Человек живет столько, сколько его помнят. Федору Шаляпину судьба отпустила долгий век - воспоминания тех, кому посчастливилось знать певца, дружить и работать с ним, добавляют особенные штрихи к знакомому портрету гениального баса.
Федор Шаляпин, 1935 год.
Авторы этого текста - журналисты, а не музыкальные критики, поэтому главная роль отведена не творчеству прославленного певца, а тому, каким он был "в быту".
Огромное сердце Великого скитальца
Николай Горбунов, журналист, писатель, исследователь зарубежного периода творчества Ф.И.Шаляпина
Моя шаляпиниана началась со встречи в Хельсинки в 1986 году с аккомпаниатором Ф.И.Шаляпина - известным финским пианистом, дирижером и композитором Жоржем де Годзинским. В 1936 году он полгода работал с Шаляпиным в Японии и Китае.
- Шаляпин каждый раз пел иначе. Никогда два исполнения одного и того же произведения не были одинаковыми, - рассказывал мне Георгий Францевич. - Особенно трудно было исполнять сцену прощания и смерти Бориса Годунова, которая также была в концертном варианте.
В 2003 году в ходе работы над книгой «По скандинавскому следу Шаляпина» я встретился с дочерью певца - Мариной Федоровной. Летом 1921 года Марина Федоровна была на лечении в финском городе Хювинкая, Шаляпин приезжал ее навещать.
- Мы с папой гуляли по лесу, он рассказывал мне сказки, мы говорили про Бабу-Ягу. И потом он подарил мне статуэтку, вырезанную из дерева Коненковым. Это Баба-Яга с костяной ногой. Внизу написано "На память моей Маринушке о наших прогулках, разговорах в лесной Финляндии".
Шаляпин любил рассказывать детям сказки. В шведском городе Евле я встретил Хелену фон Клевезаль-Пальм - дочь Матвея Шишкина, создавшего в пригороде Стокгольма самодеятельный театр, который Шаляпин посетил в 1931 и в 1935 гг. во время гастролей в Швеции. Елена показала мне книгу Эдуарда Старка, изданную в 1915 году с дарственной подписью Шаляпина: "Милой моей новой подружке Леночке Шишкиной от дальнего Родственника и "Великого ученого эскимоса Ра-ки-ки". Федор Шаляпин. 1935. 29.11.Стокгольм". Шаляпин умел подписывать книги, особенно детям!
Во время съемок документально фильма "Федор Шаляпин: Великий скиталец" в Стокгольме в 2008 году я встречался с внучкой Шаляпина - Наташей Фиерфилд (дочерью Марины Федоровны).- Я помню один важный момент, - рассказывала Наташа. - Это его запах. Он всегда пах чистотой. И еще каким-то восточным ароматом, я думаю - это были пачули. Когда мы были на новом открытии музея дедушки в Санкт-Петербурге - в старом семейном доме, я там поделилась воспоминаниями. Я сказала, что-то, чего не хватает в этом музее - этого запаха. Если распылить пачули по музею, то, наверное, дух моего дедушки вернулся бы туда.
- У него были очень высокие принципы. Не помню, чтобы дедушка хоть раз сделал что-то грубое. Или вел себя неподобающе. Он выходил из себя, если встречался с некомпетентностью.Дедушка был великий артист, но в жизни никогда не играл. Он, конечно, мог разыграть, но никогда не передразнивал и буквально -- не делал из человека обезьяну. Это было ниже его уровня. Он всегда оставался самим собой.
"Дядя Федя" Шаляпин
Мария Трошенкова
О Федоре Шаляпине принято говорить в превосходной степени – великий бас, личность мирового масштаба, уникальный талант, признанный во всем мире. Поэтому особенно ценной оказывается встреча с человеком, для которого певец был просто "дядей Федей", отцом лучшей подруги.
Во время работы в Париже в 2009 году я познакомилась с Ниной Константиновной Прихненко, бывшей балериной и ближайшей подругой младшей дочери Федора Ивановича Даси.
Она никогда не была в Москве, ее семья эмигрировала из России в 1920 году, но она всем с гордостью говорила, что она русская. Своей дружбой с семьей Шаляпиных Нина Константиновна гордилась всегда, но никогда ничего не писала об этом, хоть и работала в журнале "Русская мысль" – ей казалось, что это никому не интересно. Мой интерес к ее знаменитым друзьям Нина Константиновна восприняла восторженно - воспоминания складывались в стройный рассказ, наконец дождавшись своего часа.
- Я училась в русской гимназии в Париже, моя преподаватель французского мадам Тиссеран была гувернанткой Даси Шаляпиной. Мадам сочла, что я, девочка из хорошей русской семьи, подойду в качестве подружки ее воспитаннице. Однажды в субботу я пришла в дом Шаляпиных на улицу д'Эйло, 22 (недалеко от площади Трокадеро) – знакомиться. И после этого мы с Дасей сталинеразлучны. Она даже звала меня своей сестрой. Мы вместе играли, гуляли, на выходные я оставалась у Шаляпиных. Дася была вся в отца – музыкальна, любила петь и отлично играла на гитаре и фортепиано.
Дядя Федя часто говорил тете Мане (так Нина Константиновна по детской привычке называет супругу Шаляпина Марию Валентиновну Петцольд): «Посмотри, как Нина воспитана и как ее по-детски одевают. А как ты одеваешь Дасю?»
Летом я частенько вместе с Дасей уезжала на дачу на юг Франции, в местечко Сен-Жан-де-Люз. Там было два дома – большой «Корсар» и поменьше – «Изба». Мы с Дасей от души там резвились, а «пасла» нас Стелла – дочь Марии Валентиновны от первого брака. Туда, на дачу, приезжало много известных людей. Но, к сожалению, я мало что могу рассказать про гостей дяди Феди – у нас с Дасей было много своих детских «дел». Помню, однако, как мы, дети, встречали принца Уэльского.Однажды к Шаляпину приехала в гости дочь Ирина из России (от первого брака с балериной Иолой Торнаги), они поспорили о политике. Федор Иванович так рассердился, что разбил огромное стекло. Потом осколки выбросили в траву за виллой. А мы с Дасей там играли, бегали. Я порезала ногу об это стекло. Дядя Федя долго извинялся, очень переживал, что не смог сдержать свой гнев и из-за его вспышки пострадал ребенок. Он очень любил детей.
Федор Шаляпин с детьми в деревне Ратухино, 1912 год.
Из Лондона Шаляпин привез в подарок Дасе черненького щенка – она решила назвать его на английский манер Виски. Но дядя Федя расхохотался и заявил, что это никакой не Виски – а настоящий Микитка. Забавный был пес, не любил почтальонов – норовил укусить за ноги. Позже Микитку подарили мне. Он у меня очень долго жил, я его обожала. Еще Федор Иванович очень любил плавать – и хвалил меня за то, что я «плаваю как пароход». А Дася боялась далеко заплывать.
Хорошо помню Марину Шаляпину (старшая сестра Даси, средняя дочь Шаляпина от брака с Марией Валентиновной) – она была чудо как хороша, безупречные манеры. Она как и я училась в балетной стуии у Матильды Кшесинской, но из-за травмы о карьере балерины ей пришлось забыть.
Мария Федоровна Шаляпина-Фредди, средняя дочь Федора Шаляпина от брака с Марией Валентиновной Петцольд.
Дядя Федя, кстати, с увижение относился к увлечению дочери балетом – мой же папа считал, что это "несерьезная" для барышни профессия.
В турне по Японии и Китаю Шаляпин взял с собой Дасю и тетю Маню. Мы друг по другу очень тосковали, писали множество писем. Дася называла меня в письмах "Нинук", а сама подписывалась "Дасюк" – так эти прозвища остались с нами на всю жизнь.
Шаляпины для меня всегда были как родная семья, дядя Федя – добрый и приветливый, в доме всегда много гостей, время проходило весело и интересно.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА "ВМ"
Федор Шаляпин родился 13 февраля (1-го по старому стилю) 1873 года в Казани в семье крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина. Восхождение к вершинам музыкального олимпа Шаляпин начал с церковного хора. В 1889 году он поступил в драматическую труппу известного казанского мецената Василия Богдановича Серебрякова. 29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина – партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин».
Федор Шаляпин с первой супругой, балериной Иолой Торнаги, 1903 год
В 1890 году Шаляпин становится хористом опереточной труппы под руководством Семена Яковлевича Семенова-Самарского в Уфе. Стремительное превращение хориста в солиста произошло, благодаря счастливой случайности – Шаляпина поставили на замену заболевшему артисту в опере «Галька» Станислава Монюшко.
Первым, кто обратил внимание на талантливого молодого певца, стал тенор Дмитрий Андреевич Усатов. Знакомство произошло в Тифлисе, куда приехала с гастролями театральная труппа Шаляпина. Усатов стал бесплатно обучать Шаляпина вокальному мастерству.
В 1894 году Шаляпин перебрался в Санкт-Петербург, в 1895 году дирекция Санкт-Петербургских Императорских театров приняла его в состав оперной труппы: Шаляпин поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»).
С 1896 по 1899 год Шаляпин был солистом Русской Частной оперы, основателем которой был известный меценат Савва Иванович Мамонтов. В 1899 году бас поступает на службу в Императорскую русскую оперу в Москве (Большой театр).
В 1915 году Шаляпин дебютировал в кино – исполнил роль царя Иоанна Грозного в в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).
В 1921 году Шаляпин покинул Россию, давал концерты в США, перебрался в Лондон, затем надолго поселился в Париже. Последние гастроли певца состоялись в 1935-36 годах – он выступал в Китае и Японии.
12 апреля 1938 года великого баса не стало. За год до этого у него диагностировали лейкоз. Похоронили Шаляпина на кладбище Батиньоль в Париже. В 1984 году его останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.