Можно ли молиться Богу своими словами?

Молитва

Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной жизни.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:

«Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени» (Слово о келейном молитвенном правиле).

Даже апостолы просили Господа: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11: 1). Спаситель дал ученикам, а через них – всем христианам совершеннейший образец молитвы – молитву «Отче наш».

Кроме молитвы Господней, в апостольский век общепринятыми были псалмы (греч. псалло – «пою») пророка Давида и песнопения других богодухновенных гимнографов. В псалмах славословили и благодарили Господа. Ими утешались и возносили к Богу прошения во всех жизненных обстоятельствах. К псалмопению призывает апостол Павел верующих (см.: Еф. 5: 19; Кол. 3: 16). Однако этим не ограничивалась молитвенная жизнь в первенствующей Церкви.
Слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – содержат призыв к стяжанию постоянной внутренней молитвы, которая чаще всего совершается своими словами.

Апостол говорит и о молитве собственными словами, произносимой устами: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке» (1 Кор. 14: 19).

В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, но и собственными:

«Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа» (святитель Иоанн Златоуст).

Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник:

«Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их» (Лествица. 28: 9); «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его» (Лествица. 28: 10).

Как правильно молиться собственными словами? Преподобный Никодим Святогорец пишет:

«В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего» (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве).

Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой:

«Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Об этом говорит и святитель Феофан Затворник:

«Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца» (Письма. Вып. 7. Письмо 1083).

Иеромонах Иов (Гумеров)

Господи, помилуй.

Комментарии (5)

Всего: 5 комментариев
#1 | Георгий Петров »» | 03.11.2013 12:28
  
10
Господь мой и Бог мой, Иисус Христос, Спаситель мой!

Вот я стою перед Тобой, чтобы душа моя устремилась вслед за словом моим в горнии выси Твои, в Свет Твой, куда не проникнет никакая ложь.
Господи, во все дни свои я ищу любую возможность, чтобы выразить Тебе всю мою благодарность. Прости мне мою многословность, Ты смотришь в сердце и видишь всё в истинном свете. Я не знаю, Бог мой, где, и как ПРАВИЛЬНО славить тебя, но я знаю когда, за что и почему я это делаю.

Слава Тебе, Пресветлый Господь, Ты коснулся сердца моего, Ты на кресте выкупил меня у смерти, Ты апостолам своим повелел: закинуть сеть СПРАВА от лодки, Ты промыслил мне родиться в нужное время и в нужном месте, где я смог понять Тебя и Твою Любовь.

Слава тебе Господи. Ты послал мне мою семью, братьев и сестёр, друзей, собеседников, начальников и товарищей, которые прощают мне мои недостатки и позволяют проявить свои человеческие качества, в общении с которыми я перестал чувствовать себя одиноким.

Слава тебе Иисус за кров и пищу, за промысел Твой о жизни моей, за то, что Ты не раз спасал меня от смерти и разочарования в жизни.

Слава Тебе Христос за то, что Ты создал этот Мир и определил в нём место всякой твари, что Ты знаешь обо мне и любишь меня, и что мне только остаётся помнить о том, что я человек.

Прошу Тебя, Господи, войди Духом Своим Святым в сердце моё, оплодотвори душу мою Любовью Своей, научи меня правильно любить Тебя и ближних моих, не оставляй меня, Господи, ведь я так слаб и грешен, что не могу без Тебя обойтись ни одного мгновения.

Смилуйся, Господь мой, веди меня рукою Твоей, не дай уклониться ни вправо ни влево. Помоги мне освободить душу от всего низкого и недостойного. Ты Пастырь добрый, иго Твоё блаженно, ноша Твоя легка. Всё ввергаю в волю Твою, введи меня в Царствие Твоё, которое внутри меня и да примут многие от Света Твоего.

Просвети очи разума моего, очи сердца моего, благослови меня на жизнь праведную и чистую во имя Отца и Сына и Святого Духа.

АМИНЬ
#2 | Анна Гор. »» | 03.11.2013 23:47
  
9
Происхождение церковных молитв


Появление молитв вполне естественно и понятно.
Есть люди с чуткой, поэтической душой, составляющие различные поэтические произведения, в которых восхваляются ими красоты и величие природы, нравы, жизнь людей и их отношение друг к другу.

Но Господь вложил в душу человека любовь и влечение не только к природе, но и к Творцу ее.

Выражать эту любовь и стремление возможно всем нашим существом — и умом, через познание Бога и Его святой воли;
сердцем — через воспитание в нем веры, страха и благоговения к Богу;
волей — через укрепление ее в Божественных заповедях.

То, что имеется у человека в душе, невольно выражается и вовне словами и действиями.
Поэтому высокие религиозно-нравственные чувства угодников Божиих, при своей праведной и святой жизни одаренных и поэтическим талантом, изливались в ряде размышлений, художественных повествований и молитвенных воззваний.
Подобно тому, как в школе мы читаем и заучиваем стихотворения и рассказы великих писателей, чтобы самим научиться лучше выражаться на словах, лучше думать и писать, подобно сему нам нужно слушать, читать и заучивать церковные молитвы, чтобы лучше научиться молиться Господу, лучше выражать свою веру в Него.


Понятие о молитве


Переживаемые в душе христианина религиозные чувства иначе называются религиозной настроенностью или настроением.

Обнаружение же религиозного настроения в благоговейных словах называется словесной молитвой.

В душе первых составителей молитва была свободным выражением переживаемых ими личных чувств, или же чувств, переживаемых целым обществом.

В Евангелии находится несколько молитв, впервые произнесенных Иисусом Христом. Таковы, кроме "Отче наш" (Луки 11:1-4), "Исповедаю Ти ся, Отче, Господи, неба и земли" — (Мф. 11:25-29); "Боже, милостив буди мне грешному" — (Луки 18:13); Первосвященническая молитва (Иоанна 17). — "Во имя Отца и Сына"… (Мф. 28:19).

Апостолы сами молились и заповедовали христианам совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за Царя, за власти (1Тим. 2:1-2).

Для выражения участия в молитве присутствующие еще в Апостольские времена говорили в конце слово: "аминь", т.е. "истинно" (1Кор. 14:16).

Молитвы продолжали появляться и после Апостолов, постепенно записывались и составили содержание целого ряда богослужебных книг. В них выражаются в образной, поэтической форме те мысли и чувства, которые содержатся и в Священном Писании, напр. вера в Бога, Его милосердие и любовь к людям, благодарение Его за различные благодеяния и т.д.

священник Н.Р. Антонов
#3 | Анна Гор. »» | 03.11.2013 23:54
  
7
За лирический характер и поэтическую форму молитвы можно назвать духовными стихотворениями.


Господи! избави меня от всякого неведения и забвения,
и малодушия, и окамененнаго нечувствия,
Господи! даждъ ми слезы, и память смертную, и умиление.


(Из молитвы святого Иоанна Златоустого)

Молитва

Бывают дни, когда молиться так легко,
Что будто на душу молитвы сходят сами.
Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко,
Нашептывает их с любовью и слезами.

В те дни нам жизнь ясней, и внутренним глазам
Доступней Промысла таинственная книга.
И чаще радость в нас, и крест не в бремя нам,
И благ тяжелый гнет возлюбленного ига.

Бывают дни, когда мрак на душе лежит:
Отяжелевшая и хладная, как камень.
Она не верует, не любит, не скорбит,
И не зажжется в ней молитвы тихий пламень.

Хранитель Ангел мой! не дай мне в эти дни
Пред смертью испытать последнее сомненье
И от души моей ты немощь отжени,
И хлад неведенья, и чувств окамененье.

Но теплых слез во мне источник обнови,
Когда остынет он в дремоте лени томной;
Дай умиленье мне молитвы и любви,
Дай память смертную, лампаду в вечер темный.


Петр Вяземский
#4 | Дым »» | 04.11.2013 00:09 | ответ на: #1 ( Георгий Петров ) »»
  
8
Смилуйся, Господь мой, веди меня рукою Твоей, не дай уклониться ни вправо ни влево. Помоги мне освободить душу от всего низкого и недостойного. Ты Пастырь добрый, иго Твоё блаженно, ноша Твоя легка. Всё ввергаю в волю Твою, введи меня в Царствие Твоё, которое внутри меня и да примут многие от Света Твоего.
+++
Благодарю Тебя за всё и всякое!
#5 | Елена Адам »» | 04.11.2013 12:35
  
6
О Всеблагая и Животворящая Троице,прими благодарение за вся милости Твоя и яви нас достойными Твоих благодеяний,дабы,умножив вверенные нам таланты,мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой:Аллилуйа!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites