22-е июля Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.



22-е июля 2013г.
(09.07.2013 г. по ст.с.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 3-й.

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Сщмч. Константина пресвитера (1918).
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.




Рим., 109 зач., XII, 4–5, 15–21. Мф., 45 зач., XII, 9–13.

Трапеза
Поста нет.


Богослужебные указания

Понедельник. Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского.

Свт. Фео́дора, еп. Еде́сского. Прп. Иоа́нна Пеще́рника. Прп. Феодо́сия Еде́сского. Мч. Михаи́ла Снови́дца. Мч. Иоа́нна. Сщмч. Кири́лла, еп. Горти́нского.

Служба сщмч. Панкратия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха.




Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата: 22 Июля 2013

Начало сумерек: 04:24
Восход Солнца: 05:17
Высшая точка: 13:35
Заход Солнца: 21:54
Окончание сумерек: 22:46
Долгота дня: 16:37
Восход Луны 21:07
Заход Луны: 04:58





СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПАНКРАТИЙ, ЕПИСКОП ТАВРОМЕНИЙСКИЙ

Дни памяти: Февраль 9, Июль 9


Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский, родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос жил на земле.

Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. Его потрясли чудеса, и, когда он услышал Божественное учение, то уверовал во Христа как Сына Божия. Он сблизился с учениками Господа, особенно со святым апостолом Петром. С тех пор юноша Панкратий стал известен святому апостолу Петру.

После Вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь их дом. Когда родители Панкратия скончались, он, оставив свое имение, ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере, проводя дни в молитве и глубоком духовном размышлении. Святой апостол Петр, однажды проходя по тем местам, встретил Панкратия в Понте, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию, где находился святой апостол Павел. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении.
Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал Богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру.

Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий (I). Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.


Тропарь священномученика Панкратия

глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.





СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КИРИЛЛ, ЕПИСКОП ГОРТИНСКИЙ
Дни памяти: 9 июля 6 сентября

Кирилл Гортинский жил при императорах Диоклетиане (284-305) и его соправителе Максимиане (285-310). Как христианин, он предстал перед судом и после допроса был брошен в темницу.

Освобожденный чудесным образом св. Кирилл по повелению свыше прибыл в Рим, где оказал большую помощь Церкви своей проповедью. Когда же началось гонение, св. Кирилл отправился в Иерусалим для поддержания духа находившихся там христиан. По дороге он имел видение и получил повеление не миновать Крит.

На острове его избрали епископом города Гортины и за долгие годы святительства он многих обратил от тьмы язычества к свету истины.

Приведенный на суд к правителю Лукию, который принуждал его принести жертву идолам, святой старец-иерарх твердо исповедал свою веру во Христа и отказался исполнить душепагубное требование. Правитель приговорил святого Кирилла к сожжению, но огонь не коснулся святого. Видя чудо, многие язычники уверовали во Христа, а Лукий, изумившись, воздал хвалу христианскому Богу и отпустил Святителя на свободу.

Обратив после того многих ко Христу, святитель в возрасте 90 лет [1] был усечен мечом в местности Ракса около 303 года.

Тропарь, глас 3

Гласом божественным от темницы изведен, / в Риме братию в божественней вере утвердил еси, / и от ангела глаголы приим о святительстей пастве, / во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися, / богоповеленный святителю и страдальче Кирилле, / моли за души наша.

Кондак, глас тойже

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи / и идолы сокрушены, / и Гортинскую паству святительскую, / от Бога повеленную, добре упас, / и по Христе надежно пострадав, / священномучениче Кирилле, молися за чтущия тя.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6669.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4199.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1465.htm

Saint Herman Calendar 2008, 50, 70.

Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1. - С. 21.





ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ ПАТЕРМУФИЙ, КОПРИЙ И МУЧЕНИК АЛЕКСАНДР
День памяти: Июль 9


Преподобномученики Патермуфий, Коприй и мученик Александр пострадали при императоре Юлиане Отступнике (361-363). Патермуфий и его ученик Коприй были египетскими отшельниками. Когда император-отступник узнал о святых, то велел привести их к себе и начал совращать в язычество, говоря лукаво, будто и он раньше служил Христу, но понял, что спасение могут дать только языческие боги. Коприй прельстился обещаниями царя и изменил Христу, но молитвами и слезными увещаниями своего старца познал свое падение, раскаялся и вновь исповедал себя христианином. Царь разгневался и приказал жестоко мучить Коприя. Святой Патермуфий укреплял мужество и терпение брата. Один из воинов, по имени Александр, видя ужасные страдания Коприя, уверовал во Христа и был приговорен к сожжению. Святые Патермуфий и Коприй были усечены мечом.





СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОР, ЕПИСКОП ЕДЕССКИЙ
День памяти: Июль 9



Святитель Феодор, епископ Едесский, родился в сирийском городе Едессе. Вся жизнь святого угодника была ярким свидетельством великих дел Божиих, прославляющего Своих святых.

В двадцать лет, лишившись родителей и раздав свое имение нищим, он отправился в Иерусалим, где в Лавре преподобного Саввы Освященного принял постриг. Через 12 лет усердного иноческого послушания и 24 года полного затвора и великого воздержания Господь призвал мужественного подвижника к епископству, чтобы он светил миру. После смерти епископа Едессы не нашлось преемника более достойного, чем Феодор, и по общему согласию Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, а также духовенства и мирян этот дивный муж был избран во епископа. Нелегко было святому Феодору покидать свое безмолвие, но он покорился воле Божией и вступил в управление Едесской Церковью. Это произошло во время царствования греческого императора Михаила и матери его Феодоры (842-855). Во время совершения над преподобным Феодором епископской хиротонии произошло великое чудо. Народ увидел белоснежного голубя, парившего под куполом храма, который затем опустился на главу поставляемого. Вступив в управление паствой, святитель Феодор отдал своему служению все свои духовные дарования. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви, примером своей святой подвижнической жизни наставлял врученную ему Богом паству на путь спасения. Много сил положил Феодор в борьбе с еретиками, твердой рукой ограждая Церковь от соблазнов и разномыслия. Утешением и поддержкой святителю Феодору служило духовное общение с прозорливым старцем и столпником преподобным Феодосием, который подвизался недалеко от города близ монастыря святого великомученика Георгия.

С благословения старца святитель Феодор предпринял путешествие в Багдад к халифу Мавию с жалобой на несправедливые притеснения православных. Придя к Мавию, святитель нашел его тяжело больным. Призвав в помощь Господа, святой епископ бросил в сосуд с водой немного земли от Гроба Господня и дал халифу испить, и больной исцелился. Благодарный Мавий, расположившись к святому, с удовольствием слушал его поучения и, наконец, вместе с тремя приближенными принял святое Крещение с именем Иоанн.

Вскоре за открытое исповедание перед мусульманами своей веры во Христа, халиф Иоанн был убит вместе со своими приближенными. Явившись во сне одновременно святителю Феодору и столпнику Феодосию, он поведал о том, что сподобился пострадать за Христа, причислен к лику мучеников и вскоре встретится с ними в Царстве Небесном. Это было указанием угоднику Божию, что кончина его приближается. Через три года, уединившись снова в Лавре святого Саввы Освященного, он мирно отошел ко Господу (IX). Святитель Феодор Едесский оставил христианам свои назидательные творения. Житие святителя Феодора Едесского было излюбленным чтением на Руси в ХVI-ХVII вв. и сохранилось во многих рукописях.

На русском языке издано:

1. Сто весьма душеполезных глав. - "Христианское чтение", 1825, ХVII, с. 123 слл.

2. Умозрительное слово. - Там же, с. 178 слл. Также "Добротолюбие", III, с. З18-358. Здесь же: Главы деятельные.




БЛАДЕННЫЙ ПЕТР, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЧЕРЕВКОВСКИЙ

Память 9 июля (по ст.ст.)

В 1613 г. Русский Север переживал трудные времена: на Онеге, Северной Двине, Вычегде орудовали шайки грабителей-ляхов, «литовских воровских людей». Одна из таких банд под началом атамана Яцкого двигалась от Холмогор вверх по Северной Двине в направлении на Великий Устюг. На пути Яцкого лежало Черевково. Когда банда ворвалась в село, иерей Петр служил в местной Никольской церкви литургию. Святотатцы схватили священника, пытавшегося их образумить и остановить, привязали к конскому хвосту и влекли его по улицам села до тех пор, пока иерей не расстался с жизнью.

Прошло более сорока лет, имя Петра и место его захоронения были практически забыты. В 1656 г. на кладбище Черевковской церкви из земли показался гроб, а многим прихожанам стал являться человек в священническом облачении, приказывающий им сказать местным священникам, чтобы те совершали панихиды над появившимся из земли гробом. Стали происходить и чудесные исцеления некоторых крестьян, приходивших к гробу и совершавших над ним молитвы. Церковный причт поначалу скептически отнесся к сообщениям прихожан, пока 23 июня 1657 г. от удара молнии не загорелась местная церковь. Одна из горевших стен церкви обрушилась на гроб, покрыв его пылающими головнями. Каково же было изумление свидетелей пожара, когда они увидели, что неведомый гроб уцелел в беспощадном огне. Еще более смутило умы причта и прихожан сообщение церковного сторожа, который поведал, что ночью 24 июня его привлекло сияние, исходившее от гроба. Когда сторож приближался к гробу, сияние исчезало. Стоило ему отойти – сияние возобновлялось вновь.

Цепь чудесных явлений и событий заставила даже самых ярых скептиков поверить, что гроб принадлежит мученику Петру, который не только смертью, но и всей своей жизнью являл пример праведника. Вскоре над гробом была воздвигнута часовня, а все случаи чудесных исцелений стали тщательно записываться. В книге священника Иоанна Верюжского «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии» говорится, что с момента пожара в 1657 г. и вплоть до 1718 г. было зафиксировано 48 чудесных исцелений от гроба Петра Черевковского, десять из них приведены в книге.

Еще до 20-х годов XVII века мученик Пётр почитался как святой, ему были написаны тропарь и кондак. Вместе с панихидами пелись и молебны. Но начавшаяся в 1721 году по инициативе Петра I церковная реформа, отбросившая на долгие десятилетия прославление многих угодников Божиих, не позволила довести дело до конца и с прославлением о. Петра, в рамках кампании по борьбе с суевериями гроб с мощами мученика был вновь предан земле. Каждое воскресенье над его гробницей служились панихиды, а поток людей, стремившихся поклониться иерею Петру все более увеличивался. Ежегодно в день его страдальческой кончины между утреней и литургией читалось сказание о его чудесах, пока в 1854 г. рукопись не была изъята епархиальным начальством.

В начале XIX столетия имя иерея Петра было включено в полный список Вологодских святых, которым в архиерейском доме Вологодского владыки Иннокентия (Борисова) был посвящён отдельный храм и составлена специальная служба с молитвой. Но так как имя св. Петра было внесено в синодик безо всякой связи с Черевково, память об этом событии через какое-то время изгладилась. Более того, в 1854 году епархиальное начальство ополчилось на память о мученике. Из Черевково была затребована заверенная копия рукописи о посмертных чудесах иерея Петра. В ней не всё оказалось ладно, некоторые чудеса были обезличены, иные слишком похожи одно на другое, что позволило недоброжелателям усомниться в народном праве на почитание мученика.

В 1859 г. вышло новое недоразумение. Над гробом батюшки стоял памятник, повторяющий формы домовины. Несколько почитателей отца Петра ошибочно решили, что гроб вновь поднялся из земли, и стали распространять эту молву. Люди валом повалили в церковь. По донесению благочинного и станового пристава началось дело по духовному ведомству. Специальной епархиальной комиссией гробница иерея Петра была тщательно обследована и вскрыта. Подробное описание вскрытия вместе с новыми сведениями об иерее Петре было отправлено епископу Вологодскому и Устюжскому Христофору, который все свои решения по Черевковскому делу согласовывал со Священным Синодом. До высочайшего указания отправление панихид над гробом было приостановлено, над часовней установили присмотр приходского духовенства, которое должно было препятствовать распространению слухов о «новоявленном гробе».

Только после настойчивых просьб прихожан в 1860 г. было получено разрешение на совершение по просьбам желающих панихид об упокоении души иерея Петра.

Св. Петр Черевковский. Вергилес С. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2006 год.
В советское время часовня была закрыта, в ней размещались различные учреждения, в том числе и школьный краеведческий музей.

В 1989 - 1990 годах часовню частично отреставрировали и передали местной православной общине. В июне 1991 года черевковская часовня была освящена о. Иннокентием (Просвириным), прибывшим из Троице-Сергиевой лавры в Архангельскую епархию. С этого времени там стали вновь совершаться регулярные богослужения, а начиная с 2000 года возобновилось празднование дня памяти святого праведного иерея Петра Черевковского, которое собирает верующих со всей округи.

22 июля 2007 года священномученик Петр был прославлен в Архангельской и Холмогорской епархии как местночтимый святой.

В 2007 г. к часовне был пристроен алтарь и она обращена в церковь. В настоящее время это единственное место в селе для богослужений.

Тропарь, глас 4

Возсиял еси богодарованным ти чудес действом, / Петре достоблаженне, / ибо благодерзновенно обличил еси законопреступных ляхов свирепонеистовство, / сего ради истомления многа претерпел еси / за благочестия исповедание даже до крове / и венцем мученика увенчался еси от Бога, // яко истинный поборник Церкве Христовы.

Кондак, глас 8

Апостола верховнаго тезоименитый, / и чудес действом знаменит явился еси, Петре преблаженне, / священства бо одежду кровию мучения испещрив, / на Небеса преселился еси, исцелений струи источая / притекающым с верою к раце мощей твоих. / Тем вси вопием ти: / Радуйся, страстотерпцев купносельниче // и молитвенниче о чтущих память твою.

Использованные материалы

Владимир Щипин. Доклад на Прокопьевских чтениях в г. Великий Устюг. Июль 2003 г.

http://www.hrono.info/statii/2007/schip_petr.html

http://www.temples.ru/card.php?ID=5858

http://www.rusvera.mrezha.ru/545/4.htm





КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

День памяти: Июль 9


Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в княжение Василия I Димитриевича в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии. Обрел святой образ крестьянин этого селения по имени Лука и перенес его в свой дом. Один из его домочадцев страдал расслаблением тела. Больной с верою приложился к иконе челом и получил совершенное исцеление.

Об этом стало известно в окрестностях, и многие страждущие начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь. Впоследствии Лука перенес образ в Можайск, а оттуда в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством народа. При несении образа по Москве многие больные исцелялись от недугов. Затем икону возвратили в Можайск.

На месте явления иконы была построена церковь во имя Богородицы, в которой поставили святой образ.

На пожертвования крестьянина Луки и других православных впоследствии князь Андрей Димитриевич устроил на том месте монастырь, именуемый Колочским или Можайским.




КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Дни памяти: Февраль 12, Июль 9

Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на острове Кипре. Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.

С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.

Чтимые чудотворные списки

Стромынский

Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что "по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями." Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.

В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.

О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.

Нижегородский

Божия Матерь изображена сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.

Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.

Иные списки

В России известны еще списке Кипрской иконы Божией Матери находившиеся в Московской церкви святителя Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта была украшена богатым окладом.

Самая знаменитая икона связанная с Кипром - икона Божией Матери «Милостивая» или Киккская, пребывающая на Кипре с XI-XII века. Другие чтимые иконы Кипра включают в себя Полыньковую, Ястребскую, Ножевую и Чистительную.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4204.htm

Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал "Отдых христианина"», 2002, "Сказания о чудотворных иконах Богоматери":

http://sedmitza.ru/index.html?did=11936 - Апрель

http://sedmitza.ru/index.html?did=11962 - Май

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4203.htm

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=19348

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU