Рождество Христово — в металлопластике

Иконография Рождества Христова очень интересна. Мы попросили рассказать о ней протоиерея Михаила Воробьева, настоятеля Крестовоздвиженского храма города Вольска, на примере образов, выполненных в металлопластике. Уже много лет отец Михаил собирает и изучает металлические иконы, которые по своим сюжетам не так уж сильно отличаются от более для нас привычных деревянных или бумажных.

Особенности конфессионального самосознания — такой же неоспоримый факт, как национальный менталитет или корпоративная солидарность. Немецкий социолог Макс Вебер выводил европейский капитализм из духа протестантской этики. Присущая Православию созерцательность в определенной степени противостоит энергичной деятельности католицизма по догматизированию любого богословского мнения.

Конфессиональные различия в христианстве проявляются и в различном отношении к общим церковным праздникам. Так, в Западной Церкви главным праздником является Рождество Христово, в то время как для православного человека «праздник праздников и торжество торжеств» — это Пасха, Светлое Христово Воскресение.

Статистическим подтверждением этой особенности является сравнительная распространенность икон того или иного праздника. В любом православном храме взгляд сразу же натыкается на икону Воскресения Христова, а вот икону Рождества надо еще поискать. Традиционная иконография Воскресения включает в себя множество типов и изводов, иконография Рождества менее разнообразна.
Соотношение, характерное для традиционной иконописи, для храмовых и домашних икон, остается одним и тем же и в металлопластике, сравнительно узкой области церковного искусства. По многолетним наблюдениям коллекционера, на почти полтора десятка иконографических типов Воскресения приходится всего лишь три иконографических типа Рождества.

Традиция изготовления меднолитых ювелирных украшений сложилась на Руси еще в дохристианскую эпоху. Археологам хорошо известны многочисленные и разнообразные привески-обереги, лунницы, зооморфные и солярные знаки. Интересно проследить, как древние украшения с языческими символами робко и постепенно включают в себя изображения креста.

Византийские литые иконки и кресты очень скоро стали вытесняться аналогичными изделиями русских мастеров. Однако в послемонгольскую эпоху в средневековой Руси искусство металлопластики постепенно угасает. Русский Ренессанс тяготеет к более монументальным формам, а расцвет иконописания не оставляет шансов безыскусным меднолитым иконкам.

Возрождение этого вида церковного искусства происходит на рубеже XVII и XVIII столетий и связывается со старообрядчеством, которое в силу своего специфического положения в государстве нуждалось в долговечных, прочных, легко переносимых иконах.

В старообрядческом литье большое место занимают различные праздничные сюжеты.
Среди малых, так называемых «вершковых» икон XVII–XIX столетий удивительной насыщенностью отличаются «праздничные» образки, где на пространстве нескольких квадратных сантиметров размещается детальное изображение того или иного разветвленного праздничного сюжета.
Наиболее древний медный образок с изображением Рождества Христова относится к XVI столетию

Иконография его весьма лаконична. В центре находится лежащая фигура Богородицы. Над Ней — спеленутая фигурка Младенца Христа. В верхних углах — головы Ангелов. Между ними — Вифлеемская звезда и голова коровы на длинной, почти жирафьей шее. Ниже — согбенная фигура с предстоящим старцем, о котором скажем позднее. В правом нижнем углу — две как бы обнимающиеся фигуры с нимбами, изображающие, вероятнее всего, родителей Богородицы — святых и праведных Иоакима и Анну. Икона имеет небольшое сужающееся кверху навершие с традиционным для XVI века равносторонним четвероконечным крестом.
К рубежу XVII и XVIII столетий относится другой тип Рождества, представляющий собой более развернутую композицию

Центральная часть образа — та же лежащая фигура Пресвятой Девы. Над Ней — только что родившийся Богомладенец, над Которым склонилась меланхолическая фигура коровы. В самом верху — огромная звезда, бросающая лучи вертикально вниз, ниже ее слева — склонившиеся фигуры двух Ангелов. В нижнем ряду — одинокая в своем отстранении от события фигура Иосифа, правее — сцена омовения Младенца в непонятно откуда взявшейся в пещере купели, еще правее — фигуры волхвов, протягивающих свои дары. Вся композиция заключена в прямоугольную рамку, в которую вписан текст: «пришедшее волъсви от востока во вифлiиом поклонишася и отвергеше сокровища своя и принесоша ему». Эта очень архаичная по своему виду икона имеет квадратное оглавие с изображением Спаса Нерукотворного.

Характерной особенностью иконографии этого типа является использование сюжета, взятого не из канонического Евангелия, а из древнего апокрифа. Да, на Руси знали и любили апокрифы, тайные писания первых христиан. Их переводили на славянский язык, и они были в большом ходу у еретиков Новгорода и Пскова. И не только у еретиков! В канонических Евангелиях в Вифлеемской пещере, кроме Иосифа и Марии, никого нет. А вот в апокрифе (псевдоевангелие Матфея и протоевангелие Иакова) говорится о женщинах, которых приводит Иосиф, но уже после рождения Богомладенца. Эти повитухи — Гелома и Соломонида — являются непосредственными свидетельницами приснодевства Богородицы.

Третий характерный для металлопластики иконографический тип Рождества Христова воспроизводит известный с XV века извод, воплощенный в одной из икон праздничного типа, приписываемого Андрею Рублеву. Это — уникальный образец меднолитой миниатюры. Мастер смог изобразить полный сюжет Рождества Христова с волхвами (слева), пастухами (справа), славословящими Ангелами (сверху). Нашлось место и для апокрифического омовения Младенца, и для святого Иосифа, и даже для злого духа, искушающего праведного Обручника неуместными подозрениями. Да, тот самый согбенный старец, который стоит перед Иосифом, погруженным в тяжелые думы о сохранении жизни Богомладенца,— это искуситель, повергающий хранителя девства Марии в состояние, которое точно и выразительно передается словами акафиста: «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных…».

Тремя описанными типами исчерпывается иконография Рождества Христова в русской металлопластике. Каждый из них является подлинным шедевром прикладного искусства, свидетельствуя о высоком уровне эстетического чувства самых широких слоев населения нашей страны.

Газета «Православная вера» №1 (477), 2013 г.
Протоиерей Михаил Воробьев

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites