26-е августа Отдание праздника Преображения Господня. Перенесение мощей прп. Максима Исповедника (662). Свт. Тихона , еп. Воронежского, Задонского чудотворца (1783). Минской (1500), "Семистрельная" (1830) и именуемой "Страстная" (1641) икон Божией Матери



26-е августа 2013г.
(13.08.2013 г. по ст.с.)

понедельник 10-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 8-й.

Отдание праздника Преображения Господня.
Перенесение мощей прп. Максима Исповедника (662).
Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547).
Свт. Тихона , еп. Воронежского, Задонского чудотворца (1783).
Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии в Риме (258).
Прп. Серида, игумена Газского.
Императрицы Ирины (в мон. Ксении).
Св. Евдокии, императрицы, супруги Феодосия Юнейшего.
Прп. Радегунды из Пуатье ( Галл. ).
Прп. Дорофея Газского ( Греч. ).
Новосщмч. Василия (Преображенского), еп. Кинешемского.
Новосщмч. Вениамина, митр. Петроградского и иже с ним: архим. Сергия и мирян, Юрия и Иоанна (1921).
Сщмчч. Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918). Сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая, Иакова пресвитеров и Алексия диакона (1937). Мч. Василия (1942).
Минской (1500), "Семистрельная" (1830) и именуемой "Страстная" (1641) икон Божией Матери.




Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – 1 Кор., 159 зач., XV, 12–19. Мф., 84 зач., XXI, 18–22. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14–19*.
При совершении службы свт. Тихона в этот день следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обре́тение главы Предтечевы... во отдание Вознесения...».
На утрене катавасия «Крест начерта́в...». «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника.
_______________
* Чтения свт. Тихона (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Трапеза
Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.


Богослужебные указания

Понедельник. Отдание праздника Преображения Господня. Свт. Ти́хона, еп. Воро́нежского, Задо́нского чудотворца.

Прп. Макси́ма Испове́дника (службу зри 12 августа). Обре́тение мощей блж. Макси́ма, Христа ради юродивого, Московского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Страстна́я». Иконы Божией Матери, именуемой «Семистре́льная», или «Умягче́ние злых серде́ц». Минской иконы Божией Матери.

Совершается славословная служба отдания праздника Преображения (А).

Если настоятель изволит совершать службу отдания Преображения вместе с полиелейной службой свт. Тихона Задонского, можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы... во отда́ние Вознесе́ния Христо́ва...» (Б).




Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата:26 Августа2013

Начало сумерек: 05:42
Восход Солнца: 06:22
Высшая точка: 13:30
Заход Солнца: 20:39
Окончание сумерек: 21:19
Долгота дня:14:17
Восход Луны:22:22
Заход Луны: 13:15





ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
Дни памяти: Январь 21, Август 13


Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 - 641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, "оставался простым монахом". В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха СофронияЖитие.. Святитель Софроний, Патриарх ИерусалимскийИкона. Святитель Софроний Иерусалимский (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский - Сергием. Антиохийский - Афанасием, Александрийский - Киром.
прп Максим Исповедник
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" - "Изложение веры", который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", - свидетельствует его житие.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году - император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642 - 668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом - "Типос" - "Образец веры", который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 - 654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия АреопагитаЖитие.. Священномученики Дионисий АреопагитИкона. Апостол от 70-ти Дионисий АреопагитМолитвы (+ 96; память 3 октября) и святителя Григория БогословаЖитие.. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский.Икона. Святитель Григорий Богослов, архиепископ КонстантинопольскийМолитвыХрамы (+ 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве").

К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.
"Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны "Главы о любви". Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория БогословаЖитие.. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский.Икона. Святитель Григорий Богослов, архиепископ КонстантинопольскийМолитвыХрамы.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового БогословаЖитие.. Преподобный Симеон Новый БогословМолитвы (+ 1021; память 12 марта) и святителя Григория ПаламыЖитие.. Святитель Григорий Палама.Икона. Григорий ПаламаМолитвы (+ ок. 1360; память 14 ноября).






БЛАЖЕННЫЙ МАКСИМ МОСКОВСКИЙ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ
Дни памяти: Август 13, Ноябрь 11


Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: "Хоть люта зима, но сладок рай". Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.

Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: "Не всё по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение". Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличении страшились сильные мира сего. Блаженный Максим говорил знатным да богатым: "Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь".

Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: "Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому". В том же году 13 августа были обретены нетленными мощи блаженного Максима. Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была новая церковь, которую освятили во имя святого Максима, Христа ради юродивого. В этом храме были положены честные мощи святого Максима.




СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ
Дни памяти: Июль 19, Август 13 (Преставление, второе обретение мощей)



Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятель-ства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц.

В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.
Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление. Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.
Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», — писал келейник святителя Тихона. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 г. Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 г. его причислили к лику святых. Среди письменных трудов святителя Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных приме-ров из жизни, называемый: «Сокровище духовное, от мира собираемое».



МИНСКАЯ (1500)
День памяти: Август 13



Пятьсот лет тому назад в Минске произошло событие, на долгие века вошедшее в историю города: 13 августа (по старому стилю) 1500 года его жители обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской и свято почитается православными христианами. ...Всё это время икона Минской Божией Матери неотлучно пребывала в городе: поначалу в Нижнем Замке, затем — в Верхнем Месте и никогда не износилась из него.

В 1591 году Минску был дан герб, изображающий на голубом небе Матерь Божию в окружении ангелов. И сегодня, несмотря на трагические потрясения XX века, этот герб снова является символом Минска, зримо напоминая всем о том событии, которое чудесным образом свершилось на водах Свислочи более пятисот лет назад!

О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Он, в свою очередь, пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII–XVIII веков. Одно время этот иеромонах-базилианин проходил послушание в Минске, занимался переписыванием церковных книг, в частности, житий святых. По сведениям ректора Минской духовной семинарии архимандрита Николая (Трусковского), глубоко интересовавшегося историческим прошлым Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII столетии это описание сохранялось в Минском Свято-Духовом базилианском монастыре. К сожалению, в последующем рукопись Ольшевского исчезла, и до сих пор неизвестно, уцелела ли она, и если да, то где? Не исключено, что и до Ольшевского в том же монастыре сберегалось рукописное повествование, рассказывающее об иконе, но, возможно, предание о ней передавалось и устно. Как бы там ни было, о чудесном явлении Минской иконы мы узнаем от иеромонаха Яна Ольшевского в передаче Игнатия Стебельского. Последний пользовался также книгой некоего X.Гумпенберга под названием «Аt1аntе Маriаnо» («Атлас Марии», на латинском языке), но обнаружить ее нам не удалось.

Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 года) не приводятся больше никем.

...Предание сообщает, что икона была писана Святым Апостолом и Евангелистом Лукою. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками православной веры. Протоиерей Павел Афонский, написавший небольшую статью о Минской иконе, посвященную 400-летию ее чудесного обретения, высказывал предположение, что она была привезена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса), города, находившегося на Крымском полуострове.

Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце Х столетия. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 года, пока во время нашествия татаро-монголов Киев не был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий (до 1635 года) не прекратила свое существование и Десятинная церковь.

В тяжелую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией.

В 1482 году Киев подвергся очередному опустошительному набегу татар. Крымский хан Менгли Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Татары разорили Великую церковь Печерского монастыря, а также Софийский собор. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил святотатственной рукою в воды Днепра.
Как говорят в народе, «Бог поругаем не бывает», — и в 1500 году икона явилась жителям Минска. Предание сообщает об этом так святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».

Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI веке считалась соборной. Наверняка, прослышав о чудесном явлении иконы, к ней на поклонение притекали паломники из различных областей Западной Руси, широко разнося известия об иконе. И поэтому не случайно Игнатий Стебельский упоминал икону Минской Богоматери в числе наиболее чтимых чудотворных икон нашего края, таких как Виленская, Эфесская, Смоленская.

Минули годы. В XVII столетии в Великом Княжестве Литовском и Русском широкое распространение получила так называемая уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.

Около 1616 года в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти святого Апостола и Евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим Апостолом Лукою.

В 1626 году сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 году минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. В своем отказе бурмистру Иосиф Рутской писал: «Церковь будовати позволили образу еднак Пречистой Девы Ма рыи преносит неповелеваем, вечными часы оного пры церкви Стого Духа зоставившы, для того же болшая учтивост од законников емуся деет, и брацтво пры том образе в церкви Стого Духа заложено ест...».

Так Минская икона Богоматери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский. Сохранились интересные сведения о том, как почиталась икона монахами-базилианами. В 1733 году униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для ее особо торжественного почитания 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою. Кроме того, ежедневно утром и вечером в храме игрались гимны, прославляющие Деву Марию и Ее икону: «Salve Reginas» («Радуйся Царице») и «О gloriosa Domina» («О славная Госпожа»).

Все это время жители Минска не забывали о том, где первоначально находилась икона Божией Матери. В визите (инвентарной описи) за 1779 год, содержащем описание замковой церкви Успения, которая раньше называлась Рождества-Богородичной, находим такую запись: «З давней ведомости: образ цудовны Найсвятей Марыи Панны, кторы Базилианами... забраны... з замку до церкви Базилианов...». Эта запись определенно указывает на то, где изначально хранилась икона.

В конце XVIII столетия Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Таким образом, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась!

В 1795 году кафедральный собор был освящен во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В 1835 году он сильно пострадал от пожара, охватившего большую часть города, но икону удалось спасти.

В 1852 году Е.П.Шкларевич, супруга минского губернатора Ф.П.Шкларевича, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу. Накануне празднования Рождества Христова эта риза была освящена епископом Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем). Свидетельством глубокого почитания чудотворной иконы в XIX веке является то, что каждый раз после окончания Божественной литургии перед иконою с коленопреклонением пелся тропарь: «Под Твою Милость прибегаем Богородице Дево». В честь иконы был освящен правый придел в честь святых апостлов Петра и Павла. Перед нею постоянно служились молебны.

В «Описаниях церквей и приходов Минской епархии» (1878 г. изд.) икона характеризовалась следующим образом: «Высотою два аршина, шириною аршин и 5 с 1/2 вершков, древнего византийского письма, писана на деревянной доске, покрыта вычеканенною из серебра 84 пробы полированною ризою; над ликами находятся серебряные же, вызолоченные венцы или короны; в короне Божией Матери находится шесть, а в короне Предвечного Младенца четыре небольших бриллианта; вся риза и короны в разных местах украшены разноцветными стразами».

Посещавший летом 1888 года Минск известный церковный историк и археолог, профессор Киевской духовной академии Н.И.Петров, побывав в Свято-Петро-Павловском соборе и поклонившись иконе, сделал такое примечание о ней: «Несомненно, что это — одна из древнейших и наилучше сохранившихся икон во всем Северо-Западном крае».

Как и в древности, икона привлекала к себе многих богомольцев. Протоиерей Павел Афонский оставил нам заслуживающее внимание описание того, как поклонялись иконе Минской Богоматери до революции. «...Можно с достоверностью полагать, — писал он, — что даже и при настоящем оскудении веры в сердцах христиан, совершаются благодатные исцеления различных недугов и болезней по молитвам к Богоматери пред Минскою иконою Ея, о чем свидетельствуют приносимые иногда, по западнорусскому обычаю, пожертвования для украшения сей святой иконы в виде сделанных из различных металлов изображений разных частей тела (например, деланные из серебра изображения рук, ног или сердца), смотря по тому, в какой части тела болящий почувствовал облегчение после горячей молитвы пред Минскою иконою Богоматери; кроме того некоторые лица, получившие исцеления, вместе с пожертвованиями на украшение сей иконы, опускаемыми в кружку, прилагают иногда и краткие записи об исцелении от болезней, хотя не сообщают подробностей и имен своих».

В августе 1900 года православные жители Минска торжественно отметили 400-летний юбилей со дня обретения чудотворной иконы. Епископом Минским и Туровским Михаилом (Темнорусовым) была отслужена Литургия. К ее окончанию к Свято-Петро-Павловскому кафедральному собору прибыли крестные ходы из Екатерининского собора, Казанской церкви, Свято-Духова и Спасо-Преображенского монастырей города. На площади перед кафедральным собором в присутствии многих тысяч верующих был совершен праздничный молебен. С особой любовью и вниманием относился к иконе Минской Божией Матери епископ Митрофан (Краснопольский), занимавший местную кафедру с 1912 по 1916 год (в 1919 году принявший мученическую смерть от гонителей Церкви Христовой). По его благословению в день чудесного обретения иконы ее стали выносить раз в год из кафедрального собора, ставить на специально устроенный аналой и служить молебны. На молебны к собору стекались крестные ходы из других храмов Минска.

Примечательное событие в жизни Минска произошло 22 октября 1914 года, когда наш город посетил Государь Император Николай II. «В соборе Его Величество был встречен Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Минским и Туровским... с сонмом духовенства. При входе Его Величества в храм епископ Митрофан имел счастье приветствовать Государя Императора... Его Величество, выслушав приветствие, приложился ко Святому Кресту. После краткого молебствия, с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому... Его Величество поклонился особо чтимой Святыне — иконе Минской Божией Матери, копия которой епископом Митрофаном поднесена была Его Величеству при отбытии из храма».

Тяжелые времена настали в Минске после большевистского переворота. Весной 1922 года, во время кампании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «...содрали и саму ризу с иконы Божией Матери». До 1935 года икона пребывала в Свято-Петро-Павловском соборе. К тому времени храм захватили обновленцы, ратовавшие за отмену важнейших канонических правил жизни Церкви. Верующий народ мало посещал обновленческие храмы, в том числе и бывший кафедральный собор.

Темной ночью лета 1936 года Свято-Петро-Павловский собор был... взорван. Минск лишился одного из красивейших храмов, являвшегося подлинным украшением его исторического центра. Икону Божией Матери власти забрали в краеведческий музей. В запасниках этого музея, располагавшихся недалеко от Дома Офицеров, чудотворная икона пролежала до начала Великой Отечественной войны.

В 1941 году, после отступления Красной Армии, благочестивая православная жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г.Виер реставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 году икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне.



"СТРАСТНАЯ"
День празднования: 13 августа


“Страстная” икона получила свое название оттого, что по сторонам лика Пресвятой Богородицы на ней изображены два ангела с орудиями страданий Христовых.

Прославилась же эта икона следующим образом. В селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая с самого вступления в замужество была одержима беснованием. Однажды, прейдя в чувство, она обратилась к Богородице с просьбой избавить ее от этой напасти, давая при этом обещание уйти в монастырь. Получив исцеление, она совершенно забыла о своем обете, и вскоре вновь слегла в постель от душевного недуга. Ночью Екатерина увидела Богородицу, которая повелела ей идти в монахини. Екатерина в ужасе не решалась исполнить повеление Божией Матери. Подобное явление повторилось два раза. За ослушание Екатерина была страшно наказана: голова ее обратилась в сторону, рот искривился, и вся она впала в расслабление. Вскоре Пресвятая Богородица снова помиловала ее. Во сне Екатерина услышала голос, повелевший ей идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Богоматери, именуемой Одигитрией, и возвестить ему о чудесных явлениях.

— “Когда помолишься перед этим образом, — сказала Богородица, — получишь исцеление сама, и многие другие”.

По сказанному, Екатерина получила исцеление, и после этого перед иконой стали совершаться многие чудеса.

Икона перенесена в Москву в Страстной монастырь в 1641 году..Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем в 1654 году. Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Прославились также Страстные иконы Божией Матери московской церкви в честь зачатия святой Анны, в селе Енкаеве Тамбовской епархии.



."УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ" ("СЕМИСТРЕЛЬНАЯ")
Дни празднования: 6 июня 13 августа


На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается без Богомладенца, склонившей Свою главу к правому плечу и пронзенной в грудь семью стрелами или мечами, из которых четыре находятся с левой стороны, а три с правой. Такое изображение Божией Матери еще встречается на иконе «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», на которой только мечи расположены несколько иначе: по три справа и слева, а седьмой – снизу.

Самой Семистрельной иконе не менее 600 лет. Долгое время святой образ находился на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites