28-е ноября Начало Рождественского поста. Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794). Купятицкой иконы Божией Матери (1180).



28-е ноября 2012г.
(15.11.2012 г. по ст.с.)

среда 26-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 8-й.


Начало Рождественского поста.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322).
Прп. Паисия Величковского (1794).
Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361-363).
Мч. Димитрия (ок. 307).
Прп. Филиппа, игумена Рабангского.
Купятицкой иконы Божией Матери (1180).
Свт. Квинтиниана, еп. Селевкийского.
Свт. Фомы Нового, патр. Константинопольского ( Греч. ).
Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты диаконов (1937).



1 Тим., 281 зач., I, 18–20; II, 8–15. Лк., 78 зач., XV, 1–10. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 64 зач., XII, 8–12.

Начало Рождественского поста.

Трапеза

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.





Богослужебные указания

Среда. Мучеников и исповедников Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Аллилуия. Начало Рождественского поста.

Прп. Паи́сия Величко́вского. Прп. Гу́рия Ша́лочского.

В первый день Рождественского поста, как, впрочем, и в некоторые другие его дни, Устав предполагает совершение аллилуйного постового богослужения, точно так же, как в Петров пост (см. примечание 29 мая) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мчч. Гурия, Самона и Авива не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А).




НАЧАЛО РОЖДЕСТВЕНСКОГО(ФИЛИППОВА) ПОСТА

Рождественский Пост начинается 28 (15 ст.ст.) ноября и кончается в ночь под Рождество 6 января (24 декабря ст.ст.). Длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Он называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти святого апостола Филиппа. Рождественский пост - зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.


Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, - такие же, что и в Петров пост. Понятно, что во время поста не благословляется мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21-го ноября/4-го декабря). А также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу, в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Разумеется, для детей, старых и больных людей, беременных и кормящих женщин правила поста ослабляются. Пост для человека, а не человек для поста.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.

Умеренное употребление постной пищи и пития ослабляет в людях страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодро выполнять его требования.

Пост - время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного "я". Пост - это удивительный духовный опыт, дающий нам ощущение пути и цели. И основа покаяния - осознание греха как такового и искреннее желание избавиться от него, то есть стать лучше, чище, человечнее.

В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания.


Что можно есть в Рождественский пост

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.



МУЧЕНИКИ ГУРИЙ, САМОН И АВИВ
День памяти: Ноябрь 15


Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284 - 305) и Максимиане (305 - 311) в городе Едессе были схвачены два друга: христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Мученики всё переносили с твердостью и молитвой ко Господу, которую записал один из свидетелей их мучений: "Господи Боже мой, без Его же воли ниже птица едина падет в сеть. Ты, Иже Давидово сердце в скорби распространил еси, Иже пророка Даниила крепчайше львов показал еси, отроком же Авраамлим победительми мучителя и пламени быти даровал еси. Ты и ныне, Господи, ведый немощь естества нашего, виждь брань, восставшую на нас. Тщится бо враг отторгнуть от Тебе дело десницы Твоей и лишить (нас) сущей у Тебя Славы. Но Ты, благосердым Твоим оком призрев на нас, соблюди в нас неугасаемый светильник Твоих Заповедей. Твоим же светом исправь стопы наши, и сподоби нас наслаждаться блаженства Твоего, яко благословен еси во веки веков". Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили (+ 299 - 306). Христиане погребли их святые тела.
Через много лет последний император-язычник Ликиний (311 - 324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу (+ 322). Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.
После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе в помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Впоследствии оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена, и Евфимия стала ее рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву - свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил Евфимию от страданий и чудодейственно перенес ее в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время гота-клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, и, по приказу правителя, гот был казнен.

Прославляя святых мучеников в акафисте, Святая Церковь обращается к ним: "Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровителие".








ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ
День памяти: Ноябрь 15


Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.

Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.

За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.
На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.

Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.
Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.



МУЧЕНИКИ ЕЛПИДИЙ, МАРКЕЛЛ И ЕВСТОХИЙ
День памяти: Ноябрь 15

Блаженный Елпидий в царствование Юлиана Отступника был членом государственного совета. Как христианина, его привели на суд Юлиана, который повелел надеть на него власяную одежду, унизанную гвоздями и смазанную горячею смолою. После этого его начали бить, так что гвозди вонзались в тело блаженного. Мученик мужественно переносил страдания и не соглашался на убеждения отречься от Христа. Тогда его бросили в ров и начали обливать сверху горячей водой, от чего тело его покрылось струпьями. Для увеличения мучений, беззаконный правитель приказал смешать смолу, вар и другие подобные вещества, разжечь их и поливать ими загнившие раны мученика, а в рот лить ему горячую смолу. Наконец, святого Елпидия вместе с Евстохием и Маркеллом привязали к диким коням, чтобы они их растерзали. Однако кони не причинили им никакого вреда. Тогда святых избили палками и бросили в огонь, где они предали дух свой в руки Бога Живого.

Честные тела их были погребены на Кармильской горе1 и некоторое время находились там. Но однажды Христос, вместе с Ангельскими силами, при блеске молнии и раскатах грома, явился туда и приветствовал святых мучеников. При этом Господь оживил тело святого Елпидия и послал его на новые подвиги. Слух об этих подвигах дошел и до Юлиана. Как только узнал Юлиан, что Елпидий невредим, приказал растянуть тело святого мученика, привязав его к четырем столбам, немилосердно бить, острыми пилами наносить раны и растирать их уксусом и солью. Затем велел разложить тело его на горячие уголья и сверху посыпать горячим пеплом. Когда святой мужественно перенес и эти мучения, его повесили на дерево и стали прикладывать к телу его раскаленный щит, посыпая его пеплом. Во время сих мучений произошло дивное чудо: по молитвам святого, стоявшие неподалеку идолы рассыпались в прах. Видя это, язычники, в числе шести тысяч человек, обратились к вере Христовой. После всего этого святого Елпидия бросили в разожженную печь, где святой предал душу свою Господу, Коего возлюбил измлада2. Богу, дивному во святых Своих честь и слава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Гора Кармил расположена в средней части Палестины; верхним концом вдается она в Средиземное море, а южным упирается в Самарийские горы.

2 Св. мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий пострадали около половины IV в.





ДИМИТРИЙ ДАБУДСКИЙ, МЧ.
День памяти: 15 ноября

Святой мученик Димитрий происходил из селения Дабуда, во Фракии, и пострадал при императоре Максимиане Галерии и его соправителе Максимине. Фракийскому префекту Публию донесли на святого, что он христианин, и, по приказанию префекта, святой был схвачен. На допросе Димитрий смело исповедывал Христа Богом, говорил о Святом Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о Его благости и человеколюбии. Затем обличил душевредное идольское обольщение, показав, как слепы и глухи те, кои разделяют его. Своими речами он сильно прогневал правителя, который приказал отсечь ему голову1. Так скончался святой мученик, прияв от Господа небесный венец. Честные мощи святого Димитрия были погребены верными и богобоязненными мужами, и источают исцеления всем приходящим к ним.

________________________________________________________________________

1 Это было в 307 году от Р.Х.



КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
День памяти: Ноябрь 15


Икона, дарующая свет и добродетельную силу. Купятицкая Икона формой своей отличается от всех Чудотворных Икон Божией Матери. Образ представляет собой Крест - незначительных размеров в 12 см длиной и столько же шириной, медного сплава. На одной стороне Креста находится рельефное изображение Пресвятой Богородицы в рост с Младенцем Христом на левой руке, на оборотной стороне - Распятие.

По всей земле чудодействуют Иконы Божией Матери, проповедуют и подтверждают Учение Ее Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Заботясь о роде человеческом, Богоматерь избрала Иконы средством постоянного и близкого общения Ее с людьми и обещала, что с этими Иконами пребудет всегда Ее Благодать. Церковь почитает несколько сот Чудотворных Икон Божией Матери. Среди них - Купятицкая - самая древняя из Икон, явленных на землях Белой Руси. Образ обретен 15/28 ноября 1182 года недалеко от села Купятичи, расположенного на реке Ясельда при впадении ее в Припять, на Пинщине.


Основным источником исторических сведений о Купятицкой Иконе до настоящего времени остается сочинение иеромонаха Киево-Печерской Лавры Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (слово происходит из греческого «чудо»), изданной в Киеве в 1638 году на польском языке. Как повествeyeт автор указанной работы, шестилетняя девочка Анна, пасшая стадо овец своего отца Василия, заметила как-то раз между деревьями яркий свет. На дереве висел небольшой Крест с изображением на нем Иконы Богоматери. В радости девочка отнесла Крест домой, спрятала его в сундук и возвратилась к стаду. Но на том же месте опять увидела сияние. Анна, думая, что находит другой Крест, положила его за пазуху. Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать отцу бывший у нее Крест, но не нашла его ни у себя, ни в сундуке. Тогда она вместе с отцом пошла на луг, и уже издали они увидели сияние вокруг дерева, на котором явился Крест. Святыня была принесена домой, но на другой день ее снова не оказалось в доме. Пораженные этими событиями, отец и дочь рассказали о них односельчанам, и на указанном месте все узрели Икону-Крест, издававшую дивный свет. Для Иконы, по месту явления на-званной Купятицкой, жители села под покровительством Владычицы Небесной построили церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого времени благодать Божия прославила Образ различными чудотворениями.

В 1240 году храм сожгли татары. Икону посчитали утраченной. Однако Крест по указанию чудесному был снова найден.

В конце XV века благочестивый паломник Иоаким на обратном пути из Иерусалима решил посетить обители на Полесье. В сумерках, проходя мимо пожарища, где прежде находилась Купятицкая церковь, он удивлен был несказанным светом, исходившим, как ему показалось, из земли. Приблизившись, странник увидел Крест. Жители села Купятичи со священником признали свою Святыню и склонились перед Образом в благоговейной молитве. Вскоре была возобновлена церковь, в которой установили Нерукотворенную Икону. Иоаким, по указанию Богоматери, явившейся ему в сонном видении, отложил свое путешествие и подвизался при храме пономарем.
В 1629 году в Купятичах возник Свято-Введенский Преображенский православный мужской монастырь, просуществовавший до XIX столетия. О высоком состоянии внутренней жизни основанного Купятицкого монастыря говорят снова начавшиеся совершаться перед Чудотворным Образом чудеса и чествуемые Церковью, вышедшие из стен этой обители Преподобномученики - Афанасий, игумен Брестский (+1648); Макарий Каневский, игумен Пинский (+1678).

Явление Иконы - это Дар Божий роду человеческому. Пресвятая Богородица лучезарную Купятицкую Икону, в Кресте изображенную, послала на Полесье, и Русская земля озарилась светом ее славы. Купятицкая Святыня приняла поклонение от верных Киева и Москвы, освятила пределы Слуцкие, Могилевские, Черниговские, Брянские, Орловские и холодную Сибирь согрела. Одигитрия Купятицкая - Заступница земли Полесской - вo все времена подавала ее народу Свою Благодатную помощь: укрепляла в Вере, защищала от врагов, врачевала все недуги душ и телес, помогала при родах, спасала погибающих на суше и воде, вразумляла гордых, наказывала дерзких.

Сказание о Купятицкой Чудотворной Иконе теснейшим образом связано с именем писателя-публициста, известного исторического деятеля, ревностного защитника Православия во время унии Святого Преподобномученика Афанасия. Игумена Брестского (1595-1648).

Св.Афанасий жил в эпоху, когда отступники от Православной Веры в 1596 году подписали, вопреки верующему народу, Брестскую унию (объединение) Православной Церкви с Римо-католической. Православных стали преследовать, гнать, разрушать их храмы, обращать монастыри в униатские или католические. В то огненное время Священномученик Афанасий Брестский показал себя столпом Православия, за него затем отдал свою жизнь и является примером твердого стояния в Вере Отеческой.

Св. Афанасий (Филиппович) родился в городе Бресте около 1595-1597 года в семье обедневшего шляхтича. В1627 году принял монашество в Свято-Духовом Виленском монастыре. Проходил послушание в более строгих по уставу монастырях - вначале в Кутеинском, вблизи Орши, а затем в Межигорской обители, около Киева. В 1633 году Афанасий возводится в сан иеромонаха и назначается наместником Дубойского монастыря под Пинском. По решению Литовского канцлера князя Альбрехта Радзивилла Дубойский монастырь в 1636 году отдан был иезуитам. О.Афанасий пришел к игумену Илариону Денисовичу в Купятицкий монастырь, где ему вместе с послушником Онисимом Волковицким было поручено произвести сбор пожертвований на реставрацию монастырской церкви. Предприятие это в то время было нелегкое. Как человек религиозный, Афанасий ищет ободрение в молитве - и различает от Иконы Богоматери исходящий голос: «Царь Московский збудует Ми церковь, иди до него». Послушный голосу Богородицы, Св. Афанасий, взяв с собой список (копию) Ее Чудотворного Образа Купятицкого, отправился в Москву. Труден и опасен был этот путь, так как в ту пору граница с Русским государством строго охранялась. На границе был усилен надзор из-за того, что казаки, опасаясь расправы после недавнего бунта, бежали из Речи Посполитой в Россию. К тому же Афанасий не имел «пашпорту кролевского», необходимого для пересечения границы. Положившись на помощь Божией Матери и вторично подкрепленный Ее обещанием: «Иду и Я с тобою!». Преподобный благополучно прибыл в столицу.

Принятый Царем Михаилом Федоровичем (1613-1645), Св.Афанасий поднес ему в благословение Купятицкую Икону (копию), вручил записку, в которой показал тяжелое положение Православной Церкви в Речи Посполитой, и просил его употребить свое влияние на польское правительство в защиту Православия. Он также передал Царю услышанное (за Севском) из появившейся тучи повеление Божией Матери иметь Образ Пречистой в Кресте Купятицком на воинских хоругвях. Со щедрыми пожертвованиями для Купятицкой церкви о.Афанасий возвратился в родную обитель в июле 1638 года, пробыв в паломничестве около восьми месяцев.

Своими проповедями Св. Афанасий многих жителей Бреста и близлежащих мест, совращенных в унию, возвратил в Православие. Униаты встревожились и на Преподобного воздвигли гонения. Он обратился к заступлению Богородицы и во время молитвы перед Купятицкою Иконою услышал Ее голос, повелевающий ему открыто проповедовать перед королем и сеймом и обличать унию. Укрепленный в правоте своего дела, Игумен Брестский в 1643 году отправился в Варшаву на вольный сейм с изображением Купятицкой Иконы Богоматери в «седми штуках (экземплярах) на плате намалеванных» и с таким же количеством печатных экземпляров своего рукописного сочинения «История видения того образу в границе Московской». Изображения и сочинения он раздал влиятельным лицам, а сам выступил перед королем и сенаторами, добиваясь, «чтобы вера правдивая греческая основательно была успокоена, а уния нечестивая уничтожена и в ничто обращена», угрожая монарху гневом Божиим. Последствия этого выступления для Афанасия были весьма печальны. Он был взят под стражу, лишен священства и отправлен на суд к Митрополиту Петру Могиле в Киев. Однако суд консистории освободил о.Афанасия и разрешил вернуться в Брест на игуменство.

1/14 июля 1648 года игумен Афанасий был арестован по обвинению в помощи восставшим казакам Богдана Хмельницкого, заключен в подземелье Брестского замка и закован в цепи. Хотя вина его не была доказана, судьи вынесли ему смертный приговор за то, что он порицал унию. В ночь на 5/18 сентября 1648 г. Св. Афанасия расстреляли в роще, у деревни Гершоны, под Брестом. Перед смертью гайдуки пытали Преподобного огнем, принуждая отречься от Православия. В городе никто в эту ночь не спал. «Великий страх претерпели мы и все мещане оттого, - писали послушники Брестского монастыря, - что ночь была погожая, и ни на одну стопу тучи нигде не было, а молния весьма страшная была и великая по всему небу».

Недалеко от места смерти Священномученика в 1988 году освящена Свято-Афанасьевская часовня, а в последующем при ней возник одноименный мужской монастырь. Многие храмы украшены иконами Св. Афанасия; имеются церкви, часовни и приделы в его честь; ему читаются Акафисты. 2 октября 2005 года Игумену земли Берестейской Св. Афанасию освящен памятник, который возвышается у стен Брестского Свято-Симеоновского кафедрального собора. У монумента - живые цветы. Это знак народной любви к своему Небесному Покровителю.

Преподобномученик Афанасий называл Купятицкую Икону Божией Матери Величайшей Святыней всей Речи Посполитой.

Образ Богоматери находился в Купятичах до середины XVII веха, пока тамошний монастырь был в ведении православных христиан. Радея об Иконе, чтобы не попала в руки униатов, иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем Барановичем, в 1655 году перенесли ее в Киев. Митрополит Сильвестр Коссов с благоговением принял ранее известный ему Чудотворный Образ и поставил его в Софийский собор.

Икона Богородицы Купятицкая пользовалась широкой известностью и почитанием среди украинского народа. Но не забывали о своей Святыне и белорусы, в частности, прихожане Купятицкого прихода В середине XIX столетия они выходили с прошением в Святейший Правительствующий Синод о возвращении в Купятицкую Николаевскую церковь из Киево-Софийского собора Купятицкой Чудотворной Иконы Божией Матери. Однако Синод 20 июля 1852 года им в этом отказал. Отказ был мотивирован тем, что Икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 году, а монастырю, ныне уже несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами 200 лет назад».

Ведомо, что в Свято-Софийском соборе Икона пребывала до конца 20-х годов прошлого столетия. Дальнейшая судьба Образа неизвестна.

Ныне в Свято-Николаевской церкви села Купятичи (Пинский район Брестской области) находится точная копия (сделанная в XVII веке) Купятицкой Иконы, которая также славится чудесами. В 2003 году Образ обновился. И, как и прежде, охраняет Полесскую землю Чудотворная Икона Божией Матери Купятицкая.

Каждый год 15/28 ноября в Свято-Николаевском храме бывает торжественное Богослужение. Для прославления Богородицы Купятицкой стекаются паломники со всей Беларуси. Купятицкая икона представляет собой небольшой медный крест. На одной стороне креста изображена Богоматерь с Превечным Младенцем, на другой - Распятие.Великобденная служба с акафистом в честь Купятицкой иконы Божией Матери пока не оцифрована. Координаты бумажного издания: Служба с акафистом иконе Божией Матери « Купятицкая ». Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2007.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU