|
Св. прав. Иоанн Кронштадский. |
Говори: ничего своего не имею, всё Божие. Своё — это мечта грешной нашей плоти. Всё общее — вот слова обновлённого человека! Бяху им вся обща, и ни един же глаголаше что свое быти (Деян. 4, 32). Господи! Твоё есть дати ми сие.
Кто раздражается на другого из-за чего-нибудь вещественного, тот ставит этот вещественный предмет выше брата. Но что выше человека? На земле — ничто.
Чем более умножается внешнее состояние благочестивых, тем более свирепеет против них сатана и вооружается на них искушениями (кознями), как на Иова. Потому, боголюбцы, когда умножается благосостояние дома вашего, ожидайте сильных нападений от сатаны: то на одного, то на другого он будет бросаться в семействе и мучить его.
Все любим жизнь, хлопочем о счастливой жизни, а у самих жизнь тлеет в страстях. Отчего? Оттого, что не там, где надо, ищем жизни.
Нищий, питающийся от крупиц со стола своего господина, будет ли гордиться, что он питается его крупицами? Чем ему гордиться? Разве своей нищетой? Нищий — это я; господин — это Господь; крупицы от трапезы Его — все дары благодатные и природные .
Остриё скорби, которое ты вонзишь невинно в чужое сердце, войдёт и в твоё сердце, по строгому закону возмездия: в нюже меру мерите, возмерится вам. (Мф. 7, 2) Не хочешь скорби, не делай её другому. Беда наша часто в том, что мы своё зло приписываем другому.
Всячески почитай лики человеков живых, да почитаешь как должно лик Божий. Ибо лик Господа Иисуса Христа есть лик человеческий. — Не уважающий лика человеческого не уважит и лика Божия !
В имени человека — душа человека, например, в имени Иван душа Ивана. Так на призыв: Иван Ильич — его душа сознаёт себя в этом имени и откликается на него. Так в имени Иисус Христос весь Христос — душа и тело его, соединённые с Божеством.
Не на слово разгордевшегося обращай внимание, но на силу. Часто слово, по-видимому грубое, говорится вовсе не от грубости сердца, а так, по привычке. Что если бы на наши слова обращали все люди строгое критическое внимание, без христианской любви, снисходительной, покрывающей, кроткой, терпеливой? Нам давно бы надо было умереть.
В каждом слове — Бог-Слово, простое Существо. Как же осторожно надо выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога-Слова со Отцем и Духом? Когда молишься Богу по знакомым молитвам, к которым ты привыкаешь, говори в сердце: Господи! Ты всегда один и тот же. Сердце моё изменяется и охладевает к словам молитвы, а между тем сила их одна и та же, как и Ты вечно Тойжде еси.
Ты мечтаешь, что молишься, а ты давно оставил молитву: так называемая тобой молитва — это одни суетные звуки без значения для твоего сердца. Слова говоришь, а сердцем не сочувствуешь им; ты обманываешь Бога и себя. Молясь, непременно нужно внимать своему сердцу и словам молитв, чувствовать их истину и силу.
В молитве дышит надежда, и молитва без надежды — грешная молитва.
Ты говоришь: что мне делать со своим сердцем? Противоречит оно всему истинному и святому; расслабляется неверием там, где нужна крепкая вера, изменяет там, где нужна верность до смерти; не трепещет и даже готово смеяться там, где должно трепетать и страшиться. Что делать, что делать мне, говоришь, с моим сердцем? Познай твёрдо, однажды навсегда, за неотменную истину, что сердце твоё ложь и столп лжи, — всяк человек ложь (Пс. 115, 2-3); а всё, что есть в Церкви, начиная со слова Божия до самой краткой молитвы, есть истина, что Церковь Божия есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), как основанная на краеугольном камне — Христе, Который есть Истина, и одушевляемая и руководимая в век Духом Святым, Который есть Дух истины .
О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохлаждения.
Нет ничего ближе к нам Бога.
— Он Бог сердец, самых сердец, а сердце, в свою очередь, всего к нам ближе — это существо наше, сущность наша.
Не читающим Евангелия.
— Чисты ли вы, святы ли и совершенны, не читая Евангелия, и вам не надо смотреть в это зерцало? Или вы очень безобразны душевно и боитесь вашего безобразия? Приступите к Нему и просветитеся: и лица ваша не постыдятся (Пс. 33, 6).
Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными .
Это тихое, прекрасное, усеянное звёздами небо представит из себя некогда ужасное зрелище, пред явлением Господа с небесе. О, грешники, поучайтесь ежедневно зрелищем неба, когда можно поучиться. Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с небес (Мф. 24, 29).
История избрания и отвержения евреев показывает ту истину, что Бог верных Ему превознесёт и возвеличит, а неверных и неблагодарных унизит и отвергнет; ещё ту истину, что Он верен в Своих обетованиях и угрозах.
Даждь ми, Владычице, чистоту сердечную, простоту сердечную, сыновнюю доверчивость, преданность и любовь к Тебе всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.