ограды, стоявшей над обрывом, лежала в окружении спутниц худая женщина и то стонала, то жутковато «кричала криком».

Подруги, достаточно долго склонявшиеся над ней, прижимали к ее сердцу иконку.

* * *

О подвигах почаевских монахов рассказывают немало историй. Например, в советское время, уверяют, существовало предписание, по которому Лавра могла бы быть властью прикрыта, если бы хоть на два часа в ней прекратилось служение. И был период, когда чтение Священного Писания продолжали всего два схимонаха, сменяя друг друга. Что и спасло обитель от закрытия.

Во времена новейшей истории нашлось место и ратным подвигам. Упоминавшиеся выше оранжевые боевики Червония пытались совершить захват под девизом «Лавра повинна належати українцям!». Вопрос защищавших врата обители — «а кому она сейчас принадлежит?» — повисал без ответа.

Нам же в Лавре встречались священники только с украинскими фамилиями и украинской речью, более того, в соседних населенных пунктах, составляющих основную массу прихожан, проживают, как можно догадаться, именно украинцы.

И на молебен с Патриархом Кириллом летом 2009 г. в Лавру собралось около 50 тыс. православных со всех окрестностей. От кого же мечтали и мечтают очистить Почаев черные ксенофобы?

С той поры Почаевскую Лавру охраняет специально нанятое военизированное подразделение. Преподобный Амфилохий прожил 96 лет. Монахом батюшка стал в 1931 г., уже в преклонном возрасте. В 1950—1960-х гг. он лечил притекавший люд молитвами, изгонял бесов, получил дар прозорливости. Местные рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к батюшке приходили женщины и спрашивали прозорливца, придет ли мой муж с фронта. Иногда он благословлял и говорил: придет, придет. А иногда говорил: а ты не плачь, не придет. Так и бывало. Даже умершего ребенка однажды оживил этот благодатный старец, именовавшийся тогда о. Иосифом.

Как выразился известный русский церковный писатель и паломник А. Н. Муравьев, первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы» ее, а в глубине ее пещер.

К храмовой пещере, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских — препп. Иова и Амфилохия — ведет длинная колоннада, украшенная написанными в рост святыми, в русской земле просиявшими. Ряд начинается с равноапостольной княгини Ольги, даже с ее предшественников, мучеников Федора и Иоанна, а заканчивается святыми XIX и XX вв. — преп. Серафим Саровским, святителем Николаем Японским.

В пещерку Иова вход — через маленькое отверстие в скале, кажется, что размером с два кулака. На деле оно немногим-то и больше. И поначалу ты не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек.

Но — протискиваешься и ныряешь в полный мрак. Головой вниз, руками вперед. Но дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова — будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним, на высокой ступеньке близости к Престолу Его.

О, любознательная радость!

Монахи не велят никому говорить о том, что на самом деле ты видишь в пещерке. И я не буду. Скажу лишь, что успел рассмотреть икону, стоявшую в нише: преподобный Иов молится Богородице Почаевской. Он молится вместе с каждым, входящим в пещеру.

Как выбрался обратно? Непостижимо. Уже на свету я обнаружил у себя на груди, на серой футболочке, след словно от большой когтистой лапы: нательный cеребряный крестик, продрал, притиснутый к скале, четыре царапины.

* * *
Почаевская икона Божией Матери. Украина, Луганская область, г.Алчевск, Свято-Николаевский кафедральный собор

Мы поспели к вечерней службе, на которую в Успенский собор собрались для отдания акафиста «Пресвятой Богородице пред Ея Цельбоносною Стопою Почаевскою», монахи, послушники, семинаристы. Этот акафист звучит не так уж и часто, но нам повезло, мы попали в Лавру в воскресенье.

Чудотворная икона Божией Матери Почаевской происходит из Константинополя, и появилась в России в 1559 г. как дар греческого митрополита Неофита дворянке Анне Гойской, жившей недалеко от Почаева, в имении Орля. Образ был перенесен на Почаевскую гору — место явления Божией Матери двум инокам и пастуху в 1340 г. В нижней части иконы изображается камень с отпечатком стопы Богоматери, поскольку во время явления, Богоматерь видели стоящей на камне, объятую пламенем. Икона, а по некоторым данным, список с нее, хранится в Успенском соборе Почаевской Лавры: поднимается и опускается над иконостасом на особых лентах. Перед ней молятся о даровании мира и об утверждении Отечества в истинно православной вере. Празднование чудотворной Почаевской иконе Божией Матери совершается 23 июля/ 5 августа, в память о чудесном избавлении обители от нашествия турок в 1675 г.
В 8-м икосе акафиста Пресвятой Почаевской Богородице поется: «Радуйся, Еюже истинная вера Волынской стране возвратися». И в 9-м кондаке того же акафиста: «Всякия отступства и еретическая блуждания покаявшемуся народу земли Волынския отпустила еси, Владычице, и паки источник исцелений от чудотворныя Твоея иконы от следа стопы Твоея на горе Почаевстей в православной Лавре Твоей людем открыла еси, токмо аще покаяние о гресех своих принесут Богу и о Твоей помощи не сумнящеся, возопиют ему: Аллилуиа».

Дивно осознавать и чувствовать, что стоишь в трех шагах от места, где ступала «цельбоносная стопа» Божией Матери.
* * *

На колокольне Лавры, возведенной в 1869 г., — 13 колоколов. Самый большой, весом около 11,5 тонн, отлит в 1886 г. в Москве мастером Акимом Воробьевым. На нем изображены четыре евангелиста и поясок с надписью: «Благовестите день от дне спасения Бога нашего», а также трех Почаевских святынь: Явления Матери Божией, Чудотворной иконы и преподобного Иова.
Стоишь, задравши голову: лепота! Тут даже почти не думается о суетном. О том, анпример, что сторонники откола Почаевской Лавры от Московского Патриархата снова затевают свою волынку о том, чтобы обитель «передать украинскому народу», то вдруг начинают ходить какие-то «листовки Почаева» с непонятными воззваниями-обращениями или с «рецептами монастырского хлеба, который приносит счастье».
Летняя церковь, вид от Лаврской колокольни
4-5 августа с. г. в Почаевской обители прошли торжества. «К славным юбилеям, которые празднует в этом году наша Церковь, Почаевская обитель отмечает еще и 180-летие со времени присвоения монастырю статуса Лавры. Такой статус из древности присваивался монастырям, в которых проживало множество монашествующих и которые занимались обширной просветительской деятельностью и миссионерством, — отметил в пастырском слове наместник Лавры митрополит Владимир (Мороз). — На протяжении всей своей истории Почаевская Лавра, как большой корабль, совершает духовное плавание по волнам бушующего житейского моря. Пристань, к которой плывем — Царство Небесное, где мир, тишина, любовь и радость в Дусе Святом…».

Почаевская обитель стоит оплотом русского православия среди земель, подвергшихся католическому пришествию. Не сдается.

Источник: «Столетие»

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
#1 | Татьяна »» | 04.01.2015 15:43
  
1
В канун Нового года впервые были перенесены мощи прп. Амфилохия Почаевского. Эксклюзивный фоторепортаж из Почаевской Лавры

Более сорока лет прошло со дня кончины преподобного Амфилохия , но до сих пор есть люди, которые помнят его живого, рассказывают о чудесах из его жизни, о множестве исцелениях по молитвам святого. Все эти годы, день ото дня идут за помощью к подвижнику тысячи верующих, ведут свой тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни.

31 декабря в Почаевскую Лавру съехалось гораздо больше людей, чем в предыдущие годы. Паломники прибыли изо всех уголков страны, дабы почтить память удивительного святого.

В канун праздника прп. Амфилохия Почаевского впервые прошло перенесение мощей святого из Пещерного храма в Преображенский собор.
Житие Преподобного Амфилохия Почаевского
В селе Малая Иловица, что на Шумщине, в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка 27 ноября 1894 года родился сын, в святом крещении названный Иаковом - в честь мученика Иакова Персянина. Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову. С раннего детства будущий подвижник, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое.

В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию, где лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Сначала была санчасть в Сибири, в которой молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, а затем фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и наконец - плен. Немцы отправили его в Альпы, где Иаков три года работал у фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Иаков заслужил доверие и любовь своего хозяина. Но, тоскуя по родному краю, юноша в 1919 году осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село.

Молитвенная теплота отчего дома согрела душу скитальца. Дни потекли в привычной крестьянской работе. Помогал он и больным, обращавшимся за помощью. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по словам Достоевского, - сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не посеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния. В 1925 году Иаков Головатюк, избрав тернистый путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания.

В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни: “Человек, яко трава, дни его, яко цвет сельный, тако отцветет”.

Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи; поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати лет.

Проводя дни и ночи в труде и молитве, отец Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в “руководство духом”. Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления.

Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, зрение - слепым, скорбным приносил отраду и утешение. “Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов и привидений, - говорят святые отцы, - там насылает злых людей”. Под конец Великой Отечественной Войны, после отступления немцев, в одну из весенних ночей бандеровцы ворвались в домик к старцу и объявили о расстреле. Отец Иринарх, по милости Божией, спас тогда его от напрасной смерти, уготованной ему диаволом. Вскоре после этого отца Иосифа переводят обратно в Лавру.

Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены и, по мнению врачей, неизлечимы. Особый дар имел батюшка - изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так что часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя к немощным. Почти все жители Почаева в разные периоды своей жизни - в детстве, юности или старости - обращались к отцу Иосифу.

Целый день проводя на послушаниях и с людьми, старец молился ночью. Отец Иосиф возлюбил смирение и, избегая суетной человеческой славы, всячески старался скрывать свои добродетели. Многие, даже неверующие люди, после встречи с отцом Иосифом глубоко переменяли свои взгляды и прославляли его.

Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить Лавру в музей атеизма, а насельникам предлагали покинуть территорию. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а затем применены репрессии, высылки, тюрьмы... Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили все мужественно и спокойно, желая, если нужно, умереть за Лаврские Святыни. В храмах монастыря круглосуточно теплилась лампада и возносились молитвы...

Отец Иосиф приходил в храм, где до утра служил акафисты, а с рассветом велел всем петь: “Слава Тебе, показавшему нам свет”, “Пресвятая Дево” и другие песнопения и молитвы.

В одно время своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф Троицкий собор. Он знал, на что шел, и ожидал от злопамятных богоборцев жестокого отмщения. Через неделю его арестовали и поместили в психиатрическую больницу в Буданове, что в ста километрах от Почаева. Там его постригли и побрили, сорвали крест и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных... Каждый день вводили ему лекарство, от которого распухало все тело и трескалась кожа. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении; надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву. Наконец удалось его освободить. После этого поселился он у своего племянника в родной Иловице. Узнав, где находится старец, снова начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг в лице безбожных местных властей не дремал. Обеспокоенные притоком больных людей в село, они настроили против него родственников.

У отца Иосифа было девятнадцать племянников и племянниц. Как-то один племянник, работавший трактористом, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам. А там столкнул с трактора на землю, избил до потери сознания, бросил в воду и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде, а был декабрь месяц. Его нашли еле живого, он чудом не утонул. Срочно увезли подвижника в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий - в честь святителя Иппонийского, память которого праздновалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил отца Иосифа на ноги - он выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно. Приехали родственники и забрали его в Иловицу.

Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением и получали его, о чем имеются многие свидетельства. Слава о чудесах исцелений разносилась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, из Молдавии и Сахалина. Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. И сам он часто высказывался: “Ви думаєте, що я святий. Я грішник! А зцілення ви отримуєте по своїх молитвах і по своїй вірі”.

Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всей страны обязательно старались посетить и отца Иосифа в его селе. Летом у него ежедневно бывало до пятисот человек, а иногда и больше. Всех он обязательно угощал обедом и ужином: многие исцелялись благословенной трапезой.

Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто садясь за стол, отец Иосиф пел: “Страха их не убоюся, ниже смущуся!”. Во дворе старец ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Как известно, “сей род” (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф некоторых благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. “Якби ви знали, який піст солодкий”, - говорил старец, имея в виду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы сразу класть три земных поклона с молитвой “Богородице Дево, радуйся...”, чтобы легко выдерживать пост в этот день. Отец Иосиф исцелял разные недуги, но утверждал, что половина больных исцеляется, а половина уезжает от него не исцеленной - Богу не угодно это, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души.

Очень часто старцу приходилось терпеть неприятности от своих неугомонных посетителей, одержимых бесами. Домашние даже уговаривали его не принимать бесноватых, ибо бесы мстили, на что отец Иосиф отвечал: “Трудно терпіти, але і боятися демонів не треба”.

Говоря его словами, земля во дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжелобольных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена рождаются непокорными, гордыми и дерзкими, а потом стают бесноватыми. Смиряя таких детей, заставлял их просить прощения у родителей. Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого. У него было неизменное правило: если привезут кого с переломом, то вызывать его в любое время дня и ночи.

Пожилой послушник Иоанн бывал у отца Иосифа в селе Малая Иловица не один раз и там видел чудеса исцелений. “Без стяжания благодатных даров Духа Святого, я думаю, - рассказывал этот очевидец, - трудно творить такие чудеса исцелений, какие творил этот великий угодник нашей Волынской земли”. Это подтвердит и любой житель Почаева, и те десятки, если не сотни тысяч людей отечества нашего, которых исцелил отец Иосиф. Обладал он и даром провидения, о чем также многие свидетельствуют.

Как-то после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келии к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исаии: “С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!”. А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников не пускают в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения - душевнобольные.

Отец Иосиф советовал молитвой лечить “недуг нынешнего века”. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельне на полу, застланном соломой и ряднами (покрывалами), спали больные, одержимые злыми духами. Сонные, они среди ночи бормотали: “проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!...”.

Подвижник по ночам плотно завешивал окна черными занавесками: ночью в полной схиме, с зажженным ладаном в руках он творил молитву, которую чувствовали и не терпели злые духи в спящих бесноватых людях. Часто утром рассказывал старец, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами во двор с угрозой убить, застрелить, зарезать или отравить.

Приезжали к батюшке и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть земные поклонов, велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались. Тогда, по его словам, “всі нерви вийдутъ” и вернется здоровье. При этом добавлял, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не “нервы расстроены”, а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними.

Имея доброе сердце, отец Иосиф не любил злых людей, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в человеке не без посредства демонов, потому-то злые люди им и уподобляются.

Старец говорил: “Любой грех опутывает сердце как паутина, а злоба, как проволока - попробуй разорви ее. Злые люди убили царя, злые глумятся над православными”. “Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия” - неоднократно повторял подвижник.

Неодобрительно относился отец Иосиф и к телевизионным передачам, которые “спустошують, обкрадаютъ душу”. После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя к молитве, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца, только в осуждение.

Свою любовь к людям батюшка даровал всем, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него Святой благодатью. Духовной любви у него хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопрос одной рабы Божией о том, как достичь такой любви, он отвечал, что Бог дает благодать любви за смирение. И еще часто повторял: “Як ти до людей, так і люди до тебе”.

Божия Матерь для отца Иосифа была Небом, он постоянно в своих молитвах обращался к Ней. Иногда во время общего обеда он просил всех прервать обед, встать и пропеть молитву Божией Матери “Под Твою Милость...”.

Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь “Елицы, во Христа креститеся” и “С нами Бог”. Сам он имел красивый баритон, хорошо понимал и любил церковное пение.

Как-то зимой, в начале 1970 года, отец Иосиф зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы. Попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились. Никто не видел цветов. Потом стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.

Что чувствовал отец Иосиф в последние дни своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось его лицо: глубоко уходил он в себя в молитвенном созерцании. Он знал помыслы окружающих его: добрые и злые. Благодарил за добро, прощал зло. Ополчились против него не только злые духи, но и люди.

Летом 1970 года с батюшкой случались странные приступы: он лежал на лавке в саду как бы в бессознательном состоянии. Пролежав так некоторое время, он вставал совершенно здоровый. Повторились приступы и в октябре. Никто ни о чем не догадался тогда. Позднее стало известно, что отцу Иосифу в очередной раз дана была отрава.

Провидел старец, наверное, замыслы врага и знал его сообщников-исполнителей. Но кто мог представить себе, что может случиться что-то плохое! Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а “Апостолы от конец, совокупльшеся зде” просил пропеть трижды. А сам, слушая, закрывал лицо руками и плакал. После с грустью говорил: “А як страшно буде, коли станутъ мерзлу землю на труну (гроб) кидати”...

Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Умер он 1-го января, а хоронили его 4 января 1971 года (по новому стилю).

Годы летят, время продолжает свой неудержимый бег. Миновало уже более тридцати лет со дня его кончины, а люди, которые помнят его живого, его голос, любящее сердце и добрые, умные глаза, из уст в уста передают друг другу о чудесах исцелений. Все эти годы день ото дня шли на могилку к подвижнику люди, зажигали свечи или возжигали лампадки, вели тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни.

Вся жизнь отца Иосифа, в схиме Амфилохия, была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь - это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно такою любовью старец стяжал глубокое уважение к себе.

Верой и милосердием к страждущим он явил для нас благостный пример жизни и оставил неизгладимую память в сердцах верующих людей, для которых был и остается скорым целителем, милостивым помощником и благопоспешным заступником. Он и по смерти лечит, утешает, назидает: люди и теперь ощущают эту любовь. Некоторые даже слышат его голос, зовущий молиться, каяться, исправляться и жить по заповедям Божиим. Народ убежденно верит в его святость. С того времени, и по сегодняшний день на месте погребения схиигумена Амфилохия происходили чудеса и исцеления людей. Перед праздником Пасхи 2002 г. были обретены его нетленные мощи.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, 12 мая 2002 г. н.с. (в Неделю Фомину), схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского.

Преподобный отче Амфилохие Моли Бога о нас!

Житие взято с официального сайта Почаевской Лавры


http://www.pravlife.org/content/v-kanun-novogo-goda-vpervye-byli-pereneseny-moshchi-prp-amfilohiya-pochaevskogo
#2 | Николай Г Р »» | 04.01.2015 16:56
  
1
Правды ради уточню автора - святой Иов боролся с западным влиянием на земли Руси, а Амфилохий - больше все таки боролся с оскалом коммунистически-террористического зверя на Руси исходящего с востока.
Почаевская Лавра - оплот Церкви Христовой на Западе Украины, где много и униатов, и автокефалистов. Но Господь сохраняет єту горящую свечу во мраке веры для возможности спасения всех русичей.
И жизнь ее двух подвижников - при разных государственных устройствах - говорит, что важнее всего Церковь Христова, ее чистота и спасительная помощь ищущим Бога и спасения души.
#3 | Дмитрий Уфа »» | 04.01.2015 23:24 | ответ на: #1 ( Татьяна ) »»
  
2
сайт Почаевской Лавры:
http://www.pochaev.org.ua/
#4 | Александра З. »» | 22.03.2015 23:41
  
0
НА ТЕРНОПОЛЬЩИНЕ «ПРАВЫЙ СЕКТОР» ОРГАНИЗУЕТ «БОЕВОЙ ВЫЕЗД В ПОЧАЕВ».
По сообщениям, размещенным на страницах в социальных сетях, принадлежащих общественной организации «Правый Сектор Тернопольщина», на воскресенье 22 марта этой организацией объявлен «боевой выезд в Почаев» всех ее силовых подразделений, передает пресс-служба Украинской Православной Церкви.
Свою откровенную провокацию экстремисты «Правого сектора» оправдывают выдуманной ими же ложью о том, что будто бы из Лавры должна быть вывезена за границу Почаевская чудотворная икона Богородицы. Ведь не существует никаких подтверждений этой информации, кроме анонимного «обращение жителей Почаева», на которое безапелляционно ссылаются экстремисты и бульварные СМИ. Более того, в секторе связей с общественностью УМВД Украины в Тернопольской области опровергли распространенную информацию о вывозе святынь.

«Работники Кременецкого райотдела милиции проверили данную информацию и она не подтвердилась. Правоохранители по этому поводу пообщались с наместником и духовенством Почаевской Свято-Успенской лавры. Они отрицали, что из святилища планируют вывозить икону. По их словам, об этой информации они узнали впервые из Интернета», - говорится в сообщении.

Еще раньше наместник Почаевской Лавры митрополит Почаевский Владимир обнародовал обращение, в котором решительно отверг клевету о возможном вывозе Почаевских святынь за пределы Лавры, а тем более, за границу. В частности он отметил: «Я, как наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры уверяю всех вас, что святыни, к которым мы и паломники ежедневно прибегаем, находятся на своих местах. Приглашаю всех прийти и поклониться им...

...Еще раз заверяю вас, что лаврские святыни находятся на своих местах, и не слушайте тех, кто еще полтора-два десятка лет говорил, что из Лавры уже вывезли все. Куда нам вывозить? Здесь наш духовный дом, мы его полюбили и посвятили ему свою жизнь».Звернення намісника Свято-Успенської Почаївської Лаври Високопреосвященнішого митрополита Почаївського Володимира щодо поширення пліток про нібито вивезення з України Почаївських святинь


Слава Богу, Господь сподобив нас і цього року пережити більшу половину Великого посту. Цей час для нас, православних християн, особливий. За вченням Церкви він є «спасительний і благоприятний». Ми маємо проаналізувати образ нашого життя, покаятися і виправитися, пам’ятаючи, що земне життя – це підготовка до майбутнього, до вічності.

Нажаль, після третьої, Хрестопоклонної неділі у ЗМІ стали лунати звинувачення на адресу насельників Свято-Успенської Почаївської Лаври. Знову повторюються старі звинувачення: вивозять святині, антиукраїнські настрої і тому подібне. Апостол Павло попереджає: «Не слухайте тих, які сіють між вами ворожнечу і роздори, тому що такі Богу не служать» (Рим.16,17).

Я, як намісник Свято-Успенської Почаївської Лаври запевняю всіх вас, що святині, до яких ми і паломники щоденно прибігаємо, є на своїх місцях. Запрошую всіх прийти і вклонитися їм, тому що через них діє Божа Благодать, яка просвітлює наш розум і серце, якщо ми вірою її сприймаємо.

Хто, на вашу думку, є видимим хранителем наших монастирських святинь? Відповідаємо: ігумен і братія монастиря. На нас лежить відповідальність – те, що ми отримали, берегти як зіницю ока і передати нащадкам, які будуть після нас.

Живий приклад того, як бережно зберігалися і боронилися Почаївські святині, нам подали сповідники другої половини ХХ століття – насельники Почаївської Лаври. Вони були по декілька разів засуджені за те, що не полишали Лавру і не давали безбожникам перетворити її в музей і в центр атеїзму.

Паломники, які бувають у Почаївській Лаврі, бачать, як ця святиня за останні роки прикрасилася і який славний храм побудований на Почаївській горі. Чи це не є свідченням того, як братія монастиря дбає про цю святиню?! Будьте уважні! Нажаль, діють сили, які розділяють наш народ і відвертають його від Бога. Не слухайте тих, хто розповсюджує плітки і неправду що в Почаєві не моляться за Україну і наш народ. Якраз ми і молимося за «богохранимую страну нашу» – за Україну. А в проханнях «о мирі всего мира» священнослужителі моляться і за весь світ.

Хтось може запитає: «Чому ж в нашій країні немає миру?». Тому що серед народу немає правильного побожного християнського життя. Запитаємо і ми: «Скільки відсотків людей ходять до храму в недільний день?».

Ще раз запевняю, що лаврські святині знаходяться на своїх місцях, і не слухайте тих самих, хто ще півтора-два десятки років говорив, що з Лаври вже вивезли все. Куди нам вивозити? Тут наш духовний дім, ми його полюбили і присвятили йому своє життя. Братія лаври – це ж ваші земляки, можливо односельчани, можливо близькі чи родичі, онуки, які монастирю посвятили те, що є саме найдорожче – свою юність і життя. Це можуть бачити всі, хто побував у Лаврі.

Апостол Петро зауважує: «Остерігайтеся, щоб вам не спокуситися оманою беззаконників і не відпасти від свого ствердження» (2 Петр. 3:17). Живімо в мирі, злагоді, тому що таке веління нашого Спасителя і Господа. Він обіцяв, що якщо ми виконаємо цю і інші заповіді, то прийме нас після земного шляху до небесної вітчизни, чого всім вам бажаю. Нехай допоможе нам Бог з оновленими душами і просвітленими серцями дожити до Страсного тижня, після якого зустріти славний день Христового Воскресіння.





+ Володимир

митрополит Почаївський,

намісник Свято- Успенської Почаївської Лаври
http://www.pochaev.org.ua/?pid=1740
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites