9-е ноября Мч. Нестора Солунского (ок. 306). Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114).




9-е ноября 2012г.
(27.10.2012 г. по ст.с.)

пятница 23-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 5-й.





Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114).
Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539).
Нестора Некнижного, Печерского (XIV).
Мцц. Капитолины и Еротииды (304).
Мц. Марка и иже с ним.
Свт. Кириака, патр. Константинопольского.
Прав. Проклы, жены Пилата.
Новосщмч. Серафима (Самойловича), архиеп. Угличского.
Прмч. Сергия (1942).





1 Сол., 266 зач., II, 14–19. Лк., 58 зач., XI, 23–26. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Трапеза

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.

Богослужебные указания

Пятница. Мч. Не́стора Солу́нского.

Прп. Не́стора Летопи́сца, Печерского, в Ближних пещерах. Обре́тение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском.

Прп. Не́стора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах.

Служба мч. Нестора Солунского не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха.



НЕСТОР СОЛУНСКИЙ (ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ), МЧ.
День памяти: Октябрь 27


Нечестивый царь Максимиан, прозванный Геркулом, друг Диоклитиана, придя в город Солунь, вверг в темницу святого Димитрия1 за исповедание Христа, а сам предался зрелищам и присутствовал на играх.

При этом он хвастался одним своим борцом, по имени Лием, происходившим из Вандальского племени, говоря, что его никто не может одолеть.

Сей Лий был вторым Голиафом2: ростом он превосходил всех людей, видом и характером был подобен зверю, а голос его походил на рев рыкающего льва. От самого взгляда его и голоса трепетали все, смотревшие на него; крепость его тела была удивительна, а сила непобедима, ибо духи нечистые обитали в нем, и вследствие сего никто не мог устоять пред ним. Уже он убил бесчисленное множество людей храбрых и сильных и был весьма любим царем за такую силу. Так как сам царь никак не мог насытиться человеческою кровью, то он и любил того, кто всю свою телесную силу обратил на пролитие человеческой крови.

Для сего нечестивого Лия царь устроил среди города высокий и обширный помост на столбах, где Лий мог бы производить состязания в силе, на виду у всех. Под тем помостом было натыкано множество копий и других оружий, острием вверх – для того, чтобы Лий сбрасывал побежденных им на эти острые оружия, пронзенные коими падая умирали. И действительно, Лий, вступая в борьбу с людьми, сбрасывал их под помост на копья и предавал смерти. Царь же, со всем множеством своих воинов, смотрел на сие с удовольствием и любовался своим борцом. Смотрел на сие зрелище и солунский народ, среди коего было много верующих. Видя проливаемую этим бесчеловечным зверем человеческую кровь, они тяжко вздыхали: ибо Лий убил уже много христиан, которых нечестивые насильственно влекли на помост и принуждали бороться с Лием.
В том городе жил юноша, по имени Нестор, крепкий телом, красивый лицом, с едва пробивающеюся бородою. Он был близок к великомученику Димитрию, у коего и научился святой вере. Видя неповинно убиваемых христиан, он воспылал ревностью и вознамерился вступить в борьбу с силачом Лием. Придя к святому Димитрию, находившемуся в темнице, он рассказал ему, как много христиан убил Лий в тот день.

– Помолись обо мне, угодник Божий, – говорил он, – чтобы по твоим святым молитвам Бог помог мне. Я пойду и поборюсь с тем супостатом, одолею его и сниму поношение с христиан.

Святой Димитрий сотворил на челе и персях его крестное знамение, благословил его и предсказал:

– Лия ты победишь и будешь мучим за Христа. Приняв благословение, святой Нестор тотчас пошел к месту состязания, снял на виду у всех верхние одежды и громко возгласил:


– Я хочу бороться с Лием!

Видя такую смелость юноши, царь изумился и, сожалея о его красоте и молодости, сказал ему:

– Разве ты не видел, сколько победил Лий более храбрых и сильных, чем ты? А ты, невысокий ростом и юный годами, осмеливаешься идти против того, равного которому нет под солнцем.

Нестор ответил на это:

– Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего я хочу побороться с этим исполином.
Услышав Христово имя и поняв, что Нестор – христианин, царь разгневался и велел ему немедленно идти на помост, думая, что с Нестором случится то же, что и с прочими. Святой Нестор осторожно поднялся на место борьбы; Лий же, шутя и смеясь, стал наступать на святого. Видя приближение Лия, Нестор оградил себя крестным знамением и громким голосом воскликнул:

– Боже Димитрия, помоги мне!

Затем он схватился с супостатом и начал бороться. Бог, укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба Своего Нестора против нечестивого Лия – на посрамление нечестивому царю, а верным своим на радость. И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого помоста на острые копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом. Весь народ солунский – в особенности христиане, видя сию неожиданную и славную победу, воскликнули громким голосом:

– Велик Бог Димитрия!


Царь, вставь со стыдом, пошел в свои палаты, скорбя и горюя о своем любимце Лие. Он сильно разгневался на святого Нестора и повелел схватить его. Узнав же, что и Димитрий повинен в смерти Лия, так как он укрепил Нестора на подвиг, предсказав ему победу, царь повелел казнить обоих. Святой Димитрий был исколот копьями, а святой Нестор усечен мечем. Ныне оба они приемлют от Подвигоположника Христа венцы победы в царствии небесном, коего и мы да сподобимся молитвами святых страстотерпцев.




Кондак, глас 2:

Страдальчествовав добре, безсмертную славу наследовал еси ныне, яко воин изрядный Владыки был еси, молитвами Димитрия мученика: с ним убо, Несторе мудре, моля не престай о всех нас.


________________________________________________________________________

1 См. житие св. Димитрия Солунского, память коего празднуется 26 октября.

2 Голиаф – филистимский великан – необычайного роста, которого убил Давид пращою (1Цар.17).




ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ
Дни памяти: Сентябрь 28 (Печер.(Б)), Октябрь 27



Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм " Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: "Повесть временных лет", М.-Л., 1950: "Житие Феодосия Печерского" - в "Изборнике" (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Тропарь Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4:

Великих князей русских деяния /
и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, /
свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя /
написано на небеси стяжавый, /
мо­ли и нам написатися в Книги Животныя
.






СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ СМОЛЕНСКИЙ (ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ)
Дни памяти: Май 23 (Ростов.), Октябрь 27 (Обретение мощей)



Происходил из рода смоленских князей. Зависть и крамолы против князя Андрея его родичей побудили его оставить свой удел. Бедным странником пришел он в г. Переяславль-Залесский и поселился у церкви Николая Чудотворца, у городских ворот.

Через некоторое время князь был принят пономарем и в такой должности подвизался 30 лет, скрывая свое знатное происхождение. После многих трудов и подвигов св. князь Андрей мирно скончался около 1390 г. На теле его нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства и тяжелые железные вериги — знак его подвижничества, а также малую хартию, которая была написана рукою почившего. Похоронили святого у той же церкви.

Через много лет, в 1539 г., мощи святого благоверного князя Андрея были обретены нетленными, и при обретении мощей произошло множество чудесных исцелений больных.



КАПИТОЛИНА КАППАДОКИЙСКАЯ, МЦ. ЕРОТИИДА КАППАДОКИЙСКАЯ, МЦ.
День памяти: 27 октября

Сии святые жили при императоре Диоклитиане и правителе Каппадокии1 Зеликинтии. Св. Капетолина, происходившая из богатого и знатного рода2. Все имущество свое раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена и заключена в темницу, а затем, не согласившись принести жертву идолам, усечена мечем. Служанка ее Еротиида была подвержена истязанию палками за то, что бросила, заступаясь за госпожу, в правителя камнем. Оставшись после истязания невредимою, она также была усечена мечом.

В тот же день память мученика Марка и иже с ним убитых после различных мук за проповедь о Христе в Азии.

________________________________________________________________________

1 Каппадокия – восточная часть Малой Азии.

2 При допросах о роде св. Капетолина производила себя от одного рода с Фирмилианом, архиепископом Каппадокийским (жившим в половине III века). По другим сказаниям, она считала себя только его духовной дочерью. Блаженная кончина ее относится к 304 году.





ПРАВЕДНАЯ ПРОКЛА, ЖЕНА ПИЛАТА

День памяти: 27 октября


Клавдия Прокла (Прокула) (I в.), жена Понтия Пилата, мученица [1].

Из евангелистов о ней упомянул только Матфей, не называя ее по имени. Когда Пилат сидел на судейском стуле, его жена передала ему: “не делай ничего с этим невинным человеком, я сильно пострадала сегодня во сне за него” (Мф. 27, 19).

Известно о Клавдии Прокле крайне мало. Само имя “Клавдия Прокла” в отношении к жене Пилата впервые появляется в апокрифе "Акты Пилата". Считается, что она была внучкой императора Августа и дочерью Клавдии, третьей жены императора Тиберия. По преданию, она сподобилась мученической кончины.

Владыка Владимир (Иким), митрополит Ташкентский и Среднеазиатский так сказал в своей проповеди:

Еще одним человеком, знавшим о Воскресении Господнем, был Понтий Пилат. Жена этого римского вельможи, Клавдия Прокула, присутствовала при явленном Христом чуде воскрешения дочери Иаира, была потрясена деяниями и обликом Спасителя, безуспешно пыталась умолить мужа, чтобы тот предотвратил готовившуюся Иисусу казнь. В венецианском архиве хранится подлинник письма Клавдии к ее подруге Фульвии Гельсилии [2]. Вспоминая о страшном Дне Голгофском, жена Пилата пишет: «Мне казалось, что я теряю рассудок. Я встретила сотника, участвовавшего в казни Иисуса, этот сотник был ветеран, поседелый в боях с германцами и парфянами, никогда более смелое сердце не билось в твердой груди. Но в этот миг он был вне себя и изнемогал от страха. Я хотела расспросить его, но он прошел мимо, повторяя: «Тот, Кого мы убили – действительно Сын Божий»». В том же письме Клавдия упоминает о последующем явлении Воскресшего Христа многочисленному собранию народа.

Использованные материалы

Проповеди митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира

http://www.pravoslavie.uz/Vladika/Books/Propov/07Evang.htm

http://www.pravoslavie.ru/put/070302114121

__________________________________________

[1] Канонизирована Константинопольской Православной Церковью.

[2] Русский перевод текст письма: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/pism_jenpilat.php Характерно, что письмо помещено вместе с новозаветными апокрифами. У нас нет информации о степени достоверности данного источника.






АРХИЕПИСКОПА СЕРАФИМА(САМОЙЛОВИЧА)

Память 27 октября (по ст.ст.)



Архиепископ Серафим (Самойлович) в миру Симеон Николаевич Самойлович, родился 19 июля 1881 года в Полтавской губернии в семье псаломщика из Миргорода.

По окончании в 1902 году Полтавской духовной семинарии отправился на Аляску где 1 августа того же года был определен на должность учителя Уналашкинской миссионерской двухклассной школы. 1 июля 1905 года он был переведен учителем двухклассной миссионерской школы в Ситку.

25 сентября 1905 года епископ Аляскинский Иннокентий постриг его в монашество с именем Серафим. 2 октября того же года он был посвящен в иеродиакона с причислением к Ситкинскому архиерейскому дому. 25 марта 1906 года был рукоположен в сан иеромонаха. В этом же году 1 августа отец Серафим был назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии.

25 марта 1908 года иеромонах Серафим был определен преподавателем Священного Писания и Основного богословия в Ситкинской духовной семинарии.

Расстроенное здоровье побудило его подать прошение об освобождении от занимаемой должности для возвращения на Родину. Просьба была удовлетворена указом Святейшего Синода от 4 октября 1908 года (3 декабря 1908 г.), причем ему было сохранено право ношения наградного золотого наперсного креста.

Служение иеромонаха Серафима в Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой.


Миссионер, педагог и настоятель в России



Миссионерские труды отца Серафима продолжились во Владикавказе. С 25 мая по 25 августа 1909 года он состоял помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии.

1 сентября отец Серафим был назначается духовником Александровской духовной семинарии в Ардоне с освобождением от должности помощника епархиального миссионера. С 16 октября по 5 декабря 1909 года он исполнял обязанности инспектора семинарии [1].

13 апреля 1910 года отец Серафим был поставлен наместником Могилево-Братского монастыря.

23 июня 1910 года, по желанию святителя Тихона бывшего тогда на Ярославской кафедре, иеромонах Серафим был переведен наместником Ярославского Толгского монастыря. 11 мая 1912 года отец Серафим был возведен в сан игумена. В 1913 года им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона в 5 тысяч рублей при отце Серафиме был расширен монастырский странноприимный дом. С началом войны 1914 года игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых. За время пребывания в Толгской обители отец Серафим написал серьёзный труд по истории монастыря, приуроченный к его 600-летию.

В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличного Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. Он помогал владыке Агафангелу в управлении епархией.

В 1918 году во время жестокой расправы властей над несколькими сотнями ярославских граждан он проявлял твердость и мужество.

15 февраля 1920 года состоялась хиротония отца Серафима во епископа Угличского, викария Ярославской епархии.

Владыка входил в так называемый «Параллельный Синод», существовавший с молчаливого одобрения патриарха Тихона в Свято-Даниловом монастыре. Мыслился он как «постоянно действующее Предсоборное совещание» и главной целью его была подготовка тайного Поместного Собора и тайное поставление священнослужителей для избежания давления властей.

С июля 1922 года епископ Серафим некоторое время находился в Ярославской тюрьме. До назначения 15 января 1924 года временно управляющим Ярославской епархией временно управлял Харьковской епархией. 18 мая 1924 года вновь был арестован [2].
В 1924 года патриарх Тихон произвел его во архиепископа.

В 1925-1926 годах в связи с пребыванием Преосвященнейшего Агафангела в Нарымской ссылке архиепископ Серафим вновь несколько месяцев руководил Ярославской епархией.

Сохранился документ от 9/22 марта 1926 года: "Ответы управляющего Ярославской епархией, архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) на три вопроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) по поводу "григорианского раскола" и его деятелей [3]. В нем владыка Серафим говорил об отсутствии у архиепископа Григория (Яцковского) и его единомышленников канонических прав возглавить Церковь: "в итоге получается явный раскол". Архиепископ Серафим признает послание митрополита Сергия к архиепископу Григорию вызывающим восхищение в силу основательного понимания и психологически тонкого истолкования резолюции Патриаршего Местоблюстителя Петра от 19 января/1 февраля 1926 года на докладе членов ВВЦС.

Конец 1926 года в архипастырстве Серафима был особо значим. Промыслом Божием он был поставлен во главе Русской Церкви. Произошло это в сложнейший и напряженный период борьбы за сохранение преемственности руководства высшей церковной властью. Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) 23 ноября/6 декабря 1925 года за четыре дня до своего ареста сделал завещательное распоряжение: в случае невозможности ему осуществлять первосвятительскую деятельность в исполнение должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя должен вступить один из трех иерархов: митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), митрополит Киевский Михаил (Ермаков), архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых). Высокопреосвященнейший Михаил "совершенно отклонил от себя Наше поручение" [4]. В день ареста митрополита Петра 27 ноября/10 декабря 1925 года митрополит Сергий был на свободе и как первый кандидат принял на себя управление церковными делами. Но 25 ноября/8 декабря 1926 года он был арестован. В исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя вступил митрополит Иосиф (Петровых), и в тот же день подписал Завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или же архиепископу Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей.

Так владыка Серафим стал заместителем Патриаршего Местоблюстителя, о чем он известил чад Церкви в "Послании" от 16/29 декабря 1926 года из Углича:

"Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям - епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви". [5]

Архиепископ Серафим просил собратьев епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой Церкви и предоставлял все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах.

Архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти. Из воспоминаний бывшего иподиакона владыки Серафима Михаила Николаевича Ярославского (последующее время они отбывали заключение в одном лагере) известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный состав ими Синода [6]. В ответ на предожения Г.П.У. святитель предложил своих членов Синода, в их числе митрополита Кирилла (Смирнова). «Ведь он же сидит», — отвечали ему чекисты. «А ведь он у вас сидит, освободите его», — сказал святитель. За такой ответ он был вскоре арестован.

В марте 1927 года архиепископ Серафим был вызван Е. А. Тучковым в Москву и заключен во Внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через три дня освобожден и выслан в Углич.

Владыка Серафим управлял Церковью до 12 апреля 1927 года. С освобождением из заключения митрополита Сергия, он передал ему свои заместительские права.

Владыка Серафим и Декларация митрополита Сергия

Издание "Декларации митрополита Сергия" 16/29 июля 1927 года внесло в церковную жизнь разделения. Болезненное отношение оно вызвало и в Ярославской епархии. Митрополиты Агафангел (Преображенский) и Иосиф (Петровых), архиепископы Серафим и Варлаам (Ряшенцев), епископ Евгений (Кобранов) подписали обращение на имя митрополита Сергия. Указывая на превышение Заместителем Патриаршего Местоблюстителя канонических полномочий, иерархи выражали глубокое сожаление о избрании такого направления деятельности, при котором "начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному." В заключении подписавшиеся архиереи выражают верность иерархическому подчинению Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру и объявляют о самостоятельном управлении Ярославской епархией.

В тот же день владыка Серафим направил митрополиту Сергию личное письмо. Сохранившийся текст является драгоценным документом, свидетельствующем о его высоких христианских добродетелях.

Принципиально расходясь во взглядах с Заместителем Местоблюстителя, он сохраняет глубокое почтение к старшему собрату: "Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоученого Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце"[7]. Письмо дышит любовью и к адресату, и к тем, кого глубоко огорчила Декларация: "Дорогой Владыка, я представляю, как Вы должны страдать! Почему же Вы испытывая эти страдания сами не желаете облегчить их тем, которые в свое время доверились Вам. С какой радостью я передавал Вам свои права заместительства, веря, что Ваша мудрость и опытность будут, содействовать Вам в управлении" [8].

Наконец, в письме выражалась принципиальность автора. Он говорит о том, что Декларация лишает страдальцев за веру духовно-нравственного оправдания.

Митрополит Сергий направил в Ярославль четыре дня спустя письмо на имя митрополита Агафангела, умоляя в нем "сохранить общение с нами, потерпев еще немного нашим немощам." Хотя послание было адресовано правящему архиерею, косвенно оно, несомненно, было обращено и архиепископу Серафиму и другим подписавшим "Обращение."

Из переписки митрополитов Агафангела и Сергия 1928 года видно, что архиепископ Серафим был удален властями из Ярославской епархии. Из свидетельств современников можно убедиться, что он был арестован 17 февраля 1928 года и выслан в Могилёв, находясь в заключении в 6 верстах от города в Буйничском Свято-Духовом монастыре.

11 апреля 1928 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Временный при нем Патриарший Священный Синод в Постановлении № 76 объявили прещения непринявшим Декларацию архиереям. Четвертый пункт постановлял архиепископа Серафима: "уволить от управления Угличским викариатством" [9]. Постановление № 110, которое предположительно датируется 30 мая 1928 года усиливает меры в отношении владыки Серафима и бывшего Пермского архиепископа Варлаама (Ряшенцева):

"предать их каноническому суду православных архиереев, запретить им временно священнослужение в Ярославской и Московской епархиях и потребовать от них в месячный срок подать письменное отречение от поданного ими заявления 24 января (6 февраля) с.г. и выразить послушание Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и Временному при нем Патриаршему Священному Синоду."

Из Буйничского Свято-Духова монастыря владыка Серафим направил послание митрополиту Сергию, которое до нас не дошло, по мнению современников оно содержит увещание и повторяет высказанные ранее убеждения [10].

Глубокоцерковный по духу человек архиепископ Серафим, по-видимому, болезненно тяготился возникшим разделением с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Есть сведения, что в мае 1928 года он примирился с митрополитом Сергием.

При этом, в своём январском 1929 года «Послании ко всей Церкви» святитель Серафим продолжал обличать политику митрополита Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество». Вскоре после этого последовал его арест, но Послание широко разошлось по всей стране и было опубликовано в Белграде.

В марте 1929 года владыка Серафим вновь был арестован в Могилёве и осужден на три года заключения в лагере. Начинается последний этап его жизни, исполненный страданий и гонений.

Отбывал заключение архиепископ Серафим в Соловецком лагере, где его посылали постоянно на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, архиепископ Серафим упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 года он был отправлен на строительство Беломорканала.

Протопресвитер М. Польский приводит рассказ узника, отбывавшего с ним заключение:

"Тут я впервые увидел... работая лекпомом при приемке этапа, архиепископа Серафима - высокого согбенного старца, с уже остриженными под машинку №1 головой и лицом ... мы, лекпомы, старались помочь Владыке, страдавшем двухсторонним хроническим плевритом при декомпенсированном миокарде и общем артериосклерозе. Раз, в конце октября, в сырой ненастный день, проходя мимо землянки - дезокамеры, где производилась дезинфекция вещей при герметически закрытой двери, а заключенный-инвалид караулил снаружи камеру ..., я услышал, что зовут меня по имени. Подойдя, я увидел продрогшего архиепископа Серафима, - "На эти посты ставят на 2 часа по очереди нас, инвалидов; я стою с 12 дня и меня не сменяют (Было около 6-ти часов вечера)" [11].

Тот же свидетель рассказывает, что в марте 1932 года владыку освободили и направили этапом в ссылку в область Коми-зырян к северу от Вятки.

"Он слабел телесно, но духом был тверд ... Больной - Владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда лишенный физического общения с верующими, я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку" [12].

В 1933 году архиепископ Серафим вновь был осужден на три года ссылки. Примерно в 1934 году им было написано ещё одно Послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещённым в священнослужении за свою антиканоническую деятельность, начиная с 1927 года. Для утверждения этого Послания в Архангельске состоялся «малый катакомбный собор», решения которого должны были стать основой для всех ссыльных епископов и духовенства. Существуют сведения, что Патриарший Заместитель митрополит Пётр (Полянский) писал из ссылки, что Российские Преосвященные должны сами наложить прещение на митрополита Сергия за его антиканонические деяния.

В мае 1934 года владыка Серафим снова был арестован в Архангельске по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви» и приговорён к пяти годам лагерей. Заключение отбывал в Сусловском отделении «Сиблага».

4 ноября [13] 1937 года священномученик Серафим был расстрелян в лагере.

Архиепископ Серафим был прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sam.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4899.htm

____________________________________

[1] РГИА, ф. 796, оп. 439, ед. хр. 787 (Послужной список. 30 января 1914 г.)

[2] РГИА, фонд 831, оп.1, д.272, илл. 13-14, 25, 89.

[3] Акты Святейшего Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея России, М., 1994, 448-449.

[4] Условная резолюция Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Петра (Полянского) от 1 февраля 1926 г., Акты Святейшего Тихона..., 436

[5] Акты Святейшего Тихона..., 490.

[6] Воспоминания М. Н. Ярославского, Надежда. Душеполезное чтение, Базель, 1994, вып. 18, 164-181.

[7] Акты Святейшего Тихона ..., 571-72.

[8] Акты Святейшего Тихона ..., 571.

[9] Акты Святейшего Тихона ..., 608.

[10] Акты Святейшего Тихона ..., 614.

[11] Польский, М., протопр., Новомученики российские, 12, 13.

[12] Польский, М., протопр., Новомученики российские, 16.

[13] Согласно http://days.pravoslavie.ru/Life/life4899.htm. http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sam.htm указывает 9 ноября.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites