Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост (мясопуст). Апостола Филиппа (I). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360). Прп. Филиппа Ирапского (1527).



27-е ноября 2012г.
(14.11.2012 г. по ст.с.)

вторник 26-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 8-й.


Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост (мясопуст).
Апостола Филиппа (I).
Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360).
Прп. Филиппа Ирапского (1527).
Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548).
Новомч. Константина Идрийского (Афон) (1800) ( Греч. ).
Свт. Дифрига, еп Херефорда (Дубриция) и св. Гвента, пустынника о. Бэрдсей (550) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Мало (Макулуса) Британского (VII) ( Кельт. и Брит. ).
Новомч. Пантелеимона отрока, в Малой Азии ( Греч. ).
Новосщмч. прот. Димитрия Беневоленского.
Сщмчч., Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия , Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937). Сщмч. Феодора пресвитера (1940). Сщмч. Сергия пресвитера (1941).


Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 1 Тим., 278 зач., I, 1–7. Лк., 75 зач., XIV, 12–15 – за понедельник и за вторник (под зачало): 1 Тим., 279 зач., I, 8–14. Лк., 77 зач., XIV, 25–35. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Ин., 5 зач., I, 43–51.
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.

Трапеза

Поста нет.



Богослужебные указания

Вторник. Апостола Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.

Свт. Григо́рия Пала́мы, архиеп. Фессалони́тского.

Прп. Фили́ппа Ира́пского.


Примечание. Указание Устава о Рождественском посте: «До́лжни есмы́ в се́й Четыредеся́тнице сохраня́ти в ко́ейждо седми́це три́ дни́, постя́щеся от еле́я и вина́ – понеде́льник, сре́ду и пято́к. То́чию а́ще случи́тся вели́кий святы́й, в того́ бо па́мять разреша́ем, и твори́м за любо́вь свята́го пра́здника, его́ ра́ди, е́же е́сть сего́ ме́сяца: 16, [17, 19, 23,] 25, [27, 28,] 30; деке́мврия – [1, 3,] 4, 5, 6, [7,] 9, [10, 13,] 17, [18,] 20 де́нь. В те бо дни́, а́ще во вто́рник или в четверто́к, яди́м ры́бу. В понеде́льник же, в сре́ду и в пято́к разреша́ем то́чию на еле́й и вино́, ры́бы же не яди́м, кроме́ хра́ма. А́ще ли еди́ному от си́х во оби́тели хра́м, разреша́ем на ры́бу и вино́. Введе́ние же Богоро́дицы в ки́йлибо де́нь случи́тся, а́ще в сре́ду или пято́к, разреша́ем и на ры́бы. От 20-го числа́, да́же до 25-го, а́ще и суббо́та и Неде́ля случи́тся, не разреша́ем на ры́бы» (Типикон, 14 ноября, 1-е «зри»). Составителями «Богослужебных указаний» дополнительно указаны следующие даты1: памяти некоторых русских святых, полиелейная служба 13 декабря, а также дни, в которые возможно совершение полиелейного или славословного богослужения.

Совершается полиелейная служба ап. Филиппа.







М.Скабалланович

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРАЗДНИКУ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ИЛИ ФИЛИППОВ ПОСТ.


Cчитая Рождество Христово второй Пасхой [1], церковный устав назначает пред ними и пост, по продолжительности равный предпасхальному, т. е. Великому, именно 40-дневный, называемый посему «четыредесятницей», но в отличие от Великого поста, «малой».

Обнимая собою определяемый знаменательным числом 40 (числом дней, которым измеряли свой пост Моисей. Илия, сам Христос; ср. также сроки кар Божиих: потоп, сорокалетнее странствование по пустыне) период времени, этот пост, день за днем, углубляет в душе верующего ожидание праздника. непрерывно направляет на него мысль и чувство, заставляет переживать событие всей духовно-телесной жизнью.

Занимая второе место в ряду постов, будучи первым после Великого поста по продолжительности и значению (как приготовительный к важнейшему после Пасхи празднику), Рождественский пост не отвечает этому месту своему по строгости предписываемого в течение его воздержания. В этом отношении он уступает Успенскому посту. В Успенский пост предписывается уставом более строгое воздержание, чем в Рождественский, который в этом отношении вполне уравнивается с Петровым постом (исключая своих последних дней).

При определены степени воздержания в тот или другой пост церковный устав вдается в подробности, которые могут показаться мелочными и неприложимыми к жизни (особенно мирян), но которые тем не ,менее хорошо выражают свою идею. Эта идея заключается в том, чтобы из всех дней недели а) особенно освятить строгостью воздержания понедельник, как День покаяния и первый день недели, и среду с пятницей, как Дни страданий Христовых; и б) особенно почтить ослаблением воздержания субботу, как предпразднство воскресения и богоустановленный день покоя, и воскресенье.
В этих целях для первых дней (понедельника, среды и пятницы) уставом предписывается в Рождественский пост вторая из существующих в уставе степеней воздержания, так называемое «сухоядение», т. е. воздержание от вареной пищи (за исключением вареной воды) и прием пищи только раз в день. (Первая степень воздержания - полное неядение; она предписывается уставом только для 4 дней года: понедельника, вторника и четверга первой седмицы Великого поста и Великой пятницы) Для субботы же и воскресенья Рождественского поста назначается самая легкая и низкая степень воздержания, равная с точки зрения церковного устава почти полной отмене поста: именно разрешается употребление рыбы.

Во весь Великий пост такое облегчение поста (разрешение рыбы) допускается только для двух великих праздников, падающих на этот пост: Благовещения и Вербного воскресения. А в Успенский пост этого разрешение дается только для праздника Преображения. Для остальных дней недели: вторника и четверга в течение Рождественского поста уставом назначается средняя степень воздержания: так называемое «разрешение вина и елея», т. е. разрешается не только употребление вареной пищи (как в те же дни Успенского поста: «едим вареную пищу без елея», сказано в уставе о вторниках и четвергах Успенского поста), но и с приправой из постного масла и вино.
Вот основные правила поста в «малую четыредесятницу». Из этих правил делаются уставом, и нередко, исключения, которые имеют ту же цель, что и самые правила: ослаблением воздержания почтить некоторые дни, как праздничные, или усилением его освятить некоторые дни, как особо печальные. В первом отношении уставом Рождественского пощения прежде всего отмечается и выделяется из всех дней Рождественского поста, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот праздник, в какой бы день недели он ни случился, полагается самая слабая степень пощения, почти отмена его: разрешается рыба. Такое же разрешение дается, или вернее только возможно, еще для одного лишь праздника в течение Рождественского поста,. именно для храмового праздника, если храмовой праздник падает на этот пост. Кроме праздника Введения и храмового подобной льготой в отношении поста чтутся и другие падающие на. Рождественский пост великие памяти, дни так называемых «великих» святых, именно: евангелиста Матфея 16 ноября (все даты приводятся по старому стилю - ред.), Знамения Пресвятой Богородицы 27 ноября, св. ал. Андрея 30 ноября, преп. Саввы Освященного 5 декабря, святителя Николая в декабря, зачатие св. Анной 9 декабря, св. пророка Даниила и 8 отроков 17 декабря.



Но праздник Введения возносится уставом над этими праздниками тем, что для него дается разрешение рыбы (т. e. почти отменяется пост) безусловно, в какой бы день недели он ни пришелся, а для тех праздников такое разрешение дается только тогда, когда они не .приходятся в понедёльник, среду или пятницу; в этом же последнем случае для них дается разрешение только на вино и елей, т. е. пощение ослабляется только на одну степень. Здесь происходить то, что так поэтически изображает канон на первую субботу Великого поста, когда тоже ослабляется воздержание в честь св. великомученика Феодора Тирона и отчасти ради соединяемого с каждой субботою чествования Пресвятой Богородицы: «Закону рекл еси не лежати праведнвком Твоим, праведный Владыко; тем же Мати Твоя и многочудный сей раб Твой (вмч. Феодор) светлостью памяти сих днесь законы разоряет пощения». «Поститеся, Спасе, не могут друзи и сыны чертога Твоего; Тебе бо, Жениха, с Материю и с другом Твоим учреждают (угощают) предстояща и служат» (Канон, песни 7 и 6).

Ослабляя по временам строгость общей нормы пощения для великих праздников, церковный устав, как сказано, усиливает эту строгость для некоторых дней Рождественского поста. Это он делает для последних дней поста, заключительных, которые служат предпразднством Рождества Христова, т. е. для дней с 20 по 24 декабря. В эти дни уставом безусловно воспрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье, падающие на этот промежуток поста. Такое запрещение налагается на эти дни не только потому, что они заключительные дни поста, но и потому, что они, как увидим ниже, как положением своим, так в священными воспоминаниями, приуроченными к ним, вполне отвечают в Рождественском посту Страстной седмице Великого поста.

Из заключительных дней Рождественского поста естественно наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря, известный под именем сочельника. Это название именно и указывает на ту степень пощения, которая назначается уставом для этого дня. Сочельник, видоизмененное «сочевник», происходить от слова «сочиво», означавшего, вероятно, кашу из сушеных зерен (круп), как можно заключить из следующего предписания в указе 1590 г, о трапезах монастырей Сергиева и Тихвинского в сочельник: «На обеде каша тертая с соком». Бели так, то сочиво - то же, что «коливо» (слово не греческое, судя потому, что вмч. Феодор объясняет его епископу, которому явился во сне; еврейское слово «кали», по произношению западных ученых, и «коли», по произношению самих евреев, употреблено в Книге Руфь 2:14 о каком-то блюде обеда, а в 1 Цар. 1:7, 17 о зернах особого приготовления, вероятно, крупе) т. е. сладкая каша из рисовой, пшеничной или другой крупы.
Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво - то же, что коливо (что, как мы видели, почти несомненно), то предложение его на трапезе в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушать коливо. А благословение колива для вкушения уставом положено в дни памяти мучеников и других святых [2] и в дни поминовения усопших. На Рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, снедается в честь Святейшего из святых людей и Того, в Котором тотчас по рождении Его, по убеждению Православной Церкви, волхвы прозревали тридневного Мертвеца. Спаситель пришел на землю, родился на ней главным образом для искупительной смерти за наши грехи. Поэтому в сочельник, как увидим ниже, полагаются на церковных службах ирмосы Великой субботы: «Волною морскою». В связи со всем этим стоит то обстоятельство, что в сочельник Рождественский иногда читается евангелие из притчи о зерне горчичном, без сомнения, потому, что Спаситель сравнивал с зерном Себя в отношении пришествия на землю («Аще зерно пшенично пад на землю»...) и смерти на ней («...не умрет, то едино пребывает» и т. д. Ин. 12:24). Евангелие о зерне горчичном не всегда читается в сочельник, а только тогда, когда вечерня на сочельник служится отдельно от литургии (что бывает, если сочельник приходится в субботу или воскресенье), и когда, следовательно, есть возможность прочитать два евангелия: одно на литургии (о самом событии Рождества Христова), а другое на вечерне. Значить, не всегда читается это евангелие в сочельник просто по недостатку места для него. Назначение такого евангельского чтения для сочельника хорошо объясняет уставное предписание о сочиве.

Вкушать эту небогатую пищу положено в сочельник только после литургии, которая соединяется с вечерней, след. и после вечерни, вечерни уже Рождественской, когда, значит, уже начался церковный день Рождества. Таким образом часть сочельника, принадлежащая к церковному 24 декабря, проходит в полном; неядении. Но если сочельник приходится в субботу или воскресенье, то в день его «пост не бывает» (по выражению устава), т. е. вкушение пищи дозволяется ранее вечера, именно: «по отпущении литургии снедаем по уломку (ломтю) хлеба и от вина вкушаем мало», а после вечерни «едим совершенно», т. е. бывает настоящая трапеза.

С такою пунктуальностью и истинно отеческою заботливостью определяет устав степень воздержания в каждый день Филиппова поста.[3] Телесное воздержание, ограничение себя известным (более скудным и менее питательным) родом пищи, по взгляду Православной Церкви - только одна сторона поста, и сторона менее существенная. Более важной стороной поста является то духовное, идейное содержание, которое вкладывается во внешнюю оболочку воздержания. Такое содержание каждому посту дается священными воcпоминаниями, соединяемыми с днями его, и церковными службами в период его.
Известно, что не только с каждой неделей Великого поста, но и с целым рядом отдельных дней его соединяются соответствующая воспоминания, возвышающие настроение постящихся, . «услаждающие горечь воздержания», по выражению церковных песнопений (таковы: память св. Феодора Тирона в первую субботу поста, Православия - в первое воскресенье поста, память св. Григopия Паламы е его учением о доступности для человека созерцания несозданного света - во второе воскресение и т. д.). Филиппов пост в этом отношение следует Великому, но естественно, что, уступая в значении и важности Великому, он не имеет и такого обилия специально приуроченных к нему священных воспоминаний. Тогда как решительно каждая неделя Великого поста имеет такое воспоминание, в Филипповом посту только два последних его воскресенья освящаются особыми памятями (недели свв. праотцев и отцев).

Но это не значить, что только два дня в течете Рождественского поста отмечаются священными воспоминаниями. Каждый день церковного года имеет какую-нибудь память (посвящен какому-либо святому или событию), и эти памяти на весь период Рождественского поста подобраны нарочито. На этот священный период, на эту важную часть церковного года выбраны лучшие и наиболее идущие сюда памяти, празднования. Надо заметить, что церковный месяцеслов хотя слагался постепенно, долго, веками, но слагался далеко не во всех частях своих сам собою, случайно, т. е. не все памяти его положены на те дни, на которые они падали естественно (память святого не всегда празднуется в день кончины его, если он даже и известен), а выбирался для них день; или число месяца по плану, замыслу, хотя план этот не мог быть; строго выдержан во всех частях его. Так, напр., нельзя не; заметить, что часть церковного года от половины февраля до половины апреля, на которую падает обыкновенно Великий пост, почти не имеет никаких не только великих, но и средних праздников, и сюда отнесены все наименее важные священные памяти (иногда прямо перенесены с других дней года). Это сделано в виду того, что каждый день Великого поста имеет свою особую и очень богатую церковную службу, для которой служба святому, если не отменяется совсем (большею частию переносится на повечерие), то заслоняется ею в значительной степени.

Рождественский пост не имеет своих особых служба, исключая двух последних воскресений его да дней предпразднства пред Рождеством Христовым; посему в течете его службы дневным святым могут занимать главное положение, какое занимают они в обыкновенное время церковного года. Естественно поэтому, что к Рождественскому посту церковный месяцеслов приурочивает более важные из своих памятей. В этом отношении данный пост, следовательно, составляет противоположность Великому.

И прежде всего едва ли случайность, а если случайность, то очень счастливая, что самое преддверие этого поста не совсем обыкновенный, простой день церковного года, а имеет довольно важную память; это - память св. ап. Филиппа. Все апостолы из лика 12 чтутся по нынешнему церковному уставу так называемым полиелеем, и дни их составляют «средние» праздники. Понятно само собою, что такой праздник неуместен был в первый день поста и как нельзя более уместен был на заговины, которые, по взгляду Церкви, являются «светлым предпразднством воздержания» [4]и для большинства постов падают на праздничные дни (неделя сырная пред Великим постом, неделя всех святых пред Петровым). Любопытно, что в двух древнейших литургических памятниках - отрывке Готского месяцеслова IV - V веков и в типиконе греческого императора Константина VII, написанном в X веке - память ап. Филиппа положена 15 ноября.[5] Возможно, следовательно, что она впоследствии перенесена на 14 ноября иззатого, чтобы не падала на начало поста, а «просветила» собою заговины его.[6]

Начало, первый день Филиппова поста тоже освящен памятью, но памятью более подходящею для его скорбно-покаянного характера, именно памятью мучеников. На каждой великопостной службе церковный устав назначает, рядом с покаянными песнопениями, «стихирами», обязательно .одну стихиру в честь всего лика мучеников, так называемый «мученичен», справедлива полагая, что ничто так не может воодушевить к подвигу поста, как воспоминание о неимоверных страданиях за Христа мучеников - об этих «строганиях телес», отсечениях рук и ног, вырываниях языков, избодениях очес, жжениях на сковородах и иных многочисленных муках.
Для первого дня Рождественского поста выбрана память мучеников именно из наиболее пострадавших от пыток, возбудивших сострадание в мучивших воинах (бывали мученики, избежавшие ужасных истязаний и сразу обезглавленные; бывали и тихо скончавшиеся до казни притом и между такими мучениками, так сказать, исключительных - Гурия, Самона и Авива. Им одним из всех мучеников усвоено наименование «исповедников», как думают, за то, после смерти своей они покарали одного воина за несоблюдение данной у их гроба клятвы в супружеской верности. Опять здесь замечательно, что память этих мучёников, день кончины которых неизвестен и из которых один пострадал чрез 16 лет после первых двух, отнесена к 15 ноября после долгих колебаний со стороны церковного устава (в разных древних месяцесловах она положена то 2 декабря, то 2 сентября, то 16 ноября); возможно она намеренно приурочена к первому дню поста, как наиболее подходящая сюда.

Предваряясь и начинаясь такими подходящими священными воспоминаниями, Рождественский пост и на всем протяжении своем, как замечено, имеет, можно сказать, лучшие памяти церковного года. Решительно из каждого лика святых для этого священного периода выбраны наиболее видные представители или имеющие наиболее отношения к приближающемуся празднику Рождества Христова.

В этом отношении особенно замечательно, что на Рождественский пост падает наиболее памятей пророков. Из ветхозаветных пророков в особенно тесном отношении к событию Рождества Христова, по взгляду Церкви, стоить пр. Даниил, так точно предсказавший время этого события и наиболее близки к нему по времени, и три друга «отрока» «в пещи огненной прообразовавшие это событие, почему в недели, приуготовительные к Рождеству, между праотцами Спасителя, вспоминаются преимущественно они четыре.[7] И вот годовая, мхяцесловная память их положена 17 декабря, за неделю до Рождества (в старых месяцесловах - 11, 15, 16, 18 декабря, 16, 28 ноября, 21 июля, 4 мая, 19 марта). Затем нельзя не заметить, что из прочих пророков на Филиппов пост отнесены памяти целого ряда мене замечательных из них, оставивших наименьшие книги - Авдия, Наума, Аввакума, Софония. Это потому, что эти пророки остались без памятей в то время, когда все другие, более замечательные, получили памяти. Тогда памяти их отнесены на свободные или менее занятые памятями дни Рождественского поста. Это особенно ясно видно из того, что трем из этих пророков: Науму, Аввакуму и Софонию, памяти положены к ряду на первые три дня декабря и в таком порядке, в каком находятся их книги в Библии. Что памяти этих четырех пророков позднее помещены на настоящих. их местах (Авдий - 19 ноября), доказывается отcyтствием некоторых из них в древнейших месяцесловах и вторым или третьим местом, какое занимают они в позднейших месяцесловах.

Из лика апостолов Филиппов пост, кроме открывающей его памяти св. Филиппа, имеет еще две другие: св. Матфея 16 ноября и св. Андрея 30 ноября. Таким образом и из апостолов наиболее видный после первоверховных и ап. Иоанна - первозванный апостол просвещает памятью своею этот пост.

Из мученических памятей на Рождественский пост падают тоже наиболее важные. Между мучениками чтутся полиелеем только Евстафий, 40 севастийских, Теорий и Евстратий (первый и последний с дружинами) и из них память Евстратия падает на Рождественский пост. Но особенно замечателен этот пост памятями не мучёников, а мучениц. Две самые чтимые из них: вмцц. Екатерина и Варвара имеют в нем свои памяти. Невольно бросается в глаза, что в самом конце Рождественского поста ряд дней занят памятями мучениц: 21 декабря мц. Иулиании, 22 дек. мц. Анастасии, 24 - мц. Евгении. Это, очевидно, потому, что, как выражается одна церковная песнь в честь Пресвятой Богородицы, «благословенную в женах Тя яко виде, сословие женское пострада, и Твоему Сыну, Дево Мати, приведеся».[8] В соответствие с этим Рождественский пост и имеет столько памятей мучениц.
Самым чтимым между святителями является, несомненно, св. Николай. Память его тоже приходится в Филиппов пост. Из преподобных, подвижников самую торжественную службу в нынешнем (Иерусалимском) уставе имеет основатель этого устава преп. Савва Освященный, Память его тоже приходится на Рождественский пост (5-го декабря). Так этот пост собрал для себя самые важные и умилительные памяти церковного года, услаждающие воздержание его.

Как ни много столь важных памятей имеет Рождественский пост, они лишь отдаленно могут споспешествовать его главной цели - подготовлять верующих к празднику Рождества Христова. Гораздо боле этой цели отвечают вводимые в службы этого поста особенные песнопения, подготовляющие верующих к достойной встрече праздника. Такие песнопения вводятся в службы поста с искусною постепенностью, все расширяясь в объеме, заполняя все большую часть церковных служб, пока они, в конец поста, не обращают целые службы в сплошной гимн празднику.



В этом отношении характерно прежде всего, что такие песнопения вставляются в церковные службы поста не с самого начала его, как то можно было бы ожидать, а спустя ровно неделю после начала его, неделю, которая должна воздержанием очистить верующих и сделать их боле восприимчивыми для этого высокого приготовления. Именно, предпраздничные песнопения в честь Рождества Христова впервые полагаются на праздник Введения. Не без намерения начало их приурочено именно к этому празднику: помимо того, что столь великий праздник самое удобное для этого время, Введете особенно пригодно для этого, как «благоволения Божия предображение».

В качестве таких подготовительных к столь далекому еще празднику песнопения выбраны ирмосы самого праздника Рождества Христова («Христос раждается»). Из всех песнопений праздника ирмосы, которые вообще подражают ветхозаветным священным песням, представляют из себя песнопения самого общего содержания и наиболее отдаленного отношения к празднику; они иногда ничего не говорят о празднуемом событии (таков между ирмосами Рождества Христова - 7-й «Отроки благочестию совоспитани»). Посему из Рождественских песнопений; и никакие другие так не шли бы сюда, для пения так задолго до самого праздника Рождества. Эти ирмосы, исключая, впрочем, важнейшие из них - первый и последний, поются в обыкновенные будни в качестве ирмосов Октоиха (на повечерие в четверток 1 гласа) и иногда Минеи. Начиная с Введения, ирмосы Рождества Христова в качестве катавасии (заключительных ирмосов) поются во все воскресные дни и праздники, не только великие, но и полиелейные и даже так называемые славословные (без полиелея, но с великим славословием, какой праздник в течение Филиппова поста только один - 9 декабря). Если праздники случаются два дня к ряду, то в один из них, более важный, поются, в качестве катавасии, ирмосы «Христос раждается», а в другой ирмосы второго рождественского канона, из коих первый начинается словами «Спасе люди чудодействуяй Владыка» (они поются, напр., 5 декабря, в день св. Саввы). Эти последние ирмосы уже совершенно общего содержания, и ни один из них прямо не говорит о событии Рождества Христова, даже последний («Любити убо нам»). Евергетидский устав XI в. не знает еще подготовительной к Рождеству катавасии; не указывает ее ни 21 ноября (катавасия: Отверзу уста), ни в ближайшее пред Рождеством дни (даже в неделю св. отец).

Ирмосы, по общности своего содержания и отдаленности их от восхваляемого события, как замечено, могут служить лишь легким приготовлением к празднику. Между тем с приближением праздника это приготовление естественно усилить. И вот с такой целью церковный устав, с дальнейшим течением Филиппова поста, вводит в церковные службы кроме праздничных ирмосов специальные предпразничные песнопения - стихиры. Такое усиление подготовительных к Рождеству Христову песнопений начинается тоже с знаменательного дня Филиппова поста - с памяти первозванного апостола Андрея. Служба ап. Андрея имеет три таких предпразничных стихиры, причем они заменяют собою богородичны; следовательно, занимают самые видные места в службе (даже вместо догматика поется одна из этих стихир). Стихиры дышат самым теплым чувством и высокой поэзией, выделяясь из ряда вообще отличающихся этими качествами наших церковных песнопений. «Вифлееме, благоукрасися отверзи врата, Едеме И волсви идите видти спасете, в яслех повиваемое», восклицает одна из них. «Восприими Виелееме Божию митрополию (т.е., сделайся Божией митрополией). Свет бо незаходимый в тебе родитися приходить. Ангели, удивитеся на небеси. Человецы прославите на земли» (стих, на Госп. воззв.), прибавляет другая. Но особенно смела по замыслу третья: «Иосифе, рцы нам: како, от святых (из храма) юже приял еси, Девy непраздну приводиши в Виелеем. Аз, глаголет, пророки испытав, и ответ прием от Ангела, уверихся, яко Бога родит Мария несказанно» (стих, на стих.).
Такие же стихиры и в таком же точно количестве появляются затем в служба св. Николаю Чудотворцу 6-го декабря. Замечательно при этом. что такими стихирами устав минует день св. Саввы Освященного, - праздник не меньший 6 декабря, но по виновнику его - строгому подвижнику и постнику - не могущей иметь слишком радостного характера (ср. 29 августа). Предпраздничные стихиры 6 декабря заглядывают в приближающееся великое событие еще глубже стихир 30 ноября, рисуя уже почти полную картину его как будто еще с большей поэзией: «Безневестная Дево, откуду пришла еси кто Родивый Тя? И кто Мати твоя? Како Зизждителя носиши на руку? Како не растлилася еси утробою»? (на стиховне). «Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет, чревоносящи Христа... Явися Господь из Девы Матёре, Ему же и приникши рабски Мати поклонися и привещаше (приговаривала) к держимому на объятиях Ея: како всеялся еси во Мне? Или како прозябл еси во Мне, Избавителю Мой и Боже» (на Госп. воззвах). Кроме этих стихир, служба 6 декабря усиливает приготовление к Рождеству Христову, имея не только катавасией, но и ирмосами своего последнего канона ирмосы «Христос раждается» (хотя ирмосы второго и третьего канонов не поются, но по образцу их должны петься тропари канона). Такие же ирмосы имеет второй канон 9-го декабря, день зачатия св. Анны и некоторые. другие дни в декабре.
Примечания:
1. Под 25 декабря Типиков и Следованная Псалтирь имеют замечание: «Пасха. Праздник тридневный», в новых изданиях этих книг опускаемое.
2. Из мучеников у нас чтится благословением колива обычно только св. Феодор Тирон по особым обстоятельствам из его жизни. Но у. других славян благословение колива обычно в дни всех великих святых. Напр., сербская ко ловля в Петрограде ежегодно 12-го января в день св. Саввы, митрополита Сербского, служит ему молебен с благословением колива.
3. Первые свидетельства «о Рождественском пост, принадлежат западу, где он мог возникнуть из так ваз. «поста 4 времен» года (4-х постов в году по несколько дней), упоминаемого уже папою Львом В. (V в.). От V же века на западе есть известие и о специально - подготовительном к Р. X. посте. Так о Перпету, еп. Турском (+ 491), рассказывает Григорий Typcкий, что он со дня св. Мартина 11 ноября до праздника Рождества постился по понедельникам, средам и субботам. II Турский собор 567 г. предписывает монахам поститься все дни в декабре до Рождества (правило 27). Собор Matisconensis (в Галлии) 581 г. предписывает пост по понедельникам, средам и субботам о 11 н. до Р. X. и совершение во все время таин (sacrificia) по чину 40-цы (правило 9). Позднее пост был принят в Риме и Италии. Августин и Лев I не говорят о нем, но ряд гомилий Григория Великого начинается с бесед на вторую неделю адвента (так назван Рождественский пост, как приготовление к adventus, т.е пришествию, Спасителя). Сакраментарий папы Геласия, относимый к VI - VII в., дает 5 мисс (т. е. для 5 недель) адвента; древнеиспанский Силоссий Лекционарий - столько же, а медиоланский и мозарабский чины имеют 6 недель адвента (И дня, как у нас 40). Но лекционаии Luxuensls VII в. и так наз. Gotico - Gallicanum начинаются с рождественской вигилии, след. не имеют адвента. Папа Григорий VII в XI й. сократил число недель адвента до 4 (д. б. в соответствие 4000 лет по римскому счислению до Р. X.) Папа Александр III (XII в.) в письме к Людовику, королю французскому, разрешает ему в случае немощи телесной вкушать по пятницам этого поста рыбу и вино. В «Истории английского народа» Беды об одном благочестивом пресвитере рассказывается, что он в течении этой четыредесятницы принимал пищу только раз в день, вкушая в определенной мере только хлеб и жиденькое молоко; об одном епископе в этой же истории просто замечается, что он в тот пост проводил в великом воздержании. На востоке первое указание на Рождественский пост в Коптском календаре VIII в. Правило о нем приписывается Иоанну Постнику VI в., но первое Достоверное упоминание о нем находится в соч. «О трех 40-цах», приписываемом прп. Анастасию Синаиту (VI в.), но возникшем не ранее IX в. Здесь о Рождественском посте говорится: «Одни в течение 18 дней воздерживаются от мяса, сыра и яиц; иные же воздерживаются только от мяса, а остальное едят, исключая одного два; другие же равным образом воздерживаются только 12 дней, иные - 6, другие - 4; но апостолы установили для всех верных 40 дней поста и молитвы, и это было соблюдаемо святыми отцами и вселенскими соборами: пост определен не в 5, 8 или 10 дней, а в 40».
4. Триодь постная, в понедельник сырной на утрени трипеснец, песнь 1, тропарь 1.
5. Cepгий apxиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1001, т. I, 43, 143; т. II, 355.
6. Совпадете дня св. ап. Филиппа с кануном Рождественского поста одна легенда (в соч. «О трех четыредесятницах», приписываемом св. Анастасию Синаиту VI в., но появившемуся не ранее IX в.) объясняет тем, будто св. Филиппу за то, что он пред смертью просил небесной кары своим мучителям, было открыто, что он в течение 40 дней не будет допущен в рай, почему Филипп просил апостолов поститься за него в эти дни.
7. Как в неделю св. праотец, так и в неделю отец, им положены особые каноны помимо частого упоминания о них в общем каноне. А тропарь недели отец прославляет только их.
8. Октоих, гл. 5, утр. субб., канон п. 3, богор.

Источник: Рождество Христово (репр.). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. СС. 37-48)







АПОСТОЛ ФИЛИПП
Дни памяти: Июнь 30 (12 ап.), Ноябрь 14


Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 - 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.
Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, - раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.
Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).




ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского


Житие святого АПОСТОЛА ФИЛИППА

Память 14 ноября (по ст.ст.)


При озере Галилейском, близ Хоразина и Капернаума, находился город, называемый Вифсаида1. В этом городе родились три апостола Христова из лика 12-ти: Петр, Андрей и Филипп. Петр и Андрей были рыбарями и этим промыслом занимались до самого призвания их Христом; Филипп же с юношеских лет отдан был родителями книжному обучению. Усердно читая и изучая Священное Писание и пророчества о вожделенном Мессии, он воспылал горячею любовью к Нему и сильным желанием видеть Господа лицом к лицу, хотя еще и не знал, что уже пришел на землю Тот, видеть Которого столь многие желали, ожидая пришествия Его.
Но вот Христос пришел в пределы Галилейские и нашел там Филиппа, пылавшего такой любовью к Мессии. "Иди за мною", - сказал Иисус Филиппу (Ин. 1:43).

Филипп, услышав призыв Господа, всем сердцем уверовал, что Он есть истинный Мессия, обетованный Богом через пророков, и последовал за Ним. Внимая пресвятой жизни Господа, Филипп старался подражать Ему и поучался от Него Божественной премудрости, силою которой впоследствии победил он безумие языческое. Радуясь обретению такого Сокровища, Которым весь мир имел быть искуплен, Филипп не хотел один только обогащаться от Него, но желал, чтобы и другие были участниками того же дара. Встретив своего друга Нафанаила, он с радостью возвестил ему: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки - Иисуса, сына Иосифа, из Назарета".

Нафанаил, услыхав это и не веря, чтобы из небольшого города и из простого рода мог произойти Мессия, Царь Израильский, сказал: "Из Назарета может ли что быть доброе?"

Тогда Филипп, не говоря ничего, посоветовал ему только взглянуть на Него.

"Пойди, - сказал он, - и посмотри".

Он чувствовал, что как только Нафанаил увидит Иисуса и услышит спасительные слова Его, тотчас же поверит, что Он есть Мессия. Так это действительно и произошло. Когда Филипп шел с ним к Иисусу, то Господь, испытующий сердца и утробы и читающий сокровенные мысли и сердца людей, увидев Нафанаила, идущего к Нему, узнал его и сказал о нем: "Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства".
Услыхав эти слова, Нафанаил был сильно удивлен и сказал Ему: "Почему Ты знаешь меня?"

Господь ответил ему: "Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя".

Нафанаил же, когда был под смоковницей, размышлял о Божественном Мессии, в надежде на которого заключалась вся радость и веселье верных рабов Божиих; и даровал ему Бог в то время сокрушение сердечное и теплые слезы, которые он присоединял к своей усердной молитве, чтобы Господь исполнил обещанное от века отцам и послал на землю Спасителя миру. Всевидящее око Божие видело в то время Нафанаила, который пребывал в духе умиления; потому и сказал ему Господь, что, когда Нафанаил находился под смоковницей, Он видел его.

Нафанаил от этих слов пришел в еще большее изумление. Он вспомнил, о чем размышлял, находясь под смоковницей, и с каким умилением молил Бога о ниспослании Мессии; он знал, что там не было с ним ни одного человека, который бы его видел, и что мыслей его никто не мог прозреть, кроме Бога. Потому Нафанаил тотчас же уверовал, что Иисус есть Мессия, Которого Бог обещал послать для спасения рода человеческого, и признал в Иисусе Христе, провидевшем тайны его сердца, Божеское естество, а потому и воскликнул: "Учитель! Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев" (Ин. 1:45-49)!


Сколько благодарных чувств питал впоследствии Нафанаил к Филиппу за то, что тот возвестил ему о пришедшем на землю Спасителе и привлек его к обетованному Мессии! И святой Филипп ликовал в сердце своем, что люди обрели Божественное Сокровище, сокрытое в глубине человеческого естества, и еще большею любовью горел он к своему Господу. Тем не менее, святой Филипп видел в Божественном Учителе своем только высокие совершенства человеческие, но не познавал еще в Нем Божества Его. И вот Христос захотел исправить его. Однажды Господь, идя по другую сторону моря Тивериадского2 с пятью тысячами народа и желая напитать чудесным образом такое множество своих слушателей, сказал Филиппу: "Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?" (Ин. 6:5-6).

Это сказал Он, испытывая его, ибо знать, что негде достать хлеба; знал Он вперед и то, что ответит ему Филипп. Для того и спросил Он Филиппа об этом, чтобы тот более познал себя самого и, устыдившись своего маловерия, исправился. И действительно, Филипп не вспомнил о всемогуществе Божием и не сказал: "Ты, Господи, все можешь, не подобает Тебе кого-либо о том спрашивать: только пожелай и все тотчас насытятся: "Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом" (Пс. 103:28).

Не сказал этого Филипп, но, помышляя о Господе своем, как о человеке, а не как о Боге, сказал: "Им на двести динариев3 не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу" (Ин. 6:7).

Потом вместе с другими учениками добавил: "Отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и купили себе пищи" (Мк. 6:36).

Когда же Господь преломил пять хлебов и две рыбы для пяти тысяч народа (Лк. 9:6), Филипп увидел, что от руки Господней, как из неистощимой житницы, все получали довольно пищи, пока весь народ не насытился. Тогда апостол сильно устыдился своего маловерия и, утвердившись в вере, прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью.
Впоследствии Филипп был причтен Господом к лику двенадцати избранных апостолов, получил благодать от Него и удостоен был близкого с Ним общения. Однажды в праздник собрались в Иерусалим некоторые из еллинов и не могли приблизиться к Иисусу, будучи неверующими язычниками; поэтому, приступив к Филиппу, умоляли его, говоря: "Господин, нам хочется видеть Иисуса!"

Он же, прежде всего, сказал о том Андрею и вместе с ним уже осмелился известить Иисуса о желании Еллинов, радуясь тому, что и язычники ищут увидать и услыхать Господа его и Учителя. Тогда услышал он от Иисуса дивное учение и пророчество о язычниках, которые имели уверовать в Него не тогда, но после Его смерти. "Если, - сказал Он, - зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода" (Ин. 12:24).

Этим Христос как бы так говорил: "Пока Я живу на земле, то имею только часть дома Израильского, верующего в Меня; если же умру, то не один только дом Израилев, но и многие язычники уверуют в Меня".

В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда молил Его о явлении им Отца, говоря: "Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас!" (Ин. 14:8).

Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14:9-11).

Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец.

После вольных страданий и воскресения Сына Божьего святой Филипп видел с прочими апостолами Господа своего уже в бессмертном и прославленном теле, принял от Него мир и благословение, видел также и вознесение Его.

После этого он сподобился благодати Святого Духа и стал проповедником Христовым среди язычников, ибо ему выпал жребий идти на проповедь в Малую Азию и Сирию. Сначала он проповедовал в Галилее. Здесь однажды встретила его некоторая женщина, несшая на руках своего умершего младенца и неутешно рыдавшая. Увидев ее, апостол Христов сжалился над ней и, простерши руку над умершим младенцем, сказал: "Встань! так повелевает тебе Христос, мной проповедуемый".
И тотчас же младенец ожил. Мать, увидев воскрешенного сына своего живым и здоровым, в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына своего и прося от него крещения, ибо уверовала в проповедуемого им Христа Господа. Апостол, крестив мать и сына, отправился в языческие страны. Проповедуя Евангелие в Греции, он творил многие чудеса силой Христовою, исцелял болезни, воскресил одного мертвеца. Это чудо привело в изумление живших там иудеев, и они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедуя имя Иисусово, которым изгоняет бесов и исцеляет всякие болезни и даже воскресил одного умершего тем же именем Иисусовым, и уже многие уверовали во Христа. Вскоре прибыл из Иерусалима в Грецию один архиерей с книжниками, озлобленный и раздраженный на Филиппа. Облекшись в свою архиерейскую одежду, он высокомерно и гордо воссел на судейское место в присутствии множества народа, как иудеев, так и язычников. Приведен был сюда и Апостол Филипп и поставлен среди собрания. Окинув его грозным взглядом, архиерей с гневом начал говорить: "Не довольно ли было с тебя Иудеи, Галилеи и Самарии, чтобы прельщать простых и неученых людей? Но ты и сюда пришел к мудрым еллинам, чтобы распространять соблазн, которому научился от Иисуса, противника закона Моисеева, за что Тот был осужден, распят на кресте и умер позорной смертью, и только ради бывшего в то время праздника Пасхи был погребен, а вы, ученики Его, украли Его тайно и для обольщения многих всюду разглашали, что Он Сам воскрес из мертвых".

Когда архиерей произнес эти слова, толпа закричала на Филиппа: "Что ответишь ты на это, Филипп?"

И произошел большой шум в народе: одни стояли за то, чтобы Филипп был тотчас же убить а другие, чтобы он был отведен на казнь в Иерусалим. Тогда святой апостол отверз уста свои и сказал архиерею: "Напрасно возлюбил ты суету и говоришь ложь! Зачем сердце твое остается окаменелым, и ты не хочешь исповедать истины? Не вы ли приложили печать ко гробу и приставили стражу, и когда Господь наш воскрес, не разрушив гробовой печати, не вы ли тогда дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Его мертвого украли ученики Его? Как же ты теперь не стыдишься искажать истину? Самые печати гробовые послужат в день суда ясными обличителями вашей лжи, как свидетели истинного воскресения Христова".

На эти слова апостола архиерей разгневался еще более и в безумной злобе бросился на него, желая сам схватить и убить апостола, но в ту же минуту ослеп и весь почернел. Присутствующие, видя совершившееся, приписали это волхвованию и, бросившись на Филиппа, хотели погубить его, как волхва, но всех желавших схватить его постигло то же наказание, как и архиерея. При этом земля страшно поколебалась, и все затрепетали от страха и познали великую силу Христову. Апостол Филипп, видя их слепоту душевную и телесную, прослезился над ними и обратился с молитвой к Богу, прося просветить их. И вот, по молитве святого, свыше было послано исцеление всем пострадавшим. Это чудо заставило многих обратиться ко Христу и уверовать в Него. Но архиерей, все еще ослепленный злобой, не только не хотел после постигшего его наказания исправиться и познать истину, но вновь стал произносить многие хулы на Господа нашего Иисуса Христа. Тогда его поразила еще большая казнь. Внезапно земля, раскрыв свои недра, поглотила его, как некогда Дафана и Авирона4.
После погибели архиерея святой Филипп многих крестил там и поставил им епископом одного почтенного и достойного мужа по имени Наркисса, сам же ушел в Парфию. Дорогой он просил у Бога помощи в трудах своих. И вот в то время, как он преклонил колена для молитвы, явилось ему с неба изображение орла с золотыми крыльями, распростертыми наподобие распятого Христа. Укрепленный этим явлением, святой Филипп отправился опять на проповедь и, обошедши аравийские и кандакийские города, сел на корабль и поплыл морем к Сирийскому городу Азоту5. Ночью поднялась сильная буря на море, и все уже отчаивались за жизнь свою. Тогда святой апостол встал на молитву, и тотчас же явилось на небе знамение светоносного креста, которое озарило мрак ночи, и море внезапно утихло, и волны его улеглись. Пристав к берегам Азота, Филипп высадился с корабля и был принят в дом одного страннолюбца по имени Никоклида, у которого была дочь Харитина, страдавшая болезнью одного глаза. Войдя в дом Никоклида, апостол начал проповедовать присутствовавшим слою Божие, и все с радостью слушали его. В числе слушающих присутствовала и Харитина; она объята была таким духовным восторгом от учения апостола, что забыла даже о болезни своей. Он же, видя такое усердие ее к слову Божьему, повелел ей призвать имя Иисуса Христа и приложить руку к болевшему глазу. Как только Харитина исполнила это, в ту же минуту исцелился глаз ее, и весь дом Никоклидов уверовал во Христа и принял святое крещение.

Из Азота Апостол Филипп направился в Иераполь Сирийский6, где, проповедуя Христа, вызвал сильный гнев в народе, угрожавшем даже побить его камнями. Но заступничество одного влиятельного гражданина по имени Ир спасло его от народного возмущения.

"Граждане! - обратился он к народу. - Послушайте совета моего, не делайте никакого зла этому чужестранцу до тех пор, пока не узнаем, истинно ли учение его, и если оно не окажется таковым, то погубим его".

Народ не осмелился противоречить Иру, который вслед затем привел Филиппа в дом свой. Апостол предложил у него обычную свою проповедь и обратил к святой вере Ира, весь дом его и соседей, просветив их таинством святого крещения. Граждане, узнав о том, что Ир принял крещение, собрались ночью и обступили дом его, намереваясь сжечь в нем Ира во время сна вместе с апостолом и со всеми его домашними. Открыв их замысел, апостол безбоязненно предстал перед ними; они же, как дикие звери, скрежеща зубами, схватили его и повели в свой совет. Начальник совета, имя которому было Аристарх, увидев апостола, протянул свою руку и схватил его за волосы, но в ту же минуту рука его иссохла и он лишился зрения и слуха. Тогда, в чувствах народа произошла перемена: гнев их, при виде этого чуда, сменился изумлением, и народ стал умолять апостола исцелить градоначальника их Аристарха. Филипп же сказал: "Если он не уверует в проповедуемого мной Бога, то не будет исцелен".

В это время вблизи них двигалось погребальное шествие, и народ, желая надругаться над апостолом, сказал: "Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристарх и мы уверуем в Бога твоего".

Апостол возвел очи свои на небо, долго молился и потом, обратившись к умершему, сказал кротким голосом: "Феофил!" И тотчас мертвец поднялся на носилках, сел и открыл глаза свои. Тогда вторично сказал ему Филипп: "Христос повелевает тебе: встань и говори с нами!"

Умерший, встав с одра своего, припал к ногам апостола со словами: "Благодарю тебя, святой слуга Божий, что избавил меня в этот час от великого зла: два черных и зло-смрадных эфиопа повлекли меня, и если бы ты не предотвратил и не избавил меня от них, то я был бы низвергнут в мрачный тартар".
Тогда все видевшие это преславное чудо, единогласно прославили Единого Истинного Бога, проповедуемого Филиппом. Апостол сделал рукой знак народу, чтобы он умолк на некоторое время, и велел Иру положить своей рукой крестное знамение на поврежденные члены Аристарха. Как только Ир исполнил это, тотчас же иссохшая рука Аристарха исцелела, и он стал видеть и слышать и совершенно исцелился. Эти чудеса, творимые святым Филиппом силой Христовой, обратили ко Христу жителей Иераполя, и все ринулись разбивать идолов своих. Первым из уверовавших был родитель Феофила, который сокрушил двенадцать золотых идолов и роздал золото нищим. Апостол крестил всех и поставил им епископом Ира. Основав, таким образом, церковь в Иераполе и утвердив заново просвещенных в святой вере, святой Филипп отправился на проповедь в другие страны. Пройдя Сирию и нагорную Азию, он прибыл в Лидию и Мизию7, и, проходя этими странами, обращал к Истинному Богу неверных язычников. Там к нему присоединился святой апостол Варфоломей8, который в то время проповедовал в соседних городах и послан был от Бога на помощь Филиппу. За ним следовала еще и сестра Филиппа - девица Мариамна9, и все они вместе стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя по Лидии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биения и скорби, были заключаемы в темницы, побиваемы камнями, но, несмотря на все гонения, благодатью Божьей оставались живы для предстоящих трудов по распространенно веры Христовой. В одном из Лидийских селений, они встретили возлюбленного ученика Христова святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь10, они проповедали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между ложными божествами была еще одна ехидна, для которой был построен особый храм, куда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Св. Филипп, прежде всего, вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой умертвили ее. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины, над чем они трудились день и ночь, уча неверных слову Божьему, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный. В городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.
Жена начальника того города по имени Никанора была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она, в отсутствие своего мужа, повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное - от укуса змеи и душевное - от бесовского обольщения, и, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научилась веровать во Христа. Придя в страшный гнев, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахия сжечь, что и было исполнено. Собралось множество народа, и святых апостолов Филиппа, Варфоломея и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, надругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых, и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: "Начальник! отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились странники эти, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы; знаменитая наша богиня ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов".

Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступни ног его и продев в них веревки, они распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны, и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых, и верующие и язычники, пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять с креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть, перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять с креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдания и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с древа тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого Апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь св. Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим в Царствии Его11.

Святой же Варфоломей с блаженной девой Мариамной, после погребения святого Филиппа, пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда в город Албан в великую Армению12, где и был распят. Св. Мариамна направилась в Ликаонию13 и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась. За все это Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3:

Благоукрашается вселенная, Ефиопия ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, богоглаголиве Филиппе: вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелия. Тем дерзновенно варит ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8:

Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, многомилостиве.


________________________________________________________________________

1 Вифсаида Галилейская находилась на северо-западной стороне Галилейского озера (в северной части Палестины), близ городов Капернаума и Хоразина.

2 Море Тивериадское - другое наименование того же Галилейского озера, усвоенное последнему по имени Тивериады - Галилейского города на юго-восточном берегу Галилейского моря.

3 Динарий - древняя еврейская монета, стоимостью около 21,5 копейки. 200 динариев, таким образом, равнялись приблизительно 43 рублям.

4 Дафан и Авирон рувимляне, сыновья Елиава были изменниками, составившими заговор против Моисея и Аарона, и за то наказаны от Бога страшною казнью: земля разверзлась и поглотила их. Кн. Числ, гл. 16.

5 Азот - с еврейского: укрепленное место, крепость - в глубокой древности богатый и укрепленный город Филистимский, находился на восточном берегу Средиземного моря. При Маккавеях он был сожжен и разрушен, потом восстановлен, но уже не имел прежней силы. Ныне здесь небольшое селение Ездуд.

6 Иераполь - наименование нескольких городов древности. -Иераполь Сирийский, после у Греков Бамбика; со времен Константина Великого - главный город Евфратской провинции; теперь сохранились от него одни развалины у нынешнего Мембидж.

7 Лидия и Мизия - северо-западные области Малой Азии.

8 Апостол Варфоломей - он же и Нафанаил, называвшийся первым именем по отцу, из лика 12-ти Апостолов. Память его 11-го июня, а также 25-го августа - день празднования перенесения мощей его и 22-го апреля вместе с апп. Лукою и Климентом.

9 Память св. Мариамны совершается 17-го февраля.

10 Иераполь Фригийский находился в южной части Фригии (в средней части Малой Азии), между реками Ликусом и Меандром, в древности довольно значительный город, особенно славившийся ломкою мрамора и теплыми источниками. Ныне носит турецкое название Памбук-Калеси (город хлопчатой бумаги) по сходству с кипами хлопчатой бумаги белых на вид скал, бугров, утесов, равнин, берегов реки и каналов от осадки воды с спускающихся с высоты гор ручьев. Ныне здесь одни развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных.

11 К сему сказанию о мученической кончине св. Апостола Филиппа древния повествования присоединяют еще, что за 7 дней до кончины он сам предсказал свою смерть. Апостол Филипп мученически скончался в царствование римского императора Домициана в 90 г. по Р. Хр., будучи 87 лет от роду. Мощи его около 560 г. были перенесены в Рим, где и ныне почивают в церкви 12 Апостолов. Одна рука св. Апостола хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдавал ее, в 1167 году, в замужество за Иерусалимского короля Амория. В 1204 году святыня сия перенесена была во Флоренцию.

12 В Азии, на границе с Кавказом.

13 Ликаония - одна из серединных областей Малой Азии, граничащая с Фригией.






СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
День памяти: Ноябрь 14



Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 - 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333. году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии. умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 - 1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328 - 1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347 - 1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу" он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! В горняя!" святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354 - 1355, 1362 - 1376), который написал житие и службу святителю.





СВЯТОЙ ПРАВОВЕРНЫЙ ЦАРЬ ИУСТИНИАН И ЦАРИЦА ФЕОДОРА
День памяти: Ноябрь 14


Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора. Святой Иустиниан, выдающийся государственный деятель Византии, великий ревнитель Православия, строитель храмов и церковный писатель, был славянином, родом из Болгарии. В его царствование (527 - 565) Византия прославилась военными победами в Персии, Африке, Италии, в результате которых решительно искоренялось язычество среди вандалов и вестготов. По распоряжению царя Иустиниана были закрыты языческие школы в Афинах. С целью распространения христианства в пределах Малой Азии Иустиниан послал туда епископа Ефесского Иоанна, который крестил более 70 тысяч язычников. Царь приказал построить для новообращенных 90 церквей, щедро поддерживал храмовое строительство в империи. Лучшими постройками его времени считаются монастырь на Синае и храм Святой Софии в Константинополе. При святом Иустиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, святой Иустиниан тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков, повелев преподавать им риторику, философию и богословие.

Благоверный государь много внимания и сил посвятил борьбе с оригенистами, возрождавшими ересь несториан. Против этих еретических измышлений святой Иустиниан составил песнь "Единородный Сыне и Слове Божий" и ввел обязательное ее пение в церквах. С этого времени и по сегодняшний день эта песнь поется на Божественной литургии перед малым входом. По повелению государя в 553 году был созван V Вселенский Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения IV Халкидонского Собора. Святой император Иустиниан заботился о порядке, праве и законности в государстве. Под его руководством и надзором было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием "Кодекса Юстиниана". "Новеллы" Иустнниана входят во все варианты русской Кормчей Книги.

В личной жизни святой Иустиниан соблюдал строгое благочестие, много и усердно постился. Скончался святой царь Иустиннан в 565 году.
Вместе с императором к лику святых причислена супруга его и единомышленница императрица Феодора, скончавшаяся в 548 году. Она была сначала великой грешницей, сторонницей монофизитов, а потом раскаялась и вела добродетельную жизнь, соблюдая чистоту душевную и телесную.




ПРЕПОДОБНЫЙ ФИЛИПП ИРАПСКИЙ
День памяти: Ноябрь 14


Преподобный Филипп, в миру Феофил, был основателем Ирапской пустыни. Не помнивший родителей, круглый сирота, 12-летний Феофил поселился вблизи Комельской обители и жил подаянием. Преподобный Корнилий (память 19 мая) принял благочестивого отрока в обитель и через три года постриг в иночество с именем Филипп. Кроткий, смиренный и трудолюбивый, он, по ходатайству братии, был удостоен священства. Стремление к высшим подвигам побудило его удалиться в Белозерскую округу. Здесь, пользуясь покровительством князя Андрея Шелешпанского, выделившего ему землю близ реки Ирапа, в 45 верстах от Череповца, преподобный поставил часовню во Имя Пресвятой Троицы и соорудил себе келлию. Молва о святом пустыннике распространилась по всей округе, и к нему стали стекаться иноки. Вскоре на месте часовни была поставлена церковь во Имя Святой Живоначальной Троицы. Преподобный Филипп провел в пустыни 15 лет и скончался в возрасте 45 лет. Мощи его были положены под спудом в Троицком храме. Над его гробницей была икона, написанная по видению иноком Феодосием. Вскоре после кончины святого Филиппа на месте его подвига возник Красноборский Филиппов монастырь.

Празднование преподобному Филиппу было установлено в конце XVI века. Рукописная служба ему относится к концу XVI века.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites