Главная заповедь Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему


Главная заповедь Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего.
Святитель Игнатий Брянчанинов


Не один раз люди спрашивали Господа Иисуса Христа, что самое главное в Его учении. Как нужно жить, чтобы наследовать вечную жизнь и войти в Царство Небесное. Одни спрашивали, чтобы следовать словам Христа, другие — чтобы найти против Него обвинение.

Однажды иудейский законник обратился к Господу с тем же вопросом. Сам он всю свою жизнь занимался изучением и объяснением Ветхозаветного Закона. Желая испытать Христа, лукавый законник спросил: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в Законе?" Спаситель провидел его лукавство. И потому ответил вопросом на вопрос: "В Законе что написано?"
Законник задумался и дал Христу уже вполне искренний ответ: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя".

Господь одобрил такой ответ законника, сказав ему: "Так поступай, и будешь жить", — подчёркивая тем самым, что одного только знания Закона мало. Нужна любовь действенная. Христос не стал больше спрашивать мнения вопрошающего, ведь оно могло быть крайне узко и ложно. Ветхозаветный Закон устанавливал для иудея обязательные различия в отношениях с единоверцами и прочими людьми. Потому Спаситель ответил законнику притчей.

Он рассказал о том, как однажды некий человек шёл из Иерусалима в Иерихон. Дорога пролегала по скалистому ущелью. Она была весьма опасна для путешественников из-за частых нападений разбойников.

В их руки и попал беззащитный путник. Разбойники ограбили и избили свою жертву. Истекающего кровью человека они бросили на дороге. Этим путём проходил ветхозаветный священник. Увидев обнажённого, израненного человека, он тотчас перешёл на другую сторону дороги.

Тем же путём проходил и левит — человек из весьма уважаемого среди иудеев сословия: все знали, что только выходцы из колена Левия могли служить при храме. Левит с ещё более холодным равнодушием посмотрел на несчастного и прошёл мимо.

Той же дорогой проезжал некий самарянин. А иудеи с самарянами не общались. Увидев человека, попавшего в беду, он не стал выяснять, кто этот человек по национальности или каково его положение в обществе.

Самарянин подошёл к несчастному, перевязал ему раны и посадил на своего осла. Сам же пошёл пешком по пыльной и опасной дороге. Когда они добрались до ближайшей гостиницы, самарянин оплатил её хозяину хлопоты о несчастном и великодушно позаботился о его будущих нуждах.

"Кто же из этих троих, — спросил Христос, — был ближним попавшемуся в разбойники?"

Пристыжённый законник ответил: "Оказавший ему милость". Этот искренний ответ выразил глубочайший смысл притчи Спасителя. Нам не нужно спрашивать, кто наш ближний. Мы сами должны сделаться ближними для каждого человека, нуждающегося в милосердии и помощи. Нужно смотреть на своё собственное сердце и изгонять из него гордыню и высокомерие. Сердце христианина должна наполнять любовь к ближнему.

Только на этом основании, по дару Духа Святого, рождается в нашем сердце любовь к Богу. Проявляется она в исполнении заповедей Божиих. И если мы любим Бога, то следуем за Ним и с радостью исполняем волю Господню.


Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в неё, войдёшь в любовь к Богу, во врата Воскресения, во врата Царства Небесного.
Святитель Игнатий Брянчанинов




http://zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhij/Chast_3_Novyj_Zavet/GlavnaJa_zapoved_Iisusa_Hrista/

Комментарии (33)

Всего: 33 комментария
#1 | Георгий Петров »» | 11.08.2013 10:13
  
1
Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу
-----------------------------------
Проекция своих личных представлений о мире на Бога давно известная вещь.
Но более страшна проекция групповых интересов (классов, партий, религий, половых различий) на интересы общества в целом и готовность ради этих интересов пожертвовать отдельными группами и личностями ...
И вот тут надо понять одну простую вещь:
Бог Вочеловечился, чтобы спасти каждого КОНКРЕТНОГО человека, а не какую-то нацию, страну, религию или избранный им класс.
Монополии на Истину нет ни у кого.
Истина воспринимается как ОТКРОВЕНИЕ данное ЛИЧНО Богом ЛИЧНО человеку в ответ на веру в Него и Любовь к Нему.
И вот тут очень важно для самого себя определить:
КТО? есть ВАШ Бог и
ЧТО? есть Истина, поскольку ТОЛЬКО личная связь с Богом и есть религия как таковая в Исповедании Бога - Христа Иисуса и Истины Его - Бог есть Любовь, Воплощение которой и есть ЖИЗНЬ ...

Ветхий Завет (Закон и пророки) Иисус Христос «свёл» к двум Заповедям любви:
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Матф.22:35-40).

Первая – о любви к Богу:
И вот здесь мы (как христиане) должны обратиться к Евангелию от Иоанна – Евангелию Любви:
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан.1:18).
Что же «явил» нам Иисус Христос?
Ответ прост: - ЛЮБОВЬ …
Любовь превосходящую всякое наше воображение.
Любовь, запечатлённую в веках и тысячелетиях Крестом и Воскресением.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
(1Иоан.4:16-21).

Братьями во Христе нас делает Рождение от Духа Святого, обретение Истины = Бог есть Любовь в душе своей, совместное с Богом созидание в сердце своём Царствия Божиего, где правит Истина - Любовь Христова. И эта Любовь движет нами по жизни, придаёт смысл бытию и открывает перспективу совершенства:
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Матф.5:39-48).

Вот здесь мы сделаем остановку и попробуем ответить сами себе:
какой ОБРАЗ Бога создали мы в СВОЁМ сознании?
КОГО? Мы готовы любить всей душой и сердцем?
Ответ прост: каковы мы САМИ, таков и наш Бог.
Если вами руководит подспудное стремление к насилию и страх смерти, то и образ соответствующий. И совершенства мы хотим достичь именно в способности повелевать и устрашать.

Если же Образ Бога в нашем сознании создан принятием Слова Божиего - Истины = Бог есть Любовь, то и совершенствование наше есть прямое следование Заповеди Новой:
32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, [так] и вам говорю теперь.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоан.13:32-35).
Жизнь - это Воплощение Богом - Иисусом Христом Истины = Бог есть Любовь.
Если человек исповедует ЭТУ же Истину, то Бог Словом своим в нём и он в Боге - Царствии Его.

1. Чтобы Царствие Божие было в нас, нужно, чтобы мы Родились от Духа Святого как дух и обрели ЗНАНИЕ Истины = Бог есть Любовь НЕ как словесной формулы, но знание САМОЙ Любви Бога.

2. Душа, живущая Истиной, - Богоподобна и способна в Свете Христовом видеть СВОИ грехи и очищать собственную грязь.

3. Такая душа находится в духовном единении с Богом и обретая самосознание свободно принимает Волю Божественную как свою.
  
#2 | Дем. Фёдор »» | 11.08.2013 12:03
  
1
Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Буквально сказано Христос таинственно облёкся в каждого человека. Православного. иноверца, атеиста. Ближним становится папуас не потому что он оказал нам милость, но потому, что в нём (папуасе) Христос, Христос и в иноверце. А здесь уже рукой подать до экуменизма.
Важно не вообще веровать но жить по Божеским заповедям. Царство Божье на Земле-- все люди живут по Божественным заповедям, все равны перед законом. Единый Закон Бог Иисус. Поскольку Я (Иисус) и Отец -одно. то у иудеев Бог Иегова. Хотя почему то Христос однозначно сказал что их отец Диавол!
Несколько непонятно с ближним по отношению ко мне? Ближний мне всякий человек , потому что в нём вочеловечен Христос или только тот человек, которому я окажу милость? Кому я оказал милость (поделился необходимым) излишков у меня нет --единицы. Все остальные мной не помилованы! Может я выводы делаю не те? Не так понимаю Закон Божий?
#3 | Георгий О. »» | 11.08.2013 12:16
  
3
Сближайся с праведными – и через них приблизишься к Богу. Общайся с имеющими смирение – и научишься их нравам. Ибо если смотреть на них полезно, то тем более учиться у них. Возлюби нищих, чтобы через них и тебе улучить милость. Не сближайся с любящими спорить, чтобы не быть тебе принужденным утратить тишину свою. Без отвращения переноси телесные недостатки больных и особенно убогих, потому что и ты обложен телом. Не упрекай скорбящих сердцем, чтобы тебя не поразил жезл их, и тогда будешь искать утешителей и не найдешь. Не уничижай увечных, потому что в ад пойдем все в равном виде. Люби грешников, но ненавидь дела их и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они. Помни, что и ты причастен земному естеству, и делай добро всем. Не укоряй требующих молитвы твоей и не лишай их добрых слов утешения, чтобы они не погибли и с тебя не были взысканы души их. Напротив, помни, что врачи при воспалениях снижают жар, а при противоположных состояниях употребляют согревающие средства.
Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его. Приветствуй его лобзаниями с великой честью... и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и самое достойное. Ибо этим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его стыдиться того приветствия, которым ты приветствовал его, и посеешь в нем семена добродетели. От такой приобретенной тобою привычки отпечатлеется в тебе добрый образ, ты приобретешь высокое смирение и без труда преуспеешь в великом. А сверх этого, если чествуемый тобою и имеет какой недостаток, он легко примет от тебя врачевание, устыдившись той чести, какую ты оказал ему. Пусть всегда будет у тебя этот нрав – со всеми быть приветливым и почтительным. Никого не огорчай, никому не завидуй – ни силе веры, ни, наоборот, плохим делам его. Но берегись кого-либо и в чем-либо порицать или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на Небесах. Если же хочешь обратить кого-либо к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовью скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит он в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет раздражаться или огорчаться на кого-нибудь, или укорять кого-нибудь с досадой. Указанием истинной любви и понимания служит смирение, которое рождается от доброй совести о Христе Иисусе, Господе нашем.

Преподобный Исаак Сирин (55, 303-304).
#4 | Георгий О. »» | 11.08.2013 12:31
  
1
Как огонь сжигает терние, так и человеколюбие раздражает людей бесчеловечных и жестоких, потому что оно служит обличением их нечестия.

Святитель Иоанн Златоуст (39, 320).
#5 | Георгий О. »» | 11.08.2013 12:33
  
3
Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит.

Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 32).
#6 | Георгий О. »» | 11.08.2013 12:51
  
0
"Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14:26). Есть ли противоречие в том, что заповедуется ненависть к родителям и близким родственникам нам, которым дана заповедь любить даже врагов?! И действительно, Истина говорит о жене: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19:6). И [апостол] Павел говорит: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь" (Еф. 5:25). Вот ученик повелевает любить жену, тогда как Учитель говорит: "Кто... не возненавидит жены... не может быть Моим учеником". Неужели одно возвещает Судия, а о другом вещает проповедник? Или мы можем вместе и ненавидеть, и любить? Но если мы вникнем в силу заповеди, то можем делать то и другое через разделение, так что будем любить тех, которые близки к нам, и ненавидеть и избегать враждебных нам на пути Божием. Как бы через ненависть к ним любить Того, Кого не слушают мудрствующие по плоти, когда внушают нам нечестие. Но, чтобы показать, что Господь производит эту ненависть к ближним не от расположения душевного, а от любви, Он тотчас добавил: "И самой жизни своей". Итак, нам заповедуется ненависть к ближним и к душе своей. Следовательно, тог, любя, должен ненавидеть ближнего, кто ненавидит его так, как самого себя. Ибо мы ненавидим душу свою, когда не следуем ее пожеланиям, когда боремся с ее наслаждениями. Итак, она как бы через ненависть бывает любима, когда, будучи презрена, направляется к лучшему. Именно так мы должны выражать свою ненависть к ближним, чтобы и любить в них – их суть, и ненавидеть то, чем они препятствуют нам на пути Божием.
Известно, что когда [апостол] Павел шел в Иерусалим, пророк Агав взял его пояс, связал им себе руки и ноги и сказал: "Мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме" (Деян. 21:10,11). Что же говорил тот, кто совершенно ненавидел душу свою? "Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса" (Деян. 21:13) "и не дорожу своею жизнью" (Деян. 20:24). Вот как апостол, любя, ненавидел, и ненавидя, любил свою душу, которую желал предать смерти за Иисуса, чтобы воскресить ее к жизни от смерти греха.
Итак, это понятие о ненависти к себе самим перенесем на ненависть к ближнему. Надо любить каждого в этом мире, не исключая и врага, но на пути Божием не надо любить врага, хотя бы он был и родственник. Ибо, кто сильно желает вечного, тот должен быть на том пути Божием, на который вступает без отца, без матери, без жены, без детей, без родных, без себя самого, чтобы тем вернее знать Бога, чем менее помнить о ком-либо в деле благоугождения Ему. Ибо много значит, когда плотские страсти рассеивают внимание ума и затмевают Его проницательность; но мы не терпим от них вреда, если держим их в стесненном положении. Итак, надо любить ближних, любовь должна быть простираема на всех ближних и дальних, однако ради этой любви не должно уклоняться от любви к Богу.
Но как нужно выражать эту самую ненависть души. Истина объясняет далее: "И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником" (Лк. 14:27). Потому что крест называется так от "крестования", распятия на кресте. И мы носим крест Господень двумя способами: или умерщвляя плоть воздержанием, или считая беду ближнего своею собственной, по сочувствию. Ибо тот, кто выражает скорбь о чужой беде, тот носит крест в душе. Но надо знать, что есть люди, которые употребляют воздержание плоти не ради Бога, а ради тщеславия. И есть много таких, которые выражают сочувствие к ближнему не по духу, а по плоти, для того чтобы содействовать ему не в Добродетели, но как бы в виновности. Эти люди, хотя и кажутся несущими крест, однако не следуют за Господом. Поэтому та же самая истина справедливо говорит: "И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником". Ибо нести крест и идти вслед за Господом значит или умерщвлять плоть воздержанием, или проявлять сочувствие к ближнему, по желанию вечной цели. Но кто делает это ради временной цели, тот хотя и носит крест, но отказывается идти вслед за Господом.

Святитель Григорий Двоеслов (116, 179-180).
#7 | Георгий О. »» | 11.08.2013 12:59
  
2
Учение Евангелия выражает любовь к ближнему исполнением относительно него всесвятых заповеданий Господа; удовлетворение пожеланиям и прихоти человеческой они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его так же, как страшатся и избегают самолюбия.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 271).
#8 | Георгий О. »» | 11.08.2013 13:02
  
3
Умереть для ближнего – значит ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо. Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого. Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием, но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать, по Писанию: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7:1). Не имей вражды ни с кем и не питай вражды в сердце твоем, не ненавидь и того, кто враждует с ближним твоим. В этом-то и состоит мир. Утешай себя тем, что труд – кратковремен, а упокоение за него вечно, по благодати Бога Слова.

Авва Моисей (82, 314).
#9 | Георгий О. »» | 11.08.2013 13:04
  
3
Прощая ближним, не будем думать, что мы благодетельствуем им или что проявляем к ним большую милость: мы оказываем благодеяния себе и извлекаем большую пользу. Если же мы не прощаем их, мы не причиняем им особенного вреда, но себе готовим страшное наказание в геенне.

Святитель Иоанн Златоуст (46, 977).
  
#10 | Сергий »» | 11.08.2013 19:06
  
0
Не нужно искажать писания. Любите друг друга, Новая заповедь.
#11 | Георгий Петров »» | 11.08.2013 21:37 | ответ на: #10 ( Сергий ) »»
  
0
На самом же деле Заповедей, конечно, ТРИ!
Две Ветхозаветных и одна - НОВАЯ, данная Христом Иисусом.

Ветхий Завет:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Матф.22:36-40).

Новый Завет:
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоан.13:34,35).

Выполняются Заповеди последовательно ...
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
(1Иоан.2:7-9).

Если Ветхий Завет требовал любить ближнего как самого себя, то в Новом Завете Бог говорит о том, что ближнего нужно любить так, как Любит его (ближнего) Бог.

Кто же БЛИЖНИЕ Богу и нам, христианам, по Новому Завету?

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Матф.12:46-50).

А в чём состоит воля Отца Небесного?

35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
(Иоан.6:35-40).
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
(Иоан.4:34).

Что же нам нужно делать, чтобы поступать по Воле Бога, совершать ДЕЛО Его?

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог.
28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
(Иоан.6:27-29).

Необходимо отметить, что выполнение же декалога (Заповедей Моисеевых) для христианина дело вполне естественное и Заповедь Новая вбирает его в себя. Христианин ведёт себя таким образом, что НЕ нарушает их.
#12 | Георгий О. »» | 12.08.2013 14:28
  
2



НАДО УСИЛИВАТЬСЯ ИМЕТЬ ЛЮБОВЬ
Краткие поучения афонского старца


Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей.

Предлагаем вниманию наших читателей собрание коротких поучений старца.

***


Мы говорим: «Доброй ночи». Но будет так, как Бог хочет. Станем же говорить: «Дай Бог доброй ночи!»
***

Надо усиливаться иметь любовь. Даже если она у нас не идет от души, надо стараться хотя бы проявлять ее. Так учит нас Церковь, так заповедует Истина. Конечно, когда у тебя в сердце нет любви, проявлять ее по отношению к другому кажется притворством, каким-то политесом, дипломатией, но так нужно — хоть у нас ее и нет в сердце, стараться выказывать ее как следует.

***

Благодать Святого Духа помогает, но это если мы мужественны; а если мы сразу же сникаем при искушении, тогда что делать? А искушений у нас не меряно, потому что искуситель — дух, он большой ловкач и обманывает нас с великой легкостью.

***

Многие не знают и не понимают, что Брак — это Божие Таинство и его нельзя разрывать, кому когда захочется. Только в случае прелюбодеяния одного из супругов Церковь благословляет разойтись; но и тогда если супруги прощают друг друга, то и Господь прощает. То есть Бог более радуется сохранению брака, чем расторжению, даже по причинам, благословляемым, скажем так, Церковью. Супругам нужно иметь много терпения, смиренномудрия и советоваться друг с другом, чтобы пройти через искушения совместной жизни. Ведь это нелегко. Это крест. Это крест, а крест каким может быть? Нелегким.

***

Батюшка, когда в нашу среду вторгается лукавство и кто-нибудь из братства хочет любой ценой достичь своих целей, не внимая советам, то что тут поделаешь? За этим следует погибель, всё! Совершенная погибель! Какую позицию занять остальному братству? Нужно запастись терпением.

***

Есть много больших подвижников, серьезных монахов, но очень жаль, что у них нет смиренномудрия, и когда приходит искушение, они не смиряются для того, чтобы спросить.

***

Если у тебя есть смиренномудрие, благодать Духа Святого сходит, и даже самые большие враги твои любят тебя, сами того не желая. А когда в тебе эгоизм, то и самые хорошие друзья убегают от тебя.

***

Если ты совершаешь послушание и отсечение воли некоторое время, с духовной искренностью, тогда сходит благодать Духа Святого в сердце твое и в ум со смиренномудрием, и если оно (смиренномудрие) у тебя есть, то только тогда ты можешь вступать в рукопашную с силами диавольскими. А до этого что?

***

Всегда надо прислушиваться и к самому малому, слабому, к последнему. Слушать его — это смирение, и тогда сходит благодать Духа Святого, а если Он поведет тебя, тогда ты не дашь маху на пути своем.

***

Если мы не можем быть как Ангелы — не падать, то хотя бы не будем как бесы — не каяться.

***

Самая большая опасность, угрожающая нам, — это неотсечение своей воли, то есть закоснение в своих желаниях, а отсюда эгоизм — это самое сильное оружие сатаны, самое разрушительное, безотказное, «атомное оружие». Если в тебе есть эгоизм, разве ты можешь исправиться? Едва ли, потому что для этого необходимо смиренномудрие. А так, в эгоизме своем, ты говоришь: «Я один знаю. Что я считаю, то и хорошо».

***

Если нет любви, то там нет Бога. Особенно если ты монах, ты не можешь сказать: «Да ну его, этого… Не пойду я к нему, потому что он такой-то, он сказал мне то-то!» Если мы, монахи, так поступаем, то что же тогда сказать о мирянах? Если мы поступаем так, то явно, что мы не следуем Церкви, заповедям Божиим и советам святых отцов. Только в своем эгоизме мы не видим, что дела у нас идут плохо.

***

У всех сегодня высокое образование, все ученые и говорят: «Как, чтобы я, со своим образованием, слушал какого-то простого и невежественного человека?» Но их не осеняет благодать Духа Святого. А мы благодаря смиренномудрию можем дерзать на милость благого Отца Небесного.

***

Ты можешь и сто лет провести в монашестве, но если у тебя в душе нет смиренномудрия, ты всегда находишься в опасности.

***

Осознаем, что мы немощны, и смиримся пред Богом. Будем просить с дерзновением у Бога, у святых Его, чтобы Он помиловал нас по Своей благости.

***

Надо знать, как просить, что просить и зачем просить.

***

«Непрестанно молитесь, всегда благодарите»[1], — то есть никогда не будем терять надежды.

***

Чем больше обогащается монах, тем больше он отдаляется от Бога. Ты ешь хорошо, спишь хорошо, чего же ты еще ждешь? Тебя борют страсти. Все эти послабления не на пользу монашеству.

***

Мы видим, сколько благ даровал нам Бог теперь, только бы нам иметь меж собою любовь, потому что любовь покрывает множество грехов[2].

***

Как бы хорош ни был монах, но если в нем нет искры смиренномудрия, всё это напрасно, всё это пойдет прахом.

***

Пустыня хороша, но нужно крепко беречь себя от возношения ума. То есть говорить и думать, что из-за немощи своей ты сидишь, словно заключенный, в пустыне, а не то, будто ты лучше тех, кто живет в общежитии. Говори: «По грехам моим я сижу здесь, как заключенный, а те, кто живет в общежитии, — это святые».

***

Терпение нужно везде, где бы ты ни был, потому что терпение никогда не посрамляет, и с терпением у нас остается надежда, что исполнится наше желание спастись[3].

***

Всякая молитва хороша — и «Господи Иисусе»[4], и Псалтирь, хорошо и руки воздевать на несколько минут, прося милости Божией. Но все дело в том, чтобы иметь покой и мир в душе, которые ты обретешь, только если в душе твоей укоренится смиренномудрие. И всегда, когда мы молимся, будем делать это (молиться) с сокрушением, то есть будем знать, что мы недостойны пред Богом и даже сама молитва наша недостойна того, чтобы быть услышанной.

***

Как совершать духовное делание? То есть как хранить себя на правом пути? Почитать наставления Церкви.

***

Человека, пребывающего подле Бога, то есть того, чей ум приближен к Богу, покрывает благодать Божия, и ум его все время собран и нерассеян.

***

Неполезно нам выходить в мир. Остаются неисполненными наши обязанности и правила, и мы рассеиваемся умом.

***

Благодать Божия непостижима умом человеческим. На Святой Литургии или панихиде может поминаться много имен, и это неважно. Та же благодать действует и ради одного, и ради многих.

***

Если мы стараемся строго выполнять свое правило и епитимию, тогда Бог не попустит врагу сеять нас, как ему захочется[5]. В противном случае не дай Бог! Мы своими глазами видим, что происходит сегодня в монашестве.

***

Сегодня мы, современные монахи, хромаем на обе ноги, и жительство наше далеко от благодати Духа Святого.

***

Надо иметь терпение, носить бремена и немощи друг друга, и так мы спасемся.

Иеромонах Дионисий (Игнат)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Călăuză Ortodoxă



http://www.pravoslavie.ru/put/55767.htm
#13 | Георгий О. »» | 12.08.2013 16:05
  
1
Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые

(преподобный Никон Оптинский).
#14 | Георгий О. »» | 12.08.2013 16:07
  
1
Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет .

(преподобный Амвросий Оптинский).
#15 | Георгий О. »» | 12.08.2013 16:13
  
2
Тебя не любят — ты люби их, то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу.

(преподобный Амвросий Оптинский).
#16 | Георгий О. »» | 12.08.2013 16:23
  
1
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

Сами великие афонские подвижники считали, что преподобный Силуан "достиг в меру святых Отцов". При жизни преподобный старец остался для большинства "неявленным". Несомненно, это была не только воля Божия о нем, но и его собственное желание, которое принял Бог и исполнил, скрыв его даже от большинства отцов Святой Горы. Лишь некоторые монахи и немонахи, лица, посетившие Афон или имевшие с ним переписку, оценили и глубоко полюбили его. Среди них были и епископы, и священники с высшим богословским образованием, и благочестивые миряне.


Вот самый короткий и легкий путь ко спасению.

Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: "Милостив Господь".

Если же ты осуждаешь, ропотлив, любишь творить свою волю, то, хотя бы ты и много молился, душа твоя оскудеет, и ты скажешь: "Забыл меня Господь". Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться, и потому благодать Божия не живет в душе твоей; в смиренную же душу она легко входит и дает ей мир и покой в Боге. Божия Матерь была смиренна более всех и потому прославляется и небом и землею; и всякий, кто смиряется, будет прославлен Богом и будет видеть славу Господню.
#17 | Георгий О. »» | 12.08.2013 16:41
  
2
Мы должны подражать любви Божией. Случай сделать кому-нибудь добро - это есть милость Божия к нам, поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другому. А после всякого дела любви так радостно, так спокойно становится на душе, чувствуешь, что так и нужно делать, и хочется еще и еще делать добро, а после этого будешь искать, как бы мне кого еще обласкать, утешить, ободрить. А потом в сердце такого человека вселится Сам Господь: "Мы приидем и обитель у него сотворим". А раз Господь будет в сердце, такому человеку нечего бояться, никто ему ничего не может сделать.


* * *

Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадем, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились.


Старец в миру святой праведный Алексей Мечёв (1859-1923)


Святого праведного Алексея Мечёва называли оптинским старцем, живущим в Москве.

Отца Алексея ни на минуту нельзя представить без людей, без толпы, которая обступала его и жужжала вокруг него как пчелы, и дети особенно; при выходе из храма его рука уставала благословлять, а от любящего и ласкового напора толпы ему становилось тяжело дышать, и приходилось провожать его через толпу, чтобы она не заласкала его.

Множеству имен поминалось им на проскомидии, во время Херувимской, при пресуществлении Святых Даров, на заздравных ектеньях, в молитвах Богоматери и святителю Николаю. Иногда он совершал проскомидию часа полтора и даже больше, вычитывал один, с помощью сослужащих и даже с помощью молящихся в алтаре мирян, целые тетради имен.

Он горячо любил и чтил настоятеля оптинского скита отца игумена Феодосия. Отец Феодосий приехал как-то в Москву, посетил храм отца Алексея. Был в церкви, видел, как идут вереницы исповедников, как истово и долго проходит служба, как подробно совершается поминовение, какие толпы народа ожидают приема, как долго длится этот прием. Он сказал отцу Алексею: "Да, на все это дело, которое вы делаете один, у нас в Оптине несколько человек понадобилось бы. Одному это сверх сил. Господь вам помогает" .

О преподобном Анатолии Оптинском батюшка отзывался с такой любовью, с таким признанием и с таким благоговением, как ни о ком из живущих подвижников и духовных отцов. "Мы с ним одного духа", много раз говорил он. И это так и было: одного духа любви благодатной, всепрощающей и всеисцеляющей силой любви. Преподобный Анатолий всегда москвичей посылал к отцу Алексею. То же делал преподобный Нектарий, который однажды сказал кому-то: "Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексей,". В этом оптинском свидетельстве об отце Алексее выражено глубокое единство опытно-духовного пути отца Алексея с тем, которым шло Оптинское старчество, истоком своим восходящее к великому старцу Паисию (Величковскому) и через него к Афону и живому святоотеческому преданию всего Православия.
#18 | Георгий О. »» | 12.08.2013 16:45
  
2
*Если благодать Божия не просветит человека, сколько бы ты не сказал слов, не будет пользы... Но если тут же вместе со словами действует благодать, тогда в ту же секунду происходит изменение в соответствии со стремлением человека. С этого момента изменяется его жизнь. Но это случается с тем, кто не испортил свой слух и не ожесточил свою совесть. Напротив те, кто слышит добро, но не повинуются и остаются при своей злой воле, хотя бы ты им говорил день и ночь, и показал все мудрости отцов и чудеса перед их глазами сотворил бы, они не получили бы ни какой пользы. Но от уныния они желают приходить... И говорить часами, чтобы убить время. Почему я затворяю дверь, чтобы безмолствием и молитвой принести пользу хотя бы себе.


Афонский старец Иосиф Исихаст
(+1959 г.)
#19 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:23
  
0
* Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных.
Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения.
Любовь есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения.

Иоанн Лествичник.

* Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: если имею пророчество, и ведаю все тайны, и весь разум, любви же не имею: никакой пользы мне в том (1 Кор. 13, 2. 3). Стяжавший любовь стяжал Самого Бога; ибо Бог есть любовь (1 Ин, 4, 16).

Максим Исповедник.
#20 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:25
  
0
* Совершенство состоит в том, чтобы предпочитать себе ближнего.

Авва Иаков.

* Где нет мира, там нет Бога.

Авва Исайя.

* Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас.

Св. Иоанн Златоуст.

* Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится.

Св. Иоанн Златоуст.

* Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав - не перестает. ... В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная - остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью.

Блаженный Диадох.

* Жизнь сердца - это любовь, а его смерть - это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования.

Иоанн Кронштадтский.

* Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное. Преп. Исаак Сирин.

* Господь любит нас, как Своих детей, и любовь Его сильнее любви матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь никогда не забывает нас.

Старец Силуан.
#21 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:28
  
0
* Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви.

Авва Дорофей.

* Совершенство любви заключается в соединении с Богом; преуспеяние в любви сопряжено с неизъяснимым духовным утешением, наслаждением и просвещением. Но в начале подвига ученик любви должен выдержать жестокую борьбу с самим собою, с глубоко поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадением естеству, сделалось для него законом, воюющим и возмущающим против Закона Божия, против закона святой любви.

Свт. Игнатий Брянчанинов.
#22 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:31
  
1
* Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее.

Свт. Игнатий Брянчанинов.

* Не ищите и не ожидайте любви от человеков, ищите всесильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам.

Свт. Игнатий Брянчанинов.
#23 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:34
  
1
* Господь дарует наследие Царства тем, которые иные добродетели запечатлели любовью; либо своей безупречной жизнью к ней притекли, либо через покаяние нашли в ней убежище.

Свт. Григорий Палама.
#24 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:35
  
0
* Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения... даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия.

Свт. Иоанн Златоуст.

* В любви вот что удивительно: к другим добродетелям может примешиваться зло, - например, нестяжательный часто тем самым надмевается; красноречивый впадает в болезнь честолюбия, смиренномудрый часто тем самым превозносится в своей совести, а любовь свободна от всякой подобной заразы, никто никогда не станет превозноситься пред любимым.

Свт. Иоанн Златоуст.

* Любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносит с собою все блага.

Свт. Иоанн Златоуст.
#25 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:37
  
0
* Настолько любовь выше всех добродетелей, что без нее ни одна из них, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их.

Прп. Симеон Новый Богослов.

* О любовь Боготворящая, которая есть Бог, - дар таинственно подаваемый достойным; она - нечто изумительное и вещь, нелегко обретаемая.

Прп. Симеон Новый Богослов.

* Любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщаемая и непостижимая и совершенно Божеская.

Прп. Симеон Новый Богослов.
#26 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:38
  
1
* Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая.

Прп. Иоанн Лествичник.

* Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть.

Прп. Иоанн Лествичник.
#27 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:40
  
1
Любовь, хотя по порядку последняя из добродетелей, но по достоинству она первая из всех и позади себя оставляет все прежде ее родившиеся.

Прп. Марк Подвижник.
#28 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:47
  
1
И какие бы ни обуревали нас мрачные, тревожные и неприязненные чувства, будем стараться сознательно, вопреки им поступать по-евангельски, и за эту верность Закону Божиему, за это через силу совершаемое исполнение Его заповедей Господь обязательно – то есть всенепременно – дарует нам испытать и подлинную любовь к Нему и к нашим ближним.


Священник Димитрий Шишкин


И хоть мы знаем, что беззакония в этом мире будут лишь умножаться, да не станет это причиной нашего оскудения в любви. И в море греха возможно с Божией помощью созидание и построение доброй жизни. Это возможно в том случае, если каждый из нас, несмотря на трудные обстоятельства, тревоги и смуты, будет твердо и с постоянством в сердце своем и в помышлениях и поступках блюсти закон Христовой любви.


Священник Димитрий Шишкин
#29 | Георгий О. »» | 13.08.2013 10:52
  
1
Если мы хорошенько вникнем в суть заповедей Христа, то увидим, что большинство из них говорит о том, как мы должны относиться к людям, окружающим нас, как мы должны поступать и чувствовать себя с ближними, причем независимо от того, приятны они нам или нет, дружелюбно настроены или враждебно. Удивительным образом именно в любви к ближнему и проявляется большей частью наша любовь к Богу. Или желание любви, если мы говорим о том, как стать причастником любви, как почувствовать ее, как взрастить и умножить в сердце.

Закон Божий как бы имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю, и обе они важны в равной степени. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». То есть если человек сознательно начнет поступать по-евангельски ради Христа, ради Его правды, то он постепенно, по неложному обетованию Божиему, сделается причастником и чувства любви, которое служит основанием духовной жизни. Этому учит нас Евангелие, к этому призывает нас Господь.


Священник Димитрий Шишкин
  
#30 | Дем. Фёдор »» | 15.08.2013 06:49 | ответ на: #3 ( Георгий О. ) »»
  
0
Люби грешников, но ненавидь дела их и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они.
Данная цитата. извлечённая из поста №3 не отвечает на мой вопрос, на который я ищу ответа. Она лишь множит эти вопросы. Иисус говорит по плодам их узнаете их (изложение свободное).Хорошее дерево приносит достойные плоды. И если плоды дрянь, то и дерево подлежит сожжению. Под деревом Иисус подразумевает конкретного человека. И если человек (дерево) приносит дурные плоды (грешные) --слова, дела, поступки, то и человек дряь.Нельзя поступки ,дела, слова, оторвать от человека.--они его кожа. одежда.
Не в каждом человеке вочеловечился Христос, в некоторых и даже во многих ( в последние времена) вочеловечивается Дьявол
Понятие Ближний нам даёт Христос, но это понятие дано со стороны пострадавшего, мученика. сирого, угнетённого, презренного. А я хочу услышать понятие Ближнего со стороны того, кто оказывает милость пострадавшему. Мой вопрос- мне православному ближние все люди или ближние те, которым я оказал милость??, Оказал милость я единицам, по причине своей финансовой и материальной нищеты.. У евреев хотя бы еврей еврею ближний. Если не ближние, то, кто? Ближний --это другой я ? Друг!! Возможно брат, сестра, родственник (духовный).
Помни, что и ты причастен земному естеству, и делай добро всем
Мне больше импонирует (нравится, по душе) фраза. За добро по отношению ко мне--добром, за зло-- по справедливости. Мы уважаем Бога за справедливость, будем и сами такими по отношению к ближнему..
Приветствуй его лобзаниями с великой честью... и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и самое достойное
Очень напоминает призыв к лицемерию. А ведь наш Бог не лицемерен, и воздаёт по достоинству каждого,справедливо.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites