"ЕГЭ способствует дебилизации"

Владимир Лешуков, эксперт Научно-образовательного центра сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета.


Начало сдачи ЕГЭ 2013 года сразу привело к крупному скандалу. В интернет выложили правильные ответы на задания Единого госэкзамена по русскому языку. Социальная сеть «ВКонтакте» после обращения Рособрнадзора срочно заблокировала 72 сообщества, содержащие эту информацию. Однако дети, конечно, залезть и списать успели. А премьер-министр Дмитрий Медведев посетовал на обилие часовых поясов в стране. Легче егэшная тема шла бы с одним часовым поясом, ну да. Для нас, противников ЕГЭ, очередной скандал в данном направлении – повод лишний раз высказаться относительно происходящего в российском образовании, где, увы, продолжается вестернизация любой ценой, игнорирующая всю критику последних лет.



«ЕГЭ не формирует специалиста нового века. Он, наоборот, способствует дебилизации»



В чем вообще состоял изначальный смысл ЕГЭ? Минимальная коррупция и некие универсальные требования к знаниям, единая государственная аттестация. Обеспечивающая связку школы с вузом, позволяющая умному мальчику из далекой северной деревни поступить на самое престижное место самого престижного факультета МГУ. В действительности же, как мы видим, коррупционный элемент остался. То ответы заранее в Сети, то в национальных республиках самые лучшие результаты сдачи русского языка и последующие заявления о приеме в вуз этих «великих знатоков» великого-могучего, содержащие ошибки третьего класса школы. Просто весь мухлеж оторвался от вузовского уровня и ушел на школьный, капитально обосновался там. Талантливых ломоносовых, коим ЕГЭ дал билет в жизнь, активно показывали в первые годы – потом как-то волна утихла. Наверное, потому, что трудно такому Ломоносову на мизерную стипендию прожить в дорогой Москве и не всегда его судьба складывается радужно. А адресной стипендиальной поддержки одаренной молодежи в форме тех же грантов на действительно существенном уровне до сих пор нет.ЕГЭ не формирует специалиста нового века. Он, наоборот, способствует дебилизации.



Создает абсолютно начетнический тип мышления. В обозначенном типе отсутствуют расположение к науке, аналитические способности. И насколько нелепо выглядят тесты ЕГЭ гуманитарных дисциплин? Я смотрел исторические задания. Некорректно заданные вопросы, некорректно предусмотренные составителями ответы. Почему итогом Брестского мира нужно считать только территориальные потери советского государства, а получение временной передышки считать нельзя? Кто придумал дурные вопросы в рамках литературного ЕГЭ, требующие запоминания всякой мелкой, нелепой чепухи типа клички лошади Вронского и цвета глаз Татьяны Лариной? Никакого мышления, никаких рассуждений, заучивание односложных, спорных положений в области, предполагающей дискуссии, споры, рефлексию. Куда уж пробиться рефлексии, когда теперь студенты будут чуть ли не предметы выбирать и собирать узкие компетенции? В условиях невозможности получить широкое общее академическое образование. Виталий Третьяков некогда верно писал – советская система образования, признававшаяся лучшей в мире, во многом копировала дореволюционную. Школы повторяли в основе своей гимназии, техникумы и ПТУ – реальные училища. Получалось непрерывное, всестороннее академическое развитие человека с 1-го класса до аспирантуры.



Хотите оздоровить систему образования? Конструируйте в вузах действительно конкурентную среду. У нас ведь, если человек уже поступил на бюджет, возможно, за взятку, ему надо быть полным дебилом, чтобы вылететь с учебы. По-хорошему же каждая сессия должна определять, кто может учиться на бюджете, а кому стоит освободить чужое место.



А наши чиновники вместо перечисленных мер «ЕГЭ совершенствуют». Хотя стоило бы и отменить. Общественное мнение, согласно опросам ФОМа, – против ЕГЭ. Деятельность Министерства образования собрала разгромную критику всех думских политических партий, включая «Единую Россию». Педагоги-гуманитарии постоянно высказываются за отмену данного затянувшегося эксперимента. К тому же нам, на мой взгляд, вообще нужен отказ от курса Фурсенко – Ливанова на коммерциализацию и превращение образовательной системы в «сферу услуг».



Разве вне ЕГЭ нельзя сделать высшее образование доступным? В СССР был целевой набор сельских ребят и квоты применительно к представителям национальных республик, отдаленных регионов. Да, кроме того, отслужившие в армии могли практически без экзаменов идти хоть в МГУ – сейчас такой привилегии нет. Прежняя модель давала гораздо больше социальных возможностей в сфере получения престижного диплома, чем нынешняя.Финальный аргумент, обожаемый сторонниками вестернизации нашей образовательной системы – нам необходимо признание российских дипломов на Западе, поэтому болонским путем затеем Перестройку. Ну, милые мои, не смешите. О взаимном признании сильные, независимые игроки договариваются на межгосударственном уровне спокойно. Это решение всегда – политическое. Ради него нет необходимости доламывать окончательно остатки советской модели и тащить все худшее извне. Вроде бы в экономике отказались от бездумного копирования западных практик, в социальной сфере – тоже, в психологии геополитического поведения – тем более. Так чего в образовании все продолжаем вести себя так, будто на дворе 1991 год, в президентском кабинете – Ельцин, в правительстве – Гайдар, а ключевая извилина государственного мозга – Чубайс? Пора бы и прекратить, избавиться от рудиментов одиозного прошлого.



Источник: vz.ru

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 30.05.2013 16:05
  
5
Махачкала – Москва, Май 28 (Новый Регион, Алексей Усов) – Феномен «дагестанского ЕГЭ» неожиданно стал популярен не только у местного населения, но и у жителей других регионов России. Родители с выпускниками приезжают в дагестанские аулы (в сельской местности «сдать» ЕГЭ – дешевле) из Ростова, Краснодара и Москвы. Сами дагестанские выпускники, не стесняясь, рассказывают: «Написали сочинение по аське – учительница скидывала», «выбрасывали работы из окон родителям», «родители по две тысячи рублей давали, чтобы задания наши выносили».
Единый госэкзмен был внедрен, чтобы снизить коррупцию в образовании. Ничего подобного не случилось, а в национальных республиках сдача финальных школьных испытаний стала отлаженным бизнесом, приносящим немалый доход учителям и посредникам. Появился даже особый термин: «дагестанский ЕГЭ» – после того, как в федеральные ВУЗы стали поступать абитуриенты, с трудом объясняющиеся по-русски. Зато при 100-балльных результатах единого экзамена.
В этом году «дагестанский феномен» обрел клиентов за пределами региона: сдавать единый госэкзамен с «национальным колоритом» стали приезжать семьи с Кубани и из Москвы. По словам местных чиновников от образования, в сентябре 2012 года в дагестанских школах появились тысячи одиннадцатиклассников из других регионов РФ. Весь учебный год они не появляются в местных школах, но приезжают за «ЕГЭ по-дагестански»: «Просто их родители дают взятки директорам школ и вопросы с посещением уроков снимаются».
А в самом Дагестане неожиданно многие ученики перевелись в сельские школы. «Это не потому что, что так много сельских жителей. Многие из тех, кто должен был оканчивать школу в этом году, перевелись в сельские школы. Ну, вы сами, наверно, понимаете почему» – приводит Public Post комментарий представительницы дагестанского Минобразования Патимат Мусабековой.
«Я лично разговаривал с директором махачкалинской школы №13. Она жаловалась, что даже лучшие ученики – медалисты – перестраховываются и уезжают в села. Там набрать на ЕГЭ высокие баллы и легче всего, и по карману не бьет» – рассказал журналист дагестанского издания «Черновик» Магомед Магомедов, который был наблюдателем на экзамене.
«Мой сын поступает в ростовский вуз, сами мы из Махачкалы, но сын одиннадцатый класс оканчивал в хасавюртовском районе. В Махачкале бы мне денег на все не хватило. Там, например, за то, чтобы только работу вынести берут до 15 тысяч рублей, а занести стоит еще больше – 20-25 тысяч. Я еще не считаю, что деньги уходят и тем, кто работы заполняет. На все экзамены, а их у сына будет четыре, уйдет, в общем, тысяч двести» – призналась Патимат Алхасова, мать сдающего в Хасавюрте ЕГЭ выпускника.
Сами вчерашние школьники, родом из Дагестана, еще более откровенны, чем их родители и чиновники местного управления Минобра. «Целый год нас пугали тем, что экзамен пройдет по всей строгости: телефонную связь будут глушить, установят камеры наблюдения в аудитории, выходить в туалет можно будет с двумя наблюдателями и т.д. Но ничего такого не было. Родители по две тысячи рублей давали, чтобы задания наши выносили. Некоторые ученики из окон прямо кидали работы родителям. По телефону можно было спокойно разговаривать. Например, я сочинение написал через аську – учительница мне туда отправляла его. Даже сами наблюдатели иногда помогали» – рассказал выпускник из Гунибского района Дагестана.
В федеральном центре на ЕГЭ-вакханалию по-дагестански отреагировали своеобразно: попытавшись «вручную» управлять коррупцией и сгладить для отчетности слишком бросающиеся в глаза «национальные особенности». Региональным управлениям Минобра и в центры обработки результатов ЕГЭ спущена установка избегать появления «слишком красивых», стобалльных работ. «Центрам обработки информации, куда на проверку поступят результаты ЕГЭ, уже дана установка, чтобы явно лучших работ, с хорошими баллами, не было. Насколько я знаю, такой приказ поступил из правительства республики, а туда – из Москвы, как говорят. Например, в прошлом году тоже по этой схеме работали, но тогда это было больше репетицией» – сообщили в республиканском Минобре.
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
NR2.ru: http://nr2.ru/society/440785.html
#2 | Олег »» | 02.12.2013 13:34
  
1
цит "К тому же нам, на мой взгляд, вообще нужен отказ от курса Фурсенко – Ливанова на коммерциализацию и превращение образовательной системы в «сферу услуг»." - Это разве курс двух данных прохиндеев?
Это курс всего руководства страны. Это курс на полное уничтожение конкурентоспособности с Западом, на превращение народа страны в тупых потребителей западного товара.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU