14-е декабря Прор. Наума (VII в. до Р.Х.). Прав. Филарета Милостивого (792).



14-е декабря 2012г.
(01.12.2012 г. по ст.с.)

пятница 28-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 2-й.


Прор. Наума (VII в. до Р.Х.).
Прав. Филарета Милостивого (792).
Мч. Анании Персянина.
Свт. Элигия, еп. ( Нидерл. ).
Свт. Онисима, архиеп. Ефесского ( Греч. ).
Свтт. Анании и Солохона, архиепп. Ефесских ( Греч. ).
Прп. Антония Нового, монаха, Хиосского ( Греч. ).
Прп. Иоанникия Девиченского ( Серб. ).



Тит., 301 зач., I, 15 – II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19–26. Прав.: Кол., 258 зач., III, 12–16. Лк., 26 зач., VI, 31–36*.
_______________
* Чтения прав. Филарета читаются, если ему совершается служба.

Трапеза

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.





Богослужебные указания

Пятница. Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого. Аллилуия.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Наума) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Наума не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха)




НАУМ , ПРОРОК, ИЗ 12 МАЛЫХ ПРОРОКОВ
День памяти: Декабрь 1


ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Память святого пророка Наума,


Память 1 декабря (по ст.ст.)

Святой пророк Наум, - один из двенадцати, так называемых, малых пророков, - происходил из Галилеи, из селения Елкоша1.

Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии2, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима3 на Иегову4. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Иона 2:2) не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.
Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, Евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил с своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем5.

Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т. е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя6.
Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Иудейского царя Езекии, т. е. к 745-714 годам до Р.Х. (после разрушения царства Израильского).

О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.

Кондак, глас 4:

Просветившееся духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая. Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.


________________________________________________________________________

1 Почему пророк и называет себя Елкошеянином или Елкосеянином (Наум.1:1). По славянскому и другим перводам пророк Наум значится сыном Елкесиевым; но большинство толковников (например, блаженный Иероним, св. Кирилл Иерусалимский, Епифаний и другие) принимают еврейское слово Елкоши (переведенное по-славянски "сын Елкесиев") за наименование места рождения Наума. По преданию, записанному блаженным Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском.

2 Ниневия была главным городом Ассирийцев, с которыми Евреи тогда находились во враждебных отношениях. Ниневия лежала на восточном берегу реки Тигра в Месопотамии. Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в окружности.

3 Сеннахирим - царь Ассирийский, сын и преемник Салманассара, разрушившего царство Израильское.

4 Иегова (по слав. Сущий) - одно из иен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Священном Писании об одном Истинном Боге.

5 Это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (Циаксаром, царем Мидийским и Набопалассаром, царем Вавилонским около 600 г. до Р. Хр.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигра, подмывший городские стены, дал возможность врагам, прежде чем Ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить его до основания (Кн. прор. Наума гл. 3, ст. 14). Царь Ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костёр, собрал сюда все свои сокровища и сжёг себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другаго великого пророка Исаии (Исаия гл. 30, ст. 33)

6 Кроме пророчества о падении Ниневии в книге пророка Наума можно находить и мессианские черты: "Наум изрекает, - говорит блаж. Феодорит, - гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиля, но - продолжает он - есть в книге и пророчество о Спасителе такое: "Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами" (Кн. Наума гл. 2, ст. 1) (по-славянски: "взыде вдыхаяй в лице твое"), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, "дунул" на Апостолов "и говорит им: примите Духа Святаго" (Иоан.20:22). Поэтому и под всем сокрушенным царством Ассириян, в книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную". - За богослужением правосл. церкви книга прор. Наума не употребляется.






ПРАВЕДНЫЙ ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ, ПАФЛАГОНЯНИН
День памяти: Декабрь 1


Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын - Иоат и дочери - Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о "малых сих" (Мф. 25 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось 2 вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно роздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь".

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство.

В то время византийская императрица Ирина (797 - 802) искала невесту для сына - будущего соправителя Константина Багрянородного (780 - 797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: "Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов".

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго-лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжатсльности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.






АНАНИЯ ПЕРСИЯНИН, МЧ.

День памяти: 1 декабря



Согласно гречеческим агиографическим текстам, мирянин родом из Арбелы (совр. Эрбиль, Ирак), принявший мученичество за Христа во время одного из гонений. Он был «взят персами и мучим крепко». По преданию, перед смертью он воскликнул: «Творите молитвы Богу, ибо вижу лествицу, ведущую с небес на землю, и ангелов, иже глаголют мне: «Иди с нами, и введем тебя во град, исполненный света и радости»». Время мученичества неизвестно.

Краткое житие находится в составе Минология Василия II (PG. 117. Col. 186), Петрова Пролога XI в. (РНБ. Греч. 240) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 372) и ряде др. синаксарей. Память А. указывается преимущественно в календарях к-польского происхождения: Типиконе Великой ц.IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 120-121) и месяцесловах греч. Евангелий.

Краткое житие Анании было переведено в 1-й пол. XII в. на Руси и включено в состав русского нестишного Пролога (древнейший список - Лобковский Пролог. ГИМ. Хлуд. 187. Л. 73-73 об., 1282 г.), а впоследствии помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 211-212). В других видах русских и славянских календарей Ананий встречается крайне редко: упоминается в болгарской Драгановой Минее, конец XIII в. (Срезневский. Трефологий. С. 413) и русском Румянцевском Обиходнике (РГБ. Рум. 284. Л. 93, 1-я пол. XIV в.).

http://www.pravenc.ru/text/114738.html


СВЯТОЙ ЭЛИГИЙ, ЕПИСКОП

Память 1 декабря (по ст.ст.)



Элуа (Eloi), или Элигий (588 - ок.660), епископ Нуайонский, святитель родился в 588 году, в галло—романской семье в Шаптела (Chaptelat), что в Лимузене, в ту эпоху, когда перемешивались галло-романский и варварский миры, зачастую жестокие, развращенные и запущенные. Молодой Элуа, у которого проявился вкус к работе с металлом, был отдан в учение мастеру золотых и серебряных дел в Лиможе. Явив там свой талант, он в то же самое время проявил себя набожным и жадным до учения.

Мы знаем от святого Уэна, епископа Руана и автора жизни святого Элуа, что он изготовил раки святого Люсьена, святого Максиена (Maxien) и святой Жюльен в VII веке.

Прошло немного времени, и он отправился в Париж и поступил на службу к известному золотых и серебряных дел мастеру, который получал заказы из королевского дворца. Так ему представился случай быть замеченным королем Хлотарем II, когда без обмана он сумел изготовить два трона с золотом, отпущенным только на один. Король, таким образом, соблазненный его скрупулезной честностью и великой набожностью, принял его на службу. Он оказался очень авторитетным советником и даже стал отвечать за управление королевскими финансами. Он, вероятно, стоял у истоков создания серебряного денье. После смерти Хлотаря в 629 году, его сын Дагоберт II унаследовал объединенную страну и оказался королем всех Франков.

Начиная с 632 года, Дагоберт II - единственный властитель своего королевства. Он знал, что для поддержания единства страны и эффективного управления, он должен объединить вокруг себя аристократов королевства и их посвятить в искусство управлять. Прежде чем отправить их в провинцию вместе с епископом, он поручал им ответственные должности при дворце.

Это имело место и в случае его знаменитого министра Элуа, который прежде чем оказываться епископом Нуайонским, служил в канцелярии.

В 641 году Элуа оказывается епископом Нуайонским и Турнайским, оставаясь советником короля. Вслед за святым Медардом (Médard), он собирался укрепить Церковь Нуайона. Несмотря на это желание сделать Благую Весть доступной всем, язычество оставалось живучим. Это было одной из главных забот церковных соборов, которые состоялись в Галлии в VI веке. К тому же, некоторые члены духовенства уступали «кощунственным обычаям», как это признавал святой Кесарий из Арля. Веком позже это подтвердит Элуа, епископ Нуайонский, напомнив, что «никакой христианин не должен помещать амулета на шею человека или животного, даже если он был сделан духовным лицом».

Со своими миссионерами он отправляется евангелизировать регионы, еще мало обращенные в христианство, от Нуайона до Гента и Куртре (Courtrai) во Фландрии. Он основывает монастырь Солиньяк (Solignac) на юге Лиможа, населив его монахами из Люксёя (Luxeuil) и поручив окормление святому Ремаклю (Remacle), будущему игумену монастыря Ставело-Мальмеди (Stavelot-Malmedy).

Затем вместе со святой Орой (Aure) он основал в Париже женский монастырь, посвященный апостолу Аквитании, святое Марциалу Лиможскому. Также он создал многочисленные монастыри в Генте, Перонне (Péronne), Шони (Chauny), Урскампе (Ourscamp), Омблиере (Homblières).

Он был всегда окружен бедными, которым давал утешение. Он выкупал рабов ради их освобождения и был неустанным проповедником, всегда подававшим пример святости.

Прославляемый всеми, Святитель Элуа умер в Нуайоне в 659/660 году. Он был похоронен около церкви, посвященной святому Лупу из Труа.

В следующем году его тело было перенесено в мавзолей за главным алтарем монастыря. Изготовленная в 1623 Рене Гаагским, золотых и серебряных дел мастером из Парижа, рака Святителя была поставлена перед главным алтарем собора в Нуайоне.

23 октября 1793 года сокровище и все ценные объекты собора посланы в Париж для того, чтобы быть там расплавленными. Но сама рака осталась над алтарем до ноября. Описание раки от 6 ноября 1793 года было составлено во время перемещения сокровища:

"Под куполом, продолговатая, имеющая четыре стороны с фронтоном и поддерживаемая колоннами, изображающими в передней части cвятого Элуа, в задней части – cвятую Годеберту (Godeberthe), с одной из сторон – cвятого Себастьяна, с другой стороны - cвятую Тоби, окруженная статуями двенадцати апостолов. У Святого Элуа - четыре кольца, у святой Годеберты - одно. Вышеупомянутая рака имеет три фута высоты, не включая фонарь, три с половиной фута длины и два с половиной фута ширины".

Реальный персонаж, он стал со временем героем легенд и одним из наиболее популярных святых западного христианства, главным образом, в Средние века. Еще сегодня он весьма почитаем на севере Франции, в Нидерландах, в Германии и в Италии. И в настоящее время он остается покровителем многочисленных корпораций, связанных с работой по металлу, также как и золотых и серебряных дел мастеров или кузнецов, которые посвятили ему многие церкви.

По преданию, прежде чем стать золотых и серебряных дел мастером он был кузнецом. Однажды для того, чтобы было удобнее подковывать копыто непокорной лошади, он ей оторвал ногу, поместил ее на своей наковальне и затем все привел в порядок без осложнений. Каждый год во Фландрии это событие отмечается большим паломничеством лошадей.

Святитель Элуа построил часовню или молельню Рюдоруар (Rudoroire) в пригороде Суассона (Soissons), которую он заменил к 645 году монастырем, посвященным святому Лю и который стал позже монастырем святого Элуа.

Он был опустошен в 860 году Норманнами и к XIII-ому веку был восстановлен лишь частично. К 1207 году восстановили здания и воздвигли великолепную церковь, которая, как говорили, даже могла соперничать с собором Бовэ. Монастырь был снова опустошен в 1472 году, на этот раз бургундцами, которые ограбили архивы и уничтожили, помимо других документы на право владения собственностью.

Ста двадцатью годами позже он был разрушен снова во времена лиги. Король Генрих IV возвел на этом месте крепость. Между тем бенедиктинцы получили от Луи XIII разрешение на то, чтобы обосноваться в тех краях, где находился монастырь и некоторые его владения. Они восстановили скромный монастырь и церковь, желая воссоздать великолепное аббатство, которое существовало прежде. В 1789 в монастыре оставалось приблизительно двадцать бенедиктинцев.



Использованные материалы

http://catholique-beauvais.cef.fr/histoire/temoins/St_Eloi/S...htm





Элигий
[Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Элигий
Eligius


Рождение:
588 год
Смерть:
1 декабря 660
Почитается:
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, Католическая церковь
В лике:
святой
День памяти:
1 декабря
Подвижничество:
епископ
Святой Элигий (лат. Eligius, фр. Éloi, Eloy, Loye, 588, Франция — 1 декабря 660, Нуайон, Франция) — святой Римско-Католической Церкви, епископ Нуайона (641—660).
Святой патрон золотых и серебряных дел мастеров, чеканщиков; города Болоньи.
День памяти в Католической Церкви — 1 декабря.

Биография

Элигий родился в бедной семье. В юношеском возрасте обучался ювелирному делу. Согласно агиографическим источникам Элигий изготовил для франкского короля Хлотаря II две ювелирные работы, после чего Хлотарь II назначил его королевским ювелиром и мастером монетного двора. При Дагоберте I Элигий был казначеем королевского двора. Кроме этого он исполнял дипломатические функции при отношениях между франками и бретонцами. Будучи королевским ювелиром, Элигий уделял немалое время благотворительной деятельности, финансировал постройку католических церквей, больниц.
После смерти Дагоберта I Элигий был избран епископом городов Нуайон (ок. 641) и Турне, став здесь преемником скончавшегося святого Акария. 13 мая 641 года Элигий был рукоположен в сан епископа. В своей пастырской деятельности занимался проповеднической деятельностью среди местных язычников, основывал монастыри и строил церкви.
Элигий умер 1 декабря 660 года. В 667 году мощи Элигия были помещены в кафедральном соборе Нуайона его преемником святым Момеленом.
[править]
В искусстве

Часто встречается на картинах художников болонской школы, будучи покровителем их города.
Одет либо как епископ, либо как чеканщик (в шапочке, с кожаным передником). Атрибуты — орудия труда ювелира: молоток, щипцы, наковальня, мехи. Если произведение заказанно гильдиями, патроном которых он был, может быть изображен гравирующим чашу или преподносящим королю золотую раку.
Могут изображаться эпизоды бытия:
чтобы подковать брыкающуюся лошадь, которой овладел дьявол, он отрезал её ногу (так было удобнее ковать), а потом чудесным образом «прирастил» её обратно.
побеждающий Сатану — держит его за нос щипцами.
[править]Ссылки

Элигий на Викискладе?
Catholic Encyclopedia (англ.)
Индекс святых (англ.)




ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАННИКИЙ ДЕВИЧЕНСКИЙ

Память 1 декабря (по ст.ст.)



Преподобный Иоанникий Девиченский подвизался в первой половине XV века и был родом из Черногорского приморья (Сербия).

Еще в отрочестве святой оставил дом своего детства, стремясь к уединению и созерцательной жизни.

Преподобный Иоанникий выстроил себе келью в лесистой местности Черной реки, продолжив тем самым традицию преподобного Петра Коришского, который провел здесь долгие годы в молитве и брани с бесами.

Вокруг святого Иоанникия собралось множество учеников, привлеченных его великими подвигами и святостью.

Для приходящей братии основал здесь монастырь, а сам преподобный, избегая людских похвал, перешел в Девиченский лес и продолжал подвизаться в безмолвии.

За это святому Иоанникию был ниспослан дар непрестанной молитвы со слезами и дар изгнания бесов. Услышав о его святости, деспот Георгия Бранковича (1427–1459 гг.). привел к Иоанникию свою больную дочь и в благодарность за ее исцеление построил Девиченский монастырь.

Преподобный Иоанникий почил в старости 2 декабря 1430 г. Мощи его покоились в Девиче и прославились чудотворениями.

Сербы особенно почитают святого преподобного Иоанникия Девиченского как целителя душевных болезней.



По материалам православных интернет-ресурсов

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites