Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Блгв. кн. Михаила Тверского (1318). Блгв. Ярополка, во св. Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского (1086).


5-е декабря 2012г.
(22.11.2012 г. по ст.с.)

среда 27-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 1-й.


Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I).
Блгв. кн. Михаила Тверского (1318).
Блгв. Ярополка, во св. Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского (1086).
Мц. Кикилии (Цицилии) и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230).
Мч. Прокопия чтеца (303).
Мч. Менигна (250).
Прп. Агаввы исмаильтянина, Сирийского (V).
Прав. Михаила воина, болгарина (866).
Свт. Каллиста II, патр. Константинопольского (Афон) ( Греч. ).
Свт. Климента Охридского, еп. Великой Македонии (916) ( Болг. ).
Мчч. Стефана, Марка и иного Марка, Писидийских.
Мч. Агапиона Греческого.
Новосщмчч. прот. Алексия Бенеманского и прот. Илии Громогласова.
Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница Невская».
Сщмч. Владимира пресвитера (1932). Сщмч. Иоасафа, еп. Могилевского, сщмчч. Иоанна, Василия, Павла, Иакова, Феодора, Иоанна, Илии, Алексия, Афанасия пресвитера и прмчч. Герасима, Евтихия, Авенира, Саввы, Марка и мч. Бориса (1937). Прп. Параскевы исп (1952).


1 Тим., 287 зач., V, 22 – VI, 11. Лк., 90 зач., XVIII, 15–17, 26–30. Апп.: последи́ 302 зач., Флм., I, 1–25. Лк., 50 зач., X, 1–15.

Трапеза

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.

Богослужебные указания

Среда. Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимо́на, Архи́ппа и мц. равноап. Апфи́и.

Блгв. кн. Михаи́ла Тверского.

Блгв. Яропо́лка, во Святом Крещении Петра́, кн. Владимиро-Волынского.

Служба апостолов не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства.





СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ ОТ 70-ТИ: АРХИПП, ФИЛИМОН И МУЧЕНИЦА РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ АПФИЯ
Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Февраль 19, Ноябрь 22



Святые апостолы от 70-ти: Архипп, Филимон и Апфия (вторая память 22 ноября) были учениками и сподвижниками святого апостола Павла. В послании к Филимону апостол именует святого Архиппа своим сподвижником.
Апостол Архипп был епископом города Колоссы во Фригии. Апостол Филимон был именитым гражданином того же города, и в его доме собирались христиане, чтобы совершать Богослужение. Он был также рукоположен в сан епископа апостолом Павлом и обходил фригийские города, проповедуя Евангелие. Впоследствии он был архипастырем города Газы. Святая Апфия, супруга его, принимала в своем доме странников и больных, с усердием служа им. Она была верной сотрудницей супруга в благовестии Слова Божия.
В гонение на христиан императора Нерона (54 - 68) святые апостолы Архипп, Филимон и равноапостольная Апфия были преданы суду градоначальника Артоклиса за проповедь веры во Христа. Апостол Архипп был зверски изрезан ножами. После истязаний Филимона и Апфию по пояс закопали в землю и били камнями, пока святые мученики не скончались.



Кондак, глас 2:

Яко звезды всесветлыя просвещающыя концы, Апостолы Христовы восхвалим, Филимона славнаго и Архиппа священнаго, и Онисима, и Марка, и Аполлоса, с нимиже и Апфию всемудрую, вопиюще: молите непрестанно о всех нас.





СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ
День памяти: Ноябрь 22

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти отца великого Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа. На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Косьмы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича Михаил, по праву старшего,получил в Орде ярлык на великокняжеский престол. Но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончанке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благославение Иоанна. “Отче, - сказал святой,- много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи”.
В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал -–“Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какя мне слава? Нет, воля Господня да будет”. По милости Божией, он не был лишен христианского утешения, его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие.
По наущению князя Юрия и Кавгыдыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали ег ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их обьял страх, и они убежали. Наутро тело его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлых облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из низ не коснулся его. Утром все говорили : “Князь Михаил – святой, невинно убитый”. Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня.
Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.





СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ЯРОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ
День памяти: Ноябрь 22


Святой благоверный князь Ярополк Изяславич, в святом Крещении Петр, был внуком Ярослава Мудрого, правнуком равноапостольного Владимира. Он разделил печальную участь своего отца, великого князя Киевского Изяслава, изгнанного братьями из Киева. Ярополк ездил с различными поручениями от отца к польскому королю, германскому императору и Римскому епископу святому Григорию VII (1073-1085).

По смерти великого князя Святослава в 1078 году князю Изяславу был возвращен великокняжеский престол, а Ярополк получил Вышгород. После смерти отца ему был дан в удел город Владимир-Волынский, откуда его старались изгнать Ростиславичи. На пути из Владимира в Звенигород Галицкий Ярополк был вероломно убит Нерядецем, который был в числе его свиты († 1086). Убийца, вероятно, был подкуплен Ростиславичами. Тело Ярополка перенесено было в Киев и 5 декабря погребено в церкви святого Петра, которую он сам начал строить. Многие церковные памятники, начиная с летописи преподобного Нестора, свидетельствуют, что убиенный благоверный князь Ярополк почитался в числе святых угодников Божиих.






МУЧЕНИЦА КИКИЛИЯ (ЦЕЦИЛИЯ) И СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ВАЛЕРИАН, ТИВУРТИЙ И МАКСИМ
День памяти: Ноябрь 22


Святая мученица Кикилия была римлянкой из богатого и знатного рода. Она с юности восприняла христианскую веру и усердно молилась, помогала нуждающимся, под богатой одеждой скрывала власяницу. Родители решили выдать Кикилию замуж за знатного язычника Валериана. Святая не осмелилась перечить воле родителей, но со слезами молилась Богу, чтобы ее жених уверовал во Христа, а она сохранила бы девство. Святая уговорила жениха пойти с ней к епископу Урбану, скрывавшемуся от гонений в пещере у Аппиевой дороги. Наставления мудрого старца проникли в душу Валериана, и он уверовал во Христа и обратил в христианство и своего брата Тивуртия. Братья роздали часть своего имения бедным, ухаживали за больными, хоронили христиан, замученных гонителями.

Правитель Аммах, узнав об этом, повелел схватить братьев и привести на суд. Он потребовал, чтобы святые отреклись от Христа и принесли жертвы языческим богам. Братья отказались. Тогда мучеников стали беспощадно избивать плетьми. Святой Валериан под пытками убеждал христиан не пугаться мук, но твердо стоять за Христа.

Правитель, желая избежать влияния святого проповедника на народ, приказал вывести мучеников за пределы города и там казнить. Отрядом воинов, сопровождавших мучеников на казнь, командовал Максим. Его поразило мужество святых. Он спросил, почему они не боятся смерти. Святые братья ответили, что они оставляют временную жизнь ради жизни вечной. Максим захотел подробно узнать учение христиан. Он привел святых Валериана и Тивуртия в свой дом и всю ночь слушал их беседу. Узнав об этом, святая Кикилия пришла к Максиму со священником, и он со всей семьей принял святое Крещение.

Когда на следующий день мучеников Валериана и Тивуртия обезглавили, святой Максим всенародно исповедал, что он видел, как их святые души восходили к Небесам. За это исповедание святой мученик Максим был насмерть забит плетьми (+ 230).

Правитель хотел завладеть имением казненных, но, узнав, что святая Кикилия уже раздала все оставшееся имущество нищим и своей проповедью обратила в христианство 400 человек, приказал казнить ее. Три дня ее морили жаром и дымом в накаленной бане, но благодать Божия хранила ее. Тогда ее решили обезглавить. Палач ударил мечом святую, но лишь ранил ее. Святая мученица страдала еще три дня в полном сознании, утверждая в вере окружающих, и скончалась с молитвой на устах.





МУЧЕНИК МЕНИГН
День памяти: Ноябрь 22


Святой мученик Менигн был простым ремесленником, занимался отбеливанием холстов. Господь даровал ему Свою особую милость. Дважды в своей жизни он слышал глас с Неба, призывавший его пострадать за Христа. Во время гонения на христиан, при императоре Декии (249 - 251), произошло чудо: христиан вывел из темницы Ангел. Узнав об этом, святой Менигн возрадовался и всем сердцем возлюбил Спасителя. Вспомнив Небесный призыв пострадать за Христа, он тут же разорвал висевший на площади указ нечестивого Декия, предписывавший преследовать христиан, и объявил себя последователем Христа. За это был схвачен и после жестоких пыток обезглавлен (+ 250). Из уст мученика вылетела белоснежная горлица.





ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ПАЛЕСТИНСКИЙ), МЧ.
День памяти: 22 ноября

Святой Прокопий был родом из Иерусалима. Он строго относился к своей жизни и украшал себя многими добродетелями. Назначенный на должность чтеца церкви Кесарийской1 и, имея дар разумения Писаний, Прокопий изъяснял верующим Слово Божие. Кроме сего, он занимался переводом Священного Писания на сирский язык и исцелял при жизни одержимых недугом беснования, изгоняя бесов.

Однажды, путешествуя в Скифополь, он читал слово Божие в церквах христианских и соединял с чтением толкование. Когда о святом Прокопии услышал правитель Кесарии, то приказал схватить его, как христианина. В это время было гонение на христиан2. Правитель Кесарийский потребовал от святого Прокопия, чтобы он принес жертву языческим идолам и воздал поклонение четырем царям, правившим тогда в империи3. Но святой дерзновенно ответил на это:

- Христиане не должны почитать и поклоняться многим богам и владыкам. У нас только один Владыка, один Царь и Господь, Творец и Создатель всего.

Услышав это, правитель Кесарийский исполнился ярости на святого и приказал мечем отсечь ему голову. Так святой Прокопий окончил земное поприще и кратким путем возведен был к небу, получив мученический венец от Христа Бога.

________________________________________________________________________

1 Здесь разумеется Кесария Палестинская - город на восточном берегу Средиземного моря; по разрушении Иерусалима (в 79 г.), была главным городом Палестины и местопребыванием епископа, которому подчинен был некоторое время и Иерусалим. Впоследствии Кесария была разрушена и ныне представляет совершенную пустыню с грудами развалин.

2 При императоре Диоклитиане (294-305).

3 Император Диоклитиан разделил власть над империей с Максимианом, которому уступил восточную половину. При этом каждый император имел своего соправителя: Диоклитиаи имел соправителем Максимиана Галерия, который по смерти Диоклитиана стал императором востока; а на западе империи правил Максимиан Геркул с Констанцием Хлором. Таким образом, во время мученичества святого Прокопия в 303 голу, были четыре правителя в Империи. А цари почитались язычниками наравне с богами и в честь их ставились жертвенники и статуи и им приносили жертвы. Этому заблуждению язычников и не хотел послужить мученик Прокопий.






АГАВВА ИСМАИЛЬТЯНИН, СИРИЙСКИЙ, ПРП.
День памяти: 22 ноября



Преподобный Агавва был родом измаильтянин. Оставив свое отечество, родителей и богатства, он последовал за одним иноком, от которого принял монашеский образ. Наставник святого Агаввы отправился вместе с ним к великому подвижнику Евсевию: у него святой Агавва научился пребывать долгое время в молитвенном бодрствовании. По смерти блаженного Евсевия, святой Агавва остался в его келлии и там прожил 38 лет. Он никогда не надевал обуви, на чреслах носил тяжелые вериги; пищею ему служило сочиво, разведенное в воде. В продолжение дня и ночи он большее время проводил стоя и на коленах и совершая служебный молитвословия Всевышнему. От сидения он совершенно отказался: его никто и никогда не видал сидящим. Как подвижник, он представлял пример мудролюбия и послушания. Скончав в таких подвигах свое житие, он с миром почил о Господе1.

________________________________________________________________________

1 Время подвигов и преставления преподобного Агаввы относят к V в.





СВЯТОЙ МИХАИЛ ВОИН
День памяти: Ноябрь 22



Святой Михаил воин, из числа первых христиан Болгарии, жил в городе Потуке во время правления императора Михаила III Пьяного (855 - 867). Происходил из старинного болгарского рода. Еще ребенком его называли "святое дитя". С юности он вел непорочную жизнь, имел страх Божий, постился, щедро раздавал подаяние бедным и посещал больных, был кроток и смирен, 24-х лет святой Михаил был поставлен начальником над воинской дружиной. Турки пошли войной на христиан. Святой Михаил в боях воодушевлял своим мужеством всю дружину. Когда союзники болгар, греки, бежали с поля сражения, он пал на землю и со слезами молился о спасении христиан. Потом он повел своих воинов на врага. Ворвавшись в середину вражеских рядов, он разметал их, а сам остался невредим.

Возвращаясь домой после войны, он избавил жителей одного города в Раифской пустыне от громадной змеи, выходившей из озера и поедавшей детей. Вернувшись домой, святой Михаил через несколько дней предал дух свой Господу, Которого возлюбил с юности. Множество чудес совершал он по смерти, подавая исцеления притекающим к нему с благоговением.

Перенесение мощей святого из Потука в Тырнов было совершено в 1206 году, а в начале XIX века их перенесли в Валахию.





СВЯТОЙ КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ, ЕПИСКОП ВЕЛИКОЙ МАКЕДОНИИ

Память 22 ноября (по ст.ст.)



Краткое Житие Климента дошло до нас как часть службы святому, помещенная после шестой песни канона. Совершенно очевидно, что написание Краткого Жития тесно связано с деятельностью иерарха Димитрия Хоматиана и может быть датировано годами его правления (1216-1234).

1. Сей великий отец наш и светоч Болгарии ведет свой род от европейских мисян (1), которых многие люди знают также под именем болгар. В древности Александр своей волей насильно переселил их (2) от Олимпа (3), что возле Прусы (4), к северному океану и Мертвому морю (5), По прошествии длительного времени они огромными силами перешли Истр и завладели всеми соседними областями: Паннонией и Далмацией, Фракией и Иллириком, а также значительной частью Македонии и Фессалии (6).

2. Именно оттуда вел свой род [сей] преподобный муж. Подобно Самуилу, он был еще в материнской утробе избран Богом и с младенчества возлюбил боголюбивую жизнь (7). Первым. вместе с божественными Наумом, Ангеларием и Гораздом (8), он со всем тщанием изучил Святое Писание, содействием Всемогущего переведенное на здешний болгарский диалект Кириллом, воистину богомудрым и равноапостольным отцом, который поначалу [трудился] вместе с Мефодием, знаменитым наставником мисийского народа в благочестии и православной вере. Подобно плодородной и доброй почве, [Климент], приняв семя истины, взрастил богатый урожай, по божественному [евангельскому] слову, "до ста шестидесяти" (Мф. 13, 8; Мк. 4, 20), как он удостоверил своими делами.
3. Возлюбив монашеский и девственнический образ жизни, каким только видом добродетели он не овладел, какой только хитрости для борьбы со страстями не превзошел! Молчальничеством он отбивался от навязанной ему борьбы с враждебными силами, постом и прочими подвигами ослаблял порывы сладострастия, постоянным трезвением и молитвой изглаживал те рубцы, что оставались в душе от страстей и мечтаний. Отличительными чертами его души были любовь ко всем и непритворное смирение.

4. Так, с младых ногтей положив себе за основу божественный закон и ведя свою жизнь точно в соответствии с Евангелием, он вскоре стал сотрудником для предводителей, поводырем к благочестию для всего мисийского народа. [Святой] претерпел те же самые испытания, какие выпали на долю его отцов и учителей со стороны имевших тогда полную силу еретиков, как об этом рассказывает его Пространное Житие (9).

5. Когда божественный Кирилл преставился для лучшей жизни, представив свое апостольское служение и известное "приращение вверенного ему таланта" (ср.: Мф. 25, 15-30) Адриану, тогдашнему папе Старшего Рима, Мефодий же был этим самым папой поставлен архиепископом Моравии и Болгарии (10), тогда-то и Климент возводится на епископский трон - Мефодий назначил его епископом всего Иллирика и владевшего этой страной болгарского народа (11).

6. Чаще всего пребывал он в иллирийском городе Лихниде, являвшемся митрополией окружающих городов, который теперь на мисийском языке именуется Охрид, а также в Кефалинии, которая переименована на болгарском языке в Главницу, где он оставил и памятники.

7. В этом Лихниде, или же Охриде, он от основания возвел, наряду с другими Божьими храмами, и святой монастырь в честь великомученика Пантелеймона, где и предавался аскетическим подвигам. Когда он еще пребывал среди живых, то подобно высокому небесному светилу распространял лучи этого учения тем, кто у него учился, а переселившись к счастливой [жизни] во святых, оставил [нам] свою святую могилу, сокровище, бесценное для его паствы, и приобретение, стоящее целого мира. От сего гроба каждый день обращаются вспять многоразличные болезни, и через него этот священный храм был преподнесен Богом для всех, прибегающих к Нему, в качестве общей и безвозмездной лечебницы. Но об этом позже.

8. Такие вот реликвии оставил он для нас в Охриде, а еще священные книги, [плоды] трудов его собственной возвышенной мысли и руки. Весь народ почитает и уважает их не меньше, чем знаменитые Моисеевы скрижали, что написаны Богом.

9. В Кефалинии можно видеть и по сей день сохранившиеся каменные столбы, на которых выдолблена надпись, сообщающая о приходе и приобщении народа ко Христу (12).

10. Когда болгарский народ еще не весь был просвещен крещением и сохранял звероподобное варварство, [Климент] своими боговдохновенными поучениями привел его к свету богопознания, неукротимость их помыслов он превратил в кротость нравов, введя у них законопослушный и разумный образ жизни.

11. [Климент] через купель возрождения обратил к новой жизни их князя Бориса, а после него - его сына Михаила, который первым был провозглашен царем болгар (13), и убедил их вести государственные дела, как это в обычае у христиан. Наконец, он стал править этим народом, словно одним человеком. Они не по принуждению, но добровольно шли за ним по узкой и крутой дороге [жизни] в согласии с Иисусом Христом. Их привораживали не только чары его мудрых слов и наставлений, но и многие чудеса. которые совершил Христос через того же верного [своего] слугу. [Климент] даровал слепым и немым дар видеть и ясно говорить, он излечивал бесноватых, врачевал лихорадку своими прикосновениями и молитвами и с готовностью обращал вспять любое недомогание, так что [однажды даже] воскресил молитвой чьего-то ребенка.

12. А поименованный царь болгар Михаил сделался настолько послушен словам [Климента], что помогал ему при возведении храмов и готов был исполнить все, что тот ему приказывал. Из-за этого самого расположения и преданности святому он преуспел в добродетели и стал гораздо лучше, чем был раньше.

13. Когда из-за любви к молчальничеству и созерцанию, не тревожимому никакими земными [заботами], он решил отказаться от епископских обязанностей (ибо и старость уже нависала у него над головой), Михаил не отпустил его, но просьбами и мольбами едва ли разжалобил и уговорил отправлять свой пастырский долг по отношению к ним до конца жизни. [Климент] согласился на это и всячески старался, при том что старость и немощь мешали ему заботиться о пастве и предводить ее к спасению души.

14. Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрел премудрый Кирилл. Посредством [этих букв] он записал и все боговдохновенное Писание, и похвальные слова, и жития мучеников и преподобных святых, и священные песнопения [Этим письменам Климент] усердно учил наиболее способных отроков, из числа которых возвел самых достойных в священнический сан. Таким образом, он собственными стараниями превратил народ варварский и жестокий в народ святой. Свершив апостольское дело, [Климент] за это благодати сподобился апостольской.
15. А когда настало время кончины, он, смешав прощальные и предсмертные слова с наставлениями и напутствиями, помолился за паству, безутешно [о нем] скорбевшую и не мыслившую лишиться и остаться без такого прекрасного пастыря, - и радостно преставился к Богу, Коего столь сильно любил.

16. После свержения им оков [земной жизни] он каждый день стал чудесами и исцелениями прославлять прославляющего его Господа. Пребывает он теперь среди апостолов, будучи сам равноапостольным провозвестником истины, пребывает среди мучеников, сам перенеся ради Слова множество оков и кар, пребывает вместе с иерархами и преподобными, принося прошения Господу за [свою] паству и весь мир. Да прислушается Он к ним благодаря великому Своему состраданию, да умилостивится в день воздаяния, да простит нам то, в чем мы за нашу жизнь неразумно согрешили.

Примечания:

1. Мисянами в духе этнографического традиционализма византийцы называли болгар с середины Х в.

2. Александр Македонский в течение всей византийской эпохи воспринимался как главный герой истории, а его империя - как предтеча Византийской. Легендарные рассказы о переселении им диких варварских племен содержались в многочисленных версиях "Романа об Александре".

3. Гора Олимп (совр. Улу-Даг) высотой 2327 м находилась в Вифинии (Малая Азия).

4. Грод Пруса, к юго-востоку от которого располагался Вифинский Олимп, до XII в. почти неизвестен. Он приобрел значение при Комнинах, а Хоматиан считает нужным упомянуть о нем потому, что Пруса прославилась в 1204-1205 гг., когда выдержала осаду крестоносцев.

5. Географические представления Хоматиана носят самый фантастический характер, но желание поместить прародину "мисян" в Малой Азии вызвано тем, что там в древности также имелась область, называвшаяся Мисией.

6. О том, что болгары пришли с севера, форсировав Истр (то есть Дунай), византийцы помнили хорошо, но размах их завоеваний Хоматиан сильно преувеличил, чтобы соответственно представить громадной по территории и церковную юрисдикцию Климента, а через это - обосновать территориальные притязания Охридской кафедры.

7. Автор намекает на Ветхий Завет (1 Цар. 1, 11-28). Быть может, уподобление Климента пророку Самуилу имеет дополнительный смысл: Климент провозгласил болгарского князя царем, подобно тому, как Самуил помазал на царство Саула.

8. Феофилакт в разных местах Пространного Жития приводит два перечня Мефодиевых учеников. Во втором случае вместо Саввы фигурирует отсутствующий в первом списке Лаврентий. неясность с этими двумя именами прослеживается и у Хоматиана: по неизвестной причине он опускает здесь имена как Саввы, так и Лаврентия, при том что в Хоматиановой службе Клименту говорится: "Ты вышел из Рима со своими божественными сотоварищами, о блаженный Климент, с Мефодием, Гораздом, Ангеларием, Наумом и Саввой"

9. Имеются в виду притеснения со стороны немецкого клира в Великой Моравии, описанные у Феофилакта. Однако характерно, что сама Моравия Хоматианом здесь не упомянута.

10. Вслед за Феофилактом Хоматиан хочет связать Мефодия с Болгарией.

11. Хоматиан совершенно свободно обращается с данными Пространного Жития, поскольку его целью была не историческая достоверность, а обоснование прав Охридской кафедры, патроном которой был Климент.

12. Это сообщение Хоматиана подтверждено археологически: в селе Балши возле Берата в Южной Албании найдена следующая надпись на греческом языке: "[крестился князь Болг.] ..арии Борис, переменивший имя на Михаил, вместе с врученным ему Богом народом в лето 6374". Впрочем, если бы Хоматиан имел в виду именно эту надпись, то вряд ли он в гл. 11 заявил, что Михаил - сын Бориса.

13. Под Михаилом явно подразумевается Симеон, который действительно провозгласил себя царем.

Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. - СПб.: Алетейя, 2000. С. 269-277.





ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "СКОРОПОСЛУШНИЦА НЕВСКАЯ"

Память 22 ноября (по ст.ст.)




Первообраз этой иконы, находящейся на Афонской горе, в монастыре Дохиар, написан в Х веке. Сохранилось предание о первых чудесах, явленных от этой иконы. Один из монахов, Нил, слышал голос этой иконы, но не внял ему, не уверовав в возможность чуда, явленного Божией Матерью, за что и был ослеплен. Но после усердных молитв Божия Матерь вернула ему зрение, возвестив: «Передай братии, с этих пор Я - их покров и защита монастыря. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого я не оставлю. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушница», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое». С тех пор множество чудес явила Богородица через этот образ. Прозревали слепые, начинали ходить хромые, спасались от плена, и совершались многие другие чудесные явления и исцеления притекающих к этому образу.

Петербургский список Божией Матери «Скоропослушницы» отличается по иконографии от афонского прообраза. На нем изображена Божия Матерь без Богомладенца, с молитвенно простертой десницей. Подобное изображение не было известно прежде и представляет собой новый иконографический тип иконы «Скоропослушницы». По сути, на берегах Невы прославилась новая икона Божией Матери. Под одним названием стало существовать два образа Божией Матери. В связи с почитанием этого образа и для того, чтобы отличить его от Скоропослушницы-Одигитрии, патриарх Алексий II своим указом в 2004г. присвоил иконе наименование Невской Скоропослушницы.

Образ, находящийся ныне в Свято-Троицком соборе Лавры, первоначально был написан для Никольского Бар-градского подворья в С.-Петербурге, находившегося на пересечении 2-й Рождественской и Мытнинской улиц. Этот тип иконы не встречается ни в Греции, ни на православном Востоке, поэтому образ называют еще «Невской Скоропослушницей».

Петербургский список иконы стал вкладом Великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Феодоровны (позже прославленной Церковью) в строящийся храм. Для иконы в храме был вырезан киот по образу киота иконы Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля для того, чтобы подчеркнуть ее особое значение для Петербурга и всей России. Очень скоро образ прославился чудотворениями и стал весьма почитаться петербуржцами. Особо почитался он Императором Николаем II и его Семьей, которые возносили свои молитвы к святой иконе до последних дней своей жизни. Императрица Александра Феодоровна писала А.А. Вырубовой в декабре 1917 года, находясь в тобольской ссылке: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы»; ужасно люблю Ея чудный лик».

После закрытия и разрушения храма чудотворная икона была перенесена в Свято-Троицкий лаврский собор, где находится и поныне.

Невская Скоропослушница - Блокадная Заступница. О помощи и чудесах Казанской Заступницы в годы войны написано много. О "Скоропослушнице" - меньше. Однако достаточно вспомнить, что именно в день "Скоропослушницы" - 22 ноября 1941 года в блокадный город отправились первые машины с продуктами, и таким образом была открыта знаменитая "Дорога жизни", чтобы понять, что именно молитвами "Скоропослушницы" были спасены жизни тысяч жителей блокадного города. Матерь Божия Своим образом "Скоропослушницы" хранила эту дорогу, единственную ниточку, связывавшую город с тылом. В истории "Дороги жизни" есть необъяснимые на первый взгляд вещи. Как могла немецкая авиация пропускать по "Дороге жизни" машины с провиантом? Почему не была разбомблена беззащитная дорога - ведь мощности немецких авиабомб вполне хватало для того, чтобы превратить Ладожское озеро в ледяное крошево? Эти вещи можно объяснить только чудом Божией Матери. В память об этом заступничестве Божией Матери "Скоропослушницы" блокадному граду 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по "Дороге жизни" в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы". Он стал первым храмом в честь Невской "Скоропослушницы" в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Литургия.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites