РУКАМИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ ВАШИНГТОН ПЫТАЕТСЯ РАЗРУШИТЬ ЕДИНСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Сегодня уже вполне очевидно, что бытовавшие еще недавно как в России, так и в мире в целом надежды на позитивные изменения во внешней политике Вашингтона после прихода в Белый дом нового президента США Барака Обамы не оправдались. Несмотря на то, что на первой встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым глава американского Госдепартамента Хиллари Клинтон заявила, что новый президент США хочет направить отношения с Россией "в спокойные воды", судя по дальнейшим действиям Белого дома, заявленная Бараком Обамой их "перезагрузка" вновь поставлена под угрозу. Администрация президента США Барака Обамы не только продолжила принципиальную линию его предшественника Джорджа Буша во внешней политике на "сдерживание" России, но и значительно ее ужесточила.
При новом президенте США Бараке Обаме активизировалась и подрывная деятельность Вашингтона, направленная против России на религиозном направлении. Ва-шингтон прямо провозгласил, что его очередной стратегической задачей является расчленение Московского патриархата Русской православной церкви (РПЦ) как последней единой структуры исторической Руси.
Доминирование Русской православной церкви на постсоветском пространстве уже давно вызывает сильное раздражение у оппонентов России. Збигнев Бжезинский называет русское православие "врагом номер один" для США, поскольку государственная Российская православная церковь является одной из самых последовательных и влиятельных сил, отстаивающих реинтеграцию восточнославянских народов в единый государственный организм. Вашингтон, чрезвычайно озабоченный недавним объединением РПЦ с РПЦЗ (Русской православной церковью за границей), что объективно способствовало значительному росту российского влияния за рубежом, делает сегодня ставку на усиление противоречий внутри православия. Как и прежде, важная роль на этом направлении отводится Константинопольскому Патриарху Варфоломею, который занял откровенно раскольническую и антироссийскую позицию. Президент США Барак Обама в ходе своего визита в Турцию 7-го апреля 2009 года встретился и провел обстоятельную беседу с патриархом Варфоломеем, после чего тот сразу же заметно усилил челночную активность на православных канонических территориях и в церквях не только в Европе, но и по всему миру, склоняя их лидеров к официальному переходу на свою сторону.
Исторически сложилось, что главным инициатором большинства конфликтов в православном сообществе постоянно становился именно Константинопольский Патриархат, называемый, в соответствии с его местоположением, Фанар. Деструктивная политика Фанара реализуется на фоне спекуляций Константинопольского Патриархата на принадлежащем ему статусе "вселенского", совершенно необоснованно трактующемся им как якобы наделяющем его статусом главы Вселенского православия, дающем ему соответствующие полномочия контролировать все автокефальные церкви. Сегодня главным объектом притязаний константинопольского фанариота является возрождающаяся Русская православная церковь, ставшая самой многочисленной и могущественной Поместной церковью мира, с каждым годом возвращающая себе все прежде утерянные исторические и канонические позиции. Эта ситуация вызывает сильнейшее недовольство и сопротивление со стороны Константинопольского Патриархата. До падения Константинополя в 1453 году Константинопольский Патриархат дейсвительно играл первостепенную роль в установлении канонического и политического единства православного мира. Однако после захвата столицы Византии турками он перестал соответствовать статусу Вселенского. Правопреемницей миссии Византии стала Россия, в государственной и церковной политике которой в XV-XVI в.в. были осуществлены знаковые события: заключение брака между Великим князем Московским Иоанном III Рюриковичем и византийской принцессой Софией Палеолог в 1472 году, принятие византийской геральдики - двуглавого орла в качестве государственного герба, а византийского Георгия Победоносца - в качестве герба Московского; венчание на царство по образу византийских императоров Иоанна IV Грозного в 1547 году; и самое важное - установление Московского Патриаршества и первого Патриарха Московского Иова в 1589 году. Начиная с XVI века Российская империя стала де-факто геополитическим центром и оплотом Вселенского православия. Это напрямую отразилось и на всей ее военной стратегии, прежде всего на цикле русско-турецких войн, освободивших все православные страны Балкан от мусульманской Османской империи.
С момента падения Византии Фанар перестал быть самостоятельным церковно-политическим субъектом и вынужденно стал проводником чужих политических и религиозных интересов. Фанар в своё время оказывал полную поддержку политике турецких султанов. Дело дошло даже до совершения Патриархами Константинопольскими открытых молитв о победе турецкого султана над русской православной армией и издания отлучительных грамот против восстающих православных народов. В XX-XXI вв. Константинопольский Патриархат продолжает играть ту же самую роль, что и во времена Османской империи, но теперь им осуществляется самое тесное "взаимодействие" с США и Ватиканом.
Самостоятельное положение современного Константинопольского Патриархата в Турции весьма плачевно: в его ведении находится несколько православных епархий, а местная паства за полвека сократилась более чем в 30 раз и составляет около 2000 человек. Поэтому основной своей паствой Константинополь считает рассеянные по всему миру епархии вне его канонической территории. В связи с этим Фанар существует как субъект современной православной политики только при непосредственной поддержке и помощи стоящих за ним США. На протяжении нескольких последних десятилетий Ва-шингтон оказывает Фанару всяческую поддержку и помощь, обозначает новые сферы его непосредственной деятельности и влияния далеко за пределами Турции, используя Константинопольский Патриархат в своих внешнеполитических и геополитических экспансионистских целях. Когда правительство Турции собиралось принять решение о ликвидации Патриархата, США воспрепятствовали этому решению, и новый Патриарх Афинагор был доставлен в Стамбул на самолете американского президента Трумэна. В 1998 году в США был официально принят закон, на государственном уровне вменяющий Белому дому всегда выступать в защиту Константинопольского Патриархата. Весьма показательно, что современный Патриарх Константинопольский Варфоломей I (в миру Димитриос Архондонис), бывший в свое время турецким офицером и доктором богословия Папского Восточного института, до избрания Патриархом служил епископом именно в США с титулом митрополита Филадельфийского.
Конечной целью Фанара и стоящих за ним США является утверждение "вселенского патриархата" в качестве главы Вселенского православия, своего рода центра православного мира, контролирующего деятельность всех Поместных православных церквей. Кроме того, в настоящее время осуществляется проект по утверждению "вселенского" Константинопольского Патриархата единой и единственной Православной церковью Европейского союза со всеми вытекающими единовластными полномочиями. А затем, с помощью "европравославия", автокефальные церкви стран ЕС, и особенно находящиеся в них епархии Московского Патриархата, должны будут изолироваться от влияния Русской церкви.
Именно поэтому в качестве одного из условий вхождения Турции в ЕС Европейский союз требует признания турецкими властями "вселенского" статуса Константинопольского Патриарха, в то время как сами турки этот статус считают "спорным", а Патриарха признают лишь религиозным руководителем небольшого греческого национального меньшинства и именуют исключительно "фанарским греко-православным Патриархом". Естественным и единственным препятствием на пути узурпаторской политики Фанара и США, а также тесно взаимодействующего с ними Ватикана, стала Русская православная церковь. На протяжении десятилетий Константинопольский Патриархат проводит последовательную политику ослабления влияния Московского Патриархата, причем как в области ее канонической юрисдикции, так и за ее историческими пределами, совершая вторжения в её каноническую область.
Наиболее агрессивную политику Константинопольский патриархат проводит на Украине. Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет (Денисенко) в интервью киевскому изданию "Украинскiй тиждень" прямо заявил, что в 2008 году принимал участие вместе с главой секретариата президента Украины Виктором Балогой в переговорах в Стамбуле, где обсуждался вопрос о переходе УПЦ КП под управление Константинопольского Патриарха Варфоломея.
Одной из центральных идей, объединяющих "троицу" Вашингтон-Ватикан-Константинополь, является создание Единой православной поместной церкви на Украине (ЕППЦ). При этом каждая из сторон преследует свои собственные цели: США стремятся ослабить геополитическое положение России и вовлечь Украину в сферу своего влияния, в частности, принять её в НАТО; Ватикан рассчитывает на укрепление католицизма и позиций Греко-католической церкви на Украине; константинопольский фанариот Варфоломей надеется на получение своей доли "пирога" - перехода ЕППЦ под управление Константинопольского Патриархата. В настоящее время Патриарх Варфоломей - это главная фигура экуменической деятельности в православном мире, стремящаяся к объединению Православной и Католической Церквей под началом Римского Папы.
В ноябре 2007 года во время своего официального визита в Софию в интервью болгарскому телевидению он заявил: "Если мы с помощью Божьей придём к согласию с Католической Церковью в том, что касается значения термина "первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место, то, какое он занимал до раскола". Конфликтная ситуация сложилась между Константинопольским и Московским Патриархатами и в Западной Европе. Причиной спора стал вопрос о канонической юрисдикции западноевропейской архиепископии Русской православной церкви. Как известно, западноевропейская архиепископия была основана Святейшим Патриархом Тихоном в 1921 году в рамках Московской юрисдикции, но затем в 1931 году в связи с конкретными историческими обстоятельствами была переведена митрополитом Евлогием под юрисдикцию Фанара, причем переведена подчеркнуто вынужденно и временно, до "освобождения Русской Православной Церкви в Отечестве".
В 2003 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился со специальным Посланием ко всем православным западноевропейским приходам русской традиции с призывом вернуться в каноническую юрисдикцию через создание автономной западноевропейской Митрополии Московского Патриархата. Это предложение было одобрено большинством западноевропейских русских приходов, которые создали в целях его осуществления "Движение за Поместную Церковь русской традиции". Но Фанар, манипулируемый Вашингтоном, стал радикальным противником этого проекта: руководство западноевропейской архиепископии в лице Константинопольского архиепископа Гавриила де Вильдера Команского пытается всеми возможными, в том числе и неканоническими, способами оставить все русские приходы в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Похожая конфликтная ситуация возникла и в русских православных миссиях дальнего зарубежья - Японии, Китая, Кореи, Алеутских островов, Аляски, на "окормление" которых также начал претендовать Фанар. Показательно также, что в последнее время происходит постоянное принятие в юрисдикцию Константинопольского Патриархата различных раскольников, запрещенных в служении Русской Православной Церковью.
Таким образом, Константинопольский Патриархат пытается стать единым космополитическим центром всего православного мира. Для осуществления этой политики Фанар пользуется исторически принадлежавшим ему статусом "Вселенского Патриархата", который совершенно неканонично трактуется им как позволяющий претендовать на роль главы вселенского православия. Опираясь на поддержку США, Константинопольский Патриархат пытается пересмотреть границы исторически сложившихся канонических территорий различных Поместных Православных Церквей. Цель Фанара и его американских покровителей заключается в том, чтобы вытеснить РПЦ с ее канонической территории, сложившейся в период Российской империи и распространяющейся как на всю территорию "Исторической России", так и на православные русские миссии в дальнем Зарубежье. Духовная агрессия против Русской Церкви, которую американские стратеги хотели бы изолировать в искусственных границах современной Российской Федерации, идёт сегодня полным ходом.
Пользуясь зависимым положением Константинопольского Патриархата, Вашингтон принуждает его к беспрецедентному вмешательству во внутренние дела Русской православной церкви с целью ее максимального расчленения (следует отметить, что все эти действия не имеют и тени легитимности с православно-канонической точки зрения). Одновременно Соединенные Штаты развернули информационную войну против Русской православной церкви и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, провозгласив его своим врагом. Ему прямо инкриминируются вредные для США проекты, поскольку он возглавил борьбу за то, чтобы после "оранжевой революции" на Украине украинские православные приходы не стали переходить из-под юрисдикции Московского Патриархата к украинским православным иерархам или Патриархату Константинополя. Не нравится Вашингтону и то, что Патриарх Кирилл ведёт широкую кампанию за усиление роли православия в жизни россиян и ограничение деятельности в России миссионеров нетрадиционных религий, особенно католиков. Константинопольскому Патриарху Варфоломею, как наиболее уязвимому звену в цепи православных церквей, Вашингтоном отводится роль "троянского коня". Варфоломей, серьёзно обеспокоенный угрозой перехода церквей под омофор (управление) РПЦ, играет сегодня по правилам, которые ему диктуют Вашингтон и Ватикан. В частности, он пошёл на очередную уступку Ватикану на состоявшемся в конце 2008 года в Риме заседании католико-православной богословской комиссии и синоде епископов, выразив готовность обсуждать тему примата римского епископа (папы) в христианской церкви, что категорически не принимается другими православными церквями.
В качестве "разменной карты" США и Ватикан отводят Константинопольскому Патриархату роль лидера и надзирателя за Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской церквями, которые в настоящее время теряют прежние позиции на своих канонических территориях из-за усиливающегося давления со стороны ислама. США активно поощряют идею Ватикана по созданию системы "двухполюсного христианства" с центрами в Риме и Константинополе, что должно обеспечить Ватикану фактическое главенство в христианском мире, а США и Западу - эффективный механизм для проведения своей политики на православных территориях.
Со всей чёткостью стратегический союз Вашингтона, Ватикана и Константинополя обозначился именно на Украине. Подготовка к вступлению Украины в НАТО идет параллельно с бурной активизацией папской дипломатии и усилий Константинопольского Патриарха с целью отрыва православных украинцев от Русской православной церкви Московского Патриархата и последующего перевода их под главенство Римского Папы.
В начале ХХ века при Папе Пие Х Ватиканом была разработана идея "восточного обряда", о котором говорили, что это тот мост, по которому Рим войдет в Россию. "Восточный обряд" разрешал принимать в унию православное духовенство с оставлением его на занимаемых местах при православных храмах. Всё вполне согласовывалось с православными формами, и требовалось только одно - признание римского первосвященства. "Священный союз" Ватикана и Вашингтона скреплен законом США 1998 года, обязывающим американскую администрацию всегда поддерживать Константинопольский Патриархат. Последний, в свою очередь, выступает активным проводником американской политики "свободы и демократии" в православных странах. Как это выглядит - мы уже видели во время агрессии НАТО в Югославии, в ходе "цветных революций" на Украине и в Грузии, во время августовской агрессии Грузии против православной Южной Осетии.
Зиновий Ройбу, политический эксперт.