Кто мы? Зачем живем? Куда идем?


Размышляя над настоящим во имя будущего, многие современные художники перелистывают страницы прошлого.

Слишком напоминают горькие плоды разрушения Советского Союза и его «перестройки» о другом переломном этапе прошлого – о крушении Российской империи начала века – через кризис в ходе первой мировой, через революции, через раскол на красных и белых, через эмиграцию.

Тогда гражданская война разделила общество, но и сейчас общество разделено, а значит: разнятся оценки политических и исторических событий. Естественно, что в разные эпохи «маятник» общественной оценки тех или иных событий раскачивается от горячей апологетики, через точку равнодушия, до резкого осуждения.

Главное, чтобы за высказываниями деятелей культуры и их произведениями не стояли соображения конъюнктуры или, того хуже, политический заказ. Замысел картины «Белая Россия. Исход» возник у Дмитрия Анатольевича Белюкина ещё в 1984-85 годах. У художника была идея показать все те сословия России, которых уже не существует.

Все те выброшенные волей судьбы, волей обстоятельств прослойки купцов разных гильдий, лицеисты, гимназисты, курсистки, графини, великие князья, офицеры гвардии, офицеры армии. Разнообразное казачество, которое как класс подлежало поголовному уничтожению по идее Троцкого.


Всевозможные рода войск, всевозможные депутаты Государственной Думы, интеллигенция, писатели, поэты и т.д. Однако замысел многофигурного полотна уступил пониманию, что нужно искать композиционный образ, связанный с белым исходом из Крыма русской армии барона Врангеля – с исходом, решившим судьбу всей гражданской войны.

Возможность выставить законченную картину появилась у художника в 1995 году в Центральном доме художника на первой большой персональной выставке, которая так и называлась – «Выставка одной картины». Там сама картина "Белая Россия. Исход", плюс больше трёхсот этюдов и рисунков к ней, как вспомогательный материал, что было довольно интересно смотреть, потому что часть вошло в картину, а часть осталась как бы...

Как будто те пассажиры этого корабля, которые не попали на этот корабль. Картина Белюкина проникнута нескрываемой симпатией к её персонажам. Покидая Отчизну, прощаясь с последним краем Российской Империи в надежде на возвращение, не отрывая глаз, смотрели на медленно удаляющиеся берега, взяв с собой сокровище родовой души в неизвестность расстояния и времени. И уста каждого, уходивших в это плавание в никуда, наверное, шептали про себя: Прощай, Россия…

Последний раз, порт Новороссийска в 1920 г. провожал казаков, с Георгиями на груди, оружием в руках – винтовкой, шашкой и нагайкой... «Кровавых лет, смуты и забвенья, Не будем проклинать изгнанье...» Радует, что Дмитрий Белюкин остаётся выше осуждения: кто был прав, а кто неправ, кто кого победил в прошлое лихолетье.

Ведь и его дед воевал за советскую власть, а отец – на фронтах Великой Отечественной. Никто никого не побеждал. Была страшная, роковая беда. Она случилась, и она продолжается до сих пор. Как и в начале прошлого века, «самодержавная» власть преступно безответственна за свой народ, а новая «элита» преимущественно криминального происхождения также грабит и угнетает страну.

Идёт реальная, хоть и необъявленная война против русского народа, а не историческая разборка – за белых или за красных? Главный вопрос – в отношении к народу России. Понятна заложенная художником в названии картины реминисценция, но не всю эмиграцию можно уподобить библейского Исходу.

Оказавшиеся в эмиграции волею судеб истинно русские остались верными земле своих предков, испытывали симпатию к ставшему советским народу, возвращались из эмиграции, и этому возвращению могла помешать только смерть.

Инородные по происхождению и крови земле русской и презиравшие народ, угнетаемый на потребу их роскоши и невежественный по их воле, - эти дворяне так и остались в самоупоении своей голубой кровью и белой костью.

Нет у них родины! Нет им и изгнания. Ведь сила человека – в укоренённости в отчей земле. Недаром в старину, отправляясь на чужбину, русские люди брали с собой горсть родной земли.

Без корней, без родины, скитальцем - космополитом – кто ж может прожить? Разве что – вечный жид. А у нас исстари говорят: где родился, там и пригодился.


"Все теперь против нас, будто мы и креста не носили
Словно аспиды мы басурманской крови
Даже места нам нет в ошалевшей от горя России
И Господь нас не слышит, зови не зови..."

Спустя почти сто лет... Другая внешность, но уже абсолютно прогнившая суть с претензией на "белую кость", "голубую кровь". "Элита".

Коммерсанты и патриоты, интеллигенция и священство, дамы и господа, философы и демагоги, поэты и политические деятели, военные и пацифисты... На встречу с настоящим ликом божка, во имя которого они уничтожали свой народ, свою нацию, свою генетическую память, унижали и искореняли себя и свой род...

Послушно, как ведомые на заклание овцы, следующие по пути апокалипсиса, сценария написанного не ими, но о них и для них. Тщательно подавляя в себе ропот и с недоумением вглядываясь в тусклое изображение их "господа" на фанере, который множество раз за последнюю тысячу лет глумился и над ними, и над Богом.

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Анна Гор. »» | 12.06.2013 22:52
  
2
Русский выбор. Версальские кадеты.



Фильм посвящен выпускникам Версальского русского кадетского корпуса-лицея имени Императора Николая II.
Герои фильма -- Александр Скрябин, Никита Корсаков, Андрей Шмеман, Илья Траскин. Все они родились во Франции и воспитывались теми офицерами, кто старался передать уже в эмиграции вековые традиции российского воинского братства и чести.
Наши герои -- представители знаменитых в России родов, внесших огромный вклад в отечественную историю и культуру. ...Это именно те, кого в советских пропагандистских фильмах называли «белогвардейским отродьем», «прихвостнями империализма» и «будущими диверсантами». Они прошли свой скорбный путь изгнанничества.
#2 | Анна Гор. »» | 12.06.2013 23:27
  
2
Путь к спасению. Русский храм на чужбине

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites