Святая великомученица Ирина жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя города Мигдонии (Македония, или Фракия). Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе-Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям. Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы - голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы - смирение, кротость и целомудрие, - принес масличную ветвь - благодать Божию, получаемую в крещении; орел - знамение высоты духа, достигаемой через Богомыслие, - принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, то разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, схватил его за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов. Оставив управление городом, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель города, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан отвеил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Хриcта. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполнении змеями и гадами. 10 дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую на страшную пытку: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец, четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: "Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет". Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром, и полился сильный дождь. Видя такое знамение с Неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седели и изгнал его из города. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес всё в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение бездушным идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10 000 язычников. Из своего родного города Мигдонии святая перешла в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли святое крещение от апостола Тимофея. После этого святая Ирина посетила и другие города Фракии - Константину, Месемврию с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.
Тропарь, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, Ирина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко милостив, спаси душы наша.
Кондак, глас 4:
Девства добротами преиспещренна дево, страдальчеством была еси краснейшая Ирино, кровми твоими истекшими обагрена, прелесть же низложившая безбожия: сего ради и прияла еси почести победы, рукою Создателя твоего.
Молитва
О многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ, ПРП.
День памяти: Май 5
Преподобный Варлаам Серпуховский был строителем и первым настоятелем древнейшего на Серпуховской земле Владычнего монастыря. Сведения о нем сохранила писаная на доске летопись «О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове», до начала XX века хранившаяся в обители. Откуда был родом преподобный Варлаам и кто его родители — неизвестно. Не сохранилось сведений, когда и где принял Варлаам иноческий постриг.
Повесть о жизни Варлаама начинается с 1360 года. Летопись Владычнего монастыря называет его «постриженником пустынным». При каких обстоятельствах Варлаам стал келейником святителя Алексия1, летопись не упоминает, но отмечает, что украшенного добродетелями пустынножительства инока Варлаама святитель Алексий «велми любя, занеже бояся Бога живый и в покорении Ему». Промыслом Божиим пребывая рядом со святителем Алексием, Варлаам оказался вблизи главных и порой весьма непростых событий церковной и политической жизни того времени. Можно предположить, что келейник сопровождал митрополита в его поездках по епархии и, возможно, в Орду в 1357 году, где стал свидетелем его подвигов и трудов, которым старался по мере сил подражать. Несомненно, что Варлаам находился рядом со святителем Алексием и в период почти двухлетнего пребывания его в Киеве, так как события, с которых начинается повествование летописи Владычнего монастыря, происходили вскоре после возвращения митрополита в Москву.
«Однажды в 1360 году, — сообщает летопись, — в то время когда святитель Алексий исполнял обычное правило, диакон Герасим читал кондаки и икосы. Едва святой Алексий проговорил всепетую песнь, как необыкновенный свет озарил его келию. Все ужаснулись, услышав от иконы Пресвятой Богородицы голос: «Алексий, подобает тебе монастырь поставити имени Моему; купно же и себе в память». Святитель, размышляя об этом событии, не знал, что делать. По окончании же келейного правила он ушел во внутреннюю свою келию и начал там молиться и преклонять колена пред иконой Владычицы Пресвятой Богородицы, прося изъяснить ему это чудесное явление. Во время молитвы он опять услышал голос: «Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое». Он же сказал: «Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю, где его построить!» И опять слышан был голос: «В пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, послал преподобного Варлаама осмотреть место для монастыря и приказал донести ему, когда отыщет такое место, чтобы осмотреть его собственными глазами. Варлаам же, найдя такое место, остался переночевать там. И вот, ночью он услышал необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставило его подумать, что здесь именно угодно Богу имети монастырь. Варлаам с радостью возвратился рассказать об этом святителю Алексию. Рад был этому и святитель. Через несколько дней он снова послал Варлаама приготовить все нужное для постройки. Пред уходом Варлаама в дорогу святитель сотворил напутственный молебен. Едва он кончил отпуст, как Варлаам упал и испустил дух. При виде этого святитель Алексий обратился к образу, от которого был слышан голос, и воскликнул: «О Владычице! Зачем угодно Тебе взять от меня строителя дома Твоего? Печаль моя болезнию во ад сниде. Без него кто дом Твой устроит? И аз не вем кого послати!» И был к нему голос: «Алексие, возьми Варлаама за руку и возстави, он послушает тя». Тот взял его за руку, и Варлаам встал весь в слезах. Святитель стал допытываться о причине его плача. Тот отвечал ему на это: «Молютися, да не нудиши мя поведати дондеже до смерти. При смерти бо ти повем». После того Варлаам был отправлен в путь. Немного спустя и сам святитель Алексий пришел в Серпухов, осмотрел многие места в окрестности и остался недоволен выбором Варлаама. Но опять ночью на том же месте слышал то же, что и Варлаам, а еще слышен был голос: «Здесь монастырь постави!» Святитель повиновался, велел заложить деревянную церковь, Варлаама же поставил строителем. А затем построил и каменную церковь и трапезную в 1362 году.
Древняя Владычняя летопись умолчала о том, как Варлаам руководил братством обители, укрепляя братию в иноческих подвигах. Но, конечно, не об одном устройстве монастырских зданий заботился первый ее строитель, тем более что из уст святителя слышал он слова Владычицы: «Возлюбих бо место сие на спасение многим душам человеческим». Потому более потрудился преподобный Варлаам, возводя духовные храмины душ монашеских, хотя и благоустройство монастыря требовало от него многих забот и попечений. Можно справедливо заключить, что, воспитанный в келии святителя Алексия, Варлаам был научен строгому монашескому благочестию, труду с упованием и верою, и, достигнув духовного преуспеяния, старался привить истинный монашеский дух во вверенной его руководству братии.
Не сохранилось сведений, по какому уставу жили подвизающиеся «на месте сем святе». Однако же можно полагать, что этот устав был близок к правилам общежития, установленным в монастыре преподобного Сергия Радонежского. Во время настоятельства Варлаама святой игумен мог сам являться наставлять братию Владычней обители.
Можно предположить, что впервые это произошло в начале зимы 1374 года, когда преподобный Сергий пришел в Серпухов по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича, пожелавшего своим попечением устроить еще одну духовную крепость на границе Московского княжества. Серпухов был тогда еще небольшим деревянным, слабо укрепленным городком, и только у заснеженных окских лугов на фоне сосновой рощи поднимались белокаменные храмы Владычнего монастыря, в то время как каменные храмы и на Москве тогда были большой редкостью. Трудно представить, чтобы смиренный пустыннолюбивый старец не поспешил в обитель, основанную святителем Алексием, с которым его соединяло духовное родство.
Через год после посещения преподобным Сергием града Серпухова здоровье Варлаама начало слабеть, он нес крест многочисленных болезней — потерял зрение. Несмотря на немощь телесную, он еще более умножил труды иноческого делания и с великим смирением и покорностью воле Божией продолжал исполнять возложенное на него святителем Алексием руководство братией. До самой кончины преподобный Варлаам собственным примером старался укоренить в своих учениках слова преподобного Сергия о многотрудности иноческой жизни: «Знайте, что прежде всего место это трудно, голодно и бедно; готовьтесь не к пище сытной, не к питию, не к покою и веселию, но к трудам, поту, печалям, напастям».
При приближении своей кончины преподобный послал к святителю Алексию и просил сказать ему: «Сам ты соорудил монастырь и церкви сам освятил, молютися, и мене погреби своима руками». Святитель Алексий скоро пришел в Серпухов. Найдя Варлаама слепым и болезненным, он вспомнил слово о его кончине и стал допытываться от него, говоря: «Брате Варлааме! Господа ради, повеждь ми яже обещася прежде сего поведати, — бывшее до зачатия сего монастыря». «Не могу словом поведати, — отвечал Варлаам, — занеже страшно бе, а писанием возвестити не могу — не вижу». Святитель Алексий велел диакону принести перо, чернил и хартию и сотворил вместе со всеми молитву; и вот вдруг Варлаам прозрел, взял перо и начал писать: «Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексеевский, занеже Владычицу видех и то бысть Ея промыслом». И затем продолжал: «Егда падох — видех: Ангелы держат монастырь, и Захария во дверех церковных стояща, и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посадив на третей ступени».
Внезапно необыкновенный свет озарил келию Варлаама, и он, отложив перо, сказал: «Приведите ко мне брата Гедеона». Гедеон же был слеп. Варлаам возложил свою руку на его главу и сказал: «Со мною ты ослеп, со мною и прозри!» И Гедеон прозрел. «Аз же днесь отхожу, — продолжал Варлаам, — ты же поживши три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, хотя и не хочешь; я приму тебя с радостию. Ты преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров». Гедеон воскликнул, обратясь к нему: «Пощади, молютися, не готов есмь». Варлаам же сказал: «Готов есмь уже», — и, поцеловавши святителя, преставился с миром в 5-й день мая 1377 года.
Святитель Алексий совершил над ним обычное погребение. Варлаам по своему завещанию был погребен на церковной паперти, потому что сам однажды сказал: «Погребите мя дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы»; и это завещание велел блюсти в память имени его. По предречению святого Варлаама Гедеон прожил еще три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ святого Варлаама».
В том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, для Серпуховского Владычнего монастыря написана была икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжении многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.
С именем преподобного Варлаама Серпуховского связано явление еще одной чудотворной иконы Божией Матери — «Неупиваемая Чаша». Она была обретена в 1878 году, в первый год игуменства матушки Марии, в Георгиевском храме монастыря. Преподобный Варлаам явился во сне отставному николаевскому солдату, столь сильно страдавшему от пьянства, что потерял он уже и здоровье и образ человеческий, и повелел ему идти во Владычний женский монастырь и найти там икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша», у которой солдат исцелился от пьянства.
С тех пор многие страждущие недугом винопития получили исцеление от этой пагубной страсти у чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».Ныне, как и раньше, от мощей преподобного Варлаама, лежащих под спудом, проистекает множество благодатных исцелений.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИАКОВ ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКИЙ
Дни памяти: 18 мая и 24 апреля по новому стилю (11 Апреля и 5 Мая по ст.ст)
Нетленные мощи святого были обретены 5 мая 1613 г. Они прославились чудотворениями.
Преподобный Иаков Железноборовский, угодник Божий, происходил из рода галичских дворян Амосовых (Аносовых); с раннего детства, подобно преподобному Сергию, он отличался постничеством, и подобно ему же, похоронив родителей, он раздал имение бедным и ушел в его Троицкую обитель. еликий отец иноков постриг его в ангельский образ и он, под благодатным руководством преподобного Сергия, возрастал в духовной жизни, проходя все послушания и побеждая разные искушения вражеские.
Получив благословение от великого старца на отшельническую жизнь в пустынных костромских лесах, преподобный Иаков в 1392 году поселился в 30 верстах от Галича, в глухом лесу у железных рудников, в уединенной хижине на берегу речки Тебзы, недалеко от селения Железный Борок. С разрешения жителей селения он остался на этом месте, водрузив деревянный крест, и построил небольшую келлию.
Более 20 лет преподобный Иаков жил отшельником, совершая подвиги поста и молитвы. Постепенно к нему стали приходить искавшие пустынного подвига и желавшие разделить с ним труды по устроению монашеской обители. Преподобный Иаков построил на избранном месте храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.
В период царствования великого князя Василия Димитриевича (1389—1425) сына благоверного князя Димитрия Донского, преподобный Иаков в 1415 году посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Димитриевича великая княгиня София Витовтовна (в монашестве Синклитикия, † 1453) находилась при смерти перед родами. Великий князь московский, знавший о молитвенных подвигах святого подвижника, просил его помолиться о здравии любимой супруги. Преподобный Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу, Пречистой Матери Его и св. мученику Лонгину, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника». И действительно, великая княгиня благополучно родила сына Василия, и благодарный князь поспешил щедро вознаградить преподобного Иакова, предоставив ему дополнительные земельные угодья для расширения монастыря и денежные средства для обители.
Великий князь Василий Васильевич (1425—1462) после победы над князем Димитрием Шемякой в 1450 году посетил обитель преподобного Иакова и с благодарностью молился там.
В 1429 году казанские татары опустошали окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, они нашли обитель в развалинах, однако их усилиями она была восстановлена, а также сооружен новый трапезный храм во имя святителя Николая и выкопаны пруды. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в монастыре.
После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и, будучи уже в преклонном возрасте, поехал в Москву, где был облечен священным саном. Однако вскоре после возвращения он блаженно почил в глубокой старости 11 апреля 1442 года. Святые мощи преподобного, которого Господь прославил чудотворениями как при жизни, так и после смерти, были положены под спудом за левым клиросом соборного Предтеченского храма в основанной им обители.
На гробницу преподобного Иакова положили каменный крест и вериги — свидетельство его монашеских подвигов. До пятидесяти исцелений и других чудесных знамений, совершившихся по молитвам преподобного, записаны в его обители. Упомянем некоторые из них.
Монах, по имени Нифонт, несколько лет одержим был нечистым духом, скитался в лесу и, возвращаемый, рвал на себе цепи. Раз братия, поймав, притащили его к гробу Иакова; как только коснулся он гробницы, пришел в себя, со слезами пал перед иконой преподобного, стоявшей на гробнице, молил спасти душу и тело его, и встал здоровым.
Фотий, человек богатый, поклялся в неправде: вслед за тем лицо его искривилось и он впал в расслабление. Три года пробыл он в таком положении. Родные привезли его в обитель преподобного. Во время молебного пения он громко каялся в грехах своих; в тоже время лицо его выпрямилось и он стал здоровым.
Вот опыт любви преподобного к своей обители и иночеству. Инок Феодосий, лежавший расслабленным три года, обратился с молитвой слезной к блаженному Иакову. «Отче Иакове, — говорил он в душе, — ты много подаешь исцелений у гроба твоего; помоги и мне в тяжкой моей болезни». Внезапно в тишине ночной явился ему преподобный и сказал: «Дай Богу обещание пребывать в обители моей до смерти и буди у гроба моего». Расслабленный сказал о том братии; по приказанию игумена принесли его ко гробу, отпели молебен и больной сам приложился к гробу, и стал здоров. «Пока жив буду, не выйду из обители», — сказал он с восторгом и выполнил обещание.
Житие преподобного Иакова написано настоятелем того же монастыря смиренным архимандритом Иосифом в конце XVI столетия. В «Иконописном подлиннике» сказано: «Преподобный отец наш Иаков, иже на Железном Борку, костромский чудотворец; подобием сед, брада аки Власиева, в схиме: из под схимы кудерцы знать».
Преподобне и богоносне отче наш Иакове! Приими ныне нас, тебе усердно молящихся и припадающих ко всечестному и многоцелебному твоему гробу, идеже святое твое и многотрудное покоится тело. Духом же на небесех предстоя Святей Троице со ангелы и преподобных отцев лики, молися о нас, чадех твоих, отче, да избавимся от всяких скорбей, болезней, бед и обстояний, и благочестно поживем в настоящем житии, ходяще в заповедех и оправданиих Господних безпорочно, и да явимся последователи святому и равноангельскому житию твоему. Ей, преподобне отче, молим тя, испроси нам же и всем, с верою к тебе притекающим, грехов прощение, телесем здравие, исправление жития и вечное спасение, яко да твоим предстательством спасеннии, славу возсылати сподобимся в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Молитва вторая
(из службы)
О преподобне и богомудре отче наш Иакове! Вемы, яко с лики ангельскими и всеми святыми предстоиши присно престолу Господа Вседержителя и велие имаши к Нему дерзновение молитися о всех, с верою и умиленными слезами в помощь тя призывающих. Не премолчи убо, вопия за ны недостойныя ко Господу Богу, да отвратит гнев Свой, праведно за беззакония наша на ны движимый, и да избавимся всяких скорбей, бед же и напастей, и злых обстояний, и благочестно поживем в нынешнем веце, ходяще в заповедех и оправданиих Господних непорочно. О, преблаженне и боголюбезне отче наш Иакове! Умоли Господа, да не оскудеют в обители твоей истиннии ревнители иноческаго жития и подражатели святому и богоугодному житию твоему: сохрани предстательством твоим к Богу обитель и страну сию от огня, глада, меча, нашествия иноплеменных и от всякаго зла, и всем с верою и любовию притекающим в твою обитель испроси у Господа Бога грехов прощение, телесем здравие, исправление греховнаго жития и вечное спасение: да с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.
Аминь.
Небеснаго желая, земная возненавидел еси и, взем крест свой, последовал еси Христу и от Него прием дарования чудес, исцеляти недужныя; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, испроси православным
здравие и спасение, на враги же победу, и не забуди, посещая чад своих, припадающих к целебному гробу твоему, Иакове преподобне, отче наш.
Кондак
(глас 8 )
Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив и телесныя страсти исторгая, неболезненную жизнь в болезнях восприял еси, преподобне, болезням же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе, темже
молим тя, досточудне, исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти: радуйся, Иакове Богомудре, отче наш.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Иакове, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов. Преподобному Иакову Железноборовскому молятся об исцелении от болей ног и паралича.
АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ
Адриан Монзенский в миру носил имя Амос, был уроженцем города Костромы. По исполнении совершеннолетия должен был по желанию родителей вступить в брак, но тяжело заболел. Во время болезни ему виделся одинокий храм между двух рек и послышался голос: "Здесь твое место".
Приняв постриг в Геннадиевом монастыре, подвижник отправился на север искать храм между двух рек. Он подвизался в Спасо-Каменном, затем в Павловом Обнорском монастыре.
Наконец, нашел в глухом месте запустелый храм, расположенный так, как представилось ему в видении. Однако полая вода затопляла весной это место, поэтому преподобный Адриан и пришедшие с ним несколько иноков решили переселиться. В 1590 году в обитель пришел неизвестный старец и посоветовал инокам перейти к преподобному Ферапонту Монзенскому, что они и исполнили. Здесь, в пустынном месте, при впадении реки Монзы в Кострому, святой Адриан прожил год под руководством преподобного Ферапонта (+ 1591), затем основал на реке Монзе, близ Костромы, Благовещенскую обитель. Братия кормилась земледелием, преподобный Адриан был первым в работах.
Скончался он в основанной им обители в 1610 году. Мощи его были положены вместе с мощами преподобного Ферапонта под спудом в Благовещенской церкви. Житие святых написано около 1645 года.
В описании Серпуховского монастыря вспоминается еще местночтимый Гедеон, брат по духу и сподвижник Варлаама, по словам которого он (то есть Гедеон) еще в сей жизни был готов для жизни вечной.Преподобный Гедеон был одним из первых насельников Владычнего монастыря, подвизавшихся вместе с преподобным Варлаамом. Из монастырской летописи известно, что преп. Варлаам перед своей смертью исцелил преп. Гедеона от слепоты и предсказал его кончину. Преставился преп. Гедеон, как и было предсказано, через 2 недели после описанных событий.
В XIX веке тщательно велась запись чудес от гробницы преп. Варлаама. Было отмечено, что людям, молившимся этому святому о помощи, он неоднократно являлся во сне вместе с преп. Гедеоном.
Празднование совершается в один день с преп. Варлаамом 5/18 мая.
Тропарь, глас 8
В тебе, отче, известно спасется, еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Гедеоне, дух твой.
Кондак, глас 2
Чистотою душевною божественно вооружився и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения. Гедеоне, отче наш, моли непрестанно о всех нас.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЕФРЕМ НОВЫЙ
Память 5 мая (по ст.ст.)
Преподобномученик Ефрем родился на территории современной Греции 14 сентября 1384 года. В 14-летнем возрасте ушел в монастырь Благовещения на горе Непорочных в Аттике, где принял постриг и священный сан. Там в монашеских подвигах он провел 27 лет.
14 сентября 1425 года монастырь был разорен разбойниками-мусульманами, а святой был пленен и в течение восьми месяцев претерпевал истязания, вынуждаемый к отречению от Христа. 5 мая 1426 года он был повешен и распят вниз головой на дереве, затем забит мучителями до смерти. Святой преставился ко Господу в возрасте 42 лет.
Мощи преподобномученика Ефрема были обретены 3 января 1950 года. Предстательством подвижника совершаются многие чудеса, его почитание в Греции весьма распространено. 2 марта 2011 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил преподобномученика Ефрема Нового к лику святых.
ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ: "НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША"
День празднования: 5 мая
Перед иконой «Неупиваемая Чаша» верующие молятся об излечении от пьянства своих близких. На этой же иконе Богородица простирает свои руки над Младенцем в чаше.
Икона «Неупиваемая Чаша» была явлена в 1878 году. Один отставной солдат дошел до нищеты, т.к. был одержим пьянством, по этой причине у него даже отнялись ноги. Однажды во сне солдату явился схимник и строго сказал: «Иди в Серпухов, в монастырь Владычицы нашей Богородицы. Там есть Ее икона «Неупиваемая Чаша»; отслужи перед нею молебен – и будешь здрав душой и телом».
Солдат не послушался, так как решил, что это слишком далеко. Схимник явился ему снова, и снова пьяница не послушался. Старец явился в третий раз и уже грозно приказал исполнить повеление. После этого солдат все-таки отправился в дорогу, передвигаясь на четвереньках. В пути он почувствовал некоторое облегчение: он смог подняться на ноги и продолжил путь, опираясь на палку.
И вот наконец добрался он до монастырь, который был основан по благословению преподобного Сергия Радонежского. Монахи согласились отслужить молебен, о котором просил солдат, но оказалось, что никто из них не слышал о такой иконе. Потом один из иноков вспомнил, что в проходе из главного храма в ризницу находится икона, на которой есть изображение чаши. Икону вынесли на свет и на задней стороне обнаружили надпись «Неупиваемая Чаша». Икону перенесли в храм, отслужили молебен. Солдат сразу почувствовал облегчение, его ноги полностью излечились, исчезло и стремление к спиртному.
О чудотворной иконе быстро узнали во всех концах России.
Многие стекались в Серпухов, чтобы избавиться от пьянства, а в обители перед иконой «Неупиваемая Чаша» стали служить специальный молебен с акафистом.
Даже после революции 1917 года, когда храмы и монастыри Серпухова были закрыты или разрушены, молебны перед чудотворной иконой совершались до 1929 года в Никольском соборе, пока не закрыли и его. Все святыни, находившиеся в храме, были сожжены.
Судьба иконы сейчас в точности неизвестна. В 1991 году икона «Неупиваемая Чаша» была воссоздана по устным описаниям и освящена. Списки с этой иконы находятся теперь во многих храмах и в них тоже совершаются специальные молебны об исцелении от пьянства.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неупиваемая чаша, глас 4
Днесь притецем вернии/ к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/ напояющей верных сердца/ небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/ и людем верным чудеса показующей./ Яже мы видяще и слышаще/ духовно празднуем и тепле вопием:/ Владычице премилостивая,/ исцели наша недуги и страсти/ молящи Сына Твоего Христа Бога нашего/ спасти души наша.
Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" по иконографии относится к типу "Оранта" - Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней - Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения - неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия.
Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1978 году в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", и отслужить перед ней молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами, крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился для отдыха. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошел до Серпухова.
Во Владычнем монастыре он рассказал о своих дивных сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее была надпись "Неупиваемая Чаша"... В лике же ученика святителя Алексия - преподобного Варлаама - крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.
Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.
Чудотворная икона "Неупиваемая Чаша" находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.
В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 - в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом были сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Все это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества.
Поклониться иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша" едут со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к осознанию своих грехов, покаянию, возвращает к благочестивой жизни.
К сожалению, точно не известен тот день, в который икона была явлена. В XIX веке празднование в честь иконы "Неупиваемая Чаша" совершалось 27 ноября - в один день с иконой Божией Матери "Знамение", так как обе эти иконы схожи по иконографии.
В конце XX века, после восстановления почитания иконы "Неупиваемая Чаша", ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского - 5 мая, так как явление чудотворной иконы произошло через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 5 мая.
Молитва пред иконою "Неупиваемая Чаша" ( 5 / 18 Мая)
Тропарь, глас 4-й:
Днесь притецем вернии к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, напaяющей верных сердца небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия, и людем верным чудеса показующей. Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице Премилостивая, исцели наша недуги и страсти, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак:
Избранное и дивное избавление нам даровася - Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице. Ты же, Владычице, Неупиваемою Чашею нами именуемая, приклонися благоутробно к нашим воздыханиям и воплем сердечным, и избавление подаждь страждущим недугом пианства, да с верою воззовем Ти: Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.
Молитва:
О премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас, жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея, Церкве Христовы, и спасения отпадающих братий, сестер и сродник наших исцели. О милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Твоего Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих. В страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.