20-е апреля Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).



20-е апреля 2013г.
(07.04.2013 г. по ст.с.)

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).
Глас 4-й.


Прп. Георгия исп., митр. Мелетинского (после 820).
Мч. Каллиопия (304).
Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310).
Прп. Даниила Переяславского (1540).
Прп. Серапиона, архиеп. Новгородского.
Прп. Левкия Волоколамского.
Прп. Серапиона монаха Египетского.
Византийской иконы Божией Матери.



Литургия св. Иоанна Златоуста.
Евр., 322 зач., IX, 24–28. Мк., 35 зач., VIII, 27–31. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

Трапеза

На трапезе разрешается масло и вино. Мясо, молоко, яйца и рыбу не едим.



Богослужебные указания

Суббота 5-й седмицы. Суббота Ака́фиста. Похвала́ Пресвятой Богородицы.

Суббота 5-й седмицы называется субботой Акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.

Текст службы в субботу 5-й седмицы. Песнопения Триоди Постной


Утреня

Начинается с двупсалмия (псалмы 19, 20).
После шестопсалмия и мирной ектении поется Бог Господь медленно, особым распевом, и тропарь праздника Повеленное тайно

Стихословится 16-я кафизма (псалмы 109-117).
После малой ектении протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста Взбранной Воеводе и читается 1-я часть Акафиста.

Стихословится 17-я кафизма (118 псалом).
Малая ектения.
Читается 2-я часть Акафиста.

После 3-й песни канона и малой ектении читается 3-я часть Акафиста.

После 6-й песни канона и малой ектении читается 4-я часть Акафиста.

Поется великое славословие.
Утреня заканчивается по праздничному чину.


Часы

На всех часах - тропарь и кондак праздника.

Совершается Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Тропари по входе - тропарь праздника, Слава и ныне - кондак праздника.

Прокимен Богородицы - песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Причастен: Чашу спасения прииму и имя Господне призову.


Молитвы

Тропарь преподобного Даниила Переяславского
глас 3

От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив,/ выну повинуяся Богу,/ противяся же диаволу,/ над страстьмй греховными воцарился еси,/ тем сам храм Божий быв,/ и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув/ и собранное тобою в ней стадо Христово Богоугодно упасши,/ преставился еси к вечным обителем,/ отче Данииле,/ моли Триипостаснаго во едином Существе Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Даниила Переяславского
глас 8

Невечерняго Света пресветлое светило,/ жития чистотою просвещающее всех,/ явился еси, отче Данииле:/ образ бо и правило иноком был еси,/ сиротам нее отец и питатель вдовицам./ Сего ради и мы, чада твоя, вопием ти:/ радуйся, радосте и венче наш;/ радуйся, многое имый к Богу дерзновение;/ радуйся, граду нашему велие утверждение.



Службы

Постная Триодь. Суббота Акафиста
Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице




Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата: 20 Апреля 2013

Начало сумерек: 05:32
Восход Солнца: 06:12
Высшая точка: 13:29
Заход Солнца: 20:46
Окончание сумерек: 21:28
Долгота дня: 14:34
Восход Луны:14:12
Заход Луны: 03:51


Источник: http://redday.ru/sun/
© Redday.ru






СУББОТА АКАФИСТА(Акафистная суббота)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Суббо́та ака́фиста; также Похвала́ Пресвято́й Богоро́дицы — название праздника и чинопоследования Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста.
Празднование установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (авары в 626, персы — в 677, арабы — в 717 годах), совершённое, по мнению церкви, благодаря заступничеству Богородицы.


Со спасением Константинополя в 626 году от нашествия персов и варваров, в том числе и от скифов (под которыми могли подразумеваться и славяне) связано и происхождение кондака «Взбранной воеводе», который изначально являлся частью самого первого акафиста, написанного в честь Богородицы.[1] Этот акафист был впервые прочтён ночью в Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота, осаждавшего город в 860 году, который был уничтожен по преданию бурей, поднявшейся после того как в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы.[2]
Изначально празднование совершалось только в Константинополе в Влахернском храме, где хранились чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Позднее праздник был внесен в Студийский устав, а потом и в церковные богослужебные книги, став общим для Восточной церкви.[3] Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом Студитом.


Иконография


Главной темой иконы Похвалы Богородицы является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.[4]
Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.[5]








ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ


В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.
Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь, видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. Празднество сие установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная святым евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, на воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Песвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела радуйся. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и прочее. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.
Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.


По материалам книги С. Снессоревой
"Земная жизнь Пресвятой Богородицы
и описание святых чудотворных ее икон"




Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Припев.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Припев.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Припев.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Припев.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Припев.







СВЯТИТЕЛЬ ГЕОРГИЙ МИТИЛЕНСКИЙ, МИТРОПОЛИТ, ИСПОВЕДНИК
День памяти: Апрель 7


Преподобный Георгий, митрополит Митиленский, с юности вел монашеский образ жизни, совершенствуясь преимущественно в добродетели смиренномудрия. В царствование Льва Исаврянина (716 - 741) святой претерпел гонения от иконоборцев и получил именование Исповедника.

В годы царствования Константина Порфирородного (780 - 797) святой Георгий был возведен на архиерейскую кафедру города Митилена, расположенного на острове Лесбос. Жизнь святителя сияла целомудрием и чистотой и была подобна жизни Ангельской. Он имел дар чудотворения, изгонял нечистых духов и исцелял неизлечимые болезни. Святитель отличался милосердием, щедро помогал всем нуждающимся. В конце своей жизни в 815 году, во время царствования иконоборца Льва Армянина (813 - 820), святой архипастырь был изгнан и сослан в Херсонес, где и скончался после 820 года. В час его кончины над городом Митилена на небе воссияла яркая звезда.


ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, митрополита Митиленского,


Память 7 апреля (по ст.ст.)


С юных лет возлюбивши Христа, преподобный отец наш Георгий сделался монахом, вел подвижническую добродетельную жизнь и, как никто другой, усовершенствовался в смиренномудрии. В царствование Льва Исаврянина1 он соделался исповедником за Христа, претерпевши от иконоборцев гонение и притеснение. Затем в царствование православных Константина и Ирины2 он был возведен на архиерейскую кафедру в городе Митилене3, митрополии острова Лесбоса4. Святой Георгий был весьма милостив, щедрыми подаяниями питая алчущих. За свое великое воздержание он соделался другом ангелов и, отгоняя нечистых духов и врачуя неизлечимыя недуги, явил себя чудотворцем. Доживши до времени царствования императора Льва Армянина, возобновившего иконоборчество5, он снова, будучи уже глубоким старцем, претерпел гонение за святые иконы. Еще раньше правления императора Льва Армянина, возобновление иконоборства и изгнание святого Георгие, в Митилене были некоторыя знамение, предуказывавшие на скорое появление в Церкви Христовой смут и бедствий. Однажды в храме святой великомученицы Феодоры, что близ пристани, за вечерней во время всенародного пение "Кирие, елеисон" - Господи помилуй -стоявший на престоле святой крест внезапно и с сильным шумом какой-то невидимою силою был взят с своего места и вознесся кверху под потолок, а затем, склонивши свой верхний конец к низу, упал на землю. Народ, видевший это, был охвачен великим страхом и ужасом; поднявши вверх свои глаза и руки, все громогласно, в течение продолжительного времени, взывали: "Кирие, елеисон" и не желали выходить из церкви, так как ожидали, что остров Лесбос посетит какая-нибудь внезапная гибель. В то время в церкви находился преподобный Симеон вместе с своим младшим братом Георгием, который впоследствии в свое время наследовал престол первого Георгия6. Симеон, будучи прозорливцем, со слезами говорил народу:

- Братия, будет не так, как ожидаете вы. Бог не погубит окончательно этой страны, но на днях вступит на престол богоненавистный и богопротивный царь, который, ниспровергши на землю святые иконы, отнимет от церкви красоту ее.
По прошествии нескольких дней, в церковь и в алтарь вошел - дверь церкви случайно не была заперта - огромный и страшный вепрь, у которого уши и хвост были обрезаны и лег здесь на горнем месте. Заметивши это, церковные сторожа немедленно стали прогонять вепря, но безуспешно, так как он был свиреп и кидался на всех, пытавшихся выгнать его из алтаря, обращая их тем в бегство. После сего, принесши огромный кол, стали до крови бить животное в продолжении долгого времени и, обессилевши, с трудом смогли прогнать его. Узнав об этом, тот же блаженный Симеон сказал:

- Чада, поверьте, что этот вепрь знаменует имеющего, - по попущению Божию, - быть здесь епископа, который по жизни и нраву будет подобен свинье.

Всё это скоро и сбылось. Вышеупомянутой император Лев Армянин, вступивши на царский престол, предпринял гонение против церкви Божией и в то же время созвал в Константинополь многих епископов, склоняя их к принятию иконоборческой ереси. Преподобный отец наш Георгий, митрополит Митиленский, будучи также призван с прочими епископами, явил себя неустрашимым воином Христовым. В то время как многие одобряли царево неправоверие, он своей истинною премудростью посрамил царя, лжепатриарха Феодота, по прозванию Касситера7, и прочих единомысленных с ними еретиков, и некоторых из них довел до сознания их собственного заблуждения.

Царь и патриарх, не перенося его обличений, отправили его в изгнание в Херсонь8, а на его место поставили в Митилену митрополитом некоего еретика, который подобно луговому вепрю (кабану) опустошил и осквернил виноградник Христов: он попирал святые иконы, бессмысленно смущая словесных овец. Святой же Георгий, проживши в изгнании остальные дни своей жизни, по благодати Христовой совершил многие чудеса. При наступлении времени его преставления воссияла на небе пресветлая звезда, -провозвестница блаженной его кончины, - которая была видима и на Лесбосе. По этой звезде в Митилене было познано словесными овцами отшествие ко Господу их пастыря, святого Георгия.

Жизнь святого при его добрых делах являлась светом для мира. Блаженную же кончину его Бог прославил светлою звездой и после его кончины для прославления Своего угодника источил от его мощей чудесные целебные источники.

________________________________________________________________________

1 Лев Исаврянин царствовал с 717 по 741 г. Он происходил из класса зажиточных крестьян и настолько выделился своей военной службой при Юстиниане II, что в 717 г. при всеобщем одобрении был возведен на

императорский престол. Обратив внимание на церковные дела и, между прочим, на суеверие в иконопочитании он решился уничтожить последнее полицейскими мерами. Сначала он (726 г.) издал эдикт только против поклонение иконам, для чего приказал поставить их в церквах повыше, чтобы народ не лобызал их. В 730 г. был издан эдикт, повелевавший вынести иконы из храмов. Лев Исаврянин достиг того, что иконы временно были выведены из церковного употребления.

2 Император Константин V Копроним (741-775) преследовал иконопочитание с еще большею, чем его отец Лев Исаврянин, жестокостью. Он хотел торжественно уничтожить иконопочитание, как ересь и для того в 754 г. составил в Константинополе собор, который назван вселенским. На нем было 338 епископов, но ни одного патриарха. Здесь положено было, что иконопочитание идолопоклонство, что единственный образ Христа Спасителя - Евхаристия. Собор предал анафеме всех защитников иконопочитания и иконопочитателей, особенно св. Иоанна Дамаскина. Св. Ирина с 780 по 790 и 797 по 802 управляла за малолетством своего сына Константина Порфирородного. Она объявила себя за иконопочитание. В 787 г Ириной в Никее был созван второй Никейский и седьмой вселенский собор, под председательством патриарха Константинопольского Тарасия На соборе состоявшем из 367 отцов, было восставлено иконопочитание

3 Митилена, город на острове Лесбосе - (величайший в Эгейском море), близ древней Трои и Мизии (Малой Азии), имеет до 36000 жителей; остров горист, плодороден, богат лесом, хлебом, вином. К Турции присоединен в 1462 году, при Магомете

4 В древности особенно процветали города этого острова Крезос, Пирра, Митилена

5 Лев Армянин царствовал с 813-820 г.

6 В г. Митилене, на острове Лесбосе, митрополитами были два Георгия. Первый из них, о котором написано настоящее житие, претерпел изгнание в царствование Льва Армянина в 816 г., второй же Георгий брат Симеона прозорливца. Он был рукоположен в пресвитера первым Георгием, в царствование Константина и Ирины (в 762 г.), на престол же вступил в царствование императора Михаила Косноязычного (820-829 г.), который по воцарении даровал свободу православным. Сей второй Георгий был изгнан за православие иконоборческим императором Феофилом (829-848 г.); по смерти же Феофила блаженная царица Феодора (842-865 г.) со святейшим патриархом Константинопольским Мефодием утвердила православие и в 842 г. возвратила второго Георгия из изгнания; после богоугодной жизни он скончался мирно на своем престоле.

7 Феодот I Касситер управлял патриархиею с 815-821 г.

8 Херсон или Корсунь - греч. колония важнейший из городов Херсонеса Таврического, близ нынешнего Севастополя - место крещения великого князя Владимира.




МУЧЕНИК КАЛЛИОПИЙ
День памяти: Апрель 7



Святой мученик Каллиопий родился в Пергии Памфилийской от благочестивой женщины Феоклии, жены знатного сенатора. У Феоклии долгое время не было детей. Она горячо молилась о даровании ей ребенка, обещая посвятить его Богу.

Вскоре после рождения сына Феоклия овдовела. Она воспитала сына в христианской вере. Когда святой Каллиопий достиг юношеского возраста, начались жестокие гонения на христиан. Феоклия, узнав, что на ее сына поступил донос, отправила его в Киликию. Когда святой прибыл в Помпеополь Киликийский, в городе происходили празднества в честь языческих богов. Юношу пригласили принять участие в пиршествах. Он ответил отказом и объявил себя христианином. Об этом донесли правителю города Максиму. Тот призвал к себе на суд святого Каллиопия и сначала пытался уговорить его поклониться богам, обещая выдать за него свою дочь. После решительного отказа юноши Максим подверг его жестоким мукам. Он приказал бить мученика по спине оловянными прутьями и по животу воловьими жилами. Наконец, правитель велел привязать юношу к железному колесу и поджаривать на медленном огне. После истязаний мученика Каллиопия, еще живого, бросили в темницу.

Когда Феоклия получила известие о страданиях сына, она написала завещание, отпустила рабов на волю, раздала свое богатство нищим и поспешила к святому Каллиопию. Мужественная мать дала деньги стражам и проникла к сыну в темницу. Там она укрепляла его до конца переносить страдания за Христа.

Когда на следующий день святой на суде отказался отречься от Христа, Максим приказал распять мученика на кресте. День казни совпал с Великим четвергом, когда воспоминается Тайная Вечеря Спасителя с учениками.

Феоклия узнала об этом и умолила стражей распять сына вниз головой, так как считала его недостойным быть распятым подобно Господу. Желание ее было исполнено. Святой мученик провисел на кресте до Великой пятницы и скончался в 304 году, в день воспоминания Крестной смерти Спасителя.

По снятии мученика с креста Феоклия воздала славу Спасителю, обняла бездыханное тело сына и тут же предала свой дух Богу. Христиане погребли их тела в одной могиле.







МУЧЕНИК РУФИН ДИАКОН, МУЧЕНИЦА АКИЛИНА И С НИМИ 200 ВОИНОВ
День памяти: Апрель 7



Святой мученик Руфин диакон, мученица Акилина и с ними 200 воинов пострадали около 310 года в городе Синопе на Черном море при императоре Максимиане (305 - 311). Когда святой диакон Руфин был посажен в темницу за исповедание христианской веры, мученица Акилина заботилась о нем и за это была также взята под стражу. В темнице своими чудесами они обратили 200 воинов ко Христу и все вместе были усечены мечом.









ПРЕПОДОБНЫЙ ДАНИИЛ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ

День памяти: Апрель 7


Родители прп. Даниила - Константин и Фекла - уроженцы города Мценска Орловской области, служили у боярина Протасьева, и когда его перевели по службе в Переславль-Залесский Владимирской области, переехали с ним. У них было четверо детей: Герасим, Флор, Ксения и Димитрий, самый младший. Он родился около 1460 г., уже в Переславле-Залесском. Рос он кротким, вдумчивым ребенком и очень любил посещать Божий храм. Раз Протасьев читал перед ним житие прп. Симеона Столпника (V в.). Мальчик сильно задумался; он достал волосяную веревку и тайно обвязался ею в подражание подвигу преподобного. Веревка врезалась в его тело, и мальчик захирел. Родители ничего не понимали в его болезни. Случайно ночью сестра его Ксения обнаружила на его теле веревку. С трудом, со слезами и нежными упреками, родители сняли ее с его тела. "Дайте мне пострадать за грехи мои", - просил маленький подвижник своих родителей. "Но какие же у тебя, столь юного, грехи?" - возразили они ему. Наконец веревку удалось снять, и мальчик начал поправляться. После этого он начал учиться читать, очень полюбил чтение духовных книг; к учению он прилежал на редкость. Дальнейшее образование он получил в монастыре, где игуменом был их родственник, всеми чтимый старец Иона: его знал даже вел. князь Иоанн московский. Здесь загорелась во впечатлительной душе Димитрия любовь к иноческой жизни. Семнадцати лет он с братом своим Герасимом тайно ушел в Пафнутиев Боровский монастырь, куда его привлекал облик его преподобного основателя (память прп. Пафнутия 1 мая). Но в живых они его не застали.
Димитрия отдали под руководство строгому старцу Левкию (память его 17 авг.), который приучил его иноческому послушанию, - сам он окончил жизнь в отшельничестве. Обоих братьев скоро постригли. Димитрий получил имя Даниил. Но когда через 10 лет умер настоятель монастыря и монастырские братия захотели видеть Даниила на его месте, братья вернулись в Переславль. Здесь они нашли большие перемены: отец их умер, мать постриглась с именем Феодосия, сестра вышла замуж. Все три брата поступили в городской Горицкий монастырь. Здесь Герасим скончался в 1507 г., а Флор окончил свои дни в Троицком монастыре, который впоследствии основал прп. Даниил.

Прп. Даниил сначала был просфорником, потом его рукоположили в священный сан и назначили духовником братии. У него был благодатный дар окормлять души, и многие миряне обращались к нему за руководством. Согласно заповеди Господней, прп. Даниил любил принимать странников и бездомных. Если же кто из них умирал, прп. Даниил приносил его на своих плечах на общую братскую могилу для бедных, называвшуюся скудельницей, или Божиим домом. Там отпевал и поминал всегда при служении литургии, Место это хорошо было видно из монастыря: оно было расположено на горе и сильно заросло ягодником и можжевельником.

Среди странников, посещавших монастырь, был один, которого прп. Даниил почему-то особенно полюбил и всегда давал ему приют в своей келье. Никто не знал ни его имени, ни кто он и откуда, и сам он произносил только одно слово: "Дядюшка!" Однажды ночью, идя к утрене, преподобный в темноте на что-то наткнулся и, к ужасу своему, увидел, что это бездыханное, но еще теплое тело этого самого странника. Он похоронил его, как и других, на божедомье, но, похоронив, стал неожиданно сам для себя жалеть, что не положил тело его в монастыре около церкви, что не может его перенести в монастырь из общей могилы и что не узнал его имени. Часто выходил преподобный ночью из кельи и смотрел в ту сторону, где был виден ряд общих могил скудельницы. И не раз видел он, как оттуда исходит свет, точно от множества пылающих там свечей. Он говорил себе: "Сколько среди погребенных здесь угодников Божиих? Их недостоин весь мир, и мы, грешные, а их не только презирают, но и унижают: по отшествии их из мира их не погребают у святых церквей! Не совершают по ним и поминок, но Бог их не оставляет и еще более прославляет. Что бы такое устроить для них?"

И Бог внушил ему мысль устроить при скудельнице церковь, чтобы поминались в ней души там лежащих и прежде всего этого неведомого странника. Но он никому этого не открыл, решив так "Если это угодно Богу, Он сотворит по воле Своей". Не раз говорил ему иеромонах Никольского монастыря Нифонт, что он часто слышит на скудельницах колокольный звон. Однажды пришли в Горицкий монастырь три заволжских старца, они посоветовали прп. Даниилу отложить свое намерение на три года. "Если помысел твой не от Бога, - сказали они, - незаметно переменится твое настроение и мысль, тебя волнующая, мало-помалу исчезнет. Если желание твое внушено Господом и согласно с Его волей, в течение трех лет твоя мысль будет расти и разгораться сильнее огня и никогда не пропадет и не забудется. Днем и ночью она будет волновать твой дух, и ты узнаешь, что помысел твой от Господа, и Всесильный произведет его в дело по воле Своей..."
Прп. Даниил так и сделал. Через три года опальные бояре Челяднины, жившие невдалеке от Переславля, просили молитв прп. Даниила, чтобы вел. князь вернул им свою милость. Господь сотворил по молитве его. Вернувшись в Москву, они рассказали митрополиту и вел. князю о прп. Данииле, вызвали его, представили им, и преподобный получил "храмозданную грамоту", в которой было сказано, что новая церковь должна зависеть от него одного.

Но средств для созидания ее у него не было. Посещая скудельницы для избрания места церкви, он часто встречал родственников усопших, которые все рассказывали ему, что они видят на этом месте свет как бы от множества свечей, слыша г. звон и пение; все они давали ему деньги на поминовение своих родственников, так что у преподобного скорособралось достаточно средств для построения храма. Один священник посоветовал посвятить храм Всем Святым от века Богу угодившим. "Если среди усопших окажутся угодники Божий, - сказал он, - то и они причтутся к лику всех святых и будут заступниками и покровителями храма Божия!" "Да и тот безвестный странник, - подумал прп. Даниил, - который мне говорил дядюшка", если он воистину угодник Божий, со всеми святыми будет призываться в молитвах, а ведь он главный виновник того, что я стал размышлять о построении церкви. С тех пор как я положил его в скудельнице, необыкновенно разгорелось во мне желание создать храм на божедомье!" В то время престарелый купец Феодор, высланный из Новгорода еще при вел. князе Иоанне III, высказал желание, чтобы на скудельницах был устроен монастырь, где бы он и сам мог постричься.
К Феодору присоединилось много горожан и крестьян, главным образом престарелых и немощных. Таким образом и возник Троицкий Данилов монастырь. Считаясь с возрастом и немощью братии, прп. Даниил не давал им строгого устава и не налагал внешних подвигов, но настаивал на послушании, внутренней жизни и непрестанной молитве. Сам он настоятелем не был, жил в Горицах и лишь заботился о своей обители и руководил ею духовно. Много горя пришлось ему испытать из-за нее, так что одно время он даже хотел оставить Это дело, но мать его, монахиня Феодосия, ободрила его и уговорила продолжать свое начинание.

Благодать Божия не оставляла его. Часто говорили ему братия, что они видели новую церковь освещенной множеством свечей и в ней сонм священнослужителей, совершающих пение и каждение, так что весь монастырь наполнялся благоуханием.

Лучшим иноком Свято-Троицкого монастыря был прп. Герасим (память его 1 мая). Прп. Даниил имел дар руководить ко спасению. Так, был в его обители инок-немец, бывший в миру врачом; он страдал сильным унынием, потому что не верил, что душа его спасется, и, когда его пробовали ободрять и утешать, он сердился и плакал. Однажды прп. Даниил сказал этому брату: "Пусть тот, кто хочет избегнуть вечной смерти, имеет веру в Бога, и он не умрет никогда!" Брат рассердился и ответил: "Мы все подлежим смерти! Думаешь ли ты один избегнуть ее? Перестань глумиться надо мной!" Тогда прп. Даниил велел братии сказать ему: "Отчего ты ропщешь на отца? Он говорит правду тебе, что те, кто живет здесь по заповедям Божиим, не увидят смерти. Душа праведного, разлучась с телом, переходит со святыми в жизнь вечную, уготованную Богом любящим Его" (см. 1 Кор 2:9). Слова эти вернули мир душе этого брата.

В течение года прп. Даниил был настоятелем в Горицах, и своей кротостью и духовной силой он поднял монашеский дух среди братии и заставил их подчиняться его строгому уставу. Преемник его относился к нему как сын к отцу, ничего без его благословения не делал, и дух прп. Даниила сохранился в монастыре. Наконец, после сорока лет иноческой жизни, прп. Даниил стал по воле вел. князя Василия Иоанновича настоятелем Свято-Троицкого монастыря в сане архимандрита. Он был крестным отцом обоих сыновей вел. князя: Иоанна (будущего Грозного царя) и Георгия; по тогдашнему обычаю, он носил на руках малолетнего Иоанна на великом входе во время пения Херувимской.

Прп. Даниил был великим прозорливцем и чудотворцем. Раз во время голода он велел раздать все монастырские запасы - они не уменьшились. Раз брат, приготовлявший квас, положил в него слишком много муки, и квас вышел горький; тогда прп. Даниил велел прибавить в него столько воды, что все монастырские сосуды были наполнены. Получился не только необыкновенно вкусный квас, но и имевший чудодейственную силу, так что все больные, которым давали его пить, исцелялись. Протопопу Андрею прп. Даниил предсказал, что тот будет царским духовником. Это сбылось, а впоследствии Андрей (с нареченным именем Афанасий) стал митрополитом. Этот протопоп раз подвергся нападению разбойников, но, как только он призвал имя прп. Даниила, они разбежались. Раз в дороге разбойники напали на самого преподобного и его иноков, но по молитве святого иноки стали невидимы, и разбойники тщетно их искали. Когда же разбойников задержали, преподобный оставил им все, что они у него взяли. Один брат дерзнул подражать подвижнической жизни преподобного. Тотчас же на него напала толпа маленьких человеков, которых никто, кроме него, не мог видеть. Прп. Даниил окропил его святой водой, он заснул и проснулся исцеленным. Братия видели прп. Даниила ходящим по воде. С годами он так ослабел, что с трудом мог ходить и молился в церкви сидя, но непрестанной молитвы не оставлял. Даже когда от слабости он не мог говорить, он все время шевелил губами.

Перед самой кончиной он спросил: "Где эти дивные старцы?" - "О каких старцах говоришь ты, отец?" - спросили его братия. "Перед основанием этой святой обители пустынники посетили меня в Горицах, и теперь они пришли ко мне - разве вы не видите их?" - "Мы никого не видим, кроме твоих учеников, здесь стоящих!" - ответили братия. Старец замолк, причастился Святых Таин и тихо скончался.

После кончины своей прп. Даниил явился тяжко больной боярыне Евдокии Салтыковой и сказал ей: "Я - Даниил, игумен Переяславский, пришел принести тебе здравие!" Она исцелилась на его могиле. Глухой Автоном, гладильщик, молился на его могиле. Вдруг сильный удар грома испугал его. День был ясный, и на небе не было ни одного облачка. Когдаон пришел в себя от испуга, он был исцелен. Раз ночью расслабленный инок Иона услышал звон колоколов. Думая, что уже звонят к утрене, он пошел в церковь. Она была освещена. Но когда он до нее дошел, свет потух. Пономарь также уверял его, что он не начинал звона, но Иона был исцелен. В 1734 г. инок Паисий исцелился от глазной болезни, омыв глаза из колодца, выкопанного самим преподобным.

В 1552 г. один священник, бывший в войске, осаждавшем Казань, видел себя во сне в монашеском одеянии у ног прп. Даниила. Какие-то необычайные люди спросили его: "Что ты скажешь об этом человеке, одетом по-монашески, который имеет жену и детей?" - "Господь пощадит его", - ответил преподобный. Священник проснулся в сильной радости. Сон был настолько живой, что он невольно стал искать монашескую одежду. Над Казанью он увидел огненные столпы, поднимающиеся к небу. Он смотрел на это явление с одним раненым боярином и другими лицами, которые говорили: "Это должно быть знамением для христиан!" В это время другие лица, и в их числе царь, слышали в осажденном магометанском городе звон колоколов. Все они горячо молились Богу и Пресвятой Богородице и в числе святых призывали и прп. Даниила, крестного отца царя. Как известно, Казань была взята.

В 1652 г. после явления прп. Даниила послушнику Иоанну Даурову святые мощи его были открыты и найдены нетленными. Почивали они в монастырской церкви. Сам он тогда же был причислен к лику святых.

Чудес и исцелений от его святых мощей было множество. В монастыре хранилась его чудотворная икона, написанная исцеленным художником Димитрием, и находился выкопанный самим преподобным колодец. Вода в нем чудотворная. Богомольцы пили ее, омывались ею, и болящие получали исцеление от недугов своих.





ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАПИОН, АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ



Серапион I (+ 1516) родился в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству. По воле родителей вступил в брак, принял сан священства, но через год овдовел и принял пострижение в Дубенском Успенском монастыре. За добродетельную жизнь был избран игуменом обители и так много потрудился для нее, что впоследствии она стала называться его именем — Серапионовой пустынью.

Желая предаться более строгим подвигам, святой слагает с себя настоятельство и переходит в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. становится игуменом. Святой пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича, и известно, что по его ходатайству он помиловал троих осужденных на смертную казнь боярынь.

Присутствуя на Соборе (1504 г.), святитель горячо отстаивал церковные и монастырские имения, как средство благотворительности.

В 1506 году хиротонисан в архиепископа Новгородского. Во время большого пожара в Новгороде, в 1508 году, святитель своими слезными молитвами умолил Господа о его прекращении.

Когда преподобный Иосиф Волоцкий, теснимый волоколамским князем Федором Борисовичем, обратился с просьбою о защите к великому князю Василию III Иоанновичу и был принят с обителью в ведение митрополита и великого князя, Серапион подверг Иосифа церковному запрещению, так как он действовал самовольно, без разрешения своего архиепископа. Великий князь Василий принял запретительную грамоту архиепископа Серапиона за личное оскорбление и в 1509 году созвал собор, на котором Серапион был осужден, уволен от управления епархией и заточен в Московский Спасо-Андроников монастырь.

В оправдание свое архиепископ Серапион написал послание к митрополиту Симону, где смело защищал свое дело и доказывал несправедливость других правилами церкви. В 1511 году соборомсвятителей Серапион был освобожден из заточения и остаток дней своих провел в Сергиевой лавре.

Приняв схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 года. Нетленные мощи его были обретены 7 апреля 1517 г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате, у Троицкого собора, в Троице-Сергиевой лавре.

Господь прославил воего угодника даром чудотворения как при жизни, так и по смерти: однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который много лет ползал на ногах и руках, опираясь на деревяшки.

В 1608 г., во время осады лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.

Тропарь Серапиону, архиеп. Новгородскому

Твердый адамант воистинну, отче, показался еси, / во всем подобяся Владыце своему и Господу, / неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси, / темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори / и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, / чудесы всех обогащающее, / яко да и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, / любовию вопием ти: / о великий во святителех и дивный во страдальцех / пречестный архиерею, Серапионе отче наш, / моли о нас всеблагаго Бога, / да спасет души наша.





ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕВКИЙ ВОЛОКОЛАМСКИЙ




Преподобный Левкий Волоколамский был основателем Успенской пустыни на реке Рузе (пустынь находилась в 32-х верстах от г. Волоколамска и в 2-х верстах от села Середы-Стратилатского).

Преподобный Левкий был учеником преподобного Пафнутия Боровского (+1 мая 1477 г.) и спостником преподобного Иосифа Волоцкого (+9 сентября 1515 г.). Время основания преподобным Левкием пус­тыни может быть определено из данных жития преподобного Даниила Переяс­лав­ского (+7 апреля 1540 г.). Преподобный Даниил по вступлении в Боровский монастырь в 1466 году был поручен преподобным Пафнутием старцу Левкию как опытному в духовной жизни подвижнику. Через 10 лет, то есть в 1476 году, ста­рец и ученик удалились в Волоколамские пределы, где прожили вместе в осно­ванной пустыни еще два года. После этого преподобному Левкию было при основании пустыни 62 года. Устроив обитель, он прославился среди окрест­ного населения подвигами иноческой жизни. Преподобный Левкий скончался в глубокой старости (по преданию, 17 июля) в конце XV века. Он был погребен в основанной им пустыни.

В Иконописном подлиннике образ преподобного описывается под 17 июля: «Под­обием сед, брада подоле Сергиевы, власы не с ушей, схима на плечах, в руке лестовка, ризы монашеские». Память преподобного Левкия совершается также 14/27 декабря и 17/30 августа — в день святого мученика Левкия.




ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАПИОН ЕГИПЕТСКИЙ





Преподобный Серапион жил в V веке в Египте, назван Синдонитом, потому что носил лишь грубую льняную одежду, называемую синдоном. С самой юности преподобный жил, как птица небесная, не имея пристанища, и по несколько дней не ел, не имея на что купить хлеба. Нищему, дрожавшему от холода, он отдал свой синдон, оставшись полунагим. Один греческий философ, желая проверить нестяжательность преподобного, однажды дал преподобному золотую монету и стал наблюдать за ним. Святой пошел к хлебному торговцу, взял у него один хлеб, отдал торговцу золотую монету и удалился, не придавая значения стоимости монеты.

Святой Серапион особым путем многих приводил на путь спасения. Однажды он продал себя в рабство греческому актеру, которого хотел обратить ко Христу. Актер, пораженный примером святой жизни праведника, уверовал и крестился вместе со своей семьей. Он умолял святого Серапиона оставаться с ним уже не рабом, а наставником и другом, но преподобный удалился, не взяв предложенных ему денег. Отправляясь в Рим, святой Серапион сел на корабль, но ничего не заплатил корабельщикам. Вначале они стали укорять его за это, но, заметив, что старец уже пятый день ничего не ест, стали питать его ради Бога и тем самым исполнили заповедь Господню. В Риме преподобный продолжал странствовать, переходя из дома в дом, не имея ничего, собирая лишь богатство духовное для себя и для ближнего своего.








ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Византийская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Православной церкви. Празднование совершается 7 апреля и 1 мая (по юлианскому календарю).
По преданию икона была явлена 7 апреля 732 года. История её неизвестна, в Россию она была принесена из Рима и перед ней молился Пётр I в благодарность о победе в Полтавской битве.
Византийская икона относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена поколенно, на её правой руке изображён младенец Иисус. Его голова повёрнута от Богородицы вправо, правая рука благословляет, а левой он касается Богородицы. В руках Девы Марии, обнимающей Богомладенца, скипетр и держава. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами. Данная иконография, по мнению Н. П. Кондакова является влиянием на греческую живопись итальянского искусства и может быть датирована XVI веком. В русской иконописи царские регалии в руках Богородицы появляются на иконах с XVII века.
Гравированное изображение Византийской иконы, выполненное Г. П. Тепчегорским было включено в свод чудотворных икон, составленный в 1715—1716 годах. Известные клейма с изображением Византийской иконы на иконах конца XVIII века (например, «Явленные иконы Богородицы», конец XVIII — начало XIX века, Череповецкое музейное объ


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ






















Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Лидия Новикова »» | 19.04.2013 15:17
  
2

Похвала Божией Матери

Акафист Пресвятой Богородице (слушать или скачать бесплатно)
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

акафист Похвала Божией Матери

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ


Акафист — это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе…» и пр. Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Отныне будут ублажать Меня все роды.

(Лк. 1, 48)

Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.

На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «все роды»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что согласно этому предопределению с радостью приняла святая Вселенская Церковь.

Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст известной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его!» (Лк, 11, 28). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца.

После славного вознесения Господа на небо Божия Матерь является как избранное солнце посреди святых Апостолов. «Все они, — читаем в книге Деяний святых Апостолов, — единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса» (1, 14). Как видим, дееписатель выделяет Марию, только Ее из упомянутых жен называя по имени. Божия Матерь становится тем средоточием, куда святые Апостолы шли и перед выступлением на проповедь и куда возвращались после благовестнических путешествий. У Нее они получали и благословение на свои апостольские труды и с Ней же делились пережитыми радостями и скорбями. У той, которая бережно слагала и сохранила в Своем сердце все совершавшееся в земной жизни Спасителя (Лк. 2, 19). Проповедники Евангелия получали и напоминание божественных заповедей, и подкрепление в подвиге, и утешение в скорби. Как сосуд, в котором находилось благоухающее миро, продолжает благоухать и после, так, и тем более, Соделавшаяся сосудом Божества, Умащенная благоуханием Божественной благодати приближает к людям Своим присутствием, молитвой благодатное и спасительное присутствие и действие Того, Кто некогда обитал в Ней телесно, а ныне и всегда обитает в Ней, пребывает в Ней, пребывает с Ней духовно.

Уже на заре истории христианской Церкви верующие уразумели близость Пресвятой Девы к Богу, увидели и опытно ощутили силу Ее предстательства на небе и поэтому с первых времен прославляли Ее всечестное имя, призывали Ее в молитвах, просили помощи. И с тех пор Ее боголепная слава сияла, сияет и будет сиять. Никакие еретические мудрования не могли затмить Ее славы и никогда не смогут этого сделать, потому что слава Божией Матери — это дело Божие, это то, что установлено самим Божественным провидением. Сегодня мы не найдем ни одного православного храма, не встретим ни одной православной души, для которой Божия Матерь не была бы дорогой и родной. Она — наша вера, наше упование и радость, наша молитвенница и заступница.

Но, дорогие отцы, братья и сестры, ублажая Божию Матерь и спрашивая Ее милостей, нужно хорошо подумать и спросить себя: достойны ли мы прославлять Ее, достойны ли мы Ее любви? Ублажая Приснодеву, храним ли мы девство, целомудрие, чистоту? Прославляя глубокую в смирении, не останемся ли мы в гордости, не почтит ли нас червь самомнения, тщеславия, зависти? Ублажая в этом святом храме Божию Матерь и нашу Небесную Матерь, не поступаем ли мы противно дома? Не оскорбляют ли дети священных имен своих родителей непочтением к ним, невниманием, или, не дай Бог, дерзостью, грубостью? Исполняют ли сами родители должным образом свои обязанности к детям, к другим людям? Не заглушает ли волна страстей в нашем сердце славословия наших уст? По словам великого отца Церкви VI столетия святого Григория Богослова, как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери.

Будем же стараться быть всегда истинными православными христианами, достойными детьми Небесной Матери, и Божия Матерь всегда будет нашей верной Споспешницей и теплой о нас Молитвенницей.

«Радуйся… Мати Дево… всемирное чудо и слышание».

Аминь.

Похвала Пресвятой Богородице

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Примечание: Есть краткая молитва к Пресвятой Богородице, которую нам следует произносить возможно чаще.
Эта молитва: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU