Любить жизнь.

11
26 июля 2013 в 11:24 2805 просмотров

Автор: Анастасия Бондарук ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ


Кризис среднего возраста — стереотипное название сложного состояния человека старше 30-ти. Что оно означает? Когда нет сил понять себя, нет душевных способностей принять несовпадение жизни с представлениями о ней, нет желания сталкиваться со своим собственным разочарованием в себе — мы говорим «кризис среднего возраста». И становится немного легче. Ведь мы объяснили свое состояние. И хотя оно от этого не изменилось, зато мы можем оставаться уверенными в своей способности понимать себя и жизнь. Понимать, но не влиять. Понимать и при этом частенько испытывать к ней неприязнь. Ведь она порой бывает не такова…

БЛАГОДАРНОСТЬ КАЖДОМУ ДНЮ

Матушка Иулиания Шмеман в прологе к своим воспоминаниям «Моя жизнь с отцом Александром» написала: «Я встречаю каждый день как благословение. Каждое утро я чувствую себя счастливой, что в моей жизни есть еще один день. В моем возрасте тело немощно, но мне повезло больше, чем многим. Я люблю жизнь».

Как человек, многое повидавший на своем веку, похоже, она знает, что говорит, когда сравнивает свое состояние «со многими» — с крепким телом, не знающими нищеты эмиграции, но не любящими эту жизнь. Оказалось, это порой сложно — встречать с благодарностью каждый день своей истории. Состояние благодарения не типично.

Обычно наш современник встречает новый день вопросами: «Чего мне не хватает для счастья?», «Что еще я должен сегодня успеть?», «Как им доказать, что именно я …?». Это состояние исходит из того, что мы чувствуем острую нехватку чего-то еще, неудовлетворенность, а значит и недовольство.

Иногда нам кажется (даже неосознанно), что наши силы и способности велики, и наши свершения достаточно значимы, наш потенциал огромен. И мы оглядываемся вокруг и понимаем, что нет на свете другого такого исполина, способного оценить по достоинству
величие наших свершений и возможностей.И тогда мы записываем себя в «до конца не оцененные», «нелюбимые», «незначимые». А разве может радоваться жизни человек, оказавшийся в подобном положении? Неужели ему есть за что благодарить?

Люди, недовольные своей жизнью, карабкаются по скалам судеб в надежде достигнуть вершины успеха, найти то, чего у них нет. Некоторые из них срываются, некоторые сходятся в схватке друг с другом, некоторым удается достигнуть, открыть, познать. И — о, ужас! — иногда даже это не удовлетворяет и не насыщает.

Трагично, невыносимо, но сколько талантливых, известных, знаменитых так и не смогли полюбить жизнь и сорвались. Иногда в минуты испытаний, иногда на пике славы. У них были разные отношения с Богом. Хотя обращение души ко Творцу вовсе не гарантирует любви к жизни и веры в Промысл Божий.

НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ

Митрополит Антоний Сурожский глубокомысленно рассуждает о том, что, приходя в храм, мы видим Распятие и на нем — Иисуса Христа. В этом месте символизм встречается с эстетизмом, и мы порой можем наслаждаться художественным мастерством, палитрой красок… И редко вспоминаем, как это выглядело в действительности: разорванные мышцы, кровь, стоны, терновый венец, вонзающийся в кожу…

Да, наблюдая красивое убранство храма, которое, конечно же, имеет свой смысл и значение, мы решаем, что Бог как-то связан в основном с красотой, искусством, эстетикой, комфортом, порядком. И когда в жизни мы встречаем болезнь, разрушение, горе, то вопрошаем: «Где же Бог?». Конечно, Бог не создавал болезнь, но Он показал нам, что есть единственный способ ее исцеления — претерпевание.

В этой связи позволю себе снова обратиться к воспоминаниям матушки Иулиании Шмеман. Описывая юношеские годы своего супруга, она рассказывает, как, обучаясь в Париже в русском кадетском корпусе, Александр Шмеман подружился с директором корпуса, генералом Римским-Корсаковым.

Это был очень добрый, мудрый пожилой человек. Он любил поэзию и часто приглашал к себе Александра в кабинет, где читал ему стихи Пушкина, Тютчева, рассказывал о старой России. Генерал знакомил своего ученика и с историей религиозной мысли. Но вот генерал умер. Александру, его брату Андрею и другим воспитанникам поручили перенести тело генерала из его комнаты в церковь.

«Им нужно было пройти узким коридором, и тело генерала, очень тяжелое и уже начавшее пахнуть, неловко висело на руках мальчиков. Александр, исполненный любви и горя, впервые столкнулся с ужасом и уродством смерти… Он часто рассказывал мне о том ударе, который нанесла его вере и мировоззрению эта первая встреча со смертью, и о том, какие огромные усилия пришлось приложить, чтобы за уродством смерти увидеть реальность и красоту Царства Божия».

Так в нашей жизни небесное всегда соседствует с земным. Красота, невесомость, благоухание Божия мира идут рука об руку с болезнью, уродством, болью. Господь пришел, чтобы исцелить и утешить. Но утешение не связано с убеганием от разрушений, оно зависит от возможности идти до конца.

МАМАРДАШВИЛИ, ДЫРКА И БУБЛИК

Нет, Мераб Константинович, известный философ, ничего не писал про дырку от бублика. «Дырка и бублик» — моя метафора, обозначающая взгляд, который точно подмечает недостачу, но проходит мимо достоинств. Очень часто можно слышать супружеский диалог, который я также изображу в виде метафоры:

— Почему ты не сделала еще и …?
— Но я же выполнила п. 1, 2, 3, 4, 5, а 6-й не успела.
— С 1-го по 5-й — это твоя норма, и никто не будет тебя за это благодарить. А вот то, что не сделано, — просто ужасно. Это делает нашу семейную жизнь невыносимой.

Стоит ли говорить, что, когда выполняется п. 6, основным тут же становится п. 7, а п. 6 переходит в разряд нормы. Так, у пытающегося угодить быстро опускаются руки, им все время недовольны, а у того, кто предъявлял требования, возникает состояние праведного гнева и неудовлетворенности. Многие из нас успевают несколько раз за день начать игру «Дырка и бублик».

Выход из этой «увлекательной» (люди играют в нее с большой самоотдачей), но приводящей к плачевным последствиям игры можно поискать в трудах людей, которые не боятся мыслить. Например, выводы Мамардашвили… Это также является ответом на многократно задаваемый вопрос «Как можно любить болезнь?». Я бы сказала, что Мераб Константинович ответил на вопрос «Что можно любить в болезни?».

Он считал, что в минуты испытаний сама способность мыслить для него уже является радостной. Особенно если есть возможность мыслить честно и ясно, т. е. не идеализировать, не обесценивать, а видеть сложную действительность. Ведь способность мыслить — это способность выстраивать свое зрелое отношение к этой жизни; способность перерасти зависимость от чужого способа восприятия; способность принять решение. Даже если это будет: «Я бессилен. Мне нужна помощь». Это будет ваше решение о том, что вы исчерпались и нуждаетесь в поддержке.

Очень многие верят, что независимость обретается в ссорах и конфликтах. Однако основа независимости — способность самостоятельно мыслить: осмысливать свой опыт, анализировать действительность, делать выводы, но понимать, что это лишь относительные выводы. Может быть, придет время, и их нужно будет развить дальше. Поэтому ни одна психологическая или другая система взглядов не может быть положена вместо личного мышления. Это является всего лишь дополнительным средством для попыток осмыслить жизнь и свое место в ней.

Эффективную возможность исцеления от сосредоточенности исключительно на «дырах» предлагает и митрополит Антоний Сурожский: «…меня научили с самого детства ценить маленькие, мелкие вещи; …это было чудо, это была радость, и это можно было ценить годами… и за это я очень благодарен, потому что я умею радоваться самой мелкой вещи в момент, когда она приходит, и не обесценивать ее никогда». И это «не обесценивать никогда» очень перекликается с тем, что мы должны непрестанно благодарить.

«А как благодарить, когда на душе сплошное недовольство тем, что имеешь?» — спросит читатель. Найдите в своей душе место, где вы довольны хотя бы чем-то. Почувствуйте, вспомните то, чему вы искренне рады. Даже если это кажется вам маленьким, все равно отыщите. И начните благодарить с малого, с того, чем довольны!

Может быть, вы вспомните, что есть еще кто-то, за кого вы можете благодарить Создателя. Тот, кто хотя бы иногда вас утешает, кто относится к вам искренне. Так ваш «круг благодарности» будет расти с каждым днем. И у вас появится возможность увидеть «бублик» в вашей жизни и выбраться из «дыры недовольства». Благодарение — это и основа любви, и ее следствие. И тогда любой кризис превратится в опытность, неудовлетворенность — в терпение, а разочарование в себе — в трезвый взгляд на свои возможности.

Анастасия Бондарук, Духовное измерение, Психология, №4 (302) февраль 2012

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites