29-е апреля Страстная седмица. Великий понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии Ильинско-Черниговской (1658), Тамбовской (1692) икон Божией Матери


29-е апреля 2013г.
(16.04.2013 г. по ст.с.)

Страстная седмица. Великий понедельник.


Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304).
Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры (258).
Мч. Ирины иной.
Прп. княгини Феодоры-Вассы, Нижегородской.
Сщмч. Иринея, еп. Сремского (304)
Новомч. Михаила (1772).
Ильинско-Черниговской (1658), Тамбовской (1692) и Шуйской икон Божией Матери.




Литургия Преждеосвященных Даров.
Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43. Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35.
В Неделю вечера вход с кадилом. Прокимен дня: «Се ныне благословите Господа...». Окончание вечерни по образцу Недель Четыредесятницы. Отпу́ст «Грядый Господь на вольную Страсть...».
На утрене – «Аллилуиа», тропарь «Се Жених грядет...» трижды, после кафизм Евангелие дня, 50-й псалом, «Спаси, Боже, люди Твоя...». Трипеснец. Светилен «Чертог Твой вижду...». Часы великопостные. На всех часах и изобразительных кондак Триоди. В Понедельник, Вторник и Среду Страстно́й седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие.
На литургии Преждеосвященных Даров вход с Евангелием и чтение Евангелия. Отпу́ст «Грядый Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня не поминаются).

Трапеза

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.


Богослужебные указания

Страстна́я седмица. Великий Понедельник.

Мцц. Ага́пии, Ири́ны и Хиони́и.

Литургия Преждеосвященных Даров.




Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата: 29 Апреля 2013

Начало сумерек: 05:08
Восход Солнца: 05:51
Высшая точка: 13:27
Заход Солнца: 21:04
Окончание сумерек: 21:48
Долгота дня: 15:13
Восход Луны: 00:32
Заход Луны: 08:28

Источник: http://redday.ru/sun/
© Redday.ru



О каждом дне Страстной седмицы в богослужебных книгах говорится как о великом и святом, в эти дни совершаются особые службы и мирская жизнь как бы прерывается для верующих.



ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

Страстная неделя, названная так в память о последних днях земной жизни, страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, у православных христиан начинается с понедельника.

На Страстной неделе православные соблюдают самый строгий пост и уделяют посещению храмов и молитве больше времени, чем во все дни Великого поста. Это время подготовки к Пасхе. Все дни Страстной недели верующие называют Великими.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. Целомудренный и великодушный Иосиф, якобы умерший, а на самом деле возвысившийся при дворе фараона, считается прообразом преданного за 30 сребреников Христа.

В этот день также вспоминается евангельское чудо о смоковнице. Проклятие Христом смоковницы за неплодие рассматривается как знамение правосудия, которое следует за долготерпением Божьим и казнит тех, кто не раскаялся в своих грехах.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице; возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви.

Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались скинии (шалаши, где временно могли совершаться богослужения), первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Действующая мироварница находится в Донском монастыре Москвы.

В храмах в понедельник Страстной седмицы служится литургия Преждеосвященных Даров. Утреня Великого Понедельника служится обычно вечером в воскресенье. На этой службе можно услышать песнопения: «Се Жених грядет в полунощи» и «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь» (они также поются в Великий Вторник и в Великую Среду).



РИА Новости http://ria.ru/religion/20090413/167952307.html#ixzz2RnMnCcHd







МУЧЕНИЦЫ АГАПИЯ, ИРИНА И ХИОНИЯ АКВИЛЕЙСКИЕ
День памяти: Апрель 16


Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии (+ ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284 - 305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.
По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя. в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.
На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.
Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: "Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа".
Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: "Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа". Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божий, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: "Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу". Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи (+ 304).

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.





СВЯТОЙ МУЧЕНИК ЛЕОНИД И СВЯТЫЕ МУЧЕНИЦЫ ХАРИЕССА, НИКА, ГАЛИНА, КАЛИСА (КАЛИДА), НУНЕХИЯ, ВАСИЛИССА И ФЕОДОРА
Дни памяти: Март 10, Апрель 16

Святой мученик Леонид и святые мученицы Хариесса, Ника, Галина, Калиса (Калида), Нунехия, Василисса и Феодора пострадали в Коринфе в 258 году. Их бросили в море, но они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны. Мучители догнали их на корабле, повесили на шеи камни и утопили.





МУЧЕНИЦЫ ИРИНЫ ИНОЙ

Память 16 апреля (по ст.ст.)

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Страдание святой мученицы Ирины


Память 16 апреля (по ст.ст.)

Святая мученица Ирина пострадала во время праздника св. Пасхи в Греции1. Вместе со многими другими христианами она проживала в одной пещере, и все они проводили время в постоянных молитвах. Нечестивые служители идолов донесли на них правителю, и святая Ирина по его повелению была схвачена, приведена в оковах и заключена в темницу. Представ затем пред правителем, она на допросе смело исповедала Иисуса истинным Богом, Творцом и Спасителем всего сущего, Искупителем людей и разрушителем идолов. За это она была избита и снова заключена в темницу. После сего правитель занялся разбором дел, поступивших от городских жителей, а потом, освободившись от них, приказал опять вывести святую из темницы. Когда она была приведена к нему, то он стал принуждать ее отречься от Христа, но она и слушать об этом не хотела. Тогда, по повелению мучителя, ее предали жестоким мучениям: отрезали ей язык, выбили зубы и, наконец, отсекли мечом голову.

В тот же день память святого мученика Леонида и с ним святых жен: Хариессы, Нунехии, Василиссы и Феодоры, в Коринфе страдавших и в море потопленных в 251 г.

__________________________________________________________________

1 По Прологу святая мученица пострадала в городе Коринфе, а по Четьи-Минеи в Македонии Мученическая кончина ее относится или к 205 г. (ко времени гонения Декия), или к 304 г. ко времени гонения Диоклитиана.






ПРЕПОДОБНАЯ КНЯГИНЯ ФЕОДОРА-ВАССА, НИЖЕГОРОДСКАЯ

Память 16 апреля (по ст.ст.)


Феодора Нижегородская (1331 - 1378) в миру Анастасия (Васса, Василиса), дочь тверского боярина Иоанна и его супруги Анны, родилась в 1331 году. В 12 лет ее выдали замуж за нижегородского князя благоверного Андрея Константиновича. После 12 лет бездетной супружеской жизни, князь скончался, приняв монашество в 1365 году.

Святая княгиня прожила в миру еще 4 года, а затем даровала свободу всем слугам, раздала имущество и поступила в Нижегородский Зачатьевский монастырь, построенный ею еще при жизни супруга, на берегу р. Волги, при подошве Нижегородского кремля. Ее постригал святой Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский (+ 1385).

В иночестве святая часто пребывала без пищи день, два, а иногда и пять; ночи проводила в слезных молитвах, на теле носила власяницу. Она стяжала дар смирения и любви и все оскорбления переносила незлобиво. Пример строгой жизни преподобной Феодоры увлекал и других: в ее общежительной обители постригались княгини и боярыни, всего было около 100 сестер. Скончалась преподобная Феодора в 1378 году.

Память благоверного князя Андрея и его супруги, без указания дня, отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов.

В XIX веке могила преподобной Феодоры находилась рядом с могилой ее мужа, в южном приделе храма-усыпальницы Нижегородских князей, в подземной частни построенного заново Нижегородского Преображенского собора. Здесь ежедневно совершались службы. В 1929 году собор был разрушен.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/apr16.htm

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://pravenc.ru/text/115280.html





ИЛЬИНСКО-ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
День памяти: Апрель 16


Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была написана в 1658 году иконописцем Григорием Константиновичем Дубенским, в монашестве Геннадием. В 1662 году в течение 8 дней, с 16 по 24 апреля, от иконы истекали слезы. В том же году татары напали на Чернигов и разорили его. В полночь они ворвались в Троицкую обитель, вошли в церковь, опрокинули все иконы, взяли всю утварь, но чудотворная икона со всеми украшениями осталась неприкосновенной. Невидимая сила не допустила нечестивцев до святой иконы. Царица Небесная не допустила также, чтобы враги вошли в пещеру преподобного Антония Печерского, где скрывалась братия обители. Внезапно, как бы устрашенные непостижимым видением, татары обратились в бегство.








Чудеса Божией Матери от Ее Черниговской иконы описал святитель Димитрий Ростовский в книге "Руно Орошенное". Позднее о Черниговской иконе Божией Матери писал святитель Иоанн Тобольский (+ 1715).

В 1869 году прославился чудотворный список Черниговской-Ильинской иконы - Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери.



ТАМБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Тамбовская икона Божией Материявлена в 1692 году. До своего прославления она находилась в кладовой церкви во имя святого архидиакона Стефана города Тамбов. Из кладовой икона была взята по просьбе одного тяжелобольного. Ему было открыто во сне, что он исцелится, если отслужит перед этой иконой молебен. После горячей молитвы за молебном больной исцелился. Празднование иконе было установлено указом Святейшего Синода от 29 марта 1888 года.


Тропарь

Днесь светло красуется град Тамбов, и святитель Христов Питирим радуется. Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, и дивное людем являет Твое заступление, подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим Тем же умильно вопием Ти: спасай нас иконою Твоею Дево Всепетая.




ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕОИ"ОДИГИТРИЯ", ИМЕНУЕМАЯ ШУЙСКОЙ

Святая икона Божией Матери «Одигитрия», именуемая Шуйской , явилась в городе Шуе Владимирской епархии в самый разгарсвирепствовавшего морового поветрия в 1654-1655 годах. Население города в этой беде прибегало к молитве, собиралось в храмах, прося у Господа милости. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери и поставить ее в храме, что и было сделано. Икона была написана в 7 дней, во время которых жители Шуи постились и совершали усердные молитвы к Божией Матери. Причастившись Святых Таин, они во главе со священником внесли вновь написанную икону в церковь. С того времени моровая язва прекратилась. В 1831 году заступлением Богоматери прекратилась в Шуе и эпидемия холеры. От этой святой иконы получил исцеление от беснования отрок Иаков и многие другие больные.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites