Святыни Греции


Святыни Греции


Северная Греция


Женский монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова находится в 30 минутах езды от города Салоники. Тихая обитель расположена в небольшом городке Суроти. Помог основать монастырь афонский старец Паисий Святогорец. Однажды к нему обратились женщины, которые хотели основать монастырь, где они могли бы жить по строгим афонским правилам. Вскоре старец нашел прекрасное живописное место для женского монастыря, получил благословение на его основание у архиерея , и в 1967 году в обители поселились первые сестры. Сейчас их 67, и они действительно живут по старым афонским традициям. Службы проходят при свечах без электричества. Сохранилась в монастыре и другая традиция, свойственная многим монастырям в Греции, — угощать посетителей лукумом и холодной водой. Чтобы попасть в монастырь, нужно подняться в гору. Так что такое угощение приходится очень кстати.
Одной из главных святынь монастыря является могила старца Паисия Святогорца, к ней стремятся тысячи паломников. Около могилы постоянно находится одна из монахинь, которая следит за порядком. Люди стремятся сюда, чтобы почтить память этого удивительного человека.
Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 год в многодетной семье. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841—1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя. Так же он произнес слова, которые стали пророческими для Паисия : «Хочу оставить после себя монаха».
В детстве маленький Арсений любил читать жития святых, его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он учился в школе и получил профессию плотника. Началась Гражданская война в Греции (1944—1948), он был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958 по 1962 год он проживал Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.
В 1966 году болезнь развилась так сильно, что отцу Паисию удалили большую часть легких. Именно тогда к нему обратилось несколько женщин с просьбой помочь основать монастырь.
Отец Паисий постоянно поддерживал обитель и два раза в год вплоть до свой смерти 12 июля 1994 году приезжал в гости к сестрам с Афона. Умер он в Суроти, похоронен там же. Как говорят сестры, это правильно. Если бы он был похоронен на Афоне, женщины не смогли бы приходить к нему. Мощи св. Арсения Кападокийского неслучайно оказались в монастыре, в создании и в жизни которого отец Паисий сыграл огромную роль. Они родились в одном селе, и именно св. Арсений крестил отца Паисия, дав ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Это произошло в Фарасах Каппадокийских, где св. Арсений Кападокийский был приходским священником в то время.
В раннем возрасте Арсений Кападокийский лишился родителей. Получил образование в семинарии в Смирне (совр. Измир, Турция). В 26 лет принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (совр. Кейсери, Турция), был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам.
В 1870 г. преподобный Арсений был рукоположен в сан священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил 5 паломничеств на Святую Землю, и поэтому его прозвали Хадж-эфенди. Пастырская деятельность преподобного продолжалась в Фарасе до 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения. Преподобный Арсений предвидел грядущие испытания ― войны и исход с родной земли. В 1924 году при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию на острове Корфу. Мощи преподобного были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти.
Монастырь св. Анастасии Узорешительницы находится недалеко от города Салоники. Святая великомученица Анастасия Узорешительница является его покровительницей и заступницей. Есть мнение ученых, что она подвязалась там, где сегодня стоит её монастырь.
Св. Анастасия родилась и выросла в Риме в конце III века. Её наставником и учителем веры был святой мученик Хрисогон. С детства, проводя доброе христианское житие, она сохранила себя в чистоте и укрепилась в добродетелях. Желая посвятить свою жизнь Христу, св. Анастасия посещала гонимых христиан в тюрьмах и темницах. Она поддерживала их духовно и помогала материально, раздавая своё наследство. Ещё при жизни Святая получила от Бога дар врачевания и помогала многим больным и страждущим.
Святую называют «Великомученницей», так как она мужественно претерпела все тяжкие пытки и мучения. Также ее называют «Узорешительницей», поскольку ей от Господа подана сила излечивать телесные и духовные болезни. В молитвах ее просят разрешить узы неправедно осужденных и дать утешение пребывающим в заключении. Святую также принято просить о защите от колдовских чар.
Св. Феофания, царица Византии, определила этот монастырь как царский, в 888 году пожертвовала крупные финансовые средства на нужды обители. Нетленные мощи царицы Феофании до сего дня находятся в патриаршем соборе в Константинополе. Она считается первой благоукрасительницей монастыря. Тогда же монастырю были принесены в дар св. мощи Покровительницы обители — глава и часть правой ноги Великомученицы, которые и сейчас хранятся в храме монастыря и являются главной его Святыней. Затем монастырь пришел в упадок, сохранился он чудом. В 1522 году святитель Феона нашел святую обитель Узорешительницы в состоянии запустения. Именно он восстановил ее и сделал процветающей.
Св. Феона был игуменом в возрожденной им обители, а затем в 1535 году был избран Митрополитом города Фессалоники. Святые и нетленные мощи св. Феоны находятся в монастырском храме справа от иконостаса.
В 1821 году монастырь сильно пострадал от турков, которые разрушили и сожгли его. Поскольку тогда сгорела богатая библиотека, архивы и многие монастырские сокровища, сведения об истории монастыря с IX по XVI век,дошедшие до нас, очень скудны.
Каламбака— не очень большой город с населением в 11.5 тысяч человек. Является столицей одноименного района, занимающего северную часть префектуры Трикала. Находится на высоте 247 метров над уровнем моря. Рядом расположены знаменные скалы Метеор.
В Метеоры едут со всего мира. Это уникальное место потрясающе красиво. Гладко отполированные неприступные скалы, как столпы, соединяют небо и пропитанную христианством землю. Метеоры не случайно получили свое название, по-гречески «Метеоры» обозначает «парящие в небесах» или «подвешенные между небом и землей». Почти 30 миллионов лет назад природа сотворила на ровной поверхности Фессалийской равнины невероятные скалы, тогда они находились на дне океана, вода сбивала песок и предавала им удивительные формы, каких не оставила больше нигде в мире. Но не только живописным пейзажем привлекает это место туристов. Здесь чувствуется сильнейшая энергетика святого места. С Х века Метеоры — один из крупнейших монастырских комплексов Греции. Эти непреступные скалы стали символом веры, аскезы, покаяния и отречения от мирских благ. Уже много веков на вершинах живут монахи, для которых скалы стали не только местом, где можно тихо и спокойно предаваться служению Богу, но и найти надежную защиту во времена турецких завоеваний. Сначала монахи жили в пещерах и скальных углублениях, затем постепенно стали образовываться монастыри. Вплоть до 20 годов прошлого века попасть в монастыри можно было только с помощью системы лестниц, лесов и веревочных конструкций. Чаще всего монахи и паломники использовали сетки и корзины, которые с помощью ручных блоков поднимали на вершины. Все эти способы подъема вызывали страх и волнение у желающих попасть наверх. На высоте в несколько десятков метров начинается сильный ветер, который качает и угрожает сорвать ненадежные на первый взгляд конструкции. Подъем к монастырям становился своеобразным испытанием веры. Сейчас, конечно, появились дороги и выдолбленные в скалах лестницы. Когда- то монастырей было 24, сейчас действуют всего шесть монастырей: Преображения, св. Варлаама, св. Николая, Варвары или Русану, Святой Троицы и св. Стефана. Два из них — женские.
Когда был создан монастырь Русаны точно неизвестно, так же, как и происхождение его названия. Возможно, монастырь основал Русанос, выходец из местечка Русана. По другой версии монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. К доподлинным фактам можно лишь отнести то, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Больших Метеор братья иеромонахи Иоасаф и Максим построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь. К сожалению, монастырь часто расхищали, и от него осталось немного реликвий. Те, что сохранились, находятся сейчас в Преображенском монастыре (Большие Метеоры). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих монахов. С 1950 года в течение 20 лет старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря, которое в настоящее время в обновленном виде действует как женский монастырь, получивший свое второе название в честь св. Варвары.
В Монастырь св. Стефана, расположенный в очень живописном месте на огромной скале, легко попасть. Чтобы посетить его, нужно всего лишь пройти по одному мосту. Он является самым богатым из метеорских монастырей. Первое, что видели паломники до 1927 года, попадая в монастырь, — это замурованная плита с надписью «6770 год. Иеремия», которая находилась в арке над входом в монастырь и означала, что некий отшельник по имени Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, т. е. в 1192 году от рождества Христова. Есть версия, что этот отшельник и другие монахи соорудили здесь маленькую часовню св. Стефана и несколько келий. Однако сам монастырь был построен в конце XIV века Анатолием Катакузиносом и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря. В конце XIX века монастырь населял 31 монах, но к 1960 году он почти опустел, в 1961 году был преобразован в женский, сегодня процветает. В трапезной монастыря устроена выставка монастырских сокровищ.
В 1340 Афанасий Метеорский на самой высокой и самой большой скале основал мужской монастырь, который известен как Преображенский или Большие Метеоры. Свое название монастырь получил в честь главного храма, который был построен в 1388 году. Как отмечают, он был построен по подобию афонских храмов. Основатели монастыря преподобные Афанасий и Иосаф похоронены внутри храма в северном его пределе. Иосаф, последний сербский царь, подстригся в монахи и много сделал для монастыря: расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами. Собор украшен великолепными фресками, которые были выполнены в 1522 году, к сожалению, имя мастера до нас не дошло. Храм также славится искусным иконостасом с позолотой, который был изготовлен в 1971 году. Здесь находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая. Недалеко от входа в монастырь находится скит св. Афанасия. Именно там жил и молился основатель монастыря.
До 1922 году на скалу поднимались в сетке, так как это было небезопасно, в скале прорубили ступени. Но сетка до сих пор не забыта и используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни монастыря предметов.
Монастырь св. Николая Анапавсаса, наверное, самый необычный из метеорских и выделяется из-за особенностей своей постройки. Монастырь словно ютится на маленькой скале, это вынудило монахов задуматься о таком размещении храмов и келий, чтобы все было функционально. Так появился этот великолепный монастырь, завораживающий паломников лабиринт из нескольких уровней. Предположительно, монастырь был основан в ХII-ХIII веках, когда на скале появились первые монахи. Основал его монах Никанор по фамилии Анапавсас, в честь которого монастырь получил свое название.
Всего в монастыре 3 уровня. На первом расположена церковь св. Антония. На площади алтаря в 4 кв. метра может находиться только один священнослужитель.
На втором уровне расположен собор св. Николая, кафоликон монастыря построен в 1527 году. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчен низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынужденно обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь св. Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.
Димитрий Солунский происходил из города Солуни, где отец его был воеводою у римского проконсула в Фессалониках (Салониках) и тайным христианином. Когда отец умер, император Максимиан назначил его проконсулом города. Его главной задачей было защищать город. Однако Димитрий возвратился в Фессалоники и, вместо того чтобы искоренять христианство, как повелел император, он сам стал исповедать перед всеми христианство и стал учить жителей города христианской вере. Когда об этом узнал император, он немедленно захотел расправиться с Димитрием. Димитрий, предвидя это, предался строгому посту и молитве и попросил раздать все свое имущество бедным. Император вошел в город и немедленно вызвал к себе Димитрия. Тот смело признал себя христианином и был заключен в темницу. Ночью Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя его в подвиге. Позднее в темнице он был зверски заколот копьями. Верный служитель Димитрия св. Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика и смочил в ней его перстень. Этими святынями он стал исцелять больных. Тело мученника Димитрия было брошено на съедение диким зверям, но солунские христиане тайно предали его земле. При императоре Константине над могилой была воздвигнута, а через сто лет при строительстве нового величественного храма были обретены нетленные мощи святого мученика. С VП века при раке святого Димитрия начинается истечение благовонного мира, поэтому св. Димитрий получает именование Мироточивого. Св. Димитрий стал покровителем и защитником родных Фессалоник, когда к городу подступили варвары. Неоднократно славяне-язычники отступали от стен Солуни при виде грозного светлого юноши, обходившего стены.
Святой Григорий Палама родился в Константинополе в благородной семье. Его родители старались научить его с юных лет как человеческой, так и в особенности Божественной премудрости. Григорий с ранних лет стремился отдать все свои силы служению Богу. Несмотря на то, что Григорий был из богатой семьи, он презирал богатство, всегда ходил в бедном одеянии и вел себя как бедный человек. Некоторые даже считали его сумасшедшим. В двадцать лет он окончательно решил принять иноческий сан и уйти в пустыню. Вскоре со своими братьями он удалился на Афон. В 1350 году он вернулся в Фессалоники. В 1354 попал в плен к туркам, но через год был освобожден. В течение последних трех лет св. Григорий сотворил немало чудес и излечил многих больных. В 1368 году Григорий Палама был канонизирован в лике святителя.


Северо-Западная Греция

Когда- то Игуменица была лишь рыбацким поселком. В период турецкого ига в Греции это был небольшой городок под названием Грава. В 1913 году городок был освобожден от турков, а в 1938 году принял современное название. Свой окончательный облик город принял после Второй мировой войны.
Остров Корфу --,наверное, один из самых известных ионических островов Греции, площадь острова 593 км². Остров очень живописен и привлекает туристов со всего мира своими маленькими бухточками и замечательными пляжами. У острова древняя история, упоминания о нем можно найти даже в древнегреческих мифах. Оставили на нем свой след и многие народы: римляне и норманы, готты и венецианцы, турки и французы, англичане и русские. Это не могло не повлиять на культуру острова, богатую памятниками и храмами. У православных на острове свои святыни.
Жители острова Корфу или, как его еще называют Керкиры, хорошо знают адмирала Федора Федоровича Ушакова и почитают его имя. Его эскадра освободила в 1799 году Керкиру. Выбив французов с острова, Ушаков восстановил на нем православный епископат после почти пятивекового отсутствия на Керкире Православной Церкви. Адмирал также способствовал созданию на Ионических островах первого греческого государства после падения Византийской империи. В 2002 году на Корфу у Новой крепости открыли памятник адмиралу Ф. Ф. Ушакову.
Соборный храм во имя греческой Царицы Феодоры. Праведная царица Феодора вошла в историю как иконозаступница. Она была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829 — 842 г. г.), но не разделяла убеждений мужа и тайно почитала святые иконы. Когда ее муж умер, она управляла государством вместо малолетнего сына Михаила. Феодора много сделала для православия. К ее заслугам можно отнести то, что она восстановила иконопочитание, возвратила и добилась того, чтобы иконоборцы были преданы проклятию. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви. Она воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию. Когда Михаил вырос, она была отстранена от управления и, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении Божественных книг (известно Евангелие, писанное ее рукой), мирно скончалась около 867 года. Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Керкира.
Храм св. Спиридона Тримифунтского наиболее известный религиозный монумент. Св. Спиридон родился в Риме в III веке на острове Кипр, с детства был набожным и вел праведную жизнь. Помогал нуждающимся, больным, детям. За его деяния Бог наградил его даром чудотворения. Известно много чудес, которые совершил св. Спиридон. Однажды во время Богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. В царствование императора Константина Великого (306—337 г. г.), он был избран епископом в одном из городов на Кипре. Но, даже будучи епископом, он смог сочетать пастырское служение с делами милосердия. Спиридон был великим заступником веры и боролся с ересью. Известно, что он принимал участие в Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никеях. После смерти мощи его были захоронены в Константинополе, а когда столица Византии пала перед турками, покидающие город православные забрали их с собой. На Корфу они попали в 1489 году. Точно неизвестно, каким образом он был связан с Корфу до того, как стал св. Спиридоном, покровителем острова. Но сохранилась история о том, что он спас остров от чумы в 1553 году. Позднее он заступался за остров еще в 1630 году, когда Корфу угрожал голод, и в 1716 году, когда на него напали турки. Говорят, что он появился одетый как монах, держа свечу, и посеял панику среди турок. День своего покровителя на острове отмечают 12 декабря с большим размахом. Первая церковь св. Спиридона находилась в местечке Сарокас, но ее пришлось разрушить, когда строили городские стены. Нынешний храм был возведен в 1590 году. Храм построен в типичном для ионических островов стиле. Внутри огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы в золотых рамках на своде. По всему собору и над ракой с мощами на цепочках висит большое количество металлических фигурок с изображением кораблей, машин и отдельных частей тела — благодарность прихожан, получивших помощь святого. В храме находятся нетленные мощи святого в серебряном саркофаге XIX века. Ежедневно сотни людей приходят в храм приложиться к этой святыне, и это не только туристы, но и местные жители, которые очень любят и чтут своего покровителя.

Южная Греция (п-ов Пелопоннес)

Патры — город на полуострове Пелопоннес. В соответствии с христианской историей это место мученичества св. Андрея.Андрей Первозванный провел в Патрах последние годы своей жизни, здесь он проповедовал веру Христову, создал большую православную общину.По приказу проконсула Ахайи Егеата был приговорен к мученической смерти на кресте.
Св. Апостол Андрей Первозванный родился в Вифсаиды. Его учителем был сам Иоанн Креститель. Апостол Андрей с Апостолом Иоанном Богословом первыми последовали за Господом. После Сошествия Святого Духа Апостол Андрей по жребию отправился проповедовать Слово Божие в причерноморские страны, прошел Малую Азию, Македонию, Херсонес, по Днепру поднялся до места, где теперь располагается Киев. Много подвигов во имя веры совершил Апостол Андрей, путь его закончился в городе Патры. Здесь наложением рук Первозванный Апостол исцелил много людей, в том числе жену и брата правителя. Но правитель Эгеат, озлобившись, приказал распять св. Апостола так, чтобы он долго мучился, — не прибивая к кресту руки и ноги, а привязав их. Крест тот, был не обычный, а скошенный, потому что Апостол посчитал себя недостойным умереть на таком же кресте, на котором был распят Иисус. Такой крест стал символом православной веры и называется «андреевский».
Два дня св. Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь.
Но Апостол хотел принять смерть во имя Христа, и воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест. Когда оно прекратилось, люди увидели, что св. Апостол уже передал душу Господу.
Храм св. Апостола Андрея Первозванного в Патрах построен в начале ХХ века в традициях западного зодчества. Его огромный купол виден издалека с моря, ведь храм стоит прямо на берегу Коринфского залива. В храме находятся честная глава св. Апостола Андрея и крест, на котором, он был распят. Современный собор построен на том самом месте, где был казнен апостол. Рядом можно увидеть пещерку с источником, который, по преданию, забил на месте его смерти.
Также в Патрах находятся мощи апостола Павла.
Апостол Павел не входил в число двенадцати апостолов. Он, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову. Апостол Павел родился в киликийском городе Тарсе. В юности он участвовал в гонении христиан. Однажды Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь». Вскоре после этого он стал апостолом. Павел был очень образованным и мудрым человеком. Им созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. Апостола Павла отличало то, что он стремился передать язычникам Божественное Откровение не только адекватно, но и убедительно, понятно, красиво. Он говорит с людьми на доступном им языке. Проповедь, которую Апостол Павел прочел в Афинах в Ареопаге, где в то время проходили все афинские заседания, вошла в историю. В то время Афины были не только центром образованности, но городом идолов. Есть мнение, что Павел, когда прибыл в Афины, растерялся от величества этого города. Однако это не помешало ему произнести свою речь. Хотя исторически считается, что большинство афинян не поменяли своих взглядов, но все же многие уверовали. Среди них были Дионисий Ареопагит и многие другие.
Монастырь Мега Спилио или Великая Пещера находится на высоте 924 метров недалеко от города Калаврита. Там находится икона Девы Марии, созданная из воска и ароматических веществ евангелистом Лукой. Евангелист Лука родился в греческой семье и был очень образован, по профессии он был врач. Автор одного из четырех Евангелий, он создал Деяния Апостолов, был послан Господом на проповедь о царстве небесном. Считается, что именно он написал первые иконы Пресвятой Богородицы. Однако восковая икона, которая находится в Мега Спилио, уникальна. Именно благодаря ей возник мужской монастырь. Он был создан в 362 году вокруг пещеры, где она была найдена. Здание монастыря имеет 8 этажей, и возникает ощущение, что оно встроено в скалу. Монастырь много раз разрушался, и в нем были пожары, но икона уцелела до наших дней. Стены церкви монастыря покрыты фресками. Также здесь хранятся рукописные Евангелия и стихари.

Центральная Греция

Cвятые мощи мученика Григория и кафедральный собор Благовещения.Будущий патриарх Константинопольский Григорий родился в бедной семье и был назван Георгием. Учился он на острове Патмос. Вскоре он принял монашество с именем Григорий. Аскетический образ жизни, большие познания в светских и богословских науках, сделали его известным митрополиту Смирнскому Прокопию. Он был рукоположен в диакона, затем в пресвитера, а в 1785 г. хиротонисан в епископа и стал преемником митрополита Прокопия. В 1792 году Свт. Григорий был избран патриархом Константинопольским.
Святитель сделал очень много для своей паствы. Несмотря на то, что турки препятствовали распространению и сохранению христианства в Греции, святитель Григорий ремонтировал старые и строил новые православные храмы, призывал народ не изменять христианской вере.
Неудивительно, что все это не нравилось турецкому правителю.После третьего возвращения на патриаршество, когда началась расправа турок с христианами, патриарх был взят и после долгих мучений повешен в 1821 году.
Турки запретили погребать тело священномученика. Оно было отдано евреям, которые, привязав камни к шее святого, бросили его в море.
Тело Свт. Григория, чудесным образом избавившееся от камня, было найдено греческими матросами и перевезено в Одессу, где его погребли в Троицком храме в северной части алтаря. В 1871 году святые мощи патриарха Григория были перенесены из Одессы в Афины и положены в кафедральном соборе «Благовещения».Храм был построен в 19 веке, его освятили в 1862 году. Строительство шло медленно, архитекторы сменялись один другим, поэтому его архитектуру нельзя назвать однозначной. Считается, что он построен в «эллиновизантийской традиции», однако некоторые считают, что он не настолько красив, как настоящие византийские храмы.

Острова Эгейского моря

Остров Эвбея имеет необычную особенность, он соединен с материком 14-метровым мостом, так как находится совсем близко от материка. Это второй по величине остров в Греции после Крита. Мост — не самая главная особенность острова, намного интереснее вода под ним в проливе Эврипа : она то несется с бешеной скоростью, то практически замирает, а через несколько часов, опять набирает скорость, но, что удивительно, движется в другую сторону.
Остров является любимым местом отдыха самих греков, особенно популярен он среди афинян, ведь от Афин до него — всего 88 километров. А вот туристов здесь немного, что делает остров еще более привлекательным с его горячими источниками, прекрасными пляжами, зелеными лесами и красивейшими горами.
Храм праведного Иоанна Русского, одного из самых почитаемых в Греции святых, находится на острове Эвбея в местечке Неопрокопион, там же находятся его мощи. Этот святой прожил удивительную, благодатную, но в то же время полную мучений жизнь. Родился он в 17 веке в Малороссии, попал на службу к Петру I. Много воевал и много скитался он по свету, но всегда был полон смирения и твердо исповедовал святую Веру. Ему приписывают много чудес. Во время войны святой попал в плен к туркам, был отправлен в рабство в Малую Азию, где долго терпел мучения.
Монастырь св. Давида Эвбейского находится недалеко от храма св. Иоанна Русского. Средства на постройку монастыря св. Давид, живший в 16 веке, собирал на территории нынешних Румынии, Молдавии и России. Самые ценные из этих даров до сих пор хранятся в монастыре. В монастыре хранятся мощи его основателя преподобного Давида Эвбейского, а так же Честная Глава Свт. Василия Великого. Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви Василий родился в городе Кесарии в 330 году. Он был не только благочестивым верующим, но и образованным человеком, знающим светские науки. Его образованием занимался отец. Василий много путешествовал в поисках новых знаний, был он в Египте, Палестине, Сирии, Месопотамии. Однако он чувствовал, что главное для него не мирские науки, а служение Господу. Поэтому он отправился в Египет, где процветала иноческая жизнь. Когда Василий Великий возвратился в Афины, он много сделал для становления Истиной Веры и многих обратил в нее.
Старец Иаков Эвбейский прожил благочестивую, но очень сложную и полную телесных страданий жизнь. Он родился 5 ноября 1920 года в набожной семье, которая была тесно связана с Церковью. В детстве Иакову с семьей пришлось покинуть свою родину Ливисию из-за притеснения турков. Волей Божьей ему было уготовано попасть на остров Эвбея. Там он пошел в школу и там же начал вести праведную и аскетическую жизнь. Еще в детстве его любимой игрушкой было кадило, которое он сам смастерил. Все соседи гордились им и видели в нем настоящего божьего человека. Вскоре ему доверили ключи от храма: в деревне не было своего священника, он приезжал из соседней деревни раз в две недели. Жители соседних деревень, когда у них возникали какие-нибудь затруднения, обращались к нему за помощью. Иакова звали помазывать маслом и читать молитвы над больными, женщинами, у которых были трудные роды, над одержимыми и при других нуждах. Иаков не мог дальше учиться в школе, так как вынужден был работать, чтобы помогать семье.
Путь его к монашеству был долгий. Сначала он потерял родителей и был вынужден заботится о своей сестре, затем он должен был выполнить долг перед своей страной и отслужил в армии. После возвращения он брался за любую работу, чтобы собрать приданое для своей сестры Анастасии. Только когда она вышла замуж, он почувствовал, что готов стать монахом. Он начал думать о том, чтобы вернуться на Святую землю. Однажды к нему явился св. Давид и сказал, что предназначение Иакова — возродить монастырь, который он здесь когда-то основал. Его постриг состоялся 30 ноября 1952 года. И всю свою жизнь он посвятил служению Богу и восстановлению монастыря. Когда возраст ее приблизился к пятидесяти, его начали одолевать болезни, которые мучили его с детства. Однако больше всего его беспокоило сердце. Он долго болел. Восстановив монастырь св. Давида, избравшего старца своим духовным наследником, принеся исцеление и покой тысячам страждущих душ, отец Иаков ушел из жизни 21 ноября 1991 года. В монастыре сохранилась его келья и множество личных вещей, которые несут информацию о жизни этого святого человека.

http://www.afos.su/sviatini_gretsii

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
#1 | Лидия Новикова »» | 29.06.2013 19:07
  
3
Где живёт святитель Спиридон



Колокольня храма святителя Спиридона Тримифунтского,город Керкира (остров Корфу, Греция)

IV век, век жизни святителя, был тем временем, когда успокоившаяся от внешних гонений Церковь стала терзаться внутренними болезнями. Ложные учения, ереси стали тревожить умы верующих людей. Эпоха требовала богословского подвига и защиты апостольской веры на отточенном языке философских понятий. Спиридон менее всего подходил для этого. Он был молитвенником, подвижником, праведником, но никак не книжником и не оратором. Однако святой пошёл на Никейский Собор, созванный императором Константином по поводу учения александрийского пресвитера Ария.

Ересь Ария поколебала вселенную. Этот священник дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не равен Отцу и было время, когда Сына Божия не было. Те, кто носил Христа в сердце, содрогнулись, услышав такие слова. Но те, кто ещё не победил свою греховность и кто слишком доверял своему разуму и логике, подхватили Ариево кощунство. Таковых было много. Украшенные внешним знанием, кичливые и говорливые, эти философы страстно доказывали свои мнения. И Спиридон решил вступиться за Истину. Отцы Собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но не искусен в слове. Они удерживали его, опасаясь поражения в диспутах. Но Спиридон совершил нечто неожиданное. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках. Слава Тебе, Христе Боже! В руках святого старца вспыхнул огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич, силою Божией, разложился на свои составные части.


Храм святителя Спиридона Тримифунтского(вид со стороны ул. св. Спиридона)


«Смотри, философ, — сказал с дерзновением Спиридон защитнику арианства, — плинфа (кирпич) одна, но в ней — три: глина, огонь и вода. Так и Бог наш един, но три Лица в Нём: Отец, Слово и Дух». Против таких доводов должна была умолкнуть земная мудрость.

Это не единственное чудо святителя, и мы не случайно упомянули ранее имена Илии и Елисея. Великие пророки Израиля всем сердцем служили Богу, и Бог совершал через них удивительные чудеса. Мёртвые воскресали, прокажённые очищались, Иордан разделялся надвое, небо заключалось на годы и отказывалось проливать дождь. Казалось, что Свою власть над сотворённым миром Господь временами отдавал Своим избранникам. Третья и четвёртая Книги Царств подробно рассказывают об этих чудотворцах.

Спиридон был подобен им. Киприоты-земледельцы были счастливы, имея такого архиерея, поскольку небо слушалось святого. В случае засухи молитвы Спиридона приклоняли Бога на милость, и долгожданный дождь поил землю.

Подобно Елисею, который проверил наличие на себе духа Илии, разделив воды Иордана (4 Цар. 2, 14), и святитель повелевал водной стихией. Он шёл однажды в город, чтобы вступиться за несправедливо обвинённого знакомого, и разлившийся ручей угрожал преградить ему дорогу. Святой запретил воде именем Божиим и продолжил путь.


У входа в храм святителя Спиридона Тримифунтского,город Керкира (остров Корфу, Греция)


Неоднократно смерть отдавала свою добычу, и по молитвам святого воскресали мёртвые.

Нужно заметить, что житие святителя Спиридона известно нам не полностью, но лишь в небольших фрагментах. И даже то малое, что известно, поражает могуществом силы и славы Божией, действовавшей через этого человека.

Знакомство со святыми и со всем тем сверхъестественным, что было в их жизни, является пробным камнем для человеческого сердца. Очевидно, мы не можем повторить жизнь великих угодников. Но радость о том, что такие люди есть, и вера в то, что описанные чудеса действительны, говорит о том, что мы с ними одного духа. Пусть они, эти святые люди, полны, как море, а мы — как напёрсток, но и в нас, и в них одна и та же живая вода. Если же человек скептичен к слышанному, то вряд ли в его сердце живёт вера в Того, для Кого нет ничего невозможного.

Илия и Елисей — великие святые, но не их именем назывались израильтяне. Отец народа и одновременно отец всех верующих — Авраам. Это его непостижимая преданность Богу стала основой всей последующей священной истории. Одной из главных черт, характеризующих Авраама, было милосердие и странноприимство. Когда мы говорим о Спиридоне, мы всегда вспоминаем праотца, поскольку любовью к нищим и странникам святитель вполне ему уподобился.


Храм святителя Спиридона Тримифунтского,город Керкира (остров Корфу, Греция)


Любовь к людям выше чудес. Тот, кто может открывать нуждающимся вместе с сердцем и кошелёк, и двери дома, тот — настоящий чудотворец. Бoльших чудес не надо. А если они и будут, то только при наличии главного чуда — человеколюбия.

Дом Спиридона Тримифунтского не закрывался для странников. Из его кладовой любой бедняк мог взять в долг любое количество пищи. Возвращал долг бедняк когда мог. Никто не стоял рядом и не контролировал количество взятого и возвращённого.

Вместе с тем, жестокие и корыстолюбивые люди в лице Спиридона встречались как бы с Самим Богом, страшным в Своей справедливости. Житие описывает несколько случаев, когда святой наказывал и посрамлял купцов, не стыдившихся наживаться на чужой беде.

Бывает, что человеку нужен не столько Небесный Отец, сколько Небесный «Дедушка», снисходительный к ошибкам и позволяющий порезвиться. Так, современника Спиридона, Николая Чудотворца, с течением веков переодели в Деда Мороза и приспособили к разносу подарков. А ведь Николай не только тайком подарки раздавал. Временами он мог употребить к дерзким грешникам и власть, и силу. Так было при земной жизни. Так продолжается и сейчас, когда души праведных созерцают Христову Славу.


Алтарь храма святителя Спиридона Тримифунтского


Спиридон добр, как Николай, и как Николай — строг. Одно не бывает без другого. Умеющий любить правду умеет и ненавидеть ложь. Человек неправедно гонимый, человек, чувствующий слабость и беззащитность, в лице Спиридона может найти сильного защитника и скорого помощника. Только пусть сам человек, просящий помощи, не будет несправедлив к ближним, поскольку у святых Божиих нет лицеприятия.

Среди тех радостей, которые дарит человеку христианская вера, есть радость обретения чувства семьи. Верующий никогда не бывает одинок. Вокруг него всегда — облако свидетелей (Евр. 12, 1). Жившие в разные эпохи и в разных местах люди, достигшие Небесного Иерусалима, составляют ныне церковь первенцев, написанных на Небесах (Евр. 12, 23). С любовью наблюдают они за нами, всегда готовые, в ответ на просьбу, прийти на помощь.

Один из них — святитель Спиридон, радость киприотов, керкирская похвала, Вселенской Церкви драгоценное украшение.


Рака с мощами святителя Спиридона Тримифунтского
Мощи святителя до второй половины VII в. почивали в городе Тримифунте, а затем из-за набегов арабов они, вероятно, по приказу императора Юстиниана II (685–695 гг.), были перенесены в Константинополь. В 1453 году, когда столица Византии пала под натиском турок, священник Григорий Полиевкт, тайно взяв чтимые мощи, отправился сначала в Фесприотийскую Парамифию (совр. Сербия), а в 1456 году привез их на остров Корфу (по-гречески Керкира), где искали спасения многие беженцы из Византии. На Керкире Полиевкт отдал священные останки во владение своему соотечественнику священнику Георгию Калохеретису. Последний завещал многоценное сокровище сыновьям Филиппу и Луке. Дочь Филиппа Асимия в 1527 г. вышла замуж за керкирца Стаматия Вулгариса. Ей в наследство отец передал мощи Спиридона, и с тех пор до 60-х годов 20 века останки святого принадлежали семье Вулгарисов. В данный момент мощи св. Спиридона Тримифунтского принадлежат Церкви Керкиры (от ред. - святыня не была сразу передана священной митрополии Керкиры, Пакса и Диапонтийских островов, потому, что в завещании иерея Георгия Калохеретиса было сказано, что святые мощи будут принадлежать семье Калохеретисов и должны передаваться от поколения в поколение до тех пор, пока этот род из каждого своего поколения будет давать одного священника. Однако в 60-е годы 20 века митрополит Керкиры Мефодий не рукоположил ни одного представителя этой семьи во священники, в результате чего святые мощи перешли во владение Керкирской митрополии).


Чудотворные мощи святителя Спиридона Тримифунтского

Неизвестно, когда и по каким причинам десница была отделена от мощей святителя. По свидетельствам Христодула Вулгариса (великого протопопа Керкиры, жившего в XVII веке), в 1592 году десница была доставлена из Константинополя в Рим Папе Клименту VIII, который в 1606 году передал святыню кардиналу Чезаре Баронио. Кардинал, известный католический церковный историк, в свою очередь, передал десницу церкви Божией Матери (S. Mаria in Vallicella) в Риме, о чем свидетельствует соответствующая запись в церковном архиве. Л. С. Врокинис, греческий историк, ссылаясь на Христодула Вулгариса, писал, что десница находилась в храме Божией Матери в конусообразном позолоченном хранилище невизантийской работы, высотой около полуметра. В ноябре 1984 года, накануне праздника святого Спиридона, усилиями митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Тимофея, святыня была возвращена Церкви Керкиры.

Чудом является и то, что покровитель странников св. Спиридн Тримифунтский сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.
Невозможно рассказать обо всех чудесах, которые совершил святитель Спиридон во время своей земной жизни, но и после смерти, когда он стал ближе к Богу, святой не перестаёт их совершать. По всему храму и над саркофагом с мощами на цепочках висят «тамы», серебряные пластинки с выпуклым изображением фигуры всего человека или отдельных частей тела: сердца, глаз, рук, ног, а также серебряные лодочки, машины, множество лампад - это подарки людей, получивших исцеление или помощь от святителя Спиридона.


Знаменитые бархатные башмачки святителя Спиридона Тримифунтского, которые ему часто меняют, т.к. подошвы оказываются постоянно стоптанными.

Мощи Святителя Спиридона поражают одним своим видом – Божьей Милостию они полностью нетленны. Это удивительные мощи – они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия.

Рака с мощами закрывается на два замка, которые открываются двумя ключами одновременно. Открыть раку можно только вдвоем. И когда ключик не поворачивается, значит, считается на острове, святитель Спиридон «отлучился»: помогает кому-то. Эта история пересказывается из уст в уста.



Рака с мощами св. Спиридона Тримифунтского

На Керкире в день блаженной кончины святителя Спиридона совершается торжественное празднование в его честь и память: раку с честными мощами Святого на три дня (с навечерия 11(24) декабря до вечерни 13(26) декабря) износят из придела на особое место у иконостаса, справа от местной иконы Спасителя для поклонения и молебных пений Святому. Есть еще четыре дня в году, когда, по давней традиции, необыкновенно красочно и эмоционально чтят память Святого. Выражением любви и благодарности к нему является проведение крестных ходов с мощами Святого (Литаниий), которые установлены в память чудесной помощи святителя Спиридона жителям острова. Литании совершаются в Вербное Воскресенье (неделю Ваий), Великую (Страстную) Субботу, 11 августа и первое воскресенье ноября.


Десная рука св. Спиридона Тримифунтского, возвращенная католиками в 1984 году Греческой Православной Церкви

В дни праздников мощи Святителя вынимают из серебряной раки и полагают в иной саркофаг, где они стоят вертикально, а когда вновь возвращают в раку, они принимают прежнее положение. Саркофаг с мощами Святого на носилках несут на плечах четверо священнослужителей под специальным золототканым балдахином. Перед святыми мощами следуют архиереи, духовенство всех чинов, хор, военные духовые оркестры, свещеносцы в парадных одеяниях, с толстыми свечами диаметром более 15 сантиметров. Их несут в специальных портупеях, перекинутых через плечо. Над городом плывет колокольный звон, звучат марши духовых оркестров, церковные песнопения. По обеим сторонам улицы стоит плотными рядами народ. На пути следования бывают остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклонных молитв. Ближе к храму многие люди, надеющиеся получить исцеление, выходят на середину мостовой впереди крестного хода и ложатся на спину, лицом вверх, рядом кладут своих детей, чтобы нетленные мощи святителя Спиридона в ковчеге пронесли над ними.


Крестный ход с мощами св. Спиридона (г. Керкира, о. Корфу)

Кажется, что в эти дни на украшенные флагами и цветами улицы города выходят все: местные жители и многочисленные паломники, отряды скаутов и представители разных родов войск. Повсюду царит идеальный порядок, доброжелательность, взаимоуважение, искреннее сопереживание всему происходящему. Полиция ограничивает лишь въезд машин на те улицы, по которым проходит крестный ход. Тот, кто не может выйти на улицу, встречает святителя Спиридона на балконе дома или около окна.

Крестный ход 11 августа совершается в память о спасении Керкиры от турецкого нашествия в 1716 году. 24 июня остров был осажден пятидесятитысячной турецкой армией, с моря его блокировали корабли Османской Порты. Жители города, под предводительством графа Шуленбурга, с оружием в руках отчаянно пытались отбить атаки неверных, но силы защитников после сорока шести дней кровопролитных боёв были на исходе. Женщины, дети и старики собрались в священной церкви святителя Спиридона и молились, стоя на коленях. Турки уже назначили день генерального сражения, который скорее всего, был бы для горожан последним.
Внезапно 10 августа ночью разразилась ужасная гроза, невиданная доселе в это время года, - остров буквально заливали потоки воды. На рассвете следующего дня, когда защитники острова готовились вступить в решающую схватку, разведчики сообщили, что агарянские окопы пусты и повсюду лежат тела утонувших солдат и офицеров. Оставшиеся в живых, побросав вооружение и продовольствие, в ужасе поспешно отступили к морю, стремясь попасть на корабли, но многие солдаты и офицеры были захвачены в плен. Они-то и рассказали, что над стенами крепости в грозовом небе вдруг появилась фигура воина, который держал в одной руке зажженную свечу и меч, а в другой - крест. За ним следовал целый сонм ангелов, и они вместе начали наступать и гнать турок прочь. По описанию пленённых местные жители узнали в этом небесном воине своего защитника и покровителя - святителя Спиридона Тримифунтского.






Крестный ход с мощами св. Спиридона (г. Керкира, о. Корфу)


Неожиданное спасение острова от турецких захватчиков заставило местные власти признать освободителем острова святителя Спиридона. В знак благодарности правитель острова адмирал Андреа Пизани подарил церкви серебряный подвесной светильник со множеством лампад, а местные власти приняли решение, что каждый год будут предоставлять масло для зажигания этих лампад. Через год 11 августа, был установлен праздник в честь Святого. Замечено, что именно в этом крестном ходе принимает участие самое большое количество верующих. После возвращения крестного хода в церковь святые мощи выставляются для трёхдневного поклонения (до захода солнца 13 августа).
Керкира - единственный остров в Ионическом море, который никогда не находился под властью турок. Местные жители очень гордятся этим.

http://www.orthodox-jerusalem.ru/load/gde_zhivjot_svjatitel_spiridon/1-1-0-231
#2 | Лидия Новикова »» | 29.06.2013 19:11
  
2


На мощах Дмитрия Салунского






Храм Андрея Первозванного в Патрах


Монастыри Метеоры в Греции

Друзья, делюсь лишь некоторыми фотографии с Греции!!!! Слава Богу за всё!!!


Монастыри Метеоры в Греции 8 Чудо Света

читайте мою тему

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3612/
#3 | Лидия Новикова »» | 02.07.2013 21:02
  
2
Αγιο Ορος

#4 | Лидия Новикова »» | 13.07.2013 22:07
  
1
Врачи Косьма и Домиан в в кафедральном соборе в городе Альберабелло Италия

Врачи Косьма и Домиан в в кафедральном соборе в городе Альберабелло Италия

Врачи Косьма и Домиан в в кафедральном соборе в городе Альберабелло Италия

Святии безсребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане, молите Бога о нас !!!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites