17-е декабря Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (776).



17-е декабря 2012г.
(04.12.2012 г. по ст.с.)

понедельник 29-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 3-й.


Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306).
Прп. Иоанна Дамаскина (776).
Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII).
Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1504).
Новосщмч. Серафима, еп. Фанарского ( Греч. ).
Новосщмчч. Дамаскина, еп. Глуховского (1935) и отца его свящ. Николая (Цедрика) (1917).
Сщмчч. Алексия, Иоанна, Александра и Николая пресвитеров, Василия диакона и с ним 10-ти мучеников (1918). Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Анастасии, мцц. Екатерины и Киры.





Утр. – Мф., 104 зач., XXV, 1–13. Лит. – Евр., 308 зач., III, 5–11, 17–19. Лк., 102 зач., XX, 27–44, и за вторник (под зачало): Евр., 310 зач., IV, 1–13. Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23–29. Мк., 21 зач., V, 24–34.

Трапеза

На трапезе разрешается вареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.



Богослужебные указания

Понедельник. Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́.

Свт. Генна́дия, архиеп. Новгородского.

Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха





ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА И МУЧЕНИЦА ИУЛИАНИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ
День памяти: Декабрь 4


Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305 - 311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать се, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы - творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.
А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.
В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского. Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.
Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081 - 1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.





Память святой великомученицы Варвары

А. В. Бугаевский
Святая великомученица Варвара
(Статья из т. VI "Православной Энциклопедии", Москва. 2003 г.
Житие


Варвара († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.), родилась в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и поселил отроковицу. Когда Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, целомудренная девушка, угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а Варваре предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку.

Перед отъездом Диоскор начал постройку роскошной бани. Осматривая ее, Варвара приказала сделать с юж. стороны 3 окна, пообещав рабочим, что сама ответит за нарушение распоряжения Диоскора. В купальне, при которой велась постройка бани, она рукой начертила на мраморных плитах крест (этот рисунок вместе с отпечатком стопы В., был четко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины В. истекала целебная вода). Вернувшись домой, Диоскор потребовал от дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он задумал. Варвара ответила, что 3 окна, через которые льется свет, символизируют Св. Троицу. Ответ привел язычника в ярость, и он бросился на дочь с мечом. Девушка попыталась убежать, но на ее пути оказалась непреступная скала. Варвара призвала на помощь Бога, гора расступилась, открыв девушке путь на вершину, и сомкнулась перед ее отцом. Место, где скрылась Варвара, Диоскору показал один из пастухов; тотчас его овцы превратились в жуков (саранчу).
Отец жестоко избил Варвару и, заперев в темной хижине, послал гонца к игемону Маркиану (Мартиану, Мартиниану) с требованием подвергнуть его дочь пыткам и казни за исповедание Христа. Затем вместе с комментарисием Геронтием Диоскор привез дочь в сел. Геласии (Гелассон), около Гелиополя, "у острова" и передал Варвару на суд правителя. Маркиан, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее принести жертву богам, но святая отказалась поклоняться идолам. Тогда разгневанный правитель велел выставить ее обнаженной перед толпой, затем скрести тело сырыми бычьими кожами и растирать власяницей раны до тех пор, пока оно не стало кровоточить. Однако Варвара выдержала первую пытку, и Маркиан велел бросить ее в тюрьму. Ночью святой явился Господь и, ободрив, исцелил ее от ран.

Утром правитель приказал привести ее на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, но Варвара мужественно отвечала, что ее исцелил Христос. Тогда разгневанный правитель приказал подвесить мученицу, драть ее бока железными когтями, прижигать горящими свечами уже разодранное тело, и бить святую по голове молотом.

Благочестивая женщина по имени Иулиания, ставшая свидетельницей чудесного исцеления и новых истязаний Варвары, в присутствии правителя заплакала, сострадая мученице. Узнав, что Иулиания христианка, Маркиан приказал взять и ее под стражу и подвергнуть тем же мучениям, что испытала Варвара. Когда мученицы мужественно выдержали пытки, игемон велел отрезать им груди. Затем Маркиан приказал заключить Иулианию в тюрьму, а Варвару выставить у всех на виду обнаженной и безжалостно бить, но Господь послал ангела, чтобы прикрыть ее наготу. Убедившись в тщетности уговоров и истязаний, правитель приговорил Варвару и Иулианию, которую также водили по городу обнаженной, к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы Варвара, преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки. Иулианию казнил один из воинов. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а Маркиан от пущенной в него стрелы; по др. версии, оба были убиты молнией.
Сведения о времени и месте мученичества св. велмуч. Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что она пострадала в 237 г. при имп. Максимине (235-238), возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309-313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата 306 г., т. е. скорее всего св. велмуч. Варвара пострадала при имп. Галерии Максимиане (284-305, † 311), соправителе имп. Диоклетиана. В большинстве греч. текстов, в т. ч. и у Симеона Метафраста, а также в лат. житии (изданное Б. Момбрицием) местом кончины св. велмуч. Варвары назван Гелиополь (город с этим названием известен в М. Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.), в Мартирологах Узуарда и Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.), и др. указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам блж. Иеронима и Беды Достопочтенного (VIII в.) – Рим или Антиохия.

Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях ее жития говорится, что в отсутствие отца она познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражение в древнейших житиях св. велмуч. Варвары, ее учителем был Ориген.

Cв. Великомуч. Варвара не упомянута в одном из древнейших источников – Мартирологе блж. Иеронима (IV в.). Наиболее ранние редакции текстов жития св. велмуч. Варвары восходят к VII в. Известны акты св. велмуч. Варвары, приписываемые прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.), и похвальное слово того же автора (BHG, N 217; PG. 96. Col. 782-814), анонимные жития (BHG, N 213, 214, 214 c-e, 215, 216 b-c). Сохранилось житие св. велмуч. Варвары, написанное Иоанном, архиеп. Сардским (IX в.) (BNG, N 215i). Ее житие включено в собрание Симеона Метафраста (BHG, N 216) (PG. 116. Col. 301-316) и др. минологии начиная с IX в. Сохранилось арм. житие В. (BHO, N 132) и 2 сир. жития (BHO, N 133, 134). В. посвящены похвальные слова Арсения, архиеп. Керкирского (BHG, N 218), Георгия Грамматика (BHG, N 218a-218b), Феодора Патрикия (или Петра, еп. Аргосского) (BHG, N 218d), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора) (BHG, N 218a), Феодора Продрома (BHG, N 218p) и др.

На Руси получило распространение житие В. (BHG, N 215) (Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. // ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 204), которое дошло в списках XIV в. (ГИМ. Чуд. N 20. Л. 50 об.), но было известно уже в XI в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (ок. 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью В. от руки отца (Успенский сборник XII- XIII вв. М., 1971. Л. 11). Это житие вошло в состав ВМЧ (Декабрь, дни 1-5. Стб. 101-104). Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития ("мучения") В. (ГИМ. Син. N 330. XII в. Л. 101 об.). Судя по др. сохранившимся редакциям Студийского устава – Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 64) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 331) – имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика (BHG, N 218a), которое отсутствует в рус. списках.

Ист.: BHG, N 213-218q; BHL, N 913-930; BHO, N 132-134; PG. 116. Col. 301-316; Cod. Athen. Bibl. Nat. 2319, XV в. Fol. 80v-86v [BHG, N 214c]; Cod. Bodl. Baroc. 180, XII в. Fol. 115-119 [BHG 214d]; Cod. Paris. gr. 1458, XI в. Fol. 46 sq. [BHG, N 215i]; Cod. Paris. gr. 1458, XI в. Fol. 41-45v [BHG, N 218c]; Passions des saints Ecaterine et Pierre d'Alexandrie, Barbara et Anysia / Ed. J. Viteau. P., 1897. P. 89-105; ActaSS. Maii. T. 1. P. 26; SynCP. Col. 277; MartUsuard. P. 746; PL. 94. Col. 1134 [Мартиролог Беды Достопочтенного]; Ibid. T. 123. Col. 415 [Мартиролог Адона, архиеп. Вьеннского]; Baronius C. Martyrologium Romanum restitutum. Mayence, 1631. P. 743.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 493-494; Delehaye H. Legendes hagiographiques. Brux., 1905. P. 125; Vita di Santa Barbara: per cura di un sacerdote milanese coll'approvazione dell'autorita ecclesiastica. Brescia, 1906; Weyh W. Die Syrische Barbara-Legende. Lpz., 1912; Lapparent A. de. Sainte Barbare. P., 1926; Paschini P. S. Barbara: Note agiografice. R., 1927; Lapparent-Saulnier A. de. Sainte Barbe dans la litterature et l'imagerie populaire // L'art populaire en France. Strasbourg, 1932. Vol. 4; Sempels V. Barbe (1) // DHGE. T. 5. Col. 627-628; Vecellio Segate G. Santa Barbara nella tradizione, nella leggenda e nell'arte. S. l., 1977; Crimi C. Santa Barbara nella tradizione orientale. Paterno, 1999; Grano A. Santa Barbara: il mito, la leggenda, la storia, la passione, la morte. Napoli, 2000.




А. В. Бугаевский, П. И. Жаворонков, И. В. Жиленко

Мощи и почитание св. великомуч. Варвары

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки св. великомуч. Варвары и Иулиании и похоронил их в сел. Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь посвященный св. великомуч. Варваре находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой визант. имп. Льва Великого, была построена церковь во имя св. великомуч. Варвары. В VI в. при визант. имп. Юстине (по др. версии, еще в IV в.) мощи св. великомуч. Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти (SynCP. Col. 278). Этот храм упоминается в лат. описании Константинополя XII в. ("Аноним Меркати") и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди св. великомуч. Варвары, из которой сочились кровь и молоко (Описание святынь Константинополя. С. 453; Книга Паломник. С. 30).

В Константинополе известны еще неск. храмов в честь великомученицы, один из них был расположен в юж. части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около "Хлебосырного дома". Другой храм находился в Манганах, около ворот св. Варвары. Кроме того, имп. Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в северо-зап. части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139).
Из "Хроникона" Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей св. великомуч. Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей визант. имп. Василия II Болгаробойцы и сестрой имп. Романа III Аргира. Раньше этот брак и следовательно перенесение мощей относили к различным датам в пределах кон. X – нач. XI в.; в наст. время это событие датируют 1005-1006 гг. (Vannier J.-F. Familles Byzantines: Les Argyroi (IXe-XIIe siecles). P., 1975). Согласно зап. традиции, мощи, представляющие нетленное тело св. великомуч. Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на о. Торчелло близ Венеции. Они описаны в "Хожении на Флорентийский Собор" анонимного суздальского книжника 1437-1440 гг. (Книга хожений. С. 148). Другая часть мощей, принесенная из Константинополя в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. (Riant. P. 9). Оставшуюся в Константинополе главу св. великомуч. Варвары видел в ее церкви в 1348-1349 гг. Стефан Новгородец (Там же. С. 98). 1 июня 2003 г. частица мощей св. великомуч. Варвары, хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвященном великомученице.

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью визант. имп. Алексея I, вышедшей ок. 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в 1108). Во время монголо-татар. нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впосл. об этом забыли. Они были обретены спустя неск. столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игум. Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью имп. Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в. в связи с прославлением мощей св. великомуч. Варвары. (Kazhdan P. 419). Посетивший Киев в 1656 г. Антиохийский Патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с кн. Владимиром Святославичем, Крестителем Руси (Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину в середине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Киев, 1997. С. 96-98). Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей В. в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи (Жиленко. С. 115).
В 1644 г. при Киевском митр. Петре (Могиле) к мощам совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар часть перста правой руки св. великомуч. Варвары. Когда в 1650 г. Киев был захвачен лит. гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой. Первая частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молд. господаря Василия Лупу, затем хранилась в городе Каневе, а впосл. была перенесена в монастырь свт. Николая в Батурине. Вторая частица была передана Виленскому католич. еп. Георгию Тышкевичу. Эта святыня хранилась в епископской резиденции, но после пожара уцелел лишь ковчег с мощами.

В Михайловском Златоверхом монастыре первоначально мощи В. покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства гр. А. А. Орловой-Чесменской. Молитвами святой монастырь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг. В 30-х гг. ХХ в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В наст. время они хранятся в киевском Владимирском соборе.

Левая рука св. великомуч. Варвары, привезенная в XVII в. на Зап. Украину греком Александром Музелем, происходившим из имп. рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви ап. Иоанна Богослова г. Луцка, а затем были перенесены митр. Гедеоном (Четвертинским) в храм Св. Софии Киевской. В 30-х гг. ХХ в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

Антоний Новгородец, ставший после возвращения из Константинополя архиеп. Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138) церкви новый каменный храм во имя св. великомуч. Варвары. (ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 25, 57). Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой (Царевская. С. 69). Из описей Новгородского собора Св. Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей св. великомуч. Варвары и часть гроба этой святой (Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48).

О руке св. великомуч. Варвары в монастыре Св. Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. (Книга хожений. С. 174). Частица ее мощей также была в Хальберштадте (Riant. P. 21). В наст. время часть честной главы св. великомуч. Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки – в монастыре Симонопетра (Афон), др. частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра.

В Москве в ц. Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста св. великомуч. Варвары с перстнем, перенесенная из церкви вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском пер. (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей св. великомуч. Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882).

За молитвенной помощью к св. великомуч. Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. В 1998 г. В. стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 2000 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самаре, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, побывала на борту орбитальной станции "Мир".

Ист.: Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Ginevra, 1877. T. 1. Р. 9, 21; П[етров] Н. Мучение св. вмц. Варвары и повесть о преславных чудесах ее Феодосия Софоновича // ТКДА. 1894. N 12. С. 598-614; Книга Паломник. С. 30; Книга хожений. С. 98, 148, 174; Majeska G. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984; Описание святынь Константинополя в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 453.

Лит.: Сементовский Н. Галерея киевских достопримечательных видов и древностей. К., 1857. Тетр. 4. С. 28-30; Janin. Eglises et monasteres. P. 56-57; Kazhdan A. Rus'-Byzantine Princely Marriages in the 11th and 12th Cent. // Proc. of the Intern. Congr. Commemorating the Millenium of Christianity in Rus'-Ukraine. Camb. (Mass.), 1990. (HUS; Vol. 12-13); Царевская Т. Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 69; Жиленко I. В. Житiе та чудеса святоi великомученицi Варвари // Вiра i розум. Х., 2001. N 2. С. 100-118.





Н. В. Герасименко

Иконография

Св. великомуч. Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения которых были распространены в визант. искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография св. великомуч. Варвары складывается к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. "Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых" (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., "Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых" (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон св. великомуч. Варвары может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы "Богоматерь Знамение" (?), 1-я пол. XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон нач. XIX в. (ЦМиАР)).

Изображения: в каппадокийских храмах – в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.; в Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.; в ц. Варвары в Соганлы, 2-я пол. XI в.; а также – в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Св. Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в ц. св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в ц. вмц. Варвары в Киприотианика на о. Китира, кон. XIII в.; ц. св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) сер. XIII в.; в ц. Панагии в Пурко на о-ве Китира, кон. XIII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки, кон. XIII- нач. XIV в.; в ц. св. Димитрия в Пурко на о-ве Китира, нач. XIV в.; на юго-зап. столпе в ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на сев. стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.; на миниатюрах Минология (Охоn. Bodleian. F. 1. Fol. 19v, 1327-1340 гг.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 61, 101).

Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 224, 976-1025 гг.) и минология Служебного Евангелия (Vat. Gr. 1156. Fol. 270r, 3-я четв. XI в.); в росписи нартекса ц. Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. и церкви Св. Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.

В древнерус. искусстве иконография следует сложившимся визант. образцам: ц. Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Ср. Русь или нач. XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе ц. Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.

В западнохрист. искусстве св. великомуч. Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскура, иногда пушка (напр., "Мадонна с Варварой и Лаврентием", худож. Дж. Морини. Музей г. Брера). Были распространены сцены ее мучений.

Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, ок. 1200); "Полиптих", худож. С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); "Страсти Варвары", 1-я. пол. XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); "Дева Мария в платье с колосьями", на обороте "Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара", австр. мастер, ок. 1440-1450 г. (ГМИИ); "Святая Варвара", вестфальский мастер, ок. 1470/1480 (ГМИИ); "Варвара с башней, кубком, пером", гравюра, ок. 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); "Варвара с Иоанном и Матфеем", худож. К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); "Бегство Варвары", худож. П. Рубенс, ок. 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и мн. др.

Лит.: Jerphanion G. de. Les e'glises rupestres de Cappadoce: Une nouvelles province de l'art byzantin. P., 1928. Vol. 2. P. 501; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. Vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. Vol. 2. P. 163; Velmans T. L'eglise de Khe en Georgie // Zograf. 1979. N 10. Р. 71-82; Naxos / M. Chatzidakis et al. Athens; Melissa, 1989. P. 69, 70. Pl. 1; Jolivet-Levy C. Les eglises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l'abside et de ses abords. P., 1991. P. 37, 106, 107, 125, 285; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale Byzantine de la Grece. L' ile de Cythe're. Athenes, 1997. P. 108-111. Pl. 4; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 257.

О. В. Л.

Монастырь великомученицы Варвары

[/Статья из т. VI "Православной Энциклопедии". Москва. 2003 г.]
Мужской монастырь великомученицы Варвары, действующий, подворье монастыря Честного Креста Ставровуни. Принадлежит Китийской митрополии Кипрской Православной Церкви, расположен на северо-западном склоне горы Ставровуни.

Время основания монастыря великомученицы Варвары точно неизвестно. О маленькой церкви святой Варвары и монастырских постройках вокруг нее впервые говорится в описании чешского путешественника Олдржиха Префата в 1546 г. Он же свидетельствует о мощах вмц. Варвары в монастыре Ставровуни (часть руки святой, помещенная в серебряный ковчег в форме руки).
Предполагают, что упоминание в 1483 г. доминиканцем Феликсом Фабером храма на склоне горы Ставровуни также следует отнести к церкви вмц. Варвары.

Подворье возникло после завоевания Кипра крестоносцами, когда монастырь Ставровуни принадлежал монахам-бенедиктинцам, а православные иноки были вытеснены из обители. С 1483 г. появляются свидетельства о присутствии там православного духовенства. С 1521 г. в монастыре сосуществуют латинские и греческие монахи.

В 1570 г. турки разрушили монастырь и расправились с насельниками.

В 1613 г. Ставровуни окончательно переходит в руки православных, его игуменом становится грек Парфений. Монахи, жившие на подворье монастыря великомученицы Варвары, занимались земледелием и обеспечивали монастырь продовольствием.

Однонефная сводчатая церковь вмц. Варвары покрыта черепичной крышей. Постройка отражает несколько строительных фаз, древнейшей является восточная часть храма, где сохранились фрески начала XVI в. (9 сцен христологического цикла). Основная часть храма была сооружена в 1820 г. Сохранилась каменная плита с высеченной надписью о перестройке церкви в 1820 г. архимандритом Леонтием Мирианфевсом (впоследствии Китийский епископ Леонтий II)). В этой части храма уцелело несколько фрагментов росписи XIX в. (сцены из цикла Акафиста, изображение вмц. Варвары и др.). Нартекс пристроен в 1940 г.

В 1840 г. подворье посетила русская монахиня Варвара (Катаева), которая, вернувшись в Россию, собрала значительные пожертвования для этого монастыря. Среди жертвователей были члены императорской фамилии и русские аристократы. Монастырю были также подарены драгоценный потир, церковная утварь и священнические облачения. На средства, переданные через Русское посольство в Константинополе, монастырь был отремонтирован и расширен. Келейные корпуса ремонтировались и расширялись в 1904-1905 гг., достраивались в 1925 и 1940 гг. Весь монастырский комплекс был отреставрирован в 1986-1987 гг., рядом с подворьем была воздвигнута (в 1988) часовня в честь местного кипрского св. Фанурия, одного из 13 преподобномучеников, пострадавших в 1231 г. от франков в монастыре Панагии Кантарской.

Монахи занимаются садоводством и огородничеством. Подворье известно по всему Кипру благодаря находящейся в нем мастерской иконописца Калинника (Ставровуниотиса). Святыня, хранящаяся в монастыре,- частица мощей великомученицы. Варвары.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=48965&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)



Пустыня. Иоанн Дамаскин


ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН

День памяти: Декабрь 4



Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Коему из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.
В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 - 741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата "Против порицающих святые иконы". Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.
Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.
Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел - убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.


ПОДРОБНО ЗДЕСЬ

http://hyperlib.libfl.ru/persons/1685.html





ИОАНН ДАМАСКИН


Св. прп. Иоанн Дамаскин
Св. Иоанн Дамаскин (ок. 675 - 777 гг.) — преподобный святой, один из последних великих отцов Восточной церкви, богослов и гимнограф.



Ранняя жизнь

Родился Св. Иоанн в Дамаске, который находился тогда под властью арабов. Родители его были знамениты богатством, древностью рода и благочестием. Его отец Сергий Мансур исполнял при халифе Абд аль-Малике должность главного казначея. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Он очень заботился о том, чтобы его дети получили хорошее образование и были воспитаны в православной вере.
Однажды отцу посчастливилось купить на рынке захваченного пиратами итальянского инока Коcму, благодаря которому Иоанн с братом глубоко изучили богословие и греческую философию. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. Поступив позже на службу, Дамаскин, благодаря своим блестящим способностям, быстро возвысился. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя, а также он стал ближайшим советником халифа Хишаме.



Реакция на иконоборчество

За государственными делами он не терял живого интереса к делам своих единоверцев и написал несколько посланий к восточным христианам с обличением еретических учений. Как раз тогда Восточная церковь переживала очередную смуту. Начало ей положил в 726 г. император Лев III Исавр, подвергший гонениям святые иконы и мощи. Всех бывших до него императоров и архиереев он объявил идолопоклонниками, нарушившими главную заповедь Моисея (который, как известно, строго запретил изображать Божество). Духовенство, а в особенности монахи, отнеслось к иконоборчеству очень враждебно. С годами сопротивление почитателей икон становилось все упорнее, а борьба против них принимала все более ожесточенный характер. Многие за свою ревность к иконам были наказаны усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений. Церковные училища были закрыты.
Спор об иконах не был только обрядовым спором. Это был догматический спор, и в нем вскрывались богословские глубины. Иоанн живо откликнулся на него в трех словах «Против отвергающих святые иконы» (726—730). Здесь он писал, что запрет Моисея «делать всякое подобие» Божества имел временное значение и был воспитательной мерой для пресечения склонности евреев к идолопоклонству. Но с началом христианской эпохи воспитание кончилось, и в царстве благодати не весь Закон сохранил силу. Иконоборчество было для Иоанна равносильно нечувствию Богочеловеческой тайны. Конечно, Бог, по чистейшей духовности Своего естества, невидим и потому неизобразим — Он не имеет действительного образа в вещественном мире. Однако по благости Своей Бог открыл Себя людям в Боговоплощении, сделавшись таким образом видим и изобразим. «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался, — писал Иоанн, — теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, изображаем видимого Бога». Никакого идолопоклонства в почитании икон нет и не может быть, ибо христиане поклоняются «не естеству дерева и красок», но «образу Воплотившегося», через который обнимают и поклоняются Самому Христу.

Находясь вне пределов досягаемости византийских властей, Иоанн разослал различным христианским церквам много посланий в защиту иконопочитания. Уязвленный ими император повелел найти какое-нибудь из посланий Иоанна, написанное его собственной рукой, а затем приказал опытным писцам подделать его почерк. Те составили как бы от имени Иоанна письмо к императору Льву, в котором он обещал при удобном случае передать Дамаск в руки христиан. Это письмо Лев переслал в Дамаск к халифу. Тот пришел в гнев и приказал отсечь Иоанну правую руку. Как свидетельствует легенда, вечером Иоанн, взяв свою усеченную руку, стал молиться перед иконой Пресвятой Богоматери, а потом заснул. Во сне он увидел, как Богоматерь с иконы сказала ему: «Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею — сделай ее тростью скорописца». Проснувшись, Иоанн увидел свою руку исцеленной. Когда халиф узнал об этом чуде, он понял, что Иоанн стал жертвой клеветы, и предложил ему вернуться к себе на службу, но Дамаскин отказался. Около 730 г. он оставил свою доходную должность, удалился в монастырь Саввы Освященного под Иерусалимом и постригся там в монахи. Икону Богоматери, пред которой он истово молился и получил исцеление, Иоанн Дамаскин взял в обитель, а в нижнюю ее часть дописал третью руку.




Жизнь в монастыре и кончина

По уставу этой обители каждый вновь прибывший инок должен был поступать под надзор опытного в духовной жизни старца. Игумен стал искать такого наставника для Иоанна, но большинство монахов отказалось, не желая быть учителем человека, чья ученость была известна всему Востоку. Наконец один из них согласился наставлять Иоанна и прежде всего решил отучить его от мирской гордыни: запретил ему писать послания и даже вести разговоры о светских науках. Иоанн повиновался этому запрету и стал добросовестно исполнять все возложенные на него поручения. Однажды старец велел ему отнести корзины на дамасский рынок и продать их там, хотя и знал, что Иоанну тяжело заниматься таким презренным делом в городе, где все хорошо помнили его величие. Иоанн беспрекословно исполнил это поручение. Отдохновение он нашел в церковной поэзии и в короткий срок сочинил несколько надгробных тропарей, отличавшихся исключительной трогательностью (многие из них до сих пор употребляются при отпевании умерших). Наставник Иоанна увидел в этом занятии еще одно проявление гордыни и наложил на него строгую епитимью (наказание), повелев очистить своими руками все отхожие места в лавре. Иоанн смиренно выполнил и это неслыханное требование теми самыми руками, которые прежде умащал дорогими ароматами. После этого старец простил его, но по-прежнему запрещал писать. Видя его непреклонную суровость, Богородица явилась однажды к нему в ночном видении и сказала: «Зачем ты заграждаешь источник, могущий источать сладкую и изобильную воду? Не препятствуй источнику течь. Пусть жаждущие стремятся к этой воде». Старец смутился и больше не запрещал Иоанну писать.
О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Представился Св. Иоанн около 777 г. ста двух лет от роду. VII Вселенский собор, собравшийся в Никее в 787 г. и осудивший иконоборчество, высоко поставил и оценил его деяния.
При византийском императоре Андронике II (1282–1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.



Работы и труды святого

Дамаскину приписывают авторство многих песнопений в знаменитом «Октоихе» — восьмигласнике для воскресной службы, который еще при его жизни был принят по всему Востоку, а после его смерти также и на Западе. Дамаскин тщательно отредактировал его и разработал ряд праздничных канонов (Пасхальный, Рождественский, Богоявленский, Преображенскийе, Вознесенский и др.). Его «Октоих» произвел перемену в церковной службе, придав ей большую определенность и единообразие. Вообще, творчество Дамаскина было очень многогранным. Он писал жития, составлял праздничные слова и умилительные молитвы, излагал догматы веры и многие таинства богословия. Продолжал он писать и против еретиков, особенно иконоборцев. Он Составил «Руководство» — объяснение важнейших богословских выражений, неправильное понимание которых в древности было причиной ересей, а также несколько небольших сочинений по догматике (среди них: «О святой Троице», «Об образе Божием в человеке», «О природе человека» и другие»). Большой известностью пользовались проповеди Дамаскина. Он много сделал для исправления богослужения, просмотрев и дополнив иерусалимский устав Саввы Освященного. Наконец он был первым, кто изложил в стройном систематическом порядке богословское учение православной церкви.

Как богослов Иоанн Дамаскин подвел итог всей обширной святоотеческой литературе. Не стремясь к новым построениям, он тщательно и любовно собрал и систематизировал все главное, что установили соборы церкви и чему учили ее величайшие богословы. Главный труд Дамаскина «Источник ведения» дает полное и ясное изложение православных догматов. Он делится на три части: на философское введение, на опровержение ересей и на «точное изложение православной веры». В третьей части последовательно рассмотрены учения о Боге, Троице, сотворении мира, ангелах и бесах, видимой природе и рае, о человеке, его свойствах и Божием провидении. По сей день «точное изложение» является основной символической книгой православия; и едва ли можно указать другую, равную ей по объективности, полноте и сосредоточенности.


Память в Православной Церкви

День памяти:

4 декабря (17 декабря)

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодохновенное удобрение, Иоанне премудро, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подаёт прегрешений прощение.


Библиография

Рыжов К.В. 100 великих пророков и вероучителей. Москва: «Вече», 2002. Стр. 267-272.
Минея служебная. Декабрь. Ч. 1.— Издание Московской Патриархии, 1982, с. 144–145.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3062.htm



СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ПОЛИВОТСКИЙ, ЕПИСКОП
День памяти: 4 декабря


Святой Иоанн с юных лет воздерживался от усладительной для вкуса пищи и уклонялся от мирских удовольствий, украшая свою жизнь более всего постом, целомудрием и милосердием; потому и удостоился он поставления во епископа Поливотского1, пройдя впрочем прежде того в законном порядке все церковные степени. Когда, таким образом, ему поручено было высшее управление и попечение о людях, он усилил и свои подвиги, к прежним трудам присоединяя новые труды. В то время император Лев Исаврянин2, недостойно занявший царский престол, начал хулить святые иконы: преподобный отец сильно обличал такое нечестие царя и своим исповеданием веры сохранил паству от еретического заблуждения - иконоборства. В его же время однажды агаряне осадили город Амморию3, но были с помощью Божиею отражены; все христиане, попавшие в плен к неприятелю, тогда получили свободу попечениями этого святого мужа. Тело его и доселе сохраняется нетленно, в день Пятидесятницы всякий раз вынимается оно из раки и, по облачении в архиерейские одежды, сначала переносится к святому престолу и поставляется прямо, а потом возводится на горнее место и там оно пребывает, поддерживаемое двумя иереями все время, пока совершается Божественная служба. О чудесах же, совершаемых преподобным отцом, об исцелениях им бесноватых и уврачеваниях недужных невозможно, по множеству их, и передать письменно.

________________________________________________________________________

1 В Асийской Фригии, в VIII веке.

2 Царствовал с 717 по 741 г.

3 Во Фригийской области.




СВЯТИТЕЛЬ ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ
Дни памяти: Февраль 10, Декабрь 4


Родился в первой половине XV в. в благочестивой семье Гонзовых. Иноческую жизнь начал в Валаамской обители под руководством св. преподобного Савватия Соловецкого (( 1435; память 27 сентября по старому стилю). В феврале 1477 г. святой был назначен архимандритом Чудова монастыря, а 12 декабря 1484 г. был рукоположен в сан архиепископа Новгородского.

Святитель ревностно боролся за чистоту Православия и приложил много стараний для просвещения своей паствы. Он устроил школу для подготовки священников, составил пасхалию на первые 70 лет восьмого тысячелетия, к 1499 г. собрал все книги Священного Писания в одну единую «Геннадиевскую Библию». Ему принадлежит уставное указание о литургическом почитании Российских угодников. С 1504 г. святитель Геннадий находился на покое в Чудовом монастыре и 4 декабря 1505 г. мирно отошел ко Господу.





СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРАФИМ, ЕПИСКОП ФАНАРСКИЙ

Память 4 декабря (по ст.ст.)


Епископ Фанарийский и Неохорийский пострадал в Фанарии в 1601 году, во время восстания Дионисия Скилософа.

На месте мученичества святого Серафима находится прекрасный храм. В храме сохраняется камень, которым святой в момент своей мученической кончины был поражен в грудь и живот. Честные мощи его находятся в монастыре Коронис.



Использованные материалы

Saint Herman Calendar 2009, 99.

Шестаков, Андрей, "Святые Элладской Церкви":





СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДАМАСКИН, ЕПИСКОП ГЛУХОВСКИЙ

Память 4 декабря (по ст.ст.)

Священномученик Дамаскин (Цедрик) – это один из тех великих святителей, которые вместе со священномучеником митрополитом Кириллом Казанским в самые тяжелые годы гонений на Церковь отстаивали чистоту Православия и внутреннюю независимость Церкви от безбожной власти. Его житие изучено мало. Духовная дочь святителя Елена Лопушанская, скончавшая свои дни в эмиграции, написала его обширную биографию. Однако этот труд, изданный за рубежом, несмотря на его несомненные большие достоинства, изобилует фактическими ошибками и неточностями, которые перекочевали в книгу протопресвитера Михаила Польского «Новомученики и исповедники Российские», обросли новыми ошибками, которые по сию пору тиражируются в печатных изданиях. К этим искажениям добавились новые; например, Владыка, канонизированный (Московской патриархией в 2000 г., в РПЦЗ Свщмч. Дамаскин канонизирован в 1981 г. как Епископ Глуховский – прим. ред. ЦВ) как епископ Стародубский, никогда так не именовался, а был епископом Глуховским, позднее Глуховским и Нежинским, временно управляющим Черниговской епархией.

Обращение к архивам позволило выявить картину служения Владыки на Черниговщине и уточнить житийные данные. В семитомном следственном деле 1925–1926 гг., по которому проходил митрополит Петр (Полянский) вместе со многими другими священнослужителями и мiрянами, обнаружился целый том, посвященный служению епископа Дамаскина на Черниговщине. Этот том представляет собой материалы следственного дела, по которому проходил Владыка Дамаскин в Черниговской области в 1923–1925 гг., и был прислан в центр по требованию органов ОГПУ. Важные документы, связанные со служением епископа Дамаскина в Черниговской епархии, найдены в Российском Государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге (ф. 831). Эти материалы вместе с некоторыми другими позволили составить картину служения Владыки в Черниговской епархии в 1923–1925 гг. В 1920-е годы Церковь на Украине раздирается многочисленными церковными расколами – на ее территории боролись за власть над приходами обновленцы, самосвяты-липковцы, лубенцы и др. Распространение лжеиерархии В. Липковского, давление, оказываемое на верующих со стороны автокефалистов и обновленцев, насильственное удаление от своих епархий тихоновских епископов, побудили православных г. Глухова в октябре 1923 г. послать своего представителя к Святейшему Патриарху Тихону, прося принять их «под свое духовное водительство». Патриарх изъявил свое согласие и рекомендовал избрать кандидата во епископы.

Первоначально духовенство г. Глухова наметило кандидатом епископа Матфея (Храмцова), «при условии что он не принадлежит к Живой Церкви...». Эта оговорка была не случайной. Протоиерей Крестовоздвиженской церкви г. Чернигова Матфей Храмцов 15 февраля 1923 г. определением Собора украинских епископов по представлению Черниговского и Нежинского архиепископа Пахомия (Кедрова) был назначен епископом Глуховским и Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. Его хиротонию 23 апреля того же года в Чернигове совершили архиепископ Пахомий, епископы Борзенский Николай (Могилевский?) и Городнянский Никифор (Богословский). Через девять дней церковная власть в Чернигове перешла в руки епископа Александра (Мигулина), назначенного образовавшимся в это время в Киеве обновленческим Всеукраинским высшим церковным управлением (канонический Черниговский архиепископ Пахомий был к этому времени удален с кафедры). Епископ Матфей (Храмцов) подчинился власти Александра и 1 мая того же года был направлен в Новгород-Северский для управления своим округом .В сентябре 1923 г. епископ Матфей порвал с обновленцами.

В его покаянном письме Святейшему Патриарху Тихону, написанном в начале следующего года, говорилось: «Близкое знакомство мое с ними [обновленцами] ясно убедило меня, что возвещенные ими лозунги о возвращении Церкви к чистоте первохристианских времен были только красивыми словами, что не благо Церкви преследуют они, а исключительно свои греховные интриги. Пережив тяжелые дни великой душевной муки раскаяния, я в половине сентября месяца 1923 года фактически порвал с ними всякую связь, твердо решив принести искреннее публичное покаяние в содеянном грехе как пред народом и духовенством, так и пред Вашим Святейшеством и умолить Вас принять меня многогрешного в свое высокое общение. Такое свое решение я уже отчасти привел в исполнение: о своем разрыве с обновленцами и о своем намерении искать канонического общения с Вашим Святейшеством и другими епископами, мужественно стоящими за богоустановленный порядок церковной власти, я публично заявил с церковной кафедры после Литургии в Новород-Северском соборном храме, а своим соработникам на ниве Христовой пастырям викариатского округа особым своим посланием. В своем тяжком грехе отступничества я исповедался своему духовнику пред Св. Евангелием и Животворящим Крестом».

Но тем не менее, присоединение епископа Матфея к Православной Церкви осенью 1923 г. еще не произошло. Несмотря на это, он согласился на предложение православных Глуховского уезда, заявив, однако, что он лишь номинально будет считать себя Глуховским епископом. Поэтому представители глуховских общин обратились с письмом к епископу Макарию (Опоцкому), бывшему викарию Новгородской епархии, прося ликвидировать разлад на Глуховщине и принять под свое водительство весь уезд, объединить православных, «создав этим в Глуховщине мир и любовь». Преосвященный Макарий принципиально на избрание согласился. Но и эта кандидатура вряд ли принесла бы глуховцам чаемые мир и любовь. Хиротонисанный в 1922 г. во епископа Череповецкого, викария Новгородской губернии, епископ Макарий по каким-то причинам был уволен на покой, а вскоре после этого перешел в обновленчество.

К Патриарху Тихону был отправлен представитель православных организаций Глуховщины, который привез просьбу об открытии епископской кафедры в г. Глухове, сообщение об единогласном избрании епископа Макария (Опоцкого) и прошение об утверждении его в звании епископа Глуховского.

Однако Святейший не утвердил выбор глуховских общин и назвал имя архимандрита Дамаскина, который находился в это время в Москве, высланный из Крыма властями. Владыка Дамаскин стал любимым архиереем Глуховщины и всей Черниговской епархии. Архиепископ Пахомий в докладе Его Святейшеству просил посвятить архимандрита Дамаскина в епископа Глуховского, викария Черниговской епархии, настоятеля Георгиевского Балаклавского монастыря в один из ближайших дней, «с тем чтобы приехавший в Москву благочинный мог увезти с собой будущего епископа Глуховского». На обороте прошения была написана резолюция архиепископа Никодима (Кроткова), под началом которого архимандрит Дамаскин служил в Крыму и проходил по одному судебному делу: «Препятствий к перемещению в Черниговскую епархию о. Архимандрита Дамаскина не имею. Состоя на службе в Таврической епархии, о. Архимандрит зарекомендовал себя особенно ревностно в отстаивании интересов церкви пред гражданской властию, за что испытал и лишения – любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем. Я предполагал его и сам иметь викарным епископом, но обстоятельства мешали этому. Никодим, Архиепископ Таврический. 1–14 ноября 1923 г.».

Еще один документ гласит: «1923, нояб[ря] 14. [н.ст.]. Вполне признавая дарованную собором 1917–1918 гг. автономию Украинской церкви, но, принимая во внимание, что в настоящее время нет в ней ни митрополита, ни замещавшего его Экзарха, нет и Священного Синода, Святейший Патриарх и Высшее при нем Церковное управление благословляет открыть в г. Глухове кафедру викарного епископа Черниговской епархии, на каковую назначить указанного архиепископом Черниговским архимандрита Дамаскина (Цедрик). Наречение его во епископа произвести членам Высшего Церковного Управления, а хиротонию совершить предоставить усмотрению Высокопр[еосвященного] архиепископа Черниговского, но с тем чтобы сонм рукополагающих епископов был возглавлен Высокопреосвященным митрополитом Серафимом [подписи: Арх[иепископ] Тихон, Архиепископ Серафим, Архиепископ Петр, Архиепископ Иларион]».

18 ноября 1923 г., в воскресенье состоялась епископская хиротония архимандрита Дамаскина во епископа Глуховского викария Черниговской епархии в Москве в Донском монастыре св. Патриархом Тихоном, архиепископом Черниговским и Нежинским Пахомием (Кедровым), епископом Ананьевским Парфением (Брянских). Владыка Никодим (Кротков) писал по поводу хиротонии: «Мне жаль было отпускать его от себя, такого живого и деятельного человека, но и задерживать неудобно, раз ему предоставляют более широкое поле деятельности. Он по-малорусски говорит, там его не знают, может быть, там и удастся ему поработать».

Вскоре Владыка был избран своим архиереем православными общинами Нежинского, Новгород-Северского и других округов и назначен временно управляющим всей Черниговской епархией. В декабре 1923 г. Владыка Дамаскин приехал в г. Глухов Черниговской губернии. Свою архипастырскую деятельность он начал с приведения в порядок епархиального управления и канцелярии, организации викарных и благочинных управлений.

В мае 1924 г. в советской прессе печатаются материалы о принятии в общение Патриархом Тихоном лидера обновленцев В. Красницкого, послание «Святейшего Патриарха» о включении в состав епархиальных советов живоцерковников, которое было написано Красницким, постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об образовании высших органов Церковного управления – Священного Синода и Высшего церковного совета – со включением в состав последнего Красницкого и др. Эти публикации активно использовались на Украине самосвятами с целью подорвать доверие к Русской Православной Церкви.

Чтобы разобраться в ситуации, сложившейся в Церкви в связи с деятельностью Красницкого и Введенского, Преосвященный Дамаскин снова едет в Москву, разговаривает с Патриархом. Вернувшись, он обращается с посланием к Пастырям и пастве церкви Черниговской, где полностью изобличает клевету о признании Святейшим Патриархом Тихоном «Живой церкви» и передает призыв Патриарха твердо стоять на страже православия.

Принципиальным вопросом было поминовение имени Святейшего Патриарха Тихона на богослужении. В декабре 1923 г. вышел циркуляр Наркомюста, в котором «публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений (раздел 1, гл. 1, особая часть УК), в частности в отношении гр. Белавина (Тихона)» следует рассматривать как уголовно наказуемое деяние . Хотя Патриарх был освобожден, циркуляр о «преступности» возношения за богослужением имени Патриарха Тихона остался в силе.

После высылки епископа Пахомия Епархиальное управление во главе с епископом Александром разослало распоряжение по общинам о непоминовении епископа Пахомия и Патриарха Тихона как контрреволюционеров. С прибытием епископа Дамаскина в Черниговскую епархию все, кроме обновленцев, начали поминать Патриарха Тихона.

Владыка много ездит по епархии. Он неоднократно посещает Кресто-Воздвиженскую общину, созданную известным общественным деятелем Н.Н. Неплюевым как попытку построить модель общества на основах христианской морали и социальной справедливости. Епископ Дамаскин видел в этой коммуне способ духовной защиты от наступления безбожия. Владыка общается со священником А. Секундовым, членом Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., другими членами общины. Особенно он любил проводить время с детьми, учить их христианской вере.

В сентябре 1924 г. святитель снова едет в Москву. Он служит с Патриархом Тихоном и украинскими архиереями, высланными в Москву: архиепископом Черниговским Пахомием (Кедровым), архиепископом Одесским Прокопием (Титовым), епископом Каменец-Подольским Амвросием (Полянским), епископом Ананьевским Парфением (Брянских) в Троицком соборе Даниловского монастыря. 12 сентября 1924 г. участвует в хиротонии архимандрита Стефана (Знамировского) во епископа Шадринского.

А по возвращении в епархию 15 сентября 1924 г. Владыку арестовывают в г. Нежине и помещают в Черниговский ДОПР. Во время обыска епископ выбросил в окно печать епархиального управления, ведь создавать канцелярию без разрешения властей о регистрации было делом подсудным. Формальным поводом для ареста был донос, поступивший в июне 1924 г. на Владыку со стороны священника г. Остера Мальцева, который перешел в «Живую церковь» и одновременно снял с себя сан. Владыка предложил церковному совету приискать другого священника. В своем доносе Мальцев сообщал в ГПУ, что Владыка поминает на службе имена ссыльных епископов Пахомия, Парфения, Прокопия, что епископ Дамаскин еще до хиротонии уехал из Киева вместе с митрополитом Антонием (доносчик знал, что означает для органов ГПУ связь с митрополитом-эмигрантом) (речь идет о Митрополите Киевском и Галицком Антонии /Храповицком/, в то время основателе и Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви – прим. ред. ЦВ). Мальцев коснулся и проповеди, которую сам не слышал, в которой Владыка, говоря об изъятии мощей св. Феодосия, призывал к покаянию, и предсказывал, что «придет время, когда люди вернутся к Богу и тогда святитель Феодосий вернется к нам».

Долгие месяцы Владыка проводит в тюрьме без суда. Одно надуманное обвинение сменяется другим. Он пишет «Всеукраинскому Старосте Петровскому» письмо, озаглавленное «Голос из Черниговщины». Епископ Дамаскин пишет: «Теперь уже около 6 месяцев я нахожусь в Допр’е. Значит, я действительно преступник пред Соввластью? Уполномоченный ГПУ сразу предъявил мне целую массу обвинений. Что же это были за обвинения, если по предъявлении через 3 месяца моего дела Черниговской Прокуратуре все они отпали? ГПУ выдвигает новое обвинение по “доносу” живистского расстриги попа. Но и это обвинение отпало, когда расследовала его прокуратура. Теперь на шестом месяце моего заключения ГПУ выдвигает уже новые обвинения (мне не объявленные еще) в связи с делом, возбужденным ГПУ против Неплюевской трудовой общины (единственная в России христианская коммуна, возникшая лет 40 назад, теперь – разоренная). Смею утверждать, что и новые обвинения также рассеются, ибо отношения мои к Братству носили только идеально-церковный характер... Но характерно во всем этот деле та последовательность выдвигаемых обвинений, как будто рассчитанная на то, чтобы держать меня в заключении». В этом Владыка был совершенно прав.

Были допрошены члены Воздвиженской общины. От них добивались свидетельства о монархических и антисоветских убеждениях епископа. На выписках из протоколов допросов имеются указания о ходе ведения следствия, о том, что необходимо «детализировать вопросы», «выяснить до мельчайших подробностей даже употребленные им [епископом Дамаскином] слова и выражения в проповедях», установить полное содержание каждой проповеди, допросить также рядовых слушателей».

Рассказы о прогулке с детьми истолковывались как воспитание, которое «отрывает детей от современной жизни, не приготовляет из них граждан Советского государства, а наоборот, делает их рабами отдельных личностей» (показания одного из членов артели). Другой свидетель говорил: «Своим приездом он всех обворожил. Красивый голос. Прекрасно говорит проповеди, в которых частенько затрагивает Советскую власть. Свои произношения почти всегда молился “о смутном тяжелом времени”, что “сейчас на Руси”, призывал бороться с этим временем, дабы можно было бы свергнуть существующую власть и все время говорил, что настанет светлый момент на Руси, т. е. когда будет свергнута советская власть». Последние слова, скорее всего, написаны следователем.

Уполномоченный ГПУ был очень недоволен ходом следствия. Он пишет на протоколе: «Все это общие фразы или попросту водица. Необходимо установить конкретные фразы, действия и т.п.». И опять из свидетелей безуспешно пытаются вытянуть какие-то сведения, изобличающие епископа в монархистских убеждениях, но это как раз начисто отсутствовало. И все же, как ни парадоксально, вся община, жизнь которой строилась на коммунистических и религиозных началах, была объявлена монархической. Большинство членов артели было арестовано.

В «Заключении по делу епископа Дамаскина» от 19 февраля 1925 г., составленном губернским прокурором, утверждается, что «Гр[ажданин] Цедрик нелегально организует викарные и благочинные управления, не регистрируя их в местных органах Соввласти, объединяет духовенство тихоновской ориентации, старается доказать, что обновленческое движение является еретическим и поэтому поддерживается Соввластью, предупреждает граждан осторожно относиться к сообщениям Соввласти о положении Тихоновщины, называя эти сообщения заведомо ложными, вымышленными; поминает во время богослужения епископов, находящихся в заключении по конрреволюционным делам, “как мучеников за веру и Христа”, преследуемых Соввластью, и вообще всячески старается подорвать авторитет ее».

Однако уполномоченный вынужден признать, что данных для предания епископа суду недостаточно, несмотря на то что в целом «вся работа его в пределах Черниговщины направлена была к подрыву Советской власти и носит контрреволюционный характер». Православный народ вступается за своего епископа. В октябре 1924 г. верующими Нежинщины, Глуховщины и Новгород-Северщины было возбуждено ходатайство перед губернским прокурором, подписанное 5 000 человек о назначении «над епископом суда или, если обвинения отсутствуют, освобождении его» . Ходатайство не дало результата.

24 февраля 1925 г. православные общины гг. Чернигова, Нежина и Глухова подают заявление Г. И. Петровскому. Там пишется: «…Общинам хорошо известна личность епископа Дамаскина, его деятельность и глубокое моральное влияние, какое он имеет на широкие массы верующих… Убеждение общин верующих непоколебимо в том, что с личностью епископа Дамаскина ни в коем случае не может быть связано преступное деяние, которое требовало бы изоляции епископа и притом изоляции до суда».

Верующие просят об освобождении епископа Дамаскина из заключения до суда под попечительство советов общин. В случае, если имеются доказанные обвинения, ускорить гласный суд, на чем особенно настаивают авторы письма, «не допустив административного разрешения вопроса о нем, что легло бы большой тяжестью на психологию широких масс верующих».

Однако произошло как раз то, чего боялись черниговцы. Гласного суда не было. 13 февраля 1925 г. наконец издано обвинительное заключение, где подводятся итоги «контрреволюционной деятельности» епископа. Как говорилось в нем, собранный материал был недостаточен, «чтобы путем гласного слушания добиться [о]суждения его (Дамаскина)». Поэтому, «принимая во внимание, что Дамаскин по своему мировоззрению является социально-опасным элементом, влияющим разлагающе на население, и что дальнейшее его пребывание на Черниговщине может создать явную оппозицию по отношению к Сов[етской] Власти и Ком[мунистической] Партии, выразившуюся в образовании нелегальных кружков монархической организации», перед Особым совещанием ГПУ УССР было решено просить ГПУ УССР ходатайствовать перед Центральной комиссией по высылкам о высылке епископа за пределы УССР на север.

Только через три месяца, 14 мая 1925 г., епископ был освобожден. На другой день был праздник Вознесения Господня. «Черниговцы всегда с умилением вспоминали как выпущенный первый раз из тюрьмы под большой праздник (конечно, только потому, что в ГПУ об этом забыли), епископ Дамаскин служил всенощную. Измученный многомесячным пребыванием в заточении и допросами, владыка не мог стоять. Поэтому мvровал он сидя. В алтаре у него сделался сердечный припадок. Но это не помешало ему на другой день служить обедню, – для него не было большей радости, как совершать богослужение, причем это не обязательно делалось в храме».

В июле 1925 г. Владыку опять арестовывают, вскоре выпускают. 4 августа — снова обыск. Епископ Дамаскин дает подписку о том, что не позже 4 сентября выедет в Москву и явится в ОГПУ. Он успевает за оставшееся недолгое время вместе с архиепископом Григорием (Лисовским) рукоположить в г. Полтаве во епископа Прилукского архимандрита Василия (Зеленцова) (будущего священномученика и одного из основателей на Украине Катакомбной Церкви; канонизирован Русской Зарубежной Церковью в 1981 г. – прим. ред. ЦВ)) . 25 августа 1925 г. епископ Дамаскин приезжает в Полтаву с утренним поездом, с вокзала отправляется прямо в собор, принимает участие в хиротонии, а затем с первым же поездом уезжает обратно. Епископ Василий продолжил начатое епископом Дамаскином дело – составил обличение лубенского раскола. А высланный епископ Дамаскин в сентябре 1925 г. прибывает в Москву. Начинается новый этап его служения, вскоре увенчавшийся ссылкой в Туруханский край.

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
#1 | Георгий О. »» | 16.12.2012 18:51
  
4
Мир Вам! Кто может, приложитесь к мощам великомученицы Варвары. Они находятся во Владимирском соборе Киева. То что храм в руках раскольников, мощи не оскверняет. Просите, что нужно у великой Варвары, во всем мире почитаемой святой, просите ее молитв от души, - и будет ходатаица за вас. Не только беда и пожар, нет у святых разделения, но всякая нужда, всякая скорбь, уныние, дети, - все слышит святая Варвара, - скорая наша заступница и спешит ко Творцу с молитвой. Нас много, но ни одна молитва сердечная не останется без ответа. Только время и искренность. Просите по нужде, и будет, если вам в пользу!
Спаси Бог.
#2 | Георгий О. »» | 16.12.2012 20:34
  
4
Вот, посмотрел форум и подумалось. Иоанн ДАМАСКИН написал " Точное изложение православной веры". Там все и на все, особенно для новоначального, а что непонятно, есть у кого спросить. Многие думают, что не суди... касается не осуждения всякой скверны, не осуждения осквернения духовного наследия и не осуждения ереси, - по-иному не трогай, не будет вонять, - что смирение... - не трогать, напавшего на ребенка, кротость - тихое сидение в своей норке. Если бы было так, - мир бы давно погиб. Экуменизм - это то самое, перечисленное выше. Все хорошие, а плохие те, кто противится разврату, ереси, парнографии, - греху противится, осуждает Грех. А ведь истинное исповедание Христа в том и заключается, чтобы говорить... правду. Ересь - это ересь ! Сколько нонче конфессий! И все от Бога, у всех правда? А мы, православные, за апостолов вцепились, а время ушло, новым стало время, прогрессивным, электронным, техногенным, а мы за апостолов... и за Христа. А теперь каждый свою религию открывает, своим умом живет, приверженцев рекрутирует, - по партийному признаку. А мы опять тормоз прогрессу, - сказанное Христом и апостолами не перекручиваем, а стараемся по силам своим исполнять. Между собой вступаем в диспуты, но главное - символ нашей веры - до буковки сохраняем. И все мы на разных ступенях, и все царапаемся гори, а кто-то вдруг решил, что ему все нипочем, он лучше знает, что такое любовь и кто такой Христос. И обязательно кто-то найдется и поддакнет, а как же, новое, свеженькое, не пахнет нафталином, как от писаний святых отцов. А то, чем все это заканчивается, забыли. Адом, братие. Адом заканчивается!
Спаси Бог.
#3 | Лидия Новикова »» | 16.12.2012 22:16
  
4

Премудрая святая великомученница Варваро, моли Бога о нас грешных! Моли Всеблагого Господа, дабы не умереть нам без покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн!

Акафист святой великомученице Варваре


http://jnp.ucoz.ua/publ/2-1-0-32
#4 | Анна Гор. »» | 16.12.2012 22:37
  
5
Молитва Святой великомученице Варваре

Святая великомученице Христова Варваро! Моли с нами и о нас, рабах Божиих (имена), умоляемаго от Своего милосердия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, христианскую же кончину жития нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Божественных Тайн причастну да дарует, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites