Великий Пост


Дорогие во Христе братия и сестры. Быстротекущее время поставило наши стопы перед вратами Великого поста. Великий пост – это особое время. Называется он «Великим» не просто так.

Во-первых, потому что это один из четырех многодневных постов, отличающийся наибольшей продолжительностью. Длится этот пост 40 дней в подражание посту Спасителя и к этим сорока дням прибавляется еще отдельно страстная седмица, где мы особо вспоминаем страдания Христа, когда читаются страстные Евангелия. Страсть с церковно-славянского языка означает – страдание. Как раз в это время вспоминаются евангельские события об этом последнем земном испытании, которые перенес за наше спасение и за наши грехи Господь наш Иисус Христос.

Второе – строгость этого поста. Строгость поста заключается в том, что, во-первых, вводится большое ограничение в посте телесном. В это время вкушается только пища растительного происхождения, а рыба вкушается всего 2 раза за все время Великого поста – это Вербное воскресение (Вход Господень во Иерусалим – 28 апреля) и Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля). Все остальное время, если брать строгие монастырские уставы, первые два дня вообще ничего не вкушается, а в остальные дни — пища чаще всего без растительного масла. Это, повторяю, по монастырским уставам, потому что не все миряне по этим уставам смогут жить, но, по крайней мере, в отношении рыбы пост надо постараться соблюсти.

Еще очень важное, почему этот пост называется «Великим» — в это время на нас лежит особая духовная ответственность за нашу жизнь, когда мы особо пристально всматриваемся и следим за нашим умом и сердцем. Потому что любой грех начинается с греховного помысла. Как говорит Сам Господь в Евангелии: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15, 19-20). И вот очищение от этих страстных стихий, которые живут в сердце каждого человека, является одной из целей Великого поста. Конечная цель для каждого человека — стяжать благодать Святаго Духа. Это обожение (соединение с Богом, спасение) невозможно без самоограничений, без так называемого аскетизма. Когда мы в целом удерживаемся от зла через пост, через молитву, а пост и молитва — это два крыла, которые нашу душу возводят на духовное небо к Богу. Где действительно, как говорит Господь, Царство Божие открывается внутри нас, оно там есть, мы его как бы раскрываем в себе и испытываем великую радость.

Очищаясь, наше сердце приобретает чистоту. О чем я говорю? К каждой из нашей добродетелей примешан какой-то яд греха. К любви, например, примешан яд сладострастия, т.е. наша гордость любую нашу добродетель острастит (сделает страстной). Происходит искажение добродетели. Гордость делает добродетель не только несовершенной, а даже грехом. И поэтому пост, очищая наше сердце, наш ум, делает добродетель в нас более совершенной. Любовь, очищаясь от страстности, чувственности, делает нас более жертвенными, когда сердце перестает ненавидеть того, кто рядом. Ведь даже в семье часто происходит вражда между мужем и женой, непонимание между детьми и родителями, озлобленность, осуждение, раздражение, лень и т.д.
Мы стараемся в это время не осуждать никого. Все мы очень много осуждаем. Это тоже одна из главных наших страстей наряду с гордостью. С ней особенно призываю бороться во время поста.

Постом очищается наш ум, и мы более глубоко начинаем познавать духовную реальность. Когда мы читаем Евангелие, мы более глубоко познаем смысл (часто сокровенный для нас) Евангельского учения, и он становится для нас притягательным. Ум становится более простым, потому что без любви он делает человека хитрым. И многие-многие добродетели становятся для нас доступными, и многое в нас преображается.

Постясь и принося наш посильный подвиг ради Христа, мы приобретаем очень
важное свойство. Через воздержание учимся терпению, постоянству, и это тоже очень важно, потому что этих качеств часто нам так не хватает. Человек — существо изменчивое и греховность в нас эту изменчивость увеличивает. А когда мы стараемся быть постоянными в молитве, воздержании, в чутком, внимательном взгляде на себя, вниманию к своему сердцу, мы приобретаем это очень важное свойство, которое называется духовным постоянством.
Все это служит нашему духовному преображению и встрече той радости, которая открывается нам в воскресшем Спасителе. Потому что свидетельство о Воскресении может быть воспринято нами духовно глубоко только тогда, когда мы сами приобщимся, хотя бы немного, к тем страданиям, которые претерпел Христос за наше спасение.
Он потерпел смерть за наши грехи, но и нам, грешным, необходимо тоже в этом смысле немного потерпеть, пострадать, потому что борьба с грехами приближает нас к познанию Бога и очищению нашего сердца. Мы становимся ближе к Богу, а через Него открывается подлинная, настоящая любовь к ближним.

Еще раз хочу сказать, чтобы вы помнили — цель поста — это удержание от всякого рода зла. Все возможные ограничения не должны сводиться только к гастрономическому пищевому ограничению. Нужно и сердце и ум воздерживать от злых помыслов. Язык удерживать от злых, раздражительных, гневных, пустых слов, не смотреть бесконечные сериалы, лучше бы вообще выключать телевизор, чтобы больше времени было на чтение, потому что современные люди фактически перестают читать. А ведь мы много чего не знаем, даже те люди, которые считают себя церковными, очень мало знают о том, что называется духовной жизнью.

Поэтому есть такая традиция: Великим постом в первую седмицу вычитывать всю Псалтирь, лучше с толкованиями, а в последнюю – страстную, прочитывать все 4 Евангелия.

Еще в первые четыре дня первой седмицы великого поста будет читаться канон Андрея Критского. Это покаянный канон, он читается 1 раз вы году и помогает настроится православному христианина на покаяние перед Богом. В нем даются прекрасные образы Ветхозаветного и Новозаветного покаяния.

Что такое покаяние? Это изменение сердца. Если наше сердце действительно этим озабоченно, то и этот канон даст очень хороший настрой на поприще последующего времени Великого поста.

Постом нужно как можно больше стараться исповедоваться и причащаться. Известен такой духовный закон: если мы только постимся телом, но не постимся духом, то война со злом в нашей душе усиливается и это любой внимательный человек может заметить. Поэтому с началом поста некоторые начинают устраивать себе разгрузочные дни: начинают худеть и говорят: «как прекрасно пощусь», забывая о том, что совершенно не для этого существует пост. И когда человек начинает так поститься с ним начинает происходить что-то неладное, он становится раздражительным, на него находит такое состояние, когда он начинает пустословить, празднословить и остановиться не может. Страстная наша стихия начинает бурлить и клокотать . Поэтому нужно это время стараться проводить в молитве, в чтении Слова Божьего, обязательно ходить в храм и чаще исповедоваться. Если человек будет внимательно следить за собой, он увидит за собой множество грехов. В них и нужно исповедоваться, чтобы Господь Своей благодатью очистил нас от этого. Каждую неделю нужно стараться причащаться.

В Великий пост совершаются особенные, прекрасные богослужения. Литургия преждеосвященных даров совершается в среду и пятницу, а иногда и в другие будние дни, она тоже имеет особый строй. На службах очень много чтения. Там в основном слова покаяния. Исключение — воскресные дни, потому что мы всегда славим Воскресение Христа, это торжество. Поэтому это особые дни. А во все прочие — богослужебный строй меняется. Меняются одежды — облачение становится темного цвета. Все настраивается на покаяние. Это особенное время, когда сердце посещает умиление и сокрушение в своих грехах и тогда мы действительно приобретаем силу оставить грех. Многие Великим постом оставляют какие-то грехи, с которыми они очень долго боролись и не могли их победить. Это самое лучшее время, лучшего времени не будет. И Господь это время нам дает.

Но и конечно нужно помнить о том, что это пост великой солидарности всех православных христиан. Нужно понимать, что мы — Тело Христово. Пост это не отдельный подвиг отдельного человека. Мы постимся, ради очищения своего сердца. Поэтому Великим постом поститься легче, чем если бы мы взяли на себя пост в другое время, это будет гораздо сложней. А постом всегда поститься легче в силу его благодатного установления Церковью. Поэтому есть такие слова: «се ныне время благоприятное».

Это мы делаем ради Христа и ради стяжания самого главного свойства, о котором всегда нужно помнить – смирение. Смирение – самое главное качество души. Господь говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф., 11, 28-30).

Смирение приводит нас к одному очень простому выводу — мы своими силами не в состоянии победить наши духовные страсти. Тогда человек начинает ощущать свою немощь, свое бессилие. И в это время приходит благодатная помощь Божия.

И вот насколько мы больше сознаемся в своем бессилии, настолько больше привлечется к нам Божественная благодать. Это осознание своей духовной нищеты. Вот пост помогает нам осознать ее и только на ней, как на фундаменте, рождается возможность преображения человека.

Епископ Выксунский и Павловский Варнава

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Вася В. »» | 23.03.2013 00:25
  
3
Нагорная проповедь


Нагорная проповедь. Часть 2.


Нагорная проповедь. Часть 3..avi


Пасха и Исход евреев из Египта.


Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites