Сщмчч. в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Евферия, Елпидия и Агафодора (IV).
Прп. Павла Препростого (IV).
Свт. Павла исп., еп. Плусиадского (IX).
Прп. Емилиана Италийского, в миру Викторина.
Свтт. Нестора и Аркадия, епп. Тримифусских ( Греч. ).
Прп. Лаврентия, основателя обители Б.М. в Саламине ( Греч. ).
Св.Емилиана (в миру Викторин) Италийский ( Кельт. и Брит. ).
Св.Хильделид, игумении из Баркинга ( Кельт. и Брит. ).
Сщмч. Николая пресвитера (1930). Прмч. Нила, прмцц. Матроны, Марии, Евдокии, Екатерины, Антонины, Надежды, Ксении и Анны (1938).
Иконы Божией Матери "Споручница грешных", в Корце (Ровенск. обл.) (1622) в Одрине (Орловск. обл.) (1843) и в Москве (1848)
Литургия Преждеосвященных Даров.
На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.
Трапеза
Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.
Богослужебные указания
Среда 1-й седмицы. Сщмчч. Васи́лия, Ефре́ма, Капи́тона, Евге́ния, Ефе́рия и других, в Херсо́не епи́скопствовавших.
Иконы Божией Матери, именуемой «Спору́чница грешных».
Литургия Преждеосвященных Даров.
Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 5 марта.
СВЯТЫЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ ВАСИЛИЙ, ЕФРЕМ, ЕВГЕНИЙ, ЕЛПИДИЙ, АГАФОДОР, ЕФЕРИЙ И КАПИТОН
День памяти: Март 7
Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом. Еще задолго до Крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным (+ 62; память 30 ноября). Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98 - 117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский (+ 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе.
В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В царствование Диоклитиана (284 - 305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский Патриарх Ермон (303 - 313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины - 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий - сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он - грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь Всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились.
Вскоре, по повелению императора Максимиана Галерия (305 - 311), гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.
Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника - епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника - беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (306 - 337; память 21 мая) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.
Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта. На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325).
Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками, 7 марта.
Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. С IX века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V - XIV векам. В 987 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.
ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ ПРЕПРОСТЫЙ
Дни памяти: Март 7, Октябрь 4
Преподобный Павел Препростый жил в IV веке. Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому (память 17 января). Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.
За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: "Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими".
СВЯТИТЕЛЬ ПАВЕЛ ПРУСИАДСКИЙ, ЕПИСКОП, ИСПОВЕДНИК
День памяти: 7 марта
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского
Память преподобного Павла исповедника
Память 7 марта (по ст.ст.)
Святой Павел был епископом города Плусиады1 в то время, когда возникла в церкви ересь иконоборцев. Видя, как противники святых икон неистовствуют против веры Христовой, как они извращают установления святых Апостолов, какое пренебрежение оказывают честным иконам, какие хулы произносят на них, преподобный выступил против них, как победоносный воин Божий, и, как стрелами, поражал их словами Божественных Писаний. За это он претерпел преследование, изгнание и всякие напасти в жизни. Среди таких доблестных подвигов он и предал с миром дух свой Господу и переселился в горнее, столь возлюбленное им, Царство2.
1 Город Плусиада, до VII века Прусиас, основанный Аннибалом, находался в Вифинии, римской провинции, расположенной в северо-западной части Малой Азии.
2 Преподобный Павел скончался около 860 года.
Повесть о затворнике, которому Бог открыл об участи, принимающих милостыню
Некоторый затворник весьма славился в монастыре своем, так как проводил с юности святую жизнь. Отрекшись от всех удовольствий мирских, он заключил себя в тесной келлии и служил Богу, умерщвляя тело свое постом и всенощным бдением, молясь Владыке всего о себе и о всем мире и упражняясь умом своим в богомыслии. В определенное время он принимал небольшое количество пищи из рук служителя монастырского; а из того, что посылал Бог через христиан братии монастырской - золота, серебра, пищи и вина - он ничего никогда не брал себе.
Было ему однажды такое видение о принимающих милостыню: однажды начальник города пришел в тот монастырь, чтобы сотворить милостыню, и давал всем по сребренику1. Подходит он и к затворнику, неся с собою златницу2, и упрашивает его взять ее; устыдившись сего честного мужа, старец взял златницу, и положил ее себе в карман.
Вечером, совершив свое обычное правило, старец лег на рогоже3, намереваясь немного уснуть. И вот ему показалось, что он находится с остальною братиею того монастыря на пространном поле; все поле то было наполнено тернием, и некоторый юноша (это был Ангел Господень) говорил монахам монастыря того:
- Жните терние.
Подошел этот юноша и к нему (затворнику) и сказал ему:
- Подпояшься и жни терние.
Когда же затворник начал отказываться, Ангел сказал:
- У тебя не должно быть никаких отговорок, потому что ты вчера нанялся с прочими монахами, взявшими у того христолюбца по сребренику; ты взял златницу и потому ты должен трудиться более других, пожиная терние, как принявший большую плату. Терние же, которое ты видишь, это - дела того человека, у которого вы вчера приняли милостыню; итак приступи и жни с прочими.
Проснувшись и размышляя о виденном, затворник весьма опечалился и тотчас послал за человеком, давшим ему милостыню, и упрашивал его взять свою златницу. Христолюбец же тот не хотел брать ее обратно и сказал затворнику:
- Оставь ее у себя, отче, или отдай ее, кому хочешь.
Тогда старец сказал ему:
- Я не хочу пожинать терние чужих грехов, не будучи в силах избавиться и от своего греховного терния.
Затем он выбросил ту златницу из келлии своей и затворил окно.
Узнав причину непринятие милостыни своей старцем, муж тот стал заботиться об исправлении своей жизни и начал творить многую милостыню нищим и убогим, помня, что, по Писанию, милостынею и верою очищаются грехи4.
1 Сребреник - серебряная монета, имевшая в разное время различную ценность. Сребреник времен Спасителя равнялся приблизительно 80 коп.
2 Златница - вообще золотая монета неопределенной ценности.
3 Постелью древних пустынников и подвижников обыкновенно служила рогожа, делавшаяся чаще всего из тростника.
4 Лк. 11:41; Тов.12:9; Сир.3:30.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕМИЛИАН ИТАЛИЙСКИЙ
День памяти: Март 7
Преподобный Емилиан Италийский (в мире Викторин) был родом римлянин, до старости вел греховную жизнь. Наконец, раскаявшись, он удалился в монастырь, принял монашество с именем Емилиан и остаток дней своих смиренно служил Богу, удивляя братию своим безропотным послушанием и суровым постничеством. Монахи заметили, что по ночам Емилиан тайно посещает пещеру, расположенную недалеко от монастыря. Однажды игумен проследил за ним и застал преподобного Емилиана в пещере, молящегося в сокрушенных слезах, озаренного неземным светом, и услышал Глас свыше: "Емилиан, отпускаются тебе грехи твои".
Глубоко тронутый всем происшедшим, игумен после утреннего богослужения просил старца рассказать братии свою тайну, и святой поведал всем о великом к нему Божием милосердии. Тогда игумен пояснил братии: "Господь и в молчании мог бы простить ему грехи, но ради всех нас Он открыл Свою милость явлением света и голоса, чтобы все мы видели Его благость и милость к искренне кающимся грешникам".
Преподобный Емилиан провел остаток жизни в духовной радости и мирно отошел ко Господу.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ"
Дни памяти: Март 7, Май 29
Обретение первоначального чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных» произошло в 1843 году в Никольском Одрине монастыре Орловской губернии (Брянская обл., Карачевский р-н). Название иконы происходит от сохранившейся на ней надписи: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». По обстоятельствам события явления иконы не могло сохраниться свидетельств о ее происхождении. Древний образ Богоматери «Споручница грешных» из-за своей ветхости долгое время хранился в старой часовне у монастырских врат, где не пользовался должным почитанием. О благодатной силе святой иконы было открыто в сновидении благочестивым местным жителям, и первым чудом предстательства Божией Матери было исцеление от страшных припадков малолетнего сына купца Почепина. После этого совершились и другие чудеса, послужившие прославлению образа. Икона стала почитаться чудотворной, и ее торжественно перенесли в монастырскую церковь.
В 1847-1848 годах в Орловской губернии разразилась эпидемия холеры, к иконе «Споручница грешных» стали стекаться не только здоровые, но и больные, и, несмотря на заразную болезнь, никто из приходивших не умирал. Тогда жители пожелали принести икону в город, и холера в Орле прекратилась. Последующие за этими событиями многочисленные исцеления безнадежно больных, происшедшие заступничеством Богоматери, сподвигли построить в монастыре в честь чудотворного образа большой трехпрестольный храм.
Одринский образ находился в обители вплоть до Великой Отечественной войны. В годы оккупации святыню удалось вовремя унести, и с тех пор началось ее странствование. Тридцать лет икона переходила из рук в руки, пока не очутилась на Украине. Вернул ее в стены родной обители схимонах Макарий, который собрал средства подаянием и выкупил икону у частного владельца. 24 октября 1996 года чудотворный образ «Споручницы грешных» занял свое прежнее место в церкви монастыря.
Образ «Споручницы грешных» является одним из самых любимых и почитаемых на Руси чудотворных образов Богоматери, поскольку само название иконы служит выражением безграничной любви Пресвятой Богородицы к грешному роду человеческому. «Споручница грешных» выступает несомненной Предстательницей, Поручительницей между кающимся человеком и Господом Иисусом Христом.
Празднование иконе установлено 7 / 20 марта, 29 мая (11 июня по ст. ст.) и в четверг 1-й седмицы Пятидесятницы.
Сокровенный смысл, заложенный в иконе Божией Матери «Споручницы грешных» отражает самую суть небесного служения Пресвятой Богородицы - как Заступницы и Ходатаицы за род человеческий. Иконография образа отражает это горнее местопребывание Пресвятой Девы. Как правило, на иконах «Споручницы грешных» фигуры или лики Богоматери и Богомладенца обрамлены двеннадцатью звездами по шесть с той и другой стороны.
Сама Богородица изображена на иконе по пояс. Левой рукой Она обнимает Спасителя, а правую простирает к Нему с просьбой о помощи. Младенец Иисус отвечает на моление Матери характерным жестом: Он обеими руками берет Ее руку так, что в Его правой руке оказывается большой палец Богородицы, а в левой - малый и следующий за ним один из средних пальцев. Этим жестом согласия Сын Божий заверяет Пресвятую Богородицу, что всегда будет внимать Ее мольбам за грешников.
На головах Богоматери и Христа изображены золотые короны, убранные жемчугом и драгоценными камнями, что свидетельствует о южно-русском происхождении образа. На четырех углах иконы изображены свитки со словами, указывающими верный путь к вечной радости. Два свитка, находящихся в верхней половине образа, гласят: «Аз споручница грешных к моему Сыну» и «Сей дал мне за них руце слышати мя выну», в свитках нижней половины иконы содержится само откровение: «Да и тии иже радость выну мне приносят» - «Радоватися вечне чрез меня испросят».
Существует предположение, что словесным первообразом иконы Божией Матери «Споручница грешных» являются слова из акафиста Покрову Пресвятой Богородицы, любимому русскому богородичному празднику: «Радуйся, руце твои в поручение о нас Богу приносящая».
Икона Богоматери «Споручницы грешных» имеет два чтимых списка, прославленных чудотворениями. Один из них происходит из храма святителя Николая в Хамовниках, где в честь него был устроен особый придел. Этот образ был создан в 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула и находился сначала в его доме, где вскоре прославился виденным от него по ночам светом, истечением мира и многими чудотворениями.
Второй список, также XIX века, пребывал в Пронской Спасской пустыни Рязанской епархии. С той иконы в свою очередь был сделан список, во время создания которого насельник обители иеромонах Филарет (Пряхин) усердно молился, чтобы копия не только полностью соответствовала оригиналу в художественном отношении, но и просил сошествия на нее благодати Божией. С этим образом Божией Матери по благословению игумена отец Филарет ходил по Рязанской губернии крестными ходами. Было засвидетельствовано множество чудес по молитвам перед иконой.
С началом лихолетья и закрытием Пронской Спасской обители в 1919 году икона пронской Божией Матери «Споручницы грешных» по чудесному видению одной благочестивой женщины была перенесена последней в церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в селе Срезневе Шиловского района. В этом храме образ пребывает и поныне. Несомненно, благодаря заступничеству Царицы Небесной Казанская церковь не закрывалась в годы безбожия. Неоднократно прихожане созерцали чудотворный образ над храмом в лучах солнца, сияющий неземными красками.
18 сентября 2005 г. в Казанский храм крестным ходом был принесен список с прославленного образа, написанный по видению исцеленного офицера Александра Мешкова. В то время как иконописец писал эту икону, как и в начале прошлого века, многие молились, чтобы благодать Божия осенила этот образ. Известны и пророческие слова о нем схимонахини Мариамны, долгое время служившей в срезневском храме: «Эта икона будет непростая. Из разных уголков России и из-за рубежа устремляются в село Срезнево многочисленные паломники. Заступница Небесная зовет к себе всех, кто чает исправления своей жизни, кто устал от греха как от самого тяжкого, изнуряющего недуга».
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее "Споручница грешных"
глас 4
Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее "Споручница грешных"
глас 3
Тебе, милосердия источнику присно текущему/ и Споручнице грешных, недостойный раби Твой, Богородице,/ припадающе, скорбяще, вопием Ти:/ спасай нас от бед, Владычице,/ и матерним Твоим ходатайством испроси всем нам вечное спасение.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее "Споручница грешных"
глас 1
Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный.
Молитва Божией Матери
О Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение притекающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия, но имам многии образы прежде мене прогневавших Его благоутробие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моей представляя и на толикое Божие милосердие, онех приемшее, взирая, дерзнух и аз, грешный, прибегнути с покаянием ко Твоему благоутробию. О Всемилостивая Владычице, да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твой, есть воистинну Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй комуждо по делом его. Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский, и Споручницу покаяния. Воистину бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда и, Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть. Того ради молю Твою неисчетную благость: отверзи двери милосердия Твоего мне, заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене, сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене, окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моей; яко да и аз со всеми, получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.