Многие альпинисты и туристы начавшие ездить в Гималаи подпали под влияние буддизма и йоги. Некоторые до сих пор искренне считают, что православная аскетика и йога одно и тоже, только другими словами. Ниже ответ известного всем Афонского архимандрита.
Игумен монастыря Ватопед архимандрит Ефрем: «Православное монашество – это не йога»
Архимандрит Ефрем, игумен монастыря Ватопед, на Афоне
Триединость,символ веры у меня есть Анастасия блаженного,патриарха Александрийского,Но не в ней суть.Одни счета ют ,что эмпирическая триединость заключается ,в без корыстном поминовение покойных ко Господу,йа же считаю что Отец ,Кой всеял дух и жизнь в меня,при искренности моей в Богообщении,даёт мне Благодать. Ещё писал о там тамах исихазма,будисты считают это их ученьем.Некоторые Афонцы рекомендуют повтор 1000 в час.Как же при этом созиждешь любовь в сердце?
http://sterligov.livejournal.com/60640.html Кто в теме истории канонов,надо разбить богоборца. Силой иринии, Желанием стяжания благодати клиром и миром ,восозданная единением служба,тем более канонической экзегетики 4 века Критского ,Златоустого.. .не может не быть благодатна.,Там Господь с нами.По поводу без благодатности рукоположения Архиерейской хиротонии ,то не Вам судить.Десницу же троеперстную,в пещерах Киевопечерской лавры сложил для крестного знаменья пред кончиной Святой преподобный Сперидон Просфорник 9 веков назад.Узрите и покайтесь,либо грехи ума ,редко замаливаемы. Моя нетварная энергия приходит с плачем и сораспятием в Хресте, но не в зазирании Вам не доступной веры.
Греческий перевод или масоретской редакции равина Акибы и его толкователей. Пятикнижие Моисеево /1.Бытие (В начале) с 436 мелкими добавлениями к др. евр.тексту. Исход("И вот Имена") с 359 добавлениями. Левит("И воззвал") с 113 добавлениями. Числа("В пустыне") с 150 добавлениями. Второзаконие("И вот слова") с 293 добавлениями. Иисуса Навина (с 222 добавлениями). Судей (с 118 добавлениями). Руфь( с 22 добавлениями ). 1 Паралипоменон("Деяния времен") с 18 добавлениями. 2 Паралипоменон (с 39 добавлениями , в том числе крупными, к гл.35,ст 20 ,гл. 36, ст.2. 2 Ездры,Товит,Иудифь,Премудрости Соломона,Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии ,Варуха, 1-3 Маккавейские ,3 Ездры -неканонические. У католиков все - В каноне Др.еврейский текст Второисаии(546-538 до Р.Х.)...цари их будут тебя нянчить,а их супруги,царицы,будут твоими кормилицами.:лицом до земли будут они кланяться тебе и лизать прах ног твоих,тогда ты узнаешь ,что я -Яхве...твои притеснители в междоусобии отдадут на съедение своё собственное тело,так что они будут опьянены своей кровью,как молодым вином.И всякая плоть Будет знать что я-Яхве (Ис 49,22-26)Третьеисаии(475-450 до Р.Х.)"Чужестранцы будут пасти ваш скот,иноплеменники будут у вас земледельцами и виноградарями,а вы будете называться священниками -Яхве...вы будете поедать достояние языческих народов,украшаться их драгоценностями.."(Ис.61,5-6.) и т.п. Становится понятно почему первоисточник не каноничен. Яхве вам не напоминает Люцефера? Думаю,только через призму Истины Нового Завета ,можно смотреть на "Историю жестоковыйного народа,побивающего своих пророков"Ветхого Завета ,а не наоборот - как на "Западе".
Воейков Н.Н. - Церковь, Русь, и Рим 1.Греки фактически договаривались не с Римской церковью,а с её частью(в их церкви было на то время два папы)
2.Папа Евгений 4,согласно принципу Констанцского и Базельского Соборов,не был правомочен что-либо решать без ведома Собора.
3.Евгений 4 в момент подписания "унии"являлся законно низложенным Базельским Собором,а Флорентийский его собор был объявлен недействительным.
4."Уния"подписанная греками,являлась,как им показалось,для них единственным способом добиться обещанной Римом помощи для спасения Византии от турок.
5.Вопреки католическим утверждениям "уния" эта ни в коей мере не касалась и не обязывала остальных патриархов(ведь все православные патриархи равны по достоинству и ни один из них не может считаться большим)согласиться на вырванные у греком признания.Их морили голодом и запрещали покупать им еду,а подавали им есть солёную рыбу и солёную воду.В последствии все епископы отказались от этой ереси и своих подписей,покаялись и были прощены Церковью и народом.Святитель Марк Ефесский,канонизирован Церковью в 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме,а когда папе сказали,что блаженный Марк не подписал,он спросил: "А подписал ли Марк?", и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: "Итак, мы ничего не сделали!"
6.В текст "унии"был введён подлог,то есть за ведома обман.
Патриарх Иосиф,который участвовал на соборе акт унии не подписал...так как умер 10 июня,а подписали акт 6 июля 1439 г.
В 1443 году патриархи Александрийский,Антиохийский и Иерусалимский,собравши синод в Иерусалиме,объявили "Флорентийскую унию"мерзкой и богопротивной,а Митрофана,униатского патриарха Византийского-низложенным и лишённым сана.Геннадий 2 ,патриарх Константинопольский в 1454 году заявил,что взятие турками столицы явилось наказанием Божиим за то,что греки отказались на "соборе"от веры своих отцов.Униатами остались ,в скором времени,лишь император и некоторые царедворцы.
Наконец,в 1484 г.,в Константинополе при участии всех четырёх патриархов состоялся Собор,который отверг Флорентийскую унию и выработал особый чин примирения для латинян желающих вернуться в Православие(при принятии Веры желающий должен,кроме всего,отрекаться от униатского собора и считать его не нужным и враждебным Православной Церкви.Официально католики были признаны еретиками второй категории.
Следовательно:1."Флорентийский собор"-признан недействительным всеми православными патриархами,духовенством и народом.
2.Униаты были преданы лишению сана и низвергнуты.
3.Католики признаны еретиками...
"Собор",состоявшийся в 1438-1445 является не законным и следовательно никакие постановления и акты,тем более,отлучения являются без благодатными. в 1484 г., в Константинополе состоялся Собор при участии всех четырех православных патриархов. Собор этот выработал и учредил особый чин "примирения" для латинян, желающих принять Православие .
Официально католики были приравнены к еретикам второй категории. Латинян можно принимать в Церковь лишь по возобновлении над ними таинства миропомазания и по прочтении ими особой формулы отречения, а также "Символа Веры".
При совершении этого обряда, Флорентийский Собор отвергается особо как недействительный. Один из вопросов, предлагаемых переходящему, гласит так: "Отбрасываешь ли ты и считаешь ли за ничто собор, состоявшийся во Флоренции, в Италии, равно как и ложные и не нужные, принятые на нем решения против Кафолической Церкви?" Обращенный должен отвечать: "Я отбрасываю этот собор, отче, и считаю недействительными его созыв и действия". В трех других вопросах содержится отречение "от ложных теорий о главенстве св. Петра и его преемников, римских пап, и их непогрешимости".
Игумен монастыря Ватопед архимандрит Ефрем: «Православное монашество – это не йога»
1 августа 2011
Беседа архимандрита Ефрема, игумена Афонского Ватопедского монастыря, с сестрами Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга
Архимандрит ЕФРЕМ:
– Я приехал по благословению Владыки в Екатеринбургскую епархию и рад посетить ваш монастырь, приветствовать отца Авраама, матушку Домнику. Я всегда с радостью бываю в монастырях, потому что монашество – это нервы Церкви, монашество – это сила Церкви, монашество – это слава Церкви… И поэтому, как говорил преподобный Иустин (Попович), если хочешь понять, любит ли человек Православие, – узнай, любит ли он монашество.
Великое благословение, сестры, что Бог нас призвал в монашеское житие. И наш блаженный старец Иосиф Ватопедский говорил даже, что нас повлекла за собой, притянула благодать, то есть мы привлечены благодатью в благословенное ангельское монашеское житие, и ссылался на цитату из Евангелия, на слова Христа: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». И если человек почувствовал эту тягу к ангельскому житию, то самое лучшее, что он может сделать, – это покориться во всем Божественной благодати.
Жизнь наша – святая, но очень многие претыкались на этом пути, потому что дьявол очень сильно борет монахов. Мы здесь должны стать из грешников праведниками. И это путь не короткий и не легкий, потому что монах – это человек, который пришел из мира, и у него есть остатки нерадения и греха. По этой причине послушание – то, без чего нельзя обойтись в монашестве. Старец Иосиф Исихаст, который для нас сокровище и наша хвала, хотя и был совершенным безмолвником, но делал большой акцент на послушании. Потому что послушание – тот фундамент, на котором монах строит свое обожение. Поэтому молюсь, чтобы вы следовали истинному святоотеческому Преданию, и в таком случае ваш монастырь может стать маяком для всей Церкви, чтобы те, которые посещают вашу обитель, уходили отсюда изменившимися к лучшему.
У вас немало сестер, и это – благословение Божие. Как было бы прекрасно, если бы монахини преуспевали в смирении и послушании. Монах – это настоящий человек, который живет истинной жизнью.
И я от нашей Ватопедской обители хочу преподнести вашему монастырю дискос как символ того, что нас объединяет жизнь во Христе.
Если у вас есть вопросы, я с радостью постараюсь на них ответить.
Как научиться молиться
Вопрос: Я читала Ваши беседы, и Вы говорили о том, что Святая Гора – это не просто место, но образ мысли, и я хотела бы попросить Вас объяснить, что это значит, чем отличается именно святогорский образ мышления, образ жизни?
Ответ: Конечно, и место имеет значение для монахов, поэтому отцы отдалялись от мира и находили безмолвные, тихие места, чтобы всецело посвятить себя Богу. Но все-таки место остается второстепенным фактором. Первое, на что мы, монахи, должны обращать внимание – это образ жизни. Мы должны всегда жить по Преданию святых отцов и не придумывать сами чего-то нового. Хочу сказать, что главное – найти человека, который передал бы вам из первых рук святоотеческую традицию и научил бы вас духовной жизни. И поэтому много игуменов и игумений из России связались с греческими монахами, и это приносит им духовную пользу. Одному игумену, греку, который только читал святых отцов, я сказал, что, читая святых отцов, очень хорошо делаешь, но ты поступаешь как больной, который хочет вылечиться, только читая медицинские книги. Очень большое значение имеет живое общение духовных людей. У Святой Горы есть одно большое преимущество как у единственного действующего монашеского государства: Святая Гора ни на минуту не прекращала своего существования. Это очень важно.
В.: Геронда, старец Иосиф Исихаст сразу обучал Иисусовой молитве или сначала другим каким-то добродетелям?
О.: В первую очередь он учил монахов послушанию и потом молитве. Сестры должны хорошо понять, что православное монашество не йога, сперва человек должен умертвить греховные свои желания, и затем молитва рождается сама – молитва как дар Божий, как говорится в Священном Писании: «Господь дает молитву молящемуся». То есть мы-то трудимся, сколько можем, но Бог дает молитву как дар, это не результат только наших трудов.
В.: Сколько времени отводится в Вашем монастыре на послушания?
О.: Приблизительно четыре часа в день. В четыре ночи мы начинаем службу, к восьми заканчиваем, сразу идем в трапезную, где-то с полдевятого до часа мы на послушаниях, с часа до пяти отдыхаем, в пять служим вечерню, затем ужин и потом сразу повечерие. Часто, особенно летом, после трапезы бывают общие работы. Например, вся братия идет на кухню рыбу чистить – у нас есть рыбаки, которые ловят для нас рыбу. И уже после общих работ повечерие. После повечерия по послушанию делают только самое обязательное – например, садовники идут поливать огород и цветы. В 12 часов по византийскому времени, то есть где-то в девять часов вечера, бьет «колокол молчания». С этого времени и до полуночи – у монахов духовные занятия в келье, потом три с половиной часа спим и в четыре – служба. Конечно, монахи могут отдыхать и днем.
Дверь не открывается? Не взламывайте ее
В.: Сестры нашего монастыря довольно хорошо знают биографию старца Иосифа Исихаста, но гораздо меньше нам известно о старце Иосифе Младшем. Не могли бы Вы рассказать о нем кратко.
О.: Старец с шестнадцати лет был в монашестве. Такую деталь рассказывал, кстати: когда ему было 16 лет, посмотрел он один фильм и увидел, как там убивают людей. Тогда он подумал: как же легко человека убить и уйти из жизни. И так без наставника пришло к нему желание позаботиться о своей душе больше, чем о своем теле. Он ушел в монастырь на Кипре, и там постригли его в рясофор, назвали Софронием. Но, к сожалению, тогда был период, когда Кипрская Церковь переменила календарь на новый стиль. Монастырь разделился, так что даже служили две службы: по новому стилю и по старому, разделились братия, и старостильники с новостильниками не здоровались – понимаете, какая в нем была атмосфера... В то время жил там один старец – человек Божий, иеромонах Киприан. Этот старец однажды сказал ему: «Подойди ко мне. У тебя есть будущее в духовной жизни, есть тебе мое благословение поехать на Святую Гору». И так он пришел на Святую Гору. Кстати, когда он ехал на Святую Гору, то приехал в Афины. И когда он с несколькими монахами был на пристани, им сказали, что скоро отправляется корабль в Салоники. А там, где они должны были проходить контроль, главный проверяющий был коммунист, он монахов обругал, всячески обозвал их, что-то еще из своей идеологии высказал и не пустил на корабль. Его стали просить, но он их не пустил и выругал еще больше. Других людей, мирян, он пропускал спокойно, даже без паспорта. Братия, которые были со старцем, стали негодовать и хотели пожаловаться начальнику пристани, но старец говорил им: «Нет, никуда не пойдем, мы дважды пытались и ничего не вышло, каждое препятствие нам во благо». Они настаивали, но старец им не уступил. Если бы они пожаловались, то их, конечно, посадили бы на борт, потому что они были правы. Так корабль отплыл, но по дороге он потонул, никто не выжил. Это нам часто напоминал старец и говорил: «Когда стараетесь открыть какую-то дверь, если она не открывается, не взламывайте ее, а то пожалеете». И еще говорил, что часто даже за страстями людей для нас непонятным образом скрывается Промысл Божий.
На Святой Горе старец не мог сначала найти единодушных братьев и духовного наставника и очень молился, чтобы Господь послал ему старца. И когда наш старец встретился с великим старцем Иосифом Исихастом, то сразу понял: «Вот кого я искал». И просил оставить его в скиту Малой Анны. Старец Иосиф Исихаст ответил, что он никого без молитвы, без извещения свыше не оставляет. Помолимся, говорит, если Бог пожелает, то мы тебя оставим. «Когда мне подойти, чтобы узнать?» – «Давай через неделю». И, в конце концов, его приняли. Наш старец говорил, что самое великое благословение в его жизни, что он нашел этого великого старца и жил с ним. Старец Иосиф Исихаст учил их сперва послушанию, потом Иисусовой молитве и особенно обращал внимание на самоукорение и плач как духовное состояние.
В.: Святые отцы говорят, что в монастыре между насельниками должно быть такое единство, как между членами одного тела. Но в то же время монахам заповедуется быть странниками, ни к чему на земле сердцем не прилепляться. Как возможно это сочетать?
О.: И странничество, и воздержание, и молчание – все это очень хорошо, но монах должен сам понять и своим сердцем искать эти добродетели. Видите ли, послушание и в армии есть (дисциплина, лучше сказать), и все слушаются. Внешне-то слушаются, но внутри могут и грубыми словами ругать лейтенанта, который приказывает. Но в монастыре не дисциплина, а послушание – это очень отличается.
К нам пришел один келиот, монах. И сказал, что начальник их келии хочет, чтобы братья не говорили между собой, а молились. Монах говорил: «Я просто не умею много молчать». И он был прав, потому что мера в этом зависит от того, какие силы, вера, добродетели есть у каждого человека. Духовнику на Исповеди никогда не предписывается накладывать епитимью из-за того, что кто-то не видит нетварного света, не обожился, и так далее. Он наложит епитимью, если ему исповедуют какой-то серьезный грех. У каждого своя мера. Мы должны просто стараться постоянно стяжевать благодать Божию.
Странничество означает, что чем больше мы отстраняемся, отдаляемся от мира, тем большую дружбу завязываем с Богом. И чем ближе мы становимся к Богу, тем больше приобретаем дух единства и между собой. Монах должен очень внимательно относиться к сентиментальности и к душевным отношениям. Вы здесь не подруги, вы здесь сестры. Одно дело – подруга, другое – сестра. И игумению мы слушаемся не потому, что любим ее по-человечески, а потому что игумения – «законодательный орган» благодати, и, угождая ей, мы угождаем Богу. Наша жизнь должна быть абсолютно Христоцентричной, не антропоцентричной.
Как узнать свою меру подвига?
В.: В наше время много говорят о немощи современного человека, о том, что он не может подвизаться так, как древние отцы. И вот, с одной стороны, человек старается себя беречь, то есть подвизаться по силам, но, с другой стороны, есть опасность впасть в другую крайность – саможаление. Как узнать свою меру подвига?
О.: Как святые отцы сказали, и недостаток, и избыток – от дьявола. Во-первых, каждый должен понять, какие у него физические, душевные силы, какие у него умственные способности. Сегодня встретил одного мальчика, у которого больная нервная система. Почему так случилось? Он хотел стать круглым отличником, понуждал себя учиться только на пятерки, и, в конце концов, произошло нарушение в его нервной системе. Поэтому правильно осведомляйте своих духовных руководителей о своем состоянии, чтобы они давали вам правильные указания в духовной жизни.
Ко всему надо подходить с рассуждением. Одного брата послал привратник монастыря, чтобы он принес мешок муки братьям в пекарню. Но мешок был очень тяжелый. Брат говорит: «Чтобы не преслушаться, отнесу». Другой брат ему говорит: «Если не можешь, скажи отцу игумену, что не можешь». – «Это же преслушание, как не взять». – «Нет, это не преслушание». И, к счастью, тот, другой брат позвонил мне и сказал: «Если он этот мешок сейчас поднимет, у него сразу будет грыжа». И, к счастью, не позволил ему это сделать, а то потом нужно было бы оказывать медицинскую помощь. У этого монаха была ревность не по разуму, как мы говорим, благоговение с неполадкой.
В.: Посоветуйте, пожалуйста, как бороться с рассеянностью при молитве.
О.: Все рассеиваемся. Ум – это бродяга. Будьте особенно осторожны, иногда неопытные новоначальные пытаются сверх сил понуждать себя к чистой нерассеянной молитве. Понуждают, понуждают, и потом уже не могут больше вынести и совсем оставляют молитву. Молитесь спокойно, мирно, старайтесь, чтобы ум был в словах молитвы. Вот и все. Я и по своим монахам вижу, что у современного человека нет таких духовных сил, какие были у древних отцов. Ослабели силы человека. Очень быстро братья устают, даже и очень ревностные – «дух бодр, плоть же немощна». Поэтому сейчас время икономии, снисхождения.
В.: Расскажите, пожалуйста, о современных старцах Афона. К сожалению, мы знакомимся со старцами Святой Горы только после их смерти, через книги. Хотелось бы услышать что-либо о тех, кто еще жив.
О.: (отец Ефрем смеется) У монахов есть такое правило: не говорят о преуспеянии монаха, пока он жив. Старец Паисий говорил: «У меня один большой враг. Это мое имя». Не нравилось ему, что он был таким известным. И старец Ефрем Катунакский тоже говорил: «Молитвой дьявола и проклятием Бога у меня хорошее имя».
Добродетельные люди всегда есть на свете. Церковь – это фабрика по производству святых; как один святогорец говорил, фабрика по производству святых мощей. И монашество очень важно для мира не потому, что мы хотим омонашить весь мир, но потому что современный человек так загружен, столько слышит и видит, что привести в храм его можно только через опытное духовное слово. А это достояние прежде всего монахов.
В.: Есть ли у Ватопеда подворья в виде женских монастырей, как у монастыря Симона Петра?
О.: К счастью, нет (смеется). Вы, женщины, очень ревнивые. Есть один монастырь, в котором я исповедую и вижу, что женщины легче каются, но у них есть вот эта женская ревность. Десять монахинь – как один монах. Но если монахиня внимательно живет, то она очень утешительно действует на мир. У женщины есть врожденное материнство, оно остается и в монахине, только освящается, и благодаря этому она может принести много пользы.
В.: Как братья борются со сном во время богослужений и своего правила? Какие советы об этом давал Ваш старец, Иосиф Младший?
О.: Один монах печалился из-за того, что спал в храме, пошел к своему старцу и говорит: «Я в отчаянии, все время сплю». «Чадо, – сказал ему старец, – когда Христос плыл на корабле, была буря, мир рушился, а Он спал. А в храме печка есть, тепло, поют… Как же тут не заснуть?».
Иногда сонливость бывает от усталости, но бывает и от демонов. Если есть такая брань, выходите из храма, умойтесь, прогуляйтесь немножко во дворе – и назад.
Миряне бывают послушнее монахов
В.: Много ли паломников принимает Ваш монастырь? Общаются ли братья с паломниками?
О.: Паломников много, потому что монастырь большой. У нас и сто человек, и сто пятьдесят, и двести ежедневно остаются на ночь. И старец Иосиф хотел, чтобы мы заботились о паломниках. Знаете, когда паломник приходит в монастырь, он должен ободряться. Как понять, правильная ли атмосфера в монастыре? Если мирянин, посещая монастырь, уходит не с угрызением совести, что он не стал монахом, а с большей верой в свой брак.
Если к вам в монастырь приходят гости, с ними должны общаться сестры, которые назначены на это послушание. Мне иногда жалуются паломники, что они в какую-то каливу пошли, а их не принимают. Но они же члены Церкви. И я из своего маленького опыта скажу: хотя совершенство в добродетелях заповедуется монашеству, я видел много мирян, которые имели большее духовное преуспеяние, чем монахи. Поэтому нужно уважать и правильно общаться с мирянами, тогда они очень большую пользу получат.
Надеюсь, что наша встреча – не последняя, и прошу вас молиться обо мне, я нуждаюсь в этом.