Со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина исполнилось 214 лет

6 июня – Пушкинский день России, день рождения великого русского поэта и День русского языка. Праздничные мероприятия, выставки и концерты пройдут не только в нашей стране, но и за рубежом. В настоящее время за пределами России насчитывается около 120 миллионов человек, изучавших русский язык, в том числе это жители государств, входивших ранее в состав советского блока.

Александр Сергеевич Пушкин – самый издаваемый в России писатель за последние 100 лет. Таковы данные Российской книжной палаты. Из сочинений русских классиков, выпущенных с 1917 по 2012 годы, на долю произведений поэта приходится более 10 %. На втором месте – Лев Толстой – почти 8 %. На третьем – Максим Горький – 7 %.

За советский период тираж произведений Пушкина превысил 376 миллионов экземпляров. У Льва Толстого – 323 миллиона экземпляров, у Чехова – 142 миллиона. Рекордным стал тираж трехтомника, выпущенного в 1987 году к 150-летию поэта. Было издано 10 миллионов 700 тысяч экземпляров каждого тома. За последние пять лет общий тираж произведений Пушкина в России составил 2 миллиона 300 тысяч экземпляров.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 - 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - "арапа Петра Великого".

Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.

После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения "Вольность" (1817), "К Чаадаеву", "Деревня" (1819), "На Аракчеева" (1817 - 1820), которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству И.Якушкина, "в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть". Еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в марте 1820.

В мае был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними - на Кавказ, оттуда - в Крым и в сентябре - в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова, наместника Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки написаны "Кавказский пленник" (1821), "Бахчисарайский фонтан" (1823), а также "Узник", "Песнь о вещем Олеге" (1822) - образцы романтической и гражданской лирики - и многие другие стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин".

В июле 1823 Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переезжает в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери "под надзор местного начальства". Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями - семьей Осиповых-Вульф - и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин формируется как художник-реалист: продолжает писать "Евгения Онегина", начал "Бориса Годунова", написал стихи "Давыдову", "На Воронцова", "На Александра 1" и другие.

17 декабря 1825 узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, уничтожает автобиографические записки, которые, по его словам, "могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв". С глубоким волнением ждет вестей из столицы, в письмах просит друзей "не отвечать и не ручаться" за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания заканчиваются в сентябре 1826, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая 1 немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле).

Напуганный всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай 1 искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости объявил Пушкину, что сам будет его цензором.

Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: "Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный", "Предчувствие" (1828)..

В мае 1828 Пушкин безуспешно просит разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время сватается к Н.Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уезжает на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". Возвратившись в Петербург, поэт получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая 1 к Пушкину.

В апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н.Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень". Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет своему другу и издателю П.Плетневу: "Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов", - и держит свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Сказка о попе и работнике его Балде", стихотворения "Элегия", "Бесы", "Прощение" и множество других, закончен "Евгений Онегин".

18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой. Летом 1831 вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Пишет "Историю Пугачева" (1833), историческое исследование "История Петра".

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям. За поэтом следили, перлюстрировали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей - Маша, Наташа, Александр и Григорий), росли долги. Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны "Пиковая дама" (1833), "Египетские ночи", "Капитанская дочка"(1836), поэма "Медный всадник", сказки.

В конце 1835 Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник". Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели - художественный уровень журнала был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Д.Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов).

Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая 1 барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н.с.) 1837 на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. "Солнце русской поэзии закатилось", - написал В.Жуковский.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А.Тургенев. Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.

О Пушкине сказано и написано много хорошего, приводим высказывания известных людей о поэте.

Н. ГОГОЛЬ
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более покавсё его пространство.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

А. ГЕРЦЕН
Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под народный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, - в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза - не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это - женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.

И. ТУРГЕНЕВ
Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

Н. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, "Приятным и полезным препровождением времени" для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ешё приготовляется Пушкиным.

Л. ТОЛСТОЙ
Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко...

А. ПЛАТОНОВ
Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою...

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 06.06.2013 07:01
  
4
Незамеченный факт из жизни Пушкина.


Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, автор «Евгения Онегина», пожалуй единственного в мире романа в стихах. О вкладе Пушкина в развитие русской литературы мы знаем со школы, и нет смысла повторяться. Я же только хочу напомнить одну духовную истину: как бы велики не были заслуги человека в той или иной области искусства или науки, делами оправдаться перед Богом человеку невозможно. А чем был наполнен разум и сердце поэта? Увы, тоже знаем со школы: светская суета, дуэли, последняя из которых стоила ему жизни. 27 января 1836 года А.С. Пушкин на дуэли с Дантесом получил смертельную рану, но по милости Божьей, будучи тяжело раненым, прожил ещё три дня. Последнии дни поэта детально задокументированы и описаны в книге Вересаева «Пушкин в жизни». И на основе этих документальных записей, можно сказать, что в последнии дни жизни в душе Александра Сергеевича произошли коренные изменения, или, выражаясь библейской терминологией, он покаялся.
Вот несколько выдержек из описания дуэли:
Ужас сопровождал их бой. Они дрались, и дрались на смерть. Для них уже не было примирения, и ясно видно было, что для Пушкина была нужна жертва или погибнуть самому...
На коленях, полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что, если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, причем все же продавила Дантесу два ребра.
Придя в себя, Пушкин спросил у д`Аршиака:
-- Убил я его?
-- Нет, -- ответил тот, -- вы его ранили.
-- Странно, -- сказал Пушкин, -- я думал, что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет... Впрочем, все равно. Как только мы поправимся, снова начнем.
Как видим, дуэль задокументирована до мельчайших подробностей, и этот документ изображает Пушкина жаждущего крови, Пушкина, одержимого ненавистью. Будучи раненым, он думает только об одном: как быстрее поправиться, чтобы опять повторить это жестокое безумие с начала.
И вот Пушкин на смертном одре и здесь мы видим совсем другого Пушкина.
Он согласился исповедаться:
-- За кем прикажете послать?
-- Возьмите первого, ближайшего священника, -- отвечал Пушкин.
Послали за отцом Петром, что в Конюшенной.
Княгиня Мещерская-Карамзина впоследствии вспоминала:
Он исполнил долг христианина с таким благоговением и таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут и на чей-то вопрос по этому поводу отвечал: -- "Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имел".
Часто исповеди в православии носят лишь формальный характер. Я думаю, что священник, у которого исповедовался Пушкина, слышал много формальных исповедей, и я не думаю, что он был бы так тронут исповедью Пушкина, если бы его исповедь была формальной. Но, очевидно, Александр Сергеевич не просто исповедался; он покаялся в библейском значении этого слова. Cотворите же достойный плод покаяния, (Мф. 3:8) - сказано в Библии. И Пушкин принёс достойный плод. Он от всей души простил Дантеса, к которому только вчера питал неистовую ненависть. Вот документальные свидетельства:
Подозвав Данзаса, Пушкин просил его записывать и продиктовал ему все свои долги, на которые не было ни векселей, ни заемных писем. Потом он снял с руки кольцо и отдал Данзасу, прося принять его на память. При этом он сказал Данзасу, что не хочет, чтоб кто-нибудь мстил за него, и что желает умереть христианином.
Данзас (секундант Пушкина не путать с Дантесом), сказал ему, что готов отомстить за него тому, кто его поразил. -- "Нет, нет, -- ответил Пушкин, -- -мир, мир".

И далее:
Пушкин просил сперва князя Вяземского, а потом княгиню Долгорукову на том основании, что женщины лучше умеют исполнить такого рода поручения: ехать к Дантесам и сказать им, что он прощает им.
Мы все знаем из Евангелия историю разбойника на кресте, который в свой смертный час исповедал Иисуса Господом, и Господь ответил ему: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю. ( Лук.23:43) И Пушкин, подобно разбойнику на кресте, на смертном одре принёс достойный плод покаяния простивши своего врага, и поэтому есть все основания считать, что он обрёл спасение.
В заключение хотел бы процитировать ещё одно документальное свидетельство, над которым следовало бы задуматься. Князь П. А. Вяземский вспоминал:
Священник говорил мне после со слезами о нем и о благочестии, с коим он исполнил долг христианский, Пушкин никогда не был esprit fort//вольнодумец (фр.)//, по крайней мере, не был им в последние годы жизни своей: напротив, он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их.
Итак, почему погиб Пушкин? Каковы были духовные причины трагедии? Как мы видим, он читал Евангелие, и даже молился заученными молитвами, но тем не мение не хотел менять свою жизнь согласно Слову Божьему; суета мира сего для него была важней. Но, чувствуя приближение конца, он позволил Слову Божьему, которое до сих пор было только в его разуме, но не в сердце, войти в сердце и изменить его. Поэтому и появилась у него сила простить своего врага.


Автор Леонид Каночкин

Произведение опубликовано на странице http://www.ForU.ru/slovo.17186.html
#2 | Анна Гор. »» | 06.06.2013 14:39
  
0
6 июня, в день рождения великого поэта, по всей России пройдут праздничные мероприятия.

Георгий Свиридов - Вальс - "Метель"

В этот день все желающие смогут бесплатно побывать в музее-квартире Пушкина на Мойке, а также отправиться в путешествие по пушкинским местам в Санкт-Петербурге.

Праздничная программа начнется ровно в полдень: ее откроет «Приношение поэту» - традиционная церемония у памятника Пушкину-лицеисту в городе Пушкин (Царское Село).

Почтить память поэта можно будет и во Всероссийском музее А.С Пушкина - на Мойке, 12.

Там же можно будет пообщаться с людьми, которые посвятили служению Александру Пушкину большую часть своей жизни, в том числе с Галиной Седовой, заведующей Музеем-квартирой писателя и автором книги «Ему было за что умирать у Черной речки…»
В 15:00 все желающие смогут отправиться в автобусную экскурсию по пушкинским местам Санкт-Петербурга и побывать на месте дуэли на Черной речке, где в 1837 году поэт был смертельно ранен.

А вечером любителей музыки ждут в этот день в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, где пройдет концерт, посвященный Пушкину.

В день рождения поэта новыми экспозициями пополнятся его музей-квартира на Мойке и музей-дача в городе Пушкин. Познакомиться с представленными там экспонатами также можно бесплатно.

7 и 8 июня по всей России пройдут литературные вечера, посвященные жизни и творчеству Пушкина.

А в селе Большое Болдино Нижегородской области начнется 47-й Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. На территории музея-заповедника выступят творческие коллективы из Нижнего Новгорода и Болдино, после чего откроется выставка живописных и графических работ, предметов декоративно-прикладного творчества "Что за прелесть здешняя деревня!.."

Также в храме Успения Божией Матери в Болдино, который является родовым храмом Пушкиных, состоится панихида по поэту.

Напомним, село Большое Болдино принадлежало отцу Александра Пушкина.
Поэт был тут трижды (1830, 1833, 1834 годах) и период его пребывания в 1830 году позднее в работах литературоведов был назван "Болдинской осенью".

Прибыв для улаживания наследственных дел перед женитьбой на Наталье Гончаровой, поэт был вынужден задержаться в Болдино больше, чем рассчитывал, — на три с половиной месяца.
За это время он создал более 50 произведений.

http://culture.ru/press-centre/news/8057/
#3 | Анна Гор. »» | 19.06.2013 05:30
  
0
Рассказывает Максим Шевченко.

Пушкин - главная тайна России

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU