Новая храмовая архитектура: между традицией и новаторством

Москва, 25 февраля, Благовест-инфо. Круглый стол «Храмовая архитектура: поиск нового образа» состоялся 21 февраля в недавно возведенном храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Федеральном научно-клиническом центре гематологии, онкологии и иммунологии. Гостей и коллег принимал архитектор Андрей Анисимов – руководитель Товарищества реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова». Круглый стол стал продолжением большой дискуссии, начавшейся пару месяцев назад в связи с выходом первого номера журнала «Храмоздатель».

Инициатор и модератор круглого стола, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин начал с того, что современная храмовая архитектура находится в поиске нового образа, обусловленном, с одной стороны, «здоровым образом понимаемым консерватизмом», а с другой – новаторством, которое богословски должно быть укоренено в словах Христа «Се творю все новое» (Откр., 21-5). Задача подобных дискуссий состоит в совместном осмыслении новых архитектурных опытов, в поиске вариантов ответов на те вопросы, которые ставит современная православная жизнь.


Председатель Комиссии Союза архитекторов России по культовым зданиям Михаил Кеслер представил программный доклад, в котором проанализировал тенденции современного церковного зодчества. Он констатировал, что при возведении храмов доминирует традиционный подход, иногда прослеживаются попытки внести что-то новое в рамках канонической традиции, но «подлинно модернистских решений в практике реального храмоздательства на территории России пока нет». Далее, рассмотрев различные мнения (иерархов, священнослужителей РПЦ, мирян-специалистов) относительно традиции и необходимости нововведений, М.Кеслер заявил, что не обнаружил аргументированных доводов в пользу радикальных изменений в архитектуре православных храмов. Он выразил опасение, что вслед за новациями в зодчестве могут последовать нежелательные изменения всей церковной традиции. В качестве примера подобной трансформации докладчик сослался на католический опыт: «Стоит нам поддаться желанию быть современными, и мы скатимся в пропасть изменения всего строя церковной жизни, что гибельно и доказано опытом Католической Церкви, испытавшей на себе последствия решений II Ватиканского Собора».

«Выход надо искать не в отрыве от прошлого, а в его талантливом переосмыслении. А если таланта не хватит, то лучше уж будет повторение испытанного прошлого, чем бесталанное выдумывание нового», -- продолжил М.Кеслер. Вектор архитектурного поиска он видит в «деликатном балансе между стилизованными средневековыми формами и новыми»: «Приветствуется простота и чистота форм, но без излишней строгости или сухости, сдержанность и величие, возвышенность и скромность при непременном условии благолепия и красоты». В новых храмовых формах должна найти отражение «разумная защитная реакция» Церкви, «противопоставляющей себя миру зла» и не стремящейся «идти в ногу с обезумевшим миром».


Чтобы новые храмы получались «не подражательными, а традиционными и современными одновременно», необходимо соблюдение нескольких условий. Помимо профессионализма, вкуса и воцерковленности самих зодчих, необходима архитектурная осведомленность и со стороны заказчиков. Но главное, по словам М.Кеслера, -- поиски в области храмовой архитектуры должны «иметь поддержку со стороны полноты Церкви». Развивая эту мысль, он предложил обратиться к Патриарху Кириллу с просьбой о создании специального органа, занимающегося вопросами храмоздательства.

С этих позиций М.Кеслер не одобрил и оценил как «натужные и надуманные» проекты православных храмов, представленные на встрече молодыми архитекторами Даниилом Макаровым и Иваном Земляковым – создателями творческого объединения «Квадратура круга» и членами команды А.Анисимова. Последний отметил, что сам бы не стал создавать подобные храмы, но для него крайне значимо, что его молодые коллеги, «основываясь на понимании традиции, делают шаг к новому». Д.Макаров и И.Земляков вынесли на суд коллег проекты храма с зеркальным фасадом, подводного храма для дайверов, деревенского храма со спиралевидным навершием и другие работы. Каждому из проектов сопутствовал видеоряд, показывающий, на какие древние образцы опирались молодые новаторы. Они подчеркнули, что ищут «именно образ, а не функцию», пытаясь соединить «незыблемую литургическую часть» и культурный контекст, используя разные материалы и фактуры.


Обсуждение продемонстрированных проектов показало, что у такого нового храмового зодчества сторонников немного. Искусствовед Ирина Языкова и художник Лилия Ратнер даже сочли необходимым «защитить» молодых архитекторов. «В работах этих ребят не чувствуется болезненный разрыв традиции, потому что они – уже поколение восстановленной традиции. Зная и уважая традицию, они идут дальше», -- горячо убеждала собравшихся И.Языкова.

С искусствоведом согласился протоиерей Андрей Юревич. Будучи практикующим архитектором, он также поддержал стремление молодых архитекторов искать новые формы, опираясь на традицию. По его словам, то же ощущают священники-архитекторы (он сам, о.Константин Камышанов), которые уже отдали дань традиционным формам и не просто их «отработали», но «промолили для себя» эти вопросы. Призывая избегать ярлыков «модернисты, авангардисты», о.Андрей предложил сосредоточиться на разработке богословия современного храма. Эта новая концепция должна учитывать и новые потребности верующих, и современный изобразительный язык. «Бог – это вечное творчество, постоянная новизна, движение вперед», -- отметил священник.


Завкафедрой иконописи ПСТГУ Екатерина Шико решила, по ее шутливому выражению, «напугать» любителей новизны. Она утверждала: «То, что делают эти ребята (И.Земляков и Д.Макаров – ред.), – это уже прошлый век». По ее словам, в Католической Церкви путь новаторских архитектурных затей уже пройден 50 лет назад и привел он к очевидному тупику: в новых конструктивистских храмах из стекла и бетона никто не молится, они ветшают или приспосабливаются под спортзалы и склады. Продемонстрировав в подтверждение своих слов унылый видеоряд, Е.Шико, со своей стороны, повторила тезисы М.Кеслера о том, что причиной всему – II Ватиканский собор: «Церковь открылась миру – и из нее все ушли». Чем дальше от традиции, тем дальше и от веры – такую зависимость видит в развитии церковной архитектуры преподаватель ПСТГУ. «Наивно думать, что можно исказить форму, изменить архитектуру – и ничего не изменится», -- полагает Е.Шико.

После этого выступления дискуссия развернулась с новой силой. Зависимость, которую вывела Екатерина Шико, вовсе не является линейной; нередко бывает, что в простом по форме храме явственно присутствие Святого Духа, считает (Лилия Ратнер). В России необходимы «русские по духу, узнаваемые храмы» (Петр Кондратьев), а в новый храм (подобный тем, что показала «Квадратура круга») люди ни за что не пойдут (архитектор из Сибири). К упадку западной храмовой архитектуры привело неверное понимание католиками Символа веры (молодой архитектор). Эти и другие мнения в дискуссии, затянувшейся дольше запланированного, свидетельствовали о том, что обсуждение в кругу сведущих людей надо продолжать, но общий язык найти непросто.

«Необходимо двигаться вперед, но при этом держать границы (не в формах и стиле). Эти границы выставляются жизнью в Духе», -- такова была заключительная реплика о.Андрея Юревича. Он пожелал молодым архитекторам «жить по-христиански, укореняться в церковной жизни» и двигаться вперед.

Юлия Зайцева
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=51527

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Вася В. »» | 13.03.2013 10:21
  
2
Новая православная архитектура



Храмовая архитектура XXI века


Виктор Лукьянов (Храмы) Victor Lukyanov


Геннадий Шаройкин (Gennadiy Sharoykin)


Пантелеев Сергей (Sergey Panteleev)


Полина Лучанова (Polina Luchanova)


Виктор Лукьянов (Храмы) Victor Lukyanov


Нестерков Владимир (Vladimir Nesterkov)


Ольга Литвиненко (Olga Litvinenko)


Ольга Карпачёва (Olga Karpacheva)


Дарья Сапожникова (Daria Sapozhnikova)


Храмы и часовни из дерева. Северное Зодчество.

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites