30-е января Прп. Антония Великого (356).




30-е января 2013г.
(17.01.2013 г. по ст.с.)

среда 35-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 1-й.


Прп. Антония Великого (356).
Св. царя Феодосия
Прп. Антония Дымского (ок. 1224).
Прп. Антония Черноезерского (XVI).
Прп. Антония Краснохолмского, монаха.
Прп. Антония Римлянина, Новгородского.
Прп. Антония Нового, из Верии Македонской ( Греч. ).
Прп. Ахилы, исп. отшельника Египетского.
Новомч. Георгия Янинского ( Греч. ).
Сщмч. Виктора пресвитера (1931).
Сщмч. Павла пресвитера (1938)




Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Трапеза

На трапезе разрешается рыба, масло и вино. Мясо, молоко и яйца не едим.


Богослужебные указания

Среда. Прп. Анто́ния Великого.

Прп. Антония Ды́мского.

По Типикону, если изволит настоятель, в честь прп. Антония Великого совершается всенощное бдение.





Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата: 30 Января 2013

Начало сумерек: 08:46
Восход Солнца: 09:28
Высшая точка: 13:43
Заход Солнца: 17:59
Окончание сумерек: 18:40
Долгота дня: 08:31
Восход Луны: 22:26
Заход Луны: 10:00



Источник: http://redday.ru/sun/?d=13&m=1&y=2013&city=225
© Redday.ru







ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ
День памяти: Январь 17


Преподобный Антоний, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Родителями его были благочестивые христиане знатного происхождения. Антоний с юности был всегда серьезным, сосредоточенным. Он любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание с таким глубоким вниманием, что запоминал слышанное на всю жизнь. С юности руководствовался он заповедями Господними. Святому Антонию было около двадцати лет, когда он лишился родителей, и на его попечении осталась малолетняя сестра. Посещая церковные службы, юноша проникся благоговейным чувством к тем христианам, которые, как повествуется в Деяниях апостольских, продавали свои имения, а цену их полагали к ногам Апостолов. Услышав в церкви Евангельские слова Христа, обращенные к богатому юноше: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19, 21), Антоний воспринял их как сказанные лично ему. Он продал имение, оставшееся ему после смерти родителей, роздал деньги нищим, оставил сестру на попечении благочестивых девственниц в монастыре, покинул родительский дом и, поселившись недалеко от своего селения в бедной хижине, начал подвижническую жизнь. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным. Иногда святой юноша посещал и других подвижников, живших в окрестностях, и от каждого старался получить наставления и пользу. К одному из подвижников он обратился за руководством в духовной жизни. В этот период жизни преподобный Антоний подвергся тяжким искушениям от диавола. Враг рода человеческого смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре, пытался склонить Антония к плотскому греху, но преподобный хранил твердую веру, непрестанно творил молитву и усилил подвиги. Антоний молился, чтобы Господь указал ему путь спасения, и ему было явлено видение. Подвижник увидел человека, который попеременно то совершал молитву, то начинал трудиться - это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника. Тогда преподобный установил строгий порядок своей жизни. Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения. Но диавол не оставлял своих ухищрений и, пытаясь устрашить преподобного, являлся под видом чудовищ, но святой с непоколебимой верой ограждал себя Животворящим Крестом. Наконец враг явился ему в виде страшного черного отрока и лицемерно признал себя побежденным, рассчитывая склонить святого к тщеславию и гордости. Но преподобный отогнал врага молитвой. Для большего уединения святой поселился вдалеке от селения, в гробнице. В определенные дни его друг приносил ему скудную пищу. И здесь бесы, напав на подвижника с намерением убить его, нанесли ему тяжкие побои. Однако Господь не допустил смерти Антония. Друг святого, принесший по обычаю пищу, увидел его замертво лежащим на земле и отнес в селение. Святого сочли умершим и стали готовиться к погребению. Но преподобный глубокой ночью пришел в сознание и умолил своего друга отнести его обратно в гробницу. Твердость святого Антония была сильнее ухищрений врага. Приняв вид диких зверей, бесы вновь пытались принудить святого покинуть избранное им место, но он опять отогнал их силой Животворящего Креста. Господь подкрепил силы Своего угодника: в разгар борьбы с темными силами преподобный увидел спускавшийся к нему с неба светлый луч и воскликнул: "Где был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?" Господь ответил: "Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире". После этого явления преподобный Антоний встал исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет. Приобретя духовный опыт в борьбе с диаволом, преподобный задумал уйти в глубь Фиваидской пустыни и в полном уединении служить Господу трудом и молитвой. Он просил старца-подвижника (к которому обращался в начале своего иноческого пути) удалиться вместе с ним в пустыню, но старец, благословив преподобного на новый, до тех пор неизвестный вид подвига - отшельничество, по старческой немощи, не решился ему сопутствовать. Преподобный Антоний ушел в пустыню один. Диавол пытался остановить его, бросая перед преподобным драгоценности и золото, но святой, не обращая на них внимания, прошел мимо. Дойдя до одной горы, преподобный увидел какое-то заброшенное огороженное строение и поселился в нем, заложив камнями вход. Тот же верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а вода имелась внутри ограды. В полном молчании принимал преподобный приносимую пищу. В полном уединении и непрестанной борьбе с бесами преподобный Антоний прожил 20 лет и обрел, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах. Когда настало время, Господь открыл людям Своего великого подвижника. Преподобному предстояло наставить многих мирян и монахов и руководить иноками. Собравшиеся к ограде преподобного люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к святому Антонию и просили взять их под свое руководство. Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, была окружена целым поясом монастырских обителей, и преподобный с любовью наставлял насельников, уча духовной жизни тех, кто пришел в пустыню спасаться. Он учил прежде всего постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, щедрому и бескорыстному отношению к трудам, понесенным ранее. Он убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня. В 311 году Церковь постигло испытание - жестокое гонение на христиан, воздвигнутое императором Максимианом. Желая пострадать вместе со святыми мучениками, преподобный Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию. Он открыто служил мученикам в их заточении, присутствовал на суде и допросах, но мучители к нему даже не прикоснулись! Господу угодно было сохранить его на пользу христианам. По окончании гонения преподобный вернулся в пустыню и продолжал подвиги. Господь даровал Своему избраннику дар чудотворений: преподобный изгонял бесов и исцелял больных силой своей молитвы. Множество приходящих к нему людей препятствовало его уединению, и преподобный ушел еще дальше, в так называемую "внутреннюю пустыню", и поселился на вершине горы. Однако братия из пустынных монастырей разыскали преподобного и умолили его хоть изредка посещать их обители.
Еще раз преподобному Антонию пришлось покинуть пустыню и прийти к христианам в Александрию, чтобы защитить православную веру от ересей манихеев и ариан. Зная, что имя преподобного Антония почитается всей Церковью, ариане возвели на него клевету - якобы он придерживается их еретического учения. Прибыв в Александрию, преподобный Антоний всенародно, в присутствии епископа, проклял арианство. Во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников. К преподобному приходили языческие философы, желая своими умствованиями поколебать его твердую веру, но он простыми, убедительными речами привел их к молчанию. Равноапостольный царь Константин Великий (+ 337, память 21 мая) и его сыновья глубоко почитали преподобного Антония и просили его посетить их в столице, но преподобный не пожелал оставить своих братьев-пустынников. В ответном послании он убеждал императоров не гордиться высоким положением и помнить, что и над ними есть Нелицеприятный Судия - Господь Бог. 85 лет своей жизни провел преподобный Антоний в пустынном уединении. Незадолго до своей смерти преподобный поведал братии, что вскоре он будет взят от них. Еще и еще раз поучал он их в чистоте хранить православную веру, избегать всякого общения с еретиками, не ослабевать в иноческих подвигах. "Старайтесь же паче пребывать всегда в единении между собою, а преимущественно с Господом, и потом со святыми, да примут они и вас по смерти в вечные свои кровы, как друзей и знаемых", - так передано предсмертное слово преподобного в его житии. Преподобный завещал двум из своих учеников, находившимся при нем последние 15 лет его жизни, похоронить его в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии. Из двух своих мантий одну преподобный завещал святителю Афанасию Александрийскому (память 18 января), другую - святителю Серапиону Тмунтскому. Преподобный Антоний мирно скончался в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.
Жизнь прославленного подвижника, преподобного Антония Великого, подробно описана отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия - первый памятник православной агиографии - считается одним из лучших его писаний; святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. "Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, - пишет святой Афанасий, - однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чем однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (...). А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его - это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души". Из творений самого преподобного Антония до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям - о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам.

В 544 году мощи преподобного Антония Великого были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке, в Константинополь. Из Константинополя в Х - XI вв. святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, а в XV веке - в Арис (Франция), в храм святого Иулиана.









СВЯТОЙ ЦАРЬ ФЕОДОСИЙ

Память 17 января (по ст.ст.)




Феодосий за время своего правления (379-395) нанес решающий удар язычеству: он издал закон, по которому всякого рода служение языческим богам признавалось преступлением. Ревностный поборник Православия издал много законов в защиту Церкви и против еретиков. Им был созван II Вселенский Собор (381 г.).

В 379 году получил власть над восточной частью Римской империи как соправитель императора Грациана, в 394 году стал править всей Римской империей единолично. После его смерти в 395 империя окончательно разделилась на западную часть и восточную, получившую в современной историографии название Византия. Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства (чем прекратил господство арианства) в качестве единой государственной религии империи. Он стал преследовать (без жестоких репрессий) другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года прекратилось празднование Олимпийских игр. Деятельность императора Феодосия определила направление религиозного развития Европы, за что он удостоился от христианских писателей эпитета Великий.

Феодосий порвал с установленной императором Константином религиозной системой, которая в целом сохраняла нейтралитет государства по отношению к разнообразным культам и исповеданиям граждан империи. Феодосий первым из римских императоров осознал необходимость в единой государственной религии для поддержания единства в многонациональной империи, раздираемой внутренними смутами и атакуемой извне варварским миром. При Феодосии догматы христианства начали фиксироваться не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались правительственными указами.

Император Феодосий канонизирован в лике святого, день памяти в православной церкви отмечается 17 (30) января.

Феодосий происходил из христианской семьи, но по словам Сократа Схоластика был крещён во время болезни епископом Фессалоник Асхолием только в 380 году.

28 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий в Фессалониках (в период войны с готами) издал основополагающий эдикт de fide catholica. Была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе: «В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе.»

Через год в январе 381 года был выпущен новый эдикт с уточнением фессалоникского постановления. Победа православия была закреплена идеологически на Константинопольском соборе (Втором Вселенском) в июле 381 года, а затем поддержана административно запретом возглавлять церкви епископам неправославной ориентации.

Арианство и другие течения в христианстве, отличные от Никейского символа веры, объявлялись ересями, и подлежали преследованию государством. Хотя арианских убеждений продолжали придерживаться множество жителей империи, им запрещалось иметь свои церкви и собираться в населенных пунктах.Репрессии направлялись в основном против некоторых представителей клира еретических течений. В 388 году, воспользовавшись уходом Феодосия на войну с Магном Максимом, ариане устроили волнения в Константинополе, но Феодосий ограничился лишь предупреждением в их адрес.

Однако религиозный вопрос не был окончательно разрешён, теологические споры о природе Христа и сути веры продолжились с новой силой в 1-й половине V века.

Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями (в частности, смертью каралось обращение за прорицаниями), но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии. Как замечено в «Пасхальной хронике»: «Прославленный Константин, процарствовав, только запер святыни и храмы эллинов, а этот Феодосий — уничтожил [их]…»

В течение 3-летнего пребывания в Италии Феодосий оказался под духовным влиянием епископа Медиолана Св. Амвросия.

В 390 году произошли волнения в крупнейшем городе Македонии Фессалониках. Командующий войсками в провинции Иллирик Ботерих посадил в тюрьму популярного в народе колесничего за бытовую провинность.Толпа местных жителей потребовала освободить его как человека, необходимого для предстоящих скачек, а когда Ботерих отказался, они убили его, забросав камнями. Погибли также другие представители имперской администрации. Феодосий, расценив это как мятеж, приказал перебить заранее определённое число горожан. Погибло по разным свидетельствам от 7 до 15 тысяч жителей.

Когда после этих событий Феодосий хотел помолиться в церкви, Св. Амвросий не пустил его за порог, обвиняя в убийстве невинных и требуя покаяния. Только спустя 8 месяцев епископ простил императора, заставив того принять закон, по которому утверждение смертных приговоров откладывалось на 30 дней после вынесения приговора.

В 381—385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Эдикт 391 года нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам: «Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг [языческих] храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения. Судья […] должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом.»

В 392 христиане под руководством местного воинствующего епископа разрушили культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку. Феодосий запретил изучение и преподавание математики, хотя и до его указа с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались.

В 393 годув последний раз отмечались Олимпийские игры, которые были главным спортивным праздником в Древней Греции на протяжении более чем 11 веков. В литературе иногда связывают прекращение игр с указом Феодосия, но последний его известный эдикт по борьбе с язычеством датируется 392 годом и там нет указания на запрет Олимпийских игр. Феодосий не запрещал состязания вообще (Сократ Схоластик заметил, что Феодосий скончался в день, когда проводились конские бега), но наложил определенные ограничения, которые и сделали невозможным проведение греческих Олимпиад.

Укрепление христианства при Феодосии не сопровождалось тотальным уничтожением инакомыслия, характерным для Средних веков. Продолжала существовать знаменитая философская школа в Афинах. В Александрии христиане с интересом изучали классическую античную философию без ущерба для своего религиозного чувства. Знатные сенаторы в Риме продолжали традиционно придерживаться языческих воззрений, хотя без возможности публично исполнять прежние церемонии.

Фактически практика язычества продолжалась внутри отдельных семей или в глухих углах империи; празднества языческих культов переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.

Нехристианские авторы той эпохи связывали с отменой жертвоприношений и других языческих церемоний последовавший вскоре упадок Римской империи.

Наиболее подробно о внешности и личности Феодосия рассказал римский историк Секст Аврелий Виктор:

«Феодосий — насколько это видно по древним описаниям и изображениям — телосложением и по характеру был похож на Траяна: такой же высокий рост, такая же фигура и пышные волосы и такое же лицо […] Феодосий был кроток, милостив, общителен, он считал, что отличается от прочих людей только своей одеждой; и был благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он в такой же мере любил людей простодушных, как и восхищался учёными, но притом честными, был щедр и великодушен […] В отношении наук, если смотреть на наиболее преуспевших в них, его образование было посредственно, но он был очень проницателен и очень любил узнавать о деяниях предков […] Он упражнялся физически, но не увлекаясь и не переутомляясь, отдыхал, когда был досуг, преимущественно на прогулках; здоровье поддерживал, соблюдая умеренность в пище.»

Нехристианский историк V века Зосима, следуя за своим источником Евнапием, был настроен критично к гонителю язычников Феодосию. По его словам император обожал роскошь, окружил себя большой свитой и бездумно тратил казну. Чтобы поправить финансы, он продавал управление провинциями любому человеку, предложившему наивысшую цену.

У Феодосия были сестра и брат Гонорий, которые рано умерли. Феодосий взял на воспитание их детей; дочерей брата Ферманцию и Серену он выдал замуж за своих военачальников. Серена в 387 стала женой будущего главнокомандующего войсками Западно-Римской империи Стилихона, сенат Рима казнил её в 408 году по подозрению в сговоре с вождем готов Аларихом.

Первая жена Феодосия, Элия Флавия Флацилла, была родом из Испании, много занималась благотворительностью и скончалась в 386 году. Их дети: будущие императоры Аркадий (род. ок. 377) и Гонорий (род. 384), а также умершая в детстве Пульхерия (род. 385).

В 387 году Юстина, вдова императора Валентиниана I, устроила брак Феодосия на своей дочери Галле, отличавшейся по отзыву Зосимы необыкновенной красотой. Таким образом Феодосий породнился с императором Западно-Римской империи Валентинианом II, братом Галлы. Галла родила Галлу Плацидию, ставшую в 414 году женой готского вождя Атаульфа и только после того римской императрицей, а также умершего в детстве Грациана. Галла скончалась в родах





ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ

Память 17 января (по ст.ст.)




Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф. 16, 24). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого преподобный Варлаам Хутынский (+1192; память 6/19 ноября) постриг его в монашество.

С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу — преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания, никогда не опускал келейных правил и не пропускал церковных служб. Святой Антоний первый приходил в храм и последний уходил из него.

По преданию, преподобный Антоний по делам монастыря ездил в Константинополь. Во время поездки он посетил святые места. Через пять лет преподобный вернулся в свою обитель. Его приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой игумен благословил преподобного Антония быть вместо себя наставником братии и строителем монастыря.

Управляя Хутынской обителью, преподобный Антоний во всем соблюдал устав, оставленный преподобным Варлаамом. Он достроил и благолепно украсил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Примером своей подвижнической жизни и кротким наставлением преподобный Антоний наставлял братию в иноческом делании.

Всеобщая любовь и почитание тяготили святого подвижника. Со слезами он молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему место уединенных подвигов. В скором времени преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и удалился в пустынное место в Дымских лесах, в 15-ти верстах от г. Тихвина. Недалеко от небольшого озера Дымского, среди глухих лесов преподобный устроил себе сначала малую кущу, а затем построил небольшую келлию и выкопал пещеру для жизни зимой. Он с терпением переносил зной и холод, мужественно боролся с демонскими искушениями. Преподобный Антоний всячески избегал покоя: днем он трудился до изнеможения плоти, ночью стоял на молитве.

Когда место подвигов святого отшельника стало известно, к нему пришли иноки, ищущие уединенной жизни под духовным руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми монахами. Так возник монастырь, игуменом которого стал преподобный Антоний. Иноки построили храм во имя преподобного Антония Великого с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда же были построены келлии, а через некоторое время — зимний (теплый) храм с тра­пезной во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными.


В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.

Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.

Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.

В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского.

На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс. 54, 8).

Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке.

В то время, когда прп. Антоний пришел на Дымское озеро, о Петербурге никто даже не помышлял. Эти бескрайние земли принадлежали Господину Великому Новгороду. Но именно этот святой стал первым исторически известным святым Санкт-Петербургской епархии. Если составить список Собора Санкт-Петербургских святых в хронологическом порядке - первым его откроет имя Дымского подвижника, подвизавшегося в нашем краю в кон.XII-нач.XIII вв.. И если Петербург отмечает свое 300-летие, то Дымский монастырь уже отметил свое 800-летие.

Антоний, ученик Варлаама Хутынского, пришел на Дыми из Новгорода. Конечно, он не знал, что станет первым молитвенником неведомого ему града св.Петра. Но есть в его подвиге одно удивительное и знаменательное совпадение как бы предсказавшее будущее явление града св.Петра.

Предание рас-сказывает, что прп. Антоний обрел на озере большой камень-валун, лежавший на дне. Верх камня был вровень с водой. Когда вода поднималась - камень исчезал под водой , когда опускалась - камень вновь показывался. Антоний приплывал к камню на лодке и подолгу молился на нем среди глади вод. Подвижник исполнил уникальный подвиг столпничества на водах, предварив стояния на камне Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Этот камень стал основанием Дымского монастыря.

Но более того: можно сказать, что этот камень стал и краеугольным камнем всей будущей Петербург-ской епархии и в некотором смысле и самого града св.Петра. И здесь поражает одно совпадение. Мы часто называем наш город - град св.Петра, не задумыва-ясь, что буквально это означает - город святого камня, ибо имя Петр переводится с греческого - «скала, камень». Камень св.Антония стал как бы прообразом будущего града и краеугольным камнем будущей Санкт-Петербургской епархии.

И этот первый молитвенный камень петербургской земли на Дымях напоминает о ее последнем камне в Вырице, где был вымолен наш город в годы блокады. Эти два святых камня являются как бы духовным основанием петроград-ской земли. Историю Петербургской епархии наиболее кратко и может наиболее емко можно было бы выразить формулой: от камня прп.Антония Дымского до камня прп.Серафима Вырицкого.

Тропарь, глас 4

Добродетелей ревнителю, пустынный житель, подвижник веры Христа Бога нашего, пощением и труды умертвивый плотская вожделения, тезоимените великому Антонию, егоже житию поревновал еси и во егоже имя Божественный храм воздвиг еси, купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, да и нас сотворит победители плотских похотей и храмы Духа Святаго, по велицей Его милости.

Кондак, глас 6

Сверстник и подражатель преподобному Варлааму, послушание к нему истинное стяжав, достоин явился ему преемник, упасши до времене стадо его, добродетелем же его поревновав, в туюжде меру возраста достиг еси, безмолвие пустынное возлюбив, и угоден Господеви показался еси, первоначальннк быв пустыни при езере Дымском: тем ти вопием: с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога, да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты, образе послушания и безмолвия тихий рачителю.










ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ЧЕРНОЗЕРСКИЙ


В бывшем Богородичном монастыре, на берегу Черного озера, Череповецкого уезда, почивают под спудом мощи препод. Антония Чернозерского, основателя пустыни. Подвиги его и их время неизвестны, но вероятно они принадлежали 16 веку. Местная память его чтится 17 января 201.






ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ

Память 17 января (по ст.ст.)




Единственным источником сведений о преподобном Антонии Краснохолмском является «Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей», составленный предположительно в конце XVI века. Подъезжая к поселку Слобода, издалека видишь руины старинного Антониева Краснохолмского монастыря. Хотя множество монастырей ныне обрели вторую жизнь и активно восстанавливаются, не так уж редко можно встретить и заброшенные, особенно в глубинке. Но такого как Краснохолмский - не найдете. В центре высятся три уцелевших стены огромного Никольского храма, напоминающего величественные соборы Московского Кремля. На стенах - остатки росписи! И это здесь, вдали от больших городов, на берегу небольшой речки Могочи - и такой собор!

По летописным источникам, монастырь основал в 1461 году старец Антоний, пришедший сюда из Белозерского края будучи уже иеромонахом. Поселился он на землях боярина А.В.Нелединского, поставил часовню "для пропитания" и келью "для упокоения", постепенно вокруг стали собираться монашествующие. Вскоре поставили деревянную церковь во имя Святого Николая и обнесли поселенье оградой. В 1481 году вместо деревянного было начато сооружение великолепного каменного Никольского собора на средства ("иждивением") бояр Нелединских-Мелецких, происходивших из Литовских князей Мелецких, принявших православие при Василии Темном. Однако в XV веке значение этой боярской фамилии было не так велико, чтобы можно было объяснить столь неординарную постройку на их землях. Вероятнее другая гипотеза, монастырь пользовался благосклонностью Андрея Большого (брата Ивана III), сидевшего на княжении в соседнем Угличе. Есть сведения о его крупных земельных пожертвованиях монастырю. В 1481 году Андрей Большой вернулся из Литвы и начал строительство дворцовой резиденции и собора в Угличе. Одновременно началось возведение Никольского собора в Антониевом монастыре.

Строительство велось быстро и с большим размахом, для чего были привлечены лучшие московские мастера. Новаторский характер фряжских детелей и форм в архитектуре собора и строительной технике позволяет предположить что строительством руководил кто-то из заезжих итальянцев, вероятно привлеченных угличским князем. Интересно, что строительство соборов Московкого Кремля началось чуть позже (1485), но итальянские мастера к тому времени уже были привезены в Россию. Возведенный в 1480-е годы Никольский собор стал прекрасным образцом московского зодчества последней четверти XV века. Сам старец Антоний не дождался окончания работ, он умер в 1482 году, а строительство продолжил его преемник - Герман, при котором храм был освящен, украшен многими иконами, книгами, богатой утварью. В 1492 году началось возведение трапезной палаты с церковью Дмитрия Солунского ( разобрана в конце XVI века).

В конце XV века насчитывалось лишь несколько монастырей, где был не один каменный храм(Троице-Сергиев, московские Чудов и Симонов монастыри). На тот момент Краснохолмский монастырь был одним из крупнейших! К монастырю приписывали вотчины, в том числе в 1518 году село Спас на Холму (будущий город Красный Холм). Благосостояние монастыря сохранялось на протяжении всего XV и XVI века. В Смутное время монастырь и село подверглись разорению, но затем оправились. В конце XVII века в обители началось активное строительство: были возведены Братский корпус (1685), Вознесенская церковь над Святыми воротами (1690), малый Братский корпус с воротами (1690-1697), тогда же были сооружены стены и башни. Многие из этих построек сохранились в полуразрушенном виде до наших дней. Древний величественный Никольский собор сильно пострадал в 1930-х годы. Были утрачены все своды с главой, алтарные апсиды и столбы внутри. Остались лишь три стены: северная, западная и южная. Позже были предприняты попытки консервации памятника: над стенами сделали деревянные навесы, внутренность собора огородили. Однако сейчас об этом можно лишь догадываться, да и то, зная состояние памятника по старым фотографиям. Несмотря на все утраты, Никольский собор производит непередаваемое впечатление. Все это надо увидеть и почувствовать самому, пока храм еще стоит...

© 2011 иер. Андрей Кудрявцев










ПРЕПОДОБНЫЙ АТОНИЙ РИМЛЯНИН, НОВГОРОДСКИЙ

Память 17 января (по ст.ст.)




Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный Антоний вследствие по­стоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет. Он отличался «воздержанием и любомудрием и смирения высокими нравы». Покоряя плоть свою духу «терпением и постом и частыми молитвами», очищая «слезами душевное око», просвещая «ум бесстрастием», украшаяся «Божественным смирением», он достиг высокой святости.

Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу.

Камень чудесным образом понесло по водам; переплыв море, он вошел
в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.
Утром преподобного Антония с удивлением обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.
Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится.

С удивлением слушал он, что пред ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странст­вие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород
к святителю Новгородскому Никите (+1108; память 31 января/13 февраля,
30 апреля/13 мая и 14/27 мая), которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием
в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.


С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. Вместо деревянных храмов были воздвигнуты каменные. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110—1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний по желанию братии обители был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного священноинока Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130—1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589—1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592—1601), в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам преподобного. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580—1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена обители Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиевого монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храме для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному. Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуха­нием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие преподобного Антония, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель совершался крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде хранится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

Тропарь, глас 4

Ветхий Рим, отечество твое, оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки бесплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, сеятель к нему сотворив, тело твое к ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 8

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение, многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси. Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси, и тело твое многими леты соблюде нетленно. Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти: радуйся, отче Антоние.








Антония Римлянина Служебник - условное наименование новгородской рукописи 1-й четв. XIV в. (ГИМ. Син. № 605). Традиц. название А. Р. С. и ошибочная датировка XII в., принятая в XIX - нач. XX в., были основаны на записи XVII в. (Л. 1) о принадлежности рукописи прп. Антонию Римлянину. А. Р. С. состоит из 40 л. пергамена размером 20,8×15,2 см, основной текст занимает л. 2-40, написан крупным уставом. В А. Р. С. входят: 1) «Мол[итвы] иерѣю за ся пред служ[бою]» (Л. 2-8 об.) («Владыко Господи Боже Вседержителю, не хотяй смерти грешникомь», «Владыко Господи Боже нашь, ныне хотяща приступити», «Молю Тя, Господи, отыми от мене безакония моя») - статья, распространенная в рус. Служебниках древнейшего периода (XII-XIV вв.). 2) «Молитва за входящая в церковь» (Л. 8, «Бл[аго]д[е]телю всѣхъ и твари всякоя съдѣтелю») - древний вариант молитвы малого входа в периферийных формулярах визант. литургий (Mateos. Célébration. P. 79-81; текст: Goar. Euchologion. P. 83; СДЛ. Т. 2. С. 120). 3) «Молитва за живыя и за мертвыя» (Л. 8-8 об., «Господи Боже истиньный, оуслышавый на вся оупоповающая (sic!) на Тя»), помещавшаяся в печатных дониконовских Служебниках после чина проскомидии. 4) «Служба святаго Златоуста» (Л. 8 об.- 40) - литургия свт. Иоанна Златоуста, формуляр к-рой соответствует греч. формуляру 1-й послеиконоборческой к-польской редакции (Jacob. Formulaire), использовавшемуся на Руси до XIV в. (Желтов, Правдолюбов. С. 487-491). Литургия предваряется кратким чинопоследованием проскомидии с описанием порядка изъятия агнца и неопределенным указанием на количество просфор (С. Муретов), рубрики в тексте литургии очень малочисленны. В обряде accessus ad altarem правильно разделены возгласы (слова Лк 1. 35 обращены к старшему священнику, а не к диакону), умовение рук еще не перенесено из комплекса священнодействий великого входа в начало литургии (см. Taft. Great Entrance); в анафоре: во вступительном диалоге вместо возгласа «Благодарим Господа» стоит возглас «Похвалим Господа», в эпиклезе произносится не 2 однократных и 1 троекратное «Аминь» во время благословения Даров, а 2 однократных - на 1-е и 3-е прошения и не читается тропарь 3-го часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); в intercessio в числе др. поминаются «князь, все боляре и вои его»; не упоминается обряд вливания теплоты; священники причащают один другого, что отражает древнюю традицию (Taft R. Byzantine Communion Rites: I. The Early Ritual of Clergy Communion // OCP. 1999. Vol. 65. P. 307-345). 5) Прокимны и аллилуиарии 8 гласов (Л. 40-40 об.) - статья, дополнительная к первоначальному тексту Служебника, вписана полууставом не позднее XV в.
Рукопись украшена миниатюрой (Л. 1 об.) с изображением свт. Иоанна Златоуста в епископском облачении, в рост, правая рука сложена именословно для благословения, в левой - раскрытая книга, читаются начальные слова молитвы 1-го антифона: «Господи, Боже наш, Его же держава бесприкладна». Краски осыпаются, утрачен почти полностью фон, имеются осыпи на облачении и на обрамляющей арке. Стилистически миниатюра принадлежит к направлению, получившему распространение в Новгороде со 2-й пол. XIII в., с подчеркнутой линейностью, скупой и случайной цветовой проработкой. Рукопись также украшена заставкой (Л. 2) и инициалами тератологического стиля.

До 2-й пол. XVII в. А. Р. С. находился в Антониевом мон-ре, откуда поступил на Печатный двор; в 1784 г. в числе др. древних пергаменных рукописей по имп. указу был передан из Типографской б-ки в Синодальную. В XIX в. по заказу свт. Московского Филарета (Дроздова) была изготовлена литографическая копия (РГБ. Ф. 317 (собр. митр. Филарета). № 68). Основной текст (Л. 1-40) опубликован факсимильно (б. м, б. г.).

Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 1. С. 1-4. № 342; Муретов C. Последование Проскомидии, Великого входа и Причащения в славяно-русских Служебниках XII-XIV вв. М., 1897. С. 1-6; Popova O. Les miniatures russes du Xie au XVe siècle. Leningrad, 1975. P. 48. Il. 30; [Popova O. S.]. Altrussische Buchmalerei 11 bis Anfang 16. Jh. Leningrad, 1984. S. 23. Abb. XIII; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV в. М., 1994. С. 91, 274; Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви, X-XX вв. // ПЭ. Т. РПЦ. С. 485-517 [Библиогр.]. ,
Ю. И. Рубан, А. А. Турилов




ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ НОВЫЙ ИЗ ВЕРИИ МАКЕДОНСКОЙ ( Греч. ).

Память 17 января (по ст.ст.)




Согласно житию, написанному, вероятно, его современником, Антоний Новый родился в Палестине, недалеко от Иерусалима, и был наречен при Крещении Иоанном. Некий отшельник предсказал ему, что он будет управлять многими городами Византии, а затем сам станет отшельником. После смерти матери Иоанн с братом переселился в Атталию. Император Михаил II назначил его управителем фемы Кивирриотов.

Иоанн участвовал в подавлении мятежа Фомы Славянина. В возрасте 40 лет принял постриг с именем Антоний. После долгих скитаний святой поселился на горе Олимп в Вифинии. Прожив многие годы отшельником, он поступил в общежительный монастырь в Киосе (Вифиния). Настоятель подвергал Антония Нового суровым испытаниям и поручал самую тяжкую работу, которую Антоний послушно исполнял.

Через некоторое время Антоний вернулся на Олимп, а затем был послан своим духовным наставником в Константинополь. 7 лет Антоний прожил в полном уединении и прославился чудесами и исцелениями, например, вылечил брата императрицы Феодоры Петрону, после чего стал его духовным отцом.

Антоний предсказал Петроне, что тот одержит выдающуюся победу над арабами, и тот в битве при Посонте действительно разбил неприятеля и вернулся в столицу с триумфом (863). Вскоре святой тяжело заболел и умер. Петрона скончался в тот же день.




ПРЕПОДОБНЫЙ АХИЛА, ИСПОВЕДНИК, ОТШЕЛЬНИК ЕГИПЕТСКИЙ

Память 17 января (по ст.ст.)



Преподобный Ахила Исповедник подвизался в отшельнической жизни, скончался в V веке.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 30.01.2013 00:28
  
2
Преподобный отче Антоние моли Бога о нас.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites