Вспоминая отца Иону

26
https://www.facebook.com/lassa80
25 декабря 2012 в 17:23 34662 просмотра 14 комментариев


Вспоминая отца Иону



18 декабря 2012 года преставился ко Господу духовник Свято-Успенского Патриаршего Одесского мужского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко) — знаменитый старец и духовный наставник. Невозможно сосчитать, сколько людей побывало у него в Одессе. На протяжении многих лет они ежедневно выстраивались в длинную очередь, чтобы встретиться со старцем, получить его благословение, испросить совета и молитв.

О масштабах популярности отца Ионы в народе можно судить даже по Интернету. Сайт почитателей, десятки видеороликов, сотни упоминаний, двухтысячное сообщество «Вконтакте»… Несмотря на все это, информации о старце не так уж и много. В основном — рассказы о разовых поездках к нему, благодарности за помощь, цитаты из бесед, краткие и противоречивые биографические сведения. И почти ничего о его монашеской жизни. В общем, многим был известен отец Иона, но мало кто близко знал его.

Нам удалось найти такого человека. Художник-иконописец, преподаватель Полтавской духовной семинарии Антон Павлович Копач в бытность свою послушником Свято-Успенского монастыря несколько лет исполнял обязанности келейника отца Ионы. По просьбе редакции Правмира он поделился с читателями своими воспоминаниями о старце.



«Отец Иона достался мне «по наследству»


Решение о монашеской жизни у меня созрело в студенческой юности. Мечтал когда-нибудь попасть на Афон. А пока решил выбрать какой-нибудь наш монастырь, поближе к Святой Горе. Ближе всего по карте оказалась Одесса. В тамошний Свято-Успенский монастырь я сперва приезжал пожить на лето, а в 1996 году, после окончания Днепропетровского художественного училища, приехал проситься в послушники.

Взяли меня не сразу. Сказали — нам нужны образованные. Поступи в семинарию, отучись, тогда приходи. Так я и сделал. После первого курса перешел жить в монастырь, а после второго перевелся на заочное отделение и стал послушником.

Отец Иона уже тогда был очень популярен. Монастырь буквально штурмовали люди, желающие встретиться со старцем. Не только мне, послушнику, было сложно попасть к нему, но даже и монахам, чьим восприемником в постриге он был. Конечно, как и многие, я мечтал о таком духовном наставнике, молился об этом. Но даже и предположить не мог, при каких обстоятельствах мне доведется попасть к отцу Ионе. Келейников ему тогда не нужно было вовсе. Он очень самостоятельный был и вполне мог бы ухаживать за собой сам.

Отец Иона страдал болезнью ног. Каждый вечер он их парил. Нужно было принести ведро горячей воды, а после процедуры смазать ноги лечебной мазью. Это послушание нес послушник по имени Яков. По благословению отца Ионы он ушел на Афон, жил в скиту у о. Рафаила (Берестова), пока скит не разогнали греки… Так вот, после отъезда Якова отец Иона «по наследству» достался мне. И с 1998 до 2001 год я был у него келейником, если можно это так назвать.

Помню, как я впервые пришел к нему с ведром горячей воды. Постучался, сказал, зачем пришел. Заходи, говорит. Пока я делал процедуру, отец Иона молча молился. Потом сказал: «Все у тебя будет хорошо. Бог все даст». С этими его словами в памяти и в душе я жил и живу все эти годы…

У иеромонаха Ионы был родной брат. Не знаю, жив ли он еще, но в те годы приезжал в монастырь. Как-то я несу воду и слышу, как брат говорит обо мне: «Зачем он тебе нужен? Чего он тут ходит». А отец Иона на это отвечает: «Это не он мне нужен, а я ему». То есть, он смирялся даже передо мной, в ком не нуждался и кто ему, можно сказать, навязался…

Пока отец Иона парил ноги, я читал вслух молитвенное правило или книгу — то, что он попросит. Любимой его книгой были поучения преподобного Силуана Афонского.

Афон занимал особое место в сердце старца. Он неоднократно бывал там и всегда с душой говорил о Святой Горе. Он очень хотел туда уехать. Греки его приглашали. В Великой Лавре к нему очень почтительно относились. Но отец Иона всегда говорил, что Богородица указала ему место в Свято-Успенском монастыре, и что Ее воля на то, чтобы он был здесь.


«В миру это был жесткий, сильный и гордый мужик»

О биографии отца Ионы и его жизни до монастыря я знаю мало. Никогда не расспрашивал его об этом, имею лишь общие представления из его рассказов. Не знаю даже точно, откуда он родом. Почему-то думается, что с Кубани или из другого, близкого к Кавказу, региона.

Подробно о своей молодости старец не рассказывал. Но по тому, что мне довелось слышать от него, можно сказать, что в миру это был жесткий, сильный и гордый мужик. В Интернете можно найти нелицеприятные цитаты отца Ионы о своих молодых годах. Думаю, свой отпечаток наложила среда, в которой он рос, окружение — колхозные люди. Не люди, воспитанные на земле, а именно колхозные люди — сельские пролетарии. И строгостью нравов эта среда вряд ли отличалась. Но даже в этой среде будущий старец считался боевым парнем. Никого не боялся, ходил с ружьем. Даже отец его упрекал за это, мол, никто в семье оружия не носил…

В молодости работал трактористом. Тогда с ним произошла чудесная история. Пахал он ночью и нечаянно заснул за рулем трактора. Внезапно проснулся, видит — в свете фар перед трактором стоит женщина. Он заглушил мотор, выскочил — никого нет. А на том месте, где женщина стояла, обрыв. Отец Иона говорил, что это Богородица его от смерти спасла.

После этого ли случая, или нет, но он уверовал. С большим рвением, как многие люди, сердца которых впервые коснулась Божья благодать. Только отец Иона это рвение не оставлял до конца жизни…

Услышав, что в Абхазии живут монахи-отшельники, святые подвижники, отец Иона ушел на Кавказ. Пешком, по Военно-Грузинской дороге. И стал жить среди братии. Это те самые отшельники, о которых рассказывает книга «В горах Кавказа», написанная монахом Меркурием. Некоторые люди, описанные в этой книге, живы до сих пор.

Несколько лет прожил на Кавказе с монахами. А потом ему стала часто сниться мать. Один из старцев сказал отцу Ионе, что это она молится о сыне, тоскует, ищет. И благословил вернуться домой…

Обстоятельств встречи отца Ионы с преподобным Кукшей, о которой так много говорят в Одессе, я не знаю. Кажется, отец Кукша тогда был в Почаеве и благословил бывшего тракториста отправляться в Одессу, в Свято-Успенский монастырь. Правда, сразу его в монастырь не взяли, но отец Иона не уехал. Рядом с монастырем, со стороны моря, есть глиняные обрывы. Он вырыл в них пещерку и жил в ней некоторое время. И даже, говорят, перезимовал. Пещерка эта была цела до недавнего времени, в ней жил кто-то еще. Когда власть поменялась, там устроили свалку мусора, а потом просто закопали.

В монастырь же отец Иона сперва попал благодаря его навыкам тракториста. Советская власть оставила монастырь без электричества. Монахи установили дизель-генератор военного образца, вагончик такой. А для обслуживания его понадобился дизелист. Вот и позвали отца Иону.

Потом он жил в монастыре как простой рабочий. Трудился на коровнике. И, как говорят, очень претерпевал там. Смиряли его матушки, даже помоями обливали. Там же где-то и спал, рядом с коровами. Подробностей не знаю, это уже из того, что о нем рассказывали.



«Порой казалось, что люди хотели порвать его на амулетики»


Это был человек грандиозного смирения. Просто удивительного, если знать его природный характер. И это абсолютное смирение проявлялось буквально во всем.

Его келья в угловой башенке на втором этаже зимой была холодной, летом — ужасно жаркой, так как выходила окнами на солнечную сторону. К тому же, постоянно продымленной — внизу был душ с печным подогревом. Когда мы дважды в неделю разжигали эту разбитую печку, дым просачивался вверх, где жили старички-монахи, в том числе — отец Иона. Пожилой и больной, он никогда не жаловался на это.

Спал он на полу. Кровать в келье была, но она, как правило, была вся заставлена книжками и другими вещами, подарками, которые приносили отцу Ионе люди. Своим гостям он часто давал что-нибудь с этой кровати.

Исповедовал отец Иона в приделе Успенского храма. Придел тесный, люди его обступят тесной стеной, воздуха нет… А он сидит там со своими больными ногами и до службы, и всю службу, и после службы. Все исповедует. Уже другие священники закончили и ушли в алтарь, а вокруг отца Ионы все толпа исповедников стоит.

Вообще, вот эта огромная популярность отца Ионы в народе была для него тяжким крестом, который он безропотно нес. В своем отношении к этому он был для меня идеалом современного монашества, образом истинного покаяния и смирения…

Эта постоянная окруженность людьми, их почитание… И не просто почитание, а почти обожание. Порой казалось, что обступившие старца люди хотят порвать его на амулетики! А он слабый, больной, все терпел, никого не укорил. Это было его мученичество, его Голгофа…

Вокруг него было много людей, которые… спекулировали на нем, что ли. Встречались не совсем адекватные люди. Это, кстати, видно и по тому, как сейчас об отце Ионе в Интернете пишут.


По мировоззрению отец Иона был монархистом. За святую Русь. Но без перегибов. А его часто окружали какие-то типа казаки, чуть ли не черносотенцы. Слали ему письма. Помню, написал ему раз казак, какой-то боевой дядька, что они нашли какие-то пещеры и в них тренируются. Отец Иона с таким сокрушением отнесся к этому письму! Как будто к неразумию какому. И так бывало не раз.

Нет, он не говорил, что то или иное — плохо. Не осуждал никого. Но я находился рядом и ощущал его состояние. В нем было и сопереживание, и соболезнование, и желание добра людям, стремящимся как-то реализовать свои лучшие побуждения, и сожаление о том, что они не всегда реализуют их разумно. И это было всегда смиренно, без осуждения.


«После исцеления девушка изменилась до неузнаваемости»

Много говорят о случаях чудесного исцеления по молитвам отца Ионы. Я такими случаями специально не интересовался. Не придавал особого значения. Но несколько таких случаев остались в памяти.

У меня было послушание дежурства на воротах, где был хозяйственный вход. Справа от входа была вахтерка дежурного, а слева — келейка, в которой отец Иона принимал людей. Все эти люди были у меня перед глазами. Одна девушка, ходившая к отцу Ионе, явно выделялась нездоровым видом. Лет 17–18, острые черты лица, синяки под глазами… Неприятное и даже отталкивающее впечатление производила. Кричала на молитве. В общем, все признаки одержимости присутствовали…

И вот как-то я стою во дворе семинарии, разговариваю с семинаристами. Идет мимо девушка — милая такая, симпатичная, приятная. И кто-то говорит: это же та самая, что лечилась у отца Ионы. А я не могу вспомнить ее. Потом вспоминаю — да, действительно. Помню, меня это поразило. После исцеления эта девушка изменилась до неузнаваемости!

О втором случае я узнал, когда нес послушание в монастырской больнице. Там была матушка — профессиональный врач. Ее рассказ я принял как неоспоримый факт. К отцу Ионе привезли девочку — благословиться перед операцией. У нее был гнойный пиелонефрит, поразивший две почки, и одну почку нужно было удалять. После молитв отца Ионы, когда ее отправили на операцию, и когда сделали предварительный рентген, обнаружилось, что обе почки здоровы. Одна еще сохраняла остаточные признаки пиелонефрита, а вторая была здорова полностью.


«Он много знал, но мало говорил»

По мирским меркам отец Иона был человеком малообразованным. Медленно читал. Говорить не очень умел и не особо хотел, хотя со всеми говорил. У него были в запасе наработанные клише рассказов и историй. И когда нужно было, он просто как будто магнитофон включал и пересказывал их. Бывало, идет по монастырю, группа людей возле него собирается, он рассказывает им несколько историй. Пойдет дальше — вторая группа, которая тоже чего-то ждет. Он опять рассказывает им эти же истории. Потом третья, и так далее…

У меня сложилось впечатление, что отец Иона очень много знал, но мало говорил. Я мечтал об Афоне, переписывался с отцом Рафаилом (Берестовым), тот согласен был меня принять в братию Новой Фиваиды. Все это я рассказывал отцу Ионе. Он слушал, вздыхал, говорил: ну да, ну да… Как бы скептически… На Афон я так и не попал. Скит греки закрыли, а меня греческий консул не впустил, не выдал длительную визу.

Многие люди приходили к старцу за советами. Говорят, отец Иона, благословите сделать то-то и то-то. Отец Иона повздыхает, помолится: «Бог вам в помощь!». И никогда не спорил с людьми, даже если был с чем-то не согласен. Смирение для него было главным.

В особо серьезных случаях старец давал и конкретные советы. Один уважаемый отец, наш бывший семинарист, после долгих скитаний за границей вернулся на родину и оказался на жизненном перепутье. У него было три благословения — ехать на Афон, учиться в академии или обустраивать скит в Подмосковье, где уже была и земля, и спонсоры. Трое суток он жил в моей келье, спал на свободной кровати. И только потом отец Иона благословил его на академию. Видимо, все это время молился, как Господь на сердце положит.

Сколько у него было духовных чад — вряд ли возможно сосчитать. Да он наверняка и не считал. Знали его повсюду и ехали к нему отовсюду. Из-за границы люди приезжали, из Германии, из Штатов ездил какой-то дедушка.

Отец Иона так и называл себя — многодетным. Говорил мне: «Хорошо быть монахом! Вот ты женишься — сколько у тебя детей может быть? А я не женат, зато знаешь, сколько у меня детей много? Я такой многодетный!»


«Никакое видео не передаст величия этого человека»

После семинарии я хотел учиться дальше, поступать на иконописное отделение. В силу ряда обстоятельств мне пришлось уехать из монастыря.

С отцом Ионой с тех пор, как поступил учиться в Троице-Сергиеву лавру, я виделся всего лишь несколько раз, приезжая в Одессу. Писем ему не писал, зная, как много ему пишут и без меня. Неловко было беспокоить старца. Жил с его благословением, храня в душе первые обращенные ко мне слова: «Все у тебя будет хорошо. Бог все даст».

Последний раз я видел отца Иону пять лет назад, когда приезжал за благословением на женитьбу. Честно говоря, боялся. Не понаслышке знал, что старцы часто не благословляют на брак бывших послушников. Но отец Иона тепло благословил…

Буквально за неделю до его смерти передо мной возникла жизненная дилемма. Была возможность уехать в Америку, требовалось только приложить усилия. Долго колебался, думал, мучился, не зная, как поступить. И вот приснился мне отец Иона и во сне сказал: «Не спеши». Для меня это было так сильно, что все сомнения разом отпали. Знаю, что снам особо верить не положено, но бывают особые сны, оставляющие глубокие впечатления. Я позвонил своему однокурснику, отцу Евгению. Он говорит: может, тебе надо к нему съездить? Нужно было сразу ехать, а я отложил, по семейным делам закрутился. Теперь жалею…

Говорить, вспоминать о старце можно много. Но никакой рассказ не заменит чувства, которое возникало при живом общении с ним. Никакое видео не передаст величия этого человека, Божественного действия, которое присутствовало в нем. Благодарю Бога за то, что отец Иона был в моей жизни. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего схиархимандрита Ионы!

Записал Артем Левченко

http://ua.pravmir.ru/vspominaya-otca-ionu/

Комментарии (14)

Всего: 14 комментариев
#1 | Ptica »» | 25.12.2012 22:21
  
9
Лидия спасибо Вам за статью! Батюшка был воистину Воином Христовым!
#2 | Olivka »» | 25.12.2012 22:26
  
8
Дорогой и любимый мой батюшка, как мне Вас будет не хватать! Я до сих пор не могу смирится с такой потерей. За несколько дней до смерти батюшки Ионы, я прослушивала аудио книгу о о батюшке Амвросии. Там меня очень удивило , как сильно горевали матушки по смерти батюшки Амвросия. Я тогда не могла даже предположить, что и меня через несколько дней настигнет такое же самое горе. И я на себе испытаю тоже самое…

Пять дней нескончаемым потоком к батюшке шли попрощаться , приехавшие со всех уголков нашего православного мира его духовные чада и просто любящие его. Больше десяти тысяч православных пришло простится с батюшкой. Такого огромного наплыва верующих я никогда не видела, даже на Пасху. Специально для приехавших из других городов и из-за границы обустроили нижний храм для ночлега. На отпевании люди плакали, оплакивали свое сиротство. И на прощальном слове плакал архиепископ Алексий и от нахлынувших слез ему тяжело было говорить.. Он сказал, что любви у батюшки к людям было так много, что она даже превосходила ту необходимую сторогость, которая нужна иногда для нас. Я согласна с этими словами. Он был самым любвеобильным батюшкой. Я наверное больше такого человека никогда не встречу.

Скольким людям батюшка утер слезы, скольких привел к вере, знает только один Господь. Для меня лично, батюшка был опорой, отрадой и утешителем, молитвенником на протяжении многих лет. Сколько любви к людям у него было! Он даже на смертном одре, за два дня до смерти принимал людей А как мы его не жалели!. Я никогда не забуду, как глубокой осенью, люди уже в теплых куртках и шапках, по дороге с храма в келию окружили его и долго-долго к не отпускали одетого в легкий подрясник. Батюшка уже аж синий от холода, но терпеливо благословлял, что-то раздавал. И никому не пришло в голову, что батюшке очень холодно и его пора отпустить. Батюшка, простите нас… Сколько раз я стремглав бежала в монастырь, чтобы получить благословение, отдать записочку с просьбой о молитве. Или хотя бы издалека увидеть его и сразу на душе становилось спокойно. Батюшка имел удивительную способность, при общении с ним или просто видя, как он что-то говорит на пользу души, как-то сразу все проблемы и печали с которыми ты пришел, уходили на задний план, а на первом сразу становились мысли о будущей жизни, о вечности, о Боге, появлялось какое-то спокойствие, силы дальше жить, терпеть скорби, открывалось как - бы «второе дыхание» и уходишь всегда утешенным.

Теперь для меня , мой дорогой батюшка , осталась только одна Ваша могилка и фотография в рамочке …..

Мой дорогой и любимый батюшка и после смерти не оставил меня без своего обычного благословения. У самого гроба я получила иконку святителя Спиридона Тримифунтского. Спасибо Вам, мой родной!
Вечная Вам память!
#3 | Священник Сергий »» | 25.12.2012 22:28 | ответ на: #2 ( Olivka ) »»
  
10
Сочувствую вашей утрате,уповаю на то,что, милостью Божией, ваш духовный отец и по смерти не оставит вас своим молитвенным попечением и заботой.Крепитесь сердцем и ради светлой памяти духовного отца постарайтесь быть в жизни христианской его достойными чадами, и последователями его любви и праведности.Вечная память новопреставленному схиархимандриту Ионе!
#4 | Olivka »» | 25.12.2012 22:29 | ответ на: #3 ( Священник Сергий ) »»
  
6
Спаси Вас, Господи, батюшка.
В своем прощальном слове митрополит Агафангел сказал, что для того чтобы снова встретится с нашим дорогим батюшкой Ионой и быть с ним , нам надо стать истинными христианами и всей своей жизнью стать достойными Царствия Небесного .
Упокой, Господи, душу схиархимандрита Ионы, и его молитвами спаси и помилуй нас.
  
#5 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 30.12.2012 20:59
  
2
Как прощались с отцом Ионой

Отец Иона.Последний путь 1 ролл



Отец Иона.Последний путь 2 ролл


Отец Иона.Последний путь. 3

  
#6 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 31.12.2012 00:07
  
5

Он видит всё и всех нас,
Как страдаем мы без него,
Он будет молиться за нас,
А сейчас мы молимся за него.
Друг наш,хороший,светлый,
Мы любим тебя и скорбим!
Мы Господу молиться будем,
Чтоб он душу твою во врата
Райские пустил!
Господи,упокой Господи душу
Усопшего Раба Твоего Иона.
И сотвори ему Вечную память.

Телевизионное Епархиальное Обозрение выпуск 139
Ведущий протоиерей Максим Омельченко

Одесса скорбит за схиархимандритом Ионой (Игнатенко), одним из известнейших старцев современности. Напомним, отец Иона скончался 17-го декабря в Свято-Успенском мужском монастыре после продолжительной болезни. Монах — старец несколько лет боролся с недугом. То, что он прожил так долго с тяжелейшим диагнозом, можно считать чудом.
По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского гроб с телом усопшего схиархимандрита Ионы (Игнатенко) находился в соборе Свято-Успенского Одесского мужского монастыря.По традиции над усопшим священнослужителем круглосуточно читалось Евангелие, и все желающие могли попрощаться с батюшкой посетив Свято-Успенский Одесский мужской монастырь. Похороны старца были совершены утром 22 декабря после завершения заупокойной Божественной литургии, которую возглавил. митрополит Агафангел.
17 декабря Святая Церковь чтит память великомученицы Варвары. Будучи язычницей, она всем своим сердцем хотела познать Бога, Который создал этот прекрасный мир. 18 декабря, в ходе своего архипастырского визита в южные районы Одесской области, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение Свято-Варваринского храма, сооруженного в одном из городских парков города Измаила. 18 декабря он совершил освящение часовни в честь святого великомученика Георгия Победоносца, расположенной на территории Измаильского РО УМВД. А так же совершил освящение колоколов для Свято-Рождество-Богородичного храма города Измаила. 19 декабря в день памяти Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца православные Измаила спешили в Свято-Никольскую обитель чтобы вместе со своим архипастырем, владыкой митрополитом Агафангелом разделить молитвенную радость престольного дня этого монастыря.
Детская клиническая больница в один из самых любимых детьми праздник — день Святого Николая не обошлась без подарков. Ее посетили члены общественной организации «Илья Муромец», которые пришли поддержать детишек добрым словом и принесли подарки каждому.
20 декабря Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский принял участие в расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое прошло под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.

смотреть видео

  
#7 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 31.12.2012 16:26
  
3
«Со святыми упокой, Господи, душу новопреставленного схиархимандрита Ионы и его святыми молитвами помилуй нас»
  
#8 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 02.01.2013 18:10
  
3
Старец Иона Одесский

Памяти одесского старца Ионы


18 декабря отошел, ушел ко Господу схиархимандрит Иона (Игнатенко) - духовник Одесского Свято-Успенского мужского патриаршего монастыря, известный не только в Одессе или на Украине старец. Ему было отмерено 88 лет. Как поет в своей Псалтири святой царь и Пророк Давид: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89, 10). Тяжелым трудом отмечена вся земная жизнь отца Ионы. Рожденный в простой многодетной семье, он не смог даже закончить общеобразовательную школу: необходимо было начинать работать, чтобы помочь родителям. Во время Великой Отечественной войны пришлось трудиться на оборонном заводе, а после победы - и трактористом, и шахтером, и на нефтедобыче. Тяжелая работа подорвала силы, вот и заболел он туберкулезом. В больнице ежедневно наблюдая за страданиями и гибелью людей от страшного недуга, этот труженик дал обещание о том, что если выздоровеет, то остаток жизни посвятит Богу. А было ему тогда около 40 лет. Господь услышал молитву болящего. Как рассказывал сам отец Иона, в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь он приехал посмотреть, да так и остался навсегда. Преподобный Кукша Одесский тогда был в числе братии. Отец Иона по праву считается его учеником и продолжателем старческого подвига. Послушание духовника обители, пожалуй, одно из самых трудных. Но именно к труду и был приучен с ранних лет будущий старец. «Orum et laborum», «Молись и трудись» - вот жизненный девиз монаха.



Более 40 лет провел старец, облекшись в ангельский образ. Отец Иона - один из немногих настоящих старцев в Русской Православной Церкви. Сегодня говорят о целительной силе этого монаха. Но, наверное, это не совсем правильно. Господь по молитвам этого старца давал людям исцеление и утешение. Господь вкладывал в уста отца Ионы те слова, которые нужно было услышать конкретному человеку.

Он практически всегда был окружен народом. Целые толпы ожидали у небольшого крылечка, когда отец Иона выйдет из алтаря Свято-Покровского монастырского храма по окончании Божественной Литургии: испросить благословения, увидеть старца, просто побыть с ним рядом. А очередь страждущих, которых без устали принимал старец, часто выходила за монастырские ворота. И для каждого находилось у него особое слово, часто особая притча, которая начинала сбываться немедленно и непостижимым образом. К отцу Ионе ехали, без преувеличения, со всех концов света. И совершенно разные люди - простые и облеченные властью, практически не верующие и правящие архиереи. Стремился побывать у старца во время посещений Одессы президент Украины Янукович. Святейший Патриарх Кирилл беседовал с отцом Ионой во время своего первосвятительского визита в 2010 году.

Столь напряженная трудовая жизнь, ведь, кроме приема посетителей отец Иона совершал богослужения, исповедовал и братию и прихожан монастыря, конечно, вновь подорвала его силы. Не один месяц провел старец в больницах, отца Иону приняли лучшие клиники Одессы и Киева, весь персонал от главврача до санитарки был готов оказать любую помощь старцу. Страшный диагноз - рак позвоночника - не стал причиной прекращения привычного труда отца Ионы. Господь продлил дни земной жизни этого монаха на целый год, что само по себе является чудом. Вернувшись в свою обитель, он возобновил прием посетителей и продолжал его до последнего дня. Для тех, кто не мог попасть лично на прием к отцу Ионе, возле его кельи был установлен особый ящик для записок, - все их старец не уставал читать буквально до последнего вздоха.

Сегодня старца Ионы Одесского нет с нами, но теперь, мы надеемся, ему гораздо легче молиться за всех нас, предстоя у Престола Божия.


Ольга Кравец

http://www.3rm.info/31480-pamyati-odesskogo-starca-iony.html
  
#9 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 02.01.2013 21:19
  
3

Молитвами своими помогать людям

Преставился ко Господу на 88-м году жизни духовник Свято-Успенского патриаршего Одесского мужского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко).

В Одессе в Свято-Успенском соборе на перекрестке улиц Успенская и Преображенская почивают святые мощи святого праведного Ионы Атаманского. Настоятель Свято- Никольской церкви в Одесском порту протоиерей Иона своими духовными дарами напоминал святого прав. Иоанна Кронштадтского. Когда к Иоанну Кронштадтскому приезжали из южных губерний Российской империи, то святой старец спрашивал: «А зачем вы так далеко ехали? У вас же есть отец Иона?»

В конце ХХ века в Одессу вновь за советом и духовным наставлением съезжались люди не только со всей Новороссии, но со всех концов бывшей Российской империи. Приезжали они в одесский Успенский монастырь к схиархимандриту Ионе (Игнатенко). Имя духовника монастыря, ученика прп. Кукши Одесского было хорошо известно православным русским людям. Старец Иона обычно принимал исповедь недалеко от святых мощей прп. Кукши в Никольском храме монастыря. Последние годы у кельи старца, которая находилась у ворот монастыря, всегда толпилось множество людей. Некоторые занимали очередь с 4-5 часов утра. Схиархимандрит Иона не только наставлял и утешал многих людей, укреплял в вере, но мне приходилось много слышать от православных одесситов об исцелениях по молитвам старца. Сам же отец Иона последние годы тяжело болел – онкологическое заболевание позвоночника. Врачи говорят, только чудом можно назвать то, что отец Иона жил последние годы. Так бывает – старцы, исцелявшие многих, сами со смирением несут крест тяжелых болезней. Вспомним прп. Старца Амвросия Оптинского.

Мне всегда казалось, что схиархимандрит Иона чем-то напоминает Оптинских старцев. Необыкновенное смирение и дух любви отличали монаха Иону всегда. Говорят, в советские годы власти запрещали рукополагать отца Иону, но и просто монах Иона окормлял многих людей. В Москве мне сказали: «Будешь в Одессе, постарайся встретиться с монахом Ионой». Я помню, как первый раз меня привели в Успенский монастырь к отцу Ионе. Он отправлялся на послушание, шел с косой на плече в поношенном подряснике с заплатами, а вокруг простого монаха собралась большая группа православных людей, которые желали получить ответы на свои духовные вопросы. Должен заметить, что за эти годы отец Иона совершенно не изменился, только волосы стали седыми. Такое же смирение, простота и глубокая внимательная серьезность в беседе с людьми. В то время я услышал удивительную историю, которая произошла в Успенском монастыре. Покойный митрополит Сергий стал выговаривать братии, что многие ходят в старых поношенных подрясниках. Все стояли, слушали упреки архиерея. Но когда подходили под благословение, неожиданно появился монах Иона, который исполнял послушание моториста. Подойдя под благословение, отец Иона наклонился и на глазах у всех вытер испачканные машинным маслом и соляркой руки о шелковый подризник митрополита Сергия, а затем, смиренно взяв архиерейское благословение, ушел. Надо сказать, что и митрополит Сергий проявил смирение и мудрость, достойную старца. Ни слова не сказав о поступке монаха, владыка прислал монахам обители, у которых были самые худые и залатанные одежды, новые подрясники. В том числе и отцу Ионе.

У схиархимандрита Ионы в келье среди икон стоял всегда портрет Александра Васильевича Суворова. Старец называл Суворова Русским Архистратигом и считал святым. Увидев портрет Суворова, я обрадовался, так как в своих передачах говорил о необходимости церковного прославления Александра Васильевича в лике святых благоверных князей-воинов и часто выслушивал нарекания по этому поводу. Старец благословил заниматься прославлением Александра Суворова, говорил, что полководец был великим молитвенником и побеждал с помощью Божией, благодать Святаго Духа укрепляла Русского Архистратига. Отец Иона все эти годы благоговейно почитал память святых Царственных мучеников.

Скорбел о том, что политики отрывают Украину от России. Схиархимандрит Иона говорил нам: «Я сам малоросс, но скажу – нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь. А разделить нас решили враги, чтобы уничтожить Православие на Малой Руси. Но Господь того не допустит».

Схиархимандрит Иона родился в 1925 году в крестьянской семье. Был самым младшим –девятым ребенком. С ранних лет все много трудились. Семья Игнатенко была небогатой, но попала под раскулачивание, как многие крестьянские семьи. Семья была верующей. В школе детям сказали, что Бога нет, молиться не надо, скоро построят Днепрогэс, за людей все будут делать машины, и наступит рай на земле. Дома мать сказала мальчику: «Не слушай безбожников. Главное – молитва. Не будет на земле рая. А рай будет только на небе». Отец Иона говорил: «Молитва и труд – два крыла. Молись и трудись».

Отец Иона много трудился, работал с 15 лет на нефтепромыслах, был шахтером, трактористом. В 40 лет заболел туберкулезом в тяжелой форме. Вокруг в палате все умирали. Отец Иона дал обет – если исцелится, то будет служить Богу. Пришел в одесский Успенский монастырь. Некоторые говорили, что старцу было видение Матери Божией, в котором было открыто, что спасаться он должен в Успенском монастыре в Одессе. Но на послушание в монастырь в то советское время попасть было непросто. Успенский монастырь стоит на высоком берегу над морем. Осенью отец Иона вырыл в береговой круче земляную пещеру. «Каждое утро вставал на молитву», – рассказывал нам отец Иона, – « Матерь Божия, прими в свою обитель!». Прожил в сырой землянке над морем на суровом ветру до весны, а к лету в монастыре понадобился моторист, и отца Иону взяли послушником.

Последние десятилетия схиархимандрит Иона был духовником Свято-Успенского монастыря в городе Одессе. К старцу приезжали не только со всей Украины, но и из Сибири, с Урала, из Москвы. Среди духовных чад схиархимандрита Ионы много наместников монастырей, настоятелей храмов, монашествующих и простых мирян. Старец с одинаковым вниманием принимал всех – и высокопоставленных правительственных чиновников, и простых селян и рабочих. Думаю, что каждый, кому по милости Божией довелось побеседовать со старцем, навсегда запомнит встречу со схиархимандритом Ионой.
Хочу вспомнить еще один удивительный факт, о котором рассказывали духовные чада батюшки Ионы: «Возьмите некоторое количество православной народной газеты «Русь Державная» и раздайте ее людям», – такое послушание давал им старец.

Тепло вспоминает о встречах с батюшкой Ионой Андрей Печерский, главный редактор газеты «Русь Державная»: «Он многому научил меня и прежде всего снисходить к недостаткам и немощам людей». Четырнадцать лет тому назад ему посчастливилось совершить вместе с отцом Ионой паломничество на Святую Землю. «Крест-мощевик, который он подарил мне тогда – всегда со мной».

Тяжело болея, старец Иона продолжал принимать народ. Рассказывают, что даже за неделю до кончины, будучи уже на смертном одре, лежа в постели, он продолжал прием. Сам митрополит Агафангел говорил ему: «Поберегите себя, батюшка. Вы ведь только подлечились, а люди сильно вас утомляют». На что отец Иона отвечал: «А зачем же я лечился? Я ведь для того и послан сюда, чтобы молитвами своими помогать людям!» Разве может такая любовь к людям исчезнуть с переходом души старца ко Христу Спасителю – Источнику Любви. Мы знаем, что в Вечности батюшка Иона не перестанет молиться о нас, грешных. Уверен, что на могилку схиархимандрита Ионы православный народ будет приходить со своими скорбями, просьбами так же, как приходили на могилку его учителя прп. Кукши Одесского. Думаю, духовные чада схиархимандрита Ионы соберут многие свидетельства о жизни старца, и мы сможем ознакомиться с подробным жизнеописанием батюшки.

Старец верил, что если будет искреннее покаяние, то Милостивый Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, Царицы Небесной восстановит Святую Русь во главе с Православным Царем – Помазанником Божиим. Но всегда старец Иона добавлял: «Господи, поможи, да и сам не лежи». «Два крыла для спасения – молитва и труд» – вот завет, который оставил нам старец схиархимандрит Иона.
Упокой, Господи, душу новопреставленного схиархимандрита Ионы и его святыми молитвами помилуй нас!

http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=692
  
#10 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 03.01.2013 19:43
  
3
Дорогой и Любимый Батюшка Иона Одесский
Миссионерское Обозрение 31.12.12 №9

#!
  
#11 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 04.02.2013 13:26
  
3
Памяти схиархимандрита Ионы


Из жизни святых мы знаем, что Господь прославляет своих верных чад, даже если они сами избегают мирской славы. Один из таких мужей -- недавно почивший старец схиархимандрит Иона (Игнатенко), духовник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, человек, всю жизнь свою посвятивший служению Богу. Когда стало известно о его славной кончине, тысячи духовных чад отца Ионы приехали из всех уголков Украины в Одессу, чтобы проститься со своим наставником. О своём старце, его блаженной кончине и о славных чудесах, последовавших за этим рассказывает Светлана Савчук, духовное чадо схиархимандрита Ионы, прихожанка храма Рождества Богородицы в городе Белополье.
  
#12 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 21.06.2013 08:30
  
3

Схиархимандрит Иона (Игнатенко)


«А потом вдруг пришел момент, ког­да понял, что все, жить так нельзя, пора душу спасать...»



«...жизнь становится ценной, когда ты ее проживаешь честно перед людь­ми и Богом, когда твой советник — со­весть!»

«Хорошо быть монахом! Вот ты же­нишься — сколько у тебя детей может быть? А я не женат, зато знаешь, сколь­ко у меня детей много? Я такой много­детный!»

Сам человек никак не может спас­тись, только Господь нас спасает. А раз Господь спасает, то что нам надо основ­ное делать?.. Надо молиться и тру­диться — «Господи поможи, а сам не лежи».

Мы осиротели — ушел великий старец, праведник, подвижник благочестия, хранитель Слова Божия, делатель нивы Божией. Три дня десятки тысяч почитателей схиархимандрита Ионы нескончаемым потоком со всех концов Украины, России, Молдовы хлынули в Свято-Ус­пенский одесский патриарший монастырь. Отец Иона навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый свя­щенник, строгий монах, усердный постник и мо­литвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался к нему за советом.

Имя духовника монастыря, ученика прп. Кукши Одесского было хорошо известно право­славным русским людям. Старец Иона обычно принимал исповедь недалеко от святых мощей прп. Кукши в Успенском храме монастыря. Пос­ледние годы у кельи старца, которая находилась у ворот монастыря, всегда толпилось множество людей. Некоторые занимали очередь с 4-5 ча­сов утра.

Схиархимандрит Иона не только наставлял и утешал многих людей, укреплял в вере, но мне приходилось много слышать от православных одесситов об исцелениях по молитвам старца. Сам же отец Иона последние годы тяжело болел

— онкологическое заболевание позвоночника. Врачи говорят, только чудом можно назвать то, что отец Иона жил последние годы. Так бывает

— старцы, исцелявшие многих, сами со смире­нием несут крест тяжелых болезней.

Мне всегда казалось, что схиархимандрит Иона чем-то напоминает Афонских и Глинских старцев. Необыкновенное смирение и дух люб­ви отличали монаха Иону всегда.

Еще будучи простым монахом Иона окормлял многих людей. Рассказывает москвич В. духовное чадо о. Ионы: «как-то мне сказали: бу­дешь в Одессе, постарайся встретиться с мона­хом Ионой». Я помню, как первый раз меня при­вели в Успенский монастырь к отцу Ионе. Он отправлялся на послушание, шел с косой на пле­че в поношенном подряснике с заплатами, а вок­руг простого монаха собралась большая группа православных людей, которые желали получить ответы на свои духовные вопросы.

В то время я услышал удивительную историю, ко­торая произошла в Успенском монастыре. Покойный митрополит Сергий стал выговаривать братии, что мно­гие ходят в старых поношенных подрясниках. Все сто­яли, слушали упреки архиерея. Но когда подходили под благословение, неожиданно появился монах Иона, ко­торый исполнял послушание дизелиста.

Подойдя под благословение, отец Иона наклонил­ся и на глазах у всех вытер испачканные машинным маслом и соляркой руки о шелковый подризник митро­полита Сергия, а затем, смиренно взяв архиерейское благословение, ушел. Надо сказать, что и митрополит Сергий проявил смирение и мудрость, достойную стар­ца. Ни слова не сказав о поступке монаха, владыка при­слал монахам обители, у которых были самые худые и залатанные одежды, новые подрясники. В том числе и отцу Ионе.

У схиархимандрита Ионы в келье среди икон стоял всегда портрет Александра Васильевича Суворова. Ста­рец называл Суворова Русским Архистратигом и считал святым. Старец говорил, что полководец был великим молитвенником и побеждал с помощью Божией, благо­дать Святаго Духа укрепляла Русского Архистратига.

Отец Иона еще до прославления святых Царствен­ных мучеников благоговейно почитал их. По мировоз­зрению отец Иона был монархистом. Старец верил, что если будет искреннее покаяние, то Милостивый Гос­подь по молитвам Пресвятой Богородицы, Царицы Не­бесной восстановит Святую Русь во главе с Православ­ным Царем — Помазанником Божиим.

Некоторые духовные чада батюшки говорили, что старцу было видение Матери Божией, в котором было открыто, что спасаться он должен в Успенском монас­тыре в Одессе. Есть свидетельство одного из келейни­ков старца — «Подробно о своей молодости старец не рассказывал. Но одну историю я запомнил. Как-то но­чью он пахал и нечаянно заснул за рулем трактора. Внезапно проснулся, видит — в свете фар перед трак­тором стоит женщина. Он заглушил мотор, выскочил — никого нет. А на том месте, где женщина стояла, об­рыв. Отец Иона говорил, что это Богородица его от смерти спасла».

Но на послушание в монастырь в то советское вре­мя попасть было непросто. Успенский монастырь — это особенный монастырь. Его история тесно связана с именами и деятельностью таких выдающихся людей и святых как прмч. Парфений Кизилташский, прмч. Владимир, прп. Кукша Одесский, епископ Порфирий Успенский, митрополит Гавриил Банулеско-Бодони, ар­хиепископ Никон Петин, митрополит Сергий, Святей­ший патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Свя­тейший патриарх Пимен и многие другие выдающиеся личности...

По преданию митрополит Киевский и Галицкий Гав­риил (Банулеско-Бодони), экзарх Молдовлахийский еще в 1804 году, находясь в Одессе, выразил свое восхище­ние чудесным видом и расположением дачи Александра Теутула.

Узнав о желании Александра Теутула построить здесь церковь и маяк, он вскоре благословил благоустроить на этом месте общежительный мужской монастырь.

В 1814 году на пожертвованной земле было основано архиерейское подворье, а в 1820 году митрополит Гаври­ил ходатайствует об устройстве мужского монастыря. В 1824 году ходатайство окончательно утверждено.

Таким образом, в первой четверти ХIХ века на юге России появляется Одесский Свято-Успенский мужс­кой монастырь, который на протяжении двух столе­тий был центром духовности и благочестия. Здесь не­устанно молятся о том, чтобы Бог даровал мятущему­ся миру мир и благоденствие, чтобы Господь привел заблудших в лоно Православной церкви, о стяжании Духа Святого, о научении всех правде Божией, о про­буждении дремлющих в греховности к покаянию.

Среди братии монастыря много духоносных стар­цев, к которым обращаются сотни, тысячи людей со всех концов Святой Руси. Свято-Успенский монастырь стал великой школой духовной жизни.

Сегодня, когда на Святой Руси возрождается благо­нравие, возрождаются традиции монашеской жизни, наше общество все более испытывает острую потреб­ность в укреплении духовных и нравственных начал. Особенно важное значение приобретает жизненный опыт лучших из лучших старцев-монахов, таких как: архимандрит Иоанн Крестьянкин, архимандрит Кирилл (Павлов), схиархимандрит Зосима (Сокур), протоие­рей Николай (Гурьянов) и, конечно, наш одесский ста­рец — схиархимандрит Иона (Игнатенко).

Схиархимандрит Иона (в миру Игнатенко Влади­мир Афанасьевич) родился на Кировоградщине 10 ок­тября 1925 года, в крещении назван в честь равноапо­стольного князя Владимира. Он был девятым ребенком в семье. Время было тяжелое, безбожное. Его матери было 45 лет, когда она родила маленького Владимира. Родители были верующими людьми — отец Афанасий, мать Пелагия. Жили очень бедно, но радостно — с Бо­гом, под Покровом Пресвятой Богородицы. В семье была одна лошадь и две коровы. Как вспоминал батюш­ка Иона: «Новая власть пришла нас раскуркуливать. Семью из одиннадцати человек! Какие же мы кулаки?.. Одна из причин раскулачивания была в том, что мы не скрывали своей веры в Бога, посещали церковь».

Батюшке Ионе любовь к Богу и людям прививали с детства. Он частенько своим духовным чадам рас­сказывал о тяжелом крестьянском труде и крестьянс­ком благочестии, о своем детстве.

В 30-е годы ХХ века борьба с церковью достигла своего апогея, разрушались храмы и монастыри. Свя­щеннослужителей и монахов ссылали в Сибирь. В Одес­се тогда осталось всего 3 храма. В эти годы маленький Владимир пошел в школу. Часто батюшка рассказывал:

«Когда приду со школы, подойду к маме и скажу... В школе говорят Бога нет, а мама мне отвечает — не верь Володя, Бог есть. Без Бога не до порога, молитва и труд все перетрут. Эти слова матери помогают мне и сейчас».

«Молитва и труд — два крыла», — часто говорил ба­тюшка Иона своим духовным чадам.

В 1937 году батюшка Иона заканчивает четырех­летнюю школу и вскоре переезжает в Грузию. С 1941 года, в возрасте шестнадцати лет, работает на нефтя­ных промыслах до 1948 г. После войны переезжает в Молдавию, где проживает до 1970 г.

Впервые пришел батюшка в Свято-Успенский пат­риарший мужской монастырь в 1964 году, когда про­живал в Молдавии.

Год этот для обители особенный — 24 декабря 1964 года преставился преподобный Кукша Одесский. По­читатели старца видят в этом промысел Божий — на смену одному старцу пришел другой.

В 1971 г. отец Иона принят в число братии Свято-Ус­пенского Одесского мужского монастыря.

«Борьба против себялюбия тяжела, но все совер­шается в этом мире по благодати Божией».

25 марта 1973 года послушник Владимир был пост­рижен Высокопреосвященнейшим Сергием (Петровым), митрополитом Одесским и Херсонским в иночество.

Любовь, кротость, смирение, всепрощение, незло­бие, непамятизлобие, неосуждение, необидчивость — все это с Божией помощью приобрел старец за годы пребывания в монастыре, и передавал своим духовным чадам.

8 апреля 1979 года отец Иона был пострижен в монашество наместником Свято-Успенского монасты­ря архимандритом Поликарпом в честь свт. Ионы, мит­рополита Московского и всея Руси, чудотворца (31 марта/13 апреля).

22 февраля 1990 года посвящен в священнический сан викарным епископом Иоанникием (вскоре став­шим митрополитом Луганским и Алчевским), в Свято- Успенском храме Свято-Успенского Одесского мужского монастыря.

В 1993 году дорогой батюшка Иона становится игу­меном, а 22 апреля 1998 г. получает сан архимандри­та. Еще будучи игуменом, батюшка становится одним из духовников Свято-Успенского мужского монастыря.

И вот до недавнего времени в этой обители батюш­ка, пройдя путь от послушника до схиархимандрита и духовника монастыря — всех, кто обращался к нему, наставлял, принимал, вразумлял, вымаливал, учил жить всегда с Богом, благодарить Бога — и за скорбь, и за радость.

«У схиархимандрита Ионы три небесных покрови­теля, — говорил владыка Агафангел, — святой равно­апостольный Владимир, святитель Иона, митрополит Московский, в честь которого он принял свой первый постриг, и в схиме пророк Иона. Благодатные качества сих трех великих святых Православной церкви по бла­годати Божией присущи старцу Ионе и его подвижни­ческой жизни».

Последние десятилетия схиархимандрит Иона был духовником Свято-Успенского монастыря в городе Одессе. К старцу приезжали не только со всей Украи­ны, но и из Сибири, с Урала, из Москвы. Среди духов­ных чад схиархимандрита Ионы много наместников монастырей, настоятелей храмов, монашествующих и простых мирян. Старец с одинаковым вниманием при­нимал всех — и высокопоставленных правительствен­ных чиновников, и простых селян и рабочих. Думаю, что каждый, кому по милости Божией довелось побе­седовать со старцем, навсегда запоминал встречу со схиархимандритом Ионой.

Тяжело болея, старец Иона продолжал принимать народ. Рассказывают, что даже за неделю до кончины, будучи уже на смертном одре, лежа в постели, он про­должал прием. Сам митрополит Агафангел говорил ему: «Поберегите себя, батюшка. Вы ведь только подлечи­лись, а люди сильно вас утомляют». На что отец Иона отвечал: «А зачем же я лечился? Я ведь для того и по­слан сюда, чтобы молитвами своими помогать людям!» Разве может такая любовь к людям исчезнуть с пере­ходом души старца ко Христу Спасителю — Источнику Любви. Мы знаем, что в Вечности батюшка Иона не перестанет молиться о нас, грешных.

Схиархимандрит Иона любил людей. Его чуткое сердце принимало всех, кто хотел послужить Богу, людям, Отечеству. Одно его присутствие с неподдель­ной искренностью внушали Любовь, Веру и Надежду.

Схиархимандрит Иона свято верил, что Господь и Божия Матерь не оставят Святую Русь. Скорбел схи­архимандрит Иона о том, что политики отрывают Ук­раину от России. Батюшка говорил: «нет отдельно Ук­раины и России, а есть единая Святая Русь. А разде­лить нас решили враги, чтобы уничтожить Правосла­вие на Малой Руси. Но Господь того не допустит».

Кто испытывал нужду или необходимость в духов­ном окормлении, в утешении или помощи батюшки, всегда попадал к нему! Часто старец сам подходил к нуждающимся. Рассказывает раба Божия Лидия: «Мы живем в Тульчине. Я давно хотела увидеть старца и по­просить его помолится о моей семье. Наконец удалось собраться и мы поехали в Одессу с паломниками в Свя­то-Успенский монастырь, чтобы приложиться к мощам прп. Кукши Одесского. Когда мы приехали в монас­тырь, мы узнали, что отец Иона вернулся с Афона. Но все говорили, что мы навряд-ли его увидим. А я надея­лась и произошло невероятное я не только его увидела, но и получила от него благословение, когда я ставила свечу он сам ко мне подошел и... поправил мою свечу! ... и помазал елеем!»

Батюшка Иона учил, что не надо гнаться за мирски­ми вещами, а прежде всего надо ценить жизнь и вещи духовные. «Нужно просить Господа о спасении наших душ». Рассказывает раб Божий Вячеслав: «мы несколько раз были у отца Ионы, в силу семейных обстоятельств — у нас многодетная семья — мы не были у него как-то более полугода, какова была радость, когда мы смогли посетить его и вдруг услышали, — как там Виталик?.. (это наш стар­ший сын). Батюшка назвал наши имена и поговорил с нами, хотя мы видели его в то время всего один раз и пос­ле того у него было множество посетителей. Мы явствен­но ощутили его молитвенную поддержку и помощь. Вскоре я смог получить хорошую работу, а поведение моего сына (тогда очень непослушного подростка) во многом испра­вилось. В другой раз мы пришли в монастырь с другом моего сына: он очень хотел увидеть батюшку (тогда еще архимандрита) Иону. Они ждали очень долго, но тут вы­шел монах и попросил помочь перенести много тяжелых вещей и разгрузить машину мы пошли помогать, а он ос­тался, но так и не дождался и огорченный ушел, — а нам повезло, когда мы вернулись, вышел келейник и именно нас провел к старцу!

Кроме благословения мы получили еще по подар­ку, дивны дела Твои Господи!»

Когда батюшка сильно болел, он очень беспокоился о людях, которые ждали его и специально приезжали к нему — очень часто он посылал к ним своего келейника с каким-то посланием или подарком. Было большим уте­шением, когда выходил келейник и раздавал фрукты или печенье... разное... это все с благословенной руки отца Ионы. Келейнику можно было передать записоч­ку с просьбой».

Отец Иона говорит: «Одному Богу жалуйся, у него проси, от него помощи жди... «Да исцелит вас Господь!

Отец Иона удивительный старец за духовным со­ветом к нему приезжали как простые миряне, так и «сильные мира сего». Многие, кто видел его, говорили: «Через него говорит Бог!»

Тепло вспоминает о встречах с батюшкой Ионой раб Божий Андрей, редактор одной из православных газет: «Он многому научил меня и, прежде всего, снис­ходить к недостаткам и немощам людей». Четырнад­цать лет тому назад мне посчастливилось совершить вместе с отцом Ионой паломничество на Святую Зем­лю. «Крест-мощевик, который он подарил мне тогда — всегда со мной».

Старец когда то сказал: «...жизнь становится цен­ной, когда ты ее проживаешь честно перед людьми и Богом, когда твой советник совесть!»

Батюшка был прост в обращении, он не имел бого­словского образования, но Господь открывал ему мно­гие тайны.

Однажды батюшка вышел из алтаря и сказал од­ной женщине: «реши сама, нужна тебе моя помощь или нет...» косвенно уличив ее в сомнении.

Многих удивляла его прозорливость. «Когда-то, когда к батюшке подойти можно было свободно, слу­чился у меня на работе конфликт с руководством. И так меня прижали, что решила уж пожаловаться на свое начальство. По дороге на работу заехала в монастырь. Батюшка встретил меня на пороге храма со словами: — ты где награды хочешь? Здесь на земле или в Царстве небесном? Я опешила. А о. Иона велел мне немедлен­но ехать на работу, никому не жаловаться, а как на­чальнику вышестоящее руководство устроит головомой­ку и он обвинит во всем меня, не оправдываясь, попро­сить прощения. Так и сделала. Тяжело было. Заболела. А за время болезни начальника сняли» (Раба Божия Елена).

Необычный случай описал Куцив Владимир Арте­мьевич, который был потрясен прозорливостью стар­ца. Два года тому назад он невольно стал свидетелем следующего. Один из его друзей, отец четырех сыно­вей, имел постоянные конфликты с тещей. Когда теща узнала, что ее дочь беременна в пятый раз, она устрои­ла скандал и то ли в шутку то ли в серьез сказала зятю — если опять родится мальчик, съедете с квартиры. Пе­репуганный и растерянный он рассказал мне эту исто­рию. Не знаю, почему я сказал ему — давай поедем к старцу Ионе. Я хочу подарить ему свою книгу «Исти­на», а вы обратитесь к нему со своей просьбой. Мы взя­ли его супругу и поехали в монастырь. Нам повезло, когда мы приехали, батюшка Иона встретил нас и пер­вое, что сказал мне после того как я ему протянул кни­гу — «давно жду ее», хотя я его видел лично давно, еще в 2001 году. После этого подозвал супругу моего друга и целый час молился. Вскоре она родила дочь».

Отец Иона был очень внимателен к тем, кто его окружал — вот отрывок из воспоминаний, преподавате­ля Полтавской духовной семинарии Антона Павловича Копача, который в бытность свою послушником Свято-Успенского монастыря несколько лет исполнял обязан­ности келейника отца Ионы: «как и многие, я мечтал о таком духовном наставнике, молился об этом. Но даже и предположить не мог, при каких обсто­ятельствах мне доведется попасть к отцу Ионе. Келейников ему тогда не нужно было вовсе. Он очень самостоятельный был и вполне мог бы ухаживать за собой сам. Отец Иона страдал болезнью ног. Каждый вечер он их парил. Нужно было принести ведро горячей воды, а после про­цедуры смазать ноги лечебной мазью. Это послушание нес послушник по имени Яков. По благословению отца Ионы он ушел на Афон, после отъезда Якова с 1998 до 2001 год я был у него келейником, если можно это так назвать. Помню, как я впервые пришел к нему с ведром горячей воды. Постучался, сказал, зачем пришел. Заходи, говорит. Пока я делал процедуру, отец Иона молча молился. Потом сказал: «Все у тебя будет хорошо. Бог все даст». С этими его словами в памяти и в душе я жил и живу все эти годы. К иеромонаху Ионе как-то приехал его родной брат. Я несу воду и слышу, как брат говорит обо мне: «Зачем он тебе нужен, чего он тут ходит?» А отец Иона на это отвечает: «Это не он мне нужен, а я ему».

Пока отец Иона парил ноги, я читал вслух молитвенное правило или книгу — то, что он попросит. Любимой его кни­гой были поучения преподобного Силуана Афонского.

Афон занимал особое место в сердце старца. Он неоднократно бывал там и всегда с душой говорил о Святой горе. Он очень хотел туда уехать. В Великой

Лавре к нему очень почтительно относились. Но отец Иона всегда говорил, что Богородица указала ему мес­то в Свято-Успенском монастыре, и что Ее воля на то, чтобы он был здесь».

Это был человек великого смирения. Это абсолют­ное смирение проявлялось буквально во всем. Сколь­ким людям батюшка утер слезы, скольких привел к вере, знает только один Господь. Для меня лично ба­тюшка был опорой, отрадой и утешителем, молитвен­ником на протяжении многих лет. Сколько любви к людям у него было! Он даже на смертном одре, за два дня до смерти принимал людей. А как мы его не жале­ли! Я никогда не забуду, как глубокой осенью, люди уже в теплых куртках и шапках, по дороге с храма в келию окружили его и долго-долго не отпускали оде­того в легкий подрясник. Батюшка уже аж синий от холода, но терпеливо благословлял, что-то раздавал. И никому не пришло в голову, что батюшке очень хо­лодно и его пора отпустить. Батюшка, простите нас. Сколько раз я стремглав бежала в монастырь, чтобы получить благословение, отдать записочку с просьбой о молитве. Или хотя бы издалека увидеть его и сразу на душе становилось спокойно. Батюшка имел удиви­тельную способность, при общении с ним или просто видя, как он что-то говорит на пользу души, как-то сразу все проблемы и печали с которыми ты пришел, уходили на задний план, а на первом сразу станови­лись мысли о будущей жизни, о вечности, о Боге, по­являлось какое-то спокойствие, силы дальше жить, терпеть скорби, открывалось как-бы «второе дыхание» и ты уходил всегда утешенным (из воспоминаний рабы Божией Лидии).

«11 лет назад у меня был момент, когда я хотела покончить жизнь самоубийством (в 21 год). Именно в этот момент меня остановили и рассказали об о. Ионе. Пошла в церковь, попросила у батюшки благо­словения на дорогу к старцу и поехала в монастырь. Перед поездкой несколько дней постилась, чтобы по приезду исповедаться и причаститься, всю дорогу чи­тала молитвы.

Это был выходной день, и народу было очень мно­го. Некоторые уже с вечера, а я приехала в 6 утра. За­няла очередь (была примерно 15-й) и пошла в храм. После службы монахи привели старца в келью. Люди сразу вошли, сколько могли поместиться, и уже была я не 15-ой, а примерно тридцатой в очереди. Мне оста­валось только стоять на улице и молиться. Были, ко­нечно, мысли, осуждающие других, но я гнала их по­дальше и ещё сильнее думала о молитве.

В келью на беседу в тот день так и не попала и очень расстроилась, но смирилась. Когда о.Иона уже уходил, подумала: «Наверное, Бог считает, что я не готова». И в этот момент он подошёл ко мне сам. Не сказал на что, но дал благословение. И только спустя много лет я по­нимаю, что он благословил мои мысли, потому что с того дня я стала рассуждать иначе. У меня появилось внутри какое-то равновесие и уверенность в завтраш­нем дне

И потом, в течение пяти месяцев, каждую неделю я приезжала в монастырь и каждый раз попадала к о. Ионе или в келью, или на исповедь, или он просто под­ходил ко мне после всех, молча мазал маслом и шел дальше.

Из всех встреч и бесед с ним не то что поняла, а про­чувствовала, что надо уметь внутри смириться с любой жизненной ситуацией. Но только душой и духом, а дело продолжать. Смирение — это равновесие души и духа. Бог радуется смиренным духом, как родители радуются послушному ребенку». К сожалению, не знаю автора этих слов, но позволил себе привести их в этой неболь­шой статье, потому, что выводы, которые сделала эта мудрая девушка после встречи с батюшкой, очень со­звучны с рассказом другой моей знакомой, которая по­лучила духовное равновесие и уверенность в завтраш­нем дне по молитвам дорогого старца.

«...Это первый человек, который показал мне, что чтобы быть в этой жизни «БЫТЬ» с большой буквы, чтобы быть счастливым, иметь спокойствие в душе — для этого не нужно иметь идеальное здоровье, карье­ру, кучу денег, успех, и т. п. Я, будучи подростком, ду­мал, что жизнь ценна тогда, когда есть здоровье, ус­пех, деньги. Так вот, это не так. Спасибо отцу Ионе, и таким как он, за понимание того, что жизнь становит­ся ценной, когда ты ее проживаешь честно перед людь­ми и Богом, когда идешь по пути сердца, своей настоя­щей совести. и тогда не важно — в чем ты беден или богат!» (р. Б. Александр).

Ему досталась тяжелая участь, он принимал всю боль и слезы, которые приносили паломники в монас­тырь. Он и сам был для многих как бы последней на­деждой и защитником.

Рассказывает Игорь Жданкин, художник, иконо­писец: «Одно время мне часто удавалось исповедоваться у отца Ионы. Иногда во время Вечерни в Успенском храме меня пускали в пономарку, туда же из алтаря выходил батюшка и принимал исповедь, как всегда с огромным участием, теплотой и искренним сопережи­ванием. Какое сердце не растает от такой любви, и кто измерит, сколько тонн груза мы оставили под Его епит­рахилью! Поэтому и стремились к Нему отовсюду здра­вые и недужные, богатые и нищие, отцы, архиереи, монахи, верующие и безбожники. Всех принимал, за всех молился, и на всех хватало любви Христовой.

Как-то летом приехал к нам на отдых знакомый свя­щенник с семейством из-под Киева, о. Владимир. И ко­нечно же пожелал встретиться со Старцем. Мы приехали в монастырь, приложились к мощам преподобного Кукши, поставили свечи, и немного побыв в храме, узнав, что отец Иона находится в пономарке, поспешили к нему. Нужно сказать, что это было в то время, когда он сломал бедро и с трудом передвигался при помощи костылей. Поэтому он находился не в алтаре, а сидел на стульчике у входа в алтарь и слушал кафизмы. Батюшка, благосло­вите... Бог благословит... Отец Владимир опустился на колени и стал исповедоваться. Я отошел, стал поодаль, метра на два-три ближе к дверям пономарки, и уже со­вершенно их не слышал. Прошло какое-то время минут может 10-15, как вдруг из алтаря с гневом выходит престарелый мо­нах и очень грубо и как-то злобно сквозь зубы как закричит — ты что, Иона, не слы­шишь? — В храме молитва идет, а ты тут болтовней занимаешься, а ну, прекращай! Тут внутри меня так все и вспыхнуло. Да, кто ты, мол, такой указывать, да еще кому — самому отцу Ионе, да исповедь ведь — не болтовня, и все это кипит во мне с руга­тельствами и негодованием... А отец Иона берет костыль, с трудом встает со стула, кланяется старчику до земли, с болью по­дымается, смотрит ему в глаза и слезным голосом - ПРОСТИ МЕНЯ, БРАТЕ... Мо­нах посмотрел, молча кивнул головой и ра­створился в глубине алтаря. Не знаю как он, а я прятал свои слёзы, слезы стыда и горечи от своего ничтожества и гордыни, которая так отчетливо проявилась на фоне святого смирения... ».

А вот отрывок из другого воспомина­ния: «Исповедовал отец Иона в приделе Успенского храма. Придел тесный, люди его обступят тесной стеной, воздуха нет. А он сидит там со своими больными нога­ми и до службы, и всю службу, и после службы. Все исповедует. Уже другие священники закончили и ушли в алтарь, а вокруг отца Ионы все толпа исповедников стоит. Огромная популяр­ность в народе была для отца Ионы тяжким крес­том, который он безропотно нес. Его постоянно окружали люди, их почитание. И не просто по­читание, а почти обожание. Внешне слабый, боль­ной, все терпел, никого не укорил. Это было его мученичество, его Голгофа. Вокруг него было много людей, не совсем адекватных».

Многие люди приходили к старцу за сове­тами. Говорят, отец Иона, благословите сде­лать то-то и то-то. Отец Иона повздыхает, по­молится: «Бог вам в помощь!». И никогда не спорил с людьми, даже если был с чем-то не согласен. Смирение для него было главным. Рассказывает раб Божий А.: «Я несколько раз был в келье у старца. Его келья в угловой ба­шенке на втором этаже зимой была холодной, летом — ужасно жаркой, так как выходила ок­нами на солнечную сторону. К тому же, посто­янно, продымленной — внизу был душ с печ­ным подогревом. Когда дважды в неделю раз­жигали эту разбитую печку, дым просачивал­ся вверх, где жили старички-монахи, в том чис­ле — отец Иона. Пожилой и больной, он ни­когда не жаловался на это. Спал он на полу. Кровать в келье была, но она, как правило, была вся заставлена книжками и другими ве­щами, подарками, которые приносили отцу Ионе люди. Своим гостям он часто давал что-нибудь с этой кровати».

18 декабря 2012 года на 88-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни старец тихо отошел ко Господу.

22 декабря Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил заупокойную службу по почившему духовнику Свято-Успенского Одесского мужско­го монастыря схиархимандриту Ионе (Игнатенко) в сослужении Высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Балтского и Ананьевского, Преосвященнейшего Евлогия, епископа Сумского и Ахтырского, ректора Одесской ду­ховной семинарии архимандрита Серафима, на­местников Свято-Константино-Еленинского Из­маильского и Свято-Иверского Одесского муж­ских монастырей архимандритов Сергия и Диодора, а также многочисленного духовенства, прибывшего из различных епархий Украинской и Русской Православных Церквей.

После завершения литургии митрополит Агафангел обратился к десяткам тысяч верующих, собравшихся в этот день, чтобы попрощаться с батюшкой, с архипастырским словом, в котором рассказал о нелегкой жизни и праведном служе­нии почившего старца. Со слезами на глазах и скорбью в голосе Владыка подчеркнул, что буду­щий духовник обители родился в многодетной крестьянской семье, где было 11 детей, и с само­го детства тяжело трудился, чтобы выжить в те трудные и голодные времена.

В 1971 году, уже зрелым человеком, он при­был в монастырь и смиренно трудился на многих послушаниях: занимался хозяйственными рабо­тами, косил траву, ухаживал за животными.

Отец Иона, не имея высшего светского об­разования, здесь, в обители, в посте и молитве прошел трудную монашескую школу, духовно восходя по всем ступеням — от послушника до духовника монастыря. Десятки тысяч людей приходили к нему в келью и будут приходить к нему на могилку, чтобы испросить его молитв о страждущих и обременных, болящих и скорбя­щих. И никому старец не отказывал, принимая на себя эту боль и духовную немощь. Примером для него был преподобный Кукша, который так­же посвятил свою жизнь служению Богу и лю­дям и в стенах этой обители несший свой нелег­кий крест духовничества. Много общего было у отца Ионы и с преподобным Серафимом Саров­ским, который с радостью встречал каждого, кто приходил к нему за советом и помощью. Уже тяжко больной, находясь на смертном одре, ба­тюшка Иона излучал тот несказанный свет люб­ви, который согревал всех, наполняя сердца людей теплом веры и надежды. Горячая вера, постоянный молитвенный настрой, жертвенная любовь к Церкви и пастве, ревность к славе Божией снискали отцу Ионе общеправославную известность и глубокое почитание. К нему в ке­лью за мудрым советом шли и простые люди, и министры, и депутаты, и известные политики, и главы государств. Все, что он делал, было по­священо единому на потребу — живой пропове­ди о Христе Распятом и Воскресшем. Теплотой и заботой о спасении были наполнены его пас­тырские слова, обращенные как к приходящим к нему, так и к людям, живущим далеко от оби­тели.

Сегодня мы пришли сюда, чтобы почтить память этого подвижника благочестия. При жизни он довольствовался малым, был строгим аскетом и постником. А теперь ему уже вообще ничего не нужно, кроме наших молитв, чтобы всемилостивый Господь упокоил его душу в се­лениях праведных. Как говорится в чине отпе­вания в прошении от лица усопшего: «духовнии мои братии и спостницы, не забудьте меня, егда молитеся, но зряще мой гроб, поминайте мою любовь и молите Христа, да учинит дух мой с праведными».

Затем митрополит Агафангел совершил чин погребения схиархимандрита Ионы.

После окончания заупокойного богослуже­ния гроб с телом старца был обнесен крестным ходом вокруг собора, а затем на братском клад­бище Свято-Успенского мужского монастыря Высокопреосвященнейший Агафангел совер­шил литию по почившему духовнику обители. После последних архипастырских молитв тело схиархимандрита Ионы было предано земле. Навсегда теперь в нашей памяти останется эта светоносная панихида. Ангельски пел семинар­ский и монашеский хор, и вместе с кадильным дымом восходили к Престолу Божию наши мо­литвы. Какое счастье, что мы — православные. Горечь потери святого старца у всех, кто был на панихиде, сменилась тихой радостью за его душу. Все мы идем к последней земной черте. Но ведь эта черта не означает конца жизни, а это день рождения в жизнь вечную.

Одесситы всегда будут помнить старца. Его пребывание было даром Бога для одесситов.

Царствие Небесное новопреставленному рабу Божию схиархимандриту Ионе, велико­му русскому старцу, прозорливому монаху, доброму батюшке. Да не оскудеет земля одес­ская подобными духовными талантами. Будем молиться за тебя пред Господом Богом, доро­гой схиархимандрит Иона! Помолись и ты за нас, грешных, егда придеши в Царствие Не­бесное!

"Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего схиархимандрита Ионы, прости ему грехи вольные и невольные и даруй ему вечную память!"

Автор: Яций Александр Михайлович

Источник: Православный семейный альманах «Воскресная школа», выпуск №1 (3) 2013


http://www.pravoslav.org/27/946/1356/
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites