Говорил ли Христос о суде?


Говорил ли Христос о суде?




Одни утверждают: нет в Евангелии никакого суда, там только любовь и прощение. Другие возражают: напротив, там много говорится о наказании грешников и о том, что каждый даст Богу отчет в своей земной жизни. Кто прав? И те, и другие… или ни те, ни другие. Суд в Евангелии вне всякого сомнения есть, но само Евангелие – не о суде.Христос ясно говорит: язычникам будет отраднее в день суда, нежели тем, кто не принял Его в Израиле (Мф 11:22-24); за все свои слова люди дадут ответ на суде (Мф 12:36-37); осужденных ждет геенна (Мф 23:33). Грозно звучит предупреждение: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф 5:25). О суде в первых трех Евангелиях говорится, но… не так уж и много, особенно если сравнить с другими темами Его проповеди. И нигде этот суд не называется в Евангелии или вообще в Библии «страшным».

Христос говорил о суде – но как именно говорил? Иногда Он в проповеди возвещал нечто новое, даже шокирующее – а иногда просто ссылался на хорошо известные представления людей. Так Он велел очистившимся прокаженным пойти в Храм для совершения положенных ритуалов (Лк 17:11-14), а подданным кесаря – отдавать ему положенную подать (Мф 22:15-22). При этом понятно, что проповедь Христа была не о ритуалах и не о налогах, а о чем-то совсем ином – но Он опирался на установленные правила как на что-то само собой разумеющееся и не подлежащее пересмотру. Правила правилами, а Благая Весть – о чем-то намного более важном.

Представления о том, что после смерти человек предстает перед высшими существами и дает им отчет о своей жизни, свойственны очень многим народам, в том числе и язычникам, в них нет ничего специфически христианского. У китайцев, например, принято сжигать ради умерших родственников специально изготовленные «адские деньги», чтобы таким образом передать им средства для подкупа этих самых судей. Да и в древнем мире представления о посмертном суде мы найдем не столько в Библии, сколько, например, в египетских «текстах пирамид», которые, собственно, и служили своеобразным пособием по прохождению посмертного суда.

И ничего подобного мы не найдем в Ветхом Завете. Он вообще не особенно задается вопросом о том, что будет с человеком после смерти, всё его внимание сосредоточено на жизни здесь и сейчас. Египтянин с рождения готовился умирать (потому фараоны и строили пирамиды), древний израильтянин призван был к жизни с Богом. К чему было знать подробности того, что произойдет когда-то потом? Они только отвлекут от главного. Бог не просто встретит человека за гробом, Он следит за ним здесь и сейчас, ждет ответа на Свой призыв ежедневно и ежечасно, а не когда-то в далеком будущем.

Конечно, ко временам Нового Завета представление о посмертном воздаянии было вполне ясно сформулировано и у евреев (хотя саддукеи, судя по всему, его не разделяли). Это мы видим по притче о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31), но в ней нас может удивить… полное отсутствие всякой судебной процедуры. Один после смерти был отнесен в ад, другой – на лоно Авраама, но никаких разбирательств в притче не описано, всё происходит как бы само собой. Конечно, это всего лишь притча, а не подробная инструкция, но египтянам она показалась бы очень странной. Как же это в ней пропущено всё самое главное и интересное – судебный процесс?

Намного подробнее говорит Христос о судах земных. Он резко упрекает фарисеев, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф 23:23). Но речь вовсе не идет о наказании грешников, скорее, о восстановлении справедливости по отношению к бедным и незнатным людям, которые просто никак не могли рассчитывать на внимание судьи и потому были бессильны перед угнетателями и обидчиками. Он даже рассказывает притчу о таком судье, которого бедная вдова заставила-таки своим упрямством исполнить свои прямые обязанности (Лк 18:1-5).

Зато Сам Христос ответил человеку, который хотел, чтобы Он разрешил его спор с братом о наследстве: «кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12:14) И уж совсем странно после всего этого смотрятся слова: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк 6:37).

Можно было бы приводить и другие цитаты, но этого уже достаточно, чтобы запутаться. Так судить людям друг друга или не судить? На самом деле, никакого противоречия, всё просто и логично: если можешь восстановить попранную справедливость в отношении другого человека, ты обязан сделать это. А если обидели тебя – лучше прости, потому что сам нуждаешься в прощении. Помирись с соперником, а не то попадешь к Судье не обвинителем, а обвиняемым…

До сих пор я ссылался только на первые три Евангелия, но куда подробнее о суде говорит четвертый евангелист, Иоанн. Например: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:17-21).

Так что же это такое, вообще никакого страшного суда? Если понимать его так, как понимали древние египтяне: сразу после смерти начинается долгое и подробное разбирательство, а потом выносится справедливый вердикт, – да, совсем не так выходит по словам Иоанна. Да и у первых трех евангелистов ясно сказано, что такого суда вообще-то человеку лучше всего избежать, потому что не оправдается он на таком суде.

Впрочем, есть у Матфея и описание, очень похожее именно на такой суд (25:31-46): люди предстают перед Сыном Человеческим, пришедшим во славе, а Он делит их на две части, одну посылает на вечную муку, а других – на вечную жизнь. Но опять-таки, никаких придирчивых разбирательств, никакого взвешивания грехов и добродетелей, как у египтян и как мы видим это на многих средневековых изображениях. Даже никакого экзамена на чистоту веры. Критерий назван всего один: как ты обращался с ближним? Накормил голодного, одел раздетого, посетил заключенного – или прошел мимо? Если ты сделал всё это, то Сын Человеческий знает тебя и примет тебя, потому что всё это ты сделал с Ним. А если нет – ты чужой на этом празднике.

И тогда всё становится на свои места, Иоанн сходится с Матфеем. Суд происходит здесь и сейчас, в каждый момент нашей жизни – а результат его раскроется в вечности. Он идет не потому, что кто-то занял место прокурора, а кто-то место адвоката, и начались прения сторон, а потому, что в мир пришел свет, и в каждый момент нашей жизни мы выбираем, принять его или отказаться от него. Однажды этот выбор станет окончательным. Говорить о таких вещах неизбежно приходится через земные аналогии и подобия, и суд – одно из таких подобий. Пожалуй, самое близкое.

Человеку свойственно впечатляться образами, и картины страшного суда со временем займут западные стены христианских храмов. Все детальнее и живописнее будут на них изображаться мучения грешников разных категорий… А я вспоминаю мозаику на стене небольшой церкви на острове Торчелло около Венеции. Это XII век, пора крестовых походов и междоусобных войн, мрачное, на наш взгляд, время… А суд выглядит на мозаике не столько страшным испытанием, сколько окончательным торжеством добра. Воскресли усопшие, и море отдало своих мертвецов по зову ангельской трубы, все они встречают своего Господа и с радостным трепетом предстают перед Ним. В правом нижнем углу изображено и воинство сатаны с теми из людей, кто встал на его сторону и обрек себя на ту же учесть, но совсем не это побежденное воинство занимало центральное место…

Суд, о котором говорил Христос – это победа Света над тьмой.

Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрей



http://www.foma.ru/govoril-li-xristos-o-sude.html

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 30.12.2013 01:36
  
0
Не вмещает ветхий ум нового.

Судиться не христианского жития дело; об этом нет и намека в учении Христовом. прп. Исаак Сирин
  
#2 | Фокин Сергей »» | 17.01.2014 22:18
  
0
Есть, как минимум два отношения к суду земному. Отношение отдельного христианина или монаха. И отношение православных людей между собой в общине. Не стоит путать. Как и сравнивать с беззаконным, коррумпированным, подчиненным власти ростовщиков судом в наше время.

Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи.
Судиться не христианского жития дело; об этом нет и намека в учении Христовом.
Веселись с веселящимися, и плач с плачущими; ибо это признак чистоты.
С больными болезнуй; с грешными проливай слезы; с кающимися радуйся.
Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один
. прп Исаак Сирин

Первое письмо коринфянам 6

1 Неужели кто-то из вас, имея дело против другого, смеет идти в суд к неправедным, а не к святым? 2 Или не знаете, что святые будут судить мир? А если мир будет судиться вами, то неужели вы неспособны рассудить маловажные дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов? Почему тогда не рассудить житейские дела? 4 Если же у вас есть житейские дела, которые нужно рассудить, то не ставите ли вы судьями людей, которые презираются в собрании? 5 Говорю, чтобы пристыдить вас. Неужели нет среди вас ни одного мудрого, который мог бы произвести суд между братьями, 6 но брат с братом идёт в суд, и это перед неверующими? 7 Ведь для вас на самом деле это полное поражение, что вы судитесь друг с другом. Почему вам лучше не быть обиженными? Почему вам лучше не быть обманутыми? 8 Но вы обижаете и обманываете, и к тому же своих братьев.

"О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим". Книга пророка Михея . Глава 6. 8


"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Евангелие от Матфея . Глава 23.23


"Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять".Евангелие от Луки . Глава 11.42

Спаси Господи и вразуми.
#3 | Егоров Сергей »» | 20.01.2014 05:06
  
6
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны».
#4 | Aнна »» | 20.01.2014 16:21
  
1
[«БОГ есть любовь»] (1 Иоанна 4:8). Эти трогательные слова показывают, что Он осуществляет свою власть на основании любви. Подумать только, он с любовью дает солнечный свет и дождь даже тем людям, которые не повинуются ему! (Матфея 5:44, 45). Благодаря любви Бога к человечеству, даже враги Бога имеют возможность раскаяться, обратиться к нему и обрести жизнь [([Иоанна 3:16 Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь.)]


Иисус подражает своему Отцу.В отношении Своих последователей Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:35).
[Иисус Христос побуждал своих учеников: «Не переставайте любить своих врагов [и] делать добро» (Луки 6:35)
]
[
Иисус сказал: «Не переставайте любить своих врагов и молиться за тех, кто вас преследует» (Матф. 5:44). Как видно, его ученики должны были проявлять любовь к тем, кто относился к ним враждебно.]


Лука передал слова Иисуса: «Я говорю вам, тем, кто слушает: не переставайте любить своих врагов, делать добро тем, кто вас ненавидит, благословлять тех, кто вас проклинает, и молиться за тех, кто вас оскорбляет» (Луки 6:27, 28).

Да Иисус обличал, торгующих в храме, поступающих греховно. Вы не увидите обличение в современных храмах.
1 Тим. 5:20: «Поступающих греховно обличай перед всеми [то есть перед теми, кто знает о грехе], чтобы и остальные имели страх».

причину для счастья Иисус выразил так: «Счастливы чистые сердцем, потому что они увидят Бога. Счастливы миротворцы, потому что они назовутся „сыновьями Бога“» (Матфея 5:8, 9). Сердце должно быть чистым не только в нравственном, но и в духовном отношении; кроме того, оно должно быть полностью преданно Богу (1 Паралипоменон 28:9; Псалом 85:11). Мирные же люди, или миротворцы, сохраняют мир с христианскими братьями, а также, насколько это возможно с их стороны, с другими людьми (Римлянам 12:17—21).[ Они «ищут мира и стремятся к нему» (1 Петра 3:11)
]

Мирным людям с чистым сердцем дается обещание, что они «назовутся „сыновьями Бога“» и «увидят Бога».

То есть Бог любит всex , пpаведных и неправедных. Он очень терпелив и дает все время раскаятbся. Он хочет, чтобы все спаслись.

Но в то же время предупреждает Софония 22 Пока не вступило в силу постановление, пока день не пролетел, как мякина, пока не обрушился на вас пылающий гнев Иеговы, пока не наступил для вас день гнева Иеговы, 3[ ищите Иегову, все кроткие земли, исполняющие его законы, ищите праведность, ищите кротость. Может быть, вы укроетесь в день гнева Иеговы.
]
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU